«Повышение мотивации учебной деятельности учащихся как важнейшая составляющая эффективного учебно- воспитательного процесса»
статья по биологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Тюменцева Людмила Викторовна

МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ»
Методический семинар

«Повышение мотивации  учебной деятельности учащихся

как важнейшая составляющая эффективного учебно-

воспитательного процесса»

Цель:

повышение профессиональной компетентности педагогов.

Задачи:
1. Изучить практические вопросы организации мотиваций учебной деятельности.
2. Выявить мотивы учения.
3. Познакомиться с условиями учебной мотивации современного школьника

Формы работы: информационное сообщение, публичное выступление с презентацией, групповое упражнение

Категория участников: Учителя-предметники, руководители ШПК

Необходимые ресурсы: мультимедийный проектор, презентация «Мотивация», «Шкалы мотивации», притча «Лотерейный билет», материалы, необходимые для выполнения практического задания

Предполагаемый результат: повышение профессиональной компетентности педагогов, позитивное принятие семинара как жизненного опыта.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx171.11 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ»
Методический семинар

«Повышение мотивации  учебной деятельности учащихся

как важнейшая составляющая эффективного учебно-

воспитательного процесса»

Цель: 

повышение профессиональной компетентности педагогов.

Задачи:
1. Изучить практические вопросы организации мотиваций учебной деятельности.
2. Выявить мотивы учения.
3. Познакомиться с условиями учебной мотивации современного школьника

Формы работы: информационное сообщение, публичное выступление с презентацией, групповое упражнение

Категория участников: Учителя-предметники, руководители ШПК

Необходимые ресурсы: мультимедийный проектор, презентация «Мотивация», «Шкалы мотивации», притча «Лотерейный билет», материалы, необходимые для выполнения практического задания

Предполагаемый результат: повышение профессиональной компетентности педагогов, позитивное принятие семинара как жизненного опыта.

В условиях современной российской школы мотивация является одной из наиболее болезненных проблем. Редко встретишь учителя, который не жалуется на то, что детям ничего не нужно, что они не выполняют домашних заданий, скучают на уроках, а то и вовсе на них не ходят. Не стоит думать, что это проблема только нашей школы. Снижение качества успеваемости наблюдается во всем образовании. Одним из критериев обеспечивающим качество обучения является учебная мотивация учащихся.  В течение нескольких последних лет в школе наблюдается снижение качества успеваемости, прежде всего в среднем звене. Об этом мы говорим на совещаниях каждую четверть, обсуждая итоги.

Очевидно, что низкая мотивация сегодняшних школьников  ставит под сомнение эффективность учебной деятельности в целом.

О путях повышения учебной мотивации мы и поговорим сегодня.

При подготовке к семинару проводился анализ  причин снижения качества успеваемости. Таковыми стали: двухсменность обучения, нехватка кабинетов, пропуски уроков, бесконтрольность со стороны родителей, не самостоятельность учащихся  5-7 классов.

Учащиеся же 9-ых классов на первое место среди причин снижения успеваемости ставят – лень.  Причины снижения успеваемости они в основном ищут в себе, в своем отношении к учебе. На втором месте – усталость, перегрузка. Вызывают тревогу  отношения в семье.

Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. О таком говорят: немотивирован…

Информация к размышлению

Учебный год

Успеваемость

% «4» и «5»

СОУ

Средний балл

2016 - 2017

92,8%

47%

43,1%

3,2

2017-2018

98,2%

67,2%

67%

3,3

2018-2019

 1 четверть

94%

26,2%

44%

3,3

2018-2019

2 четверть

96,4%

33,7%

46,4%

3,4

   Упражнение

 «Самый мотивированный ученик».

  • Инструкция:  

Вспомните, пожалуйста, своего ученика, который кажется Вам наименее мотивированным к учёбе (не желает учиться). Опишите его с помощью 10 шкал, обведя кружочком соответствующий балл по каждой шкале.

Теперь выполните те же действия относительно ученика, который кажется Вам наиболее мотивированным (выраженное желание учиться). Опишите его с помощью тех же 10 шкал.

Несимпатичный

-1

0

+1

Симпатичный

Злой

-1

0

+1

Добрый

Безответственный

-1

0

+1

Обязательный

Глупый

-1

0

+1

Умный

Равнодушный

-1

0

+1

Отзывчивый

Невнимательный

-1

0

+1

Собранный

Безвольный

-1

0

+1

Целеустремлённый

Невоспитанный

-1

0

+1

Воспитанный

Ничем не интересующийся

-1

0

+1

Увлечённый

Неудачливый

-1

0

+1

Успешный

Суммируйте все баллы отдельно каждого ученика. Поднимите, пожалуйста, руки, у кого мотивированный ученик набрал меньшее количество баллов, чем немотивированный? А у кого большее количество баллов?

Критерии оценки качества уроков

1. Учитель хорошо ко мне относится (19 %)

2.На уроке мне интересно (11%)

3. Объяснение учителя понятны (17%)

4. Часто испытываю на уроке чувство, что открываю новое (6%)

5. На уроке я получаю много полезной информации (10%)

6. У меня прочные знания по предмету, я легко вспоминаю то, что мы  прошли давно. (5%)

7. Учитель задает посильные д/з, учит способам самостоятельной работы по предмету. (3%)

8. Уроки проходят разнообразно (15 %)

10. С удовольствием иду на урок.(10 %)

9. С удовольствием отвечаю на уроке и активно работаю. (4%)

Условно разделяем только критерии эффективного урока на две группы:

1,2,3,5,8 (формы и методы работы, отношение к ученикам, что можно проконтролировать, посетив урок);

 4,6,7,9,10 (эмоциональная сфера, учебная мотивация, учебные навыки.)

  •                 Что же получается? Мы видим разрыв между первой и второй группой, который означает, что учителя не всегда  учитывают в своей работе личностные особенности ученика.
  • Методы работы на уроке: 3,5,8,6,7
  • Мотивация учащихся: 1,2,4,9,10

Упражнение
«Самоисполняющееся пророчество»

Цель: получить опыт самоисполняющихся предсказаний.

  • Напишите имя ученика, которого Вы оценили сейчас, как не желающего учиться;
  • Забудьте все предубеждения относительно него, будто Вы его совсем не знаете;
  • Составьте для себя желаемое представление о нём. Каким бы Вы хотели его видеть? Пусть Ваше воображение будет смелым и ярким. Творите новый образ этого человека в своём воображении.
  • Запишите, каким Вы видите новый образ. К чему он стремиться? Что его мотивирует?

Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться».
В.А. Сухомлинский

Учеными доказано, что результаты учебной деятельности человека всего на 20 – 30% зависят от интеллекта, и на 70 – 80% от преобладающих у него мотивов учения.

Понятия «мотив» и «мотивация»

Мотивация – это совокупность мотивов, определяющих учебную деятельность.

Мотив – это то, что побуждает человека к определенному действию.

Проблему мотивации изучали знаменитые советские педагоги и психологи:
А.Н. Леонтьев;
А.К. Маркова;
В.В. Давыдов;
Д.Б. Эльконин.

Среди зарубежных авторов большое внимание изучению
этого вопроса посвящал
Дж. Брунер.

Формировать учебную мотивацию – это не значит вложить в голову учащихся  готовые мотивы, педагог для этого должен создать такие условия и ситуации на учебном занятии, где эти мотивы бы сами развивались.

Приемы,
которые помогут повысить мотивацию школьников к обучению

Условия активизации учебных мотивов у учащихся

1.Ориентация учителя на индивидуальные стандарты достижений учеников

В итоге возрастает привлекательность успеха, повышается мотивация достижения.

2.Помощь в выстраивании ближних и дальних перспектив, где учебные успехи являются средством достижения жизненно важных целей.

3.Использование помогающих приемов в обучении(связь с уже известными понятиями, преподавание с учетом разных каналов восприятия, выделение сути и др.).Доступность изложения, помогающие приемы делают обучение более привлекательным.

4.Построение урока таким образом, чтобы основными переживаниями ученика были интерес и положительные эмоции(разнообразие видов деятельности, избегание монотонности, удивление, юмор, групповые переживания в командных соревнованиях, игры и др.)

5.Связь изучаемого предмета с жизнью.

6.Содействие осознанию причастности каждого к общему делу, понимание личного вклада.

7.Позитивные установки относительно проблемных учеников, программирование положительных изменений.

Заключение

  • Уважаемые коллеги! Наша задача сегодня состояла не в том, чтобы дать готовые советы и рекомендации, а в том, чтобы акцентировать внимание на важности развития мотивационной сферы учащегося, умелого применения педагогами различных технологий развития адекватной мотивации учебной деятельности (познавательной мотивации), повышения мотивации учебной деятельности учащихся.
  • То, что педагоги способны мотивировать детей, владеют «инструментами» повышения учебной мотивации, свидетельствует об их собственной мотивации, стремлении к повышению профессиональной компетентности, к совершенствованию, о готовности вовремя сделать шаг в нужном направлении.

Притча «Лотерейный билет».

Жил на свете человек, ничем особенным от других не отличался. Но вот только была у него идея фикс: очень ему хотелось в лотерею выиграть. С этой целью он чуть ли не каждый день ходил в церковь, ставил свечку и просил Бога: «Господи, помоги мне, пошли выигрыш в лотерею».

И так он истово молился сотни раз, что уже не могли на это равнодушно смотреть даже архангелы.

- Господи, да помоги Ты ему, - обратились они к Богу, -что Тебе стоит, а он ещё больше в вере укрепиться.

- Да помог бы я ему уже давно, сам смотреть не могу, как он убивается, - ответил Всевышний. – Да только он хоть бы один лотерейный билет купил…

Мораль: сделайте шаг в нужном направлении! Помогите себе!

Уважаемые коллеги!

Желаю вам успехов в работе по развитию мотивационной сферы учащихся.

   Пусть вам не изменяет ваша мотивация!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса

Обобщение педагогического опыта по использованию информационных компьютерных технологий на уроках биологии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса....

Презентация к Пед.совету «Расширение и углубление связей школы и семьи как важнейшее условие повышения эффективности учебно-воспитательного процесса»

Презентация на тему Государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения...

ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

«Знаете ли вы своего ученика?» - мы задавали этот вопрос многим учителям начальных классов, и первой реакцией почти всегда было недоумение: что за странный вопрос! Если вдуматься: что действительно зн...

Использование ИКТ на уроках технологии для повышения качества и эффективности учебно-воспитательного процесса

Современный урок нельзя представить без использования современных мультимедиа-технологий, которые предоставляют уникальные возможности для реализации творческих инициатив учителя и ученика. Доказано, ...

Проектная деятельность на уроках географии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса

Обобщая личный опыт работы учителем географии, можно отметить следующее: в своей педагогической деятельности наблюдается широкое использование технологии проектной деятельности, которое дает школьника...