Проектная деятельность на уроках географии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса
статья по географии на тему
Обобщая личный опыт работы учителем географии, можно отметить следующее: в своей педагогической деятельности наблюдается широкое использование технологии проектной деятельности, которое дает школьникам возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение определенной проблемы, интересна и значима для самих обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_na_urokah_geografii.docx | 16.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность на уроках географии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса
Проектная, исследовательская работа школьника направлена на развитие самостоятельной деятельности обучающихся, умение работать индивидуально и в группе, умение работать с различными источниками информации. Следует отметить, что именно в процессе самостоятельной деятельности происходит формирование ключевых компетенций. Краеведческий принцип заложен в географии как основополагающий, поэтому изучение этого предмета невозможно без опоры на местный материал (не только своего поселка или города, но и района и области). В требованиях к уровню подготовки выпускников в Федеральном базисном плане по географии отмечено, что в результате изучения географии ученик должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности в повседневной жизни для проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных..
Наличие в лицее собственной метеорологической станции позволяет планировать проектные работы, использующие данные климатических характеристик, полученных с ее помощью
При изучении раздела «Атмосфера» обучающиеся шестых классов разрабатывают проект по теме «Температура воздуха Сергиево-Посадского района». В лицее обучаются школьники, проживающие в разных населенных пунктах Сергиево-Посадского района. Школьники регистрируют данные температуры воздуха в своем населенном пункте, затем анализируют полученные данные и строят графики суточного хода температуры, изменения месячной температуры воздуха, сравнивают полученные графики, а также график температуры, которую регистрировала школьная метеостанция.
Большой интерес вызвал у обучающихся пятых и шестых классов проект «Народные приметы и прогноз погоды».
Цель данного проекта – сравнить степень совпадения прогноза погоды по народным приметам с реальными погодными условиями за исследуемый промежуток времени.
Сначала школьники собирали информацию о народных приметах, предсказывающих погоду, затем классифицировали собранные данные о приметах на несколько групп: отдельно были выделены приметы, связанные с растениями и животными, группа с сугубо метеорологическими приметами, а также группы примет в зависимости от длительности действия. Обучающимися был составлен и самостоятельно проиллюстрирован альбом с народными приметами. Параллельно с этим изучались данные, зафиксированные в дневниках наблюдений за погодой и школьной метеостанцией. Обучающиеся провели сравнительный анализ погоды, предсказанной народными приметами и погоды, которая наблюдалась в Сергиево-Посадском районе за определенный промежуток времени.
Использование метода проектов в рамках классно-урочной системы затруднено в связи с возникающими сложностями организационного характера и временными ограничениями, поэтому проектная методика более приемлема во внеурочной деятельности по учебному предмету. Включение метода проектов в организацию внеклассной или воспитательной работы дает много преимуществ и показывает положительные результаты.
Одним из наиболее эффективных способов формирования экологической и географической культуры школьников является использование проектной технологии обучения географии на основе краеведческого принципа.
Ярким примером проектной работы по экологическому краеведению, выполненной моими учениками, является проект «Загорское море: история и современность». Работу над этим проектом начала группа из трех учеников, но впоследствии к этому проекту подключились многие ученики нашего лицея.
Загорское море находится недалеко от Сергиева Посада. Этот великолепное рукотворное озеро в лесу появилось в бывшем дачном поселке Семхоз 55 лет назад. И настолько органично вписалось в местную живописную «оправу», что многие уверены – так было здесь всегда. Удивились и мои ученики, когда узнали, что это озеро создано руками человека.
Было решено изучить историю Загорского моря, оценить значение местного озера как объекта для отдыха горожан и выяснить, в каком экологическом состоянии находится водоём в настоящее время.
Учащиеся собрали и обработали информацию о Загорском море. Но самым главным моментом стала встреча с создателями этого озера. Школьники с большим интересом послушали рассказ о создании Загорского моря, взяли интервью.
Посвятив эту проектную работу Загорскому морю и его создателям, обучающиеся хотели привлечь внимание жителей своего города и района, общественности к бедственному положению живописнейшего уголка нашего Радонежского края. На основе материалов, представленных в работе, подготовлено обращение к администрации Сергиево-Посадского муниципального района и статьи в местную газету «Вперед» и другие периодические издания с призывом принять меры для сохранения «голубой жемчужины» Радонежья, вернув его в первозданное состояние.
Проектная работа «Загорское море: история и современность» была представлена обучающимися МБОУ «Лицей № 24 имени Героя Советского Союза А.В.Корявина» на ежегодной региональной конференции творческих работ школьников «Перспективный проект», где получила диплом II степени среди многочисленных участников. Рассказ лицеистов о рукотворном живописном озере вызвал большой интерес у жюри и участников конференции.
Таким образом, для обучающихся участие в работе над проектами - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Участие в проектной деятельности позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, использовать свои знания, принести пользу, продемонстрировать результат. Проектная деятельность направлена на решение интересной проблемы, сформулированной чаще всего самими школьниками в виде задачи, решение которой носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что очень важно, интересно и значимо для самих открывателей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса
Обобщение педагогического опыта по использованию информационных компьютерных технологий на уроках биологии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса....
Презентация к обобщению опыта по теме "Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса"
Презентация к обобщению опыта...
Выступление для педагогического совета или методического объединения с презентацией по теме "Совершенствование исследовательско-аналитической деятельности педагога как условие повышения эффективности учебно-воспитательного процесса"
Текст выступления педагога-психолога для педагогического совета или методического объединения с презентацией...
Использование модульной технологии на уроках географии как средство повышения эффективности обучения
Опыт использования модульной технологии на уроках географии линия УМК "Полярная звезда". Теоритическое обоснование технологии. Приложение: коспект урока в 6 классе по теме "Атмосферное давление", конс...
Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности
Презентация для выступления на школьном методическом объединении учителей естественно-математического цикла....
Обобщение педагогического опыта на тему «Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса» к конкурсу учитель года 2017
Использование виртуальных лабораторных рабо на уроках биологии...
Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности
В современном мире образование играет одну из важнейших ролей. Для того, чтобы будущий выпускник соответствовал данным критериям образованного человека, необходимо создать такие условия в процессе о...