ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
статья на тему

Шишканова Светлана Геннадьевна

«Знаете ли вы своего ученика?» - мы задавали этот вопрос многим учителям начальных классов, и первой реакцией почти всегда было недоумение: что за странный вопрос! Если вдуматься: что действительно знает учитель о каждом своем ученике, какие ка­чества он считает определяющими успех обучения, знает ли он возможности ребенка, индивидуальные и возрастные его особен­ности развития и, наконец, знает ли, как учитывать все эти разли­чия, как строить учебный процесс, чтобы помочь малышу справить­ся со всем комплексом учебных и внеучебных нагрузок, которые ложатся на его плечи с приходом в школу?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_znaete_li_vy_svoego_uchenika.docx27.85 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет

«ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

31 января 2013 года

«...Только тогда, когда педагоги будут знать,

что надо делать, они смогут делать».

П. П. Блонский

«Знаете ли вы своего ученика?» - мы задавали этот вопрос многим учителям начальных классов, и первой реакцией почти всегда было недоумение: что за странный вопрос! Если вдуматься: что действительно знает учитель о каждом своем ученике, какие качества он считает определяющими успех обучения, знает ли он возможности ребенка, индивидуальные и возрастные его особенности развития и, наконец, знает ли, как учитывать все эти различия, как строить учебный процесс, чтобы помочь малышу справиться со всем комплексом учебных и внеучебных нагрузок, которые ложатся на его плечи с приходом в школу?

Вы не задумывались над этими вопросами? Наверное, все-таки задумывались: ведь каждому учителю приходится сталкиваться с ними буквально ежедневно. Как показывает опыт, учитель часто самоустраняется от решения названных вопросов не только потому, что не хочет, а потому, что не может, не знает, как и что ему делать. Но самое главное - он не всегда четко представляет себе, что может он сам, что может ребенок, где граница между «можно»  и «надо», где нужно изменить сами требования к ученику, чтобы не навредить ему. Интересно было узнать, какие сведения имеет учитель о своем ученике, какие качества и особенности учитывает в процессе обучения, что, наконец, считает самым главным при обучении в школе. Ответы учителей в комментарии не нуждаются, вот цифры: подавляющее большинство учителей (61 %) считают основным качеством, определяющим успешность обучения, трудолюбие ученика (прилежание, дисциплинированность, отношение к учебе); 20% учителей выделяют способности ребенка, понимая под ними весь комплекс качеств, включая внимание, память, мотивацию и т. д. Среди факторов, определяющих успешность в учебе, называют отношение в семье, отношение в коллективе, аккуратность, систематичность выполнения домашних заданий и многое другое. Ну а сам ученик, особенности его развития, готовность к школе, функциональные возможности, здоровье? К сожалению, лишь некоторые учителя считают необходимым строить учебный процесс с учетом состояния здоровья ребенка, особенностей его высшей нервной деятельности, индивидуальных особенностей работоспособности, готовности к обучению.

При таком отношении неудивительна и обоснованна тревога о здоровье детей, значительная часть которых не справляются с учебной нагрузкой, испытывают разного рода трудности обучения. Мы часто слышим, что школа часто приводит к нарушению состояния здоровья или усугубляет уже имеющиеся отклонения. И какими благими ни были бы наши намерения, немного будут стоить все знания, умения и навыки, которым мы научим детей, если не сохраним, а еще страшнее - загубим здоровье ребенка. Именно поэтому так важно, чтобы учитель не только знал каждого своего ученика, но и умел учитывать его особенности в процессе обучения. Трудно себе представить деятельность человека в любой сфере, когда он не знает, «с чем работает», «что можно», «каковы возможности», «какова сопротивляемость», «как управлять» и т. д. И наконец, «что нужно делать, чтобы не испортить, не сломать»? А ребенок - сложнейший, быстро и надолго «ломающийся», сугубо индивидуальный, каждый единственный в своем роде «экземпляр»: как же можно работать с ним и не знать его?

Известный русский педагог П.П.Блонский считал отношение учителя к ребенку основным критерием его профессиональности: «Сейчас я быстро разгадываю, что за педагог передо мною, смотря по тому, говорит ли он со мною о детях и их психологии, или же говорит он о программах, требованиях начальства, методиках и т. д.». Быть может, подавляющий интерес к методикам, программам, содержанию обучения в условиях, когда сам ребенок, его возможности и особенности как бы исключены из сферы внимания, и привел к столь печальной ситуации в школе? Конечно, это не одна единственная проблема, но, несомненно, одна из самых важных. Именно поэтому очень важна идея педагогики сотрудничества, идея гуманного отношения к ученику на основе учета его индивидуальности, его особенностей, педагогика доброго, человечного, понимающего учителя и воспитателя, но понимающего и принимающего ребенка не только сердцем, но и умом, а значит, знающего его. Школе необходима педагогика сотрудничества, при которой между учителем и учеником устанавливается доброжелательное дружеское взаимопонимание, вызывающее у маленького человека положительные эмоции, уверенность в себе, в своих действиях и поступках, когда даже неудачи не кажутся такими непреодолимыми, не рождают чувство страха, отчужденности. Знание и понимание ребенка дают в руки учителя «волшебный ключик», позволяющий открывать сердца и души детей, вскрывать порой незнакомые ни им самим, ни их родителям ларчики способностей и возможностей.

Педагогика сотрудничества - это взаимопонимание и взаимодействие между учителем и родителями, учениками. Тогда родители не будут стесняться или, еще хуже, бояться рассказать, что их тревожит и волнует. А учитель не станет укорять родителей за ленивого и нерадивого, невнимательного или чересчур живого ученика, а постарается вместе с ними понять причины возникших трудностей и найти возможность помочь ребенку.

Педагогика сотрудничества - это прежде всего педагогика знания личности, знания и учета особенностей в процессе обучения.

Только такой учитель, который хорошо знает и понимает способности и возможности ученика, его проблемы и трудности, знает, как и чем можно ему помочь, не «сломает» его, не навредит здоровью. Быть может, такой ученик будет и не очень послушным, но останутся в нем жажда нового, активность, самобытность. У такого учителя не вырастет запуганный «невротик», ненавидящий школу и учебу, хронически неуспевающий, который никогда в жизни уже не сможет поверить в себя.

Важность знания развития детского организма, правильного подхода к обучению и воспитанию - это проблема не только здоровья наших детей, это огромная социальная проблема роста, развития, социального благополучия и социальной адаптированности человека. Трудолюбие и послушание, которые большинство учителей выделяют в качестве основных критериев успешности обучения, не имеют ничего общего с истинными факторами, определяющими успехи в учебе, скорее, это действующая в обществе установка на воспитание в детях послушания, даже в ущерб их инициативе и самостоятельности. К сожалению, этот консервативный взгляд и подход к проблеме все еще доминируют.

Сегодня уже не нужно никого убеждать, что дети разные, но еще много нужно сделать, чтобы не делить детей на «хороших» и «плохих», «послушных» и «непослушных», «успевающих» и «неуспевающих». В каждом классе есть непоседы и мямли, одним нужно подробно объяснить, что и как, другие любят дойти до всего сами (хорошо это или плохо?), один тянет руку, даже когда не знает, а другой знает, но молчит (что лучше здесь?), у одних - быстрый темп реагирования, другие медленно включаются в работу, и переключить их на новый вид деятельности очень трудно. Дети по-разному воспринимают информацию, по-разному ее анализируют, у них разная работоспособность, разное внимание, память и т. д. Разные дети требуют в конечном счете разного подхода в обучении, т. е. индивидуального, дифференцированного подхода, который активно декларируется, но на практике реализуется не достаточно.

Вопрос: может ли один педагог, даже очень хорошо знающий и любящий детей, свое дело, учитывать индивидуальные особенности каждого из своих учеников? На этот вопрос всегда трудно ответить, потому что единственный ответ - «должен». Иначе в каждом классе будет до четверти детей «неспособных», «неуспевающих» (опыт показывает, что в действительности так и есть) и неуспевающих не потому, что их нельзя научить: ведь учиться может практически любой ребенок, не имеющий грубых нарушений психического развития,- а потому, что разных детей нужно учить по-разному. Один будет труднее осваивать письмо, другой - математику, один сможет работать на уроке спокойно, внимательно, не отвлекаясь, а другой через пять минут начнет крутиться. Кто-то будет запоминать то, что вы говорите с первого раза, а кому-то придется объяснять еще и еще.

С первых дней обучения учителю необходимо определить так называемый «контингент риска», тех детей, с кем будет труднее всего, и им уделить особое внимание. С этими учениками важно не запоздать, не упустить время для педагогической, а при необходимости и медицинской коррекции, не надеяться на чудо, так как трудности не пройдут сами собой. Самое главное - чтобы эти различия не пугали учителя (одинаковых детей нет и быть не может).

В классах наполняемостью до 14 учащихся (в нашей школе) реализация  индивидуального, дифференцированного подхода к учащимся реально возможна и будет оправдана.

Что же лежит в основе индивидуального подхода к ребенку? Что должен знать и учитывать педагог в своей повседневной работе? Прежде всего необходимо знание состояния здоровья в широком смысле этого слова, включающее не только телесное, но и психическое здоровье, а также социальное благополучие и социальную адаптированность ребенка. Кроме того, важно знать и учитывать степень готовности ребенка к обучению, особенности его возрастного развития - темперамент, интеллект, память, внимание, восприятие, которые проявляются в разной степени и в самых разных сочетаниях, определяя тем самым успешность всего педагогического процесса. Педагоги и психологи называют это «обучаемостью». Очень часто, даже видя индивидуальные различия детей, педагог не принимает их во внимание в процессе обучения, не понимает их значимости, а затем и просто перестает их замечать. В то же время степень обучаемости, состояние здоровья ребенка и функциональное состояние организма определяют в комплексе ту меру напряжений и усилий, которые требуются от него, ту «цену», которую организм «платит» за успехи и неудачи. Если нагрузка чрезмерна, а «цена» превышает предел функциональных возможностей организма, это неизбежно приводит к нарушению состояния здоровья. Именно этого и должен не допустить учитель.

Правда, следует подчеркнуть, что дифференцированный подход не всегда направлен на облегчение нагрузки. Бывают случаи, когда нужно увеличить нагрузку, повысить ее интенсивность. Но в каждом отдельном случае учитель должен твердо знать, что, когда речь идет о дифференцированном подходе, мы имеем в виду не количественные изменения нагрузки, а качественно иной подход.

Итак, они разные, эти мальчики и девочки, которые приходят к вам в школу, которых нужно многому научить, а главное - научить их учиться, нужно помочь стать учениками и учиться вместе с ними.

А трудно ли учиться? Существует два противоположных взгляда на учебную нагрузку и ее влияние на организм ребенка. Многие учителя и родители считают, что учеба, особенно в начальных классах, совсем нетрудна, дети не напрягаются и вообще никакой это не труд - учеба. Другие, наоборот, считают, что учебная нагрузка очень трудна, а самое главное, обязательно сопровождается утомлением и даже переутомлением. Конечно, учеба для ребенка - нелегкий труд, но утомления, а тем более переутомления можно и нужно избежать. Но возможно это только при такой организации учебного процесса, когда учитываются все те факторы, о которых мы уже говорили. По мнению известного гигиениста М. С. Громбаха, задача учителя - в том, чтобы сделать «трудное - привычным,         привычное - легким, легкое - приятным», и тогда учеба в школе будет доставлять детям радость.

Нельзя не сказать об очень важном факторе - личности самого учителя, его роли и характере его взаимоотношений с учеником. В. А. Сухомлинский считал, что «учитель - это прежде всего человек, который любит детей, находит радость общения с ними». Увы, так бывает не всегда. Как часто еще приходится сталкиваться с крикливым, раздражительным, не желающим сдерживать себя учителем! Такой педагог оказывает отрицательное влияние на психическое самочувствие и работоспособность детей, вызывает у них эмоционально отрицательные переживания, состояние тревожного ожидания, неуверенности, чувство страха и незащищенности. У такого учителя дети запуганы, подавлены, крикливы и грубы в отношениях друг с другом. В таком классе ученики часто жалуются на головную боль, плохое самочувствие, усталость. Еще хуже, если психотравмирующая ситуация, вызываемая неправильным поведением педагога, создается избирательно по отношению к одному ученику. К сожалению, такие случаи нередки. У ученика тогда возникает ответное чувство антипатии, страха и часто приводит к развитию невроза.

Конечно, нельзя дать учителю готовых рецептов. Более того, знание ребенка, знание истинное, глубокое, знание, рождающее понимание, не нуждается в рецептах, наоборот, это основа творчества учителя, поисков собственных путей в решении всех проблем. Это знание не облегчит работу учителя, а сделает ее качественно иной, научит видеть в каждом ребенке его индивидуальность и сделает невозможной стрижку «под одну гребенку», позволит учителю быть более внимательным и терпимым.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ МНЕ ОЧЕНЬ ХОТЕЛОСЬ ПОЖЕЛАТЬ ВАМ

Будьте внимательны к своим ученикам, отмечайте изменения в их поведении, любые отклонения от нормы. Ребенок не должен быть вялым, плаксивым, замкнутым, склонным к уединению или, наоборот, беспокойным, агрессивным, не дающим ни минуты покоя ни себе, ни окружающим. Особенно важно вовремя заметить резкое изменение поведения. Эти изменения, особенно «вдруг» возникшие, требуют пристального внимания и учителя, и родителей. Это чаще всего вторичные признаки нарушения состояния здоровья.

Обратите внимание на изменения работоспособности ученика. Быстро нарастающее утомление, невозможность продолжительной работы без отвлечений и ошибок, жалобы на головную боль, усталость требуют немедленной разгрузки ребенка, введения щадящего режима.

Однако не торопитесь с выводами. Понаблюдайте, побеседуйте с родителями, попробуйте различные варианты заданий, опроса, измените темп работы. Постарайтесь больше узнать о каждом своем ученике и, даже если он по каким-то причинам вызывает тревогу, не делайте поспешных выводов, не спешите изложить свое (категорическое) мнение родителям. Лучше поделитесь с ними своими тревогами и постарайтесь вместе решить тревожащий вас вопрос. При необходимости попросите родителей обратиться с ребенком к врачу, обязательно узнайте результаты этого посещения и сделанные врачом рекомендации (все рекомендации врача необходимо принять во внимание).

Но отнюдь не всегда (вопреки мнению учителя) у ребенка обнаруживаются отклонения в состоянии здоровья. Чаще это просто эмоциональные перегрузки, затруднения психологической адаптации, которые требуют педагогической, а немедицинской коррекции. Проявляйте настойчивость, терпение и доброжелательность по отношению к «трудному» ученику.

Дайте возможность каждому ученику проявить себя с наилучшей стороны. Пусть он не очень хорошо пишет и считает, но, может быть, поет, рисует, танцует. Может быть, этот - хороший товарищ, а этот любит возиться с маленькой сестренкой, кто-то знает все марки машин и т. п. Помните, что учебные успехи - это еще не все. Уважение других ведь начинается с уважения себя, и это очень важно. Практика показывает, что неуспехи в учебе могут привести к чувству неполноценности, а оно в свою очередь формирует отрицательное отношение к учебе. Вот эту цепь неуспехов, неверия в себя и необходимо разорвать.

Будьте объективны не только в оценке ученика, но и в оценке сложившейся трудной ситуации. Не поддавайтесь эмоциям, чувствам. Они - плохие советчики, и решение проблемы под влиянием эмоций вряд ли будет эффективным.

Умейте дифференцировать проявления различных трудностей при обучении (чтению, письму, счету, решению задач, при плохой зрительно-двигательной координации, замедленной реакции или, наоборот, гиперактивности, затруднении в запоминании слов, цифр, при неустойчивости внимания). Природа этих нарушений до конца не выявлена. Исследования последних десятилетий четко показали, что у школьников, имеющих затруднения в обучении, может не быть снижения интеллектуального развития и, если вовремя установить характер и причины этих затруднений, провести весь комплекс необходимой медико-педагогической коррекции, можно предотвратить развитие стойкой неуспеваемости и облегчить адаптацию ребенка в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный социальный заказ на формирование личности школьника и его реализация в учебно-воспитательном процессе в средних общеобразовательных учебных заведениях

Современный социальный заказ на формирование личности школьника и его реализация в учебно-воспитательном процессе в средних общеобразовательных учебных заведениях Исследование направлено на изуче...

Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса

Обобщение педагогического опыта по использованию информационных компьютерных технологий на уроках биологии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса....

Презентация к Пед.совету «Расширение и углубление связей школы и семьи как важнейшее условие повышения эффективности учебно-воспитательного процесса»

Презентация на тему Государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения...

Модернизация программы по картонажно-переплетному делу, как способ повышения эффективности учебно-воспитательного процесса

Программа по картонажно-переплетному делу 6-9 классы, для учащихся с выраженными проблемами интеллектуального и моторного развития. В программу включены различные прикладные технологии, которые учител...