Методическая разработка урока по биологии в 5 классе (ФГОС) Тема урока: "Лишайники"
методическая разработка по биологии (5 класс)
Методическая разработка урока по биологии в 5 классе (ФГОС) Тема урока: "Лишайники"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: биология.
Учитель ГБОУ СОШ №380 г. Санкт-Петербург Махова Ольга Сергеевна
Класс: 5
Тема урока: «Лишайники»
Тип урока: проблемно-поисковый
Педагогические технологии: технология проблемного обучения, компьютерные технологии.
Организация пространства: групповая работа.
Оснащение урока: учебник, компьютер, мультимедиапроектор, презентация «Лишайники», коллекция лишайника, лупы, «Рабочие листы» для учеников, Р-Р Лакмуса, 3 химических стакана с водой, уксусной кислотой и содой.
УУД:
Познавательные умение самостоятельно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме ,смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации.
ЛичностныеУУД: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные УУД: формировать умение постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения; формировать способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации конфликта и к преодолению препятствий.
Коммуникативные УУД:
-умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Задачи:
Обучающая: изучить строение лишайника.
Развивающая:
- продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, отработка активного умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение работать в парах, логическое мышление, речь учащегося.
- Воспитывающая: воспитание интереса к познанию живой природы, воспитание патриотических чувств
Организация пространства: работа в парах
Технологическая карта урока
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые умения (универсальные |
1 . Организационный момент | Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока. А сейчас проверь, дружок Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка Все ли правильно сидят, Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «5» Слайд №1 – Здравствуйте, ребята. На столах лежат Рабочие листы – подпишите их | Приветствуют учителя, определяют готовность к уроку | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность. Познавательные: слушают учителя. Регулятивная: демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку |
2. Актуализация знаний | - Перед изучением нового материала нам необходимо вспомнить наиболее важные понятия, которые мы уже прошли. И сегодня эти знания снова нам понадобятся. - Для этого в рабочих листах ответьте на Задание№1 «Вставьте в текст пропущенные слова» Приложение 1 Поменяйтесь для проверки. Проверьте и оцените работу соседа, согласно инструкции. Слайды 2, 3, 4 Поднимите руки те, кто не сделал ни одной ошибки. 2 ученика читает правильный ответ Проблемный вопрос: Сегодня у меня будет много загадок. И вот одна из них СЛАЙД 5 -Кто это такой? -В Петербурге есть сфинксы? -Настанет момент, и я вернусь к этому мифическому существу, а вы попробуйте догадаться, почему я его вспомнила на уроке биологии | Самостоятельно работают с Заданием №1 в Рабочем листе Проверяют работу одноклассника, по слайду №2,№3 На слайде изображен сфинкс, Сфинкс- чудовище с головой женщины и телом льва. (египетский сфинкс - Да, (На Египетский мост -Университетской наб. ) | Познавательные: - Вставьте в текст пропущенные слова Регулятивные: - умения отвечать на поставленные вопросы -Формировать умения проверять и адекватно оценивать работу |
3. Формирование темы урока. Целеполагание. | -А тему сегодняшнего урока вам поможет сформулировать следующий слайд №6 - Что это такое? Что вы видите? ( У животных и человека есть кожное заболевание под названием лишай И на деревьях есть такие наросты. Раньше ошибочно считалось, что и на деревьях эти шероховатости, наросты вызваны болезнью. - А теперь посмотрите на эти живые организмы, которые лежат перед вами. Что это за организмы на деревьях ? Как они называются?
-Ну а теперь сформулируйте тему сегодняшнего урока. Тема: Лишайники Слайд№7 -Как же назвать науку, изучающую лишайники? Вспомните науку биологию. Из каких двух корней состоит это слово? «ЛИХЕН» - означает Лишай Слайд №8 «ЛОГОС» - означает НАУКА Как же назвать науку о лишайниках - А что вы хотите узнать на этом уроке? Сформулируйте и Запишите в Рабочий лист. Спрашиваю некоторые варианты Оцените себя (удалось сформулировать цель урока + Не удалось - ) | Высказывают разные предположения – болезнь лишай Высказывают разные предположения (могут ответить-лишайники). Формируют тему урока Записывают тему в рабочий лист «Биос» - жизнь «Логос» - наука НАУКА О ЛИШАЙНИКАХ ? (лихенология) Записывают в рабочий лист Учащиеся предлагают: изучить особенности строения и жизнедеятельности лишайников. Оценивают себя | Регулятивные: Формирование умения самостоятельно определять цель учебной деятельности -Формировать умения адекватно оценивать работу Познавательные: Формирование умения анализировать, строить логически обоснованные рассуждения Коммуникативные: свободно излагать свои мысли в устной форме, слушать других |
4. Выявление причины затруднения | Перед тем как загадать вам следующую загадку, вспомните какие – какие царства живой природы мы с вами знаем? Слайд №9 Проблемный вопрос А мы можем отнести эти организмы (лишайники) к какой-нибудь уже известной вам группе живых организмов? -Что нужно знать об организме, чтобы отнести его к какому-нибудь царству? Итак, Первая загадка – это к какому царству отнести лишайники? Слайд№10 Для ответа мы займемся изучением особенностей строения, питания и много другого лишайников -Где мы можем найти нужную информацию? | Вспоминают царства:
Учащиеся не могут дать однозначного ответа. Формулируют проблему: Мы не знаем к какой группе живых организмов отнести лишайники. Предложения учащихся: Если мы будем знать строение и способ питания , то сможем определить, к какой группе живых организмов относятся лишайники. Предложения учащихся: Учебник, наглядный материал, спросить у взрослых | Познавательные: Формирование умения анализировать, строить логически обоснованные рассуждения Регулятивные: - умения отвечать на поставленные вопросы Коммуникативные: свободно излагать свои мысли в устной форме, слушать других |
Мотивация к учебной деятельности (проблемный вопрос) | Сейчас каждая парта получит свое задание. Ваша задача найти ответ на вопрос таблицы Слайд№11 Задание:
Учитель, при необходимости, консультирует учащихся, контролирует ход работы.Во время ответа-выступления учащихся учитель показывает слайды 1-я группа работает над материалом “Строение лишайника” и анализирует изображение внутреннего строения лишайника по рис №67 Слайд №12 2-я группа анализирует материал “Многообразие лишайников” Слайд №13 Классифицирует наглядные лишайники на группы. (Л/Р) 3-я группа работает над материалом “Питание лишайников” Слайд №14 - Мы изучили строение и питание лишайников. Можете вы теперь отгадать первую загадку про царства? Слайд №15 Оцените себя: удалось отгадать загадку №1 +/- Вторая загадка: -Почему я сегодня вспомнила о сфинксах? -Какая связь между лишайниками и сфинксами? Слайд №16,17 Именно поэтому в 1185 г. Тимирязев назвал эти организмы «сфинксами»? Слайд №18 Оцените себя: удалось отгадать загадку №2 +/- | Учащиеся работают в парах по заданиям, готовят выступление-ответ Заслушивают выступающих, записывают ответы на вопросы по слайдам Такое строение и способ питания не имеет ни один организм. Т.о., лишайники нельзя отнести ни к одному царству живой природы, т. к. это симбиотические организмы, состоящие из нитей грибницы и клеток водорослей Сфинкс и лишайники это симбиоз разных организмов | Коммуникативные: 1. формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре (определять общие цели, договариваться друг с другом). 2. Формирование умения слушать и понимать речь других людей. Познавательные: 1. формирование умения владеть смысловым чтением, выделять главное. 2. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, 3. Озвучивают результаты работы, сравнивая с изображением на интерактивной доске. Регулятивные: - умения отвечать на поставленные вопросы -Формировать умения проверять и адекватно оценивать работу |
| А теперь немного отдохнем! (Слайд 19,20 ) | . Выполняют упражнение для рук и глаз |
|
| 4-я группа изучает материал “Размножение лишайников” Слайд №21 5-я группа анализирует материал о значении лишайников в природе и жизни человека. Слайд №22,23,24 Оцените себя: (удалось заполнить «свою» графу +/- Удалось записать всю таблицу+/- ) В учебнике упоминается интересное значение Лишайника – получение Лакмуса. - А что это такое? СЛАЙД №25 Индикатор – это в переводе обнаруживатель СЛАЙД №26 - Какие индикаторы вы знаете? СЛАЙД №27
Лакмус – это химический индикатор, он меняет свой фиолетовый цвет в зависимости от среды Сейчас я покажу вам опыт, а вам надо будет определить какая химическая среда в стаканчиках. Определяется она по цвету. СЛАЙД № 28 Посмотрите опыт и определите какая среда в первом стаканчике, а какая во втором (инструкция на доске) | Ученики затрудняются ответить, могут предположить что это индикатор Варианты индикаторов – -в автомобиле – лампочка - индикатор кол-ва бензина, - отвертка индикаторная- есть ток) | Коммуникативные: 1. формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре (определять общие цели, договариваться друг с другом). 2. Формирование умения слушать и понимать речь других людей. Познавательные: 1. формирование умения владеть смысловым чтением, выделять главное. 2. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, 3. Озвучивают результаты работы, сравнивая с изображением на интерактивной доске. Регулятивные: - умения отвечать на поставленные вопросы -Формировать умения проверять и адекватно оценивать работу |
| Третья загадка связана с выражением манна небесная - Слышали ли вы такое выражение? - Что оно означает? Это тоже связано с лишайниками. Существует легенда о том, как однажды много дней и ночей древнееврейский народ шёл по пустыне, по колено, утопая в сыпучем песке. Все припасы, взятые с собой, были съедены. Люди падали от изнеможения и истощения на горячий песок и уже готовились к смерти. Утром, когда солнце стало накалять пустыню, неожиданно поднялся ветер. И вдруг путешественники заметили, как по песку, подгоняемые ветром, катятся серые комочки. Ветер поднимал их кверху, и казалось, что они падают с неба. (СЛАЙД №29 ) – Манна, манна! С неба падает манна! Все бросились собирать эту “манну”: брали серые комочки, ели их сухими, варили кашу и пекли лепешки. -Что же спасло народ от голодной смерти в пустыне? -Для этого поработаем с учебником, откройте стр. 106 и найдите объяснение термину «Манна небесная». Какую информацию вы узнали? - Что же бросились собирать люди? Оцените себя: - удалось отгадать загадку №3, ставь «+» Есть еще одно важное для нас значение это - биоиндикация (оценка качества природной среды) | Предполагают, что выражение "манна небесная" означает дар, благословение свыше. Люди собирали съедобный лишайник Выступление ученика с проектом «Оценка качества воздуха, с помощью лишайников» | Коммуникативные: 1. Формирование умения слушать и понимать речь других людей. Познавательные: 1. формирование умения владеть смысловым чтением, выделять главное. 2. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, 3. Озвучивают результаты работы, сравнивая с изображением на интерактивной доске. Регулятивные: - умения отвечать на поставленные вопросы -Формировать умения проверять и адекватно оценивать работу |
8.Первичное закрепление | Ребята, подошло время проверить, как вы усвоили новую информацию. Для этого я предлагаю вам выполнить проверочную работу (в Рабочем листе) и оценить себя Работайте над ними самостоятельно, а затем мы проведем самоконтроль и самооценку. На работу дается 5мин, а затем на экране высвечиваются правильные ответы. Слайд№ 30 | Самостоятельная работа учащихся Проводится самоконтроль и самооценка | Регулятивные: 1. формировать умение адекватно оценивать свои знания и умения. 2. формировать умение определять степень успешности своей работы. |
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Учитель предлагает вспомнить тему урока, цели, проблему над которой работали ученики, оценить меру продвижения каждого учащегося к цели, поставленной в начале урока Сегодня вы изучили новые для нас организмы Подведем оценку своей работы на уроке - подсчет плюсов В конце урока определите, как вы оцениваете свою работу? Отметьте в ваших Рабочих листах Я работал активно/ пассивно. | Уч-ся отмечают наиболее трудные и понравившиеся этапы урока, Отмечают успешные ответы, интересные вопросы Ребята работают в листах самооценки | Личностные . Называют тему урока, цели, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока. Отмечают успешные ответы, интересные вопросы. Познавательные: Анализ, построение логической цепи рассуждений. Личностные: Адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности. |
10. Домашнее задание | Комментирует Д/З (Слайд31) 1) Параграф №19,вопросы после параграфа 2) Попробуйте найти лишайники возле своего дома, определите форму слоевища. 3) Составьте кроссворд на тему “лишайники”. | Учащиеся записывают домашнее задание. | Коммуникативные УУД. Осуществляют взаимный контроль записей домашнего задания в дневнике |
Литература
- Учебник “Биология. Бактерии, грибы, растения 5кл.” ФГОС. В.В. Пасечник, М.: Дрофа, 2016.
- Энциклопедия для детей. Биология. М, Атланта,1993.
- И.А.Шапиро “Загадки растения – сфинкса”, Ленинград, 1991. http://padaread.com/?book=29063&pg=3
- Д. И. Трайтак. Книга для чтения по ботанике: Для учащихся 5-6 кл. М, Просвещение, 1985 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

разработка урока по биологии 5 класс по теме Растения ФГОС
Урок разработан с основными требованиям ФГОС...
Методическая разработка урока по биологии 10 класс Тема урока: «Состав и функции белков»
Урок биологии в 10 классе в свете ФГОС при использовании системно-деятельного подхода. В методической разработке рассмотрена теиа строения и фунгкций белков....
Методическая разработка урока географии в 5 классе (ФГОС). Тема "Атмосферное давление. Ветер".
Тема урока: «Атмосферное давление. Ветер»Предмет: географияКласс: 5 (ФГОС)Автор урока: Резникова Е.В., учитель географии 1 квалификационной категории.Образовательное учреждение: МБОУ &laqu...

Методическая разработка урока по биологии 5 класс по теме "Строение клетки .Ткани"
Разработка урока биологии в 5 классе по теме"Строение клетки. Ткани"...
Методическая разработка урока по биологии 5 класс на тему ,,Грибы,,
Урок изучения нового материала на тему ,,Грибы,, расчитан на 1 час в 5 классе по программе и учебнику Н.И.Сонин, А.А. Плешаков ,,Биология,,. Урок проводится в кабинете биологии с использованием ...

Методическая разработка урока по биологии 7 класс Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика"
Метидическая разработка урока по биологии 7 класс. Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика." Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ (лицензионная программа по биологии 7 ...