Методическая разработка урока по биологии 5 класс по теме "Строение клетки .Ткани"
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему
Разработка урока биологии в 5 классе по теме"Строение клетки. Ткани"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 990.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок биологии 5 класс в рамках ФГОС «Строение клетки»
Тема урока: Строение клетки.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.
Цель: изучить строение клетки, выявить роль органоидов клетки.
Задачи:
- образовательные: знать о строении клетки, а так же о роли органоидов клетки.
- развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органоиды в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.
- воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
- знать строение клетки;
- рассмотреть клеточные органоиды и их роль в клетке;
- уметь отличать клетки бактерий от растений, грибов и животных.
Метапредметные:
- регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе информацию;
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
- познавательные: - работать с учебником;
- находить отличия;
- составлять схемы-опоры;
- работать с информационными текстами;
- объяснять значения новых слов;
- сравнивать и выделять признаки;
- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Личностные:
осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
- Продолжить формирование умения работать с учебником.
- Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
- Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Коммуникативные УУД
- Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
- Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
- Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
- Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
- Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
- Продолжить формирование умения определять критерии изучения строения клетки.
- Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
- Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные УУД
- Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
- Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
- Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
- Оценивать собственный вклад в работу группы.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы: частично-поисковый.
Информационно-технологические ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, ПК, лук - репка, микролаборатория.
Основные термины и понятия: Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро, хромосомы, пластиды, хлоропласты, вакуоли.
Урок биологии 5 класс в рамках ФГОС «Строение клетки
Тема урока: Строение клетки.Ткани.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.
Цель: изучить строение клетки, выявить роль органоидов клетки.
Ход урока
- Организационный момент.
Добрый день, ребята! На прошлом уроке вы изучили тему «Увеличительные приборы». Сейчас мы проверим домашнее задание.
- Проверка домашнего задания по вопросам учебника п.4 стр.18-19
Кто первым применил микроскоп? (Роберт Гук)
- Мотивация
Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете её сами.
Итак, внимание!
Слайд № 1
Теперь прослушайте отрывок из стихотворения. О чем говорится в нем?
Загляните на часок
В нашу клетку-теремок,
В цитоплазме там и тут
Органоиды живут.
Там такое происходит -
Цитоплазма кругом ходит,
Помогает то движенье
В клетке чудным превращеньям.
Их не видел Левенгук,
Удивился б Роберт Гук.
Из чего состоят все живые организмы из … (клеток). Правильно. Слайд №
Так какова же тема сегодняшнего урока? (версии детей)
И так тема нашего урока «Строение клетки. Ткани» (слайд№ 3)
Открываем рабочие тетради и записываем число. 03.10.16г.
II. Актуализация пройденного материала.
Мы свами знаем, что мир живых организмов состоит из клеток. Обратите свое внимание на рисунок №15 в учебнике. Клетки растений, животных и грибов отличаются друг от друга по форме, размеру.
СЛАЙД №4 Основные части клетки – это ядро, цитоплазма и клеточная мембрана. На слайде можно увидеть чем растительная клетка отличается от животной. Ребята чем же растительная клетка отличается от животной. Правильно в растительной клетке есть вакуоль и хлоропласты, которые придают растению зеленый цвет.
И так ребята выполните, а сейчас в рабочих тетрадях выполним задание №1 (СЛАЙД №3)
- Актуализация нового материала.
И так мы уже изучили строение клетки. Рассмотрели, чем отличается растительная клетка от животной. Давайте выполним задание в рабочих тетрадях под №3. (слайд №5)
Клетка | Сходство | Различия |
Животная |
|
|
Растительная |
|
2. А теперь мы постараемся выполнить тестовые задания с выбором одного правильного ответа
Выбери правильный ответ
1. Растительная клетка отличается от животной наличием органоида:
а) рибосома; б) митохондрия; в) хлоропласт; г) лизосома
2. Клеточная стенка имеется у клетки:
а) растительной; б) бактериальной; в) животной
3. Органоид, который содержит клеточный сок:
а) вакуоль; б) хлоропласт; в) ядро;
Теперь посмотрим допустили ли вы ошибки в своих ответах. Слайд №6
Ребята, мы с вами подробно изучили строение растительной клетки.
А как вы думаете, все ли клетки растений похожи друг на друга?
Слайд №7
У многоклеточных организмов клетки неодинаковы. Одни выполняют функцию защиты тела, другие функцию питания, третьи обмен веществами.
И так. Ткань – это группа клеток, одинаковых по происхождению, по строению и по выполняемым функциям. (СЛАЙД №8). В зависимости от происхождения, строения и функций, у растения выделяют несколько видов тканей: покровная, механическая, образовательная, проводящая, основная.
СЛАЙД №9. У животных различают четыре типа тканей:
- Эпиталеальная
- Соединительная
- Мышечная
- Нервная
Ребята откройте в рабочих тетрадях задание №4 Слайд №10
Ткани животных | ||
ТКАНЬ | Особенности строения | Значение |
1. Эпиталеальная | Нет межклеточного вещества | Защищает внутренние органы |
2. Соединительная | Много межклеточного вещества | Из нее состоят кости, хрящи, кровь |
3. Мышечная | Мышцы тела | Работа органов. |
4. Нервная | Нервные клетки | Защитная функция. |
V. Рефлексия.
Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам:
А теперь ребята ответьте мне на вопросы: Слайд №11
До урока:
- Не знал…
- Не понимал…
- Не мог представить…
- Не мог выполнить…
Сейчас:
- Выяснил что
- Познакомился…
- Запомнил…
-Все ли вам было понятно в течение урока?
-Какая часть урока показалась самой интересной?
-Какая часть урока вызвала затруднение?
-Какое у вас настроение в конце урока? У вас у каждого на парте лежат смайлики. Возьмите смайлик который соответствует вашему настроению и прицепите его на дерево впечаилений.
Подведение итогов урока:
- Выставление оценок
Стихотворение «Клетки»
Клетка - жизни всей основа!
Повторять мы будем снова!
Только есть одна беда:
Не удастся никогда
Нам увидеть клетку глазом.
А хотелось бы всё сразу
Рассмотреть и разобрать,
Клетку перерисовать!
Ведь из клетки состоят:
Морж, медведь, петух и кит.
Дуб, сосна, собака, кошка,
Да и гриб на тонкой ножке!
Многоклеточные мы:
И поэтому должны
Клетки мышц мы упражнять,
Клетки мозга развивать.
Обеспечат эти клетки
Нам хорошие отметки!
VI. Домашнее задание.
Всем:
Параграф §5, вопросы на странице 24. Выполнить задания в рабочей тетради под номерами: №2,5
Творческий уровень:
вылепить на картоне из пластилина клетку с ее частями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/21/picture-269010-1371812121.jpg)
Методическая разработка урока по биологии для 10 класса "Одномембранные органоиды клетки"
Данная методическая разработка может быть использована при изучении темы "Строение клетки"....
Методическая разработка урока в 6 классе по теме "Строение клетки"
Технологическая карта урока...
Методическая разработка урока по биологии «Клетка -основная единица живого. Строение клетки»
Технологическая катра урока по биологии , 5 класс по теме ""Клетка-основная единица живого. Строение клетки"...
Методическая разработка урока по биологии для 5 класса в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Строение клетки»
Методическая разработка урока по биологии для 5 класса в соответствии с требованиями ФГОС по теме "Строение клетки"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/14/picture-64100-1492183373.jpg)
Методическая разработка урока материаловедения 6 класса "Шерстяные и шелковые ткани"
На уроках материаловедения в 6 классе можно использовать презентацию урока "Шерстяные и шелковые ткани". Представлена классификация волокон, способы получения шерстяных и шелковых волокон; издел...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/01/picture-332118-1383311104.jpg)
Методическая разработка урока по биологии 7 класс Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика"
Метидическая разработка урока по биологии 7 класс. Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика." Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ (лицензионная программа по биологии 7 ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/03/picture-1418651-1662224174.jpg)
Методическая разработка урока по биологии для 6 класса по теме: «Строение растительной клетки»
Урок изучения нового материала, способствует активизации самообразовательной активности учащихся. В основу урока заложен проблемный метод изучения материала (проблемные вопросы, проблемные ситуации)....