Методическая разработка урока по биологии 10 класс Тема урока: «Состав и функции белков»
материал по биологии (10 класс) на тему

Урок биологии в 10 классе в свете ФГОС при использовании системно-деятельного подхода. В методической  разработке рассмотрена теиа строения и фунгкций белков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   

                    Методическая разработка урока

                                по биологии 10 класс

            Тема урока: «Состав и функции белков»

                                                                                                                             Составила

                                                                                                        учитель биологии и химии

                                                                                                        Тростина Н.А. МКОУ                        

                                                                                                        Купреевская СОШ

                               Пояснительная записка

     В 10 классе учащиеся получают знания об основных законах жизни на всех уроках её организации, знакомятся с современными достижениями в области биологии, осознают место человека в биосфере и его ответственность за состояние природы. В курсе также проходятся основы цитологии, генетики, селекции, теория эволюции.

    Учебный курс «Биология», в содержание которого ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся  эмоционально-ценностное отношение к научному материалу, создать условия для формирования компетенция в интеллектуальных, гражданско-правовых, коммуникационных и информационных областях.

    Результаты изучения предмета в школе разделены на предметные, метапредметные и личностные.  

 Данная методическая разработка  является одним из вариантов проведения урока по теме «Состав и функции белков» по учебнику Биология.  Авторы А.А.Каменского, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечника . Общая биология 10-11  класс.: учеб. для общеобразовательных учреждений . – М.: Дрофа, 2013.  В ней отражена попытка реализовать требования ФГОС  в основе которого лежит  системно - деятельностный подход. Сущность данного подхода состоит в  формировании деятельностных способностей у  обучающихся.

                     

     

                                                                                                     Тростина Наталья Аскольдовна

                                                                                                        учитель биологии и химии  

                                                                                   МКОУ   Купреевская СОШ д.Купреево

Класс 10 

Тема урока: «Строение и функции белков».

Целевые установки урока:

Личностные: 

Стремление  к истине и познанию;

Метапредметные: развитие универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических и коммуникативных действий:

Развивать умения учащихся работать с различными источниками информации, формировать навыки  смыслового чтения: учиться выделять главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать соответствующие выводы, выявлять взаимосвязи строения и функций веществ, трансформировать текст в схему, таблицу.

  • Развивать умения учащихся в сфере ИКТ,  работать над созданием коллективного продукта  

Предметные: Раскрыть особенности строения и функций белков,   иллюстрировать     примерами значение органических веществ  в природе  и жизни

               человека.  

.  

Средства обучения: компьютер, презентация, ЦОРы,  источниковый текст, оборудование для проведения лабораторных работ.

Формы и методы достижения планируемых результатов

1.Работа в группах/парах

2.Самостоятельная  индивидуальная  работа

Ключевые понятия  урока

1.Белки, протеины, протеиды, пептид, пептидная связь, простые и сложные

                 вещества.

2.Первичная, вторичная , третичная и четвертичная структура.

3.Денатурация.

          Учащиеся должны знать:

         -состав, строение функции органических веществ, входящих в состав живого.

         Учащиеся должны уметь:

        -проводить несложные биологические эксперименты для изучения свойств     органических веществ и функций ферментов как биологических катализаторов.

                 Ход урока

I этап урока. Мотивация к деятельности и целеполагание.

Цели деятельности:

- мотивировать учащихся к изучению темы «Строение и функции белков»;

- стимулировать эмоционально-ценностное отношение к ситуации;  

- проявлять позитивное отношение к процессу обучения.

Проведем   ряд простых опыты, доказывающих  наличие в растительных  клетках  органических веществ ( в целях экономии времени опыты проводим на перемени с группой консультантов,  на уроке озвучиваем только результат)

 Возьмите немного пшеничной муки. Муку получают, размалывая на мельницах зерна пшеницы. Заверните муку в марлю и тщательно промойте в стакане с водой. Какой стала вода в стакане? Развернем теперь марлю. Что осталось в ней? А в марле осталось клейкое вещество- оно так и называется "клейковина". Это и есть растительный белок.

Вывод: В клетках  растений обнаружили  белки.

 Во всех клетках живых организмов присутствуют белки  (положение  клеточной теории о сходстве химического состава)

  • Целеполагание.
  •  Сегодня на уроке:
  • Изучаем: строение и функции белков.
  • Выявляем  их роль в  биологических системах
  • Находим  примеры  в природе  и жизни человека, связанные с наличием  белков  в клетке и организме.

Психологический настрой

 На доске записано слово «Молодец!»

Учитель:   работаем на позитиве- не скупимся оценивать свою достойную работу и работу одноклассников поощрительным словом  «Молодец!»

     II этап. Учебно-познавательная деятельность (карточки свопросами)

Цели деятельности: познакомить с особенностями строения, функций и значения     белков. в клетке.

План изучения

  1. Состав белков.
  2. Структуры белков.
  3. Функции белков.

         

ПОДУМАЙ!

  1. Почему  медведь никогда не ляжет в спячку не набрав  должное  количество  жира? (энергетическая функция)
  2. У китов  слой жира  может достигать более одного метра какое это имеет значение для животного? (во-первых, жир  легче  воды –он создает плавучесть и защищает животных от холода.)

Изучаем белки

1. Ознакомительное чтение, направленное на извлечение ключевой информации для поиска ответов на вопросы  и озвучивания  анимации. Функции белков.

2. Наблюдаем ферментативную функцию белков «Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в клетках клубней картофеля»

     Форма работы учащихся – в парах. 

 Задание 1. В изучаемом параграфе найдите информацию о составе  белка  (см.учебник ри.12, 13, стр. 41)

  1. Какие химические элементы образуют белковую молекулу?
  2. Чем протеины отличаются от протеидов?
  3. Все ли существующие аминокислоты способны образовывать белковую молекулу?

 Задание 2. Изучите текст учебника на стр. 43 рис.14.

  1. Какие функциональные группы входят в состав аминокислот?
  2. Какая связь образуется в результате взаимодействия функциональных групп двух аминокислот?
  3. Что собой представляет первичная структура белка?
  4. Чем пептид отличается от полипептида?

        Задание 3. «Вторичная структура белка» (см. учебник рис.14 стр.43)

  1. Какова пространственная конфигурация вторичной структуры белка?
  2. Благодаря чему молекула белка удерживает данную структуру?
  3. В чем необходимость поддержания данного уровня белка?

  Задание 4.»Третичная и четвертичная структуры белка» (см.учебник рис.14 стр.43).

  1. Какова пространственная конфигурация третичной структуры белка?
  2. Для чего возникает третичная структура белка?
  3. Что определяет специфическую активность белка?

Задание 5. Изучите  текст учебника   на стр.44-45 и заполните  таблицу.

№ п/п

       Функции

       белков

                                 Значение

 1.

Строительная

Участвует в образовании клеточных мембран

 2.

Каталитическая

Ускоряют  химические реакции

 3.

Двигательная

Специальные сократительные белки участвуют во всех видах движения

 4.

Транспортная

Перенос газов и глрмонов в ткани и организм

 5.

Защитная

Образует особые белки-антитела

 6.

Энергетическая

При расщеплении 1 г. Белка выделяется 17,6 кДж энергии

     III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цели деятельности:  :

- использовать полученные знания при  решении практико-ориентированных заданий  

- оценивать результат учебной деятельности.  

         ПОДУМАЙ!            

  1. Как спирт  влияет на белковую молекулу?

Инструктивная карточка

В пробирки наливаем по 5 мл белка куриного яйца и добавляем  70% раствор спирта. Стеклянной палочкой в каждой пробирке все быстро перемешиваем.
Что наблюдаем
: (структура белковой молекулы разрушается под действием 70%   раствора спирта, так как белковые молекулы теряют воду, а сам белок сворачивается -денатурирует ).

Вывод  Произошло  нарушение структуры и функции белковой молекулы под действием спирта, такой белок восстановлению не подлежит.

  Вы теперь понимаете, что при поступлении даже незначительных доз спирта в    организме каждая клетка, каждый орган соприкасается с его молекулами, испытывая на себе его токсическое действие

Самостоятельная работа учащихся по отработке основных терминов и понятий.

                                                  Тест

1.Из названных соединений выберите  структурный компонент белка:  

а) нуклеотид;

б) аминокислота;

в) глюкоза.

2.Назовите белки-катализаторы:

а)  гормоны:

б) ферменты;

в) антиоксиданты.

3.Какая химическая связь участвует в образовании первичной структуре белка?

а) водородная;

б) пептидная;

в) сульфидная

4.Вторичная структура, как правило, имеет формы:

а) спирали;

б) глобулы:

в) вытянутой цепи.

5.Третичная структура имеет конфигурацию:

а) спирали;

б) складок;

в) глобулы.

6.Синонимом понятия «белок» является термин:

а) липид;

б) полипептид;

в) нуклеотид.

7.Белки, выполняющие защитные функции, называются:

а) антигенами;

б) гормонами;

в) антителами.

 IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности: научить школьников: соотносить полученный результат с поставленной целью; оценить результат своей деятельности; оценивать результат учебной деятельности.

За что бы  и на каком этапе урока я себе сказал бы « Молодец!» Кого бы еще  похвалил на уроке?

Домашнее задание:$11, записи в тетради, ответить на вопрос «Что такое денатурация? Каковы её причины?

 

Используемая литература

  1. Биология. Авторы А.А.Каменского, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечника.
  2. Краткий справочник школьника 5-11 классы /П.И. Алтынов, П.А. Андреев- Москва: Изд-во  Дрофа, 1998. – 624 с



Предварительный просмотр:

                   

                    Методическая разработка урока

                                по биологии 10 класс

            Тема урока: «Состав и функции белков»

                                                                                                                             Составила

                                                                                                        учитель биологии и химии

                                                                                                        Тростина Н.А. МКОУ                        

                                                                                                        Купреевская СОШ

                               Пояснительная записка

     В 10 классе учащиеся получают знания об основных законах жизни на всех уроках её организации, знакомятся с современными достижениями в области биологии, осознают место человека в биосфере и его ответственность за состояние природы. В курсе также проходятся основы цитологии, генетики, селекции, теория эволюции.

    Учебный курс «Биология», в содержание которого ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся  эмоционально-ценностное отношение к научному материалу, создать условия для формирования компетенция в интеллектуальных, гражданско-правовых, коммуникационных и информационных областях.

    Результаты изучения предмета в школе разделены на предметные, метапредметные и личностные.  

 Данная методическая разработка  является одним из вариантов проведения урока по теме «Состав и функции белков» по учебнику Биология.  Авторы А.А.Каменского, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечника . Общая биология 10-11  класс.: учеб. для общеобразовательных учреждений . – М.: Дрофа, 2013.  В ней отражена попытка реализовать требования ФГОС  в основе которого лежит  системно - деятельностный подход. Сущность данного подхода состоит в  формировании деятельностных способностей у  обучающихся.

                     

     

                                                                                                     Тростина Наталья Аскольдовна

                                                                                                        учитель биологии и химии  

                                                                                   МКОУ   Купреевская СОШ д.Купреево

Класс 10 

Тема урока: «Строение и функции белков».

Целевые установки урока:

Личностные: 

Стремление  к истине и познанию;

Метапредметные: развитие универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических и коммуникативных действий:

Развивать умения учащихся работать с различными источниками информации, формировать навыки  смыслового чтения: учиться выделять главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать соответствующие выводы, выявлять взаимосвязи строения и функций веществ, трансформировать текст в схему, таблицу.

  • Развивать умения учащихся в сфере ИКТ,  работать над созданием коллективного продукта  

Предметные: Раскрыть особенности строения и функций белков,   иллюстрировать     примерами значение органических веществ  в природе  и жизни

               человека.  

.  

Средства обучения: компьютер, презентация, ЦОРы,  источниковый текст, оборудование для проведения лабораторных работ.

Формы и методы достижения планируемых результатов

1.Работа в группах/парах

2.Самостоятельная  индивидуальная  работа

Ключевые понятия  урока

1.Белки, протеины, протеиды, пептид, пептидная связь, простые и сложные

                 вещества.

2.Первичная, вторичная , третичная и четвертичная структура.

3.Денатурация.

          Учащиеся должны знать:

         -состав, строение функции органических веществ, входящих в состав живого.

         Учащиеся должны уметь:

        -проводить несложные биологические эксперименты для изучения свойств     органических веществ и функций ферментов как биологических катализаторов.

                 Ход урока

I этап урока. Мотивация к деятельности и целеполагание.

Цели деятельности:

- мотивировать учащихся к изучению темы «Строение и функции белков»;

- стимулировать эмоционально-ценностное отношение к ситуации;  

- проявлять позитивное отношение к процессу обучения.

Проведем   ряд простых опыты, доказывающих  наличие в растительных  клетках  органических веществ ( в целях экономии времени опыты проводим на перемени с группой консультантов,  на уроке озвучиваем только результат)

 Возьмите немного пшеничной муки. Муку получают, размалывая на мельницах зерна пшеницы. Заверните муку в марлю и тщательно промойте в стакане с водой. Какой стала вода в стакане? Развернем теперь марлю. Что осталось в ней? А в марле осталось клейкое вещество- оно так и называется "клейковина". Это и есть растительный белок.

Вывод: В клетках  растений обнаружили  белки.

 Во всех клетках живых организмов присутствуют белки  (положение  клеточной теории о сходстве химического состава)

  • Целеполагание.
  •  Сегодня на уроке:
  • Изучаем: строение и функции белков.
  • Выявляем  их роль в  биологических системах
  • Находим  примеры  в природе  и жизни человека, связанные с наличием  белков  в клетке и организме.

Психологический настрой

 На доске записано слово «Молодец!»

Учитель:   работаем на позитиве- не скупимся оценивать свою достойную работу и работу одноклассников поощрительным словом  «Молодец!»

     II этап. Учебно-познавательная деятельность (карточки свопросами)

Цели деятельности: познакомить с особенностями строения, функций и значения     белков. в клетке.

План изучения

  1. Состав белков.
  2. Структуры белков.
  3. Функции белков.

         

ПОДУМАЙ!

  1. Почему  медведь никогда не ляжет в спячку не набрав  должное  количество  жира? (энергетическая функция)
  2. У китов  слой жира  может достигать более одного метра какое это имеет значение для животного? (во-первых, жир  легче  воды –он создает плавучесть и защищает животных от холода.)

Изучаем белки

1. Ознакомительное чтение, направленное на извлечение ключевой информации для поиска ответов на вопросы  и озвучивания  анимации. Функции белков.

2. Наблюдаем ферментативную функцию белков «Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в клетках клубней картофеля»

     Форма работы учащихся – в парах. 

 Задание 1. В изучаемом параграфе найдите информацию о составе  белка  (см.учебник ри.12, 13, стр. 41)

  1. Какие химические элементы образуют белковую молекулу?
  2. Чем протеины отличаются от протеидов?
  3. Все ли существующие аминокислоты способны образовывать белковую молекулу?

 Задание 2. Изучите текст учебника на стр. 43 рис.14.

  1. Какие функциональные группы входят в состав аминокислот?
  2. Какая связь образуется в результате взаимодействия функциональных групп двух аминокислот?
  3. Что собой представляет первичная структура белка?
  4. Чем пептид отличается от полипептида?

        Задание 3. «Вторичная структура белка» (см. учебник рис.14 стр.43)

  1. Какова пространственная конфигурация вторичной структуры белка?
  2. Благодаря чему молекула белка удерживает данную структуру?
  3. В чем необходимость поддержания данного уровня белка?

  Задание 4.»Третичная и четвертичная структуры белка» (см.учебник рис.14 стр.43).

  1. Какова пространственная конфигурация третичной структуры белка?
  2. Для чего возникает третичная структура белка?
  3. Что определяет специфическую активность белка?

Задание 5. Изучите  текст учебника   на стр.44-45 и заполните  таблицу.

№ п/п

       Функции

       белков

                                 Значение

 1.

Строительная

Участвует в образовании клеточных мембран

 2.

Каталитическая

Ускоряют  химические реакции

 3.

Двигательная

Специальные сократительные белки участвуют во всех видах движения

 4.

Транспортная

Перенос газов и глрмонов в ткани и организм

 5.

Защитная

Образует особые белки-антитела

 6.

Энергетическая

При расщеплении 1 г. Белка выделяется 17,6 кДж энергии

     III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цели деятельности:  :

- использовать полученные знания при  решении практико-ориентированных заданий  

- оценивать результат учебной деятельности.  

         ПОДУМАЙ!            

  1. Как спирт  влияет на белковую молекулу?

Инструктивная карточка

В пробирки наливаем по 5 мл белка куриного яйца и добавляем  70% раствор спирта. Стеклянной палочкой в каждой пробирке все быстро перемешиваем.
Что наблюдаем
: (структура белковой молекулы разрушается под действием 70%   раствора спирта, так как белковые молекулы теряют воду, а сам белок сворачивается -денатурирует ).

Вывод  Произошло  нарушение структуры и функции белковой молекулы под действием спирта, такой белок восстановлению не подлежит.

  Вы теперь понимаете, что при поступлении даже незначительных доз спирта в    организме каждая клетка, каждый орган соприкасается с его молекулами, испытывая на себе его токсическое действие

Самостоятельная работа учащихся по отработке основных терминов и понятий.

                                                  Тест

1.Из названных соединений выберите  структурный компонент белка:  

а) нуклеотид;

б) аминокислота;

в) глюкоза.

2.Назовите белки-катализаторы:

а)  гормоны:

б) ферменты;

в) антиоксиданты.

3.Какая химическая связь участвует в образовании первичной структуре белка?

а) водородная;

б) пептидная;

в) сульфидная

4.Вторичная структура, как правило, имеет формы:

а) спирали;

б) глобулы:

в) вытянутой цепи.

5.Третичная структура имеет конфигурацию:

а) спирали;

б) складок;

в) глобулы.

6.Синонимом понятия «белок» является термин:

а) липид;

б) полипептид;

в) нуклеотид.

7.Белки, выполняющие защитные функции, называются:

а) антигенами;

б) гормонами;

в) антителами.

 IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности: научить школьников: соотносить полученный результат с поставленной целью; оценить результат своей деятельности; оценивать результат учебной деятельности.

За что бы  и на каком этапе урока я себе сказал бы « Молодец!» Кого бы еще  похвалил на уроке?

Домашнее задание:$11, записи в тетради, ответить на вопрос «Что такое денатурация? Каковы её причины?

 

Используемая литература

  1. Биология. Авторы А.А.Каменского, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечника.
  2. Краткий справочник школьника 5-11 классы /П.И. Алтынов, П.А. Андреев- Москва: Изд-во  Дрофа, 1998. – 624 с



Предварительный просмотр:

                   

                    Методическая разработка урока

                                по биологии 10 класс

            Тема урока: «Состав и функции белков»

                                                                                                                             Составила

                                                                                                        учитель биологии и химии

                                                                                                        Тростина Н.А. МКОУ                        

                                                                                                        Купреевская СОШ

                               Пояснительная записка

     В 10 классе учащиеся получают знания об основных законах жизни на всех уроках её организации, знакомятся с современными достижениями в области биологии, осознают место человека в биосфере и его ответственность за состояние природы. В курсе также проходятся основы цитологии, генетики, селекции, теория эволюции.

    Учебный курс «Биология», в содержание которого ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся  эмоционально-ценностное отношение к научному материалу, создать условия для формирования компетенция в интеллектуальных, гражданско-правовых, коммуникационных и информационных областях.

    Результаты изучения предмета в школе разделены на предметные, метапредметные и личностные.  

 Данная методическая разработка  является одним из вариантов проведения урока по теме «Состав и функции белков» по учебнику Биология.  Авторы А.А.Каменского, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечника . Общая биология 10-11  класс.: учеб. для общеобразовательных учреждений . – М.: Дрофа, 2013.  В ней отражена попытка реализовать требования ФГОС  в основе которого лежит  системно - деятельностный подход. Сущность данного подхода состоит в  формировании деятельностных способностей у  обучающихся.

                     

     

                                                                                                     Тростина Наталья Аскольдовна

                                                                                                        учитель биологии и химии  

                                                                                   МКОУ   Купреевская СОШ д.Купреево

Класс 10 

Тема урока: «Строение и функции белков».

Целевые установки урока:

Личностные: 

Стремление  к истине и познанию;

Метапредметные: развитие универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических и коммуникативных действий:

Развивать умения учащихся работать с различными источниками информации, формировать навыки  смыслового чтения: учиться выделять главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать соответствующие выводы, выявлять взаимосвязи строения и функций веществ, трансформировать текст в схему, таблицу.

  • Развивать умения учащихся в сфере ИКТ,  работать над созданием коллективного продукта  

Предметные: Раскрыть особенности строения и функций белков,   иллюстрировать     примерами значение органических веществ  в природе  и жизни

               человека.  

.  

Средства обучения: компьютер, презентация, ЦОРы,  источниковый текст, оборудование для проведения лабораторных работ.

Формы и методы достижения планируемых результатов

1.Работа в группах/парах

2.Самостоятельная  индивидуальная  работа

Ключевые понятия  урока

1.Белки, протеины, протеиды, пептид, пептидная связь, простые и сложные

                 вещества.

2.Первичная, вторичная , третичная и четвертичная структура.

3.Денатурация.

          Учащиеся должны знать:

         -состав, строение функции органических веществ, входящих в состав живого.

         Учащиеся должны уметь:

        -проводить несложные биологические эксперименты для изучения свойств     органических веществ и функций ферментов как биологических катализаторов.

                 Ход урока

I этап урока. Мотивация к деятельности и целеполагание.

Цели деятельности:

- мотивировать учащихся к изучению темы «Строение и функции белков»;

- стимулировать эмоционально-ценностное отношение к ситуации;  

- проявлять позитивное отношение к процессу обучения.

Проведем   ряд простых опыты, доказывающих  наличие в растительных  клетках  органических веществ ( в целях экономии времени опыты проводим на перемени с группой консультантов,  на уроке озвучиваем только результат)

 Возьмите немного пшеничной муки. Муку получают, размалывая на мельницах зерна пшеницы. Заверните муку в марлю и тщательно промойте в стакане с водой. Какой стала вода в стакане? Развернем теперь марлю. Что осталось в ней? А в марле осталось клейкое вещество- оно так и называется "клейковина". Это и есть растительный белок.

Вывод: В клетках  растений обнаружили  белки.

 Во всех клетках живых организмов присутствуют белки  (положение  клеточной теории о сходстве химического состава)

  • Целеполагание.
  •  Сегодня на уроке:
  • Изучаем: строение и функции белков.
  • Выявляем  их роль в  биологических системах
  • Находим  примеры  в природе  и жизни человека, связанные с наличием  белков  в клетке и организме.

Психологический настрой

 На доске записано слово «Молодец!»

Учитель:   работаем на позитиве- не скупимся оценивать свою достойную работу и работу одноклассников поощрительным словом  «Молодец!»

     II этап. Учебно-познавательная деятельность (карточки свопросами)

Цели деятельности: познакомить с особенностями строения, функций и значения     белков. в клетке.

План изучения

  1. Состав белков.
  2. Структуры белков.
  3. Функции белков.

         

ПОДУМАЙ!

  1. Почему  медведь никогда не ляжет в спячку не набрав  должное  количество  жира? (энергетическая функция)
  2. У китов  слой жира  может достигать более одного метра какое это имеет значение для животного? (во-первых, жир  легче  воды –он создает плавучесть и защищает животных от холода.)

Изучаем белки

1. Ознакомительное чтение, направленное на извлечение ключевой информации для поиска ответов на вопросы  и озвучивания  анимации. Функции белков.

2. Наблюдаем ферментативную функцию белков «Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в клетках клубней картофеля»

     Форма работы учащихся – в парах. 

 Задание 1. В изучаемом параграфе найдите информацию о составе  белка  (см.учебник ри.12, 13, стр. 41)

  1. Какие химические элементы образуют белковую молекулу?
  2. Чем протеины отличаются от протеидов?
  3. Все ли существующие аминокислоты способны образовывать белковую молекулу?

 Задание 2. Изучите текст учебника на стр. 43 рис.14.

  1. Какие функциональные группы входят в состав аминокислот?
  2. Какая связь образуется в результате взаимодействия функциональных групп двух аминокислот?
  3. Что собой представляет первичная структура белка?
  4. Чем пептид отличается от полипептида?

        Задание 3. «Вторичная структура белка» (см. учебник рис.14 стр.43)

  1. Какова пространственная конфигурация вторичной структуры белка?
  2. Благодаря чему молекула белка удерживает данную структуру?
  3. В чем необходимость поддержания данного уровня белка?

  Задание 4.»Третичная и четвертичная структуры белка» (см.учебник рис.14 стр.43).

  1. Какова пространственная конфигурация третичной структуры белка?
  2. Для чего возникает третичная структура белка?
  3. Что определяет специфическую активность белка?

Задание 5. Изучите  текст учебника   на стр.44-45 и заполните  таблицу.

№ п/п

       Функции

       белков

                                 Значение

 1.

Строительная

Участвует в образовании клеточных мембран

 2.

Каталитическая

Ускоряют  химические реакции

 3.

Двигательная

Специальные сократительные белки участвуют во всех видах движения

 4.

Транспортная

Перенос газов и глрмонов в ткани и организм

 5.

Защитная

Образует особые белки-антитела

 6.

Энергетическая

При расщеплении 1 г. Белка выделяется 17,6 кДж энергии

     III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цели деятельности:  :

- использовать полученные знания при  решении практико-ориентированных заданий  

- оценивать результат учебной деятельности.  

         ПОДУМАЙ!            

  1. Как спирт  влияет на белковую молекулу?

Инструктивная карточка

В пробирки наливаем по 5 мл белка куриного яйца и добавляем  70% раствор спирта. Стеклянной палочкой в каждой пробирке все быстро перемешиваем.
Что наблюдаем
: (структура белковой молекулы разрушается под действием 70%   раствора спирта, так как белковые молекулы теряют воду, а сам белок сворачивается -денатурирует ).

Вывод  Произошло  нарушение структуры и функции белковой молекулы под действием спирта, такой белок восстановлению не подлежит.

  Вы теперь понимаете, что при поступлении даже незначительных доз спирта в    организме каждая клетка, каждый орган соприкасается с его молекулами, испытывая на себе его токсическое действие

Самостоятельная работа учащихся по отработке основных терминов и понятий.

                                                  Тест

1.Из названных соединений выберите  структурный компонент белка:  

а) нуклеотид;

б) аминокислота;

в) глюкоза.

2.Назовите белки-катализаторы:

а)  гормоны:

б) ферменты;

в) антиоксиданты.

3.Какая химическая связь участвует в образовании первичной структуре белка?

а) водородная;

б) пептидная;

в) сульфидная

4.Вторичная структура, как правило, имеет формы:

а) спирали;

б) глобулы:

в) вытянутой цепи.

5.Третичная структура имеет конфигурацию:

а) спирали;

б) складок;

в) глобулы.

6.Синонимом понятия «белок» является термин:

а) липид;

б) полипептид;

в) нуклеотид.

7.Белки, выполняющие защитные функции, называются:

а) антигенами;

б) гормонами;

в) антителами.

 IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности: научить школьников: соотносить полученный результат с поставленной целью; оценить результат своей деятельности; оценивать результат учебной деятельности.

За что бы  и на каком этапе урока я себе сказал бы « Молодец!» Кого бы еще  похвалил на уроке?

Домашнее задание:$11, записи в тетради, ответить на вопрос «Что такое денатурация? Каковы её причины?

 

Используемая литература

  1. Биология. Авторы А.А.Каменского, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечника.
  2. Краткий справочник школьника 5-11 классы /П.И. Алтынов, П.А. Андреев- Москва: Изд-во  Дрофа, 1998. – 624 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по биологии по теме "Индивидуальное развитие организма человека"

Урок обобщения. Цель: обобщие и систематизация знаний обучающихся по теме «Индивидуальное развитие организма человека»; подведение итогов изучения учебного материала....

Методическая разработка урока по биологии по теме "Сравнительная характеристика класса Земноводные и класса Пресмыкающиеся"

Тема: Сравнительная характеристика класса Земноводные и класса Пресмыкающиеся. Тип урока: обобщающийФорма проведения: игровая (разноуровневое обучение, работа вгруппах, обучение в сотрудничестве)...

Методическая разработка урока биологии. 8 класс. Тема "Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ".

урок биологии 8 класс: Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ....

методическая разработка урока "Решение задач по теме "Молекулярные основы наследственности. биосинтез белка""

Методические рекомендации проведения урока в профильном классе.Тип урока: эмпирическое индуктивное обобщение.Форма урока: взаимообмен заданиями по методике Ривина – Баженова.Цели урока: Систематизиров...

Методическая разработка урока по биологии на тему "Слуховой анализатор" 8 класс

Урок с использованием технологии проблемного обучения и РКМЧП....

Методическая разработка урока по биологии на тему "Класс млекопитающие, или Звери " 7 класс

Урок с использованием технологии проблемного обучения и РКМ...