Методическая разработка урока по биологии 5 класс на тему ,,Грибы,,
методическая разработка по биологии (5 класс) по теме

Урок изучения нового материала на тему ,,Грибы,, расчитан на 1 час в 5 классе по программе и учебнику Н.И.Сонин, А.А. Плешаков ,,Биология,,.  Урок проводится в кабинете биологии с использованием ИКТ. Мультимедийная презентация состоит из разнообразных источников информации, что позволяет в значительной степени  оптимизировать образовательный процесс. 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Царство Грибы Презентацию подготовила учитель биологии МБОУ « Благодарновская СОШ » Бикшева Александра Александр овна

Слайд 2

Царство Грибы — около 100 тыс. видов. Наука, изучающая грибы – микология. Распространены повсеместно – на почве, на растительных останках и пищевых продуктах, в тканях растений, животных и человека Продолжительность жизни: от нескольких дней (у плесневых грибов) до нескольких лет (у шляпочных). Общая характеристика грибов

Слайд 3

1. Общее признаки грибов с растениями – неподвижность, неограниченный рост, всасывание питательных веществ, размножение спорами, наличие клеточной стенки. 2. Общее признаки грибов с животными – нет хлорофилла, гетеротрофы, имеют хитин в составе клеточной стенки, запасное питательное вещество - гликоген, продукт обмена - мочевина. 3. Особые признаки грибов – имеют мицелий, состоящий из гиф и плодовое тело для размножения. Почему грибы выделили в особое царство

Слайд 4

Тело образовано мицелием, состоящим из тонких нитей – гиф. У дрожжей мицелий отсутствует, тело состоит из одиночных клеток. У некоторых грибов (мукор) тело состоит из одной сильно ветвящейся клетки. Стенка клеток образована хитином. Плодовое тело шляпочных грибов Клетки дрожжей Мицелий мукора 1. Строение грибов

Слайд 5

Бесполым путём Половым путём Почкованием Спорами Частями грибницы Почкование дрожжей Цикл развития шляпочного гриба 2. Размножение грибов

Слайд 6

3. Группы грибов по питанию 3. Сапрофиты (шляпочные, плесени) - поселяются на мёртвых остатках растений и животных, разлагают мертвую органику 2. Паразиты (головнёвые, трутовики) - поражают преимущественно растения, развиваясь внутри органов или на поверхности листьев 4. Хищники - ловят обитающих в почве нематод и амёб с помощью гиф, а затем высасывают их содержимое 1. Симбионты (шляпочные) – связаны с высшими растениями (микориза) или водорослями (в лишайниках)

Слайд 7

Микориза (грибокорень) – симбиоз грибницы шляпочных грибов с корнями деревьев. Грибы поглощают из почвы воду, а деревья снабжают гриб органическими веществами . Симбиоз – взаимовыгодное существование организмов. Что такое микориза

Слайд 8

4. Многообразие и значение грибов. Плесневые грибы: мукор Плесневые грибы вызывают порчу продуктов. Мукор образуется на продуктах питания в виде белой, а затем чёрной плесени. Тело (мицелий) состоит из одной сильно разветвлённой клетки с множеством ядер. Споры созревают в шаровидных спорангиях наверху спорангиеносцев.

Слайд 9

Плесневые грибы: пеницилл Пеницилл – многоклеточный мицелий, образует зелёную плесень. Споры развиваются в образованиях напоминающих метёлки. Пеницилл используют для производства лекарства – пенициллина. кисточка ( конидия ) со спорами конидиеносец многоклеточные зелёные гифы

Слайд 10

Дрожжи Дрожжи (пищевые, пивные). Тело образовано одиночными шаровидными клетками с одним ядром, встречается на всех веществах, содержащих сахара. Могут размножаться почкованием. Дрожжи используют в пищевой промышленности для производства продуктов питания.

Слайд 11

Шляпочные грибы Тело – многолетняя грибница, расположенная в почве, и плодовое тело, состоящее из ножки и шляпки. Верхний слой шляпки (кожица) окрашен, нижний представлен пластинками у пластинчатых грибов (волнушки, сыроежки) или пронизан трубочками – у трубчатых грибов (белые, подосиновики). Образуют микоризу. Съедобные шляпочные грибы используют в пищи, а ядовитые грибы могут вызвать отравления

Слайд 12

Пластинчатые грибы Трубчатые грибы Белый гриб Подосиновик Маслёнок Груздь Сыроежка Рыжик Разделите шляпочные грибы на группы

Слайд 13

Белый боровой гриб Опёнок летний Лисичка настоящая Сыроежка пищевая Примеры съедобных шляпочных грибов

Слайд 14

Моховик Подосиновик желто-бурый Масленок обыкновенный Подберезовик Примеры съедобных шляпочных грибов

Слайд 15

Сатанинский гриб Желчный гриб Мухомор красный Бледная поганка Примеры ядовитых шляпочных грибов

Слайд 16

Паразитические грибы Поражают растения и приводят к их повреждениям и гибели: клубни картофеля – чёрная гниль, ягоды – мучнистая роса, злаковые – спорынья, головня, ржавчинные грибы. Домовой гриб и трутовик разрушают древесину. Грибы могут вызывать кожные заболевания человека, например, стригущий лишай. Головня на пшенице Спорынья на пшенице Фитофтора картофеля и томатов

Слайд 17

5. Закрепление материала. Дайте определения следующим понятиям. Микология Гифы Мицелий Плодовое тело Микориза Сапрофиты Спорангии Спорангиеносцы Трубчатые грибы Пластинчатые грибы

Слайд 18

1. Хорошо выражена клеточная стенка 2. Продукт обмена веществ - мочевина 3. Имеют мицелий и плодовое тело 6. Неподвижны 4. Неограниченный рост 7 . Есть хитин в клеточной стенке 8 . Нет хлорофилла 5. Запасное вещество - гликоген Распределите 8 признаков в соответствующие 3 группы 1. Сходства грибов с растениями 2. Сходства грибов с животными 3. Отличительные особенности грибов

Слайд 19

Вопросы на размышление. Сравните строение бактерий и грибов. Почему грибы выделили в отдельное царство? Шляпочные грибы, используемые человеком в пищу, часто бывают червивыми. Поражаются ли этими вредителями ядовитые грибы (мухомор, бледная поганка и т.д.)? Луговые опята и другие грибы часто образуют на лужайке замкнутые круги ( в народе их называют « Ведьмины круги», внутри которых грибы не растут. Объясните это явление. Известно, что белки и зайцы способствуют распространению грибов. Как они это делают?

Слайд 20

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

Приложение 2.

http://festival.1september.ru/articles/516595/Image4765.gif

http://festival.1september.ru/articles/516595/Image4766.gif

Приложение 3

Приложение 4 .

http://festival.1september.ru/articles/516595/Image4767.jpg

Словарь юного миколога

1. Гриб – ядерные многоклеточные организмы, тело которых состоит из многочисленных нитей.

2. Грибница состоит из длинных двухядерных клеток, не содержит хлорофилл,плотно прилегающие нити образуют плодовое тело гриба. Главная часть каждого гриба, на ней развивается плодовые тела.

3. Грибокорень плотно оплетенный корень дерева нитями грибницы, грибница может даже врастать в корень дерева.

4. Гифы – тонкие ветвящиеся нити, из которых состоит вегетативное тело гриба.

5. Головня – гриб паразит, разрушает зерновки и превращает их в черную пыль. Колоски становятся похожими на обуглившие головешки.

6. Дрожжи – микроскопические грибы,размножаются почкованием, живут в питательной среде, богатой сахаром.

7. Микология – наука, изучающая грибы.

8. Микориза – иначе грибокорень.

9. Мицелий – иначе грибница.

10. Мукор – плесневый гриб, тело состоит из одной сильно разросшийся клетки.

11. Паразиты – организмы питающиеся органическими веществами живых организмов.

12. Пеницилл – плесневый гриб, разводят для получения лекарства.

13. Пенициллин – продукт жизнедеятельности плесневого гриба, обладает бактерицидным свойством.

14. Плодовое тело – образовано шляпкой и ножкой, характерно для шляпочных грибов.

15. Сапротрофы – организмы, получающие органические вещества из отмерших организмов или выделений живых организмов.

16. Симбиоз – взаимовыгодная связь двух организмов – гриба и дерева.

17. Спора – специализированная клетка,используется грибами для размножения.

18. Спорынья – гриб паразит, превращает зерновки в черно-фиолетовые рожки, может вызвать тяжелое отравление, попав в организм человека с пищей

19. Трутовик – гриб паразит, сокращает жизнь деревьев, плодовые тела многолетние.

20. Хитин – вещество входит в состав клеточной стенки грибов.

. 

Приложение 5.                                    

Лист самооценки

ученика _______________________

1. Какова была цель урока? ____________________________________

2. Удалось получить результат (решение, ответ)? __________________

3. Правильно или с ошибкой? __________________________________

4. Самостоятельно или с чьей-то помощью? ______________________

5. Какую оценку ты бы себе поставил? ___________________________

Измерьте «температуру» вашего настроения на уроке, закрасив деления на   градуснике:

                                                            http://festival.1september.ru/articles/522461/img1.gif   

                                                                    http://img-fotki.yandex.ru/get/3703/vadikuzn.0/0_11701_6e5b17b0_M           http://static.freepik.com/free-photo/emoticons-worried-face_17-317123919.jpg          http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSjWXBf4klntRlefYxjkecm9c7Uf4oGK91dfI4HbLYzujI3AsMtDGPjYwrU



Предварительный просмотр:

МБОУ «Благодарновская СОШ»

Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС

Тема: «Грибы»

 

Бикшева Александра Александровна учитель биологии

I КК

2017 г


Технологическая карта урока биологии

Тема урока: Грибы

Класс: 5

Автор: учитель биологии Бикшева Александра Александровна

Тип урока: «открытие»  новых знаний

 Цели по содержанию:

обучающие:  ознакомление  учащихся с информацией о царстве грибов.

развивающие:  развитие  у учащихся умения планировать свою деятельность, умение действовать по образцу.

воспитывающие:  формирование у учащихся  мотивации  к  обучению и познавательной деятельности.

Планируемые  результаты учебного занятия :

Предметные:  

Знать – характеристики царства грибов, отличия и сходства  грибов от растений и животных, определения: симбиоз, микориза, споры

Уметь –  отличать ядовиты грибы от съедобных, находить в природе место, где растут грибы, отличать в природе взаимополезные взаимоотношения

Метапредметные :

Регулятивные:  умение ставить цели урока, планировать ход своей деятельности по достижении результата, самоконтроль, самооценка.

Коммуникативные: умение непосредственного общения в группе, умение задавать вопросы

Познавательные:  умение извлекать информацию и работать по алгоритму, проводить сравнение

Личностные:  сформированность мотивации к обучению и целенаправленной деятельности, готовность к саморазвитию

Используемая технология: ИКТ, проблемное обучение.

Информационно-технологические ресурсы :  учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, презентация к уроку , видеосюжет о грибах, коллекция грибов, микроскоп, микропрепарат плесневых грибов, живой объект – гриб мукор

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Приветствие, проверка подготовленности к уроку. Постановка проблемы в виде показа презентации о грибах (плесени, дрожжах, шляпочных грибах) с интересными фактами.

Приветствие учителя. Просмотр  презентации. Формулируют предполагаемую тему урока. Какие цели на уроке будут решаться.

Личностные УУД 

Уметь смотивировать себя на целенаправленную познавательную деятельность, Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД. Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую

этап актуализации и пробного учебного действия;

Учитель задаёт вопросы учащимся: О чём сегодня на уроке пойдёт речь? Что особенного в этих организмах? Похожи ли  грибы на другие организмы? Чем? Можно ли выделить грибы в отдельное царство?

Воспроизводят имеющиеся знания о животных, растениях. Синтезируют имеющиеся знания и применяют их для сравнения.

Познавательные УУД. Уметь приводить доказательства фактов.

Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме

этап выявления места и причины затруднения;

Предлагает спланировать работу на уроке.

Формулируют тему урока,  цель урока. Планируют свою работу на уроке

Регулятивные УУД

Умение ставить цель, планировать деятельность

этап построения проекта выхода из затруднения;

Организует деятельность учащихся:

В учебнике на стр.        изучите материал о царстве грибов, изучите схемы, иллюстрации в учебнике. 

Организует работу учащихся с микроскопом, раздаёт  живой объект (плесень).

Во время работы учащихся, по мере  необходимости, отвечает на вопросы учащихся, помогает с приготовлением микропрепарата..

Работают с текстом, иллюстрациями , схемами в  учебнике.

Готовят микропрепарат плесневого гриба и рассматривают  его в микроскоп.

Познавательные УУД.

Умение работать с информацией, смысловое чтение. Выполнение учебно-практической задачи. Работа по алгоритму

Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме при задавании вопросов.  

этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;

Ответьте на вопросы в конце параграфа.

На компьютере  в папке «Грибы»  в документе «Классификация царства грибов» предлагает учащимся изучить материал, для заполнения таблицы в  рабочей тетради.

Во время работы учащихся, по мере  необходимости, отвечает на вопросы учащихся.

Работают с текстом, иллюстрациями , схемами в  учебнике. Устанавливают соответствие между текстом и иллюстрациями.

Изучают документ, анализируют информацию,  делают записи в тетради.

Познавательные УУД.

Умение работать с информацией, смысловое чтение, умение анализировать, сравнивать. Умение работы с компьютером.

Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме при задавании вопросов.  Умение работы  в паре (общение).

этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Предлагает учащимся задания для самостоятельной работы:

Базовый уровень:

Тест по теме “Царство Грибы”

1. Грибы – широко распространены в почве... (воде,живых организмах, мертвых останках на стволах деревьев на поверхности металлических,резиновых изделий).

2. У грибов запасным питательным веществом является... (гликоген), а у растений... (крахмал).

3. Наука, изучающая грибы называется... (микология).

4. Вегетативное тело гриба представляет собой сложное переплетение тонких, ветвящихся нитей, которые называются... (гифами), а в сумме эти нити составляют... (мицеллий) гриба, или его грибницу.

5. Дрожжевой гриб размножается путем... (почкования).

6. Грибы не способны к фотосинтезу, потому что их клетки не содержат... (хлорофилла).

7. Пеницилл используют в медицине для получения... (пенициллина).

8. Плодовое тело шляпочного гриба состоит из... и... (шляпки и пенька).

9. Грибы размножаются тремя способами... (вегетативным,бесполым, половым).

10. По способу питания грибы можно разделить на две группы... (сапрофиты и паразиты).

11. Для роста грибницы необходимо наличие воздуха... (влага, тепло).

12. Взаимовыгодная связь двух организмов:гриба и дерева называют... (симбиоз).

13. В борьбе с паразитическими грибами используют... (ядохимикаты).

14. Грибы применяют...

Повышенный уровень:

Биологические задачи

1. Известно, что у многих грибников есть свои заветные места, куда они приходят из года в год и где собирают грибы. Как вы считаете, можно ли собирать грибы много лет на одном и том же месте?

2. Во время уборки урожая (хлеба) комбайнеры обнаружили, что некоторые колосья пшеницы похожи на обуглившуюся головешку. Зерновки превратились в черно-фиолетовые “рожки”. Что же произошло? Помогите разобраться в этом явлении.

3. Задача для “мозгового штурма”. Известно,что шляпочные грибы растут около определенных видов деревьев. Белые грибы – около берез,рыжики в сосновых и еловых лесах, подосиновики около осин. Проблема: с чем связано такое“доброжелательное соседство” грибов и деревьев.

4. Задача “мозговой штурм”. На Украине в 1996году отравились грибами 36 человек. После беседы выяснилось, что они собирали грибы около шоссейных дорог. Почему?

5. Шляпки трубчатых и пластинчатых грибов часто окрашены в красный, желтый и др. цвета.Однако эта окраска не имеет ничего общего с фотосинтезом. Как вы знаете, фотосинтез у них не происходит. А как же питаются шляпочные грибы?

Пусть в нашем журнале будет страница, с помощью которой другие ученики смогут проверить свои знания по этой теме – тест, который я предлагаю и вам.

При проверке учащимися тестовых заданий помогает выявить и  устранить недостатки

Выполняют  самостоятельно тест. Проверяют по ключам ответы теста. Выставляют оценку за выполненную работу  (в соответствии с критериями), затем  осуществляют взаимооценивание.

При выполнении заданий базового уровня переходят к заданиям повышенного уровня.

Познавательные УУД.

Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги.

Регулятивные УУД

Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности

Коммуникативное УУД. Умение работы  в паре (общение).

этап включения в систему знаний и повторения;

Для коррекции полученных результатов в предыдущем этапе ребятам предлагаются задания базового (приложение 1 или 3 ) и повышенного (приложение 2 ) уровня сложности.

Выполняют предложенные задания. Осуществляют самопроверку и взаимопроверку ( по предложенным ключам)

Познавательные УУД.

Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги.

Регулятивные УУД

Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности

Коммуникативное УУД. Умение работы  в паре (общение), владение устной и письменной речью

Информация о домашнем задании

Задаёт домашнее задание учащимся, которые выполнили задание только базового уровня, и допустили серьёзные ошибки в заданиях повышенного уровня.

Записывают в дневник домашнее задание, задают интересующие их вопросы.

этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Организует рефлексию:

1.Раздаёт учащимся лист самооценки (приложение 5) для заполнения

2.  Обсуждает с учащимися выставленные ими оценки и корректирует  оценку учащихся.

Заполняют лист самооценки, объявляют выставленную ими оценку.

Задают вопросы учителю.

Личностные УУД 

Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме , задать вопрос.

Регулятивные УУД

Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока в 5 классе по теме "Wir fahren in eine deutsche Stadt" с использованием ИКТ

Данная методическая разработка подготовлена к уроку в 5 классе по УМК "Шаги" И.Л. Бим.  Урок  ориентирован на систематизацию лексико-грамматических навыков; развитие навыков диалогической ре...

Методическая разработка урока в 6 классе с презентацией "Грибы-паразиты"

Методическая разработка урока  с презентацией в 6 классе по теме "Грибы-паразиты" к учебнику В.В. Пасечника....

разработка урока в 5 классе по теме: "Грибы"

материал может быть использован при разработке уроков не только по природоведению, но и по биологии...

разработка урока в 5 классе по теме: "Грибы"

материал может быть использован при разработке уроков не только по природоведению, но и по биологии...

Методическая разработка урока в 7 классе по теме "Когда грохочут пушки...", тема полугодия "Музыкальный образ".

В основе урока метапредметные связи музыки с историей и литературой. Блокада Ленинграда, стихи об этом периоде В.Инбер, О.Бергольц , Э.Асадова. Музыка Седьмой симфонии Д.Д.Шостаковича явственно рисует...

Методическая разработка урока в 6 классе по теме "Здоровый образ жизни".Урок "You are what you eat."

Презентация знакомит с продуктами питания, полезными для здоровья .Может быть использована на уроках английского языка в 6  классе  при изучении темы " Здоровый образ жизни"....

Методическая разработка урока в 6 классе по теме «Bon appétit!» (учебник «Твой друг французский язык» А.С. Кулигиной, А.В. Щепиловой для 6-го класса)

Данный материал может быть полезен учителям французского языка при проведении уроков в 6 классе общеобразовательной школы по программе Кулигиной А.С....