разработка урока по биологии 5 класс по теме Растения ФГОС
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Титаренко Мария Петровна

Урок разработан с основными требованиям ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл titarenko_m.p.-rasteniya.docx28.17 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по биологии 5 класс ФГОС

Титаренко Мария Петровна

Учитель биологии БОУ сош №29

Тема урока: растения

Цели:

Образовательная: ознакомление учащихся с  основных характеристик растений, особенностей их строения, принципам деления на группы.

 

Воспитательная: способствовать развитию интереса к растительному царству и биологической науки, творческому применению знаний.

Развивающая: прививать навыки  исследовательского, поискового характера, умение находить причинно-следственных связей.

Тип урока: открытие новых знаний.

Форма урока: исследование.

Основные понятия: корень, побег, споры, слоевище. Цветковые и голосемянные растения.

Решаемые учебные проблемы: 

Дать общую характеристику царства растений, найти общие признаки этого царства, научиться определять части растений, объяснять признаки деления по группам растений..

Вид используемых на уроке средств ИКТ: ЦОР, проектор, экран.

Образовательные интернет-ресурсы:


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока

Содержание учебного материала

Функции и виды деятельности преподавателя

Формы и виды деятельности учащихся

Планируемые результаты УУД

Оценка результатов деятельности ученика

1.  Организационный момент

Учитель проверяет готовность к уроку, психологически настраивает на работу.

Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей.

Личностные:

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

Устная оценка учителя

2. Проверка домашнего задания

Задает вопросы учащимся, раздает карточки (5)

  1. Какие живые существа мы называем бактериями?
  2. Какое значение имеют бактерии в природе и жизни человека
  3. Какие бактерии полезны человеку.
  4. Что такое симбиоз, приведите пример?

1. Устный опрос

2. Работа по карточкам

Учащиеся, получившие карточки, выполняют письменно предложенные задания.

Остальные учащиеся устно отвечают на вопросы учителя.

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Устная оценка учителя, учащиеся, давшие полный ответ, получают оценки в журнал и в дневник, после урока учитель проверяет карточки и также выставляет оценки в журнал и в дневник.

3. Актуализация знаний, сообщение темы и целей урока

Давайте теперь посмотрим, что находиться перед вами на столе, что это все объединяет (цветы в горшках, тетради, деревянные предметы). Все это сами растения или вещи сделанные из растений.

Тема урока: Растения

Выдвигает проблему, сообщает тему урока

Записывают тему себе в тетрадь

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Устная оценка учителя

4. Изучение нового материала

Выясним, какой признак объединяет все растения в одно царство? (слайд №2)

Давайте теперь определим ещё один признак растений. (Слайд №3) Приходим к тому что у растения снова выросли побеги. Можно сравнить с ростом волос, ногтей. Что общего можно здесь найти.

 Учитель показывает коллекцию растений или презентацию подводя учеников к тому что все растения зелёные, следовательно в них находиться что-то что их окрашивает.

Ищем в учебнике что же это.

На слайде  две фотографии с подписью тополь после того как обрезали и через год.

Учитель подводит к тому что растения растут всю жизнь.

Работа с рабочими тетрадями, подписывают основные части клетки.

Работа с учебниками стр. 46.

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Познавательные УУД:  умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Устная оценка учителя

5. физкультминутка

Стали мы учениками,

Соблюдаем режим сами:

Утром мы, когда проснулись,

Улыбнулись, потянулись.

Для здоровья, настроенья

Делаем мы упражненья:

Руки вверх и руки вниз,

На носочки поднялись.

То присели, то нагнулись

И опять же улыбнулись.

А потом мы умывались,

Аккуратно одевались,

Завтракали не торопясь,

В школу, к знаниям, стремясь.

Учащиеся выполняют действия, предложенные в стихотворении

Устная оценка учителя

6. Изучение нового материала

Где на нашей планете Земля можно встретиться с растениями.

Разновидностей растений очень много, поэтому их определили в разные группы. Но как вы думаете,  на основании чего растения будут определенны в ту или иную группу?

Называем: море суша, река, озеро и т.д.

Находят изображение растения в учебнике стр. 46 рис 38.

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя.,

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух.

Познавательные УУД:  умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Построение логической цепи рассуждений.

Устная оценка учителя

Исследователи: выполняют работу составляя рассказ по плану:

  • особенности строения
  • местообитание
  • значение

1группа- цветковые растения.

2 группа – голосемянные.

3 группа – Мхи, папоротники, плауны и хвощи.

4 группа – водоросли.

5 группа Эксперты- проводят сравнительный анализ растительной и бактериальной клеток.

Дается индивидуальное задание группам, ограничивая время его выполнения

Учащиеся выполняют  задания по группам, готовят обобщение материала, делают выводы о проделанной работе.

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя,  делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Познавательные УУД:  умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Устная оценка учителя

Первичное закрепление  материала.

7 минут.

1). Назовите общие признаки растений.

2). Какова роль растений в природе?

Выполняют задания

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя,  делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Познавательные УУД:  умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное

Устная оценка учителя.

7. Закрепление изученного материала

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

(практико-ориентированный подход)

Дайте обоснованный ответ.

- Зелёная квакша, увидев своё отражение в воде, закричала: “Ура! Я растение!”. Так ли это? (Слайд 7)

- В реке растёт кубышка жёлтая. К какому отделу растений относится? Почему? (Слайд 8)

- Какое растение, растёт на стволах деревьев в лесу с северной стороны? Почему так решили? (Слайд 9)

- Хвощ полевой растёт на кислых почвах, которые требуют известкования, для увеличения урожая на них. Найдите его на рисунках. Объясните своё решение. (Слайд 10)

- Что произойдёт, если на Земле исчезнут все растения?

Привести учащихся к ситуации успеха

Устные ответы учащихся

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух.

Познавательные УУД:  умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Устная оценка учителя

8. Рефлексия деятельности.

3 минуты

 Цель этапа: осознание

Я знал

Я узнал

Я хочу узнать

По результатам урока заполни табличку, и оцени уровень твоей работы

Учащиеся заполняют таблицу и шкалу

Личностные  УУД:

Самооценка на основе успешности    

Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности  

Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли  

Познавательные УУД:  Рефлексия.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

9. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

  1. Основное §11 выучить.
  2. Ответить подготовить письменный ответ на опрос №4 стр. 51.
  3.  Приготовить проект о наиболее интересном вам растении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Древнейшие люди. Разработка урока в 5 классе в соответствии с ФГОС ООО

Данный урок разработан в соответствии с ФГОС ООО нового поколения. Материал содержит подробный план-конспект урока, оформленный в виде технологической карты, а также приложения....

Разработка урока музыки 6 класс в соответствии с ФГОС тема "Образы русской народной и духовной музыки"

разработтка открытого урока по музыке 6 класс2 четверть тема урока "Образы русскойнародной и духовной музыки"...

Разработка урока для 6 класса по теме "Фотосинтез" (ФГОС)

План-конспект урока по биологии для 6-го класса по теме "Фотосинтез" (ФГОС)...

Разработка урока в 5 классе на тему: "Голосеменные растения"

Технологическая карта урока на тему :Голосеменные растения" 5 класс...

Методическая разработка урока для 5 класса Я работаю по ФГОС. Тема: Финикийские мореплаватели.

Методическая разработка урока по истории для 5 класса.Тема: Финикийские мореплаватели.Цель: дать представления о месторасположении и природных условиях Финикии. Определить занятия и достижения  н...

Методическая разработка урока в 6 классе "Испарение воды растениями"

Данная разработка урока составлена для УмК Пасечник В.В. и соответствует требованиям ФГОС.Урок разработан для учащихся 6 класса.Тема урока "Испарение воды листьями"...

Урок в 5 классе на тему «Растения и животные разных материков».

Урок на тему «Растения и животные разных материков»,  5  класс. Цель данного урока осознание и осмысление материала о растительном и животном мире Земли; развивать интеллект школ...