НРАВСТВЕННО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
статья по биологии (6 класс) на тему
В статье рассматриваются аспеты экологического восспитания учащихся разных возросных групп, которые можно использовать на уроках биологии. Обращаю внимание на анализирование собственного поведения учащихся в природе, формирование личной ответственности за состояние окружающей среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
НРАВСТВЕННО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.
Учитель биологии НИЦЕНКО Валентина Григорьевна
Санкт-Петербург
Основной путь выхода из экологического кризиса — перестройка всего уклада человеческой жизни, переориентация ценностей природы, изменение социальной и экономической политики.
Современному специалисту в области естественнонаучного образования необходимо знать основные физико-химические процессы, определяющие состав и свойства окружающей среды, особенности поведения различных химический соединений при попадании их в окружающую среду, оценивать их воздействие на биосферные процессы, уметь предвидеть последствия внедрения новых технологий.
Цель экологического образования состоит в развитии экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде, формирование ответственного отношения к природе. Перед учителями биологии, химии стоят следующие задачи:
- понимание современных проблем окружающей среды;
- развитие критического отношения учащихся к результатам деятельности человека;
- умение анализировать собственное поведение в природе, формирование личной ответственности за состояние окружающей среды;
- воспитание доброты, ответственного отношения к природе и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни и к себе.
Многие из этих задач нельзя полностью реализовать в рамках урока, это осуществимо при взаимосвязи обучения и воспитания с различными видами внеклассной работы.
Проблемы экологии, окружающей среды в целом, по всеобщему признаию, стали самыми грозными.
Детям предлагаю зарисовать схему в своих тетрадях:
ЭКОЛОГИЯ | ||||||||||||||
наука | ||||||||||||||
О СВЯЗИ | ||||||||||||||
ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА | СРЕДА ОБИТАНИЯ | |||||||||||||
человек | растения | животные | воздух | вода | почва | |||||||||
Объясняю учащимся, что все, что нас окружает — окружающая среда — неразрывно связано и зависит одно от другого: вода и человек, растения, животные; воздух и человек, растения, животные; почва и человек, растения, животные. Значит, ЭКОЛОГИЯ наука о связи животных существ со средой обитания.
Итак, при изучении темы: «Земля планета солнечной системы», реальной экологической угрозой становится истощение озонового экрана в стратосфере.
Говорю учащимся:
«Знаете, почему на солнце люди загорают?»
, потому что солнечный свет содержит ультрафиолетовые лучи. Если ультрафиолета мало — он полезен, так как убивает болезнетворные бактерии. Более того, ультрафиолетовые лучи необходимы организму для выработки витамина Д. Для этого на солнце достаточно проводить время 10-15 минут. Но если ультрафиолета много, то он убьет не только бактерии, но и все живое.
Но почему на Земле сохраняется жизнь? Потому что в стратосфере есть своеобразный щит — озоновый слой, здесь много озона, который сильно поглащает ультрафиолетовые лучи, потому до Земли ультрафиолета доходит мало, таким образом, озоновый слой сохраняет жизнь на Земле.
Здесь, говорю о знаменитой «озоновой дыре» над Антарктидой, площадь этой дыры велика — 22 миллиона квадратных километров. Это больше, чем площадь России. В этих дырах озона очень мало. Сокращение озона на 1% ведет к увеличению заболеваний раком кожи на 5-7%. Это означает, что 6-9 тысяч человек на европейской территории нашей страны ежегодно смертельно заболевает раком кожи только по этой причине.
Кожа очень чутко реагирует на излишки ультрафиолета, стоит лишь один раз получить ожог, и человек как бы стареет минимум на четверть года.
Увеличение ультрафиолета плохо влияет на зрение: уменьшение толщины озонового слоя на 1% приведет к слепоте дополнительно еще 100 тысяч человек.
Перед учеными стоит проблема, всегда ли существовали эти «дыры» или они появились в последние годы в результате деятельности человека? Ачеловек - то тут при чем?
Причина самая неожиданная обыкновенные аэрозоли, где они только не используются, и в:
- косметике;
- быту;
- борьбе с комарами;
они содержат особые вещества, которые разрушают озон, поднимаются с атмосферными потоками и постепенно «поедают» озоновый щит Земли, без которого мы можем погибнуть.
При изучении темы: «Вода», говорю учащимся о том, что чистой воды у нас хватает.
Причины:
- неконтролируемый рост различных загрязнений (сельскохозяйственных, промышленных, бытовых,транспортных). Причина заключается в бесхозном, варварском отношении к воде, как к бесплатному, ничейному природному ресурсу;
- ее можно забрать в каком угодно количестве;
- ее можно без особого наказания загрязнить.
Например, мелиораторы решили, что Аральское море - «ошибка природы» и воду в него Амударья и Сырдарья несут совершенно напрасно. В избытке пустили воду этих рек на хлопковые поля, что привело к заболеванию огромных территорий в Средней Азии, в результате урожайность хлопка стала ниже экономически выгодного предела.
Что присходит если человек загрязняет воду? Недавно ученные обнаружили, что в самом поверхностном слое океанов, морей, озер, водохранилищ жизнь буквально бьет ключом. Здесь и зоопланктон, икринки рыб, личинки, простейшие организмы, бактерии и мальки. Все они себя прекрасно чувствуют.
Кто угрожает, этой райской жизни?
Нефть!
При морской добычи нефти до 1% попадает в воду.
100 тонн добыли — 1 тонна в воду.
Нефть легче воды, она всплывает и растекается по поверхности воды — часть ее испаряется, другая часть разлетается бактериями на воду и углекислый газ. Серьезную опасность таят, аварийные разливы нефти, при получении пробоин в танкере.
В 1988 году в районе полуострова Аляска огромный танкер сел на мель и получил пробоину. 36 тысяч тонн нефти вылилось в Тихий океан. Погибло много рыбы, птиц, мидий, устриц, водорослей. Это не восполняемый урон живой природы.
Отчего погибли киты? Очень часто для природы бывает опасно и то, что кажется безвредным. Полиэтиленовые пакеты брошенные в воду привели к гибели китов. Киты задохнулись потому что их дыхательные отверстия были забиты полиэтиленовыми пакетами.
При изучении темы: «Почва».
Одной из серьезных проблем в ближайшие годы у нас станет загрязнение подземных вод. Эта проблема заявила о себе в США, в странах Западной Европы: из многих артезианских скважин сейчас уже нельзя брать воду для питья. Неумеренное применение пестицидов и минеральных удобрений привело к тому, что они в большем количестве оказались в грунтовых водах. У нас эта беда начинает просматриваться, не потому что у нас все хорошо, а по той причине, что мы не исследуем как следует наши подземные воды. Привыкли считать: что идет снизу — чистое. А это не так.
В США пестициды стараются использовать на технических культурах, мы же — на злаках, овощах и других пищевых культурах. Проверка продуктов питания санэпидемстанциями Минздрава в 1998 году показала более 30% всех пищевых продуктов в Санкт-Петербурге содержали пестициды выше допустимого уровня. Обнаружены в консервах для детского питания, в овощных культурах, в колбасных изделиях, в яблоках, в садовой землянике. Нарастание применения пестицидов совпадает с учащением легочных, кишечных, нервных заболеваний и у детей и у взрослых. У подростков преобладают заболевания дыхательных путей, а у взрослых на первое место выступают нервно-психологические расстройства.
Оказывается в повседневной борьбе с вредителями, пожирающими растения, можно использовать сами же растения:
- обыкновенный лук (настойка из шелухи) губительно действует на паутинного клеща;
- махорка — на капустную муху, которую отпугивает запах сельдерея;
- фитофтору — настойка чеснока.
Экологи выводят новые сорта растений, которые сами будут противостоять вредителям без помощи человека.
В 1992 году в Перу выведен сорт картофеля «волосатый» - выделяет из стеблей вязкое вещество смертельное для насекомых-вредителей, мелкие гибнут моментально, а колорадский жук умирает медленной смертью.
Огромный экологической проблемой для нашей страны стали кислотные осадки — увеличение кислотности дождей, снега, тумана в результате выброса в атмосферу оксидов серы и азота от горения топлива. Кислотные осадки снижают урожай, губят естественную растительность, разрушают здания, уничтожают жизнь в пресных водах. Сейчас мировой океан ежегодно сваливается несколько миллиардов тонн жидких и твердых отходов.
В результате явления биоконцентрации (многократного накопления в животных организмах химических соединений) балтийская треска, например, может содержать 800 миллиграмм ртути на килограмм массы. Это означает, что съев 5-6 таких рыб, человек получит количество, равное содержанию в медицинском термометре. Все большие участки океана становятся безжизненными.
Где же выход?
Как заставить промышленность уменьшить опасные выбросы?
- строить очистные сооружения и заводы по переработке вредных отходов.
- Развивать экологически чистые производства.
Украинская девочка писала сочинение об «образе природы», она пишет:
«Как хорошо, что природные законы неделимы едины для всего сущего».
И заканчивает сочинение собственными стихами:
Моя рiдна природо,
Як вiрно тебе я люблю,
За чарiвну твою тиху воду
За вiчную правду твою.
Заметьте, девочка любит природу не ха воздух, воду и хлеб, без которых нельзя жить, а за «вечную правду», без которой жизнь не нужна. Правда детям необходима как воздух без радиации и хлеб без нитратов, и они должны видеть, что эта правда как река, проистекает из законов природы, единых для всего сущего.
Литература:
- Роговая О.Г., Алексеева Л.В., Бойцова Т.В., Горбунова В.В. Практикум по химии окружающей среды: Учебно-методическое пособие. - Спб: издательство РПУ им. А.И. Герцена, 2007 г.;
- Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологичечкое воспитание школьников. 2005 г.;
- Реймерс Н. Ф. Экология (теории, законы, правила принципы и гипотезы) — М.: Журнал «Россия Молодая», 1994 — 367 с.
- Афанасьев Ю.А., Фомин С.А. Мониторинг и методы окружающей среды. - Сонат, 1998. - 224с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/25/picture-103375-1353864410.jpg)
Из опыта работы по художественно - эстетическому воспитанию школьников на уроках биологии и во внеурочное время
Презентация по данной теме содержит материал, элементы которого могут быть использованы при проведении уроков и внекласнных мероприятий по предмету...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/06/picture-197694-1360162350.jpg)
Валеологическое воспитание школьников на уроках биологии и химии
Данные института возрастной физиологии РАО свидетельствуют о том, что около половины школьников страдают теми или иными невротическими синдромами. Исследования, проведенные в лабораториях этого инстит...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/24/picture-302309-1380041021.jpg)
Экологическое воспитание школьников на уроках биологии и во внеурочное время.
В последнее время все большее внимание уделяется экологическому образованию и воспитанию, поскольку без этого невозможно решить важнейшие проблемы развития цивилизации. Экология одна из самых актуальн...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/11/picture-606534-1426100494.jpg)
Личностно-ориентированное обучение и воспитание школьников на уроках биологии путем активизации познавательной деятельности.
Личностно-ориентированное обучение и воспитание школьников на уроках биологии путем активизации познавательной деятельности. Основной формой учебных занятий является урок. Современный личностно о...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/30/picture-597267-1451435862.jpg)
Методический семинар: Экологическое воспитание школьников на уроках биологии и во внеурочное время в условиях перехода на ФГОС ООО
Методический семинар: Экологическое воспитание школьников на уроках биологии и во внеурочное время в условиях перехода на ФГОС ООО...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/01/picture-887733-1485975818.jpg)
"Из опыта работы по антиалкогольному воспитанию школьников на уроках биологии в 8 классе"
Статья вкючает в себя перечень заданий и вопросов для самостоятельной работы учащихся по антиалкогольной тематике. Может быть использована как на уроках, так во внеклассной работе....
Формы и методы экологического воспитания школьников на уроках биологии и во внеурочной деятельности
Отношение к своему краю во многом определяется впечатлениями, полученными детьми от общения с природой. Природа является источником духовного существования человека. В процессе освоения природы обязат...