Методический семинар: Экологическое воспитание школьников на уроках биологии и во внеурочное время в условиях перехода на ФГОС ООО
статья по биологии на тему
Методический семинар: Экологическое воспитание школьников на уроках биологии и во внеурочное время в условиях перехода на ФГОС ООО
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема методического семинара: Экологическое воспитание школьников на уроках биологии и во внеурочное время в условиях перехода на ФГОС ООО
Введение
На сегодняшний день имеется масса пробелов в воспитательной работе со школьниками. Особенно остро данная проблема стоит в воспитании экологической культуры подрастающего поколения. Не смотря на высокий уровень технического прогресса, мы по-прежнему полностью зависим от окружающего нас мира живой и не живой природы. Воспитание любви к своей исторической Родине, охрана природы, решение экологических проблем местного значения на основе интенсивного внедрения краеведческого компонента в изучение биологии, организация научно-исследовательской работы и реализация социально-значимых экологических, природоохранных проектов – реальные, эффективные направления по экологическому образованию и воспитанию школьников, формирования их нового экологического мышления. Актуальность проблемы воспитания экологической культуры школьников никогда не утратит своего значения. В настоящее время данной проблеме необходимо уделять особое внимание, как в рамках общего образования, так и во внеурочной деятельности.
Задачи ФГОС по экологическому образованию и воспитанию
-Экологическая грамотность;
-Экологическая культура;
-Экологическое мышление;
-Навыки здорового и экологически целесообразного образа жизни;
-осознание значимости концепции устойчивого развития.
«портрет выпускника основной школы»
Правовые основы РФ в сфере экологии и устойчивого развития
(и экологического образования)
•Конституция РФ Статья 42. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду,...
•Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию»;
•Экологическая доктрина Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р;
•«Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года» (утв. Президентом РФ от 30 апреля 2012 г.)»
Экологическое воспитание школьников на уроках
Основная программа биологического образования школьников сохраняется, выдерживается преемственность биологических предметов, сохраняется авторская образовательная линия. Уроки проводятся с использованием теоретического и наглядно-практического краеведческого материала (теоретические задания, коллекции и гербарии, статистические материалы и лабораторные объекты, наглядные демонстрационные материалы). Лабораторные и практические работы так же в основном проводятся с использованием местных объектов флоры и фауны. Практикуется проведение нестандартных авторских уроков с использованием группового метода, уроков - исследовательских практикумов, игровых уроков, уроков-диспутов. В систему уроков введено большое количество лабораторных и практических работ с использованием краеведческого материала, многие из которых носят исследовательский характер. Проводятся уроки-экскурсии в природу, в краеведческий музей при изучении отдельных тем. Такие формы уроков способствуют формированию у учащихся многих компетентностей. В плане экологического воспитания на уроках широко используются межпредметные связи с географией, химией, ОБЖ, и другими предметами школьной программы. Эффективность и результативность образовательной и воспитательной деятельности основывается на активизации познавательного интереса обучающихся посредством активного применения современных образовательных технологий – использования ИКТ, проектного метода, личностно-ориентированного образования, в сочетании с использованием традиционных методик. Особое внимание уделяется созданию здоровьесберегающей среды на всем образовательном пространстве, так как именно биологические науки играют в этом первостепенную роль. Постоянно, на уроках подчеркивается неповторимость и красота природы родного края, рассказывается о достижениях отечественных исследователей, ученых, медиков.
Применение различных методов, приемов и технологий, типов уроков в основном образовательном звене обусловлено спецификой преподаваемого предмета и возрастом учащихся. Так в 5 классе на уроках биологии очень эффективны игровые формы уроков в сочетании с групповым методом. Учащимся так легче адаптироваться при переходе из начального звена в основное, что очень важно с позиций здоровьесбережения. В рамках экологического воспитания делается опора на краеведческий материал. Учащиеся с удовольствием готовят сообщения, мини-рефераты по данной тематике.
В 6 классе при изучении биологии эффективно используются ИКТ, которые позволяют экономить время, а значит глубже изучить материал. Изучение растений, проведение лабораторных работ проводится с использованием местного флористического материала, исключение только в случае необходимости и в качестве иллюстративного материала. Особое внимание уделяется возделываемым местным культурам. Такие темы как: «Природные сообщества», «Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир» проводятся в виде экскурсий. Примерно в двух километрах от нашего поселка находятся разрез по добыче угля: Первомайский. Родители учащихся нашей школы неоднократно находили на территории разрезов фрагменты окаменелых древних папоротникообразных и предоставляли их нам для изучения.
Проведение уроков биологии в 7 классе основывается на использовании краеведческого материала, постановках опытов и экспериментов с его использованием. Эффективно используется проектный метод при проведении исследовательских работ. Практикуется использование ИКТ, элементы опережающего обучения в виде индивидуальных сообщений и докладов, активно формируются на научной основе гигиенические и санитарные знания и навыки (элементы здоровьесбережения). Отдельные темы уроков изучаются в форме экскурсий. Краеведческий компонент присутствует практически на каждом занятии, при этом у учащихся формируется установка – «окружающий мир природы разнообразен и прекрасен, в нем нет ничего лишнего, научись жить в гармонии с ним, береги и охраняй его».
В 8 классе, при изучении раздела биологии «Человек» - основное внимание уделяется формированию ценностного отношения к своему здоровью на основе научных знаний. Помимо традиционных занятий, здесь эффективно применяются «Уроки-диспуты», уроки-практикумы, лекционно-реферативные уроки. Так же активно используются межпредметные связи с ОБЖ.
При изучении основ общей биологии в 9 классе используются все вышеназванные формы методик и различные типы уроков. Помимо общетеоретической подготовки, особое внимание уделяется формированию естественнонаучного мировоззрения учащихся, гармонизации взаимоотношений человека с окружающей средой, в том числе с социумом, формированию гражданской ответственности каждого человека за будущее человечества как биологического вида (при изучении тем по генетике, селекции, эволюции и экологии). Ключевая идея здоровьесбережения – «здоровье каждого индивидуума – здоровье нации, здоровье вида в целом».
Экологическое воспитание во внеурочное время
Если на уроках учащиеся познают природу, осознают свое место в живом многообразии, то в неурочное мероприятия призваны формировать отношения ко всему живому, навыки общения с окружающим миром и его обитателями. Позитивное отношение к природе помогает формировать биологические праздники, массовые мероприятия. Эмоционально насыщенным является весенний праздник «День птиц». Ребята за ранее готовят рисунки, мастерят скворечники, с удовольствием участвуют в викторинах и конкурсах.
Экологическому воспитанию способствует выступление агитбригад. Яркие, четкие, красочные выступления заставляют прислушаться, задуматься зрителей, а самих участников агитбригады, донести до слушателей, главный смысл выступлений. Эмоциональное восприятие позволяет усилить воспитательную роль подобных мероприятий. Учащиеся основного звена с удовольствием участвуют в творческих конкурсах, рисуя домашнего любимца или жителя дикой природы, создавая листовку защиту ели и сочиняя призыв, навести порядок в собственном дворе.
Исследовательская работа.
Научно-исследовательская работа ещё одна форма экологического воспитания учащихся. Воспитание через наблюдение, эксперимент, анализ и выводы. Исследование - это всегда проблема, которую надо решить, анализ результатов - поиск причины этой проблемы, а выводы и рекомендации предлагают способы решения проблемы. Таким образом, занимаясь научно-исследовательской деятельностью, ребята сами пытаются решать некоторые экологические проблемы своей местности.
Осуществляется данный вид деятельности на кружках внеурочной деятельности «Юный эколог» и «Юный краевед».
Достигнутые результаты
Многолетний педагогический опыт и творческий поиск по этой проблеме привел меня к выводу о том, что одним из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организация научно-исследовательской деятельности учащихся, которая и является для меня одной из форм работы с учащимися на своих уроках и во внеурочное время.
За 12 лет организации исследовательской работы школьников, я убедилась, что наиболее интересными для ребят являются исследования в области экология, психология и здоровье человека. Ребята не только занимались исследованиями, но и вели активную агитационную работу по пропаганде здорового образа жизни, организовывали и проводили мероприятия по природоохранительной деятельности. Учащиеся провели множество исследований, с которыми выступали на школьных и районных НПК школьников. А также в различных заочных районных и областных мероприятиях.
С каждым годом идет повышение качества творческих работ учащихся. Следует отметить разнообразие тем, широкий спектр проблем, интересующих учеников. Выбор тем исследовательских работ подтверждает интерес учеников к здоровью вообще и к своему в частности, к экологическим проблемам. Все работы сопровождаются компьютерными презентациями, созданными самими детьми.
Можно отметить высокий уровень творческих работ учащихся: актуальность избранных тем, обоснованность, научность, исследовательский характер работ, их практическую направленность, самостоятельность, использование компьютерных технологий, а также умение представить работу, вести дискуссию. Исследовательские работы способствуют более внимательному отношению к своему здоровью, а также бережному отношению к окружающей природе. Исследования по проблемам здоровья непременно сопровождаются рекомендациями учащимся и учителям.
В этом направлении учащимися были выполнены следующие проектно-исследовательские работы:
- «Физиологические особенности человека и выбор профессии», Колчанова Евгения, учащаяся 9 класса, 2005 год;
- «Развитие психики в подростковом возрасте», Абдугалеева Ирина, учащаяся 9 класса, 2005 год;
- «Влияние алкоголя на организм подростка» Самойлова Юлия, учащаяся 9 класса, 2007 год;
-«Современная музыка как шумовой наркотик», Терещенко Мария Александровна,обучающаяся 9 класса, 2008 год;
- «Стресс. Возможна ли жизнь без стресса?» , Тамашева Анастасия, учащаяся 10 класса – 3 место в районной НПК школьников «Эрудит – 2008»;
- «Здоровый образ жизни», Бастрыгин Василий, ученик 7 класса – 2 место в районной НПК школьников «Эрудит – 2008».
Одной из форм реализации исследовательской работы в целях подготовки к НПК является экспедиция. Так в 2007 году была организована экспедиция с учащимися 7-9 классов по обнаружению и очистке родников поселке Октябрьский. Программа экспедиции предусматривала теоретические и практические занятия, сбор полевого материала и его предварительную обработку в полевых условиях, обобщение собранного материала и составление отчетов. Результаты этой работы на районной научно-практическая конференция «Эрудит – 2007» в секции «экология» по теме: Живи, родник, живи! представляла Шех Ирина, обучающаяся 11-го класса. Заняла 2 место.
Значимым для детей является участие в природоохранной деятельности, а также участие в практических акциях (уборка мусора, социологические опросы населения и наглядно-агитационные мероприятия). В этом направлении учащимися были выполнены следующие работы:
- «Мониторинг водных объектов в поселке Октябрьский», Черепанова Евгения, ученица 11 класса – 2 место в районной НПК школьников «Эрудит – 2007».
- «Экологическая обстановка в поселке Октябрьский», Артамонова Наталья, Учащаяся 11класса, 2007 год.
- «Экологическая обстановка в Прокопьевском районе», группа учащихся 8 класса представляла свой исследовательский проект на районном слете экологов, 2008 год.
- «В год возрождения истоков найдём, очистим родники», Медведева Светлана, обучающаяся 7 класса, 3 место, 2014 год.
- Твоё здоровье в твоих руках», Горбатова Мария, обучающаяся 5 класса, 2016 год.
- «Сохраним родники родного края», обучающаяся 9 класса, 2016 год.
Двое учащихся нашей школы принимали участие в областных акциях. В областной экологической акции «Найди свой родник» в номинации «Сохранение водных экосистем» по теме «Изучение и охрана родников в поселке Октябрьский Прокопьевского района» (исследовательский проект) принимала участие Дронова Светлана, обучающаяся 8 класса, 2009 год, заняла 1 место в районе.
В областной акции «Летопись добрых дел по сохранению природы» в номинации «Исследовательская работа» по теме «Обнаружение и охрана родников в поселке Октябрьский Прокопьевского района» принимала участие Бабанакова Алена, обучающаяся 9 класса, 2010 год, заняла 1 место в области.
В заочном туре областной 11 экологической конференции Медведева Светлана, обучающаяся 8 класса, заняла 1 место.
Мною было проведено тестирование 12 студентов СПТУ и ВУЗов, ранее занимавшихся исследовательской деятельностью в школе под моим руководством. Студентам были предложены следующие вопросы:
Чем помогли ли вам занятия по исследовательской деятельности в школе по биологии и экологии?.
1. В выборе будущей профессии (указали 5 человек).
2. При выполнении исследовательских курсовых и других видах работ (указали 10 человек).
3. В самоорганизации и самоконтроле (указали 8 человек).
4. Никак не помогло (не указал никто).
Методические рекомендации
Экологическая работа в школе выполняет ряд функций, которые кратко можно представить следующим образом:
Просветительская функция | Помогает ребенку осознать Природу как среду своего обитания, как эстетический феномен, а также усвоить мысль о том, что необходимо использовать знания о Природе с целью ее сохранения, предотвращения необратимого нарушения ее целостности. |
Развивающая функция | Формирование у детей умения осмысливать экологические явления, устанавливать связи и зависимости существующих в мире растений и животных; делать выводы, обобщения и заключения относительно состояния Природы, давать рекомендации разумного взаимодействия с ней. |
Воспитательная функция | Формирование у школьников нравственного и эстетического отношения к Природе. У детей возникает чувство восхищения величием и красотой Природы. При этом у них воспитывается чувство ответственности за сохранение прекрасного в Природе, что побуждает учеников осуществлять посильную природоохранную деятельность. При этом бережное отношение к Природе закономерно является выражением патриотизма. |
Организующая функция | Стимулирует активную деятельность учащихся по охране Природы. Выстраивает систему реализации побудительных мотивов личности ребенка к природоохранной деятельности. |
Прогностическая функция | Развитие у школьников умения предсказывать возможные последствия тех или иных действий человека в Природе, прогнозировать вероятные нарушения биологических связей в Природе, определять, какие действия являются биологически нейтральными, какие экологические мероприятия будут Природе полезны. |
В процессе экологического воспитания предпочтение следует отдавать проблемным, частично-поисковым, исследовательским методам обучения и особенно методам проектов.
Формы экологической работы в школе могут быть различными:
1. Исследовательские (составление экологического паспорта школы, выпуск экологического бюллетеня, изучение состава воздуха, состояния воды, почвы и др.);
2. Конкурсные (выставки плакатов, рисунков, проведение экологических олимпиад и др.);
3. Игровые (эко – случай, эко – казино, эко – бумеранг и др.);
4. Познавательные (уроки-лекции, уроки-семинары, «круглые столы», анализ научной литературы, дебаты, экскурсии, походы и др.);
5. Продуктивные (посадка цветов, деревьев, озеленение школьных рекреаций и др.).
Реализация образовательной программы в системе общеобразовательных учебных учреждений осуществляется на основе:
- полного использования “воспитательного потенциала” природы в педагогическом процессе;
- экологического образования детей и подростков школьного возраста;
- координации работы учителей общеобразовательных учреждений по экологическому образованию;
- экологизации действующих дисциплин;
- проведения экологических олимпиад, летних практик.
Заключение
Таким образом, экологическое воспитание:
- позволяет учащимся понять, что взаимодействие всех живых организмов является обязательным условием поддержания устойчивости биосферы;
- раскрывает творческий потенциал учащихся;
- повышает значимость предмета и пробуждает интерес к его изучению;
- воспитывает ответственное отношение к природе.
Результатом экологического образования и воспитания можно считать что, школьники, выполняя самостоятельные задания, на конкретных примерах разбираются в организации живой природы, взаимосвязях окружающего мира, получают навыки проведения исследований, а, следовательно - навыки общения с природой.
- Ребята учатся любить и уважать родную природу, проводить природоохранные мероприятия, быть гражданами своей страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Этно-экологическое воспитание на уроках биологии и во внеурочное время"
Сегодня трудно найти человека, которого не волновало бы будущее нашей планеты. К главной проблеме, волнующей наше общество, относится охрана и сохранение окружающей среды, физическое и духовное ...
Из опыта работы по художественно - эстетическому воспитанию школьников на уроках биологии и во внеурочное время
Презентация по данной теме содержит материал, элементы которого могут быть использованы при проведении уроков и внекласнных мероприятий по предмету...
Экологическое воспитание школьников на уроках биологии и во внеурочное время.
В последнее время все большее внимание уделяется экологическому образованию и воспитанию, поскольку без этого невозможно решить важнейшие проблемы развития цивилизации. Экология одна из самых актуальн...
НРАВСТВЕННО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
В статье рассматриваются аспеты экологического восспитания учащихся разных возросных групп, которые можно использовать на уроках биологии. Обращаю внимание на анализирование собственного поведения уча...
Проектная деятельность как один из способов формирования экологической компетентности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС
Проектная деятельность как один из способов формирования экологической компетентности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС. Отчет по работе над мето...
Методическая работа «Проектно-исследовательская деятельность на уроках биологии и во внеурочное время»
Одной из форм работы с учащимися на уроке и во внеурочное время является организация их исследовательской деятельности. Ещё недавно она была преимущественно внеклассной и осуществл...
Формы и методы экологического воспитания школьников на уроках биологии и во внеурочной деятельности
Отношение к своему краю во многом определяется впечатлениями, полученными детьми от общения с природой. Природа является источником духовного существования человека. В процессе освоения природы обязат...