Экологическое воспитание учащихся на уроках и во время внеурочной деятельности
статья по экологии по теме
"Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допуская её разрушения и загрязнения".
А.А. Плешаков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie_uchashchihsya_na_urokah_i_vo_vremya_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 104.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Колодько Валентина Николаевна, учитель химии и биологии
МОУ Орловская СОШ № 3
Экологическое воспитание учащихся на уроках и во время
внеурочной деятельности
(ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ШМО
УЧИТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА)
ПОДГОТОВИЛА: Колодько Валентина Николаевна
учитель химии и биологии I кв. категории
п. Орловский,
2010- 2011 учебный год
"Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допуская её разрушения и загрязнения".
А.А. Плешаков
Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука - экология и, как следствие этого возникновения, появилась экологическая культура.
Поиск путей решения экологического воспитания в учебно-воспитательном процессе, разработка системы средств и методов экологического воспитания стали основой в организации научно-исследовательской деятельности.
Экологическое образование и воспитание учащихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром.
Экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом.
Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, профессиональным учебным заведениям, которые вооружая учащихся современными знаниями и жизненным опытом, по существу работают на будущее.
Эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой - природной и социальной. Привитие учащимся культуры отношения с нею осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и во время специально организованной внеурочной деятельности, а особенно при организации научно-исследовательской деятельности учащихся.
Научно-исследовательская деятельность учащихся способствует пониманию сути глобальных проблем экологии, готовит учащихся к самостоятельному выбору своей мировоззренческой позиции, развивает умения решать проблемы, воспитывает гражданскую позицию и ответственное отношение к человечеству и среде его обитания.
Перед научно-исследовательской деятельностью учащихся стоят следующие задачи:
- формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде обитания и жизнедеятельности человека, воспитание ценностных ориентаций и отношений к ней;
- обучение методам познания окружающего мира;
- воспитание эстетического и нравственного отношения к окружающей среде, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали, активное присвоение нравственных запретов и предписаний в отношениях с природой;
- формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни;
- выработка ответственности за собственное благополучие (экологию своего тела) и экологическое благополучие окружающей среды;
- становление начального опыта защиты природной среды и своего здорового образа жизни.
Экологическое образование и воспитание позволяют прививать общечеловеческие ценности гуманистического характера:
- понимание жизни как высшей ценности;
- человек как ценность всего смысла познания;
- универсальные ценности природы;
- ответственность человека за судьбу биосферы, природы Земли.
Средствами экологического образования можно формировать следующие ключевые компетентности:
- в области общественно-политической деятельности;
- в профессиональной сфере;
- в учебно-познавательной деятельности;
- компетентность в эколого-практической деятельности.
В МОУ Орловская СОШ № 3 учителями химии и биологии – Колодько Валентиной Николаевной, Пустоваровой Светланой Викторовной - накоплен богатый опыт формирования экологической культуры, который осуществляется в следующих формах:
- предметная - деятельность на уроках биологии (изучение теоретического материала, решение экологических задач, выполнение творческих работ, составление кроссвордов и многое другое);
- межпредметная - внедрение экологического содержания в уроки биологии, химии, географии, просмотр фильмов и презентаций на экологические темы;
- внеурочная - различные формы внеурочной и внеклассной воспитательной работы: проведение экологических мероприятий, участие в экологических акциях, организация экологических выставок, разработка и проведение классных часов.
- исследовательская деятельность учащихся.
Методы и формы работы с учащимися, которые мы используем во внеурочное время, различны: экскурсии (в природу, музей); конкурсы – экологических агитбригад, рисунков, исследовательских работ; различные акции; конференции; устные журналы и др.
Особое внимание уделяем следующим направлениям:
- экскурсии в биосферный заповедник «Ростовский» (п. Волочаевский);
- экскурсии в музей заповедника «Ростовский» (п. Орловский);
- ежегодное участие в районных конкурсах, проводимых заповедником «Ростовский»;
- участие в районном конкурсе плакатов и рисунков «Зеленая планета»;
- участие в Международной акции «Всемирные Дни наблюдения птиц »;
- участие в Международной акции «Марш парков»;
- Всероссийский конкурс научно-инновационных проектов компании «Сименс» в России;
- участие в конкурсах ГОУ ДОД Областного экологического центра учащихся Министерства общего и профессионального образования Ростовской области;
- областной конкурс исследовательских работ;
- областной экологический конкурс детского творчества «За что я люблю Донскую природу»;
- Всероссийский национальный конкурс водных проектов старшеклассников;
- Всероссийский игровой конкурс по естествознанию «Человек и природа», организаторы: Инновационный институт продуктивного обучения СЗО РАО (г. Санкт-Петербург) и Новосибирский центр продуктивного обучения (г. Новосибирск).
Работа по воспитанию экологической культуры развивает у учащихся интерес и любовь к природе, к ее охране и преобразованию, увлекает перспективами природоохранной деятельности. Формирует познавательное и эстетическое отношение к окружающей природной среде, обучает правильному поведению деятельности в природе, выявляет случаи негативного отношения к ней, определяет качественные изменения, происходящие в экологическом сознании и поведении учащихся.
Многолетний педагогический опыт и творческий поиск по этой проблеме привел меня к выводу о том, что одним из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организация научно - исследовательской деятельности учащихся, которая и является для меня одной из приоритетных форм работы с учащимися на уроках и во внеурочное время.
Привлечение учащихся к научно - исследовательской деятельности проходит поэтапно. На начальном этапе происходит знакомство с работами учащихся предшествующих выпусков, с основными требованиями к оформлению исследований, доводится примерная тематика работ. После чего учащиеся добровольно в зависимости от своих интересов и склонностей выбирают исследовательские работы, вместе с учителем составляется программа исследования. В дальнейшем учитель корректирует работу исследователя. Первый этап выступлений происходит перед одноклассниками.
Тематика экологических тем разнообразна. Например: "Красота спасет мир", "Сохраним природу вместе", "Экология и жизнь", "Здоровый образ жизни".
За последнее время были представлены следующие исследовательские работы учащихся:
- «Проблемы загрязнения водных ресурсов» (диплом);
- «Экология человека» (диплом);
- «Охрана окружающей среды»;
- «Проблемы загрязнения водных ресурсов Орловского района» (диплом);
- «Заповедник Ростовский. Остров Водный. Мустанги» (грамота 2 место);
- «Путеводитель для туриста по заповедным островам»;
- «Растительный и животный мир. Красная Книга заповедника «Ростовский» (грамота 2 место);
- «Мировой океан – гигантский склад химических элементов» (диплом);
- «Экологический туризм природоохранной деятельности».
Таким образом, как показывает практика, научно - исследовательская деятельность способствует формированию нового типа обучающегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной поисковой (исследовательской) конструктивной работы, презентационными умениями и навыками, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству с руководителем и взаимодействию, наделенного опытом самообразования, навыкам оценочной самостоятельности.
Использование научно - исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности позволяет получить ряд практических результатов: рост качества знаний, развитие коммуникативных умений, формирование активной жизненной позиции, развитие интереса к естественным наукам и др. Самое главное, на мой взгляд - участие в экологической и научно - практической деятельности позволяет учащимся приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое воспитание школьников на уроках биологии и во внеурочное время.
В последнее время все большее внимание уделяется экологическому образованию и воспитанию, поскольку без этого невозможно решить важнейшие проблемы развития цивилизации. Экология одна из самых актуальн...
Из опыта работы:"Экологическое воспитание учащихся на уроках и во внеурочной деятельности"
Экология стала важнейшей проблемой для каждого из нас, для всего человечества в целом. Нет необходимости говорить о том, как важно заинтересовать этой темой школьников, научить их бережно относи...
Программа экологического воспитания «Экологическое воспитание обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности»
Цель программы: Формирование у обучающихся целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе, окружающему пространству через экологизациюурочной и внеурочной деятель...
Методический семинар: Экологическое воспитание школьников на уроках биологии и во внеурочное время в условиях перехода на ФГОС ООО
Методический семинар: Экологическое воспитание школьников на уроках биологии и во внеурочное время в условиях перехода на ФГОС ООО...
Программа "Экологическое воспитание учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности"
Приводится аннотация к программе "Экологическое воспитание учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности"...
Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности
Современное российское общество требует ориентации системы образования на формирование у подрастающего поколения, высоких нравственных и этических качеств, среди которых большое значение имеют формиро...
Формы и методы экологического воспитания школьников на уроках биологии и во внеурочной деятельности
Отношение к своему краю во многом определяется впечатлениями, полученными детьми от общения с природой. Природа является источником духовного существования человека. В процессе освоения природы обязат...