Экологическое воспитание учащихся на уроках и во время внеурочной деятельности
статья по экологии по теме

Колодько Валентина Николаевна

 "Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допуская её разрушения и загрязнения".
                                                                                                                                               А.А. Плешаков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Колодько Валентина Николаевна, учитель химии и биологии

 МОУ Орловская СОШ № 3

Экологическое воспитание учащихся на уроках и во время

 внеурочной деятельности

(ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ШМО

УЧИТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА)

  ПОДГОТОВИЛА: Колодько Валентина Николаевна

                            учитель химии и биологии                                                     I кв. категории

 

п. Орловский,

2010- 2011 учебный год

 "Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допуская её разрушения и загрязнения".
                                                                                                                                              А.А. Плешаков

        Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука - экология и, как следствие этого возникновения, появилась экологическая культура.

        Поиск путей решения экологического воспитания в учебно-воспитательном процессе, разработка системы средств и методов экологического воспитания стали основой в организации научно-исследовательской деятельности.

Экологическое образование и воспитание учащихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром.

         Экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом.

        Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, профессиональным учебным заведениям, которые вооружая учащихся современными знаниями и жизненным опытом, по существу работают на    будущее.

      Эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой - природной и социальной. Привитие учащимся культуры отношения с нею осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и во время специально организованной внеурочной деятельности, а особенно при организации научно-исследовательской деятельности учащихся.

      Научно-исследовательская деятельность учащихся способствует пониманию сути глобальных проблем экологии, готовит учащихся к самостоятельному выбору своей мировоззренческой позиции, развивает умения решать проблемы, воспитывает гражданскую позицию и ответственное отношение к человечеству и среде его обитания.

Перед научно-исследовательской деятельностью учащихся стоят следующие задачи:

  1. формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде обитания и жизнедеятельности человека, воспитание ценностных ориентаций и отношений к ней;
  1. обучение методам познания окружающего мира;
  2. воспитание эстетического и нравственного отношения к окружающей среде, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали, активное присвоение нравственных запретов и предписаний в отношениях с природой;
  3. формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни; 
  4. выработка ответственности за собственное благополучие (экологию своего тела) и экологическое благополучие окружающей среды;
  5. становление начального опыта защиты природной среды и своего здорового образа жизни.

       Экологическое образование и воспитание позволяют прививать общечеловеческие ценности гуманистического характера:

  1. понимание жизни как высшей ценности;
  2. человек как ценность всего смысла познания;
  3. универсальные ценности природы;
  4. ответственность человека за судьбу биосферы, природы Земли.

      Средствами экологического образования можно формировать следующие ключевые компетентности:

  1. в области общественно-политической деятельности; 
  2. в профессиональной сфере; 
  3. в учебно-познавательной деятельности;
  4. компетентность в эколого-практической деятельности. 

      В МОУ Орловская  СОШ № 3 учителями химии и биологии – Колодько Валентиной Николаевной, Пустоваровой Светланой Викторовной - накоплен богатый опыт формирования экологической культуры, который осуществляется в следующих формах: 

  1. предметная - деятельность на уроках биологии (изучение теоретического материала, решение экологических задач, выполнение творческих работ, составление кроссвордов и многое другое); 
  2. межпредметная - внедрение экологического содержания в уроки биологии, химии, географии, просмотр фильмов и презентаций на экологические темы;
  3. внеурочная - различные формы внеурочной и внеклассной воспитательной работы: проведение экологических мероприятий, участие в экологических акциях, организация экологических выставок, разработка и проведение классных часов.
  4. исследовательская деятельность учащихся.

        Методы и формы работы с учащимися, которые мы используем во внеурочное время, различны: экскурсии (в природу, музей); конкурсы – экологических агитбригад, рисунков, исследовательских работ; различные акции; конференции; устные журналы и др.

        Особое внимание уделяем следующим направлениям:

  1. экскурсии в биосферный заповедник «Ростовский» (п. Волочаевский);
  2. экскурсии в музей заповедника «Ростовский» (п. Орловский);
  3. ежегодное участие в районных конкурсах, проводимых заповедником «Ростовский»;
  4. участие в районном конкурсе плакатов и рисунков «Зеленая планета»;
  5. участие в Международной акции «Всемирные Дни наблюдения птиц »;
  6. участие в Международной акции «Марш парков»;
  7. Всероссийский конкурс научно-инновационных проектов компании «Сименс»  в России;
  8. участие в конкурсах ГОУ ДОД Областного экологического центра учащихся Министерства общего и профессионального образования Ростовской области;
  9. областной конкурс исследовательских работ;
  10. областной экологический конкурс детского творчества «За что я люблю Донскую природу»;
  11. Всероссийский национальный конкурс водных проектов старшеклассников;
  12. Всероссийский игровой конкурс по естествознанию «Человек и природа», организаторы: Инновационный институт продуктивного обучения СЗО РАО   (г. Санкт-Петербург) и Новосибирский центр продуктивного обучения             (г. Новосибирск).

        Работа по воспитанию экологической культуры развивает у учащихся интерес и любовь к природе, к ее охране и преобразованию, увлекает перспективами природоохранной деятельности. Формирует познавательное и эстетическое отношение к окружающей природной среде, обучает правильному поведению деятельности в природе, выявляет случаи негативного отношения к ней, определяет качественные изменения, происходящие в экологическом сознании и поведении учащихся.

        Многолетний педагогический опыт и творческий поиск по этой проблеме привел меня к выводу о том, что одним из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организация научно - исследовательской деятельности учащихся, которая и является для меня одной из приоритетных форм работы с учащимися на уроках и во внеурочное время.

        Привлечение учащихся к научно - исследовательской деятельности проходит поэтапно. На начальном этапе происходит знакомство с работами учащихся предшествующих выпусков, с основными требованиями к оформлению исследований, доводится примерная тематика работ. После чего учащиеся добровольно в зависимости от своих интересов и склонностей выбирают исследовательские работы, вместе с учителем составляется программа исследования. В дальнейшем учитель корректирует работу исследователя. Первый этап выступлений происходит перед одноклассниками.

       Тематика экологических тем разнообразна. Например: "Красота спасет мир", "Сохраним природу вместе", "Экология и жизнь", "Здоровый образ жизни".

       За последнее время были представлены следующие исследовательские работы учащихся:

  1. «Проблемы загрязнения водных ресурсов» (диплом);
  2. «Экология человека» (диплом);
  3. «Охрана окружающей среды»;
  4. «Проблемы загрязнения водных ресурсов Орловского района» (диплом);
  5. «Заповедник Ростовский. Остров Водный. Мустанги» (грамота 2 место);
  6. «Путеводитель для туриста по заповедным островам»;
  7. «Растительный и животный мир. Красная Книга заповедника «Ростовский» (грамота 2 место);
  8. «Мировой океан – гигантский склад химических элементов» (диплом);
  9. «Экологический туризм природоохранной деятельности».

       Таким образом, как показывает практика, научно - исследовательская деятельность способствует формированию нового типа обучающегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной поисковой (исследовательской) конструктивной работы, презентационными умениями и навыками, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству с руководителем и взаимодействию, наделенного опытом самообразования, навыкам оценочной самостоятельности.

        Использование научно - исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности позволяет получить ряд практических результатов: рост качества знаний, развитие коммуникативных умений, формирование активной жизненной позиции, развитие интереса к естественным наукам и др. Самое главное, на мой взгляд - участие в экологической и научно - практической деятельности позволяет учащимся приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание школьников на уроках биологии и во внеурочное время.

В последнее время все большее внимание уделяется экологическому образованию и воспитанию, поскольку без этого невозможно решить важнейшие проблемы развития цивилизации. Экология одна из самых актуальн...

Из опыта работы:"Экологическое воспитание учащихся на уроках и во внеурочной деятельности"

Экология стала важнейшей проблемой для каждого из нас, для всего человечества в целом. Нет необходимости говорить о том, как важно заинтересовать этой темой школьников, научить их бережно относи...

Программа экологического воспитания «Экологическое воспитание обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности»

Цель программы: Формирование у обучающихся целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе, окружающему пространству через экологизациюурочной и внеурочной деятель...

Методический семинар: Экологическое воспитание школьников на уроках биологии и во внеурочное время в условиях перехода на ФГОС ООО

Методический семинар: Экологическое воспитание школьников на уроках биологии и во внеурочное время в условиях перехода на ФГОС ООО...

Программа "Экологическое воспитание учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности"

Приводится аннотация к  программе "Экологическое  воспитание  учащихся  на уроках  химии и во внеурочной  деятельности"...

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности

Современное российское общество требует ориентации системы образования на формирование у подрастающего поколения, высоких нравственных и этических качеств, среди которых большое значение имеют формиро...

Формы и методы экологического воспитания школьников на уроках биологии и во внеурочной деятельности

Отношение к своему краю во многом определяется впечатлениями, полученными детьми от общения с природой. Природа является источником духовного существования человека. В процессе освоения природы обязат...