Экологическое воспитание школьников на уроках биологии и во внеурочное время.
методическая разработка по биологии
В последнее время все большее внимание уделяется экологическому образованию и воспитанию, поскольку без этого невозможно решить важнейшие проблемы развития цивилизации. Экология одна из самых актуальных наук современности. С нею связывают надежды на выживание человечества в усложняющемся мире и на возможности нового витка развития.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание школьников на уроках
биологии и во внеурочное время
В последнее время все большее внимание уделяется экологическому образованию и воспитанию, поскольку без этого невозможно решить важнейшие проблемы развития цивилизации. Экология одна из самых актуальных наук современности. С нею связывают надежды на выживание человечества в усложняющемся мире и на возможности нового витка развития.
Коммунарская средняя общеобразовательная школа является сельской. К сожалению, как отдельный предмет экология в нашей школе, как и во многих других, не изучается, поэтому, необходима новая структура, новые пути экологического образования и просвещения.
14 лет работы в школе и из них 4 года учителем биологии позволили определить, что эта проблема является одной из главных в деле воспитания экологически грамотных пользователей природы, способных выявлять и решать экологические проблемы с целью сохранения природы родного края.
Ведущую роль в воспитании подростков играет школа, которая организует процесс формирования экологической культуры, включающий в себя учебную и внеучебную работу.
Начальным этапом процесса формирования экологической культуры, как и любого воспитательного процесса, является постановка цели: «Формирование экологического воспитания обучающихся через использование активных форм, методов и приемов обучения».
Задачи:
- сформировать умение понимать и ценить красоту и богатство природы;
- способность осуществлять экологически грамотные действия;
- организовать системную работу по экологическому воспитанию школьников;
- развивать навыки проектной и исследовательской деятельности и умение применять результаты этой деятельности на практике;
- на основе использования краеведческих знаний воспитывать любовь к окружающей природе, своей малой Родине, к своей стране.
Результатом экологического образования и воспитания можно считать что, школьники, выполняя самостоятельные задания, на конкретных примерах разбираются в организации живой природы, взаимосвязях окружающего мира, получают навыки проведения полевых исследований, а, следовательно - навыки общения с природой.
Ребята учатся любить и уважать родную природу, проводить природоохранные мероприятия, быть гражданами своей страны.
Таким образом, деятельность школьников способствует улучшению экологической обстановки в районе, повышению экологической грамотности подрастающего поколения, укреплению здоровья детей, воспитанию у них любви к своему родному краю, народным традициям.
Добиваться этого позволяет внедрение в учебно-воспитательный процесс различных форм, методов, средств обучения.
В практике своей работы я использую комплексную систему, направленную на формирование экологического воспитания: «урок – внеурочная и внеклассная работа»: дополнительные занятия по биологии (элективные курсы, практикумы, предметные недели, экскурсии, путешествия…); индивидуальные занятия с одаренными детьми; учебно-исследовательская работа, подготовка к олимпиадам, конкурсам, научно-практическим конференциям; система проверки и оценивания экологических знаний, умений и навыков учащихся; распространение опыта работы.
Школьный предмет биологии занимает особое место в воспитании экологической культуры школьников, т.к. включает: систему знаний о взаимодействии общества и природы; ценностные экологические ориентации; систему норм и правил по отношению к природе; умения и навыки по изучению природы и ее охране.
Важнейшая задача учителя биологии в реализации данных аспектов – сформировать у обучающихся ответственное и бережное отношение к природе.
Практически во всех разделах программы по биологии затрагиваются вопросы экологического плана: взаимосвязь организма и среды, влияние различных факторов на организм и адаптация его к определенным условиям обитания. На уроках биологии формирую убеждение о том, что природа – целостная и саморегулирующаяся система. Важно при этом дать наиболее полное представление об экологических законах и закономерностях существования и образования биологических систем всех уровней.
Одним из важнейших направлений решения проблемы формирования экологической культуры личности является интенсификация учебного процесса, т.е. разработка и внедрение таких форм и методов обучения и учебно-методического материала, которые предусматривали бы целенаправленное развитие мыслительных способностей обучающихся, развитие у них интереса к учёбе, самостоятельности и творчества.
Ключом к пробуждению внутренней активности обучающихся является предоставление широкого простора для самостоятельной их деятельности по добыванию знаний. Это достигается совокупностью методов организации и управления учебно-познавательной деятельностью, которые принято называть активными. Одним из наиболее эффективных среди активных методов является проблемный. Для его реализации руководствуюсь следующими условиями: отбор самых актуальных, сущностных задач; определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы; построение оптимальной системы проблемного обучения; личностный подход и деятельность учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка.
Важнейшим условием применения проблемной технологии для формирования экологического воспитания личности считаю необходимость ее использования на всех этапах урока.
Создание в школе пробных пространств для формирования компонентов экологической культуры, а также ключевых компетенций невозможно без использования технологии проектной исследовательской деятельности – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.
За все время работы над методической темой мною накоплен большой опыт ее использования. Эта работы включает следующие обязательные виды деятельности: работа с начинающими исследователями; выбор исследовательской работы; изучение литературы; проведение социологических опросов; оформление результатов; составление плана реализации проекта; подведение итогов.
При работе над исследовательским проектом выделяю следующие этапы:
- Постановка цели: выявление проблемы, формулировка задач;
- Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов;
- Самообразование и актуализация знаний при консультативной помощи учителя;
- Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей;
- Исследование, решение конкретных задач;
- Обобщение результатов, выводы;
- Реализация проекта;
- Анализ успехов и ошибок.
Функции учителя при работе обучающихся над исследовательским проектом:
помогает ученикам в поиске нужной информации; сам является источником информации;
координирует весь процесс;поощряет учеников.
При этом очень важным для формирования компонентов экологической культуры личности и компетенций обучающихся является то, чтобы в исследовательской деятельности работа на первых порах проводилась в тесном взаимодействии учителя и ученика. В связи с этим первоначально любой проект задумывается, как коллективный учебный. В этом случае совместная с учителем деятельность в ходе работы над проблемой, над исследованием дает ученику возможность освоить новые знания, умения, навыки, способы деятельности, сформировать компетенции и усовершенствовать уже имеющиеся.
Например, урок биологии в 11 классе «Влияние загрязнений на живые организмы»
Проблемная ситуация: «Чтобы стереть с лица Земли варварский, по мнению римлян, Карфаген, они в V в. до н.э. прибегли к такой акции, как посыпание наиболее плодородных земель солью. Это привело к резкому снижению урожая».
Проблема: «Как вы думаете, на чем основан этот простой, но зловещий тактический шаг?»
Решение проблемы: Обучающиеся высказывают свои предположения, обсуждают возможные верные решения. Но вместо того, чтобы высказать верное решение, я предлагаю найти его самим.
Организация исследовательской проектной деятельности: Обучающимся на первом уроке было предложено выбрать ролевую функцию для работы в группах: экологи, химики, биологи, дизайнеры (численность от 3 до 4 человек). После того, как были определены задачи каждой группы, началась работа с текстами учебной и дополнительной литературы, статей из журналов и газет, заранее мною приготовленные. Второй урок был проведен в компьютерном классе. Благодаря одновременному выходу в Интернет ученики имели возможность собрать нужную информацию в сети для решения задач своей ролевой группы. В результате компиляции каждая творческая группа подготовила текстовый и иллюстративный материал, таблицы и диаграммы. Все материалы в электронном виде были переданы группе дизайнеров, которые на основе полученной информации сделали компьютерную презентацию «Влияние засоления почвенного покрова на жизнедеятельность растений».
В образовательном процессе нашей школы давно и эффективно используются информационно-коммуникационные технологии. Поэтому оформление учебных проектов в электронном виде с помощью известных прикладных компьютерных программ - обязательное условие для их презентации.
Для успешной организации исследовательской деятельности на уроке необходимо тщательно продумывать формы уроков. В своей работе я использую такие формы как урок-семинар, урок-защита идей, урок-ролевая игра, урок-конференция, урок- круглый стол, практические и лабораторные работы, интегрированные уроки и т. д. Для достижения поставленных целей урока и учета степени самостоятельности обучающихся использую следующие методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Большое значение придаю экскурсиям и прогулкам. Содержанием экскурсий являются обследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе местности, условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений. Во время экскурсий дети собирают природный материал для коллекций, исследуют растения, почву, воду в разных условиях (в том числе в неблагоприятной экологической обстановке: у дороги, вдоль забора, на пустыре и т. д.). Каждый из участников проводит своё небольшое исследование и оформляет работу.
Опыт работы позволяет мне сделать вывод о том, что систематическая и целенаправленная деятельность обучающихся по проведению опытов и наблюдений за растениями, выращиваемыми на учебно-опытном участке и последующее использование результатов этой работы на уроках расширяют знания школьников по биологии, экологии, вызывают устойчивый интерес к предмету, помогают им лучше понять практическую значимость приобретаемых на уроках знаний. «Лучше один раз вырастить растение, чем несколько раз читать о том, как это надо сделать». Работы учащихся принимают исследовательский характер.
Формированию экологической культуры обучающихся способствует применение в преподавании биологии различных средств обучения - таблиц, картин, гербарий, микропрепаратов, влажных препаратов, ИКТ средств.
Для развития экологической культуры недостаточно лишь обучения на уроках: освоение основ экологии и методики воспитания детей должно сочетаться с внеурочными мероприятиями, обеспечивающими разными способами их осознание ценности природы, т. е. модель педагогического процесса должна представлять собой содержательное экологическое триединство обучения, воспитания и развития. Именно так может быть сформирована экологическая культура, показателями которой являются: экологическая образованность, эмоциональная восприимчивость и отзывчивость на природное окружение, способность к экологическому мышлению, адекватное поведение в природе, готовность к природоохранной деятельности.
В своей работе я использую три формы внеурочной и внеклассной работы: индивидуальную; групповую; массовую.
В процессе работы по обобщению опыта, было проведено исследование эффективности формирования экологической культуры обучающихся 5-11 классов за 20011-2013 учебные годы. Исследование проводилось дважды: в сентябре 2011 года и октябре 2013 года по диагностическим материалам. В основе диагностики лежит выявление сформированности (выраженности) отдельных компонентов экологической культуры.
На основании полученных данных можно заключить, что в ходе работы над методической темой четко прослеживаются позитивные изменения в сформированности экологической культуры у обучающихся МКОУ «Коммунарская СОШ». Доля учащихся с полностью сформированной экологической культурой личности (сформированы все компоненты культуры) увеличилась за два года в 1,5 раза.
Помимо увеличения процента обучающихся с полностью сформированной экологической культурой личности, за время работы над методической темой четко прослеживаются позитивные изменения результативности учащихся по биологии. В частности, за два прошедших года успеваемость по предметам стабильна и достигает 100%, наблюдается позитивная динамика «качества знаний» обучающихся, который увеличился с 65,2% до 66,5%.
Увеличилось количество детей, участвующих в предметных олимпиадах школьного, районного уровней, стали участвовать в научно-практических конференциях. Выпускники поступают и успешно обучаются в медицинских колледжах и в высших учебных заведениях, где одним из профилирующих предметов является биология.
Моя педагогическая система успешно применяется педагогами дополнительного образования, руководителями кружков. Обучающиеся научились правильно создавать научно-исследовательские работы. В процессе реализации различных проектов, исследовательских работ получили навыки работы над созданием клумб, выращиванием рассады, благоустройством территории села.
Методическую систему распространяю на ежегодно проводимых открытых уроках для своих коллег с использованием новых технологий обучения, выступаю на педагогическом совете школы.
Для повышения профессионального мастерства использую самообразование.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что воспитание экологической культуры реализуется не через эпизодические мероприятия, а через систему занятий, внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел и индивидуальной работы. Система достаточно технологична, легко применима в условиях любого образовательного учреждения. Особая ее ценность состоит в том, что она охватывает большинство учащихся. Причем достигается не, только пассивное участие школьников в различных мероприятиях, а активная творческая работа, направленная на достижение пусть и небольшого, но конкретного и значимого результата.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Этно-экологическое воспитание на уроках биологии и во внеурочное время"
Сегодня трудно найти человека, которого не волновало бы будущее нашей планеты. К главной проблеме, волнующей наше общество, относится охрана и сохранение окружающей среды, физическое и духовное ...
Из опыта работы по художественно - эстетическому воспитанию школьников на уроках биологии и во внеурочное время
Презентация по данной теме содержит материал, элементы которого могут быть использованы при проведении уроков и внекласнных мероприятий по предмету...
НРАВСТВЕННО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
В статье рассматриваются аспеты экологического восспитания учащихся разных возросных групп, которые можно использовать на уроках биологии. Обращаю внимание на анализирование собственного поведения уча...
Методический семинар: Экологическое воспитание школьников на уроках биологии и во внеурочное время в условиях перехода на ФГОС ООО
Методический семинар: Экологическое воспитание школьников на уроках биологии и во внеурочное время в условиях перехода на ФГОС ООО...
Экологическое воспитание школьников на уроках географии и внеурочной деятельности
Основные направления и результат работы с обучающимися по экологическому воспитанию....
Формы и методы экологического воспитания школьников на уроках биологии и во внеурочной деятельности
Отношение к своему краю во многом определяется впечатлениями, полученными детьми от общения с природой. Природа является источником духовного существования человека. В процессе освоения природы обязат...
Экологическое воспитание на уроках биологии и во внеурочное время
Человек должен экологически мыслить, понимать и анализировать факты, находить причины и следствия, принимать соответствующие решения во взаимоотношениях с природой...