Задания по естественнонаучной грамотности
учебно-методический материал по биологии (9 класс)

Уханова Ольга Михайловна

Биологические задания по естественнонаучной грамотности, ориентирована на учеников 7-9 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya_po_estestvennonauchnoy_gramotnosti.docx864.25 КБ

Предварительный просмотр:

Задания по естественнонаучной грамотности

1.На графике показан уровень заболеваемости корью в России. Отметьте, в каком году наблюдался пик по данному заболеванию. С чем связано уменьшение количества заболевших? Объясните, почему после 1988 года это заболевание стало редко встречаться в нашей стране.

https://forum.gkfxecn.com/uploads/monthly_10_2019/post-220-0-02030200-1570568965.png

2.Прочитайте текс и найдите несоответствия.

-Перцы и томаты- это двудольные растения, поэтому корневая система у них стержневая

-Придаточные корни растут от стебля, а не от боковых корней

-На корнях у гороха имеются не плоды, а корневые клубеньки, в которых живут азотофиксирующие бактерии.

-Плоды малины и клубники не ягоды

-Малина имеет плод многокостянку

-Земляника имеет плод многоорешек с сочным цветоложем.

Сделайте исправления.

3.      

Рассмотрите картинки инайдите в них биологические ошибки.

Сделайте исправления.

4.    Объясните с биологической точки зрения выражение: ‘Сытое брюхо к учению глухо’

5.  Ученый – химик Джозеф Пристли провел следующий опыт. Он посалил под стеклянный колпак мышь. Довольно быстро животное погибло. Тогда экспериментатор поместил под такой же колпак другую мышь, но уже вместе с веткой мяты. Этот опыт был поставлен в 1771 году. Так его описывает автор: «Через восемнадцать дней я нашел, что мышь прекрасно могла жить в той части воздуха, в которой росла ветка мяты. Побег мяты вырос почти на два дюйма…».

 Сделайте выводы из данной ситуации. Приведите аргументы в пользу ваших выводов.

 6. Как вы думаете, почему деньги считают самыми грязными вещами, которыми пользуется человек. Объясните, почему болезнетворные микробы живут на купюрах довольно долго — от одного до двух месяцев, а на пластиковых купюрах  и металлических монетах микроорганизмов в разы меньше, и жизнь их коротка — полторы-две недели.

Сделайте выводы, чем лучше рассчитываться наличными или банковскими картами. Дайте свои рекомендации.

7.  Что делать, если рядом с вами человек страдающий ожирением?

Ожирение - хроническое заболевание, характеризующееся избыточным накоплением в организме жировой ткани.

Проблемы ожирения в последнее время все чаще волнуют медиков всего мира, так как население планеты стремительно набирает вес. Ожирение не только дефект внешнего вида человека, но это также и проблемы физического и психического здоровья индивидуума.

Предложите способы, как помочь человеку страдающему ожирением избавиться от избыточного веса без вреда для его здоровья?

Составьте профилактические рекомендации.

 8.  Прочитайте инструкцию по проведению практической работы.

Ход опыта.

1.Определите пульс в состоянии покоя. Сделайте 4 измерения -каждое по 10 секунд. Вычислите средний показатель . С этой целью сложите отобранные результаты и разделите сумму на количество взятых показателей.

2. Сделайте 20 приседаний и сразу после выполнения работы измерьте пульс за десятисекундный интервал.

3. Повторите измерение через 0,5 мин, 1 мин, 1,5 мин, 2 мин., 2,5 мин.

Сформулируйте цель данной практической работы. Сделайте вывод.

9. Прочитайте текст.

Преобразуйте научную информацию, представленную в виде текста в схему.

Заболевание передается через мелкие капли, выделяемые из носа или рта больного при кашле или чихании. Эти капли попадают на окружающие человека предметы и поверхности. Другие люди могут заразиться в результате прикосновения сначала к таким предметам или поверхностям, а затем – к глазам, носу или рту.

Кроме того, заражение может произойти при вдыхании мелких капель, которые выделяются при кашле или чихании человека с COVID19. По этой причине важно держаться от больного человека на расстоянии более 1 метра. Риск заражение через воздух гораздо ниже.

10.  Прочитайте текст:

Придуманный фантастами и визуализированный режиссерами робот-скелет уже выводится на мировой рынок как вспомогательная профессиональная «спецодежда» для различных областей применения. Самые популярные из них – военная и медицинская. Но, по прогнозам исследовательских центров Global Markets Insight и Markets&Markets, к 2023-2024 гг. рынок промышленных экзоскелетов по востребованности опередит военный и медицинский  

Это закономерный рывок, потому что профессии, физически тяжелые для человека, сосредоточены в области промышленного производства, логистики и сельского хозяйства. Экзоскелеты там будут играть очень важную роль, предотвращая перегрузку, снижая боль и устраняя проблемы со здоровьем.

Экзоскелеты работают от батареи.Одного заряда батареи хватает на 8 часов работы, и ее можно заменять «на ходу». Параметры устройства впечатляют: система увеличивает силу владельца примерно в 20 раз – при поднятии 45 кг груза оператор ощутит вес порядка 2,2 кг.

Оцените с научной точки зрения корректность и убедительность утверждений, содержащихся в этой статье.

11. Кошка стала настоящей музой для англичанина Перси Шоу. Как-то раз он обратил внимание на то, как автомобильные фары отражаются в кошачьих глазах. Какое изобретение придумал Перси и где оно используется?

12.Медики в разных странах заметили, что у многих пациентов с тяжелой формой COVID-19 развивается глубокое воспаление сосудов, нарушается свертываемость крови. Как правило, таких людей лечат в стационаре, где врачи заботятся о работе их кровеносной системы. После выписки кому-то из них назначают лекарства, предупреждающие тромбообразование, а кому-то нет.

           Предложите правила  при соблюдении которых пациенты смогут не только сохранить, но и восстановить свои сосуды.

                                                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Текст- задания для оценки естественнонаучной грамотности детей

Текст- задания  для оценки естественнонаучной грамотности детей...

задания по теме «Практика формирования естественнонаучной грамотности на уроках географии и биологии».

В данной работе представлены задания по теме "Практика формирования естественнонаучной грамотности на уроках географии и биологии"...

Задания, развивающие естественнонаучную грамотность на уроках географии

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную  позицию по вопросам, связанным с естественными науками, его готовность интересоваться естественнонаучными ...

Разработка уникального задания на развитие естественнонаучной грамотности для обучающихся 10-11 классов. Задача "Биотехнология: достижения и перспективы развития"

Разработка  уникального задания на развитие естественнонаучной грамотности дляобучающихся 10-11 классов. Задача "Биотехнология: достижения и перспективы развития"...

Примеры заданий по проверке естественнонаучной грамотности.

Примеры заданий по проверке естественнонаучной грамотности у обучающихся 8 классов, по теме "Население России"...

«Задания по естественнонаучной грамотности»

laquo;Задания по естественнонаучной грамотности»...