Задания по естественнонаучной грамотности 7 кл.
материал
Задания по естественнонаучной грамотности 7 кл.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 992.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Французский гриб
Катя часто ходила с мамой в магазин и видела, что в овощном отделе продают шампиньоны. Она задумалась, а почему из всего разнообразия грибов в магазине продают в основном шампиньоны. Она узнала, что название «шампиньон» пришло к нам из французского языка.
Слово champignon переводится как «гриб». Оказалось, что шампиньоны – одни из первых
грибов, которые дали урожай не в естественной среде. Сегодня это самые распространенные грибы в мире, их научились искусственно выращивать в теплицах, на грядках, в подвалах и гаражах. В природных же условиях шампиньоны растут везде: на полянах, в затенённых местах, могут расти даже по обочинам дорог.
Рис.88. Шампиньоны в природе Задание 1
Почему шампиньоны стали самыми распространёнными искусственно выращиваемыми грибами? Отметьте один верный вариант ответа.
- Шампиньоны крупнее других съедобных грибов.
- Шампиньоны вкуснее других съедобных грибов.
- Шампиньоны неприхотливы к условиям выращивания.
- Шампиньоны размножаются делением грибницы и спорами.
Катя подробно познакомилась с особенностями питания шампиньонов, а также узнала, что для выращивания шампиньонов в искусственно созданных условиях используют компост. Компост – это удобрение, полученное в результате разложения отходов растительного и животного происхождения. Компост имеет в своём составе как органические, так и минеральные вещества.
Задание 2
Почему при выращивании шампиньонов используют компост? Отметьте один верный вариант ответа.
- Шампиньоны нуждаются только в органических веществах.
- Шампиньоны нуждаются только в минеральных веществах.
- Шампиньоны нуждаются в органических и минеральных веществах.
- Шампиньоны сами синтезируют нужные органические вещества.
Катя познакомилась со строением грибов и узнала, что основные части гриба называются «плодовое тело» и
«грибница» (мицелий).
Рис.89. Строение гриба
Она нашла таблицу, в которой показаны оптимальные условия для выращивания шампиньонов в искусственно созданной среде.
Периоды роста | Температура компоста | Влажность воздуха | Температура воздуха в помещении |
Разрастание грибницы (мицелия) (12-15 дней) | 24-27 | 90-95 | - |
Образование плодового тела | 17-19 | 80-90 | 14-18 |
Задание 3
Объясните, почему в таблице для периода разрастании грибницы не указана температура воздуха в помещении. Запишите свой ответ.
Ответ:
Катя решила провести эксперимент по выращиванию шампиньонов. Вместе с родителями она приобрела готовую грибницу (мицелий) и компост. Затем наполнила две одинаковых коробки компостом и посадила в каждую из них грибницу. Первую коробку она оставила в светлом помещении, а вторую поставила в тёмное помещение. В процессе выращивания шампиньонов были созданы все необходимые условия: поддерживалась нужная температура и влажность. Через некоторое время обнаружилось, что в обеих коробках выросло примерно одинаковое количество грибов.
Задание 4
Какова была цель эксперимента, проведённого Катей? Запишите свой ответ.
Ответ:
Культивирование грибов
Сегодня даже новичок сможет освоить технологию выращивания шампиньонов. При покупке мицелия на упаковке описан простой способ разведения для начинающих. Специальный грунт для развития мицелия лучше помещать на стеллажах, которые размещают друг над другом.
Рис.90. Выращивание шампиньонов
При выращивании шампиньонов используют приглушённый рассеянный свет или вообще выращивают их в полной темноте.
Задание 1
Почему шампиньоны, в отличие от растений, выращивают при тусклом свете или в темноте?
Ответ:
Грибы-ксилотрофы
Грибы-ксилотрофы растут на древесине (от греческого «ксилон» – «древесина»). Среди них есть как факультативные паразиты, например зимний опёнок, так и чистые сапротрофы – летний опёнок, вешенка и многие другие, которые растут исключительно на мёртвой древесине.
Задание 2
Можно ли выращивать зимний опёнок во фруктовом саду, в открытом грунте? Ответ поясните.
Ответ:
Задание 3
В каких условиях можно культивировать зимний опёнок? Выберите все верные ответы.
- На отрезках осины в закрытом помещении.
- На опилках лиственных пород в квартире.
- На смеси конского навоза и соломы в теплице.
- На питательных растворах.
- На открытом грунте с использованием азотных и фосфорных удобрений.
Культивирование летнего опёнка
При культивировании летнего опёнка в качестве посадочного материала иногда используют настой зрелых шляпок грибов. Для этого шляпки измельчают, помещают в ёмкость с водой на сутки, затем процеживают настой через марлю и обильно поливают им отрезки древесины.
Рис.91. Летний опёнок, выращенный на отрезке древесины
Задание 4
С какой целью готовят настой из шляпок летнего опёнка?
- В результате вымачивания грибница увлажняется и затем легче проникает в субстрат.
- Из шляпок вымываются споры грибов, способные к заселению субстрата.
- Вымачивание в воде в течении суток приводит к гибели бактерий, вредных для гриба.
- Из шляпок формируются новые нити грибницы.
Хищные и паразитические грибы
Царство Грибы (Fungi) включает в себя, по некоторым оценкам, до 3,8 миллиона видов, большинство из которых до сих пор не описано. Более того, целые экологические группы грибов продолжают оставаться неизученными. Одной из таких групп являются хищные грибы, которые способны питаться за счёт круглых червей (нематод) или насекомых, обитающих в почве. Несмотря на то что такие грибы были открыты ещё в 1852 г., их биология во многом пока остаётся загадкой.
Рис.92. Гриб, поймавший червя
Чтобы хищным грибам использовать активно двигающихся нематод в качестве питания, их необходимо обездвижить. Для этого у грибов сформировались специальные приспособления, которые условно можно разделить на ловушки активного и пассивного
типов. Ловушки активного типа способны в ответ на механическое раздражение
схлопываться, образуя ловушки в виде «лассо», которые задерживают нематоду. Ловушки пассивного типа обычно представляют собой клейкие гифы.
Рис.93. Активные и пассивные ловушки хищных грибов
Задание 1
На рисунке представлены различные ловушки хищных грибов. На каком рисунке
изображена ловушка активного типа?
Ответ:
Задание 2
Одной из важнейших современных проблем сельского хозяйства является борьба с
растительными нематодами. Они способны наносить значительный ущерб культурным
растениям, снижая урожайность. Существующие методы борьбы (например, химические агенты) либо дороги, либо постепенно становятся малоэффективными. Многообещающим средством борьбы является использование хищных грибов-нематофагов. В эксперименте использовали гриб-нематофаг, который помещали в почву с различными культурными растениями, а затем измеряли количество нематод в почве до и после посева гриба (через 2 недели). Результаты приведены в виде диаграммы.
Рис.94. График зависимости количества нематод дои после обработки грибами
Выберите все верные суждения, основываясь на результатах эксперимента.
- Грибы-нематофаги независимо от вида растения снижают концентрацию нематод в почве.
- Не стоит удобрять грибами-нематофагами фруктовые культуры, так как их урожайность может снизиться.
- Наиболее чувствительными к грибам-нематофагам оказались черви, обитающие в почве, где выращивали рожь.
- Наиболее низкая концентрация нематод в почве наблюдается после обработки грибами у растений картофеля.
Некоторые хищные грибы, использующие нематод в качестве источника питания, формируют специальные приспособления, которые напоминают средневековое оружие. Например, такие гифы образуются у Навозника (Coprinus comatus) или Строфарии (Stropharia).
Рис.95. Видоизменения гифов грибов
Задание 3
Укажите номера рисунков, на которых изображены средневековые оружия, напоминающие гифы у грибов.
Ответ:
Грибы из рода Кордицепс (Cordyceps) способны инфицировать личинок или взрослых
насекомых, а затем расти за счёт их питательных веществ, убивая при этом свою жертву к моменту полного созревания гриба. При созревании гриба на теле насекомого образуется строма – плотное скопление гиф, содержащих плодовые тела. На рисунке схематично показан жизненный цикл такого гриба.
Рис.96. Жизненный цикл гриба из рода
Кордицепс
Задание 4
Выберите три верных суждения, которые соответствуют жизненному циклу гриба.
- Гриб заражает насекомое на взрослой стадии (на стадии имаго).
- При поражении грибом жизненный цикл насекомого нарушается.
- Гриб питается тканями личинки (гусеницы) насекомого.
- Для проникновения в насекомое гриб использует споры.
Вытяжка из гриба кордицепса является широко известной биологической добавкой. Производители обещают усиление метаболизма, появление жизненных сил, активное восстановление хрящей и внутренних органов, а также многие другие эффекты. Чтобы проверить эти утверждения, учёные решили провести эксперимент. В течение двух недель в инкубаторе культивировали нормальные клетки печени шимпанзе, а также клетки печени, обработанные экстрактом кордицепса. На графике показано потребление глюкозы для двух групп клеток.
Рис.97. График потребления глюкозы клетками контрольной культуры и культуры с экстрактом кордицепса
Задание 5
Можно ли, основываясь на результатах эксперимента, утверждать, что экстракт кордицепса стимулирует клетки потреблять больше глюкозы, а следовательно, ускоряет клеточный метаболизм? Ответ поясните.
Ответ:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Текст- задания для оценки естественнонаучной грамотности детей
Текст- задания для оценки естественнонаучной грамотности детей...

Тестовое задание на естественнонаучную грамотность с элементами креативного мышления для учащихся 9 класса
Представлен текст задания и презентация с вопросами и ответами....

Задания по естественнонаучной грамотности
Биологические задания по естественнонаучной грамотности, ориентирована на учеников 7-9 классы...
Задания, развивающие естественнонаучную грамотность на уроках географии
Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную позицию по вопросам, связанным с естественными науками, его готовность интересоваться естественнонаучными ...