Система оценивания образовательных достижений
статья по биологии (7, 8, 9, 10, 11 класс)
В учебно-воспитательном процессе контроль выполняет разнообразные функции: проверочную, обучающую, диагностическую, мотивационно - стимулирующую, оценочную, обобщающую, воспитательную, развивающую. Считаю, что все виды контроля должны работать в системе, так как качество результатов зависит от системы методического сопровождения учебного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_otsenivaniya_obrazovatelnyh_dostizheniy.docx | 100.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Система оценивания образовательных достижений в обучении биологии (из опыта работы учителя биологии ГБОУ «Лицей-интернат № 61» Бальжиевой М.А.)
В учебно-воспитательном процессе контроль выполняет разнообразные функции: проверочную, обучающую, диагностическую, мотивационно - стимулирующую, оценочную, обобщающую, воспитательную, развивающую. Считаю, что все виды контроля должны работать в системе, так как качество результатов зависит от системы методического сопровождения учебного процесса.
В своей деятельности использую следующие виды и формы контроля: тестирование (тестовый контроль с использованием тестов по типу ОГЭ и ЕГЭ), биологический диктант (диктовать по 1 термину за 1 минуту – займет 10 минут), самостоятельная работа в тетради с использованием учебника, опрос, составление опорно-схематичного конспекта (перед учащимися ставится задача научиться «сворачивать» тексты до отдельных слов, делать схемы с максимальным числом логических связей между понятиям), текущий контроль, периодический (тематический), входная диагностика, определяющая актуальный уровень знания, промежуточная и итоговая диагностика, самоконтроль, взаимоконтроль (в парах), критический анализ своего ответа, тестирование в формате ОГЭ и ЕГЭ, экзамен.
В процессе введения инновационных форм и методов обучения, планов и программ должны найти свое место изменения в системах оценивания, в том числе, на уроках биологии. В процессе работы я пришла к выводу, что система оценивания должна строиться на следующих принципах:
- Оценивание является постоянным процессом.
- В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, итоговое) оценивание.
- Оценивание может быть только критериальным.
- Критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
- Оценивать можно только то, чему учат.
- Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам и учащимся. Они могут вырабатываться совместно.
- Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в
контрольно-оценочную деятельность, приобретали навыки и привычку к самооценке.
- Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
Остановлюсь подробнее на системе самооценки, которую я использую на своих уроках. Это приемы рейтинга, количественное определение (ранжирование) в соответствии с произвольно выбранной шкалой.
Для составления рейтинга использую язык цифр. Смысл его состоит в том, что каждый ученик в течение урока или темы пытается набрать как можно больше баллов. Успех ученика фиксируется для того, чтобы после составить рейтинговую таблицу.
Каждый ученик набирает определенное количество баллов, которые переводятся в традиционную оценочную шкалу (отметку) чаще путем наложения полученных баллов на заранее выбранную интервальную шкалу, где каждому интервалу соответствует та или иная оценка.
Плюсов у метода рейтинга достаточно:
1. Нет секрета в том, что 5-балльная система оценки несовершенна, и любая “Тройка”, “четверка”, “пятерка” имеет массу оттенков; рейтинг позволяет оценивать учащихся более точно, учитывая малейшие нюансы их деятельности, и за определенные виды работы ставить 10, 20 или, даже, 100 баллов.
2. Свободная конкуренция между учениками за право получить балл повышает активность ребят. Что делает урок более динамичным, насыщенным, эффективным.
3. Возможность избежать неудовлетворительных оценок, что ведет к тому, что учащиеся не боятся идти на урок.
4. Рейтинг хорош и тем, что при определении сегодняшнего рейтинга будет учитываться и прошлый, то есть учитываются и ранние заслуги.
Рейтинговую систему оценки знаний можно использовать в разных вариантах:
РЕЙТИНГОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ.
При подготовке к проведению такой работы выстраиваю систему заданий и вычленяются определенные операции и действия, необходимые для выполнения.
Отдельному заданию в целом и его частям присваивается определенный балльный вес.
Каждый ученик набирает определенное количество баллов, которые переводятся в традиционную оценочную шкалу.
ПО РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНИВАЮТСЯ ТЕСТЫ.
Возможно применение рейтинговой системы ПРИ ЗАЩИТЕ РЕФЕРАТОВ, ДОКЛАДОВ, ПРОЕКТОВ.
В этом случае заполняется индивидуальная карта, которая заносится в ЭЛЕКТРОННУЮ ПАПКУ учителя она заполняется преподавателем, одноклассниками и самим учеником. После этого подсчитывается среднеарифметическая величина, из расчета баллов.
Суммирование в этом случае выглядит так:
85-100 баллов – “5” 70- 84 балла – “4” 50- 69 баллов – “3”
Иногда использую рейтинговую систему оценки знаний НА ОТДЕЛЬНО ВЗЯТЫХ УРОКАХ.
И ещё один вариант – ПЕРЕХОД НА БАЛЛЬНУЮ СИСТЕМУ.
У каждого ученика есть свой конверт (папка), где хранятся балльные листы и все работы учащегося за учебный год. В балльном листе выводится оценочная шкала, которая зависит от количества уроков в данной теме, видов и объемов различных работ. Здесь же выведены рейтинговые оценки за каждый конкретный вид работы.
Эта система была апробируется мной в работе с семиклассниками. Это большая и кропотливая работа, требующая от педагога четкого планирования каждой темы и отдельно взятого урока, вычленения всех видов работ, которые будут проводиться по данной теме.
Пожалуй, самое сложное - это подведение итогов, так как все равно при выставлении оценок присутствует определенная доля субъективизма. Сложность заключается в том, что оценки выводятся не по чисто арифметическим подсчетам, а с учетом баллов за отдельные виды работ. И если у ученика набрано 20 баллов, но сумма состоит из пяти “2”, то о пятерке речь не идет.
Образец балльного листа
Тема урока: «Клетка»
Ф.И. ученика, класс_____________________________
№ урока | Дата | Тема урока | Уст. ответ | Доп. | Рис. | Раб. с текстом | Тв./р. | Пр./р. | Тест | Рейт. |
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 |
Пересчет баллов в традиционную оценочную систему: «5»-20 баллов; «4»-15 баллов; «3»-10 баллов.
Виды работ:
- Устный ответ-5б; - Работа с текстом-5б; - Дополнения- 1б; - Рейтинг – 10б; - Рисунок – 5б; - Тест – 12б; - Практическая работа -5б; - Творческая работа – 15б;
Общее количество баллов
Оценки в журнал. Остаток баллов переносятся в следующую тему.
Также владение современными способами оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий появилась необходимость ввести электронные формы документации, в том числе электронный журнал и дневников обучающихся.
Система накопительного оценивания учебных достижений учащихся на уроках биологии.
В свете ФГОС основного общего образования очень важен мониторинг результатов и объективная оценка достижений учащихся. Мною разработана система накопительного оценивания, которая направлена на мониторинг учебных предметных достижений школьников.
Практика обучения учащихся на уроках биологии показывает, что в полном объеме обеспечивается взаимодействие между учителем и учениками, между самими обучающимися лишь в процессе специально организованного учебного сотрудничества – работа в группах или в парах. При организации такой формы работы в процессе совместной предметной деятельности создаются условия для развития у учащихся умений: «учу себя сам», «пробую учить других», «самооценка», «взаимооценка», «оценка работы в группе».
Структура накопительной системы оценивания содержит систему баллов на основе промежуточного и итогового контроля в течение всего урока, которая фиксируется в листе самооценки учащегося.
Форма листа самооценки зависит от содержания конкретного урока. На листе фиксируется вид деятельности на определенном этапе занятия, возможные виды оценивания и количество баллов за каждый этап урока. В итоге все баллы суммируются, получается количество, соответствующее итоговой оценке.
Учитель продумывает формы оценивания всех возможных видов учебной деятельности, включая деятельность консультанта (эксперта).
Формы оценивания деятельности учащегося различны:
- оценку работу группы производит учитель или консультант по 3-х бальной системе (3 балла - нет ошибок, 2 - недочеты, 1- имеются ошибки);
- оценка работы консультанта – старшего, которому переданы некоторые функции учителя, оценивается группой по принципу 3-х «П» (правильно, последовательно, понятно);
- оценивание работы в группе производится по 3-х бальной системе (3балла - организовал работу в группе, 2- активно работал, 1 – принимал участие в работе группы);
- индивидуальная самостоятельная работа учащегося оценивается самим учащимся после выполнения задания с помощью ключа – готового ответа - либо в процессе взаимооценки.
В процессе преподавания биологии осуществляю оценивание каждого вида учебной деятельности учащихся по следующей схеме:
№ | Вид учебной деятельности | Оценка | Итого | ||||
самооценка | взаимооценка | консультанта | учителя | групппы | |||
1 | Готовность к уроку (мах - 0,5 баллов) | «+» | Менее 6 баллов - «2» 7-11 балла - «3» 11,5- 14,5 - «4» 15- 16 баллов - «5» | ||||
2 | Ответы на вопросы учителя или | «+» | |||||
консультанта (мах- 3 балла) | «+» | ||||||
3 | Составление плана, алгоритма (мах- 2 балла) | «+» | |||||
4 | Проверка домашнего задания (мах- 1,5 балла) | «+» | |||||
5 | Изучение нового материала (мах-2 балла) | «+» | |||||
6 | Самостоятельная работа (мах- 3 балла) | «+» | «+» | ||||
7 | Составление таблицы, кластера (мах-1 балла) | «+» | |||||
8 | Работа консультанта (мах – 3 балла) | «+» | |||||
(мах - 16 баллов) |
В процессе применения на уроках биологии накопительной системы оценивания учебных достижений учащихся мною были выявлены следующие преимущества:
- поддерживается мотивация учащихся на активность в течение всего урока;
- учитывается успешность выполнения всех видов учебно - познавательной деятельности и в итоге складывается положительная оценка работы ученика на уроке;
- учащийся участвует в самооценке и оценке других, в результате работа школьника на уроке оценивается всесторонне и объективно;
- в оценивании участвуют все участники образовательного процесса - учитель, ученик, группа, консультант, что даёт возможность учащемуся соотнести свою самооценку с мнением коллектива и учителя;
- в ходе занятия ученик отслеживает по листу самооценки набранное количество баллов на каждом этапе урока, сравнивает свои результаты и может мобилизоваться для получения положительного итога.
Применение накопительной системы оценивания позволяет учителю объективно производить оценку всех видов деятельности учащихся, всеми возможными средствами и в течение всего урока.
Всё это помогает формированию тех качеств личности, которые становятся стимулом положительного отношения к учению. Как эксперт, да и как учитель, проверяющий работы своих учеников, положительно отношусь к новому подходу проверки заданий.
Контрольно – измерительные материалы с опорными таблицами к темам, тестами, различающиеся по содержанию, уровню и сложности и числу заданий, КИМы для 8-11 классов тематически сгруппированы, соответствуют требованиям школьной программы по биологии. КИМы для 10-11 профильных классов сгруппированы по 7 большим блокам согласно системному подходу в обучении биологии (начиная с раздела «Биология как наука», заканчивая разделом «Экология»), систематизированы в папки для каждого класса по каждой теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Единая система оценивания образовательных достижений обучающихся по геометрии в блочно-модульной технологии
Система оценивания достижений обучающихся по геометрии с таблицами и текстом с пояснениями в блочно-модульной технологии...
«Изменения в системе оценивания образовательных достижений учащихся в соответствии с требованиями новых федеральных государственных стандартов»
Выступление на IV Всероссийских Шамовских педагогических чтениях научной школы управления образовательными системами «Модернизация системы отечественного образования: современные проблемы и поиск эффе...
Статья "Создание новой системы оценивания образовательных достижений учащихся на разных ступенях обучения как условие сохранения их психологического здоровья"
Данная статья была опубликована в сборнике статей под общей редакцией Т. С. Горбуновой «Опытно-экспериментальная работа в учреждениях образования Омской области — участников экспериме...
«Методы, формы организации деятельности учащихся, средства, Педагогические/образовательные технологии Система оценивания образовательных достижений»
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства:Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей;Методы, направленные на овладение двигательн...
МЕТОДЫ, ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ, СРЕДСТВА, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ/ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
Под методом ведения урока понимаются способы организации учащихся для выполнения упражнений. Основные методы, используемые на уроках:1. Фронтальный;2. Поточный;3. Посменный;4. Групповой;5. Индивидуаль...
Система оценивания образовательных достижений. Структура системы оценивания
Различие традиционного и современного критериального оценивания. Преимущества современного оценивания. Диагностические работы...
Система оценивания образовательных достижений. Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений.
В системе оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы в условиях ФГОС ориентирует образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, до...