АООП по биологии 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс)
Адаптированная рабочая программа по биологии для основного общего образования (5 класс) (далее – Программа) построена с учетом требований федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и специфики усвоения учебного материала обучающимися, испытывающими трудности в обучении, причиной которых являются различного характера задержки психического развития (далее – ЗПР).
Программа ориентирована на использование учебника Сухова Т.С. Биология: 5-6 классы: учебник /Т.С.Сухова, В.И.Строгонов.– М.: Вентана - Граф, 2020
34 часа, 1 час в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
адаптированная общеобразовательная рабочая программа по биологии 5 класс | 51.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 1 с наличием интерната» города Сарова
РАССМОТРЕНА на заседании школьного методического объединения Протокол № __________ От «___»________2020г. | СОГЛАСОВАНА Заместитель директора школы по учебной работе ___________М.Г.Маслов «___»__________2020г. | УТВЕРЖДАЮ И.о. директора школы _________М.Г.Маслов Приказ № _____________ От «___»_________2020г. |
АООП
по биологии
5 класс
Программа разработана
учителем биологии
И.Ю. Мочаловой
г. Саров Нижегородская область
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по биологии для основного общего образования (5 класс) (далее – Программа) построена с учетом требований федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и специфики усвоения учебного материала обучающимися, испытывающими трудности в обучении, причиной которых являются различного характера задержки психического развития (далее – ЗПР).
Программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
- федерального государственного стандарта общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644);
- примерной программы основного общего образования по биологии, 5-9 классы авторского коллектива в составе: В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г.Гапонюк.
- Программы. Биология (линейная). Линия УМК И.Н.Понаморёвой. Биология (линейная) 5-9 класс. – М. ВЕНТАНА-ГРАФ, корпорация "Российский учебник"
Программа ориентирована на использование следующих учебников:
- Сухова Т.С. Биология: 5-6 классы: учебник /Т.С.Сухова, В.И.Строгонов.– М.: Вентана - Граф, 2020
В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.
Для формирования у обучающихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Цель биологического образования - обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний, формирование научной картины мира, понимания биологического разнообразия в природе как результата эволюции и как основы ее устойчивого развития, а также формирование способности использовать приобретенные знания в повседневной жизни и практической деятельности.
Задачи:
- социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
- приобщение к познавательной культуре как системе научных ценностей, накопленных в сфере биологической науки;
- ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание, воспитание любви к природе;
- развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
- формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
- социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
- приобщение к познавательной куль туре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
ЗПР - это нарушение нормального темпа психического развития. Дети с ЗПР всегда способны использовать оказанную им в процессе работы помощь, усваивают принцип решения задания и переносят этот принцип на выполнение других сходных заданий. Это показывает, что они обладают полноценными возможностями дальнейшего развития, т. е. будут способны впоследствии выполнить самостоятельно то, что в данный момент в условиях специального обучения могут выполнить с помощью педагога. Именно умение использовать оказанную помощь и осмысленно принимать усвоенные в процессе дальнейшего обучения знания приводят к тому, что эти дети могут обучаться в массовых школах., в том числе в инклюзивных классах. Дети с ЗПР, несмотря на значительную вариативность, характеризуются рядом признаков, позволяющих отграничить это состояние, как от педагогической запущенности, так и от умственной отсталости, они не имеют нарушений отдельных анализаторов, у них нет интеллектуальной недостаточности, но в то же время они не успевают в массовой школе, обучаясь не по адаптированной программе, вследствие полиморфной клинической симптоматики - незрелости сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушений работоспособности. Патогенетической основой этих симптомов, как показывают исследования многих ученых, клиницистов и психологов, является перенесенное органическое заболевание центральной нервной системы. Перенесенное ребенком органическое заболевание центральной нервной системы и остаточные явления (резидуальная органическая недостаточность ЦНС) служат патогенетической основой нарушения созревания тех или иных систем мозга, и в первую очередь лобных отделов. Недостаточность отдельных корковых функций приводит к парциальному нарушению психологического развития, формирования деятельности ребенка. При парциальной дефективности мозга, однако, потенциальные возможности психического развития, в частности развития абстрагирующей и обобщающей функции интеллекта, могут быть более значительными, чем у умственно отсталых детей.
Особенности развития познавательных процессов у детей с ЗПР
Внимание: При ЗПР наблюдается недостаток внимания. Дети на уроках рассеяны, не могут работать более 10-15 мин. Это вызывает реакцию раздражения, нежелания работать. У детей с ЗПР ослабленное внимание к вербальной (словесной) информации, даже если повествование будет интересным, захватывающим. Дети теряют нить повествования или вопроса при малейшем раздражителе (стук в дверь). Выделяют особенности внимания у детей с ЗПР: неустойчивость, снижен объем, концентрация, избирательность, распределение. У одной группы детей максимум внимания, работоспособность обнаруживается в начале выполнения задания, затем эти показатели неуклонно снижаются. У других максимальная концентрация внимания настает лишь после некоторого периода деятельности. У третьих наблюдается периодическое колебание внимания и отсюда неравномерная работоспособность на протяжении всего выполнения задания.
Восприятие: Для ЗПР характерна недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающем мире, что сказывается на развитии восприятия. Нарушены такие свойства восприятия, как предметность и структурность, страдает целостность восприятия. Дети с ЗПР испытывают трудности при вычленении отдельных элементов из объекта, которое воспринимают как единое целое, затрудняются достроить, угадать объект по какой-либо его части. Значительное замедление процесса переработки поступающей информации, чем у обычного ребенка. Различия становятся более заметны по мере усложнения объекта, условий. У детей нарушены не только отдельные свойства восприятия, но и восприятие как деятельность. Для них свойственна пассивность восприятия (подмена более сложной задачи простой), наблюдаются затруднения в ориентировке в пространстве.
Память: Снижена продуктивность запоминания (на 2 года ниже, чем у сверстников), неустойчивость, большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной, заметное преобладание наглядной памяти над словесной, низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, неумение организовать свою работу по заучиванию, недостаточная познавательная активность и целенаправленность при запоминании, неумение использовать приемы запоминания, нарушение кратковременной памяти, повышенная тормозимость под воздействием помех, быстрое забывание материала и низкая скорость запоминания.
Мышление: У большинства детей с ЗПР уровень развития наглядно-действенного мышления в норме. Они правильно выполняют задание, но некоторым требуется стимулирующее задание. Наглядно-образное мышление: большинству требуется многократное повторение задания и оказание некоторых видов помощи, но есть такие, которые и с помощью с заданием не справляются. Словесно-логическое мышление у большинства детей не развито.
Коррекция будет осуществляться на уроках биологии. Содержание Программы скорректировано с учетом обучения детей с ЗПР.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у обучающихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, ее многообразии и эволюции, о человеке как о биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Курс биологии направлен на формирование общей культуры, сохранение окружающей среды и собственного здоровья, на овладение навыками востребованных в повседневной жизни и практической деятельности.
В ходе освоения содержания курса биологии у обучающихся формируются представления о роли биологии в практической деятельности людей, отличительных признаках представителей разных царств живой природы, многообразии организмов, строении растении, процессах их жизнедеятельности.
Планируемые результаты
В 5 классе обучающиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Обучающиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.
Методы приемы обучения: объяснительно – иллюстративный метод, частично-поисковый метод, проблемный метод, беседа, эвристическая беседа, игровые приемы и методы, практическая работа, лабораторная работа, деловая игра, контрольная работа, самостоятельная работа, защита проектов, тестирование, рассказ, инструктаж, демонстрация, решение задач, работа с книгой; демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей.
Методы и приемы обучения детей с ЗПР:
- Предоставление краткого содержания глав учебника;
- Использование маркеров для выделения важной информации;
- Предоставление списка терминов в рамках курса биологии, потенциально непонятных учащемуся с ЗПР с иллюстрациями;
- Обеспечение дополнительными материалами, компенсирующими недостаточный личный опыт ученика с ЗПР, значимый для изучения данного предмета (тексты, иллюстрации, наглядные материалы, видео-и аудиоматериалы);
- Предоставление списка вопросов до чтения или обсуждения текста;
- Маркирование уровня трудности заданий на уроке;
- Разработка и использование вспомогательных электронных ресурсов к отдельным темам и разделам учебника;
- Объяснение задания в малой группе;
- Поэтапное разъяснение заданий;
- Демонстрация образца выполнения заданий;
- Выполнение задания в парах обычный обучающийся - обучающийся с ЗПР;
- Выполнение задания в малой группе, где обучающийся с ЗПР выполняет ту часть общего задания, которая для него посильна;
- Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;
- Предоставление дополнительного времени для работы с заданиями;
- Применение различных форм опроса (карты, анкеты, тесты и др.)
- В результате освоения курса биологии 5 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.
- Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
- -осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;
- -постепенное выстраивание собственной целостной картины мира; • осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы (умения доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);
- -оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
- -оценка экологического риска взаимоотношений человека и природы;
- -формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
- Метапредметным результатом изучения курса является:
- -самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
- - выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
- -составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- -работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
- -в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки;
- - анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
- -выявлять причины и следствия простых явлений; • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
- -строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- -создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- -составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.);
- -преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.);
- -определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;
- -самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
- -в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
- -учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
- -понимая позицию другого, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
- -уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
- Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
- -приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения, приспособлений животных к условиям среды обитания, изменений в окружающей среде под воздействием человека;
- - описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
- -сравнивать природные объекты не менее чем по 3–4 признакам;
- -описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
- -использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- -находить значение указанных терминов в справочной литературе;
- -кратко пересказывать доступный по объему текст естественно-научного характера, выделять его главную мысль;
- -пользоваться приборами для проведения опытов и наблюдений, простейших исследований.
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- -соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями; травматизма, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- -рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- -выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
- -проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Термины и понятия, над которыми надо работать:
- Биология. Законы. Биологические системы. Клетка. Ткани. Органы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Общие свойства живого. .
- Цитология. Мембрана. Цитоплазма. Ядро. Рибосомы. Митохондрии. Пластиды. Углеводы. Жиры. Белки. НК. ДНК. РНК. АТФ. Фотосинтез. Автотрофы. Гетеротрофы. Биосинтез. Обмен веществ. Фермент, клепочное дыхание. Аэробы. Анаэробы.
- Бесполое размножение. Половое размножение. Гамета. Хромосома. Митоз. Мейоз. Клеточный цикл. Диплоидная клетка. Гаплоидная клетка. Онтогенез.
- Генетика. Ген. Генотип, Фенотип. Доминантный признак. Рецессивный признак. Аллель. Скрещивание. Хромосома. Х- и У- хромосомы. Гибрид. Наследственность. Изменчивость.
- Селекция. Центр происхождения. Искусственный отбор. Гибридизация. Скрещивание.
- Жизнь. Биогенез. Абиогенез. Химическая эволюция. Биологическая эволюция.
- Эволюция. Эволюционное учение. Движущие силы эволюции. Микроэволюция. Макроэволюция. Вид. Популяция. Видообразование. Борьба за существование. Естественный отбор. Искусственный отбор. Биологический прогресс. Биологический регресс. Направления эволюции.
- Антропогенез. Раса. Биосоциальная сущность человека.
- Среды жизни. Экологические факторы. Биоценоз. Биогеоценоз. Биосфера. Экосистема. Биологический круговорот веществ. Пищевая цепь. Экология.
Содержание программы
5 класс (34 часа, 1 час в неделю)
Раздел 1. Строение и жизнедеятельность живых организмов (12 ч)
Тема 1.Отличие живого от неживого (6 ч)
Природа вокруг нас. Наблюдаем и исследуем
Методы изучения живой и неживой природы: опыт, наблюдение, описание, измерение.
Лабораторное оборудование и измерительные приборы. Знакомство с увеличительными приборами.
Различаются ли тела живой и неживой природы.
Общие признаки тел живой и неживой природы: масса, форма, цвет, размер. Наличие в телах живой и неживой природы сходных веществ. Выявление опытным путём признака органических веществ – обугливания при горении.
Какие вещества содержатся в живых организмах.
Белки, жиры, углеводы – важнейшие органические вещества, необходимы для жизни.
Вода – необходимое условие жизни. Содержание воды и минеральных солей в живых организмах. Источники органических веществ и минеральных солей для различных живых организмов.
Какие свойства живых организмов отличают их от тел неживой природы.
Свойства живых организмов - обмен веществ (дыхание, питание, выделение), рост, развитие, размножение, раздражимость, наследственность, изменчивость. Биология – наука о живом
Опыт в домашних условиях - «Выявление свойств живых организмов в процессе прорастания семян»
Обобщающий урок «Как можно отличить живое от неживого»
Экскурсия «Живая и неживая природа»
Календарно-тематическое планирование
5 класс
1 час в неделю, 34 ч в год
№ | Наименование разделов | Всего часов | В том числе на: | |
Лабораторно-практические работы | Контрольные работы | |||
Раздел 1. Строение и жизнедеятельность живых организмов | ||||
1. | Тема 1.Отличие живого от неживого | 6 | ||
2. | Тема 2.Клеточноестроение организмов | 6 | 3 | |
3. | Тема 3. Жизнедеятельность организмов | 22 | ||
4 | 3.1 Размножение организмов | 7 | 1 | |
5 | 3.2 Питание организмов | 6 | 1 | |
6 | 3.3. Без чего невозможна жизнь | 9 | ||
Итого | 34 | 5 |
Поурочное планирование
5 класс
1 ч в неделю, 34 ч в год
№ | Характеристика основных видов деятельности обучающегося | Домашнее задание | |
Раздел 1. Строение и жизнедеятельность живых организмов Тема 1.Отличие живого от неживого (6 ч) | |||
2. | Различаются ли тела живой и неживой природы. | Выявлять общие признаки тел живой и неживой природы, свидетельствующие о единстве природы. Проводить анализ рисунков, предлагающих поисковую задачу. Обосновывать свою точку зрения, используя рисунок как источник информации | § 2 |
3. | Какие вещества содержатся в живых организмах. | Анализировать содержание демонстрационных опытов, определять цель, ход и результат каждого опыта. Формировать выводы. Применять полученные опытным путём результаты в повседневной жизни. Работать с рисунком как источником информации | § 3 |
4. | Какие свойства живых организмов отличают их от тел неживой природы. | Выделять в тексте базовые понятия, необходимые для формирования системного мышления. Решать поисковые задачи, обосновывать приводимые доказательства. Давать определение науки биологии. Развивать навыки исследовательской работы при проведении самостоятельного опыта по прорастанию семян в домашних условиях | § 4 |
5. | Обобщающий урок «Как можно отличить живое от неживого» | Подтверждать свою точку зрения авторским рисунком. Определять методы биологических исследований. Использовать рисунок как источник информации. Формировать системное мышление, выделяя общебиологические (системообразующие) по- нятия: «живой организм», «свойства живого», «биология». Обмениваться с одноклассниками информацией, обсуждать результаты собственных исследований. Формировать систему организации учебной деятельности, анализируя опыты по единому предложенному плану | § 5 |
6. | Экскурсия «Живая и неживая природа» | Сравнивать объекты живой и неживой природы. Наблюдать за живыми организмами, выделяя свойства живого. Делать выводы о различиях тел живой и неживой природы. Оформлять отчёт о своих наблюдениях в ходе экскурсии. Соблюдать правила поведения в природе | |
Тема 2.Клеточное строение организмов ( 6ч. ) | |||
7. | Клеточное строение — общий признак живых организмов. | Находить в таблицах и на рисунках учебника части и органоиды клетки. Сравнивать строение растительной и живой клетки. Выделять в тексте базовые понятия, объяснять их содержание. Устанавливать взаимосвязь строения растительной и живой клеток и разных способов питания растений и животных | § 6 |
8. | Прибор, открывающий невидимое. Лабораторная работа №1 | Научиться работать с микроскопом, изучить его устройство. Соблюдать правила работы с микроскопом. Проверять правильность подготовки микроскопа к работе. Проводить самооценку и взаимооценку правильности настройки микроскопа. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | § 7 |
9. | Твоё первое исследование. Живое и неживое под микроскопом. Лабораторная работа №2 | Научиться готовить микропрепарат. Соблюдать правила приготовления микропрепарата, проводить взаимооценку правильности его приготовления. Находить в клетках листа хлоропласты. Объяснить роль хлорофилла для жизни на Земле. Формировать систему в организации учебного труда, выполняя правила подготовки рабочего места для исследования. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | § 8 |
10. | Одноклеточные и многоклеточные организмы | Сравнивать функции клеток одноклеточного и многоклеточного организмов. Доказывать, что клетка одноклеточного организма — самостоятельное живое существо. Называть признаки живого. | § 9 |
11. | Лабораторная работа №3 «Рассматривание под микроскопом клеток одноклеточных и многоклеточных организмов». | Использовать рисунки учебника и собственные исследования для доказательства взаимосвязи строения клеток и тканей с выполняемой ими функцией. Формировать навыки самостоятельной исследовательской работы. Использовать биологические знания в повседневной жизни. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | |
12. | Обобщающий урок «Что ты знаешь о клеточном строении живых организмов?» | Доказывать, что клеточное строение — общий признак живых организмов, использовать для аргументации ответа результаты собственных исследований. Применять ранее полученные знания в новой ситуации. Проверять знания в ходе заполнения схем. Оценивать результаты опыта, проведенного одноклассниками в домашних условиях. Проводить совместное обсуждение правильности приведённых ответов | § 10 |
Размножение организмов (7ч.) | |||
13. | Как идёт жизнь на Земле. | Использовать рисунок как источник информации при решении поисковой задачи. Высказывать свою точку зрения при анализе результатов опытов, описанных в тексте учебника. Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы. Знакомиться с качествами, необходимыми исследователю природы. Проводить самоанализ своей готовности к проведению опыта | § 11 |
14. | Как размножаются живые организмы. | Приводить примеры, подтверждающие обсуждаемую позицию. Давать определение базовых понятий: «размножение», «бесполое размножение», «половое размножение», «гамета», «зигота», «зародыш». Использовать символические обозначения мужских (♂) и женских (♀) гамет. Проверять знания при поиске «запланированной» ошибки на рисунке учебника | § 12 |
15. | Как размножаются животные. | Использовать знания о животных, приобретённые в повседневной жизни (в том числе при уходе за аквариумом). Развивать общеучебные навыки, используя таблицы и рисунки учебника для проверки знаний о различиях полового и бесполого размножения. Пополнять свой словарный запас, работая с новыми терминами Проводить наблюдения за ростом и развитием животных в ходе выполнения практической работы | § 13 |
16. | Как размножаются растения. Лабораторная работа №4 | Применять для решения поисковых задач личные наблюдения за цветковыми растениями в природе или на приусадебном участке. Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы. Научиться работать с лупой. Находить части зародыша семени. Делать выводы из полученных результатов исследования. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | § 14 |
17. | Могут ли растения производить потомство без помощи семян. | Объяснять особенности размножения растений частями тела. Приводить примеры комнатных, дикорастущих и декоративных растений, в том числе своей местности, размножающихся частями тела. Вырастить растения для кабинета биологии без помощи семян. | § 15 |
18. | Практическая работа «Уход за комнатными растениями». | Использовать на практике полученные знания при уходе за комнатными растениями | |
19. | Обобщающий урок «Как живые организмы производят потомство». | Доказывать, что размножение — общее свойство живого. Давать определение понятий: «размножение», «гамета», «зигота». Строить схему, поясняющую образование зиготы. Объяснять значение символов ♀ и ♂. Приводить примеры полового и бесполого размножения растений и животных. Развивать умение находить на рисунке информацию, нужную для обоснованного ответа | § 16 |
Питание организмов (6 ч.) | |||
20. | Как питаются растения. | Выделять условия, необходимые для образования растением органического вещества. Объяснять роль света и хлорофилла в жизни растений. Проводить проверку своих знаний с помощью «немых» рисунков. Комментировать высказывания учёных по изучаемой проблеме. Участвовать в совместном обсуждении результатов проведённых экспериментов. Вести диалог с собеседником, уважать иное мнение | § 17 |
21. | Только ли лист кормит растение. Лабораторная работа №5 | Объяснять значение корней в жизни растения. Фиксировать результаты собственных исследований, использовать их для аргументированного ответа. Объяснять значение корней в жизни растения. Фиксировать результаты своих исследований. Использовать результаты собственных исследований для аргументированного ответа. Развивать навыки работы с источниками дополнительной информации. Воспитывать чувство своего бережного отношения к природе. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | § 18 |
22. | Как питаются разные животные. | Определять по рисунку, кто, чем питается. Объяснять значение понятий: «хищник», «па- разит», «растительноядное животное». Выделять общий признак всех животных и человека — питание готовыми органическими веществами. | § 19 |
23. | Практическая работа «Подкармливание птиц зимой» | Проводить наблюдение за объектами живой природы. Высказывать личную точку зрения, комментируя результаты наблюдений. Оказывать практическую помощь животным, подкармливая птиц зимой. Соблюдать правила поведения в природе | |
24. | Как питаются паразиты. | Давать, определение понятий «паразит», «па- разит — хозяин». Работать с рисунком как источником информации о многообразии паразитов. Выделять общие признаки паразитов. Развивать умение анализировать примеры, приведенные из дополнительных источников | § 20 |
25. | Обобщающий урок «Одинаково ли питаются разные животные организмы». | Объяснять роль зелёного листа и корня, в питании растений. Называть способы питания животных. Обосновывать значение хлорофилла для жизни на Земле. Доказывать зависимость жизни животных и человека от растений | § 21 |
Без чего невозможна жизнь (9 ч.) | |||
26. | Нужны ли минеральные соли животным и человеку. | Использовать ранее полученные знания о минеральном питании растений. Доказывать зависимость жизнедеятельности организмов от состояния окружающей среды. Применять знания о нитратах в повседневной жизни при использовании овощей в пищу. Осваивать элементы проектной деятельности, предлагая авторские схемы путей поступления загрязняющих веществ в организм человека | § 22 |
27. | Можно ли жить без воды. | Находить нужную информацию, работая с «немым» рисунком. Составлять план ответа, объясняющего значение воды в жизни живых организмов. Анализировать результаты проведённых демонстрационных опытов, делать выводы. Планировать, проводить опыт самостоятельно, фиксировать результаты собственных исследований. Оценивать отчёты одноклассников о проведённом опыте. Объяснять необходимость охраны воды, используя доказательства, полученные на уроке | § 23 |
28. | Можно ли жить не питаясь. | Использовать ранее полученное знание понятий: «хищник», «паразит», «растительноядный». Объяснять значение растений, осуществляющих связь «Земля — космос». Устанавливать пищевые связи между живыми организмами. Использовать полученные знания в новой ситуации, применимой в повседневной жизни | § 24 |
29. | Как можно добыть энергию для жизни. | Сопоставлять подвижный образ жизни животных и человека с возможностью растения жить и питаться «не сходя с места». Использовать рисунок как источник информации. Проводить сравнение биологических объектов, используя ранее полученные значения. Проводить наблюдение за движением домашних животных. Планировать собственную деятельность при подготовке и проведении опыта в домашних условиях. Фиксировать результаты эксперимента, делать выводы | § 25 |
30. | Зачем живые организмы запасают питательные вещества. | Объяснять значение пищи как источника энергии. Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа. Обосновывать необходимость подвижного образа жизни. Комментировать содержание рисунка, направленного на использование имеющихся знаний в новой ситуации | § 26 |
31. | Можно ли жить и не дышать. | Давать определение понятия «газообмен». Объяснять роль органов дыхания в обеспечении газообмена. Комментировать результаты опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе. Приводить примеры приспособлений живых организмов к получению кислорода, необходимого для добывания клеткой энергии | § 27 |
32. | Обобщающий урок «Что мы узнали о строении и жизнедеятельности живых организмов?» | Называть общие свойства живых организмов. Приводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома. Подтверждать приводимое доказательство рисунками. Завершать предлагаемый текст, вписывая в него соответствующие понятия. Составлять схемы, иллюстрирующие способы размножения живых организмов. Строить модель пищевых связей живых организмов. Объяснять значение биологического разнообразия на Земле | § 28 |
33 | Работа над ошибками | ||
34. | Задания на лето. | Планировать собственную деятельность. Проводить самостоятельные исследования. Фиксировать результаты летних наблюдений |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование к АООП 5 класс
Календарно-тематическое планирование 5 класс...
Календарно-тематическое планирование к АООП 9 класс
Методическая разработка к АООП...
Календарно-тематическое планирование к АООП 8 класс
Методическая разработка к АООП...
Календарно-тематическое планирование к АООП 2 класс
Методическая разработка к коррекционной программе 2 класс...
Календарно-тематическое планирование к АООП 3 класс
Методическая разработка к коррекционной программе 8 вида 3 класс...
Конспект урока по русскому языку АООП 9 класс Правописание наречий с о а на конце.
Методическая разработка урока...
Конспект урока по математике: "Прибавление однозначного числа к 10." АООП 2 класс
Методическая разработка...