АООП по биологии 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс)

Мочалова Ирина Юрьевна

Адаптированная рабочая программа по биологии для основного общего образования (5 класс) (далее – Программа) построена с учетом требований  федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и специфики усвоения учебного материала обучающимися, испытывающими трудности в обучении, причиной которых являются различного характера задержки психического развития (далее – ЗПР).

Программа ориентирована на использование учебника Сухова Т.С. Биология: 5-6 классы: учебник /Т.С.Сухова, В.И.Строгонов.– М.: Вентана -  Граф, 2020

34 часа, 1 час в неделю

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 1 с наличием интерната» города Сарова

РАССМОТРЕНА

на заседании школьного

методического объединения

Протокол № __________

От «___»________2020г.

СОГЛАСОВАНА

Заместитель директора

школы по учебной работе

___________М.Г.Маслов

«___»__________2020г.

УТВЕРЖДАЮ

И.о. директора школы

_________М.Г.Маслов

Приказ № _____________

От «___»_________2020г.

        АООП

по  биологии

5 класс

 

Программа разработана

учителем биологии

        И.Ю.        Мочаловой

        

г. Саров Нижегородская область

                               

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по биологии для основного общего образования (5 класс) (далее – Программа) построена с учетом требований  федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и специфики усвоения учебного материала обучающимися, испытывающими трудности в обучении, причиной которых являются различного характера задержки психического развития (далее – ЗПР).

Программа  составлена на  основе следующих нормативных документов:

  • федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
  • федерального государственного стандарта общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644);
  • примерной программы основного общего образования по биологии,  5-9 классы авторского коллектива в составе: В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г.Гапонюк.
  •  Программы. Биология (линейная). Линия УМК  И.Н.Понаморёвой. Биология (линейная) 5-9 класс. – М. ВЕНТАНА-ГРАФ, корпорация "Российский учебник"  

Программа ориентирована на использование следующих учебников:

  1. Сухова Т.С. Биология: 5-6 классы: учебник /Т.С.Сухова, В.И.Строгонов.– М.: Вентана -  Граф, 2020

В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.

Для формирования у обучающихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

        Цель биологического образования - обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний, формирование научной картины мира, понимания биологического разнообразия в природе как результата эволюции и как основы ее устойчивого развития, а также формирование способности использовать приобретенные знания в повседневной жизни и практической деятельности.

   

Задачи: 

  • социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
  • приобщение  к познавательной культуре как системе научных ценностей, накопленных в сфере биологической науки;
  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание, воспитание любви к природе;    
  • развитие  познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
  • формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
  • социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
  • приобщение к познавательной куль туре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

ЗПР - это нарушение нормального темпа психического развития. Дети с ЗПР всегда способны использовать оказанную им в процессе работы помощь, усваивают принцип решения задания и переносят этот принцип на выполнение других сходных заданий. Это показывает, что они обладают полноценными возможностями дальнейшего развития, т. е. будут способны впоследствии выполнить самостоятельно то, что в данный момент в условиях специального обучения могут выполнить с помощью педагога. Именно умение использовать оказанную помощь и осмысленно принимать усвоенные в процессе дальнейшего обучения знания приводят к тому, что эти дети могут обучаться в массовых школах., в том числе в инклюзивных классах. Дети с ЗПР, несмотря на значительную вариативность, характеризуются рядом признаков, позволяющих отграничить это состояние, как от педагогической запущенности, так и от умственной отсталости, они не имеют нарушений отдельных анализаторов, у них нет интеллектуальной недостаточности, но в то же время они не успевают в массовой школе,  обучаясь не по адаптированной программе, вследствие полиморфной клинической симптоматики - незрелости сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушений работоспособности. Патогенетической основой этих симптомов, как показывают исследования многих ученых, клиницистов и психологов, является перенесенное органическое заболевание центральной нервной системы. Перенесенное ребенком органическое заболевание центральной нервной системы и остаточные явления (резидуальная органическая недостаточность ЦНС) служат патогенетической основой нарушения созревания тех или иных систем мозга, и в первую очередь лобных отделов. Недостаточность отдельных корковых функций приводит к парциальному нарушению психологического развития, формирования деятельности ребенка. При парциальной дефективности мозга, однако, потенциальные возможности психического развития, в частности развития абстрагирующей и обобщающей функции интеллекта, могут быть более значительными, чем у умственно отсталых детей.

Особенности    развития  познавательных  процессов  у  детей  с  ЗПР

Внимание: При ЗПР наблюдается недостаток внимания. Дети на уроках рассеяны, не могут работать более 10-15 мин. Это вызывает реакцию раздражения, нежелания работать. У детей с ЗПР ослабленное внимание к вербальной (словесной) информации, даже если повествование будет интересным, захватывающим. Дети теряют нить повествования или вопроса при малейшем раздражителе (стук в дверь). Выделяют особенности внимания у детей с ЗПР: неустойчивость, снижен объем, концентрация, избирательность, распределение. У одной группы детей максимум внимания, работоспособность обнаруживается в начале выполнения задания, затем эти показатели неуклонно снижаются. У других максимальная концентрация внимания настает лишь после некоторого периода деятельности. У третьих наблюдается периодическое колебание внимания и отсюда неравномерная работоспособность на протяжении всего выполнения задания.

Восприятие: Для ЗПР характерна недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающем мире, что сказывается на развитии восприятия. Нарушены такие свойства восприятия, как предметность и структурность, страдает целостность восприятия. Дети с ЗПР испытывают трудности при вычленении отдельных элементов из объекта, которое воспринимают как единое целое, затрудняются достроить, угадать объект по какой-либо его части. Значительное замедление процесса переработки поступающей информации, чем у обычного ребенка. Различия становятся более заметны по мере усложнения объекта, условий. У детей нарушены не только отдельные свойства восприятия, но и восприятие как деятельность. Для них свойственна пассивность восприятия (подмена более сложной задачи простой), наблюдаются затруднения в ориентировке в пространстве.

Память: Снижена продуктивность запоминания (на 2 года ниже, чем у сверстников), неустойчивость, большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной, заметное преобладание наглядной памяти над словесной, низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, неумение организовать свою работу по заучиванию, недостаточная познавательная активность и целенаправленность при запоминании, неумение использовать приемы запоминания, нарушение кратковременной памяти, повышенная тормозимость под воздействием помех, быстрое забывание материала и низкая скорость запоминания.

Мышление: У большинства детей с ЗПР уровень развития наглядно-действенного мышления в норме. Они правильно выполняют задание, но некоторым требуется стимулирующее задание. Наглядно-образное мышление: большинству требуется многократное повторение задания и оказание некоторых видов помощи, но есть такие, которые и с помощью с заданием не справляются. Словесно-логическое мышление у большинства детей не развито.

Коррекция будет осуществляться на уроках биологии. Содержание Программы скорректировано с учетом обучения детей с ЗПР.

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у обучающихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, ее многообразии и эволюции, о человеке как о биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Курс биологии  направлен на формирование общей культуры, сохранение окружающей среды и собственного здоровья, на овладение навыками востребованных в повседневной жизни и практической деятельности.

В ходе освоения содержания курса биологии у обучающихся формируются представления о роли биологии в практической деятельности людей, отличительных признаках представителей разных царств живой природы,  многообразии организмов, строении растении, процессах их жизнедеятельности.

                      Планируемые результаты

В 5 классе обучающиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Обучающиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.

Методы  приемы обучения: объяснительно – иллюстративный метод, частично-поисковый метод, проблемный метод,  беседа, эвристическая беседа, игровые приемы и методы, практическая работа, лабораторная работа, деловая игра,  контрольная работа, самостоятельная работа, защита проектов, тестирование, рассказ, инструктаж, демонстрация, решение задач, работа с книгой; демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей.

Методы и приемы обучения детей с ЗПР:

  • Предоставление краткого содержания глав учебника;
  • Использование маркеров для выделения важной информации;
  • Предоставление списка терминов в рамках курса биологии, потенциально непонятных учащемуся с ЗПР с иллюстрациями;
  • Обеспечение дополнительными материалами, компенсирующими недостаточный личный опыт ученика с ЗПР, значимый для изучения данного предмета (тексты, иллюстрации, наглядные материалы, видео-и аудиоматериалы);
  • Предоставление списка вопросов до чтения или обсуждения текста;
  • Маркирование уровня трудности заданий на уроке;
  • Разработка и использование вспомогательных электронных ресурсов к отдельным темам и разделам учебника;
  • Объяснение задания в малой группе;
  • Поэтапное разъяснение заданий;
  • Демонстрация образца выполнения заданий;
  • Выполнение задания в парах обычный обучающийся - обучающийся с ЗПР;
  • Выполнение задания в малой группе, где обучающийся с ЗПР выполняет ту часть общего задания, которая для него посильна;
  • Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;
  • Предоставление дополнительного времени для работы с заданиями;
  • Применение различных форм опроса (карты, анкеты, тесты и др.)
  • В результате освоения курса биологии 5 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.
  •  Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
  • -осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;
  • -постепенное выстраивание собственной целостной картины мира; • осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы (умения доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);
  • -оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
  • -оценка экологического риска взаимоотношений человека и природы;
  • -формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
  • Метапредметным результатом изучения курса является:
  • -самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
  • - выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
  • -составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • -работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
  • -в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки;
  • - анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
  • -выявлять причины и следствия простых явлений; • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
  • -строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • -создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
  • -составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.);
  • -преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.);
  • -определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;
  • -самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
  • -в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
  • -учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
  • -понимая позицию другого, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
  • -уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
  • Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
  • -приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения, приспособлений животных к условиям среды обитания, изменений в окружающей среде под воздействием человека;
  • - описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
  • -сравнивать природные объекты не менее чем по 3–4 признакам;
  • -описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
  • -использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
  • -находить значение указанных терминов в справочной литературе;
  • -кратко пересказывать доступный по объему текст естественно-научного характера, выделять его главную мысль;
  • -пользоваться приборами для проведения опытов и наблюдений, простейших исследований.
  •  Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • -соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями; травматизма, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • -рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  •  -выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
  • -проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Термины и понятия, над которыми надо работать:

  • Биология. Законы. Биологические системы. Клетка. Ткани. Органы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Общие свойства живого.        .
  • Цитология. Мембрана. Цитоплазма. Ядро. Рибосомы. Митохондрии. Пластиды. Углеводы. Жиры. Белки. НК. ДНК. РНК. АТФ. Фотосинтез. Автотрофы. Гетеротрофы. Биосинтез. Обмен веществ. Фермент, клепочное дыхание. Аэробы. Анаэробы.        
  • Бесполое размножение. Половое размножение. Гамета.   Хромосома. Митоз. Мейоз. Клеточный цикл. Диплоидная клетка. Гаплоидная клетка. Онтогенез.        
  • Генетика. Ген. Генотип, Фенотип. Доминантный признак. Рецессивный признак. Аллель. Скрещивание. Хромосома. Х- и У- хромосомы. Гибрид. Наследственность. Изменчивость.
  • Селекция. Центр происхождения. Искусственный отбор. Гибридизация. Скрещивание.        
  • Жизнь. Биогенез. Абиогенез. Химическая эволюция. Биологическая эволюция.        
  • Эволюция. Эволюционное учение. Движущие силы эволюции. Микроэволюция. Макроэволюция. Вид. Популяция. Видообразование. Борьба за существование. Естественный отбор. Искусственный отбор. Биологический прогресс. Биологический регресс. Направления эволюции.        
  • Антропогенез. Раса. Биосоциальная сущность человека.        
  • Среды жизни. Экологические факторы. Биоценоз. Биогеоценоз. Биосфера. Экосистема. Биологический круговорот веществ. Пищевая цепь. Экология.


Содержание программы

5 класс (34 часа, 1 час в неделю)

Раздел 1. Строение и жизнедеятельность живых организмов (12 ч)

Тема 1.Отличие живого от неживого (6 ч)

Природа вокруг нас. Наблюдаем и исследуем

Методы изучения живой и неживой природы: опыт, наблюдение, описание, измерение.

Лабораторное оборудование и измерительные приборы. Знакомство с увеличительными приборами.

Различаются ли тела живой и неживой природы.

Общие признаки тел живой и неживой природы: масса, форма, цвет, размер. Наличие в телах живой и неживой природы  сходных веществ. Выявление опытным путём признака органических  веществ – обугливания при горении.

Какие вещества содержатся в живых организмах.

Белки, жиры, углеводы – важнейшие органические вещества, необходимы для жизни.

 Вода – необходимое условие жизни.  Содержание воды и минеральных солей  в живых организмах. Источники органических веществ и минеральных солей для различных живых организмов.

Какие свойства живых организмов отличают их от тел неживой природы.

Свойства живых организмов - обмен веществ (дыхание, питание, выделение), рост, развитие, размножение, раздражимость, наследственность, изменчивость. Биология – наука о живом

Опыт в домашних условиях - «Выявление свойств живых организмов в процессе прорастания семян»

Обобщающий урок «Как можно отличить живое от неживого»

Экскурсия «Живая и неживая природа»


Календарно-тематическое планирование

5 класс

1 час в неделю, 34 ч в год

Наименование разделов

Всего часов

В том числе на:

Лабораторно-практические работы

Контрольные работы

Раздел 1. Строение и жизнедеятельность живых организмов

1.

Тема 1.Отличие живого от неживого

6

2.

Тема 2.Клеточноестроение организмов

6

3

3.

Тема 3. Жизнедеятельность организмов 

22

4

3.1 Размножение организмов

7

1

5

3.2 Питание организмов

6

1

6

3.3.  Без чего невозможна жизнь

9

Итого

34

5

Поурочное планирование

5 класс

1 ч в неделю, 34 ч в год

Характеристика основных видов деятельности обучающегося

Домашнее задание

Раздел 1. Строение и жизнедеятельность живых организмов

Тема 1.Отличие живого от неживого (6 ч)

2.

Различаются ли тела живой и неживой природы.

Выявлять общие признаки тел живой и неживой природы, свидетельствующие о единстве природы. Проводить анализ рисунков, предлагающих

поисковую задачу.

Обосновывать свою точку зрения, используя

рисунок как источник информации

§ 2

3.

Какие вещества содержатся в живых организмах.

Анализировать содержание демонстрационных опытов, определять цель, ход и результат каждого опыта.

Формировать выводы.

Применять полученные опытным путём результаты в повседневной жизни.

Работать с рисунком как источником информации

§ 3

4.

Какие свойства живых организмов отличают их от тел неживой природы.

Выделять в тексте базовые понятия, необходимые для формирования системного мышления.

Решать поисковые задачи, обосновывать приводимые доказательства.

Давать определение науки биологии.

Развивать навыки исследовательской работы при проведении самостоятельного опыта по прорастанию семян в домашних условиях

§ 4

5.

Обобщающий урок «Как можно отличить живое от неживого»

Подтверждать свою точку зрения авторским

рисунком.

Определять методы биологических исследований.

Использовать рисунок как источник информации.

Формировать системное мышление, выделяя

общебиологические (системообразующие) по-

нятия: «живой организм», «свойства живого»,

«биология».

Обмениваться с одноклассниками информацией, обсуждать результаты собственных исследований.

Формировать систему организации учебной

деятельности, анализируя опыты по единому предложенному плану

§ 5

6.

Экскурсия «Живая и неживая природа»

Сравнивать объекты живой и неживой природы.

Наблюдать за живыми организмами, выделяя

свойства живого. Делать выводы о различиях тел живой и неживой природы.

Оформлять отчёт о своих наблюдениях в ходе

экскурсии.

Соблюдать правила поведения в природе

Тема 2.Клеточное строение организмов ( 6ч. )

7.

Клеточное  строение  —  общий признак живых организмов.

Находить в таблицах и на рисунках учебника

части и органоиды клетки.

Сравнивать строение растительной и живой

клетки.

Выделять в тексте базовые понятия, объяснять их содержание.

Устанавливать взаимосвязь строения растительной и живой клеток и разных способов

питания растений и животных

§ 6

8.

Прибор, открывающий невидимое. Лабораторная работа №1

Научиться работать с микроскопом, изучить

его устройство.

Соблюдать правила работы с микроскопом.

Проверять правильность подготовки микроскопа к работе.

Проводить самооценку и взаимооценку правильности настройки микроскопа.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

§ 7

9.

Твоё первое исследование. Живое и неживое под микроскопом. Лабораторная работа №2

Научиться готовить микропрепарат.

Соблюдать правила приготовления микропрепарата, проводить взаимооценку правильности его приготовления.

Находить в клетках листа хлоропласты.

Объяснить роль хлорофилла для жизни на

Земле.

Формировать систему в организации учебного труда, выполняя правила подготовки рабочего места для исследования.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

§ 8

10.

Одноклеточные и многоклеточные организмы

Сравнивать функции клеток одноклеточного

и многоклеточного организмов.

Доказывать, что клетка одноклеточного организма — самостоятельное живое существо.

Называть признаки живого.

§ 9

11.

Лабораторная работа №3 «Рассматривание под микроскопом клеток одноклеточных и многоклеточных организмов».

Использовать рисунки учебника и собственные исследования для доказательства взаимосвязи строения клеток и тканей с выполняемой ими функцией.

Формировать навыки самостоятельной исследовательской работы.

Использовать биологические знания в повседневной жизни.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

12.

Обобщающий урок «Что ты знаешь о клеточном строении живых организмов?»

Доказывать, что клеточное строение — общий признак живых организмов, использовать для аргументации ответа результаты собственных

исследований.

Применять ранее полученные знания в новой ситуации.

Проверять знания в ходе заполнения схем.

Оценивать результаты опыта, проведенного

одноклассниками в домашних условиях.

Проводить совместное обсуждение правильности приведённых ответов

§ 10

Размножение организмов (7ч.)

13.

Как идёт жизнь на Земле.

Использовать рисунок как источник информации при решении поисковой задачи.

Высказывать свою точку зрения при анализе

результатов опытов, описанных в тексте учебника.

Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы.

Знакомиться с качествами, необходимыми исследователю природы.

Проводить самоанализ своей готовности к проведению опыта

§ 11

14.

Как размножаются живые организмы.

Приводить примеры, подтверждающие обсуждаемую позицию.

Давать определение базовых понятий: «размножение», «бесполое размножение», «половое размножение», «гамета», «зигота», «зародыш».

Использовать символические обозначения

мужских (♂) и женских (♀) гамет.

Проверять знания при поиске «запланированной» ошибки на рисунке учебника

§ 12

15.

Как размножаются животные.

Использовать знания о животных, приобретённые в повседневной жизни (в том числе при уходе за аквариумом).

Развивать общеучебные навыки, используя

таблицы и рисунки учебника для проверки

знаний о различиях полового и бесполого

размножения.

Пополнять свой словарный запас, работая

с новыми терминами

Проводить наблюдения за ростом и развитием животных в ходе выполнения практической работы

§ 13

16.

Как размножаются растения. Лабораторная работа №4

Применять для решения поисковых задач личные наблюдения за цветковыми растениями в природе или на приусадебном участке.

Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы.

Научиться работать с лупой.

Находить части зародыша семени.

Делать выводы из полученных результатов

исследования.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

§ 14

17.

Могут ли растения производить потомство без помощи семян.

Объяснять особенности размножения растений частями тела.

Приводить примеры комнатных, дикорастущих и декоративных растений, в том числе своей местности, размножающихся частями тела.

Вырастить растения для кабинета биологии без помощи семян.

§ 15

18.

Практическая работа «Уход за комнатными растениями».

Использовать на практике полученные знания при уходе за комнатными растениями

19.

Обобщающий урок «Как живые организмы производят потомство».

Доказывать, что размножение — общее свойство живого.

Давать определение понятий: «размножение», «гамета», «зигота».

Строить схему, поясняющую образование зиготы.

Объяснять значение символов ♀ и ♂.

Приводить примеры полового и бесполого

размножения растений и животных.

Развивать умение находить на рисунке информацию, нужную для обоснованного ответа

§ 16

Питание организмов (6 ч.)

20.

Как питаются растения.

Выделять условия, необходимые для образования растением органического вещества.

Объяснять роль света и хлорофилла в жизни растений.

Проводить проверку своих знаний с помощью «немых» рисунков.

Комментировать высказывания учёных по изучаемой проблеме.

Участвовать в совместном обсуждении результатов проведённых экспериментов.

Вести диалог с собеседником, уважать иное мнение

§ 17

21.

Только ли лист кормит растение. Лабораторная работа №5

Объяснять значение корней в жизни растения.

Фиксировать результаты собственных исследований, использовать их для аргументированного ответа.

Объяснять значение корней в жизни растения.

Фиксировать результаты своих исследований.

Использовать результаты собственных исследований для аргументированного ответа.

Развивать навыки работы с источниками дополнительной информации.

Воспитывать чувство своего бережного отношения к природе.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

§ 18

22.

Как питаются разные животные.

Определять по рисунку, кто, чем питается.

Объяснять значение понятий: «хищник», «па-

разит», «растительноядное животное».

Выделять общий признак всех животных и человека — питание готовыми органическими

веществами.

§ 19

23.

Практическая работа «Подкармливание птиц зимой»

Проводить наблюдение за объектами живой

природы. Высказывать личную точку зрения,

комментируя результаты наблюдений.

Оказывать практическую помощь животным,

подкармливая птиц зимой.

Соблюдать правила поведения в природе

24.

Как питаются паразиты.

Давать, определение понятий «паразит», «па-

разит — хозяин».

Работать с рисунком как источником информации о многообразии паразитов.

Выделять общие признаки паразитов.

Развивать умение анализировать примеры,

приведенные из дополнительных источников

§ 20

25.

Обобщающий урок «Одинаково ли питаются разные животные организмы».

Объяснять роль зелёного листа и корня, в питании растений.

Называть способы питания животных.

Обосновывать значение хлорофилла для жизни на Земле.

Доказывать зависимость жизни животных и человека от растений

§ 21

Без чего невозможна жизнь (9 ч.)

26.

Нужны ли минеральные соли животным и человеку.

Использовать ранее полученные знания о минеральном питании растений.

Доказывать зависимость жизнедеятельности

организмов от состояния окружающей среды.

Применять знания о нитратах в повседневной жизни при использовании овощей в пищу.

Осваивать элементы проектной деятельности, предлагая авторские схемы путей поступления загрязняющих веществ в организм человека

§ 22

27.

Можно ли жить без воды.

Находить нужную информацию, работая с «немым» рисунком.

Составлять план ответа, объясняющего значение воды в жизни живых организмов.

Анализировать результаты проведённых демонстрационных опытов, делать выводы.

Планировать, проводить опыт самостоятельно, фиксировать результаты собственных исследований.

Оценивать отчёты одноклассников о проведённом опыте.

Объяснять необходимость охраны воды, используя доказательства, полученные на уроке

§ 23

28.

Можно ли жить не питаясь.

Использовать ранее полученное знание понятий: «хищник», «паразит», «растительноядный».

Объяснять значение растений, осуществляющих связь «Земля — космос».

Устанавливать пищевые связи между живыми организмами.

Использовать полученные знания в новой ситуации, применимой в повседневной жизни

§ 24

29.

Как можно добыть энергию для жизни.

Сопоставлять подвижный образ жизни животных и человека с возможностью растения жить и питаться «не сходя с места».

Использовать рисунок как источник информации.

Проводить сравнение биологических объектов, используя ранее полученные значения.

Проводить наблюдение за движением домашних животных.

Планировать собственную деятельность при подготовке и проведении опыта в домашних условиях.

Фиксировать результаты эксперимента, делать выводы

§ 25

30.

Зачем живые организмы запасают питательные вещества.

Объяснять значение пищи как источника энергии.

Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного

образа жизни.

Комментировать содержание рисунка, направленного на использование имеющихся знаний в новой ситуации

§ 26

31.

Можно ли жить и не дышать.

Давать определение понятия «газообмен».

Объяснять роль органов дыхания в обеспечении газообмена.

Комментировать результаты опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

Приводить примеры приспособлений живых

организмов к получению кислорода, необходимого для добывания клеткой энергии

§ 27

32.

Обобщающий урок «Что мы узнали о строении и жизнедеятельности живых организмов?»

Называть общие свойства живых организмов.

Приводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома.

Подтверждать приводимое доказательство рисунками.

Завершать предлагаемый текст, вписывая в него соответствующие понятия.

Составлять схемы, иллюстрирующие способы

размножения живых организмов.

Строить модель пищевых связей живых организмов.

Объяснять значение биологического разнообразия на Земле

§ 28

33

Работа над ошибками

34.

Задания на лето.

Планировать собственную деятельность.

Проводить самостоятельные исследования.

Фиксировать результаты летних наблюдений



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование к АООП 5 класс

Календарно-тематическое планирование 5 класс...

Календарно-тематическое планирование к АООП 2 класс

Методическая разработка к коррекционной  программе 2 класс...

Календарно-тематическое планирование к АООП 3 класс

Методическая разработка к коррекционной программе 8 вида 3 класс...