КТП по биологии 5 класс 1 час Пономарева
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс)
Предварительный просмотр:
Содержание (разделы, темы) | Количество часов | Дата проведения | Материально-техническое оснащение | Основные виды учебной деятельности (УУД) | Д/з | |||
План | Факт | |||||||
Тема 1. Биология — наука о живом мире (8 ч) | ||||||||
Наука о живой природе | 1 | 1.Таблицы. 2.Мультимедиапроекция 3. Рисунки учебника. | ПУУД: Научиться давать определения понятиям: многоклеточные организмы, биология; выявлять взаимосвязь человека и других живых организмов и оценивать ее значение. | П.1 | ||||
Свойства живого | 1 | 1.Таблицы. 2.Мультимедиапроекция 3. Рисунки учебника. | ПУУД: Характеризовать свойства живых организмов, сравнивать проявление свойств живого и неживого, анализировать стадии развития растительных и животных организмов, используя рисунок учебника; характеризовать органы живого организма и их функции, используя рисунок учебника;№ формулировать вывод о значении взаимодействия органов живого организма. | П.2 | ||||
Методы изучения природы | 1 | 1.Таблицы. 2.Мультимедиапроекция 3. Рисунки учебника. | ПУУД: Характеризовать и различать методы изучения живой природы; осваивать способы оформления результатов исследования. РУУД: Формулировать цель урока, ставить задачи, необходимые для ее достижения, планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности. КУУД: строить речевые высказывания в устной форме; адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции; сравнивать разные точки зрения; аргументировать свою точку зрения; отстаивать свою позицию; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. | П.3 | ||||
Увеличительные приборы Лабораторная работа № 1 «Изучение устройства увеличительных приборов» | 1 | 1.Таблицы. 2.Мультимедиапроекция 3. Рисунки учебника. 4. Микроскоп. 5. Микропрепараты. | ПУУД: Объяснять назначение увеличительных приборов; различать ручную и штативную лупу, определять величину получаемого с их помощью увеличения; изучать устройство микроскопа и соблюдать правила работы с ним; сравнивать увеличение лупы и микроскопа; получать навыки работы с микроскопом при изучении готовых микропрепаратов; соблюдать правила работы в кабинете биологии, обращения с лабораторным оборудованием. РУУД: Формулировать цель урока, ставить задачи, необходимые для ее достижения, планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности. ЛУУД: Формировать познавательный интерес к изучению природы; научить применять полученные знания в практической деятельности; формировать эстетическое восприятие объектов природы. | П.4, записи в тетради | ||||
Строение клетки. Ткани Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений» | 1 | 1.Таблицы. 2.Мультимедиапроекция 3. Рисунки учебника. 4.Микроскоп 5.Микропрепараты | ПУУД: Выявлять части клетки, используя рисунки учебника, характеризовать их значение; сравнивать животную и растительную клетки, находить черты их сходства и различия; различать ткани животных и растений, используя рисунки учебника; характеризовать строение тканей животных и растений, объяснять их функции; наблюдать части и органоиды клетки на готовых микропрепаратах под малым и большим увеличением микроскопа и описывать их; различать отдельные клетки, входящие в состав ткани; обобщать и фиксировать результаты наблюдений; делать выводы; соблюдать правила работы в кабинете биологии, обращения с лабораторным оборудованием. РУУД: Формулировать цель урока, ставить задачи, необходимые для ее достижения, планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты, работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. | П.5 записи в тетради | ||||
Химический состав клетки | 1 | 1.Таблицы. 2.Мультимедиапроекция 3. Рисунки учебника. | ПУУД: Различать неорганические и органические вещества клетки; минеральные соли, объяснять их значение для организма; наблюдать демонстрацию опытов учителем, анализировать их результаты, делать выводы; анализировать представленную на рисунках учебника информацию о результатах опыта, работая в парах. РУУД: Формулировать цель урока, ставить задачи, необходимые для ее достижения, планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности. | П. 6 | ||||
Процессы жизнедеятельности клетки | 1 | 1.Таблицы. 2.Мультимедиапроекция 3. Рисунки учебника. | ПУУД: Оценивать значение питания, дыхания, размножения для жизнедеятельности клетки; характеризовать биологическое значение понятия обмен веществ; объяснять сущность процесса деления клетки и анализировать его основные этапы; устанавливать последовательность деления ядра и цитоплазмы клетки, используя рисунок учебника; аргументировать вывод о том, что клетка- живая система (биосистема). РУУД: Формулировать цель урока, ставить задачи, необходимые для ее достижения, планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности. | П.7 | ||||
Великие естествоиспытатели Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Биология — наука о живом мире» | 1 | 1.Таблицы. 2.Мультимедиапроекция 3. Рисунки учебника. | ПУУД: Научиться анализировать информацию учителя о выдающихся ученых-естествоиспытателях; выделять области науки, в которых работали конкретные ученые; оценивать сущность их открытий; называть имена отечественных ученых, внесших важный вклад в развитие биологии; формулировать вывод о вкладе ученых в развитие наук о живой и неживой природе и его значении для человечества; научиться рисовать (моделировать) схему строения клетки; участвовать в обсуждении проблемных вопросов темы; аргументировать свою точку зрения; оценивать свои достижения и достижения своих одноклассников по усвоению учебного материала. КУУД: строить речевые высказывания в устной форме; адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции; сравнивать разные точки зрения; аргументировать свою точку зрения; отстаивать свою позицию. | П. 1-7 | ||||
Тема 2. Многообразие живых организмов (11 ч) | ||||||||
Царства живой природы | 1 | 1.Таблицы. 2.Мультимедиапроекция 3. Рисунки учебника. | ПУУД: объяснять сущность термина классификация; определять предмет науки систематики; различать основные таксоны классификации –царство и вид; характеризовать вид как наименьшую единицу классификации; устанавливать связь между царствами живой природы на схеме, приведённой в учебнике; выделять отличительные особенности строения и жизнедеятельности вирусов. РУУД: Формулировать цель урока, ставить задачи, необходимые для ее достижения, планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности. | П. 8 | ||||
Бактерии: строение и жизнедеятельность | 1 | 1.Таблицы. 2.Мультимедиапроекция 3. Рисунки учебника. | ПУУД: Характеризовать особенности строения бактерий; описывать разнообразные формы бактериальных клеток на рисунке учебника; различать понятия: «автотрофы», «гетеротрофы», «прокариоты», «эукариоты» ;характеризовать процессы жизнедеятельности бактерии как прокариот; сравнивать и оценивать роль бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов в природе РУУД: Формулировать цель урока, ставить задачи, необходимые для ее достижения, планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности. | П.9 | ||||
Значение бактерий в природе и для человека | 1 | 1.Таблицы. 2.Мультимедиапроекция 3. Рисунки учебника. | ПУУД: Характеризовать важную роль бактерий в природе; устанавливать связь между растением и клубеньковыми бактериями на рисунке учебника, объяснять термин «симбиоз»; выявлять наличие фотосинтеза у цианобактерии, оценивать его значение для природы; различать бактерии по их роли в природе и жизни человека; характеризовать полезную деятельность бактерий, их использование в народном хозяйстве; сопоставлять вред и пользу, приносимые бактериями природе и человеку, делать выводы о значении бактерий. РУУД: Формулировать цель урока, ставить задачи, необходимые для ее достижения, планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач; предвидеть конечные результаты работы; выбирать средства достижения цели. | П.10 | ||||
Растения | 1 | 1.Таблицы. 2.Мультимедиапроекция 3. Рисунки учебника. | ПУУД: Характеризовать главные признаки растений; различать части цветкового растения на рисунке учебника, выдвигать предположения об их функциях; сравнивать цветковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различия; характеризовать мхи, папоротники, хвощи, плауны как споровые растения, определять термин «спора»; выявлять на рисунке учебника различия между растениями разных систематических групп; сопоставлять свойства растительной и бактериальной клеток, делать выводы; характеризовать значение растений разных систематических групп в жизни человека. | П.11 | ||||
Лабораторная работа № 3 «Знакомство с внешним строением побегов растения» | 1 | 1.Таблицы. 2.Мультимедиапроекция 3. Рисунки учебника. | ПУУД: Различать и называть части побега цветкового растения; определять расположение почек на побеге цветкового растения; характеризовать особенности строения хвоинки, определять количество хвоинок на побеге; устанавливать местоположение шишки; сравнивать значение укороченных и удлинённых побегов у хвойных растений (на примере сосны); формулировать общий вывод о многообразии побегов у растений. РУУД: Фиксировать результаты наблюдений в тетради. ЛУУД: Соблюдать правила работы в кабинете биологии и обращения с лабораторным оборудованием. | Записи в тетрадях | ||||
Животные | 1 | 1.Таблицы. 2.Мультимедиапроекция 3. Рисунки учебника. | ПУУД: Распознавать одноклеточных и многоклеточных животных на рисунках учебника; характеризовать простейших по рисункам учебника, описывать их различие, называть части их тела; сравнивать строение тела амёбы с клеткой эукариот, делать выводы; называть многоклеточных животных, изображённых на рисунке учебника; различать беспозвоночных и позвоночных животных; объяснять роль животных в жизни человека и в природе; характеризовать факторы неживой природы, оказывающие влияние на жизнедеятельность животных. | П.12 | ||||
Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за передвижением животных» | 1 | 1.Таблицы. 2.Мультимедиапроекция 3. Рисунки учебника. 4.Микроскоп 5.Микропрепараты | ПУУД: Готовить микропрепарат культуры инфузорий; изучать живые организмы под микроскопом при малом увеличении; формулировать вывод о значении движения для животных. РУУД: Наблюдать за движением животных, отмечать скорость и направление движения, сравнивать передвижение двух-трёх особей; фиксировать результаты наблюдений в тетради. ЛУУД: Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | П.12, записи в тетради | ||||
Грибы | 1 | 1.Таблицы. 2.Мультимедиапроекция 3. Рисунки учебника. | ПУУД: Устанавливать сходство грибов с растениями и животными; описывать внешнее строение тела гриба, называть его части; определять место представителей царства Грибы среди эукариот; называть знакомые виды грибов; характеризовать питание грибов; различать понятия: «сапротроф», «паразит», «хищник», «симбионт», «грибокорень», пояснять их примерами. РУУД: Формулировать цель урока, ставить задачи, необходимые для ее достижения, планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач; предвидеть конечные результаты работы; выбирать средства достижения цели. | П.13 | ||||
Многообразие и значение грибов | 1 | 1.Таблицы. 2.Мультимедиапроекция 3. Рисунки учебника. | ПУУД: Характеризовать строение шляпочных грибов; подразделять шляпочные грибы на пластинчатые и трубчатые; описывать строение плесневых грибов по рисунку учебника; объяснять термины «антибиотик» и «пенициллин»; распознавать съедобные и ядовитые грибы на таблицах и рисунках учебника. РУУД: Участвовать в совместном обсуждении правил сбора и использования грибов; объяснять значение грибов для человека и для природы. | П.14 | ||||
Лишайники | 1 | 1.Таблицы. 2.Мультимедиапроекция 3. Рисунки учебника. | ПУУД: Выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников — симбиоз двух организмов — гриба и водоросли; различать типы лишайников на рисунке учебника; анализировать изображение внутреннего строения лишайника; выявлять преимущества симбиотического организма для выживания в неблагоприятных условиях среды. РУУД: Характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека. | П.15 | ||||
Значение живых организмов в природе и жизни человека» Обобщение и систематизация знаний по теме «Многообразие живых организмов» | 1 | 1.Таблицы. 2.Мультимедиапроекция 3. Рисунки учебника. | ПУУД: Определять значение животных и растений в природе и жизни человека по рисункам учебника; доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе; объяснять необходимость охраны редких видов и природы в целом. РУУД: Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала. | П.16 Записи в тетради | ||||
Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (7 ч) | ||||||||
Среды жизни планеты Земля | 1 | 1.Таблицы. 2.Мультимедиапроекция 3. Рисунки учебника. | ПУУД: Характеризовать особенности условий сред жизни на Земле; характеризовать организмов-паразитов, изображённых на рисунке учебника; приводить примеры обитателей организменной среды — паразитов и симбионтов, объяснять их воздействие на организм хозяина. РУУД: Формулировать цель урока, ставить задачи, необходимые для ее достижения, планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности. | П. 17 | ||||
Экологические факторы среды | 1 | 1.Таблицы. 2.Мультимедиапроекция 3. Рисунки учебника. | ПУУД: Различать понятия: «экологический фактор», «фактор неживой природы», «фактор живой природы», «антропогенный фактор»; аргументировать деятельность человека в природе как антропогенный фактор. РУУД: Характеризовать действие различных факторов среды на организмы, приводить примеры собственных наблюдений. | П.18 | ||||
Приспособления организмов к жизни в природе | 1 | 1.Таблицы. 2.Мультимедиапроекция 3. Рисунки учебника. | ПУУД: Выявлять взаимосвязи между действием факторов среды и особенностями строения и жизнедеятельности организмов; объяснять причины сезонных изменений у организмов, приводить примеры собственных наблюдений; характеризовать приспособленность животных и растений к среде обитания по рисункам учебника. | П.19 | ||||
Природные сообщества | 1 | 1.Таблицы. 2.Мультимедиапроекция 3. Рисунки учебника. | ПУУД: Определять понятие «пищевая цепь»; анализировать элементы круговорота веществ на рисунке учебника; объяснять роль различных организмов в круговороте веществ; различать понятия: «производители», «потребители», «разлагатели», «природное сообщество»; характеризовать разные природные сообщества; объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществе. | П.20 | ||||
Природные зоны России | 1 | 1.Таблицы. 2.Мультимедиапроекция 3. Рисунки учебника. | ПУУД: Определять понятие «природная зона»; распознавать и характеризовать природные зоны России по карте, приведённой в учебнике; различать и объяснять особенности животных разных природных зон; объяснять роль Красной книги в охране природы, приводить примеры редких растений и животных, охраняемых государством. РУУД: Формулировать цель урока, ставить задачи, необходимые для ее достижения, планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности; обобщать и систематизировать знания. | П.21 | ||||
Жизнь организмов на разных материках | 1 | 1.Таблицы. 2.Мультимедиапроекция 3. Рисунки учебника. | ПУУД: Характеризовать и сравнивать расположение и размеры материков Земли по карте, приведённой в учебнике; объяснять понятие «местный вид»; характеризовать особенности местных видов организмов, их приспособленность к среде обитания; называть примеры флоры и фауны материков по рисункам учебника. ЛУУД: Анализировать свои впечатления от встречи с представителями флоры и фауны разных материков в зоопарке, ботаническом саду, музее. РУУД: Оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле. | П.22 | ||||
Жизнь организмов в морях и океанах Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнь организмов на планете Земля» | 1 | 1.Таблицы. 2.Мультимедиапроекция 3. Рисунки учебника. | ПУУД: Описывать разнообразие живого мира в морях и океанах по рисункам учебника; выделять существенные признаки приспособленности организмов к среде обитания; объяснять причины прикреплённого образа жизни мидий, водорослей и особого строения тела у рыб; оценивать значение планктона для других живых организмов по рисунку учебника; характеризовать условия обитания на больших глубинах океана; аргументировать приспособленность глубоководных животных к среде своего обитания; рисовать (моделировать) схему круговорота веществ в природе. Строить схему круговорота веществ в природе с заданными в учебнике объектами живого мира. РУУД: Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала темы. КУУД: Принимать участие в обсуждении проблемных вопросов. | П.23, записи в тетради | ||||
Тема 4. Человек на планете Земля (6 ч) | ||||||||
Как появился человек на Земле | 1 | 1.Таблицы. 2.Мультимедиапроекция 3. Рисунки учебника. | ПУУД: Характеризовать внешний вид раннего предка человека, сравнивать его с обезьяной и современным человеком; выделять особенности строения тела и жизнедеятельности неандертальцев; описывать особенности строения тела и условия жизни кроманьонцев по рисунку учебника; устанавливать связь между развитием головного мозга и поведением древних людей; характеризовать существенные признаки современного человека; объяснять роль речи и общения в формировании современного человека; доказывать, что современный человек появился на Земле в результате длительного исторического развития. | П.24 | ||||
Как человек изменял природу | 1 | 1.Таблицы. 2.Мультимедиапроекция 3. Рисунки учебника. | ПУУД: Анализировать пути расселения человека по карте материков Земли; приводить доказательства воздействия человека на природу; выявлять причины сокращения лесов, объяснять ценность лесопосадок; аргументировать необходимость охраны природы; обосновывать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле. РУУД: Формулировать цель урока, ставить задачи, необходимые для ее достижения, планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности; обобщать и систематизировать знания. | П.25 | ||||
Важность охраны живого мира планеты | 1 | 1.Таблицы. 2.Мультимедиапроекция 3. Рисунки учебника. | ПУУД: Называть животных, истреблённых человеком; характеризовать состояние редких видов животных, занесённых в Красную книгу; объяснять причины сокращения и истребления некоторых видов животных, приводить примеры; объяснять значение Красной книги, заповедников; характеризовать запрет на охоту как мероприятие по охране животных. РУУД: Формулировать цель урока, ставить задачи, необходимые для ее достижения, планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности. | П.26 | ||||
Сохраним богатство живого мира Обобщение и систематизация знаний | 1 | 1.Таблицы. 2.Мультимедиапроекция 3. Рисунки учебника. | ПУУД: Аргументировать ценность биологического разнообразия для природы и человека; оценивать роль деятельности человека в природе. РУУД: Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала. ЛУУД: Приводить примеры своей деятельности в природе и общения с живыми организмами; проектировать мероприятия по охране растений и животных в период летних каникул (заготовка кормов для зимующих птиц, постройка кормушек, охрана раннецветущих растений и пр.). | П.27, записи в тетради | ||||
Итоговый контроль знаний по курсу биологии 5 класса | 1 | 1.Мультимедиапроекция. 2. Учебник | РУУД: Систематизировать и обобщать знания по темам курса биологии 5 класса; использовать учебные действия для формулировки ответов. | |||||
Экскурсия «Весенние явления в природе» или «Многообразие живого мира» (по выбору учителя). Обсуждение заданий на лето | 1 | 1. Ручные лупы. 2. Линейки 3. Блокноты 4. Карандаши на верёвочке 5. Копалки 6. Полиэтиленовые мешочки для собранного материала 7. Фотоаппараты 8. Бинокль | РУУД: Наблюдать и фиксировать природные явления, делать выводы; систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира. ЛУУД: Соблюдать правила поведения в природе; анализировать содержание выбранных на лето заданий. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование биологии 6 класс УМК Пономаревой И.Н.
Программа составлена по курсу "Растения. Бактерии. Лишайники" 6 класс авторов И.Н.Пономарева, В.С. Кучменко Предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю ( 70 часов за год). В рабоче...
Рабочая программа по биологии 7 класс линия Пономаревой
Рабочая программа по биологии для 7 класса по линии Пономаревой.Программа содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки выпускников основной общеобразовательной школы, учебно-тематиче...
Рабочая программа по биологии 7 класс. УМК Пономарева И.Н
Программа разработана на основе авторской программы: 7 класс. Животные.//Природоведение. Биология. Экология. 5-11 классы. Программы. М.: Вентана –Граф, 2009. Авторы: Константинов В.М., Кучменко ...
Рабочая программа по биологии для 5, 8 классов. ФГОС. Пономарева И.Н.
Рабочая программа по биологии 5, 8 класс Пономарева...
Рабочая программа по биологии по учебнику Пономаревой И.Н. "Биология 5кл.,изд. Вентана - Граф
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (2010 г.), Примерной программы по биологии для основной школы //Примерные программы по учебным предметам...
Рабочая программа по биологии И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко 6 класс, 68 часов (2 часа в неделю). С КТП и пояснительной запиской
Рабочая программа по биологии по линии Пономаревой (И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко) для использования в 6 классе, 68 часов в год, 2 часа в неделю. С КТП и пояснительной запиской....
Рабочая программа по биологии И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова 9 класс, 68 часов в год (2 часа в неделю) С КТП и пояснительной запиской.
Рабочая программа по биологии И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова 9 класс, 68 часов в год (2 часа в неделю) С КТП и пояснительной запиской....