Рабочая программа по биологии И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова 9 класс, 68 часов в год (2 часа в неделю) С КТП и пояснительной запиской.
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Рабочая программа по биологии И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова 9 класс, 68 часов в год (2 часа в неделю) С КТП и пояснительной запиской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass.docx | 60.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Измайловская средняя общеобразовательная школа
«Согласовано» Руководитель МО _______/Посадских В. И./
Протокол № ___ от «___»______2018 г | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ Измайловской СОШ ________/Бутакова М.З. /
«_____»___________2018 г | «Утверждаю» Директор МОУ Измайловской СОШ ________ /Сергеев Н.П./
Приказ №__ от «___»____________ 2018г |
Рабочая программа
биологии
9 класс
ФИО учителя, составившего программу
ЯРОВИКОВА ЗОЯ ИВАНОВНА
2018-2019 учебный год
Структура программы
Класс: 9
Учитель: Яровикова Зоя Ивановна
Количество часов:
На учебный год:68
В неделю:2 час
Учебник: Биология. 9 класс(авт. И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова)
Примерные программы по учебным предметам. Биология 5-9 класс (стандарты второго поколения).
Календарно-тематическое планирование составила З.И. Яровикова.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе программы «Основы общей биологии» для общеобразовательных учреждений (авторы:И.Н.Пономарева, Н.М.Чернова, 2011г.; авторская линия Пономаревой И.П.) в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования по биологии, обязательным минимумом содержания основных образовательных программ, требованиями к уровню подготовки выпускников основной школы(2004г).
Изучение биологии направлено на достижение
следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях
- овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе
- использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни
Задачи, решаемые в процессе обучения биологии:
- формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;
- формирование у школьников экологического мышления;
- приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;
- воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;
- создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению.
В федеральном базисном учебном плане для общеобразовательных учреждений Российской Федерации предусматривается выделение 68 часов на изучение биологии в 9 классе.
В соответствии с образовательной программой учреждения в учебном плане школы на 2014/2015 учебный год на изучение биологии в 9 классе отведено -68 часов (35 учебных недели), из расчета 2 часа в неделю.
Изучение курса «Основы общей биологии» проводится в течение одного учебного года в 9 классе. Это обусловлено тем, что для достижения базового уровня биологического образования необходимо добиться определенной завершенности знаний об условиях жизни, о разнообразии биосистем, закономерностях живой природы и о зависимостях в ее процессах и явлениях. Хотя в содержание курса включены основы различных областей биологии, его отличает целостность, поскольку главной идеей является выделение закономерностей исторического развития и разнообразия жизни на Земле, взаимозависимостей этих процессов и роли их в культуре человечества.
Содержание учебной программы:
Программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.
1. Введение в основы общей биологии (3 ч).
Биология – наука о живом мире.
Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.
Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.
2. Основы учения о клетке (10 ч.)
Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология – наука, изучающая клетку.
Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов.
Разнообразие клеток: эукариоты и прокариоты, автотрофы и гетеротрофы (на примере строения клеток животных и растений). Вирусы – неклеточная форма жизни.
Химический состав клетки: неорганические и органические вещества, их разнообразие и свойства. Вода и её роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты, их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК.
Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке.
Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки.
Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зелёных растений.
Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие факторов внешней среды на процессы в клетке.
Лабораторная работа:
- «Сравнение растительной и животной клетки».
После изучения темы учащимся следует:
знать: – общие принципы организации живых существ;
обосновывать: – выделение двух форм клеточной организации;
анализировать: - гомологию в строении и жизнедеятельности различных эукариотических клеток;
характеризовать: части клеток.
3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5ч)
Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.
Деление клетки эукариот. Клеточный цикл: подготовка клетки к делению (интерфаза), митоз и его фазы. Деление клетки прокариот.
Сущность мейоза. Особенности половых клеток. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения.
Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека. Экологическое состояние территории проживания и здоровье местного населения.
Лабораторные работы:
- «Онтогенез на примере цветковых растений».
После изучения темы учащимся следует:
знать: - биологическое значение оплодотворения, роль зиготы;
характеризовать: - два основных типа размножения;
понимать: - суть митоза и мейоза;
объяснять: - процессы клеточного деления и его биологическое деление;
познакомиться: - с этапами онтогенеза.
4. Основы учения о наследственности и изменчивости (11)
Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: ген, генотип, фенотип, наследственность, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов.
Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г.Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы.
Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.
Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасности загрязнения природной среды мутагенами. Основные показатели состояния окружающей среды и главные экологические проблемы региона. Индивидуальные особенности здоровья и способы предупреждения возможных заболеваний. Использование мутаций для выведения новых форм растений. Генетически модифицированные организмы (ГМО, трансгены). Значение ГМО.
Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе.
Лабораторные работы:
4. Решение генетических задач.
5. «Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей вида (или сорта), произрастающих в неодинаковых условиях».
6. «Изучение изменчивости у организмов».
После изучения темы учащимся следует:
знать: - типы наследования признаков;
характеризовать: - роль наследственности и изменчивости организмов в живой природе;
объяснять: - основные понятия генетики;
описывать: - механизм определения пола.
5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5ч)
Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.
Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных. Особенности региональной флоры и фауны. Исторические особенности развития сельского хозяйства Урала.
Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и её роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии. Культура клеток и тканей растений и животных.
После изучения темы учащимся следует:
знать: - генетическое обоснование селекции новых организмов;
объяснять: - значение неродственного и близкородственного скрещивания;
характеризовать: - механизм создания гибридной ДНК у микроорганизмов;
понимать: - основные особенности селекции растений, животных, микроорганизмов.
6. Происхождение жизни и развитие органического мира (5ч)
Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Теория А.И. Опарина и современная теория возникновения жизни на Земле.
Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы, симбиотрофы.
Эволюция прокариот и эукариот. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв.
Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни. Особенности региональной флоры и фауны.
Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.
После изучения темы учащимся следует:
знать: - современные представления о происхождении жизни на Земле;
называть: - два основных этапа в происхождении и развитии жизни на Земле;
объяснять: - какие условия обеспечили возникновение жизни на древней Земле;
характеризовать: - этапы формирования первых организмов на Земле.
7. Учение об эволюции (9)
Основные положения теории Ч.Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов – результат эволюции. Особенности региональной флоры и фауны.
Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции.
Процессы видообразования. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регрессс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции.
Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблемы исчезновения и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы. Научно обоснованные способы проявления заботы о сохранении растительного и животного мира. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и устойчивость экосистем.
Экскурсия: 1. «Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный характер».
После изучения темы учащимся следует:
знать: – учение Ч. Дарвина об эволюции, его развитие;
характеризовать: – движущие силы эволюции;
– главные направления эволюции органического мира;
– вид, его критерии;
обосновывать: – причины многообразия видов и приспособленность организмов к среде обитания;
выявлять: – основные ароморфозы в эволюции растительного и животного мира;
– причины вымирания видов;
применять знания: – о движущих силах эволюции;
объяснять: – процессы возникновения приспособлений и образования новых видов.
8. Происхождение человека (антропогенез) (7ч)
Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличия от них.
Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у людей. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.
Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.
Основные способы взаимодействия человека с природной средой Урала. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и устойчивость экосистем.
После изучения темы учащимся следует:
знать: – происхождение человека;
характеризовать: – движущие силы антропогенеза;
сравнивать: – основные стадии антропогенеза;
обосновывать: – расовые различия и их происхождение;
выявлять: – факторы эволюции современного человека;
применять знания: – для выявления антинаучности идеологий расизма и социального дарвинизма.
9. Основы экологии (15)
Экология – наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда – источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, другие организмы как среда обитания.
Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основы закономерности действия факторов среды на организмы.
Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры и влажности): экологические группы их жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение.
Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции; рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе.
Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности.
Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.
Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Исторические особенности развития промышленности, сельского и лесного хозяйства Урала, влияние на окружающую природу. Источники получения информации об экологической ситуации в стране, Свердловской области.
Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоёв Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы.
Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества. Организации и учреждения Урала экологической направленности. Экологические акции, программы, направленные на сохранение природы родного края и улучшения экологической ситуации. Понимание здоровья как высшей ценности. Учёт природно-климатических особенностей Урала при организации деятельности по сохранению и укреплению психофизического здоровья человека. Исторический опыт и традиции, обеспечивающие сохранение здоровья жителей Урала. Основные факторы повседневной жизни, негативно воздействующие на здоровье; способы их нейтрализации.
Лабораторные работы:
7. «Приспособленность организмов к среде обитания».
8. «Оценка качества окружающей среды».
Экскурсии: 2. «Оценка качества окружающей среды».
После изучения темы учащимся следует:
знать: – экосистемы, их структурные компоненты;
характеризовать: – причины колебания численности популяции;
объяснять: – регуляцию численности как основу сохранения популяций;
сравнивать: – экосистемы и агросистемы, их структурные компоненты;
обосновывать: – причины устойчивости и смены экосистем;
– круговорот веществ в экосистеме, его значение;
выявлять: – пищевые связи между популяциями разных видов в экосистеме, их значение;
применять знания: – для объяснения причин устойчивости и смены экосистем.
Предметно-информационная составляющая образованности:
- знание (понимание) признаков биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов Урала;
- знание (понимание) сущности биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах;
- знание основных данных о распространении различных видов зависимостей;
- знание эффективных способов предупреждения различных видов зависимостей;
- знание (понимание) особенностей организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения; негативных последствия различных видов зависимостей для психофизического и социального здоровья человека; общих и специфических для Урала методов сохранения и постоянного укрепления физического здоровья; неприятие различных видов зависимостей, разрушающих здоровье;
- знание (понимание) собственных индивидуальных особенностей, природных задатков к приобретению знаний, умений;
- знание (понимание) специфики экологической ситуации в регионе и по месту жительства;
- знание (понимание) основных методов осуществления природоохранительной деятельности, применяемых в мире, регионе, конкретной местности;
- представление о способах сохранения и укрепления собственного здоровья;
- умение объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологическое разнообразие в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме.
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:
- умение изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- умение распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения различных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;
- умение выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия различных видов в экосистеме;
- умение сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;
- умение определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- умение проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); находить информацию об особенностях экологической ситуации в регионе и по месту жительства;
- умение регулировать собственное психофизическое и социальное здоровье; соблюдать нормы, обеспечивающие безопасную жизнедеятельность человека;
- умение использовать методы сохранения и укрепления здоровья;
- использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
- участие в экологических акциях двора, школы, микрорайона.
Ценностно-ориентационная составляющая образованности:
- понимание ответственности за качество приобретенных знаний;
- понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;
- умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- ориентация на постоянное развитие и саморазвитие;
- понимание особенностей тендерной социализации в подростковом возрасте;
- ответственно относиться к природе и занимать активную позицию в ее сохранении.
Календарно – тематическое планирование
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии по УМК Сонина Н.И. 9 класс 102 часа
Представлена рабочая программа по биологии для 9 класса по линии Сонина Н.И....
Рабочие программы по биологии И. Н. Пономаревой
Рабочие программы по биологии И. Н. Пономаревой 1 Пояснительная записка2 Календарно- тематическое планирование3 Содержание программы4 Литература...
Пояснительная записка к рабочей программе элективного курса «Русское правописание : орфография» для учащихся 9 класса Всего за год 34 часа, 1час в неделю.
Программа элективного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования ,Федерального базисного учеб...
Рабочая программа по биологии по учебнику Пономаревой И.Н. "Биология 5кл.,изд. Вентана - Граф
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (2010 г.), Примерной программы по биологии для основной школы //Примерные программы по учебным предметам...
Рабочая программа по биологии И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко 6 класс, 68 часов (2 часа в неделю). С КТП и пояснительной запиской
Рабочая программа по биологии по линии Пономаревой (И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко) для использования в 6 классе, 68 часов в год, 2 часа в неделю. С КТП и пояснительной запиской....
Рабочая программа по биологии И.Н. Пономарева., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. 10 класс, 68 часов в год (2 часа в неделю). С КТП и пояснительной запиской
Рабочая программа по биологии И.Н. Пономарева., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. 10 класс, 68 часов в год (2 часа в неделю). С КТП и пояснительной запиской...
Рабочая программа по французскому языку как второму иностранному для 9 класса первый год обучения ( 2 часа в неделю)
Рабочая программа по второму иностранному языку ( французский язык) для 9 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего обра...