Рабочая программа по биологии по учебнику Пономаревой И.Н. "Биология 5кл.,изд. Вентана - Граф
рабочая программа по биологии (5 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (2010 г.), Примерной программы по биологии для основной школы //Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 класс. – М.: Просвещение, 2011 и Программы И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко и др. Биология: 5–9 классы: программа. — М.: Вентана-Граф, 2012. — 304 с.
Учебник Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. «Биология 5 класс». Москва, «Вентана-Граф», 2012 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_bio_5_kl_fgos_rasp.doc | 213.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»
Приложение к образовательной программе,
введенной в действие приказом №_______
от « 31» 08. 20г.
Рассмотрено на заседании кафедры _____________________образования
Протокол № _______от «» . 20 г.
Руководитель кафедры / /
Согласовано
Заместитель директора / /
«» .20 г.
Рабочая программа по биологии
для параллели 5-х классов
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (2010 г.), Примерной программы по биологии для основной школы //Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 класс. – М.: Просвещение, 2011 и Программы И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко и др. Биология: 5–9 классы: программа. — М.: Вентана-Граф, 2012. — 304 с.
Учебник Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. «Биология 5 класс». Москва, «Вентана-Граф», 2012 год.
Составитель: Нечаева Елена Вячеславовна
учитель географии
_________
2015 год
4.2. Пояснительная записка
4.2.1. Рабочая программа предназначена для изучения курса биологии в 5 классе средней общеобразовательной школы. Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (2010 г.), Примерной программы по биологии для основной школы //Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 класс. – М.: Просвещение, 2011 и Программы И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко и др. Биология: 5–9 классы: программа. — М.: Вентана-Граф, 2012. — 304 с.
Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы.
4.2.2. Изучение курса «Биология» в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
- Формирование целостной картины мира и осознание места человека в нем.
Основными задачами реализации курса являются:
- Осознание учащимися целостности и многообразия окружающего мира
- Формирование модели безопасносного поведения в условиях повседневной жизни.
4.3. Общая характеристика курса биологии
4.3.1.Роль и значимость предмета.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии, о человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
4.3.2.Преемственность при изучении курса биологии
На ступени начального общего образования в курсе “Окружающий мир” у учащихся формируются первоначальные представления о живой природе: особенностях живых объектов; разнообразии и строении растений (деревья, кустарники, травы, дикорастущие и культурные растения своего края) и животных (насекомые, рыбы, птицы, звери); грибах; природных сообществах родного края; строении и основных функциях организма человека; личной гигиене, безопасном поведении, правилах поведения в природе. Этот курс является пропедевтическим по отношению к курсу биологии. В его содержании развиваются биологические знания, полученные учащимися в начальной школе, и одновременно формируется базис для последующего изучения курса биологии. Курс биологии 5 класса включает сведения о методах изучения природы (наблюдения, опыты, измерения); разнообразии живых организмов своей местности и причинах его сокращения; факторах здорового образа жизни; экологических проблемах своей местности и путях их решения. Особое внимание в содержании курса уделяется знакомству учащихся с примерами приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания; формированию элементарных умений по уходу за комнатными растениями и домашними животными, узнаванию, описанию и сравнению биологических объектов, работе с учебной и справочной литературой.
4.3.3 Акценты в связи обучения с практикой
В основной школе закладываются основы для последующего изучения курса биологии в средней (полной) школе, формируется эмпирический базис для знакомства с биологическими теориями и закономерностями. Одновременно уже в основной школе вводится ряд общебиологических понятий: признаки живых организмов; деление клетки; гены и хромосомы; наследственность и изменчивость; генетика; искусственный отбор; учение об эволюции органического мира; экосистема и биосфера.
На ступени среднего (полного) общего образования (10-11 классы), с одной стороны, обобщаются знания, полученные учащимися в основной школе, с другой стороны, расширяется и углубляется их содержание, изучаются теоретические обобщения биологической науки и общие биологические закономерности, проявляющиеся на разных уровнях организации живой природы и присущие биологическим системам (клетка, организм, вид, экосистемы).
4.3.4. Особенности построения курса
Реализация деятельностного и практикоориентированного подходов осуществлена путем включения в стандарты соответствующего содержания. В обязательном минимуме содержания основных образовательных программ по биологии выделена рубрика “Проведение биологических исследований”. В нее включены определенные виды деятельности, как интеллектуальной, так и практической, которой должны овладеть учащиеся при изучении каждого содержательного блока, например, сравнение, распознавание, определение принадлежности, проведение наблюдений и опытов.
Личностно ориентированный подход реализован за счет включения в образовательные стандарты системы знаний и умений, значимых для самого ученика, востребованных в его повседневной жизни, нацеленных на сохранение окружающей среды и собственного здоровья.
Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:
- формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;
- овладение научным подходом к решению различных задач;
- овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
- овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
- формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведение точных измерений адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путем применения межпредметного анализа учебных задач.
Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Примерная программа по биологии в 5-9 классах строится с учетом следующих содержательных линий:
• многообразие и эволюция органического мира;
• биологическая природа и социальная сущность человека;
• уровневая организация живой природы.
Содержание структурировано в виде трех разделов: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности».
Раздел «Живые организмы» изучается в 5-7 классах. Он включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. В соответствии с первым вариантом линии учебников издательства «Вентана-Граф» в 7 классе завершается изучение блока «Живые организмы», начатого в 5-6 классах, в течение учебного года обучающиеся изучают раздел «Животные». Освоение содержания блока «Живые организмы» послужит основой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе, где особое значение приобретают мировоззренческие, теоретические понятия.
4.4. Место предмета биологии в базисном учебном плане
4.1. Рабочая программа разработана в соответствии с базисным учебным планом (БУПом). Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Согласно действующему учебному плану школы рабочая программа по биологии для 5 класса предусматривает 35 часов (1 час в неделю) для всей параллели 5-х классов.
4.5. Ценностные ориентиры содержания предмета биологии
4.5.1. Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Примерная программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий:
• многообразие и эволюция органического мира;
• биологическая природа и социальная сущность человека;
• уровневая организация живой природы.
4.5.2. Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, мета-предметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития - ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
• социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
• ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
• развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
• овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
• формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
4.5.3. По данной программе обучаются три пятых класса. Курс биологии предназначен для изучения в пятом классе общеобразовательной школы (возраст учащихся 10-11 лет). Особенности возрастного периода ребенка 10-11 лет характеризуются нестабильным эмоциональным поведением. С десяти лет, подросток стремится утвердить свою личность в системе общественных отношений. Этот этап уже предполагает и осознание общения, и самоуправление в процессе общения, т.е. развитую личность. Именно уровни социального развития наиболее благоприятны для формирования личности, ее стержневых качеств, а значит, для системы воспитательных воздействий, которые должны обеспечить школа и общество в целом. Психологические особенности подростков. Чувствительность к мнению окружающих по поводу внешности, знаний, способностей. Подростки становятся обидчивы. Для них лучше ничего не сказать, чем сказать и ошибиться. Они хотят выглядеть лучше всех и производить выгодное впечатление. Реакция эмансипации – стремление высвободиться из-под контроля, опеки взрослых, внешнее бунтарство, демонстративность. В группе появляется как сопротивление: участники могут демонстративно нарушать правила, громко обсуждать слова или поступки ведущего. Потребность в доверительном общении. Хотят, чтобы их мнение уважали. Хотят быть услышанными. Тяжело переживают, когда их перебивают, не дослушав. Для учета возрастных и психологических особенностей детей используются определенные педагогические технологии и методики.
4.6. Результаты освоения предмета биологии в контексте ФГОС второго поколения
Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;
- реализация установок здорового образа жизни;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологичес-кой информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
- В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
- В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
- В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
- В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
- В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
4.7. Содержание курса
Тема 1. Биология — наука о живом мире (8 ч)
Человек и природа. Живые организмы — важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой
природе — биология.
Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм — единица живой природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого.
Использование биологических методов для изучения любого живого объекта. Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях.
Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Р. Гук, А. ван Левенгук. Части микроскопа. Микропрепарат. Правила работы с микроскопом.
Лабораторная работа № 1
«Изучение устройства увеличительных приборов»
Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки и их назначение. Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Их функции.
Лабораторная работа № 2
«Знакомство с клетками растений»
Химические вещества клетки. Неорганические вещества клетки, их значение для клетки и организма. Органические вещества клетки, их значение для жизни организма и клетки.
Основные процессы, присущие живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Размножение клетки путём деления. Передача наследственного материала дочерним клеткам. Взаимосвязанная работа частей клетки, обусловливающая её жизнедеятельность как целостной живой системы — биосистемы.
Великие учёные-естествоиспытатели: Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов.
Тема 2. Многообразие живых организмов (11 ч)
Классификация живых организмов. Раздел биологии — систематика. Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы — неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний. Вид как наименьшая единица классификации.
Бактерии — примитивные одноклеточные организмы. Строение бактерий. Размножение бактерий делением клетки надвое. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий. Понятие об автотрофах и гетеротрофах, прокариотах и эукариотах.
Роль бактерий в природе. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии как поставщики кислорода в атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Процесс брожения.
Роль бактерий в природе и жизни человека. Средства борьбы с болезнетворными бактериями.
Представление о флоре. Отличительное свойство растений. Хлорофилл. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники. Строение растений. Корень и побег. Слоевище водорослей. Основные различия покрытосеменных и голосеменных растений. Роль цветковых растений в жизни человека.
Лабораторная работа № 3
«Знакомство с внешним строением побегов растения».
Представление о фауне. Особенности животных. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды.
Лабораторная работа № 4
«Наблюдение за передвижением животных».
Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами. Симбиоз гриба и растения — грибокорень (микориза).
Строение шляпочных грибов. Плесневые грибы, их использование в здравоохранении (антибиотик пенициллин). Одноклеточные грибы — дрожжи. Их использование в хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы. Роль грибов в природе и жизни человека.
Общая характеристика лишайников. Внешнее и внутреннее строение, питание, размножение. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники — показатели чистоты воздуха.
Животные и растения, вредные для человека. Живые организмы, полезные для человека. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека.
Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (7 ч)
Многообразие условий обитания на планете. Среды жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов — обитателей этих сред жизни.
Условия, влияющие на жизнь организмов в природе, — экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов.
Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата у цветков, наличия соцветий у растений.
Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Пищевая цепь. Растения — производители органических веществ; животные — потребители органических веществ; грибы, бактерии — разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Понятие о природном сообществе. Примеры природных сообществ.
Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны.
Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды.
Условия жизни организмов в водной среде. Обитатели мелководий и средних глубин. Прикреплённые организмы. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания.
Тема 4. Человек на планете Земля (6 ч)
Когда и где появился человек. Предки Человека разумного. Родственник человека современного типа — неандерталец. Орудия труда Человека умелого. Образ жизни кроманьонца. Биологические особенности современного человека. Деятельность человека в природе в наши дни.
Изменение человеком окружающей среды. Необходимость знания законов развития живой природы. Мероприятия по охране природы.
Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ.
Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности отдельных видов. Расселение редких видов на новых территориях.
Итоговый контроль знаний по курсу биологии 5 класса
Экскурсия
«Весенние явления в природе».
4.8.Учебно-тематический план-
номер раздела | наименование раздела | Количество часов | Контрольные | Лабораторные | Экскурсии | |||
1 | Биология – наука о живом мире | 8 | 1 | 2 | ||||
2 | Многообразие живых организмов | 11 | 1 | 2 | ||||
3 | Жизнь организмов на планете Земля | 7 | 1 | - | ||||
4 | Человек на планете Земля | 9 | 1 (+1 итоговая) | - | 1 | |||
ИТОГО | 35 | 5 | 4 | 1 |
4.9. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. «Биология 5 класс». Москва, «Вентана-Граф», 2012 год.
- Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. «Методическое пособие» 5 класс. Москва, «Вентана-Граф», 2013 год.
- Корнилова О.А., Николаев И.В., Симанова И.В. Рабочая тетрадь по биологии 5 класс. Москва, «Вентана-Граф», 2013 год.
- Пономарева И.Н., Николаев И.В., Кучменко В.С., Корнилова О.А., Драгомилов А.Г., Сухова Т.С. Биология. 5-9 классы: программа. Москва, «Вентана-Граф», 2013 год.
- Сасова И.А. Метод проектов в обучении школьников. Москва, «Вентана-Граф», 2000.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.С. Асмалова. Москва, 2010 год.
Гербарии
Основные группы растений
Сельскохозяйственные растения
Коллекции: семена и плоды
Наборы муляжей
Плоды, овощи, фруктовые растения, грибы
Приборы
Раздаточные
Лупа ручная
Игла препаровальная
Микроскоп
Посуда и принадлежности для опытов
Набор химической посуды и принадлежностей по биологии
Набор препаровальных инструментов
Таблицы
Строение растительной и животной клетки
Ткани растений
Систематика растений
Строение цветкового растения
Грибы
Бактерии (формы бактерий, Строение бактериальной клетки)
Семейство Бобовые
Голосеменные растения
Мхи
Папоротники, хвощи, плауны
Водоросли
Лишайники
Строение вируса
Ткани животных
Простейшие
Систематика животных
Строение животного
Строение человека
Устройство микроскопа
Царства живой природы
Среды жизни на земле
Экологические факторы
Природное сообщество
Пищевая цепь
Круговорот веществ в природе
Географическая карта «Природные зоны Земли», «Зоогеографическая карта мира», «Океаны Земли».
4.10. Календарно-тематическое планирование
№ урока | № урока по теме | Тема урока | Тип урока | Виды деятельности обучающихся | Домашнее задание | Дата | |
план | факт | ||||||
Биология – наука о живом мире (8 часов) | |||||||
1 | 1 | Наука о живой природе | УИПЗЗ | Выявлять взаимосвязь человека и других живых организмов, оценивать её значение. Приводить примеры знакомых культурных растений и домашних животных. Характеризовать особенности и значение науки биологии. Анализировать задачи, стоящие перед учёными-биологами. | § 1 чит. и выполнить задание в конце параграфа. Т/З: сообщение о разнообразии живых организмов на Земле | ||
2 | 2 | Свойства живого | КУ | Характеризовать свойства живых организмов. Сравнивать проявление свойств живого и неживого. Анализировать стадии развития растительных и животных организмов, используя рисунок учебника. Характеризовать органы живого организма и их функции, используя рисунок учебника. | § 2 чит. и выполнить задание в конце параграфа. Т/З: сообщение о способах передвижения животных или о движениях растений | ||
3 | 3 | Методы изучения природы | КУ | Различать и характеризовать методы изучения живой природы. Осваивать способы оформления результатов исследования | § 3 чит. и выполнить задание в конце параграфа. Т/З: сообщение о птицах, обитающих рядом с домом | ||
4 | 4 | Увеличительные приборы | УИПЗЗ | Объяснять назначение увеличительных приборов. Различать ручную и штативную лупы, знать величину получаемого с их помощью увеличения. Изучать устройство микроскопа и соблюдать правила работы с микроскопом. Сравнивать увеличение лупы и микроскопа. Получать навыки работы с микроскопом при изучении готовых микропрепаратов. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. Лабораторная работа № 1 «Изучение строения увеличительных приборов» | § 4 чит. и выполнить задание в конце параграфа. Т/З: сообщение о современных электронных микроскопах и их возможностях | ||
5 | 5 | Строение клетки. Ткани. | КУ | Выявлять части клетки на рисунках учебника, характеризовать их значение. Сравнивать животную и растительную клетки, находить черты их сходства и различия. Различать ткани животных и растений на рисунках учебника, характеризовать их строение, объяснять их функции. Наблюдать части и органоиды клетки на готовых микропрепаратах под малым и большим увеличением микроскопа и описывать их. Различать отдельные клетки, входящие в состав ткани. Обобщать и фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете биологии, обращения с лабораторным оборудованием. Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений» | § 5 чит. и выполнить задание в конце параграфа. Т/З: изготовить модель-аппликацию «Строение растительной клетки» | ||
6 | 6 | Химический состав клетки | КУ | Различать неорганические и органические вещества клетки, минеральные соли, объяснять их значение для организма. Наблюдать демонстрацию опытов учителем, анализировать их результаты, делать выводы. Анализировать представленную на рисунках учебника информацию о результатах опыта, работая в паре | § 6 чит. и выполнить задание в конце параграфа. Т/З: сообщение (по выбору ученика) о масличных, овощных, зерновых растениях и их значении в жизни народов мира | ||
7 | 7 | Процессы жизнедеятельности клетки. | КУ | Оценивать значение питания, дыхания, размножения для жизнедеятельности клетки. Характеризовать биологическое значение понятия «обмен веществ». Объяснять сущность процесса деления клетки, анализировать его основные события. Устанавливать последовательность деления ядра и цитоплазмы клетки, используя рисунок учебника. Аргументировать вывод о том, что клетка — живая система (биосистема) | § 7 чит. и выполнить задание в конце параграфа. Повторить §§ 1-6 | ||
8 | 8 | Великие естествоиспытатели. Обобщение и системитизация знаний по теме 1 «Биология – наука о живом мире». | УПОКЗ | Анализировать информацию учителя о выдающихся учёных-естествоиспытателях. Выделять области науки, в которых работали конкретные учёные, оценивать сущность их открытий. Называть имена отечественных учёных, внёсших важный вклад в развитие биологии. Формулировать вывод о вкладе учёных в развитие наук о живой и неживой природе и его значении для человечества. Рисовать (моделировать) схему строения клетки. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов темы, аргументировать свою точку зрения. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала | Т/З: сообщение по материалам интернета, энциклопедий или дополнительной литературы об исследованиях Чарльза Дарвина | ||
Многообразие живых организмов (11 часов) | |||||||
9 | 1 | Царства живой природы | УИПЗЗ | Объяснять сущность термина «классификация». Определять предмет науки систематики. Различать основные таксоны классификации — «царство» и «вид». Характеризовать вид как наименьшую единицу классификации. Устанавливать связь между царствами живой природы на схеме, приведённой в учебнике. Выделять отличительные особенности строения и жизнедеятельности вирусов | § 8 чит. и выполнить задание в конце параграфа. Т/З: сообщение о значении деятельности шведского ученого Карла Линнея | ||
10 | 2 | Бактерии: строение и жизнедеятельность | КУ | Характеризовать особенности строения бактерий. Описывать разнообразные формы бактериальных клеток на рисунке учебника. Различать понятия: «автотрофы», «гетеротрофы», «прокариоты», «эукариоты». Характеризовать процессы жизнедеятельности бактерии как прокариот. Сравнивать и оценивать роль бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов в природе | § 9 чит. и выполнить задание в конце параграфа. Т/З: сообщение о значении бактерий в природе и жизни человека | ||
11 | 3 | Значение бактерий в природе и жизни человека | КУ | Характеризовать важную роль бактерий в природе. Устанавливать связь между растением и клубеньковыми бактериями на рисунке учебника, объяснять термин «симбиоз». Выявлять наличие фотосинтеза у цианобактерии, оценивать его значение для природы. Различать бактерии по их роли в природе и жизни человека. Характеризовать полезную деятельность бактерий, их использование в народном хозяйстве. Сопоставлять вред и пользу, приносимые бактериями природе и человеку, делать выводы о значении бактерий | § 10 чит. и выполнить задание в конце параграфа. Т/З: сообщение о роли цианобактерий на Земле | ||
12 | 4 | Растения | КУ | Характеризовать главные признаки растений. Различать части цветкового растения на рисунке учебника, выдвигать предположения об их функциях. Сравнивать цветковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различия. Характеризовать мхи, папоротники, хвощи, плауны как споровые растения, определять термин «спора». Выявлять на рисунке учебника различия между растениями разных систематических групп. Сопоставлять свойства растительной и бактериальной клеток, делать выводы. Характеризовать значение растений разных систематических групп в жизни человека | § 11 чит. и выполнить задание в конце параграфа. Т/З: сообщение о лесах из древних папоротников, хвощей и плаунов | ||
13 | 5 | Лабораторная работа № 3 «Знакомство с внешним строением растения» | КУ | Различать и называть части побега цветкового растения. Определять расположение почек на побеге цветкового растения. Характеризовать особенности строения хвоинки, определять количество хвоинок на побеге. Устанавливать местоположение шишки. Сравнивать значение укороченных и удлинённых побегов у хвойных растений (на примере сосны). Фиксировать результаты наблюдений в тетради. Формулировать общий вывод о многообразии побегов у растений. Соблюдать правила работы в кабинете биологии и обращения с лабораторным оборудованием | Прочитать информацию для любознательных в конце § 11 учебника. Т/З: создать альбом фотографий хвойных растений своего региона | ||
14 | 6 | Животные | КУ | Распознавать одноклеточных и многоклеточных животных на рисунках учебника. Характеризовать простейших по рисункам учебника, описывать их различие, называть части их тела. Сравнивать строение тела амёбы с клеткой эукариот, делать выводы. Называть многоклеточных животных, изображённых на рисунке учебника. Различать беспозвоночных и позвоночных животных. Объяснять роль животных в жизни человека и в природе. Характеризовать факторы неживой природы, оказывающие влияние на жизнедеятельность животных | § 12 чит. и выполнить задание в конце параграфа. Т/З: создать список (или альбом фотографий, рисунков) животных, охраняемых в нашем регионе | ||
15 | 7 | Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за передвижением животных» | КУ | Готовить микропрепарат культуры инфузорий. Изучать живые организмы под микроскопом при малом увеличении. Наблюдать за движением животных, отмечать скорость и направление движения, сравнивать передвижение двух-трёх особей. Формулировать вывод о значении движения для животных. Фиксировать результаты наблюдений в тетради. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | Повторить материал § 12. Прочитать информацию для любознательных в конце § 12. Т/З: сообщение о многообразии и значении простейших (инфузории, амеба, фораминифера и др.) | ||
16 | 8 | Грибы | КУ | Устанавливать сходство грибов с растениями и животными. Описывать внешнее строение тела гриба, называть его части. Определять место представителей царства Грибы среди эукариот. Называть знакомые виды грибов. Характеризовать питание грибов. Различать понятия: «сапротроф», «паразит», «хищник», «симбионт», «грибокорень», пояснять их примерами | § 13 чит. и выполнить задание в конце параграфа. Т/З: сообщение об истории открытия пенициллина и о его значении для человечества | ||
17 | 9 | Многообразие и значение грибов | КУ | Характеризовать строение шляпочных грибов. Подразделять шляпочные грибы на пластинчатые и трубчатые. Описывать строение плесневых грибов по рисунку учебника. Объяснять термины «антибиотик» и «пенициллин». Распознавать съедобные и ядовитые грибы на таблицах и рисунках учебника. Участвовать в совместном обсуждении правил сбора и использования грибов. Объяснять значение грибов для человека и для природы | § 14 чит. и выполнить задание в конце параграфа. Т/З: сообщение о лишайниках, их многообразии и значении в природе | ||
18 | 10 | Лишайники | КУ | Выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников — симбиоз двух организмов — гриба и водоросли. Различать типы лишайников на рисунке учебника. Анализировать изображение внутреннего строения лишайника. Выявлять преимущества симбиотического организма для выживания в неблагоприятных условиях среды. Характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека | § 15 чит. и выполнить задание в конце параграфа. Т/З: разработать проект или схему «Значение живых организмов в природе и жизни человека» | ||
19 | 11 | Значение живых организмов в природе и жизни человека. Обобщение и системитизация знаний по теме 2 «Многообразие живых организмов» | УПОКЗ | Определять значение животных и растений в природе и жизни человека по рисункам учебника. Доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе. Объяснять необходимость охраны редких видов и природы в целом. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала | § 16 чит. и выполнить задание в конце параграфа. Т/З: написать краткое сочинение-эссе об участии в мероприятих по охране природы своего региона или заповедниках (либо заказниках), расположенных на территории своего региона | ||
Жизнь организмов на планете Земля (7 часов) | |||||||
20 | 1 | Среды жизни планеты Земля | УИПЗЗ | Характеризовать особенности условий сред жизни на Земле. Характеризовать организмов-паразитов, изображённых на рисунке учебника. Приводить примеры обитателей организменной среды — паразитов и симбионтов, объяснять их воздействие на организм хозяина | § 17 чит. и выполнить задание в конце параграфа. Т/З: сообщение об экологических факторов среды и их воздействии на живые организмы или написать мини-сочинение об организмах – обитателях одной из сред жизни | ||
21 | 2 | Экологические факторы среды | КУ | Различать понятия: «экологический фактор», «фактор неживой природы», «фактор живой природы», «антропогенный фактор». Характеризовать действие различных факторов среды на организмы, приводить примеры собственных наблюдений. Аргументировать деятельность человека в природе как антропогенный фактор | § 18 чит. и выполнить задание в конце параграфа. Т/З: разработать проект и выполнить графическую модель «Экологические факторы» для кабинета биологии | ||
22 | 3 | Приспособления организмов к жизни в природе | КУ | Выявлять взаимосвязи между действием факторов среды и особенностями строения и жизнедеятельности организмов. Объяснять причины сезонных изменений у организмов, приводить примеры собственных наблюдений. Характеризовать приспособленность животных и растений к среде обитания по рисункам учебника | § 19 чит. и выполнить задание в конце параграфа. Т/З: написать мини-сочинение о каком либо животном своего края и его приспособлениях к условиям жизни | ||
23 | 4 | Природные сообщества | КУ | Определять понятие «пищевая цепь». Анализировать элементы круговорота веществ на рисунке учебника. Объяснять роль различных организмов в круговороте веществ. Различать понятия: «производители», «потребители», «разлагатели», «природное сообщество». Характеризовать разные природные сообщества. Объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществе | § 20 чит. и выполнить задание в конце параграфа. Т/З: изготовить модель-аппликацию природного сообщества «лес» с его обитателями или нарисовать одно из природных сообществ родного края | ||
24 | 5 | Природные зоны Земли | КУ | Определять понятие «природная зона». Распознавать и характеризовать природные зоны России по карте, приведённой в учебнике. Различать и объяснять особенности животных разных природных зон. Объяснять роль Красной книги в охране природы, приводить примеры редких растений и животных, охраняемых государством | § 21 чит. и выполнить задание в конце параграфа. Т/З: сообщение о жизни организмов на разных материках с презентацией или написать мини-сочинение об одной из природных зон России, где побывал сам | ||
25 | 6 | Жизнь организмов на разных материках | КУ | Характеризовать и сравнивать расположение и размеры материков Земли по карте, приведённой в учебнике. Объяснять понятие «местный вид». Характеризовать особенности местных видов организмов, их приспособленность к среде обитания. Называть примеры флоры и фауны материков по рисункам учебника. Анализировать свои впечатления от встречи с представителями флоры и фауны разных материков в зоопарке, ботаническом саду, музее. Оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле | § 22 чит. и выполнить задание в конце параграфа. Т/З: сообщение или альбом рисунков (либо фотографий) на тему «Живой мир Земли» | ||
26 | 7 | Жизнь организмов в морях и океанах. Обобщение и системитизация знаний по теме 3«Жизнь организмов на планете Земля». | УПОКЗ | Описывать разнообразие живого мира в морях и океанах по рисункам учебника. Выделять существенные признаки приспособленности организмов к среде обитания. Объяснять причины прикреплённого образа жизни мидий, водорослей и особого строения тела у рыб. Оценивать значение планктона для других живых организмов по рисунку учебника. Характеризовать условия обитания на больших глубинах океана. Аргументировать приспособленность глубоководных животных к среде своего обитания. Рисовать (моделировать) схему круговорота веществ в природе. Принимать участие в обсуждении проблемных вопросов. Строить схему круговорота веществ в природе с заданными в учебнике объектами живого мира. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала темы | § 23 чит. и выполнить задание в конце параграфа. Записать в тетрадь основные понятия темы, требующие запоминания. Т/З: разработать проект или схему «Условия обитания организмов в океане» с указанием основных его обитателей или спроектировать и создать объемную модель пищевой цепи леса (по заданию в учебнике, указанному в концегл.3) | ||
Человек на планете Земля (9 часов) | |||||||
27 | 1 | Как появился человек на Земле | УИПЗЗ | Характеризовать внешний вид раннего предка человека, сравнивать его с обезьяной и современным человеком. Выделять особенности строения тела и жизнедеятельности неандертальцев. Описывать особенности строения тела и условия жизни кроманьонцев по рисунку учебника. Устанавливать связь между развитием головного мозга и поведением древних людей. Характеризовать существенные признаки современного человека. Объяснять роль речи и общения в формировании современного человека. Доказывать, что современный человек появился на Земле в результате длительного исторического развития | § 24 чит. и выполнить задание в конце параграфа. Т/З: сообщение о ранних предках человека | ||
28 | 2 | Как человек изменял природу | КУ | Анализировать пути расселения человека по карте материков Земли. Приводить доказательства воздействия человека на природу. Выявлять причины сокращения лесов, объяснять ценность лесопосадок. Аргументировать необходимость охраны природы. Обосновывать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле | § 25 чит. и выполнить задание в конце параграфа. Т/З: сообщение о причинах вымирания видов птицы дронт | ||
29 | 3 | Важность охраны живого мира планеты. | КУ | Называть животных, истреблённых человеком. Характеризовать состояние редких видов животных, занесённых в Красную книгу. Объяснять причины сокращения и истребления некоторых видов животных, приводить примеры. Объяснять значение Красной книги, заповедников. Характеризовать запрет на охоту как мероприятие по охране животных | § 26 чит. и выполнить задание в конце параграфа. Т/З: сообщение о роли Красной книги РФ в осуществлении природоохранных мероприятий в нашей стране | ||
30 | 4 | Сохраним богатство живого мира. Обобщение и системитизация знаний по теме 4«Человек на планете Земля» | УПОКЗ | Аргументировать ценность биологического разнообразия для природы и человека. Оценивать роль деятельности человека в природе. Приводить примеры своей деятельности в природе и общения с живыми организмами. Проектировать мероприятия по охране растений и животных в период летних каникул (заготовка кормов для зимующих птиц, постройка кормушек, охрана раннецветущих растений и пр.). Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала | § 27 чит. и выполнить задание в конце параграфа. Записать основные понятия, требующие запоминания. Т/З: сообщение о видах растений и животных, встреченных весной этого года при возвращении из школы домой | ||
31 | 5 | Итоговый контрольный урок по курсу 5 класса | УПОКЗ | Систематизировать и обобщать знания по темам курса биологии 5 класса. Использовать учебные действия для формулировки ответов | |||
32 | 6 | Экскурсия «Весенние явления в природе» | Наблюдать и фиксировать природные явления, делать выводы. Систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира. Соблюдать правила поведения в природе. Анализировать содержание выбранных на лето заданий | ||||
33 | 7 | Резервное время | |||||
34 | 8 | Резервное время | |||||
35 | 9 | Резервное время |
4.10. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Личностные универсальные учебные действия
Ученик получит возможность научиться:
- осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
- выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов; проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические опыты и объяснять их результаты; описывать биологические объекты;
- классифицировать живые организмы по царствам; сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников.
Ученик получит возможность научиться:
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- находить информацию о растениях, грибах, бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научиться:
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничестве с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- работать в группе;
- основам коммуникативной рефлексии.
Ученик получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию;
- вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем;
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научиться:
- проводить наблюдения и опыты под руководством учителя;
- давать определения понятиям;
- структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
Ученик получит возможность научиться:
- самостоятельно проводить исследование на основе применения метода наблюдения;
- использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа спецкурса для 11 класса "Систематизация знаний по биологии"
Программа курса "Систематизация знаний по биологии и подготовка к ЕГЭ" составлена на основе следующих нормативных документов:1. Обязательный минимум содержания основного общего образования по биологии...
Рабочая программа по элективному курсу «Подготовка к ЕГЭ по биологии.» 10 класс.
Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на углубленном уровне и предназначена для изучения би...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 5 КЛАСС. Природоведение. Т. С. Сухова, В. И. Строганов. Москва «Вентана-Граф», 2010г
рабочая приграмма 5 класс , природоведение, Т. С. Сухова, В. И. Строганов. Москва «Вентана-Граф», 2010г...
Рабочая программа по элективному курсу "Подготовка к ЕГЭ по биологии 10 класс. Архипкина А.П. учитель биологии МОУ Куркинская СОШ №1
Данная программа охватывает все биологические понятия, которые изучаются в школе. Включает как теоретическую, так и практическую часть. Позволяет успешно подготовиться к ЕГЭ....
Контрольная работа за 1 полугодие 7 класс обществознание по учебнику О.Б. Соболева, Р.П. Корсун. Вентана Граф
Контрольная работа за 1 полугодие 7 класс обществознание по учебнику О.Б. Соболева, Р.П. Корсун. Вентана Граф...
Рабочие программы по географии ( линия учебников изд-ва "Вентана-Граф")
Рабочие программы с 5 по 11 класс составлены по положению образовательного учреждения и соответствуют ФГОС...
Рабочая программа кружка "За страницами учебника биологии"
Кружок предназначен для учащихся 8-9 класса, в том числе увлекающихся биологией и для подготовки к итоговой аттестации....