Рабочая программа по биологии для 9 класса
рабочая программа по биологии (9 класс)
Рабочая программа по биологии 9 класс ФГОС составлена на основе программы основного общего образования " Биология 5-9 классы. Авторы: А. Каменский , А.А.Криксунов, В.В. Пасечник
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
b-9.docx | 38.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование город Алейск Алтайского края
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5 г. АЛЕЙСКА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №5 « 27_»__08__2019г. | «Принято» На заседании Педагогического Совета Протокол от «_29___» ____08___2019 г. № _1_ | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ №5 ___________ Приказ от«_30_» 08 2019 г. №_167/3 |
Р А Б О Ч АЯ П Р О Г Р А М М А
Предметная область Предмет | Естественно-научная Биология |
основное общее образование
9 класс
Срок реализации программы 01.09.2019 – 31.05.2020 гг.
Разработана__Г.Х.Чуевой_,
учителем биологии___
Алейск- 2019
Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе:
-Требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №5.
-Программы основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Авторы: А.А.Каменский ,А.А.Криксунов, В.В Пасечник,. М.: Дрофа ,2016г (Сборник: Рабочие программы. Биология. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/составитель Г.М. Пальдяева. -5-е издание,стериеотип.-М.:Дрофа, 2016)
- УМК.
УМК:
-Введение в общую биологию. Учебник 9 класс. Авторы: А.А.Каменский , А.А. Криксунов, В.В Пасечник,. М.: Дрофа ,2016г
- А.А.Каменский , А.А. Криксунов, В.В Пасечник,. М.: Введение в общую биологию. Методическое М.: Дрофа ,2016г --М.: Дрофа, 2016г.
Рабочая программа для 9 класса предусматривает обучение биологии в объеме 70 часов, 2 часа в неделю.
Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Введение (3 ч)
Биология наука о живой природе. Значение биологических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с биологией. Методы исследования биологии. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Свойства живого. Уровни организации живой природы.
Демонстрация
Портреты учёных, внёсших значительный вклад в развитие биологической науки.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
—свойства живого;
—методы исследования в биологии;
—значение биологических знаний в современной жизни;
—профессии, связанные с биологией;
—уровни организации живой природы.
Раздел 1. Молекулярный уровень (10 ч)
Общая характеристика молекулярного уровня организации живого. Состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие органические соединения. Биологические катализаторы. Вирусы.
Демонстрация
Схемы строения молекул химических соединений, относящихся к основным группам органических веществ.
Лабораторные и практические работы
Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
—состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого;
—представления о молекулярном уровне организации живого;
—особенности вирусов как неклеточных форм жизни.
Учащиеся должны уметь:
—проводить несложные биологические эксперименты для изучения свойств органических веществ и функций ферментов как биологических катализаторов.
Раздел 2. Клеточный уровень (14 ч)
Общая характеристика клеточного уровня организации живого. Клетка— структурная и функциональная единица жизни. Методы изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов клетки.
Прокариоты, эукариоты. Хромосомный набор клетки. Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетический обмен в клетке. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Автотрофы, гетеротрофы.
Демонстрация
Модель клетки. Микропрепараты митоза в клетках корешков лука; хромосом. Модели - аппликации, иллюстрирующие деление клеток. Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.
Лабораторные и практические работы
Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—основные методы изучения клетки;
—особенности строения клетки эукариот и прокариот;
—функции органоидов клетки;
—основные положения клеточной теории;
—химический состав клетки;
—клеточный уровень организации живого;
—строение клетки как структурной и функциональной
единицы жизни;
—обмен веществ и превращение энергии как основу жизнедеятельности клетки;
—рост, развитие и жизненный цикл клеток;
—особенности митотического деления клетки.
Учащиеся должны уметь:
—использовать методы биологической науки и проводить несложные биологические эксперименты для изучения клеток живых организмов.
Раздел 3. Организменный уровень (13 ч)
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости.
Демонстрация
Микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных.
Лабораторные и практические работы
Выявление изменчивости организмов.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—сущность биогенетического закона;
—мейоз;
—особенности индивидуального развития организма;
—основные закономерности передачи наследственной
информации;
—закономерности изменчивости;
—основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов;
—особенности развития половых клеток.
Учащиеся должны уметь:
—описывать организменный уровень организации живого;
—раскрывать особенности бесполого и полового размножения организмов;
—характеризовать оплодотворение и его биологическую роль.
Раздел 4. Популяционно-видовой уровень (8 ч)
Вид, его критерии. Структура вида. Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений. Популяция— элементарная единица эволюции. Борьба за существование и естественный отбор. Экология как наука. Экологические факторы и условия среды. Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и её относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов— микроэволюция. Макроэволюция.
Демонстрация
Гербарии, коллекции, модели, муляжи растений и животных. Живые растения и животные. Гербарии и коллекции, иллюстрирующие изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.
Лабораторные и практические работы
Изучение морфологического критерия вида.
Экскурсия
Причины многообразия видов в природе.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—критерии вида и его популяционную структуру;
—экологические факторы и условия среды;
—основные положения теории эволюции Ч. Дарвина;
—движущие силы эволюции;
—пути достижения биологического прогресса;
—популяционно-видовой уровень организации живого;
—развитие эволюционных представлений;
—синтетическую теорию эволюции.
Учащиеся должны уметь:
—использовать методы биологической науки и проводить
несложные биологические эксперименты для изучения морфологического критерия видов.
Раздел 5. Экосистемный уровень (6 ч)
Биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.
Демонстрация
Коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи в биогеоценозах. Модели экосистем.
Экскурсия
Биогеоценоз.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—определения понятий: «сообщество», «экосистема», «биогеоценоз»;
—структуру разных сообществ;
—процессы, происходящие при переходе с одного трофического уровня на другой.
Учащиеся должны уметь:
—выстраивать цепи и сети питания для разных биоценозов;
—характеризовать роли продуцентов, консументов, редуцентов.
Раздел 6. Биосферный уровень (11 ч)
Биосфера и её структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы. Основы национального природопользования. Возникновение и развитие жизни. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.
Демонстрация
Модели - аппликации «Биосфера и человек». Окаменелости, отпечатки, скелеты позвоночных животных.
Лабораторные и практические работы
Изучение палеонтологических доказательств эволюции.
Экскурсия
В краеведческий музей или на геологическое обнажение.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—основные гипотезы возникновения жизни на Земле;
—особенности антропогенного воздействия на биосферу;
—основы рационального природопользования;
—основные этапы развития жизни на Земле;
—взаимосвязи живого и неживого в биосфере;
—круговороты веществ в биосфере;
—этапы эволюции биосферы;
—экологические кризисы;
—развитие представлений о происхождении жизни и современном состоянии проблемы;
—значение биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей
в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды.
Учащиеся должны уметь:
—характеризовать биосферный уровень организации живого;
—рассказывать о средообразующей деятельности организмов;
—приводить доказательства эволюции;
—демонстрировать знание основ экологической грамотности: оценивать последствия деятельности человека в природе и влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознавать необходимость действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов
растений и животных.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—определять понятия, формируемые в процессе изучения темы;
—классифицировать и самостоятельно выбирать критерии для классификации;
—самостоятельно формулировать проблемы исследования и составлять поэтапную структуру будущего самостоятельного исследования;
—при выполнении лабораторных и практических работ
выбирать оптимальные способы действий в рамках предложенных условий и требований и соотносить свои действия
с планируемыми результатами;
—формулировать выводы;
—устанавливать причинно - следственные связи между событиями, явлениями;
—применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
—владеть приёмами смыслового чтения, составлять тезисы и планы - конспекты по результатам чтения;
—организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
—использовать информационно - коммуникационные технологии при подготовке сообщений, мультимедийные презентации;
—демонстрировать экологическое мышление и применять его в повседневной жизни.
Личностные результаты обучения
—Воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;
—осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность
человека и проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
—умение реализовывать теоретические познания в повседневной жизни;
—понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
—признание права каждого на собственное мнение;
—умение отстаивать свою точку зрения;
—критичное отношение к своим поступкам, осознание
ответственности за их последствия.
Резерв-5 ч.
Содержание учебного предмета, курса.
Введение (3 ч)
Биология наука о живой природе. Значение биологических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с биологией. Методы исследования биологии. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Свойства живого. Уровни организации живой природы.
Демонстрация
Портреты учёных, внёсших значительный вклад в развитие биологической науки.
Раздел 1. Молекулярный уровень (10 ч)
Общая характеристика молекулярного уровня организации живого. Состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие органические соединения. Биологические катализаторы. Вирусы.
Демонстрация
Схемы строения молекул химических соединений, относящихся к основным группам органических веществ.
Лабораторные и практические работы
Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой.
Раздел 2. Клеточный уровень (14 ч)
Общая характеристика клеточного уровня организации живого. Клетка— структурная и функциональная единица жизни. Методы изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов клетки.
Прокариоты, эукариоты. Хромосомный набор клетки. Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетический обмен в клетке. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Автотрофы, гетеротрофы.
Демонстрация
Модель клетки. Микропрепараты митоза в клетках корешков лука; хромосом. Модели - аппликации, иллюстрирующие деление клеток. Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.
Лабораторные и практические работы
Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом.
Раздел 3. Организменный уровень (13 ч)
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости.
Демонстрация
Микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных.
Лабораторные и практические работы
Выявление изменчивости организмов.
Раздел 4. Популяционно-видовой уровень (8 ч)
Вид, его критерии. Структура вида. Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений. Популяция— элементарная единица эволюции. Борьба за существование и естественный отбор. Экология как наука. Экологические факторы и условия среды. Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и её относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов— микроэволюция. Макроэволюция.
Демонстрация
Гербарии, коллекции, модели, муляжи растений и животных. Живые растения и животные. Гербарии и коллекции, иллюстрирующие изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.
Лабораторные и практические работы
Изучение морфологического критерия вида.
Экскурсия
Причины многообразия видов в природе.
Раздел 5. Экосистемный уровень (6 ч)
Биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.
Демонстрация
Коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи в биогеоценозах. Модели экосистем.
Экскурсия
Биогеоценоз.
Раздел 6. Биосферный уровень (11 ч)
Биосфера и её структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы. Основы национального природопользования. Возникновение и развитие жизни. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.
Демонстрация
Модели - аппликации «Биосфера и человек». Окаменелости, отпечатки, скелеты позвоночных животных.
Лабораторные и практические работы
Изучение палеонтологических доказательств эволюции.
Экскурсия в краеведческий музей или на геологическое обнажение.
Резерв-5 ч.
Учебно - тематическое планирование
№ п/п | Тема | Всего часов по программе | |||
Практических работ | лабораторных работ | экскурсий | |||
Введение | 3 | ||||
1. | Уровни организации живой природы | 62 | |||
Молекулярный уровень | 10 | 1 | |||
Клеточный уровень | 14 | 1 | |||
Организменный уровень | 13 | 4 | 1 | ||
Популяционно-видовой уровень | 8 | 1 | |||
Экосистемный уровень | 6 | 1 | |||
Биосферный уровень | 11 | 1 | |||
2. | Резерв | 5 | |||
Итого: | 70 |
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Дата проведения | Кол-во часов | Д\з | ||
план | факт | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
Введение -3 часа | ||||||
1 | Биология — наука о живой природе | 1неделя | 1 | |||
2 | Методы исследования в биологии | 1неделя | 1 | |||
3 | Сущность жизни и свойства живого | 2неделя | 1 | |||
Молекулярный уровень- 10 часов | ||||||
4/1 | Молекулярный уровень: общая характеристика | 2неделя | 1 | |||
5\2 | Углеводы | 3неделя | 1 | |||
6\3 | Липиды | 3неделя | 1 | |||
7\4 | Состав и строение белков. | 4неделя | 1 | |||
8\5 | Функции белков | 4неделя | 1 | |||
9\6 | Нуклеиновые кислоты | 5неделя | 1 | |||
10\7 | АТФ и другие органические соединения клетки. | 5неделя | 1 | |||
11\8 | Биологические катализаторы Лабораторные и практические работы№1 Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой. | 6неделя | 1 | |||
12\9 | Вирусы | 6неделя | 1 | |||
13\10 | Обобщающий урок | 7неделя | 1 | |||
Клеточный уровень - 14 часов | ||||||
14\1 | Клеточный уровень: общая характеристика | 7неделя | 1 | |||
15\2 | Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана.. | 8неделя | 1 | |||
16\3 | Ядро | 8неделя | 1 | |||
17\4 | Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы | 9неделя | 1 | |||
18\5 | Митохондрии Пластиды. Клеточный центр. | 9неделя | 1 | |||
19\6 | Особенности строения клеток эукариот и прокариот. Лабораторные и практические работы № 2 Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом. | 10неделя | 1 | |||
20/7 | Обобщающий урок | 10неделя | ||||
21\8 | Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. | 11неделя | 1 | |||
22/9 | Энергетический обмен в клетке | 11неделя | ||||
23/10 | Фотосинтез и хемосинтез | 12неделя | 1 | |||
24\11 | Автотрофы и гетеротрофы | 12неделя | 1 | |||
25/12 | Синтез белков в клетке | 13неделя | 1 | |||
26\13 | Деление клетки. Митоз | 13неделя | 1 | |||
27/14 | Обобщение темы «Клеточный уровень» | 14неделя | 1 | |||
Раздел 3.Организменный уровень- 13часов | ||||||
28/1 | Размножение организмов | 14неделя | 1 | |||
29/2 | Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение | 15неделя | 1 | |||
30/3 | Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон | 15неделя | 1 | |||
31/4 | Обобщающий урок | 16неделя | ||||
32/5 | Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание . Практическая работа№1 Решение генетических задач на моногибридное скрещивание | 16неделя | 1 | |||
33/6 | Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание. Практическая работа.№2 Решение генетических задач на неполное доминирование. | 17неделя | 1 | |||
34/7 | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Практическая работа№3 Решение генетических задач на дигибридное скрещивание | 17неделя | 1 | |||
35/8 | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование Практическая работа №4 Решение генетических задач на сцепленное с полом наследование | 18неделя | 1 | |||
36/9 | Обобщающий урок | 18неделя | ||||
37/10 | Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции | 19неделя | 1 | |||
38/11 | Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость | 19неделя | 1 | |||
39/12 | Основные методы селекции растений животных и микроорганизмов | 20неделя | 1 | |||
40/13 | Обобщающий урок семинар | 20неделя | 1 | |||
Популяционно-видовой уровень – 8 часов | ||||||
41/1 | Популяционно-видовой уровень: общая характеристика. Лабораторные и практические работы Изучение морфологического критерия вида. | 21неделя | 1 | |||
42/2 | Экологические факторы и условия среды. | 21неделя | 1 | |||
43/3 | Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений | 22неделя | 1 | |||
44/4 | Популяция как элементарная единица эволюции | 22неделя | 1 | |||
45/5 | Борьба за существование и естественный отбор | 23неделя | 1 | |||
46/6 | Видообразование | 23неделя | 1 | |||
47/7 | Макроэволюция | 24неделя | 1 | |||
48/8 | Обобщающий урок-семинар | 24неделя | 1 | |||
Экосистемный уровень – 6 часов | ||||||
49/1 | Сообщество, экосистема, биогеоценоз | 25неделя | 1 | |||
50/2 | Состав и структура сообщества | 25неделя | 1 | |||
51/3 | Межвидовые отношения организмов в экосистеме | 26неделя | 1 | |||
52/4 | Потоки вещества и энергии в экосистеме | 26неделя | 1 | |||
53/5 | Саморазвитие экосистемы. Экологическая сукцессия | 27неделя | 1 | |||
54/6 | Обобщающий урок – экскурсия | 27неделя | 1 | |||
Биосферный уровень 11 часов | ||||||
55/1 | Биосфера. Средообразующая деятельность организмов | 28неделя | 1 | |||
56/2 | Круговорот веществ в биосфере | 28неделя | 1 | |||
57/3 | Эволюция биосферы | 29неделя | 1 | |||
58/4 | Гипотезы возникновения жизни | 29неделя | 1 | |||
59/5 | Развитие представлений о происхождении жизни. Современное состояние проблемы | 30неделя | 1 | |||
60/6 | Развитие жизни на Земле. Эры древнейшей и древней жизни | 30неделя | 1 | |||
61/7 | Развитие жизни в мезозое и кайнозое | неделя | 1 | |||
62/8 | Обобщающий урок-экскурсия | 31неделя | 1 | |||
63/9 | Антропогенное воздействие на биосферу | 31неделя | 1 | |||
64/10 | Основы рационального природопользования | 32неделя | 1 | |||
65/11 | Обобщающий урок-конференция | 32неделя | 1 | |||
65-70 | Резерв | 33-34неделя | 5 |
Лист изменений в программу
№ п/п | № урока | Тема урока | Причина изменений | Корректировка (изменен, внесен, аннулирован) | Подпись учителя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»
Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....