Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) на тему
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по биологии Н.И.Сонина | 54.4 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель Т Г Чуенкова Н.В. ————/––––––––––– ФИО Протокол № от « » сентября 2014г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР Самсонова Е.В. –––––––––––/––––––––––––––––/ ФИО « » сентября 2014г. | «Утверждено» Руководитель Шуршина Н.И. ––––––––––––/–––––––– ФИО Приказ № 323от « » сентября 2014г . |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
по биологии , 6 класс,
вторая ступень обучения,
Чуенковой Нины Владимировны
1 категория
Принята на заседании
педагогического совета
протокол №
от « » сентября 2014г
2014 -2015учебный год
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 5 классе общеобразовательного учреждения Содержательный статус программы – базовая. Она определяет минимальный объемсодержания курса биологии для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по биологии согласно учебному плану общеобразовательного учреждения Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования, на основе рабочей государственной программы побиологии 5-9 классы стандарта второго поколения Москва «Дрофа» 2012 год, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования,прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно нравственного развития и воспитания гражданина России. Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе по программе «Планета знаний», одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное опережение. Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством Н. И. Сонина.
Учебное содержание курса биологии включает:
Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков, 34 ч, 1 ч в неделю. В разделе 4. Человек на Земле вынесены 2 часа, они отводятся на обобщающее повторение и итоговый контроль.
Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, его без опасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства. Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В настоящее время базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения. Курс для учащихся 5 класса реализуют следующие цели:
— систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир. 1—4 классы»;
— развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
— формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;
— воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе,
— формирование экологического мышления и основ гигиенических навыков. Предлагаемый курс содержит системные знания. Преемственные связи между начальной, основной и старшей школой способствуют получению прочных знаний и формированию целостного взгляда на мир. В основу данного курса положен системно-деятельностный подход. Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний. Заявленное в программе разнообразие лабораторных и практических работ предполагает вариативность выбора учителем конкретных тем работ и форм их проведения с учётом материального обеспечения школы, профиля класса и резерва времени.
В содержание курса включены сведения из географии, химии и экологии. Данный курс имеет линейную структуру. В 5 классе происходит становление первичного фундамента биологических знаний. У учащихся формируется понятие «живой организм», которое в последующих классах конкретизируется на примерах живых организмов различных групп.
Результаты изучения предмета в основной школе разделены на предметные, метапредметные и личностные и указаны в конце тем, разделов и курсов соответственно.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми. Глобальными целями биологического образования являются:
- социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность- носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
- приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
- ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
- развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно- смысловыми, коммуникативными.
- формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Ценностные ориентиры содержания предмета биологии.
В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знаний и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентиры, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:
- ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
- ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;
- понимание сложности и противоречивости самого процесса познания;
- уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;
- понимание необходимости здорового образа жизни;
- осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы;
- сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.
Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:
- правильному использованию биологической терминологии и символики;
- развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
- развитию способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьным курсами, направлен на формирование нравственных ценностей-ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.
Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.
Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
Обучение биологии в 5 классе должно быть направлено на достижение обучающимися следующихличностныхрезультатов:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни;
- реализация установок здорового образа жизни;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; анализировать, сравнивать, делать выводы и др.; эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения учениками 5 класса программы по биологии являются:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, давать определения, понятия, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы.
- умение работать с разными источниками биологической информации(в тексте учебника, биологический словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию.
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью.
- умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения учениками 5 класса программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (питания, дыхания, выделения, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организмов).
- приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;
- объяснение роли биологии практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- различие на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растения и животных;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы на основе сравнения;
- выявление взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, системой органов и их функциями;
- овладение методами биологической науки: наблюдения и описания биологических объектов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни.
- В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4.В сфере физической деятельности:
- освоение приёмов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
5. В эстетической сфере:
- выявление эстетических достоинств объектов живой природы.
Рабочая программа по биологии в 5 классе состоит из четырех разделов:
- Живой организм: строение и изучение
- Многообразие живых организмов
- Среда обитания живых организмов
- Человек на Земле
Для контроля и оценивания знаний учащихся по биологии в 5 классе проводится вводная, промежуточная, итоговая диагностика. По разделам проводится разноуровневое тестирование.
Учебно – тематический план
по предмету биологии
Класс: 5
Учитель: Чуенкова Нина Владимировна
Количество часов:
Всего - 34, в неделю 1 час.
Плановых лабораторных работ – 7, экскурсия -1
Планирование составлена, на основе рабочей государственной программы побиологии 5-9 классы стандарта второго поколения Москва «Дрофа» 2012 годпо биологии для основного общего образования и авторской программы авторов И.Н.Пономаревой,В.С.Кучменко(Природоведение. Биология, Экология: 5-11 классы: Программы .М. Вента – Граф, 2009.
Учебник:Биология. Введение в биологию. 5 классН.И.Сонин, А.А. Плешаков,
следующих
№п/п | Наименование раздела,тема урока | Количество часов | УУД | Применение ИКТ | Календарные сроки | ||||
личностные | регулятивные | познавательные | коммуникативные | ||||||
план | факт | ||||||||
1 | Введение | 1 | Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. | Умение использовать речевые средства для аргументации своей позиции, точки зрения. | Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии, техника безопасности. | ||||
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение | 8 | ||||||||
2 | Что такое живой организм. | 1 | Формировать познавательный интерес | Уметь сопоставлять свойства живых организмов | Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа по анализу схем и иллюстраций из учебника для начальной школы).Вычитывать все уровни текстовой информации. | Формирование умения слушать и понимать речь других людей. | презентация | ||
3 | Наука о живой природе | 1 | Формировать навыки осознания ценности живых объектов | Уметь ставить задачу. Определять значение биологических знаний в современной жизни. | Знать основные свойства живой природы | Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре. | презентация | ||
4 | Методы изучения природы. | 1 | Формировать ответственное отношение к обучению. | Уметь проводить наблюдения, измерения, опыты | Знать характеристику методов биологических исследований. | Сформировать умение слушать и понимать речь других людей. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре. | презентация | ||
5 | Увеличительные приборы. Лабораторная работа №1 «Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними». | 1 | Формировать навыки работы с увеличительными приборами | Уметь работать с увеличительными приборами | Знать устройство светового микроскопа, лупы. | Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре). | презентация | ||
6 | Живые клетки. Лабораторная работа №2 «Строение клеток кожицы чешуи лука» | 1 | Формировать навыки сравнения живых клеток. | Уметь находить отличия у живых клеток. | Знать основные органоиды клетки. | Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре). | презентация | ||
7 | Химический состав клетки. Практическая работа№1 «Определение химического состава семян пшеницы». | 1 | Сформировать познавательный интерес. Сформировать представление о единстве живого. | Уметь работать с наглядным материалом | Знать химический состав клетки, различать органические и неорганические вещества. | Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. | презентация | ||
8 | Вещества и явления в окружающем мире. Практическая работа №2 «Описание и сравнение признаков различных веществ». | 1 | Формировать познавательный интерес. | Уметь систематизировать и обобщать разные виды информации. | Знать отличие веществ и явлений. | Формирование умения выдвигать версии решения проблемы. | презентация | ||
9 | Великие естествоиспытатели. | 1 | Формировать познавательный интерес | Умение работать с разными источниками биологической информации. | Знать ученых сделавших, открытия. | Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. | презентация | ||
Раздел 2. Многообразие живых организмов | 14 | ||||||||
10 | Как развивалась жизнь на Земле | 1 | Формировать познавательный интерес умение соблюдать дисциплину, уважительно относиться к учителю и одноклассникам, | Умение организовывать свою работу, планировать действия, развитие навыка самооценки и коррекции результатов деятельности | Уметь находить закономерности Умение работать с текстом, выделять главное , классифицировать объекты | умение слушать и вступать в диалог, работать в группах и высказывать свои мысли, обсуждать вопросы с одноклассниками | презентация | ||
11 | Разнообразие живого Пр.№10, стр.57-59 | 1 | Формировать этическое отношение к живым организмам умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам | Умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа | Умение давать определениям понятия, классифицировать объекты | Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, вступать в диалог | презентация | ||
12 | Бактерии Пр.№11, стр60-63 | 1 | Формировать познавательный интерес потребность в справедливом оценивании своей деятельности и работы одноклассников | Умение работать в составе творческих групп | Уметь дать характеристику съедобных и ядовитых грибов Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации | Умение работать в составе творческих групп | презентация | ||
13 | Грибы Пр.№12.стр.64-67 | 1 | Формировать познавательный интерес уметь оценить уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья | Умение работать в составе творческих групп | Уметь дать характеристику съедобных и ядовитых грибов Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации | Умение работать в составе творческих групп | презентация | ||
14 | Общая характеристика растений. Водоросли Пр.№13 Стр69-72. | 1 | Формировать познавательный интерес потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы Уважительное отношение к учителю и одноклассникам | Умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов | Знать особенности строения и жизнедеятельности водорослей Уметь дать характеристику водорослям Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации | Умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение | презентация | ||
15 | Мхи Пр.№14 Стр73-75 | 1 | Формировать познавательный интерес потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы Уважительное отношение к учителю и одноклассникам | Умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов | Знать особенности строения мхов : Уметь дать характеристику мхам, различать виды мхов Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации | Умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение | презентация | ||
16 | Папоротники Пр.№15 Стр.76-78 | 1 | Формировать познавательный интерес потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы Уважительное отношение к учителю и одноклассникам | Умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов | Знать отличительные признаки цветковых растени Уметь дать характеристику покрытосеменным Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации й | Умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение | презентация | ||
17 | Голосеменные растения Пр№16 Стр79-82 | 1 | Формировать познавательный интерес потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы Уважительное отношение к учителю и одноклассникам | Умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов | Знать особенности строения голосеменных Уметь дать характеристику голосеменных Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации | Умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение | презентация | ||
18 | Покрытосеменные (Цветковые ) растения Пр№17 Стр83-87 | 1 | Формировать познавательный интерес потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы Уважительное отношение к учителю и одноклассникам | Умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов | Знать отличительные признаки цветковых растени Уметь дать характеристику покрытосеменным Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации й | Умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение | презентация | ||
19 | Значение растений в природе и жизни человека Пр.№18 Стр88-90 | 1 | Формирование навыков поведения в приро: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе де | Умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам и проводить коррекцию | Знать о значении растений в природе и жизни чел Уметь узнавать изучаемые объекты в природе , различать лекарственные и ядовитые растения Самостоятельно сравнивать и анализировать информацию, давать определения понятиям овка | умение слушать учителя, одноклассников, высказывать свое мнение | ПРЕЗЕНТАЦИЯ | ||
20 | Общая характеристика животных. Простейшие Пр.№19 Стр91-93 | 1 | Формировать осознание ценности живых объектов умение соблюдать дисциплину на уроке, уважать учителя и одноклассников, эстетическое восприятие природы, осознание ценности своего здоровья | умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыка самооценки коррекция результатов | Знать отличительные признак Уметь определять простейших Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации Готовить сообщения и презентовать результаты своей работы и | умение работать в группах и парах, вступать в диалог совершать взаимоконтроль | ПРЕЗЕНТАЦИЯ | ||
21 | Беспозвоночные Пр.№20 Стр94-96 | 1 | Формировать осознание ценности беспозвоночных умение соблюдать дисциплину на уроке, уважать учителя и одноклассников, эстетическое восприятие природы, осознание ценности своего здоровья | умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыка самооценки коррекция результатов | Знать отличительные признаки и значение беспозвоночных | умение работать в группах и парах, вступать в диалог совершать взаимоконтроль | электронное приложение к учебнику | ||
22 | Позвоночные Пр.№21 Стр97-99 | 1 | Формировать осознание ценности позвоночных умение соблюдать дисциплину на уроке, уважать учителя и одноклассников, эстетическое восприятие природы, осознание ценности своего здоровья | умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыка самооценки коррекция результатов | Знать отличительные признаки позвоночных, их систематику, и значение | умение работать в группах и парах, вступать в диалог совершать взаимоконтроль | Электронное приложение к учебнику | ||
23 | Значение животных в природе и жизни человека Пр.№22 Стр100-102 | 1 | Формирование навыков поведения в при способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе роде | умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам и проводить коррекцию умение слушать учителя, одноклассников, высказывать свое мнение | Знать значение животных в природе и в жизни человека Уметь находить изучаемые объекты в природе | умение слушать учителя, одноклассников, высказывать свое мнение | |||
Раздел 3. Среда обитания живых организмов | 4 | ||||||||
24 | Среда обитания живых организмов. Три среды обитания. Пр23 | 1 | Формировать познавательный интерес умение соблюдать дисциплину, уважительно относиться к учителю и одноклассникам, | Знание сред обитания и их особенностей. Умение различать на рисунках и таблицах организмы разных сред обитания. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. | умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, классифицировать объекты. | умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками | ПРЕЗЕНТАЦИЯ | ||
25 | Жизнь на разных материках. Пр24 | 1 | Формировать познавательный интерес потребность в справедливом оценивании своей деятельности и работы | умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете | умение работать с дидактическими материалами, классифицировать объекты, давать определения понятиям. | умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со | ПРЕЗЕНТАЦИЯ | ||
26 | Природные зоны Земли. Пр.25 | 1 | Формировать познавательный интерес умение соблюдать дисциплину, уважительно относиться к учителю и одноклассникам, | умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков оценки и самоанализа | умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. | умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией. | ПРЕЗЕНТАЦИЯ | ||
27 | Жизнь в морях и океанах. | 1 | Формировать познавательный интерес потребность в справедливом оценивании своей деятельности и работы одноклассников | умение корректировать собственные представления о происхождении человека с научным мировоззрением. | умение формулировать гипотезу и находить аргументы для ее доказательства. | умение обобщать информацию и выстраивать доказательность своих убеждений | ПРЕЗЕНТАЦИЯ | ||
Раздел 4. Человек на Земле | 5 | ||||||||
28 | Как человек появился на Земле . Пр. №27, стр. 128-134. | 1 | Формирование познавательного интереса | Объяснить место и роль человека в природе. | Знать этапы появления человека на Земле. | умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками. | презентация | ||
29 | Как человек изменил Землю. Пр. .№28, №30, стр. 135-145. | 1 | Формирование познавательного интереса и навыков поведения в природе. | Объяснить необходимость защиты среды обитания человека, выявить экологические причины экологических проблем. | Знать как повлиял человек на окружающий мир, экологические проблемы современности. | умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками. | презентация | ||
30 | Растения и животные, занесенные в Красную книгу. Пр. .№ 29, стр. 140-142. | 1 | Формирование основ экологической культуры. | Выявить и приводить примеры растений и животных, занесенных в Красную книгу России и Саратовской области. | Знать растения и животных занесенных в Красную книгу России, нашего региона. | умение работать в составе творческих групп | презентация | ||
31 | Здоровье человека и безопасность жизни Пр. № 30, стр. 146-152. | 1 | Формировать осознание ценности здорового и безопасного образа жизни. | Приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды. | Знать природную и социальную среду обитания человека. | Знать природную и социальную среду обитания человека. | презентация | ||
32 | Обобщающее повторение Экскурсия «Весенние явления в природе» | 1 | Формирование основ экологической культуры. | Проводить биолого-экологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов | Находить информацию о живой природе в окружающей среде, анализировать и оценивать ее | Умение наблюдать и описывать явления природы | презентация | ||
33 | Итоговый контроль | 1 | Формирование интеллектуальных умений. | Формирование умения видеть проблему. | Анализ и оценка деятельности на уроке. | Уметь показать знания по изучению курса биологии за 5 класс. | |||
34 | резерв | 1 |
Содержание тем учебного курса
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8 ч)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических и элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.
Лабораторные и практические работы:
Знакомство с оборудованием для научных исследований.
Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.
Устройство ручной лупы, светового микроскопа*.
Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).
Строение клеток кожицы чешуи лука*.
Определение состава семян пшеницы.
Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные признаки живой природы;
— устройство светового микроскопа;
— основные органоиды клетки;
— основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;
— ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
— характеризовать методы биологических исследований;
— работать с лупой и световым микроскопом;
— узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;
— объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;
— соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- систематизировать и обобщать разные виды информации;
- составлять план выполнения учебной задачи.
Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 ч)
Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;
— основные признаки представителей царств живой природы.
Учащиеся должны уметь:
— определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;
— устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;
— различать изученные объекты в природе, на таблицах;
— устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;
— объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;
— использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- самостоятельно готовить устное сообщение на 2— 3 мин.
Раздел 3. Среда обитания живых организмов (4 ч)
Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины —степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Лабораторные и практические работы:
Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации фотографий, атласов определителей, чучел,гербариев и др.). Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.
Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные среды обитания живых организмов;
— природные зоны нашей планеты, их обитателей.
Учащиеся должны уметь:
— сравнивать различные среды обитания;
— характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
— сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
— выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
— приводить примеры обитателей морей и океанов;
— наблюдать за живыми организмами.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— находить и использовать причинно следственные связи;
— строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;
— выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.
Раздел 4. Человек на Земле (4 ч)
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный чело век). Изменения в природе, вызванные деятельностью чело века. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защитапланеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи. Демонстрация Ядовитые растения и опасные животные своей местности.
Лабораторные и практические работы:
Измерение своего роста и массы тела.
Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающих по данной программе
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные признаки живой природы;
— устройство светового микроскопа;
— основные органоиды клетки;
— основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;
— ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.
— проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- систематизировать и обобщать разные виды информации;
- составлять план выполнения учебной задачи.
— существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;
— основные признаки представителей царств живой природы.
— основные среды обитания живых организмов;
— природные зоны нашей планеты, их обитателей.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
— характеризовать методы биологических исследований;
— работать с лупой и световым микроскопом;
— узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;
— объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;
— соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.
— определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;
— устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;
— различать изученные объекты в природе, на таблицах;
— устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;
— объяснять роль представителей царств живой природы
— сравнивать различные среды обитания;
— характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
— сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
— выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
— приводить примеры обитателей морей и океанов;
— наблюдать за живыми организмами.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;
— использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- самостоятельно готовить устное сообщение на 2— 3 мин.
— находить и использовать причинно следственные связи;
— строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;
— выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту
— объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
— объяснять роль растений и животных в жизни человека;
— обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;
— соблюдать правила поведения в природе;
— различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;
— вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.
— работать в соответствии с поставленной задачей;
— составлять простой и сложный план текста;
— участвовать в совместной деятельности;
— работать с текстом параграфа и его компонентами;
— узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.
Учащиеся должны знать:
— предков человека, их характерные черты, образ жизни;
— основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;
— правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
— простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.
Личностные результаты обучения
— Формирование ответственного отношения к обучению;
— формирование познавательных интересов и мотивов к бучению;
— формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
— осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формирование основ экологической культуры.
Ученик получит возможность учиться:
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
- выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;
- осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
- выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;
- осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Список литературы
1.Атлас определитель «Растения леса», «Животные луга», «Птицы леса», «Животные леса», «Растения луга» / Е.Т. Бровкина, В.И.Сивоглазов. -М.: Дрофа, 2007 г.
2.Земноводные и пресмыкающиеся Ульяновской области / В.А.Кривошеев. - Ульяновск, 2001.
3.Красная книга Ульяновской области
4.Красная книга России.
5.Новиков В.С. Атлас определитель «Дикорастущие растения» / В.С.Новиков, И.А.Губанов. - М.: Дрофа, 2007.
6. Охраняемые территории и памятники природы Ульяновской области / В.В. Благовещенский. - Ульяновск: Дом печати, 1997.
7.СИМБИОЗ:Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии: метод.пособие / Е.В.Тяглова. - М: Планета, 2010. - 255с.
8.сайт Htt// fejon.edu.pu.
9.сайтHtt//school-collectjon.edu.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии по УМК Сонина Н.И. 9 класс 102 часа
Представлена рабочая программа по биологии для 9 класса по линии Сонина Н.И....
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 7 класс по учебнику В.Б.Захарова, Н.И.Сонина, 2 ч в неделю
календарно-тематичекий план...
рабочая программа по биологии 5 класс к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина Биология 34 ч в неделю
Программа содержит календарно-тематическое планирование по ФГОС...
Рабочая программа по биологии ФГОС линия Сонина (концентрический курс) 6 класс
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...
Рабочая программа по биологии ФГОС линия Сонина (концентрический курс) 7 класс
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...
Рабочая программа по биологии 9 класс 2час в неделю, всего 68 час. УМК Сонин Н.И. Основы общей биологии Базовый уровень
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования.Цели изучения курса:Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на ...