Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивает преподавание биологии в школе в соответствии с лицензией на базовом уровне. Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю), что определено инвариантной частью учебного плана школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_biologii_8_klass.docx | 113.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа д. Богданово
Уржумского района Кировской области
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
педагогическим Зам. директора по УВР Директор МОУ ООШ д. Богданово
советом школы _____________________( Кадырова Г.С.) Уржумского района Кировской области
№ 1 от 28.08.2012. от 27.08.2012. _______________(Р.М. Кадыров)
Приказ № 27 от 29.08.2012.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
для 8 класса
на 2012- 2013 уч. год
Автор- составитель:
Карпова Е.Л.
учитель биологии
д. Богданово
2012
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивает преподавание биологии в школе в соответствии с лицензией на базовом уровне. Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю), что определено инвариантной частью учебного плана школы.
Особенностями данной программы являются:
— формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
— усиление внимания к изучению биологического разнообразия как исключительной ценности органического мира, к изучению живой природы родного края и бережному отношению к ней;
— обновление содержания основных биологических понятий с позиций современных достижений науки и практики;
— изучение содержания в соответствии с деятельностным подходом и ориентацией на познание реальной действительности живой природы;
— предпрофильная подготовка выпускников основной школы к выбору дальнейшего образовательного пути и к практической деятельности в области сельского хозяйства, охраны природы и здравоохранения;
— раскрытие общебиологических процессов и закономерностей живой природы на основе принципа доступности с опорой на преемственность знаний и умений, приобретенных в предшествующих курсах биологии.
В программе представлен перечень лабораторно-практических работ, которые нацеливают на активное, деятельностное изучение программного материала.
Цели и задачи изучения предмета
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
• овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
• использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
- ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
учащиеся должны знать
- 1. Понятия: биосоциальная природа человека, природная среда, социальная среда.
- 2. Основные науки, изучающие человека, их методы исследования и практические выходы.
- 3. Значение санитарно-гигиенических знаний для общества и каждого человека, роль медицинской и санитарной служб в охране экологии среды и здоровья населения.
- 4. Уровневую организацию человеческого организма, включая клеточный, тканевый, органный, системный, организ-менный и поведенческий уровни.
- 5. Состав и свойства внутренней среды, гомеостаз; основные свойства крови, лимфы и тканевой жидкости; природу иммунитета.
- 6. Строение и функции основных систем органов, включая систему органов иммунитета; причины тканевой совместимости.
- 7. Нервную и эндокринную регуляцию исполнительных систем, значение прямых и обратных связей; основные закономерности высшей нервной деятельности.
- 8. Индивидуальное развитие организма.
учащиеся должны уметь
- 1. Пользоваться научной номенклатурой и терминологией, отличать ее от бытовой лексики.
- 2. Пользоваться анатомическими таблицами и находить на себе проекции внутренних органов.
- 3. Раскрывать взаимосвязь строения и функций на разных уровнях организации организма.
- 4. Устанавливать связи микро- и макростроения органов.
- 5. Пользоваться лупой, световым микроскопом и другими оптическими приборами. Отличать истинные структуры от ложных (артефактов).
- 6. Оказывать первую помощь при травматических и некоторых органических заболеваниях. Выполнять правила профилактики и защиты от инфекционных, гельминтозных и других заразных заболеваний.
- 7. Использовать закономерности высшей нервной деятельности и психологии для организации рационального учебного, физического, бытового труда, грамотно чередовать труд с отдыхом, распределять физическую нагрузку.
- 8. Выполнять простейшие функциональные пробы, сравнивая свои показания со средними значениями, и при необходимости пользоваться соответствующими формулами.
- 9. Находить гомологичные органы животных и человека и грамотно вести сравнение.
- 10. Использовать знание систематики, индивидуального развития, сравнительной анатомии и физиологии для установления места человека в природе и его связей с животным миром.
2. Содержание изучаемого курса
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Количество часов | В том числе | |
лабораторных и практических работ | контрольных работ | |||
1 | Введение | 1 | ||
2 | Организм человека общий обзор | 5 | 2 | |
3 | Опорно-двигательная система | 8 | 2 | |
4 | Кровь. Кровообращение. | 9 | 1 | |
5 | Дыхательная система | 6 | 1 | |
6 | Пищеварительная система | 7 | 1 | |
7 | Обмен веществ и энергии | 3 | ||
8 | Мочевыделительная система | 2 | ||
9 | Кожа | 3 | ||
10 | Эндокринная система | 2 | ||
11 | Нервная система | 5 | ||
12 | Органы чувств. Анализаторы. | 5 | ||
13 | Поведение и психика. | 6 | ||
14 | Индивидуальное развитие организма. | 6 | 1 | |
Итого | 68 | 6 | 2 |
Содержание тем учебного курса
Тема № 1.
Введение.
Рассматривается понятие о биосоциальной природе человека, говориться об условиях становления вида Человек разумный и создании экологической антропогенной среды, существенно отличающейся от природной среды, в которой обитают животные и другие организмы.
Тема № 2.
Организм человека. Общий обзор
Знакомит учащихся с науками, изучающими человека (анатомией, физиологией и гигиеной человека), а также с исследовательскими методами и значением этих наук для каждого человека. Отмечается точность анатомических описаний и несоответствие отдельных слов бытовой лексики научным терминам (латинские обозначения в учебнике о человеке мы не даем). Основное внимание обращается на анатомические и функциональные взаимосвязи различных частей и органов тела; раскрывается роль санитарно-гигиенической службы; вводятся понятия о методах гигиены и санитарного обследования, а также о предельно допустимой концентрации (ПДК) веществ, содержащихся в природных и производственных объектах и оказывающих отрицательное воздействие на здоровье человека. Продолжается развитие понятий о связях человека с миром животных, начатое на уроках зоологии, устанавливается общность их происхождения. Последовательно изучаются клеточный, тканевый, органный и системный уровни организации человеческого тела, а также роль нервной и эндокринной систем в регуляции жизненных процессов в организме. Здесь же при обзоре систем органов в порядке перечисления даются органы иммунной системы. Подробно она разбирается в теме «Кровь». При изучении клетки основное внимание обращается на функцию органоидов клетки, обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Здесь же вводится понятие о ферментах — биологических катализаторах. Выбор фермента каталазы, разлагающего пероксид водорода (Н202), продиктован следующими соображениями. Во-первых, на примере разложения пероксида с применением катализатора диоксида марганца химики вводят понятие о катализаторах; во-вторых, сходные ферменты имеются и в животных, и в растительных клетках, что позволяет, с одной стороны, показать биохимическое сходство растительной и животной клетки, а с другой — проводить опыты на клубнях картофеля, что технически более удобно. Каталаза как один из немногих ферментов ускоряет реакцию при комнатной температуре. Многие же другие ферменты работают только при температуре тела, что требует подогрева реактивов на водяной бане.
На примере фермента каталазы можно ввести понятие об антиоксидантах, разъяснив, что чрезмерно активное окисление вредно для клетки, так как при этом могут пострадать нужные структуры, например клеточные мембраны. Катал аза — защитный фермент, он уничтожает опасные химические вещества, появляющиеся в результате обмена.
При изучении клетки и тканей предусмотрены лабораторные работы с микроскопом. Техническая сторона часто бывает недостаточно хорошо отработана на уроках биологии в 6 и 7 классах, поэтому надо откорректировать полученные ранее навыки и проследить, насколько правильно школьники понимают видимые в световой микроскоп структуры.
Механизмы деления клетки в курсе 8 класса рассматриваются на уровне повторения и актуализации уже известных учащимся знаний.
Синаптическая связь нейронов позволяет каждому органу реагировать на раздражение отдельно, а не единой общей реакцией. Изучая животных, учащиеся получают представление о нейронах, нервных узлах и нервах, центральной и периферической нервной системе и об отделах головного мозга. Значение нервных узлов, они эволюционно возникли раньше трубчатой нервной системы, характерной для позвоночных животных. Соматический и вегетативный (автономный) отдел нервной системы в приспособлении организма к внешней среде. Соматический отдел, регулирующий поперечно-полосатую мускулатуру, определяет стратегию поведения организма во внешней I реде, автономный (вегетативный) отдел, регулирующий гладкую мускулатуру и внутренние органы, обеспечивает необходимые условия для успешной работы скелетных мышц (усиление кровоснабжения работающих органов и систем и торможение процессов, не принимающих участие в работе, и т. д.). Показать роль открытого И.М. Сеченовым центрального торможения, а также других его видов.
Лабораторная работа
№ 1. Действие фермента каталазы на пероксид водорода.
№2. Клетки и ткани под микроскопом.
Тема № 3
«Опорно-двигательная система» позволяет установить общность человека с высшими представителями животного мира, определить его систематическое положение в ряду живых форм, раскрыть связь функции органа с его строением, выявить особенности человека, связанные с прямохождением, развитием головного мозга и трудовой деятельностью.
В целях пропаганды здорового образа жизни разъясняются вред гиподинамии и польза физической активности, а главное — даются советы по рациональному использованию утренней физзарядки, уроков физкультуры и спорта. Кроме того, представлены простейшие методики, позволяющие обнаружить искривление позвоночника и плоскостопие. Чтобы сделать такие советы более убедительными, раскрываются механизмы, лежащие в основе тренировочного эффекта. Только при нагрузках, близких к предельным, происходят интенсивное окисление и накопление АТФ — веществ, способных отдавать энергию там, где она нужна. Именно благодаря накоплению этих веществ в ходе мышечной деятельности и происходит во время отдыха интенсивное не только восстановление утраченных структур, но и увеличение количества сократительных нитей, митохондрий и других структур мышечных волокон, делающих их сильнее. При этом стоит подчеркнуть, что для этого необходимы достаточный отдых и рациональное питание.
Сведения о первой доврачебной помощи при травмах.
Лабораторная работа
№3. Строение костной ткани.
№4. Состав костей.
Тема № 4
«Кровь. Кровообращение» Такие понятия, как «внутренняя среда», «гомеостаз», «состав крови», «иммунитет», «воспаление», по существу, вводятся впервые. Материал об иммунной системе дополняется схемой органов иммунной системы. Об огромной роли в круговороте веществ в природе бактерий как деструкторов — разрушителей органических остатков учащиеся узнают из учебника биологии для б класса. Идею о пользе микроорганизмов следует продолжить в курсе 8 класса, чтобы у школьников не сложилось одностороннее представление о бактериях как врагах, которых необходимо уничтожать всеми средствами.
Не надо забывать, что, например, дисбактериоз бывает вызван нарушением микробной фауны кишечника.
Из учебника биологии для 7 класса («Животные») учащиеся знают о замкнутом и незамкнутом кровообращении, о двух кругах кровообращения, возникших в филогенезе — и связи с переходом животных к воздушному дыханию. Понятия о тканевой жидкости и о лимфе для учащихся 8 класса новые, и потому циркуляцию всех компонентов внутренней среды следует рассмотреть более подробно.
Прикладное значение в теме «Кровь и кровообращение» имеет следующий материал:
• антиэпидемические сведения, в том числе об иммунитете, инфекционных заболеваниях и мерах их пресечения (предупредительные прививки, лечебные сыворотки, меры профилактики наиболее распространенных заболеваний);
• информация о сердечно-сосудистых заболеваниях, их причинах и мерах неотложной помощи;
• пропаганда здорового образа жизни: последствия гиподинамии, роль физических нагрузок в укреплении сердца и сосудов, вред табакокурения и употребления спиртных напитков;
• первая помощь при травматизме и кровотечениях. Свертывание крови (ферментативный процесс) рассматривается при изучении свойств тромбоцитов и плазмы крови. Агглютинация (склеивание эритроцитов при переливании несовместимой крови) — иммунная реакция. Ее изучают после усвоения понятия об иммунитете и объединяют с материалом о пересадке органов.
Лабораторная работа
№5. Сравнение крови человека с кровью лягушки.
Тема № 5
«Дыхательная система». Тема «Дыхание» отражена в учебнике «Животные», где довольно подробно описана дыхательная система млекопитающих, раскрывается роль разности парциального давления газов в поступлении кислорода из альвеолярного воздуха в кровь и в соединении его с гемоглобином крови. Однако механизм дыхательных движений требует более подробного освещения в курсе биологии для 8 класса. Рассмотрение этого процесса на модели, представленной в учебнике «Человек», поможет разъяснить механизмы вдоха и выдоха. Новым для учащихся является материал о тканевом дыхании, нервной и гуморальной регуляциях, в частности об участии углекислого газа (диоксида углерода) в гуморальном воздействии на дыхательный центр.
При рассмотрении органов дыхания обращается внимание на голосообразование и произнесение звуков речи, а также на болезни, передающиеся через воздух (грипп, ОРЗ, туберкулез и рак легких), и роль флюорографии в ранней диагностике хронических легочных заболеваний — туберкулеза и рака легких.
В целях пропаганды здорового образа жизни разъясняются значение жизненной емкости легких (ЖЕЛ) и важность этого показателя для оценки здоровья. В учебнике «Человек» значительное внимание уделено мерам первой помощи при утоплении, попадании в дыхательные пути посторонних предметов, электротравмах; дается понятие о клинической смерти и биологической смерти, о приемах реанимации — искусственном дыхании, непрямом массаже сердца.
Тема № 6
«Пищеварительная система». В учебнике биологии для 7 класса прослеживается эволюция пищеварительной ( системы у животных, даются понятия о пищеварительных ферментах слюны, желудочного и поджелудочного соков. Эти сведения, усвоенные (семиклассниками, облегчают изучение темы «Пищеварение» и 8 классе.
В учебнике «Человек» расширена информация о гигиене питания, дан материал об инфекционных и функциональных заболеваниях, рассказано о симптомах наиболее опасных из них, в частности об аппендиците и других недомоганиях, объединенных под названием «острый живот». Подчеркнуто, что такие состояния опасны для жизни и требуют квалифицированной медицинской помощи. Речь здесь, конечно, не идет ни о самодиагностике, ни тем более о самолечении. Прежде всего обращено внимание на противопоказанные действия, которые могут затруднить диагностику и последующее лечение, а то и причинит вред больному.
В теме «Пищеварение» вводится материал о безусловных и условных рефлексах, рассматриваются их дуги.
Лабораторная работа
№6.Действие ферментов слюны на крахмал.
Тема № 7
«Обмен веществ и энергии». Рассматриваются процессы питания, дыхания, выделении у растений, рассказывается о химических превращениях, и результате которых, с одной стороны, образуются необходимые для организма растения белки, жиры, углеводы, иные органические соединения, а с другой — происходят распад и окисление - органических веществ с освобождением энергии. Таким образом, школьники осознают, что с обменом веществ связаны рост и развитие клеток и всего организма в целом. Здесь впервые объясняется роль органических веществ в биологическом окислении, дается понятие о молекулах АТФ, содержащих запас энергии в виде химических связей, и раскрывается роль углеводов (в частности, Сахаров) в этом процессе. Здесь показаны подготовительная, основная (клеточная) и заключительная стадии обмена веществ. Под подготовительной стадией понимают процессы, связанные с пищеварением, легочным дыханием, кровообращением, т. е. с предварительной обработкой питательных веществ и доставкой их, как и кислорода, к клеткам тканей. Основной стадией называют процессы, происходящие в самой клетке и включающие как анаболизм (пластический обмен), так и катаболизм (энергетический обмен). Заключительная стадия обмена — это удаление продуктов биологического окисления из организма через кожу, дыхательную и выделительную системы, включая транспортную функцию крови.
При изучении биологии в 8 классе понятие «обмен веществ» развивается постепенно, начиная с темы «Клетка», где повторяются и обобщаются сведения, полученные учащимися в 6-7 классах. В теме «Костно-мышечная система» проводится мысль: любое движение идет с затратой энергии, которая выделяется за счет распада органических веществ и накопления АТФ, а тренировочный эффект возможен благодаря образованию АТФ в результате мышечной работы, близкой к предельной. Далее в учебнике показывается, что энергия, получающаяся при распаде АТФ, расходуется на восстановление структур клеток. В теме «Кровь» восьмиклассникам разъясняется, почему организм не может использовать непосредственно поступающие к нему пищевые белки, жиры и углеводы и почему для их усвоения необходимы их расщепление на составные части и создание в организме своих собственных соединений, не высыпающих отторгающей иммунной реакции. В темах «Дыхание» и «Пищеварение» рассматриваются подготовительные стадии обмена веществ и повторяется материал о клеточном обмене. Завершается знакомство с обменом веществ в темах «Кожа» и «Выделение» при повторении вопроса о дыхании. Наряду с материалом о пластическом и энергетическом обменах, о роли витаминов и ферментов в обменных процессах и учебнике «Человек» вводится понятие об основном и общем обменах, формируются понятия об энерготратах, энергоемкости продуктов и гигиене питания.
Тема № 8
«Мочевыделительная система» Изучив органы выделительной системы и процессы, происходящие на органном уровне, восьмиклассники делают вывод: в почках из крови отфильтровываются продукты белкового обмена и некоторые соли вместе с водой. И учебнике биологии для 8 класса более подробно сообщается о строении почек, особенностях двойной фильтрации на тканевом уровне (функции нефронов), роли почек в поддержании гомеостаза внутренней среды, включая содержание питательных веществ в плазме крови. Почки, как известно, выводят из организма излишки Сахаров и других соединений. Особое внимание уделено профилактике урологических заболеваний и их причинам.
Тема № 9
«Кожа» Из учебника «Биология-7» учащиеся узнают об эволюции кожных покровов, о том, что шерсть млекопитающих происходит из тех же зачатков, что и чешуя рептилий, о роли сальных желез в смазывании шерстного покрова млекопитающих, о значении мышц, поднимающих волосы. В учебнике биологии для 8 класса сведения о морфофункциональных особенностях покровов углубляются: вводится понятие о слоях кожи; раскрывается связь макро- и микростроения покровов; с помощью опытов и самостоятельных наблюдений выясняются основные функции кожи.
Учащиеся получают информацию о кожных заболеваниях, вызванных как погрешностями в диете, гиповитаминозами, гормональным состоянием организма человека, в частности в подростковом возрасте, так и внешними причинами — травмами, поражением кожи чесоточным зуднем или стригущим лишаем. Предусмотрены опыты по определению жирности кожи с помощью бумажной салфетки.
Роль кожи в теплорегуляции рассматривается, выясняются механизмы теплообразования и теплоотдачи, а также их сбалансированного действия; рассказывается о приемах первой помощи при солнечном и тепловом ударах; разъясняется механизм закаливания (о преимуществах постоянной температуры тела восьмиклассники знают из курса 7 класса).
Тема № 10
«Эндокринная система». Вводятся понятия о железах внешней, внутренней и смешанной секреции, роли гормонов в регуляции процессов обмена веществ.
Тема № 11
«Нервная система». Рассматриваются прямые и обратные связи в регуляции организма; соматическая и вегетативная иннервации; прослеживается связь функций эндокринной и нервной систем: образование нейрогормонов, взаимодействие нервной и эндокринной регуляций при включении органов в работу и выходе из нее. В курсе биологии для 7 класса учащиеся знакомились с животными, имеющими различное строение нервной системы: от диффузной нервной системы кишечнополостных до нервной системы позвоночных, дифференцировавшейся в процессе эволюции на головной мозг и спинной МОЗГ, составляющие центральную нервную систему, а также нерпы и нервные узлы, образующие периферическую нервную систему. В учебнике биологии для 7 класса приводятся названия основных отделов мозга, формируется понятие о нейронах и рефлекторной дуге. Это намного облегчает развитие этих понятий в 8 классе.
Тема № 12
«Органы чувств. Анализаторы» раскрывает основные понятия темы. Исключены лишь малозначащие подробности и механизмах восприятия раздражений некоторых рецепторов, в этой теме впервые в школьной программе ставится вопрос о познаваемости мира, рассматриваются зрительные иллюзии и разъясняются механизмы, позволяющие анализаторам контролировать друг друга, а в конечном счете — создавать образы, более или менее адекватные действительности. Даются сведения о гигиене зрения и слуха, дальнозоркости и близорукости, последствиях токсикомании, возникающей в результате вдыхании веществ бытовой химии — пятновыводителей, клея и т. д.
Тема № 13
«Поведение и психика». Понятие о высшей нервной деятельности закладывается в 7 классе (по учебнику В.М. Константинова и др.) при изучении связи поведения животных с экологическими особенностями местности, в которых они обитают. Знакомы учащимся и понятия «безусловный рефлекс (инстинкт)» и «условный рефлекс».
В курсе биологии 8 класса в I четверти раскрываются функция нервной системы на нейронном уровне, процессы возбуждения и торможения; во II четверти при изучении нервной системы рассматриваются свойства спинного и головного мозга, их отделов. Лишь после усвоения этих знаний предлагается тема «Поведение и психика». Учащиеся обсуждают взгляды И.М. Сеченова и И.П. Павлова на механизм работы головного мозга, учение А.А. Ухтомского о доминанте, виды торможения, закон взаимной индукции возбуждения и торможения. Большое внимание уделяется врожденным и приобретенным формам поведения, общим свойствам высшей нервной деятельности, характерным для животных и человека, специфическим формам, свойственным только людям, прежде всего речи, трудовой деятельности, социальному образу жизни, познавательным процессам — ощущению и восприятию, памяти, мышлению. Воля, эмоции и внимание изучаются в указанной последовательности, что позволяет показать регулирующее влияние сознания на протекание эмоциональных процессов и разъяснить суть произвольного внимания.
В отдельном параграфе предлагается материал о работоспособности, режиме труда и отдыха, быстрой и медленной фазах сна.
Тема № 14
«Индивидуальное развитие организма» основывается на известном ученикам материале учебника биологии для 7 класса, в котором рассматриваются процесс оплодотворения, первые стадии развития зародыша, образование плаценты, биогенетический закон Геккеля — Мюллера. В 8 классе эти понятия получают развитие и уточняются. Изучаются строение генеративных органов мужчин и женщин, процессы созревания яйцеклеток, овуляции, менструальный цикл. Уделено также внимание проблемам полового созревания, внутриутробному развитию организма и последующим этапам развития человеческого организма после рождения.
Рассматриваются наследственные и врожденные заболевания, а также болезни, передающиеся половым путем, включая СПИД и венерические. Дан актуальный материал о вредном влиянии табакокурения, алкоголя и наркотиков на здоровье человека и его потомство.
Отдельный параграф посвящен психологическим особенностям личности — темпераменту, характеру, интересам и способностям.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Тема № 1
Называть методы изучения организма человека, их значение для использования в собственной жизни.
Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.
Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Тема № 2
Сравнивать человека с представителями класса Млекопитающие и отряда Приматы и делать вывод на основе сравнения.
Определять принадлежность биологического объекта «Человек разумный» к классу Млекопитающие, отряду Приматы.
Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением.
Называть органоиды клетки; процессы жизнедеятельности клетки; роль ферментов в процессе обмена веществ.
Распознавать на таблицах и описывать основные органоиды клетки.
Сравнивать клетки растений, животных, человека.
Характеризовать сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости, деления клетки.
Давать определение понятию ткань.
Изучать микроскопическое строение тканей.
Рассматривать готовые микропрепараты и описывать ткани человека.
Называть основные группы тканей человека.
Сравнивать ткани человека и делать выводы на основе их сравнения.
Устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями.
Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Давать определения понятиям: ткань, орган, система органов, рефлекс, рецептор, рефлекторная дуга.
Называть органы и системы органов человека.
Распознавать на таблицах и описывать органы и системы органов человека.
Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма.
Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий.
Тема № 3
Называть: особенности строения скелета человека; функции опорно-двигательной системы.
Распознавать на таблицах основные части скелета человека.
Называть особенности строения скелета головы и туловища человека.
Распознавать на таблицах основные части скелета головы и туловища человека.
Называть особенности строения скелета поясов и свободных конечностей человека.
Распознавать на таблицах основные части скелета поясов и свободных конечностей человека.
Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью;
Использовать приобретенные знания и умения для: «соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки; оказания первой помощи при травмах.
Распознавать на таблицах основные группы мышц человека.
Раскрывать сущность биологического процесса работы мышц.
Описывать и объяснять результаты опыта по выявлению влияния статической и динамической работы на утомление мышц.
Использовать приобретенные знания и умения для: проведения наблюдений за состоянием собственного организма; соблюдений мер профилактики нарушения осанки.
Использовать приобретенные знания для профилактики заболеваний опорно-двигательной системы.
Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий
Тема № 4
Называть признаки биологических объектов: составляющие внутренней среды организма; составляющие крови (форменные элементы); составляющие плазмы.
Характеризовать сущность биологического процесса свертывания крови.
Рассматривать готовые микропрепараты крови человека и лягушки.
Сравнивать кровь человека и лягушки и делать выводы на основе их сравнения
Давать определение понятию иммунитет.
Называть виды иммунитета.
Объяснять проявление иммунитета у человека.
Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных и простудных заболеваний.
Называть особенности организма человека, его строения и жизнедеятельности: свою группу крови, резус-фактор.
Анализировать и оценивать факторы риска для здоровья.
Находить в различных источниках биологическую информацию по проблеме пересадки органов и тканей, об использовании донорской крови.
Называть: особенности строения организма человека - органы дыхательной системы; «признаки (особенности строения) биологического объекта - сердца.
Распознавать и описывать на таблицах: систему органов кровообращения; органы кровеносной системы.
Описывать сущность биологического процесса: работу сердца.
Давать определения понятиям: аорта, артерии, капилляры, вены.
Называть признаки (особенности строения) биологических объектов - кровеносных сосудов.
Распознавать и описывать на таблицах: систему органов кровообращения; органы кровеносной системы.
Характеризовать: сущность биологического процесса - транспорта веществ; сущность большого и малого кругов кровообращения.
Называть особенности строения организма человека - органы лимфатической системы.
Распознавать и описывать на таблицах: систему лимфообращения; органы лимфатической системы.
Характеризовать: сущность биологического процесса - транспорта веществ; сущность биологического процесса - лимфообращения. Устанавливать взаимосвязь между кровеносной и лимфатической системой
Характеризовать сущность биологических процессов: движения крови по сосудам; регуляции жизнедеятельности организма; автоматизма сердечной мышцы.
Объяснять роль гормонов в организме.
Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье (нормальную работу сердечно-сосудистой системы).
Использовать приобретенные знания для: проведения наблюдений за состоянием собственного организма; профилактики вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании).
Использовать приобретенные знания для оказания первой помощи при травмах (повреждениях сосудов).
Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий.
Тема № 5
Называть особенности строения организма человека - органы дыхательной системы.
Распознавать и описывать на таблицах основные органы дыхательной системы человека.
Характеризовать сущность биологического процесса дыхания.
Характеризовать: сущность биологического процесса дыхания; транспорт веществ.
Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма.
Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Называть заболевания органов дыхания.
Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, вредных привычек (курения).
Объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды.
Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье.
Называть приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.
Использовать приобретенные знания для оказания первой помощи при отравлении угарным газом и при спасении утопающего.
Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий
Тема № 6
Называть питательные вещества и пищевые продукты, в которых они находятся.
Объяснять роль питательных веществ в организме.
Характеризовать сущность процесса питания.
Называть особенности строения организма человека - органы пищеварительной системы.
Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека.
Характеризовать сущность биологического процесса питания, пищеварения.
Давать определение понятиям: фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс.
Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека.
Характеризовать: сущность биологического процесса питания, пищеварения; роль ферментов в пищеварении.
Описывать и объяснять результаты опытов.
Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма.
Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Давать определение понятиям: фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс.
Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека.
Характеризовать: сущность биологического процесса питания, пищеварения; роль ферментов в пищеварении.
Описывать и объяснять результаты опытов.
Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма.
Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Давать определение понятию фермент.
Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека.
Характеризовать: сущность биологического процесса питания, пищеварения; роль ферментов в пищеварении.
Описывать и объяснять результаты опытов.
Анализировать и оценивать факторы риска для здоровья.
Использовать приобретенные знания для: соблюдения мер профилактики заболеваний органов пищеварения; профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм); оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями; проведения наблюдений за состоянием здоровья собственного организма.
Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий.
Тема № 7
Давать определение понятиям: пластический обмен, энергетический обмен.
Характеризовать: сущность обмена веществ и превращения энергии в организме; обмен веществ как основу жизнедеятельности организма человека.
Давать определение понятиям: пластический обмен, энергетический обмен.
Характеризовать: сущность обмена веществ и превращения энергии в организме; обмен веществ как основу жизнедеятельности организма человека.
Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ.
Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха.
Называть основные группы витаминов и продукты, в которых они содержаться.
Характеризовать роль витаминов в организме, их влияние на жизнедеятельность.
Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, а также других заболеваний, связанных с недостатком витаминов в организме.
Тема № 8
Называть особенности строения организма человека - органы мочевыделительной системы; другие системы, участвующие в удалении продуктов обмена.
Распознавать и описывать на таблицах основные органы выделительной системы человека.
Характеризовать сущность биологического процесса выделения и его роль в обмене веществ.
Использовать приобретенные знания для: соблюдения мер профилактики заболеваний выделительной системы; профилактики вредных привычек.
Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье.
Тема № 9
Называть особенности строения кожи человека.
Называть функции кожи.
Распознавать и описывать на таблицах структурные компоненты кожи.
Останавливать взаимосвязь между строением и функциями кожи.
Характеризовать роль кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организма.
Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье.
Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний.
Использовать приобретенные знания для: •соблюдения мер профилактики вредных привычек; •оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях.
Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний кожи и других покровов тела.
Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий.
Тема № 10
Называть: особенности строения и работы желез эндокринной системы; железы внутренней секреции; •железы внешней секреции.
Различать железы внутренней секреции и железы внешней секреции.
Распознавать и описывать на таблицах органы эндокринной системы.
Давать определение понятию гормоны.
Называть: заболевания, связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндокринных желез.
Характеризовать роль гормонов в обмене веществ, жизнедеятельности, росте, развитии и поведении организма.
Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье.
Тема № 11
Давать определения понятию рефлекс.
Называть: особенности строения нервной системы; принцип деятельности нервной системы; функции нервной системы.
Распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы человека.
Составлять схему рефлекторной дуги простого рефлекса.
Называть: отделы нервной системы, их функции; подотделы вегетативной нервной системы, их функции.
Различать функции соматической и вегетативной нервной системы.
Характеризовать: сущность регуляции жизнедеятельности организма; роль нервной системы и гормонов в организме.
Называть: особенности строения спинного мозга; функции спинного мозга.
Распознавать и описывать на таблицах основные части спинного мозга.
Характеризовать: роль спинного мозга в регуляции жизнедеятельности организма.
Называть: особенности строения головного мозга; отделы головного мозга; функции отделов головного мозга.
Распознавать и описывать на таблицах основные части головного мозга.
Характеризовать: роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности организма и поведения организма.
Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий
Тема № 12
Давать определения понятиям: орган чувств, рецептор, анализатор.
Называть: органы чувств человека; анализаторы; особенности строения органов обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов.
Распознавать и описывать на таблицах основные части органов обоняния, осязания, вкуса и их анализаторов.
Характеризовать роль органов чувств и анализаторов в жизни человека.
Называть особенности строения органа зрения и зрительного анализатора.
Распознавать и описывать на таблицах основные части органа зрения и зрительного анализатора.
Объяснять результаты наблюдений.
Называть заболевания, связанные с нарушением работы органов зрения.
Анализировать и оценивать: воздействие факторов риска на здоровье; влияние собственных поступков на здоровье.
Использовать приобретенные знания для: соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов зрения; профилактики вредных привычек.
Называть особенности строения органа слуха и слухового анализатора.
Распознавать и описывать на таблицах основные части органа слуха и слухового анализатора.
Анализировать и оценивать: воздействие факторов риска для здоровья; влияние собственных поступков на здоровье.
Использовать приобретенные знания для: •соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов слуха; •профилактики вредных привычек.
Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий.
Тема № 13
Давать определения понятиям: безусловные рефлексы, условные рефлексы.
Называть принцип работы нервной системы.
Характеризовать: особенности работы головного мозга; биологическое значение условных и безусловных рефлексов; сущность регуляции жизнедеятельности организма.
Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха.
Давать определение понятиям: безусловные рефлексы, условные рефлексы.
Называть принцип работы нервной системы.
Характеризовать: особенности работы головного мозга; сущность регуляции жизнедеятельности организма.
Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха.
Характеризовать значение сна для организма человека.
Использовать приобретенные знания для: рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма
Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека.
Характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека (речь, память, мышление), их значение.
Использовать приобретенные знания для: проведения наблюдений за состоянием собственного организма; организации учебной деятельности (формирования и сохранения знаний, умений, навыков).
Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека.
Характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека (эмоции), их значение.
Использовать приобретенные знания для: проведения наблюдений за состоянием собственного организма; организации учебной деятельности (формирования и сохранения знаний, умений, навыков).
Давать определение понятию утомление.
Анализировать и оценивать влияние факторов риска (стресса, переутомления) для здоровья.
Использовать приобретенные знания для: рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий.
Тема № 14
Называть особенности строения женской и мужской половой систем.
Распознавать и описывать на таблицах: женскую и мужскую половые системы; органы женской и мужской половой систем.
Объяснять причины наследственности.
Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Объяснять причины проявления наследственных заболеваний.
Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на здоровье.
Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции.
Проводить самостоятельный поиск биологической информации: о достижениях генетики в области изучения наследственных болезней человека.
Давать определение понятиям размножение, оплодотворение.
Характеризовать сущность процессов размножения и развития человека.
Использовать приобретенные знания для: соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции; профилактики вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании).
Объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды.
Проводить самостоятельный поиск биологической информации о влиянии факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. Анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.
Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания).
Называть психологические особенности личности.
Характеризовать роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.
Использовать приобретенные знания для: рациональной организации труда и отдыха; соблюдения правил поведения в окружающей среде. Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий.
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема урока | Содержание изучаемого материала в соответствии с ФГОС | Кол-во часов | Тип урока | Форма урока | Лабораторная работа | информационное сопровождение | Дата по плану | Дата фактически |
Тема 1. Введение. ( 1 час) | |||||||||
1 | Биологическая и социальная природа человека. | Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Человек и окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь | |||
Тема 2. Организм человека общий обзор (5 часов). | |||||||||
2 | 1. Наука об организме человека. | Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь | |||
3 | 2. Структура тела. Место человека в живой природе. | Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них. Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь | |||
4 | 3. Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность. | 1 | ИНМ | Традиционный | № 1. Действие фермента каталазы на пероксид водорода. | Учебник тетрадь лабораторное оборудование | |||
5 | 4. Ткани. | 1 | ИНМ | Традиционный | №2. Клетки и ткани под микроскопом. | Учебник тетрадь Таблицы лабораторное оборудование | |||
6 | 5. Системы органов в организме. Уровни организации организма. | Распознавание на таблицах органов и систем органов человека. | 1 | ИНМ | Традиционный | П.Р. Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение. | Учебник тетрадь Таблицы | ||
Тема 3. Опорно-двигательная система (8 часов). | |||||||||
7 | 1. Скелет. Строение, состав и соединение костей. | Опора и движение. Опорно-двигательная система. | 1 | ИНМ | Традиционный | №3. Строение костной ткани. №4. Состав костей. | Учебник тетрадь Таблицы | ||
8 | 2. Скелет головы и туловища. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь Таблицы | ||||
9 | 3. Скелет конечностей. | 1 | ИНМ | Традиционный | П.Р.Движение конечностей. | Учебник тетрадь Таблицы | |||
10 | 4. Первая помощь при травмах: растяжение связок, вывихах суставов, переломах костей. | Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно – двигательной системы. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь Таблицы | |||
11 | 5. Мышцы. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь Таблицы | ||||
12 | 6. Работа мышц. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь Таблицы | ||||
13 | 7. Нарушение осанки и плоскостопие. | 1 | ИНМ | Традиционный | П.Р.Проверяем правильность осанки. Есть ли у вас плоскостопие? Гибок ли ваш позвоночник? | Учебник тетрадь Таблицы | |||
14 | 8. Развитие опорно- двигательной системы | 1 | ОСЗ + К | Традиционный | Учебник тетрадь Таблицы | ||||
Тема 4 . Кровь. Кровообращение (9 ч) | |||||||||
15 | 1. Внутренняя среда. Значение крови и ее состав. | Транспорт веществ. Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы. Значение постоянства внутренней среды организма. | 1 | ИНМ | Традиционный | №5. Сравнение крови человека с кровью лягушки. | Учебник тетрадь Таблицы | ||
16 | 2. Иммунитет. | Факторы влияющие на иммунитет. Значениеработ Л. пастера и И.И. Мечникова в области Иммунитета. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь Таблицы | |||
17 | 3. Тканевая совместимость и переливание крови. | Кровь. Группы крови. Переливание крови. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь Таблицы | |||
18 | 4. Строение и работа сердца. Круги кровообращения. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь Таблицы | ||||
19 | 5. Движение лимфы. | 1 | ИНМ | Традиционный | П.Р.Кислородное голодание. | Учебник тетрадь Таблицы | |||
20 | 6. Движение крови по сосудам. | Наблюдения за состоянием своего организма (измерение температуры тела, кровяного давления, массы и роста, частоты пульса и дыхания. | 1 | ИНМ | Традиционный | П.Р. Пульс и движение крови. | Учебник тетрадь Таблицы | ||
21 | 7. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. | Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. | 1 | ИНМ | Традиционный | П.Р.Функциональная сердечнососудистая проба. | Учебник тетрадь Таблицы | ||
22 | 8. Первая помощь при кровотечениях. | Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечении. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь Таблицы | |||
23 | 9.Обобщающий урок по теме «Кровь. Кровообращение». | 1 | ОСЗ+К | Традиционный | Учебник тетрадь Таблицы | ||||
Тема 5. Дыхательная система(6 ч.). | |||||||||
24 | 1. Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких. Газообмен в легких и тканях. | Дыхание. Дыхательная система. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь Таблицы | |||
25 | 2. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь Таблицы | ||||
26 | 3. Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания. | Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предепреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение норм профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь Таблицы | |||
27 | 4. Первая помощь при поражении органов дыхания. | Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь Таблицы | |||
28 | 5. Обобщающий урок по теме «Дыхательная система». | 1 | осз+к | Традиционный | Учебник тетрадь | ||||
29 | 6. Контрольная работа по итогам 1 полугодия | 1 | Проверка оценка коррекция знаний | Традиционный | Учебник тетрадь | ||||
Тема 6. Пищеварительная система(7 ч) | |||||||||
30 | 1. Значение пищи и ее состав. | Питание. Пищеварительная система. Пища как биологическая основа жизни | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь Таблицы | |||
31 | 2. Органы пищеварения. Зубы. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь Таблицы | ||||
32 | 3. Пищеварение в ротовой полости и в желудке. | Роль ферментов в пищеварении | 1 | ИНМ | Традиционный | №6.Действие ферментов слюны на крахмал. | Учебник тетрадь Таблицы лабораторное оборудование | ||
33 | 4. Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь Таблицы | ||||
34 | 5. Регуляция пищеварения. | Исследования И.П. Павлова в области пищеварения. Определение норм рационального питания. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь Таблицы | |||
35 | 6. Заболевания органов пищеварения. | Профилактика гепатита и кишечных инфекций. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь Таблицы | |||
36 | 7. Обобщающий урок по теме «Пищеварительная система». | 1 | ОСЗ+К | Традиционный | Учебник тетрадь | ||||
Тема 7. Обмен веществ и энергии(Зч). | |||||||||
37 | 1. Обменные процессы в организме. | Обмен веществ и превращение энергии. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь Таблицы | |||
38 | 2. Нормы питания. | 1 | ИНМ | Традиционный | П.Р. Определение норм рационального питания. Или функциональная проба с мах задержкой дыхания до и после нагрузки. | Учебник тетрадь Таблицы | |||
39 | 3. Витамины. | Проявление авитаминозов и меры их предупреждения. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь Таблицы | |||
Тема 8. Мочевыделительная система (2 ч) | |||||||||
40 | 1. Строение и функции почек. | Выделение мочеполовая система. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь Таблицы | |||
41 | 2. Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. | Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь Таблицы | |||
Тема9. Кожа (3 ч) | |||||||||
42 | 1. Значение кожи и ее строение. Нарушение кожных покровов и повреждение кожи. | Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь Таблицы | |||
43 | 2. Роль кожи в терморегуляции. | Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь Таблицы | |||
44 | 3.Обобщение знаний по темам «Обмен веществ и энергии», «Мочевыделительная система», «Кожа». | 1 | ОСЗ+К | Традиционный | Учебник тетрадь | ||||
Тема 10. Эндокринная система (2 ч) | |||||||||
45 | 1. Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. | Железы внутренней и внешней секреции. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь Таблицы | |||
46 | 2. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. | Гормоны. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь | |||
Тема 11. Нервная система (5 ч) | |||||||||
47 | 1. Значение, строение и функционирование нервной системы. | Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. | 1 | ИНМ | Традиционный | П.Р. Действие прямых и обратных связей. | Учебник тетрадь Таблицы | ||
48 | 2. Автономный (вегетативный) отдел системы. Нейрогормональная регуляция. | Гормоны | 1 | ИНМ | Традиционный | П.Р. Штриховое раздражение кожи | Учебник тетрадь Таблицы | ||
49 | 3. Спинной мозг. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь Таблицы | ||||
50 | 4. Головной мозг: строение и функции. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь Таблицы | ||||
51 | 5. Обобщение знаний по темам «Эндокринная система» и «Нервная система» | 1 | ОСЗ+К | Традиционный | Учебник тетрадь | ||||
Тема 12. Органы чувств. Анализаторы (5 ч) | |||||||||
52 | 1. Как действуют органы чувств и анализаторы. | Органы чувств, их роль в жизни человека. Нарушения зрения и слуха, их профилактика. | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь Таблицы | ||||
53 | 2. Орган зрения и зрительный анализатор. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь Таблицы | ||||
54 | 3. Заболевания и повреждения глаза. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь | ||||
55 | 4. Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. | 1 | ИНМ | Традиционный | П.Р. Проверьте ваш вестибулярный аппарат. | Учебник тетрадь Таблицы | |||
56 | 5. Органы осязания, обоняния, вкуса. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь Таблицы | ||||
Тема 13. Поведение и психика( 6 ч) | |||||||||
57 | 1. Врожденные формы поведения. Приобретенные формы поведения. | Психология и поведение человека. Исследования И.М. Сеченова и И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, П.К. Анохина. Высшая нервная деятельность. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь Таблицы | |||
58 | 2. Закономерности работы головного мозга. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь Таблицы | ||||
59 | 3. Биологические ритмы. Сон и его значение. | Условные и безусловные рефлексы. Познавательная деятельность мозга. Биологическая природа и социальна сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно – логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рационализация труда и отдыха. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь | |||
60 | 4. Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь | ||||
61 | 5. Воля и эмоции, внимательность. | 1 | ИНМ | Традиционный | П.Р. Изучение внимания при разных условиях | Учебник тетрадь | |||
62 | 6. Работоспособность. Режим дня. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь | ||||
Тема 14. Индивидуальное развитие организма (6 ч) | |||||||||
63 | 1. Половая система человека. | Размножение и развитие. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь Таблицы | |||
64 | 2. Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. | Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции предающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ – инфекция и ее профилактика. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь | |||
65 | 3. Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь Таблицы | ||||
66 | 4. О вреде наркогенных веществ. | Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. | 1 | Комплексное применение знаний | Традиционный | Учебник тетрадь | |||
67 | 5. Психологические особенности личности. | Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь Таблицы | |||
68 | 6. Годовая контрольная работа. | 1 | Проверка оценка коррекция знаний | Традиционный | Учебник тетрадь |
Ресурсное обеспечение рабочей программы
ЛИТЕРАТУРА
- Стандарт основного общего образования по биологии
- А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Программы Природоведение. Биология. Экология: 5- 11 класс М.: «Вентана-Граф» 2010 г.
- А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс М.: «Вентана – Граф» 2010г.
- А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология Человек Методическое пособие. М.: «Вентана – Граф» 2007г.
- О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова. Универсальные поурочные разработки по биологии (человека) М.: «Вако» 2005г.
- А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс Рабочие тетради. М.: «Вентана – Граф» 2007г.
Медиаресурсы
- 1С: Репетитор. Биология
- http://school-collection.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 8 класс учебник Колесов Д. В., Маш П.Д. Программа под редакцией В. В. Пасечника
Рабочая программа по биологии 8 класс учебник Колесов Д. В., Маш П.Д. Программа под редакцией В. В. Пасечника...
Рабочая программа по биологии 5 класс. Учебник Сонин Н.И. 35 час.
Рабочая программа по биологии 5 класс. ФГОС...
Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Константинова В.М. " Биология 7 класс", изд. Вентана -Граф
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (2010 г.), Примерной программы по биологии для основной школы //Примерные программы по учебным предметам...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа "Биология 5 класс" к учебнику Н.И. Сонин, А.А. Плешаков
Рабочая прграмма рассчитана на 1 час в неделю, всего 35 часов...
Рабочая программа "Биология 6 класс" к учебнику Н.И. Сонин
Рабочая прграмма рассчитана на 1 час в неделю, всего 35 часов....
Рабочая программа "Биология 5 класс" к учебнику И.Н. Пономарева
Рабочая программа "Биология 5 класс" к учебнику И.Н. Пономарева...