Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.
рабочая программа по биологии (9 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивает преподавание биологии в школе в соответствии с лицензией на базовом уровне. Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю), что определено инвариантной частью учебного плана школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 109.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа д. Богданово
Уржумского района Кировской области
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
педагогическим Зам. директора по УВР Директор МОУ ООШ д. Богданово
советом школы _____________________( Кадырова Г.С.) Уржумского района Кировской области
№ 1 от 28.08.2012. от 27.08.2012. _______________(Р.М. Кадыров)
Приказ № 27 от 29.08.2012.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
для 9 класса
на 2012- 2013 уч. год
Автор- составитель:
Карпова Е.Л.
учитель биологии
д. Богданово
2012
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивает преподавание биологии в школе в соответствии с лицензией на базовом уровне. Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю), что определено инвариантной частью учебного плана школы.
Особенностями данной программы являются:
— формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
— усиление внимания к изучению биологического разнообразия как исключительной ценности органического мира, к изучению живой природы родного края и бережному отношению к ней;
— обновление содержания основных биологических понятий с позиций современных достижений науки и практики;
— изучение содержания в соответствии с деятельностным подходом и ориентацией на познание реальной действительности живой природы;
— предпрофильная подготовка выпускников основной школы к выбору дальнейшего образовательного пути и к практической деятельности в области сельского хозяйства, охраны природы и здравоохранения;
— раскрытие общебиологических процессов и закономерностей живой природы на основе принципа доступности с опорой на преемственность знаний и умений, приобретенных в предшествующих курсах биологии.
В программе представлен перечень лабораторно-практических работ, которые нацеливают на активное, деятельностное изучение программного материала.
Цели и задачи изучения предмета
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
• овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
• использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
- ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения биологии ученик должен знать/понимать
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агро-экосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах; особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения; уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; профилактики травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); предупреждения нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
2. Содержание изучаемого курса
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Количество часов | В том числе | |
лабораторных и практических работ | контрольных работ | |||
1 | Ведение в основы общей биологии | 3 | ||
2 | Основы учения о клетке | 10 | 1 | |
3 | Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) | 5 | 1 | |
4 | Основы учения о наследственности и изменчивости | 11 | 2 | |
5 | Основы селекции растений, животных и микроорганизмов | 5 | 1 | |
6 | Происхождение жизни и развитие органического мира | 5 | ||
7 | Учение об эволюции | 11 | 2 | |
8 | Происхождение человека (антропогенез) | 6 | ||
9 | Основы экологии | 11 | 1 | |
10 | Заключение | 1 | 1 | |
ИТОГО: | 68 | 7 | 2 |
Содержание тем учебного курса
Тема 1.
Введение в основы общей биологии
Биология — наука о живом мире.
Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.
Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.
Тема 2.
Основы учения о клетке
Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология — наука, изучающая клетку.
Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема.
Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и прокариоты. Особенности строения клеток животных и растений. Иирусы — неклеточная форма жизни.
Химический состав клетки: неорганические и органические вещества в ней. Их разнообразие и свойства. Вода и ее роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК.
Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции и клетке.
Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Участие ферментов.
Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие внешней среды на процессы в клетке.
Лабораторные работы
№ 1 Сравнение растительной и животной клетки. Многообразие клеток.
Тема 3.
Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)
Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.
Деление клетки эукариот. Подготовка клетки к делению (интерфаза). Митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл.
Особенности половых клеток. Сущность мейоза. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения.
Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека.
Лабораторные работы
№2 Рассмотрение микропрепаратов с делящимися клетками растения
Тема 4.
Основы учения о наследственности и изменчивости
Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: наследственность, ген, генотип, фенотип, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов.
Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г. Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы.
Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.
Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. 1енотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. МодификаЦионная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. Использование мутаций для выведения новых форм растений.
Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе и хозяйстве.
Лабораторные работы
№3 Решение генетических задач.
№ 4 Отличительные признаки сорта у разных семян фасоли.
Тема 5
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов
Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.
Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных.
Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и ее роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии.
Тема 6.
Происхождение жизни и развитие органического мира
Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза возникновения жизни Л.И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях. Современная теория возникновения жизни на Земле.
Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение матричной основы передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы, симбиотрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот — к эукариотам. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв.
Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни.
Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.
Экскурсия
История живой природы местного региона (посещение местного музея краеведения с палеонтологическими коллекциями).
Тема 7.
Учение об эволюции
Идея развития органического мира в биологии.
Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов — результат эволюции.
Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции.
Процессы образования новых видов в природе — видообразование. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции.
Влияние деятельности человека на микроэволюционныей процессы в популяциях. Проблема вымирания и сохранения, редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы.
Лабораторные работы
№5 Изучение изменчивости у организмов.
№6 Приспособленность организмов к среде обитания
Тема 8.
Происхождение человека (антропогенез)
Место человека в системе органического мира. Человек Как вид, его сходство с животными и отличие от них.
Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у человека. Биосоциальная сущность человека, взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация I ней человека.
Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.
Тема 9.
Основы экологии
Экология — наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда — источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, другие организмы как среда обитания.
Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основные закономерности действия факторов среды на организмы.
Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры или влажности): экологические группы и жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов, биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение.
Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе.
Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности.
Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Биогеоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.
Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека.
Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы.
Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества.
Лабораторные работы
№7 Оценка качества окружающей среды.
Тема 10.
Заключение
Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Сохранение биоразнообразия. Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Тема № 1
Давать определение термину биология.
Приводить примеры: практического применения достижений современной биологии; дифференциации и интеграции биологических наук. Перечислять методы научно го исследования.
Выделять предмет изучения биологии.
Характеризовать биологию как комплексную науку.
Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятель ности людей.
Давать определение понятию жизнь.
Называть признаки живых организмов.
Описывать проявления свойств живого.
Различать процессы обмена у живых организмов и в неживой природе.
Выделять особенности развития живых организмов.
Давать определение термину таксон.
Называть: уровни организации жизни и элементы, образующие уровень; основные царства живой природы;основные таксономические единицы.
Характеризовать естественную систему классификации живых организмов.
Определять принадлежность биологических объектов к: уровню организации;систематической группе.
Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, биологических словарях и справочниках для выполнения заданий.
Тема № 2.
Приводить примеры организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение.
Называть: жизненные свойства клетки; положения клеточной теории.
Узнавать клетки различных организмов.
Находить в биологических словарях и справочниках значение термина теория.
Объяснять общность происхождения растений и животных.
Доказывать, что клетка - живая структура.
Давать оценку значению открытия клеточной теории.
Давать определение терминам микроэлементы, макроэлементы.
Приводить примеры: макро- и микроэлементов; веществ, относящихся к углеводам и липидам.
Называть: неорганические вещества клетки; органические вещества клетки; клетки, ткани, органы, богатые липидами и углеводами.
Выявить взаимосвязь между пространственной организацией молекул воды и ее свойствами.
Характеризовать: биологическое значение макро и микроэлементов; биологическую роль воды; биологическое значение солей неорганических кислот; биологическую роль углеводов и липидов.
Давать определение основным понятиям.
Давать полное название нуклеиновым кислотам ДНК и РНК.
Называть: продукты, богатые белками; нахождение молекулы ДНК в клетке; мономер нуклеиновых кислот.
Приводить примеры белков, выполняющих различные функции.
Перечислять виды молекул РНК и их функции.
Характеризовать: функции белков; функции нуклеиновых кислот.
Узнавать и различать по немому рисунку клетки прокариот и эукариот.
Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот и прокариот.
Называть: способы проникновения веществ в клетку; функции основных органоидов клетки.
Характеризовать основные органоиды клеток эукариот по строению и выполняемым функциям.
Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток растений и животных, клеток бактерий.
Работать с микроскопом, изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования.
Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать особенности клеток растений и животных, бактерий.
Находить в тексте учебника отличительные признаки эукариот, прокариот.
Сравнивать: строение клеток растений, животных, делать вывод на основе сравнения; строение клеток эукариот и прокариот, делать вывод на основе этого сравнения.
Дать определение понятиям ассимиляция и диссимиляция.
Называть: этапы обмена веществ в организме; роль АТФ и ферментов в обмене веществ.
Характеризовать сущность процесса обмена веществ и превращения энергии.
Разделять процессы ассимиляции и диссимиляции.
Давать определение терминам: ассимиляция, ген.
Называть: свойства генетического кода; роль и-РНК, т-РНК в биосинтезе белка.
Анализировать содержание определений: триплет, кодон, ген, генетический код, транскрипция, трансляция.
Объяснять сущность генетического кода.
Характеризовать механизм транскрипции; механизм трансляции.
Давать определение терминам: питание, автотрофы, фотосинтез.
Называть: органы растения, где происходит фотосинтез; роль пигмента хлорофилла.
Анализировать содержание определения фотолиза.
Выделять приспособления хлоропласта для фотосинтеза.
Характеризовать фазы фотосинтеза.
Дать определение понятию диссимиляция.
Анализировать содержание определений терминов гликолиз, брожение, дыхание.
Перечислять этапы диссимиляции.
Называть: вещества- источники энергии; продукты реакций этапов обмена веществ; локализацию в клетке этапов энергетического обмена. Описывать строение и роль АТФ в обмене веществ.
Характеризовать этапы энергетического обмена.
Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, значения биологических терминов в биологических словарях и справочниках.
Тема № 3.
Дать определение понятию размножение.
Называть: основные формы размножения; виды полового и бесполого размножения; способы вегетативного размножения растений.
Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения.
Характеризовать сущность полового и бесполого размножения
Объяснить биологическое значение бесполого размножения
Называть: процессы составляющие жизненный цикл клетки; фазы митотического цикла.
Описывать процессы, происходящие в различных фазах митоза.
Объяснять биологическое значение митоза.
Анализировать содержание определений терминов.
Узнавать и описывать по рисунку строение половых клеток.
Выделять различия мужских и женских половых клеток.
Выделять особенности бесполого и полового размножений.
Анализировать содержание определений основных понятий.
Объяснять: биологическое значение полового размножения; сущность и биологическое значение оплодотворения; причины наследственности и изменчивости.
Использовать средства Интернета для составления справки о генетических заболеваниях, связанных с нарушением деления половых клеток.
Давать определение понятиям оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез.
Называть: начало и окончание постэмбрионального развития; виды постэмбрионального развития.
Характеризовать: сущность эмбрионального и постэмбрионального периодов развития организмов; роста организма.
Анализировать и оценивать: влияние факторов риска на здоровье, использовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания).
Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, значения биологических терминов в биологических словарях и справочниках
Тема № 4.
Дать определение понятиям: генетика, ген, генотип, фенотип, аллельные гены.
Называть признаки биологических объектов - генов и хромосом.
Характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости.
Объяснять: причины наследственности и изменчивости; роль генетики в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей.
Давать определения понятиям: гибридологический метод, гомозигота гетеро-зигота, доминантный признак, моногибридное скрещивание, рецессивный признак.
Приводить примеры доминантных и рецессивных признаков.
Воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления.
Описывать: механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания; механизм неполного доминирования.
Объяснять значение гибри-дологического метода Г.Менделя.
Анализировать содержание схемы наследования при моногибридном скрещивании.
Составлять: схему моногибридного скрещивания; схему анализирующего скрещивания и неполного доминирования.
Определять: по фенотипу генотип и, наоборот, по генотипу фенотип; по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве.
Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания.
Называть условия закона независимого наследования.
Анализировать: содержание определений основных понятий; схему дигибридного скрещивания.
Составлять схему дигибридного скрещивания.
Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве.
Давать определение терминам: гомологичные хромосомы, конъюгация.
Отличать сущность открытий Г. Менделя и Т. Моргана.
Формулировать определение понятия сцепленные гены.
Объяснять причины перекомбинации признаков при сцепленном наследовании.
Приводить примеры: аллельного взаимодействия генов; неаллельного взаимодействия генов.
Называть характер взаимодействия неаллельных генов.
Описывать проявление множественного действия гена.
Давать определение термину аутосомы.
Называть: типы хромосом в генотипе; число аутосом и половых хромосом у человека и у дрозофилы.
Приводить примеры наследственных заболеваний, сцепленных с полом.
Объяснять: причину соотношения полов 1:1; причины проявления наследственных заболеваний человека.
Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве.
Решать простейшие генетические задачи.
Давать определение термину изменчивость.
Называть вещество, обеспечивающее: явление наследственности; биологическую роль хромосом; основные формы изменчивости.
Различать наследственную и ненаследственную изменчивость
Приводить примеры генных, хромосомных и геномных мутаций.
Называть: виды наследственной изменчивости; уровни изменения генотипа, виды мутаций; свойства мутаций.
Объяснять причины мутаций.
Характеризовать значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии.
Использовать средства Интернета для поиска биологической информации о наследственных заболеваниях, вызванных мутациями, и мерах их профилактики.
Характеризовать виды мутаций.
Давать определение термину изменчивость.
Приводить примеры: ненаследственной изменчивости (модификаций); Унормы реакции признаков; Зависимости проявления
нормы реакции от условий окружающей среды.
Анализировать содержание определений основных понятий.
Объяснять различие фенотипов растений, размножающихся вегетативно.
Характеризовать модифи-кационную изменчивость.
Выявлять и описывать разные формы изменчивости организмов (наследственную и ненаследственную).
Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника.
Тема № 5
Называть практическое значение генетики.
Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком.
Анализировать содержание определений основных понятий.
Характеризовать роль учения Н. И. Вавилова для развития селекции.
Объяснять:причину совпадения центров многообразия культурных растений с местами расположения древних цивилизаций; >значение для селекционной работы закона гомологических рядов; роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.
Давать определения понятиям порода, сорт.
Называть методы селекции растений.
Приводить примеры сортов культурных растений. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Использовать приобретенные знания в практической деятельности для выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
Давать определения понятиям порода, сорт. Называть методы селекции животных.
Приводить примеры пород животных.
Характеризовать методы селекции растений
Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.
Использовать приобретенные знания в практической деятельности для выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.
Давать определение понятиям: биотехнология, штамм.
Приводить примеры использования микроорганизмов в микробиологической промышленности.
Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.
Анализировать и оценивать значение генетики для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.
Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, биологических словарях и справочниках значения биологических терминов.
Тема № 6
Давать определение понятию эволюция.
Выявлять и описывать предпосылки учения Ч.Дарвина.
Приводить примеры научных фактов, которые были собраны Ч. Дарвином.
Объяснять причину многообразия домашних животных и культурных растений.
Давать определения понятиям: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.
Называть: основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина; движущие силы эволюции; формы борьбы за существование и приводить примеры проявления.
Характеризовать: сущность борьбы за существование; сущность естественного отбора.
Раскрывать содержание понятия приспособленность вида к условиям окружающей среды.
Называть основные типы приспособлений организмов к окружающей среде.
Приводить примеры приспособленности организмов к среде обитания.
Объяснять относительный характер приспособительных признаков у организмов.
Выявлять и описывать разные способы приспособленности живых организмов к среде обитания.
Выявлять относительность приспособлений.
Объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; сущность биологического процесса эволюции на современном уровне.
Называть признаки популяций.
Перечислять критерии вида.
Анализировать содержание определения понятия вид, популяция.
Отличать понятия вид и популяция.
Приводить примеры: видов животных и растений; Практического значения изучения популяций.
Характеризовать критерии вида.
Доказывать необходимость совокупности критериев для сохранения целостности и единства вида.
Приводить примеры различных видов изоляции.
Описывать: сущность и этапы географического видообразования; сущность экологического видообразования.
Анализировать содержание определений понятия микроэволюция.
Давать определения понятиям: биологический прогресс, биологический регресс.
Раскрыть сущность эволюционных изменений, обеспечивающих движение группы организмов в том или ином эволюционном направлении.
Давать определения понятиям: ароморфоз, идиоадатация, общая дегенерация
Называть основные направления эволюции. Описывать проявления основных направлений эволюции.
Приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций.
Отличать примеры проявления направлений эволюции.
Различать понятия микроэволюция и макроэволюция.
Объяснять:роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; сущность биологического процесса эволюции на современном уровне.
Называть антропогенные факторы воздействия на экосистемы.
Анализировать и оценивать: последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
роль биологического разнообразия в сохранении биосферы.
Объяснять необходимость защиты окружающей среды.
Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, , в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов.
Тема № 7
Давать определение термину гипотеза.
Называть этапы развития жизни.
Характеризовать основные представления о возникновении жизни.
Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира.
Давать определения основным понятиям: автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы, прокариоты, эукариоты
Описывать начальные этапы биологической эволюции.
Называть сущность гипотез образования эукариотической клетки.
Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды.
Давать определение терминам ароморфоз, идиоадаптация.
Приводить примеры: растений и животных, существовавших в протерозое и палеозое, мезозое, кайнозое; ароморфозов у растений и животных протерозоя и палеозоя, мезозоя, кайнозоя; идиоадаптаций у растений и животных кайнозоя.
Объяснять причины заселения динозаврами различных сред жизни.
Называть приспособления растений и животных в связи с выходом на сушу.
Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, биологических словарях и справочниках значения биологических терминов.
Тема № 8
Давать определение терминам: антропология, антропогенез.
Объяснять: место и роль человека в природе; родство человека с животными.
Определять принадлежность биологического объекта «Человек» к классу Млекопитающие, отделу Приматы.
Объяснять: место и роль человека в природе; родство человека с млекопитающими животными.
Называть признаки биологического объекта - человека.
Объяснять: место и роль человека в природе; родство человека с млекопитающими животными.
Перечислять факторы (движущие силы) антропогенеза.
Характеризовать стадии развития человека.
Определять принадлежность биологического объекта «Человек» к классу Млекопитающие, отделу Приматы.
Объяснять родство, общность происхождения и эволюцию человека.
Доказывать единство человеческих рас.
Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, биологических словарях и справочниках значения биологических терминов.
Тема № 9
Давать определение терминам: экология, биотические и абиотические факторы, антропогенный фактор
Приводить примеры биотических, абиотических и антропогенных факторов и их влияния на организмы.
Выявлять приспособленность живых организмов к действию экологических факторов.
Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды.
Объяснять: взаимосвязи организмов и окружающей среды; >типы взаимодействия разных видов в экосистеме.
Давать определение терминам: конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм, автотрофы и гетеротрофы, трофический уровень. Называть типы взаимодействия организмов.
Приводить примеры: разных типов взаимодействия организмов; организмов разных функциональных групп.
Характеризовать разные типы взаимоотношений.
Анализировать содержание рисунков учебника.
Называть: признаки биологического объекта - популяции; показатели структуры популяций (численность, плотность, соотношение групп по полу и возрасту).
Изучать процессы, происходящие в популяции.
Называть: признаки биологического объекта - популяции; показатели структуры популяций (численность, плотность, соотношение групп по полу и возрасту).
Изучать процессы, происходящие в популяции.
Давать определение понятиям: биоценоз, биогеоценоз, экосистема.
Называть: компоненты биогеоценоза; признаки и свойства экосистемы.
Приводить примеры естественных и искусственных сообществ.
Характеризовать: структуру наземных и водных экосистем; роль производителей, потребителей, разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе.
Объяснять причины устойчивости экосистемы.
Называть вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности.
Описывать: биохимические циклы воды, углерода, азота, фосфора; проявление физико-химического воздействия организмов на среду.
Объяснять: значение круговорота веществ в экосистеме; направление потока вещества в пищевой сети.
Составлять схемы пищевых цепей.
Характеризовать: сущность круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах; роль живых организмов в жизни планеты и обеспечении устойчивости биосферы
Называть: признаки экосистем и агроэкосистем; типы сукцессионных изменений; факторы, определяющие продолжительность сукцессии.
Приводить примеры типов равновесия в экосистемах, первичной и вторичной сукцессии.
Описывать свойство сукцессии.
Анализировать содержание определения основного понятия.
Объяснять сущность и причины сукцессии.
Находить различия между первичной и вторичной сукцессиями.
Сравнивать экосистемы и агроэкосистемы и делать выводы на основе их сравнения.
Изучать процессы, происходящие в экосистемах.
Характеризовать экосистемы области (видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса).
Определять отдельные формы взаимоотношений в конкретной экосистеме.
Объяснять: взаимосвязи организмов и окружающей среды; типы взаимодействия разных видов в экосистеме.
Анализировать состояние биоценоза.
Применять на практике сведения о структуре экосистем, экологических закономерностях для правильной организации деятельности человека и обоснования мер охраны природных сообществ.
Давать определение понятию биосфера.
Называть: признаки биосферы; структурные компоненты и свойства биосферы.
Характеризовать живое вещество, биокосное и косное вещество биосферы.
Объяснять роль биологического разнообразия в сохранении биосферы.
Анализировать содержание рисунка и определять границы биосферы.
Называть антропогенные факторы воздействия на биоценозы.
Приводить примеры неисчерпаемых и почерпаемых природных ресурсов.
Анализировать и оценивать: последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы.
Анализировать информацию и делать вывод о значении природных ресурсов в жизни человека.
Раскрывать сущность рационального природопользования.
Объяснять необходимость защиты окружающей среды.
Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде
Называть: Современные глобальные экологические проблемы; антропогенные факторы, вызывающие экологические проблемы
Анализировать и оценивать: последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема урока | Содержание изучаемого материала в соответствии с ФГОС | Кол-во часов | Тип урока | Форма урока | Лабораторная работа | информационное сопровождение | Дата по плану | Дата фактически |
Тема 1. Введение в основы общей биологии(Зч) | |||||||||
1 | 1 .Биология - наука о живом мире. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь электронные уроки | ||||
2 | 2.Общие свойства живых организмов. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь электронные уроки | ||||
3 | 3.Многообразие форм живых организмов. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь электронные уроки | ||||
Тема 2. Основы учения о клетке(10ч) | |||||||||
4 | 1. Цитология - наука изучающая клетку. Многообразие клеток. | Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь электронные уроки | |||
5 | 2. Химический состав клетки. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь электронные уроки таблица | ||||
6 | 3. Органические вещества клетки. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь электронные уроки | ||||
7 | 4. Строение клетки. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь электронные уроки таблица | ||||
8 | 5. Основные органоиды клетки растений и животных. | 1 | ИНМ | Традиционный | №1 Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток. | Учебник тетрадь электронные уроки | |||
9 | 6. Обмен веществ и энергии в клетке. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь электронные уроки | ||||
10 | 7. Биосинтез белков в живой клетке. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь электронные уроки | ||||
11 | 8. Биосинтез углеводов -фотосинтез. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь электронные уроки | ||||
12 | 9. Обеспечение клетки энергией. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь электронные уроки | ||||
13 | 10. Обобщающий урок «Подведем итоги». | 1 | ОСЗ+К Урок -семинар | Традиционный | Учебник тетрадь электронные уроки | ||||
Тема 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5ч) | |||||||||
14 | 1. Типы размножения организмов. | Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь электронные уроки | |||
15 | 2. Деление клетки. Митоз. | 1 | ИНМ | Традиционный | №2 Рассмотрение микропрепаратов с делящимися клетками растения | Учебник тетрадь электронные уроки лабораторное оборудование | |||
16 | 3. Образование половых клеток. Мейоз. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь электронные уроки | ||||
17 | 4. Индивидуальное развитие организмов - онтогенез. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь электронные уроки | ||||
18 | 5. Обобщающий урок «Подведем итоги». | 1 | ОСЗ+К | Традиционный | Учебник тетрадь электронные уроки | ||||
Тема 4. Основы учения о наследственности и изменчивости(11 ч) | |||||||||
19 | 1 .Наука генетика. Из истории развития генетики. | Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Понятия гены и хромосомы | 1 | ИНМ | Традиционный | ' | Учебник тетрадь электронные уроки | ||
20 | 2. Основные понятия генетики. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь электронные уроки | ||||
21 | 3. Генетические опыты Г.Менделя. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь электронные уроки | ||||
22 | 4. Дигибридное скрещивание. | 1 | ИНМ | Традиционный | №3.Решение генетических задач. | Учебник тетрадь электронные уроки лабораторное оборудование | |||
23 | 5. Сцепленное наследование генов и кроссинговер. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь электронные уроки | ||||
24 | 6. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь электронные уроки | ||||
25 | 7.Наследование признаков, сцепленных полом. | Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболевания организмов | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь электронные уроки | |||
26 | 8. Наследственные болезни человека. | Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь электронные уроки | |||
27 | 9. Наследственная (генотипическая) изменчивость. | Наследственность и изменчивость – свойства организмов | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь электронные уроки | |||
28 | 10. Другие типы изменчивости. | 1 | ИНМ | Традиционный | №4. Отличительные признаки сорта у разных семян фасоли. | Учебник тетрадь электронные уроки | |||
29 | 11. Обобщающий урок «Подведем итоги». | 1 | ОСЗ +К | Традиционный | Учебник тетрадь электронные уроки | ||||
Тема 5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов(5ч) | |||||||||
30 |
| Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь электронные уроки | |||
31 |
| 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь электронные уроки | ||||
32 | 3. Особенности селекции животных. | Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь электронные уроки | |||
33 | 4. Основные направления селекции микроорганизмов. | Значение работ Р.Коха и Л. Пастера. Использование бактерий и грибов в биотехнологии. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь электронные уроки | |||
34 | 5.Контрольная работа по итогам 1 полугодия. | 1 | Проверка оценка коррекция знаний | Традиционный | Учебник тетрадь | ||||
Тема 6. Происхождение жизни и развитие органического мира(5ч) | |||||||||
35 | 1 .Современные представления о развитии жизни на Земле. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь электронные уроки | ||||
36 | 2. Современная теория возникновения жизни на Земле. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь электронные уроки | ||||
37 | 3. Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь электронные уроки | ||||
38 | 4. Этапы развития жизни на Земле. | : | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь электронные уроки | |||
39 | 5. Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни (или экскурсия «История живой природы местного региона»). | 1 | ИНМ | Экскурсия | Краеведческий музей | ||||
Тема 7. Учение об эволюции(11ч) | |||||||||
40 | 1. Идея развития органического мира в биологии. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь электронные уроки | ||||
41 | 2. Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина. | Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь электронные уроки | |||
42 | 3. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, отбор. | 1 | ИНМ | Традиционный | №5 Изучение изменчивости у организмов. | Учебник тетрадь электронные уроки лабораторное оборудование | |||
43 | 4. Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде обитания. | Биологические разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции. | 1 | ИНМ | Традиционный | №6 Приспособленность организмов к среде обитания | Учебник тетрадь электронные уроки лабораторное оборудование | ||
44 | 5. Современные представления об эволюции органического мира. | 1 | ИНМ | Традиционный | . | Учебник тетрадь электронные уроки | |||
45 | 6. Вид, его структура и особенности. | Определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь электронные уроки | |||
46 | 7. Процесс образования видов -видообразование. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь электронные уроки | ||||
47 | 8. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь электронные уроки | ||||
48 | 9. Основные направления эволюции. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь электронные уроки | ||||
49 | 10. Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов. | Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь электронные уроки | |||
50 | 11. Обобщающий урок «Основные закономерности эволюции» | 1 | ОСЗ+К | Традиционный | Учебник тетрадь электронные уроки | ||||
Тема 8. Происхождение человека (антропогенез) (6ч). | |||||||||
51 | 1. Место и особенности человека в системе органического мира. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь электронные уроки | ||||
52 | 2. Доказательства эволюционного происхождения человека. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь электронные уроки | ||||
53 | 3. Этапы эволюции вида Человек разумный. | • | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь электронные уроки | |||
54 | 4. Биосоциальная сущность вида Человек разумный. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь электронные уроки | ||||
55 | 5. Человеческие расы, их родство и происхождение. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь электронные уроки | ||||
56 | 6. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. | Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. | 1 | ОСЗ+К | Традиционный | Учебник тетрадь электронные уроки | |||
Тема 9. Основы экологии(11 ч) | |||||||||
57 | 1. Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы. | Среда источник веществ, энергии и информации. Экология как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Выявление приспособлений организмов к среде обитания. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь электронные уроки | |||
58 | 2. Закономерности действия факторов среды на организмы. | Наблюдения за сезонными изменениями в живой природе. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь электронные уроки | |||
59 | 3. Приспособленность организмов к влиянию факторов среды. | Приспособления организмов к различным экологическим факторам. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь электронные уроки | |||
60 | 4. Биотические связи в природе. | Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм) | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь электронные уроки | |||
61 | 5. Популяции как форма существования видов в природе. | Популяция. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь электронные уроки таблица | |||
62 | 6. Функционирование популяции и динамика ее численности в природе. | Типы взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь электронные уроки | |||
63 | 7. Биоценоз как сообщество организмов в природе. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь электронные уроки | ||||
64 | 8. Понятие о биогеоценозе экосистеме. | Биосфера – глобальная экосистема. В.И. Вернадский – основоположник учения о биосфере. Экосистемная организация живой природы. Пищевые связи и экосистеме. Особенности агроэкосистемы. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь электронные уроки | |||
65 | 9. Развитие и смена биогеоценозов. | Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь электронные уроки | |||
66 | 10. Основные законы устойчивости живой природы. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь электронные уроки | ||||
67 | 11. Рациональное использование природы и ее охрана. | Анализ и оценка воздействия факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. | 1 | ИНМ | Традиционный | №7 Оценка качества окружающей среды. | Учебник тетрадь электронные уроки лабораторное оборудование | ||
Тема 10. Заключение (1 ч) | |||||||||
68 | 1. Заключение по курсу «Основы общей биологии». | 1 | Урок контроля | Традиционный | Учебник тетрадь электронные уроки |
Ресурсное обеспечение рабочей программы
ЛИТЕРАТУРА
- Стандарт основного общего образования по биологии
- И.Н. Понамарева, Н.М. Чернова. Программы Природоведение. Биология. Экология: 5- 11 класс М.: «Вентана-Граф» 2010 г.
- И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс. М.: «Вентана-Граф» 2007г.
- О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова. Универсальные поурочные разработки по общей биологии 9 класс М.: «ВАКО» 2009г.
- И.Н. Пономарева, Л.В. Симонова, В.С. Кучуменко Основы общей биологии. Методическое пособие М.: «Вентана-Граф» 2005г.
- Т.А. Козлова, В.С. Кучуменко Рабочая тетрадь Основы общей Биологии 9 класс М.: «Вентана-Граф» 2005г.
Медиаресурсы
- Образовательный комплекс для изучения, повторения и закрепления учебного материла школьного курса по биологии для 9 класса
- 1С: Репетитор. Биология
- http://school-collection.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по биологии 8 класс по программе И. Пономаревой
Рабочая программа составлена на основе примерных программ по биологии с учетом авторской программы А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маш по курсу « Человек и его здоровье». Структура курса складываетс...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/21/picture-258019-1369152044.jpg)
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/15/picture-201926-1681568146.jpg)
Рабочие программы по биологии 5-6 классы по учебнику Пономаревой И.Н.
Рабочие программы составлены под редакцией И.Н. Пономаревой в соответствии с ФГООС ООО...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/28/picture-600986-1425121985.jpg)
Рабочая программа по биологии в 9 классе по учебнику Пономаревой И.Н.
Рабочая программа предназначена для реализации ФГОС по биологии в 9 классе....
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/16/picture-1149646-1560713536.jpg)
Рабочая программа по биологии 5 класс, программа И.Н. Пономарева.
Рабочая программа для курса биологии 5 класса составлена на основе:Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образовани...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/17/picture-1241255-1587086295.jpg)
Рабочая программа "Биология 5 класс" к учебнику И.Н. Пономарева
Рабочая программа "Биология 5 класс" к учебнику И.Н. Пономарева...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/17/picture-1241255-1587086295.jpg)
Рабочая программа "Биология 6 класс" к учебнику И.Н. Пономарева
Рабочая программа "Биология 6 класс" к учебнику И.Н. Пономарева...