Рабочая программа по биологии для 8 класса
рабочая программа по биологии (8 класс)
рабочая программа по биологии 8 класс ФГОС составлена на основе программы основного общего образования 5-9 классы. Авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
b-8.docx | 57.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование город Алейск Алтайского края
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5 г. АЛЕЙСКА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №5 «_27_»__08__2019 г. | «Принято» На заседании Педагогического Совета Протокол от «_29_» _08____2019 г.№ _1_ | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ №5 ___________ Приказ от«_30__»_08___2019 г. №167/3__ |
Р А Б О Ч АЯ П Р О Г Р А М М А
Предметная область Предмет | Естественно-научная Биология |
основное общее образование
8 класс
Срок реализации программы 01.09.2019 – 31.05.2020 гг.
Разработана__Г.Х.Чуевой_,
учителем биологии___
Алейск- 2019
Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе:
-Требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №5.
-Программы основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов М.: Дрофа ,2016г (Сборник: Рабочие программы. Биология. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/составитель Г.М. Пальдяева. -5-е издание,стериеотип.-М.:Дрофа, 2016)
- УМК.
УМК:
-Биология. Человек: учеб.для 8 кл. общеобразоват. учеб. заведений. / Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев -М.: Дрофа, 2016г.
-Биология: Человек 8 класс. Методическое пособие к учебнику Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева Биология: Человек 8 класс --М.: Дрофа, 2016г.
Рабочая программа для 8 класса предусматривает обучение биологии в объеме 70 часов, 2 часа в неделю.
Планируемые результаты обучения
Раздел 1. Введение. Науки, изучающие организм человека (2 ч)
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—методы наук, изучающих человека;
—основные этапы развития наук, изучающих человека.
Учащиеся должны уметь:
—выделять специфические особенности человека как биосоциального существа.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—работать с учебником и дополнительной литературой
Раздел 2. Происхождение человека (3 ч)
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—место человека в систематике;
—основные этапы эволюции человека;
—человеческие расы.
Учащиеся должны уметь:
—объяснять место и роль человека в природе;
—определять черты сходства и различия человека и животных;
—доказывать несостоятельность расистских взглядов о преимуществах одних рас перед другими.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—составлять сообщения на основе обобщения материала
учебника и дополнительной литературы;
—устанавливать причинно - следственные связи при анализе основных этапов эволюции и происхождения человеческих рас.
Раздел 3. Строение организма (5 ч)
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—общее строение организма человека;
—строение тканей организма человека;
—рефлекторную регуляцию органов и систем организма человека.
Учащиеся должны уметь:
—выделять существенные признаки организма человека,
особенности его биологической природы;
—наблюдать и описывать клетки и ткани на готовых микропрепаратах;
—выделять существенные признаки процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—сравнивать клетки, ткани организма человека и делать
выводы на основе сравнения;
—проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.
Раздел 4. Опорно-двигательная система (8 ч)
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—строение скелета и мышц, их функции.
Учащиеся должны уметь:
—объяснять особенности строения скелета человека;
—распознавать на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов;
—оказывать первую помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—устанавливать причинно - следственные связи на примере зависимости гибкости тела человека от строения его позвоночника.
Раздел 5. Внутренняя среда организма (3 ч)
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—компоненты внутренней среды организма человека;
—защитные барьеры организма;
—правила переливания крови.
Учащиеся должны уметь:
—выявлять взаимосвязь между особенностями строения
клеток крови и их функциями;
—проводить наблюдение и описание клеток крови на готовых микропрепаратах.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—проводить сравнение клеток организма человека и делать выводы на основе сравнения;
—выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток крови и их функциями.
Раздел 6. Кровеносная и лимфатическая системы организма (7 ч)
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме;
—о заболеваниях сердца и сосудов и их профилактике.
Учащиеся должны уметь:
—объяснять строение и роль кровеносной и лимфатической систем;
—выделять особенности строения сосудистой системы и движения крови по сосудам;
—измерять пульс и кровяное давление.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях сердечнососудистой системы, оформлять её в виде рефератов, докладов.
Раздел 7. Дыхание (5 ч)
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—строение и функции органов дыхания;
—механизмы вдоха и выдоха;
—нервную и гуморальную регуляцию дыхания.
Учащиеся должны уметь:
—выделять существенные признаки процессов дыхания и газообмена;
—оказывать первую помощь при отравлении угарным газом, спасении утопающего, простудных заболеваниях.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях, оформлять её в виде рефератов, докладов.
Раздел 8. Пищеварение (6 ч)
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—строение и функции пищеварительной системы;
—пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ;
—правила предупреждения желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов.
Учащиеся должны уметь:
—выделять существенные признаки процессов питания и пищеварения;
—приводить доказательства соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.
Раздел 9. Обмен веществ и энергии (3 ч)
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ;
—роль ферментов в обмене веществ;
—классификацию витаминов;
—нормы и режим питания.
Учащиеся должны уметь:
—выделять существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека;
—объяснять роль витаминов в организме человека;
—приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений развития авитаминозов.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
-классифицировать витамины.
Раздел 10. Покровные органы. Терморегуляция.
Выделение (4 ч)
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—наружные покровы тела человека;
—строение и функция кожи;
—органы мочевыделительной системы, их строение и функции;
—заболевания органов выделительной системы и способы их предупреждения.
Учащиеся должны уметь:
—выделять существенные признаки покровов тела, терморегуляции;
—оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударе, ожогах, обморожениях, травмах кожного покрова.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.
Раздел 11. Нервная система (6 ч)
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—строение нервной системы;
—соматический и вегетативный отделы нервной системы.
Учащиеся должны уметь:
—объяснять значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности;
—объяснять влияние отделов нервной системы на деятельность органов.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.
Раздел 12. Анализаторы. Органы чувств (5 ч)
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—анализаторы и органы чувств, их значение.
Учащиеся должны уметь:
—выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—устанавливать причинно-следственные связи между строением анализатора и выполняемой им функцией;
—проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.
Раздел 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 ч)
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности;
—особенности высшей нервной деятельности человека.
Учащиеся должны уметь:
—выделять существенные особенности поведения и психики человека;
—объяснять роль обучения и воспитания в развитии
поведения и психики человека;
—характеризовать особенности высшей нервной деятельности человека и роль речи в развитии человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—классифицировать типы и виды памяти.
Раздел 14. Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 ч)
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—железы внешней, внутренней и смешанной секреции;
—взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.
Учащиеся должны уметь:
—выделять существенные признаки строения и функционирования органов эндокринной системы;
—устанавливать единство нервной и гуморальной регуляции.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—классифицировать железы в организме человека;
—устанавливать взаимосвязи при обсуждении взаимодействия нервной и гуморальной регуляции.
Раздел 15. Индивидуальное развитие организма (5 ч)
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—жизненные циклы организмов;
—мужскую и женскую половые системы;
—наследственные и врождённые заболевания и заболевания, передающиеся половым путём, а также меры их профилактики.
Учащиеся должны уметь:
—выделять существенные признаки органов размножения человека;
—объяснять вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода;
—приводить доказательства (аргументировать) необходимости соблюдения мер профилактики инфекций, передающихся половым путём, ВИЧ-инфекции, медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—приводить доказательства (аргументировать) взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека.
Личностные результаты обучения
—Воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;
—соблюдать правила поведения в природе;
—понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;
—умение учащимися реализовывать теоретические познания на практике;
—понимание учащимися ценности здорового и безопасного образа жизни;
—признание учащихся ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
—осознание значения семьи в жизни человека и общества;
—готовность и способность учащихся принимать ценности семейной жизни;
—уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
—понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
—проведение учащимися работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
—признание права каждого на собственное мнение;
—эмоционально-положительное отношение к сверстникам;
—готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
—умение отстаивать свою точку зрения;
—критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия;
—умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так
и для опровержения существующего мнения.
Содержание учебного предмета
Биология. Человек.
Содержание учебного предмета (70 часов, 2 часа в неделю)
Раздел 1. Введение. (2ч)
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.
Раздел 2. Происхождение человека. (3 ч)
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.
Раздел 3.. Строение организма . ( 4 ч)
Общий обзор организма. Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. Клеточное строение организма. Ткани. Внешняя и внутренняя среда организма. Строение ифункция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки.
Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление, их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологическогопокоя и возбуждения. Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные,нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.
Рефлекторная регуляция органов и систем организма. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга.
Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.
Лабораторные и практические работы
№ 1 Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки,эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей
№2 Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения.
№3 Коленный рефлекс.
Раздел 4.. Опорно-двигательная система. (7 часов)
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности.
Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).
Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменениемышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения.
Динамическая и статическая работа.
Нарушения осанки и развитие плоскостопия: причины, выявление, предупреждение и исправление.
Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Лабораторные и практические работы
№4 Микроскопическое строение кости
№5 Мышцы человеческого тела
№ 6 Утомление при статической и динамической работе
№7 Выявление нарушений осанки
№ 8 Выявление плоскостопия
№ 9 Самонаблюдение работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки.
Раздел 5.. Внутренняя среда организма. (3 часа)
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие.
Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты).
Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови.
Малокровие. Кроветворение.
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И.И.Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет
клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз.
Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители ипереносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней.
Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость.
Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей
Лабораторные и практические работы
№ 10 Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом
Раздел 6.. Кровеносная и лимфатическая системы организма. (6 часов)
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца.
Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца исосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Лабораторные и практические работы
№ 11 Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке
№ 12 Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение
№ 13 Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа
№ 14 Опыты, выясняющие природу пульса
№ 15 Функциональная проба: реакция сердечно сосудистой системы на дозированную нагрузку
Раздел 7. Дыхание (4 часа)
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха ивыдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональныевозможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких.
Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме.Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимации. Влияние курения и других вредных привычек на организм.
Лабораторные и практические работы
№ 16 Изменение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха
№ 17 Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе
Раздел 8 Пищеварение (6 часов)
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значениепищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал,пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляциядеятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика.Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов.Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
Лабораторные и практические работы
№18 Действие ферментов слюны на крахмал
Самонаблюдения: определение положения слюнныхжелѐз, движение гортани при глотании.
Раздел 9. Обмен вещества и энергии. (3 часа)
Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро-имакроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевойрацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.
Лабораторные и практические работы
№19 Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки
№ 20 Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат.
Раздел 10. Покровные органы. Теплорегуляция. Выделение. (4 ч)
Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями иволосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.
Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах.
Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма.
Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
Лабораторные и практические работы
Самонаблюдения: рассматривание под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти. Определение типа кожи с помощью бумажной салфетки.
Определение шампуня с особенностями местной воды.
Раздел 11. Нервная система. (5 часов)
Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы инервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения иторможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые иобратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений. Значение нервной системы. Мозг ипсихика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система;нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строениеголовного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг.Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора большихполушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры большихполушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.
Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.
Лабораторные и практические работы
№ 21 Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга
№22 Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи – тест определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономнойнервной системы при раздражении
Раздел 12. Анализаторы. Органы чувств. (5 часов)
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ходлучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительногоанализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травмглаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор.Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха.
Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.
Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
Лабораторные и практические работы
№ 23 Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением, а также зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.
№ 24 Обнаружение слепого пятна.
№ 25 Определение остроты слуха.
Раздел 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. (5 часов)
Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М.Сеченов и И.П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы.Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения.
Учение А. А. Ухтомского о доминанте. Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление.Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип. Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенностивысшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребностилюдей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения.Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление. Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм.
Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.
Лабораторные и практические работы
№26 Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработка нового динамического стереотипа
№27 Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом
Раздел 14. Железы внутренней секреции (эндокринная система). (2 ч)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы.Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ.Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.
Раздел 15. Индивидуальное развитие организма. (5 ч)
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половыххромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование иразвитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитиезародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля — Мюллера и причиныотступления от него. Влияние наркотических веществ (табака, алкоголя, парко гиков) на развитиеи здоровье человека.
Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем:
СПИД, сифилис и др. Их профилактика.
Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни,межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.
Резерв время – 6 ч
Учебно- тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Лабораторные работы |
1. | Введение. | 2 | |
2. | Происхождение человека. | 3 | |
3 | Строение организма | 4 | № 1 Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки,эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей №2 Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. №3 Коленный рефлекс. |
4 | Опорно-двигательная система. | 7 | №4 Микроскопическое строение кости №5 Мышцы человеческого тела № 6 Утомление при статической и динамической работе №7 Выявление нарушений осанки № 8 Выявление плоскостопия № 9 Самонаблюдение работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки. |
5 | Внутренняя среда организма. | 3 | № 10 Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом |
6 | Кровеносная и лимфатическая системы организма | 6 | № 11 Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке № 12 Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение № 13 Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа № 14 Опыты, выясняющие природу пульса № 15 Функциональная проба: реакция сердечно сосудистой системы на дозированную нагрузку |
7 | Дыхание | 4 | № 16 Изменение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха № 17 Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе |
8 | Пищеварение | 6 | №18 Действие ферментов слюны на крахмал Самонаблюдения: определение положения слюнныхжелѐз, движение гортани при глотании. |
9 | Обмен вещества и энергии. | 3 | №19 Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки № 20 Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат. |
10 | Покровные органы. Теплорегуляция. Выделение | 4 | Самонаблюдения: рассматривание под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти. -Определение типа кожи с помощью бумажной салфетки. Определение шампуня с особенностями местной воды |
11 | Нервная система | 5 | № 21 Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга №22 Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи – тест определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономнойнервной системы при раздражении |
12 | Анализаторы. Органы чувств. | 5 | № 23 Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением, а также зрительные, слуховые, тактильные иллюзии. № 24 Обнаружение слепого пятна. № 25 Определение остроты слуха. |
13 | Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. | 5 | №26 Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработка нового динамического стереотипа №27 Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом |
14 | Железы внутренней секреции (эндокринная система) | 2 | |
15 | Индивидуальное развитие организма | 5 | |
Резерв | 6 | ||
Итого | 70 | 27 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел, Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт | |||
Введение (2 часа) | 2 | |||
1 | Науки, изучающие организм человека. Их становление и методы исследования | 2 | ||
Раздел1 Происхождение человека (3часа) | ||||
2 | Место человека в систематике | 1 | ||
3 | Основные этапы эволюции человека. | 1 | ||
4 | Человеческие расы. Человек как вид | 1 | ||
5 | Раздел3«Строение организма» (4 часа)+ 2 ч из резерва Общий обзор организма Уровни организации. Органы и системы органов. | 1 | ||
Тема 2.2 Клеточное строение организма. Ткани (5 часов) | 5 | |||
6 | Внешняя и внутренняя среда организма. | 1 | ||
7 | Жизненные процессы клетки | 1 | ||
8 | Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервные ткани. | 1 | ||
9 | Строение и функция нейрона. Синапс. | 1 | ||
10 | Лабораторная работа№1 «Рассматривание клеток и тканей в микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной» | 1 | ||
Тема 2.3 Рефлекторная регуляция органов и систем организма 1 час | 1 | |||
11 | Рефлекс и рефлекторная дуга.Лабораторная работа №2 «Самонаблюдение мигательного рефлекса и условного его проявления и торможения. Коленный рефлекс» | 1 | ||
Тема 2.4 Опорно-двигательная система (7часов) | 7 | |||
12 | Скелет и мышцы, их функции. Строение костей. Лабораторная работа №3 Микроскопическое строение костей | 1 | ||
13 | Скелет человека. Изменеия связанные с развитием мозга и речи | 1 | ||
14 | Типы соединения костей | 1 | ||
15 | Строение мышц. Обзор мышц человеческого тела. Лабораторная работа №4 Мышцы человеческого тела, «Самонаблюдение работы основных мыщц ,роль плечевого пояса в движении руки» | 1 | ||
16 | Работа скелетных мышц и их регуляция Лаб.р.№5 Утомление при статистической и динамической работе | 1 | ||
17 | Причины нарушения осанки и развитие плоскостопия Лаб.работа.№6 « Выявлениенарушений осанки», №7 « Выявление плоскостопия». | 1 | ||
18 | Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов | 1 | ||
Тема 2.5 Внутренняя среда организма (3часа) | 3 | |||
19 | Компоненты внутренней среды: кровь тканевая жидкость и лимфа Л.р.№8 Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом | 1 | ||
20 | Борьба организма с инфекцией. Иммунитет | 1 | ||
21 | Иммунология на службе здоровья | 1 | ||
Тема 2.6 Кровеносная и лимфатическая системы (6 часов) | 6 | |||
22 | Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. | 1 | ||
23 | Круги кровообращения Лаб раб.№9Положение венозных клапанов, изменения в тканях при перетяжках | 1 | ||
24 | Строение и работа сердца | 1 | ||
25 | Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения Лаб. Раб.№10 Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа, опыты, выясняющие природу пульса». | 1 | ||
26 | Гигиена сердечно – сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов Лаб раб.№11 «Функциональная проба» | 1 | ||
27 | Первая помощь при кровотечениях | 1 | ||
Тема 2.7 Дыхание (4часа) | 4 | |||
28 | Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Заболевание дыхательных путей. | 1 | ||
29 | Легкие. Легочное и тканевое дыхание | 1 | ||
30 | Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды | 1 | ||
31 | Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья Лаб.Раб.№12. Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха, функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе» | 1 | ||
Тема 2.8 Пищеварение (6часов) | 6 | |||
32 | Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. | 1 | ||
33 | Строение и функции пищеварительной системы. | 1 | ||
34 | Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Лабораторная работа №13. Действие ферментов слюны на крахмал | 1 | ||
35 | Функции тонкого и толстого кишечника. Барьерная роль печени. Аппендикс. Первая помощьпри подозрении на аппендицит | 1 | ||
36 | Регуляция деятельности пищеварительной системы. | 1 | ||
37 | Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно – кишечных инфекций | 1 | ||
Тема 2.9 Обмен веществ и энергии (3часа) | 3 | |||
38 | Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых организмов Лабораторная работа.№14 Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки» | 1 | ||
39 | Витамины | 1 | ||
40 | Энергозатраты человека и пищевой рацион Лабораторная работа №15. «Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат» | 1 | ||
Тема 2.10 Тема «Покровные органы. Теплорегуляция. Выделение. (4 часа) | 3 | |||
41 | Наружные покровы тела человека. | 1 | ||
42 | Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний. | 1 | ||
43 | Терморегуляция организма. Закаливание | 1 | ||
44 | Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Заболевания органов выделительной системы. | 1 | ||
Тема 2.12Нервная система(5 часов) | 5 | |||
45 | Значение нервной системы. | 1 | ||
46 | Строение нервной системы: спинной и головноймозг | 1 | ||
47 | Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка. Лабораторная работа.№16 Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка и заднего мозга | 1 | ||
48 | Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. | 1 | ||
49 | Соматический и автономный отделы нервной системы | 1 | ||
Тема 2.13 Анализаторы. Органы чувств. (5часов) | 5 | |||
50 | Анализаторы и органы чувств. | 1 | ||
51 | Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Лабораторная работа. №17«Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением» | 1 | ||
52 | Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней | 1 | ||
53 | Слуховой анализатор | 1 | ||
54 | Органы равновесия, кожно – мышечнойчувствиительности, обоняния и вкуса. | 1 | ||
Тема 2.14 Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5часов) | 5 | |||
55 | Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности | 1 | ||
56 | Врожденные и приобретенные программы поведения Лабораторная работа.№18 Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа | 1 | ||
57 | Сон и бодрствование. Сновидения . | 1 | ||
58 | Особенности ВНД человека. Речь и сознание. Познавательные процессы | 1 | ||
59 | Волевые действия. Эмоции. Внимание . Лабораторная работа.№19 «Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе» (оценочная) | 1 | ||
Тема 2.15 Железы внутренней секреции (2 часа) | 2 | |||
60 | Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства и гормонов. | 1 | ||
61 | Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Причины сахарного диабета. | 1 | ||
Раздел 3 Индивидуальное развитие организма. (5 часов) | 5 | |||
62 | Жизненные циклы. Бесполое и половое размножение | 1 | ||
63 | Развитие зародыша и плода. Беременность и роды | 1 | ||
64 | Наследственные и врожденные заболевания, и заболевания, передающиеся половым путем | 1 | ||
65 | Развитие ребенка после рождения. Индивид личность. | 1 | ||
66 | Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути. | 1 | ||
67 68 69 70 | Резервный урок Резервный урок Резервный урок Резервный урок | 1 1 1 1 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Выписка
из протокола №3 заседания городского методического объединения учителей биологии от 28.08.2017 года
Вопрос №3. Лабораторные работы, подлежащие обязательному оцениванию.
По данному вопросу выступила председатель МО Травянова Е.А. В связи с тем, что в школах нет некоторых необходимых биологических объектов для изучения, многие лабораторные работы небольшие по содержанию, она предложила решить коллективно, какие лабораторные работы обязательно оценивать.
Решили:
Лабораторные работы, подлежащие обязательному оцениванию в 8классе:
-Утомление при статистической и динамической работе
-Выявление нарушения осанки
-Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выясняющие природу пульса
-Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе
-Действие ферментов слюны на крахмал
-Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат
Лабораторные работы оформлять в рабочих тетрадях
Председатель: Е.А. Травянова
Секретарь: Н.Г. Терешина
Лист изменений в программу
№ п/п | № урока | Тема урока | Причина изменений | Корректировка (изменен, внесен, аннулирован) | Подпись учителя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»
Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....