Урок по биологии в 6 классе "Многообразие и распространение плодов и семян"
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Платонова Марина Константиновна

Данный урок является обощенным. В нем собран богатый материал по многообразию плодов и семян всех стран. Урок рассчитан на дифференцированный подход к каждому обучающемуся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок по биологии в 6 классе38.66 КБ

Предварительный просмотр:

Класс 6

Предмет биология

Тема «Многообразие и распространение плодов и семян»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Данный урок проведён по разделу «Строение и многообразие покрытосеменных растений» УМК «Биология 5-11 классы.» Под редакцией Пасечника.

Цель урока: организация продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение ими результатов:

1. Предметных:

закрепление знания о генеративных органах растения; об особенностях строения плодов и семян, их разнообразии и значении в жизни человека. 

2. Метапредметных:

в познавательной деятельности  создать  условия:

для развития навыков работы с натуральными объектами и наглядными пособиями; для развития памяти, мышления учащихся. 
           в информационно-коммуникативной деятельности  создать условия для формирования:

- умения вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).

- умения отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности.

в  рефлексивной деятельности

самоконтроль и оценка результатов своей деятельности;

- формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

3. Личностных:

- Продолжить воспитание внутренней мотивации к учению через интересный, познавательный подбор содержания учебного материала.

-  Воспитывать самостоятельность, наблюдательность, любознательность;

- расширять кругозор учащихся, воспитание бережного отношения к живой природе.

Учитель: Здравствуйте ребята и наши гости! Я рада всех вас видеть сегодня на уроке.

И так начнём работу на сегодняшнем уроке

(ученица читает загадку)

Цветок всю ночь готовит мед,

Пчелу – сластену в гости ждёт.

Бери, мол, но как другу,

Мне окажи услугу:

Пыльцу мучную эту

Перенеси соседу…

Пчела несёт её, и вот –

Цветок увял, и зреет……….(плод)

Итак мы сегодня будем говорить о плодах. Как образуется плод мы уже знаем. С классификацией плодов  мы уже знакомились. Какие функции выполняет плод тоже знаем. Так что же ещё вы хотели бы знать о плодах?

)Ответы учащихся: какие экзотические плоды есть в мире и увидеть их, значение плодов , как распространяются плоды и семена)

Учитель: Откроем тетради запишем число и тему урока» Распространение и разнооообразие плодов»

Домашним заданием у вас было: дать ответы на вопросы (устно)Разминка. Задание « Ты мне –я тебе»

1.Что такое плод? (Плод – это орган размножения цветковых растений, развивающийся из цветка и содержащий в себе семена0

2Каковы . функции плодов.?(защита , развитие, созревание и  распространение семян)

3. Из чего состоит плод? (из околоплодника и семян)

4.Что такое околоплодник?( Околоплодник – это разросшиеся и видоизмененные стенки завязи)

.5. Какие части цветка участвуют в . образовании околоплодника? Участвуют основания тычинок, лепестков, чашелистиков, цветоложе.)

6. Какое условие необходимо для образования плодов? (опыление и оплодотворение)

7.Из чего образуются семяна?( из семязачатков завязи пестика)

8.Какие ещё кроме завязи части цветка могут участвовать в образовании плода? ( основания тычинок, Лепестков, чашелистиков, цветоложе)

9. Как называется плод , если он образуется из цветка у которого 1 пестик? (простой, слива, абрикос)

10. Как называется плод , если он образуется из цветка у которого несколько пестиков? (сборный или сложный – малина, ежевика)

11. Что такое соплодие? (Соплодие образуется из целого соцветия в результате срастания нескольких плодов и превращение их в единое целое. Ананас)

12На какие две группы разделяют плоды в зависимости от количества воды в околоплоднике? (Плоды разделяются на сочные и сухие)

-Назовите сочные ягодовидные плоды?(огурец, апельсин, банан, виноград, томат, черника)

-Назовите сочные костянковидные плоды (слива, вишня, малина,морошка)

-Сухие ореховидные плоды(подсолнечник, пшеница, дуб,лещина)

-Сухие коробочковидные плоды (мак, дурман, капуста, боб, горох)

Молодцы ребята!  Посмотрите у меня есть корзина , она прибыла к нам из Королевства «Плодов» ,   жители этого королевства просят нас помочь  им найти гостей, которые не имеют прописки  и отправитьих в свои королевства.

Назовём нашу задачу «ПЛОД – НЕ ПЛОД»

В корзине находятся:

- Кочан капусты

- Шишка

- Клубень картофеля

-луковица

- Морковь

-яблоко

-груша……

Цель игры: взять из корзины то, что не является плодом и объяснить почему.

Ответы:

Кочан капусты – это не плод, так как он образовался до цветения растения. Это двулетнее растение. Плод образуется только после появления цветка. Кочан капусты – это видоизменённая гигантская почка, она состоит из короткого стебля с многочисленными листьями налегающими друг на друга

Шишка  – у ели нет цветков, поэтому не может быть плодов. Шишка – это побег.

Клубень картофеля – это видоизменённый побег. Наличие глазков – почек говорит о  том, что  из этих почек будет развиваться побег

Морковь – это корнеплод (видоизменённый корень), где в запас откладываются питательные вещества.

Луковица – это видоизменённый побег. Донце это плоский стебель. Чешуи лука это видоизменённые листья. Наличие на донце почек, расположенных в пазухах чешуй подтверждает, что луковица – это видоизмененный побег.

Сейчас вы выполните лабораторную работу

Лабораторная работа

Цель: изучить и классифицировать предложенные плоды.

Оборудование: лоток, коллекция плодов, раздаточный материал, учебник.  

 Задание:Рассмотреть имеющиеся у вас плоды.

С помощью учебника определите их названия.

  1. Разделите их на сочные и сухие, односемянные и многосемянные.
  2. Заполните таблицу: (в графе 1, 2, 3, 4 – просто поставьте знак « +»)

Название растения

Тип плода

Название

плода

 1. Сочный

2. Сухой

3. Односемянной

4. Многосемянной

рябина

 +

 +

 яблоко

 

 

 

 

 

Динамическая пауза

Сдунул ветер нас с цветка(дуют)

И поднял под облака(встают на носочки)

Мы летим, летим, летим, Приземлиться не хотим(кружатся)

Вертолётики у клёна

Ветерок с собой зовёт(манят за собой)

Мы расправим руки крылья (руки в стороны)

И отправимся в полёт(изображают вертолёт)

Парашютик белый- белый

Тоже с ветром полетел бы

Только ветер стал стихать

Всех на Землю опускать (медленно присядают)

Мы на место сядем тоже

И занятия продолжим(садятся на места)

Учитель: О чем дальше пойдёт речь на нашем уроке? Вы уже догадались из нашей фикультминутки. Распространение семян – необходимое условие для существования и процветания растений. Запишите в тетрадь с учебника стр 74-75 способы распространения семян и виды растений  которые к ним относятся.

-с помощью ветра(берёза, клён, ясень)

-Распространение водой(ольха, кокосовая пальма)

- Распространение саморазбрасыванием (горох, фасоль,акация)

-распространение с помощью животных и человека (рябина, черёмуха,)

Семяна называют ещё «безбилетники». Они очень часто «уезжают от своих родителей. Семяна, попавшие в дорожную грязь, могут прилипать к лапкам зверей и птиц. Великий английский учёный Чарльз Дарвин однажды вырастил из грязи, смытой с птичьей лапки 80 растений! Я предлагаю вам посмотреть видео о распространении семян.            ВИДЕО

Черный ящик

  1. Однолетнее растение из семейства Бобовые, давшего нам горох, фасоль и бобы.  После оплодотворения образующаяся завязь начинает постепенно нагибаться к почве и проникает на глубину 8-10 см. Дальнейшее развитие происходит в почве, поэтому его называют земляным орехом. Образуется боб длиной 1-6 см с 1-2 семянами. Их и употребляют в пищу. (АРАХИС)

  1. Этот плод образуется на деревьях и кустарниках, которые могут прожить даже до 500 лет. Имеют от 1-до 10 семян. С латинского название плода переводится «пища богов». Есть группа сортов этого плода с коричневой мякотью. Плод содержит вяжущее вещество –танин. Вяжущий вкус теряется  когда окончательно созревает, тоггда мякоть приобретает желеобразную оранжевую консистенцию. От этого вяжущего привкуса можно избавиться в результате заморозки  (ХУРМА)

  1. Растение довольно теплолюбиво и поэтому его культурное разведение ограничено 41-м градусом как северной, так и южной широты. Примечательно, что этот плод  очень древний. Первые плоды этого дерева  на нашей планете росли уже в те времена, как только на Земле появились первые динозавры.

 Плоды представляют собой очень крупные ягоды, имеющие кожистый околоплодник и сохранившуюся чашечку. Некоторые плоды могут быть до 15-18 см в диаметре.

Кожура может быть самых различных оттенков - от оранжево-желтого до буро-красного, почти черного.

В плоде очень много семян (у некоторых сортов до 1200 шт./плод), которые собраны в камерах или гнездах, составляющих два яруса. Каждое семя расположено в сочном коконе. Цвет зерен плода достаточно однообразен, но известно много сортов, отличающихся по оттенку зерен, содержанию в них сахаров и даже по размеру косточки. Некоторые сорта  имеют настолько маленькие косточки, что они почти не заметны при поедании плодов, поэтому их называют бескосточковыми. Этот плод получил свое название  за сходство с известным полудрагоценным камнем. (ГРАНАТ)

Учитель: А сейчас у нас информационная страничка о растениях ,у которых созревают удивительные плоды. «А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ЧТО….»

Самый крупный плод

Второй по размерам остров Сейшельского архипелага является родиной Сейшельской пальмы. Это растение уникально тем, что на нем рождаются самые крупные семена в мире, диаметром около метра и весом порядка 45 килограммов. Однако больше всего эти плоды поражают не столько своим размером, сколько формами.  

В давние времена о невероятных гигантских орехах придумывали легенды. Поскольку их никогда не видели растущими на земле, а находили всегда выброшенными на берег волнами, люди считали, что это плоды морских растений и растут они на глубоком морском дне, за что и прозвали их морскими кокосами

Разгадали загадку происхождения морского кокоса французы, когда в середине XVIII века случайно обнаружили заповедную пальму на острове Праслин. Как оказалось, деревья имеют разный пол, а упавшее в грунт семя прорастает только спустя год. Семена тяжелее воды, а побывав в море, теряют свою способность к прорастанию, вот почему морское течение до сих пор не расселило прекрасное растение на другие континенты.

Тогда за диковинный плод готовы были платить целое состояние, доверху наполняя золотом его скорлупу — именно столько за него просили торговцы. Немало ажиотажа добавили знахари, заявив, что таинственный орех справляется со множеством болезней лучше любого лекарства

Самый маленький плод

Самыми меленькими плодами являются семена Ванильной орхидеи 

В 1 грамме пыльцы ванильной орхидеи содержится около 992 250 000 семян. Она встречается  во всех тропических регионах. Свое второе название «ванильная» орхидея получила за то, что во многих местах из ее плодов изготовляют ценную кондитерскую пряность – ваниль.

Среди водных растений следует отметить Вольфию бескорневую. Ее зрелый плод достигает 0,25 миллиметров в длину ,а масса в 10 000 раз меньше крупинки соли.

14 САЛАКА Змеиный фрукт

Змеиный фрукт родом из Индонезии. Они растут гроздьями, а прозвище свое получили из-за красно-коричневой чешуйчатой кожуры, которая легко снимается. Внутри находятся 3 белых сладких «сегмента», каждый из которых содержит небольшие черные несъедобные семена. Фрукты обладают кисло-сладким вкусом, по консистенции напоминают яблоки.

10 Рамбутан

Рамбутан — это странного вида фрукт, который выглядит как пушистая клубника. Его родина — это Юго-Восточная Азия, но он широко распространен и в других регионах, особенно в Коста-Рике, где его называют «китайской присоской». Плоды, диаметром 3–6 см, имеют овальную форму. Плоть немного жесткая, но легко отделяется от кожуры, на вкус рамбутан кисло-сладкий

6.Хлебное дерево принадлежит семейству тутовых, а родом оно с Филиппин и с островов Юго-Восточной Азии. Плоды по вкусу напоминают банан, сырыми их можно есть, когда они полностью созрели, в недозрелом виде же их можно употреблять в пищу только приготовленными. Спелый плод мягкий и сладкий, незрелый — плотный и крахмалистый, название же свое он получил из-за того, что при приготовлении недозрелого плода он по вкусу очень напоминает свежеиспеченный хлеб.

3.Черимойя

Черимойя, или кремовое яблоко, является лиственным растением, произрастающим в высоких горнах районах Южной Америки. Плод дерева имеет округлую форму с 3 типами поверхности (бугорчатая, гладкая или смешанная). Мякоть плода кремовой консистенции очень ароматная, белая и сочная. Говорят, что вкус плода похож на сочетание банана, маракуйи, папайи и ананаса. Марк Твен в 1866 году сказал: «Черимойя — самый вкусный из всех известных фруктов»

9.Джаботикаба

Бразильское виноградное дерево — это очень странное растение родом из Юго-Восточной части Бразилии. Странность этого дерева заключается в том, как на нем растут фрукты. Первоначально, желтовато-белые цветы появляются на всем стволе и крупных ветках, затем цветы превращаются в плоды, в диаметре составляющие 3–4 см. Внутри фиолетовых круглой формы фруктов содержится мягкая желатиновая плоть с 1–4 черными семенами. Плод очень сладкий, его можно есть просто так, однако, чаще всего его используют для изготовления вина или ликера.

15 Баиль

Баиль, или каменное яблоко, родом из Индии, однако, его можно найти на всей территории Юго-Восточной Азии. Баиль — это гладкий фрукт с древесной кожурой, которая бывает окрашенной в желтый, зеленый или серый цвета. Жесткая внешняя кожура настолько твердая, что до фрукта можно добраться только с помощью молотка. Внутри находится желтая мякоть с несколькими волосатыми семенами, которую можно употреблять в пищу свежей или сушеной. Из спелых фруктов часто готовят напиток под названием шарбат, в состав которого также входят вода, сахар и сок лайма с мякотью. Необходим всего лишь один крупный фрукт для того, чтобы приготовить 6 литров шарбата.

Биологический диктант по теме: «.Плод. Распространение плодов и семян»

.

  1. Плод участвует в генеративном размножении растения.
  2. Боб относится к сочным односемянным плодам.
  3. Плод яблоко имеют груша, рябина, айва.
  1. Орган покрытосеменных, образующийся в процессе оплодотворения цветка, состоит из семян и околоплодника это плод
  2. Многосемянный плод с кожистым внешним слоем – орех
  3. Многосемянный плод с пленочными камерами ,в которых находятся семена – яблоко
  4. Плоды, у которых околоплодник сухой кожистый или одревесневший с незначительным содержанием воды – сухие плоды.
  5. Назовите растения, плоды и семена которых распространяются самостоятельно – ______
  6. Как распространяются плоды и семена, если они легкие, имеют волоски, парашютики, крылышки – _________

Учитель: Молодцы! Вы показали хорошие знания. А что вы скажите на прощание.

1 ученик:

Ведь у каждого растения

Семя есть для продолжения.

Плод созреет, упадет –

Семя в землю попадет.

Потому растут цветы,

Каждый год растут деревья

И приносят нам плоды.

2 ученик:

Почему мы устаем?

Плохо спим, лекарства пьем?

Потому что витаминам

Мы вниманья не даем.

3 Ученик:

Овощи, фрукты нужны нам всегда

Без них человеку – просто беда.

Нигде не найдет ценнее он клад –

Здоровьем каждый будет богат!

4 ученик:

К чему мы все это вам говорим?

Чтоб знали природу и ей дорожили.

Любите природу, заботьтесь о ней,

Она сейчас многих вещей поважнее.

И счастье нашей планеты Земля,

Зависит, быть может, и от тебя.

Домашнее задание: так,как  урок у нас был творческим, то и домашнее задание будет творческим :Написать небольшое сочинение «Мой любимый плод»

ОЦЕНКИ

Рефлексия

Ребята, у вас на столах есть яблоки- смайлики. На обратной их стороне  записаны слова или словосочетания.Уходя из кабинета отдайте мне в руки те, которые подходят для вас на данный момент.

Фамилия, имя ________________________________________________________

Лабораторная работа «Типы плодов»

Цель: изучить и классифицировать предложенные плоды.

Оборудование: лоток, коллекция плодов, раздаточный материал, учебник.  

 Задание :Рассмотреть имеющиеся у вас плоды.

С помощью учебника определите их названия.

  1. Разделите плоды  на сочные и сухие, односемянные и многосемянные.
  2. Заполните таблицу: (в графе 1, 2, 3, 4 – просто поставьте знак « +»)

Название растения

Тип плода

Название

плода

 1. Сочный

2. Сухой

3. Односемянной

4. Многосемянной

рябина

 +

 +

 яблоко

 

 

 

 

 

Биологический диктант по теме: «.Плод. Распространение плодов и семян»

Выберите номера ВЕРНЫХ суждений

.

  1. Плод участвует в генеративном размножении растения.
  2. Боб относится к сочным односемянным плодам.
  3. Плод яблоко имеют груша, рябина, айва.
  4. Орган покрытосеменных, образующийся в процессе оплодотворения цветка, состоит из семян и околоплодника

  1. Многосемянный плод с кожистым внешним слоем – орех

  1. Многосемянный плод с пленочными камерами ,в которых находятся семена – яблоко

  1. Плоды, у которых околоплодник сухой кожистый или одревесневший с незначительным содержанием воды – сухие плоды                

Допишите предложения:

  1. Назовите растения, плоды и семена которых распространяются самостоятельно –     _________________________________

  1.  Как распространяются плоды и семена, если они легкие, имеют волоски, парашютики, крылышки – _________________________

Задание « Ты мне –я тебе»

1.Что такое плод?

2Каковы . функции плодов.?

 3. Из чего состоит плод?

4.Что такое околоплодник

5. Какие части цветка участвуют в . образовании околоплодника?

6. Какое условие необходимо для образования плодов?

7.Из чего образуются семяна?

8.Какие ещё кроме завязи части цветка могут участвовать в образовании плода?

9. Как называется плод , если он образуется из цветка у которого 1 пестик? 10. Как называется плод , если он образуется из цветка у которого несколько пестиков?

11. Что такое соплодие?

12. На какие две группы разделяют плоды в зависимости от количества воды в околоплоднике?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по биологии "Распространение плодов и семян"

На уроке-исследовании создаются условия для самостоятельного усвоения учащимися знаний о приспособленности растений к распространению плодов и семян в природе....

Открытый урок по биологии в 6 классе по теме "Строение семян"

Открытый урок по биологии в 6 классе по теме "Строение семян"...

урок по биологии в 6 классе "Условия прорастания семян"

урок соответствует требованиям ФГОС...

Конспект урока по биологии по теме: "Условия прорастания семян" (6 класс)

Конспект урока с использовнием технологий ЛОО...

Урок по биологии то теме: Рост и развитие растений. Л/Р « Условия для прорастания семян»6 класс

Данный  урок  посвящён   теме: Рост  и  развитие  растений  6  класс  по  Сонину...