Материалы урока по биологии 6 класс Курс «Биология. Многообразие покрытосеменных растений» Тема «Строение и многообразие покрытосеменных растений» Урок №14 «Распространение плодов и семян»
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Урок подготовлен в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_rasprastranenie_plodov_isemyan.docx | 31.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Иозефовская основная школа»
Материалы урока по биологии
6 класс
Курс «Биология. Многообразие покрытосеменных растений»
Тема «Строение и многообразие покрытосеменных растений»
Урок №14 «Распространение плодов и семян»
Фараонова В.Н. учитель биологии
1 квалификационной категории
2018 г
Технологическая карта урока
по теме «Распространение плодов и семян»
Ф.И.О педагога | Фараонова Валентина Николаевна | |
Предмет | Биология | |
Класс | 6 | |
Тип урока | Комбинированный | |
Тема | Распространение плодов и семян | |
Цель | Ознакомление учащихся с особенностями распространения плодов и семян, с различными приспособлениями к их распространению, возникшими в процессе эволюции | |
Задачи | Образовательные Развивающие Воспитательные | Закрепить понятия плод и семя; изучить основные способы распространения плодов и семян; определить значение распространения для растений Развивать умения учащихся работать в парах, самостоятельно с учебником; принимать активное участие в дискуссиях, выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения, развивать логическое мышление через нахождение причинно-следственных связей Способствовать формированию экологического мышления через выявление отношений между организмами, развивать эстетический вкус |
УУД | Личностные Регулятивные Коммуникативные Познавательные УУД - (П): | Смыслообразование (связь между целью и мотивом) Самоопределение (построение жизненных смыслов) Планирование своих действий, контроль, коррекция, оценка, самооценка Умение общаться, слушать собеседников, вступать в диалог, коллективное обсуждение, разрешение конфликтов Самостоятельное формулирование учебной цели, решение проблем, поиск и выделение информации, умение строить речевое высказывание в устной речи |
Планируемые результаты | Предметные Личностные Метапредметные | Продолжить формирование умения определять основные органы растений (плод, семя); формирование умения объяснять особенности строения плодов, определять причины их многообразия и роль в жизнедеятельности растения; формирование умения различать плоды по способу их распространения; формирование умения определять взаимосвязи строения и функций органов растений Формирование коммуникативной компетентности в общении между собой в парах, и в сотрудничестве со взрослыми в процессе образовательной деятельности; формирование представления о целостности научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; формирование основ биологической культуры, соответствующей современному уровню развития естественной науки на глобальном уровне Формирование умения определять понятия, делать обобщения, устанавливать связи между различными явлениями, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; умения оценивать свои действия и действия других; умения критически оценивать высказывания других и свои собственные; умения логически мыслить, устанавливать причинно-следственную связь между различными явлениями окружающей действительности; умения анализировать информацию, выделять главное и второстепенное, сравнивать между собой определённые факты, находить черты сходства и отличия
|
Основные понятия | Биологические Общенаучные | Плод, семя, околоплодник, крылатка, парашютик, зацепка, саморазбрасывание Взаимосвязь и взаимозависимость организмов и окружающей среды; отношения между частями одной системы; |
Межпред-метные связи | Биология и география Биология и литература | Связь между распространением плодов и семян в местах их обитания и климатическими особенностями различных территорий Связь между образом жизни растений и литературными произведениями авторов, вдохновленных наблюдениями |
Образовательные ресурсы | Основные Дополнительные ЭОР | Учебник: В.В. Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения. М., Дрофа, 2015. Коллекции плодов и семян. Крылатки клена или ясеня, репейник, череда, одуванчик, гроздь рябины, яблоко. Ноутбук. Электронное приложение к учебнику. |
Формы организации учебной деятельности | Фронтальная Индивидуальная Парная | При актуализации знаний по пройденному материалу, мотивации и постановке учебной цели; Индивидуальное выполнение заданий у доски, с карточками, в тетради, рефлексия Распределение обязанностей между участниками пары при закреплении изученного |
Технологическая карта с дидактической структурой урока
Дидактическая структура урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
Организац момент 2 мин. | Настраиваются на плодотворную работу на уроке | Приветствует учащихся, настраивает на исследование | |||
Проверка домашнего задания Актуализация знаний | Дают определение термина «плод», характеризуют строение плода, называют типы плодов по строен околоплодника и кол-ву семян Фронтальная и индивидуальная работа | Организует проверку домашнего задания | Заполнение схемы у доски), индивидуальные карточки с дифференцированными заданиями Устная беседа по вопросам: Что общего у всех сочных плодов? Чем отличаются? На какие группы делятся? Какие растения имеют такие плоды? Что общего у всех сухих плодов? Чем отличаются? На какие группы делятся? Какие растения имеют такие плоды? Назовите все ягодовидные плоды. Что общего у боба и стручка? Чем отличаются? Чем отличаются семянка и зерновка? Чем отличаются ягода и яблоко? | Выявить уровень усвоенности учебного материала по теме «Плод» | Познавательные УУД Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления |
Изучение нового материала Мотивация, целеполагание Постановка учебной задачи, ее решение Отчет о проделанной работе | Предлагают и формулируют тему и цель урока Работа в парах с учебником Определяют способы распространения плодов и семян и приспособления к распространению, записывают в тетрадь понятия. | Подводит к теме урока, корректирует и озвучивает окончательную тему и цель Ставится проблемный вопрос: «Какие функции выполняют плоды?» «Почему у разных растений они отличаются?» Организует фронтальное обсуждение проделанной работы, корректирует ответы учащихся информирует о роли человека в распространении семян с использованием | Работа с учебником (с. 25–26). I пара – распространение ветром (лёгкие, мелкие, наличие выростов: парашютики, пуховки, крылатки). II пара – распространение водой (лёгкие водонепроницаемые). III пара – распространение животными и человеком (сочные, яркие, вкусные, острые прицепки, крючки, зазубренные шипы). IV пара – самораспространение (подсыхание и скручивание стенок околоплодника, увеличение давления внутри плода). | 1.Формировать умение определять основные органы растений (плод, семя). 2.Формировать умение объяснять особенности строения плодов, их многообразие и роль в жизнедеятельности растения. | Регулятивные УУД 1. Сформировать умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). 2.Сформировать умения планировать свою индивидуальную образовательную траекторию, работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства. Познавательные УУД Формировать умение выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий). |
Закрепление изученного материала | Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу, с учетом изученного материала и отвечают на вопросы, используя текст учебника. Индивидуальная работа, работа в парах | Организует и корректирует заполнение таблицы учащимися, ответы на предложенные вопросы | Таблица «Способы распространения плодов и семян» Вопросы для закрепления: 1. Зачем семенам расселяться? Может, им было бы лучше рядом с материнскими растениями? 2. Что могут использовать растения для расселения семян и плодов? 3. Один из сотрудников радиостанции на берегу Северного Ледовитого океана обнаружил семя тропич. растения. Семя было с толстыми покровами и обладало хорошей плавучестью. Как оно могло попасть из тропических стран на берег холодного океана? 4.Типичное европейское растение подорожник обыкновенный встречается и в Америке. Как он мог попасть в Америку и на другие континенты? 5. На одном растении осота образуется до 35 тыс. семян. Какое это имеет значение для растения? | Формировать умение определять взаимосвязи строения и функций органов растений. | Коммуникативные УУД Формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре. Познавательные УУД Формировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий). |
Подведение итогов | Работают в парах | Организует работу | Составьте словесное описание внешнего вида и способа распространения плода так, чтобы плод можно было узнать. | Формировать умение определять взаимосвязи строения и функций органов растений. | Коммуникативные УУД Формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. |
Рефлексия Самоанализ деятельности на уроке Анализ работы класса | Делают выводы, определяют, что новое узнали на уроке, над чем предстоит еще поработать. | Помогает ученикам формулировать выводы. Выставляет оценки за урок | Что тебе понравилось на уроке, а что не понравилось? Что нового ты узнал? Что бы ты изменил? Что можно было бы добавить? Как работал класс? Кто из одноклассников сегодня постарался? Кто работал плохо? | Регулятивные УУД Формировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки Формировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. | |
Домашнее задание (дифференцированное) | Слушают, записывают задания в дневник, выбирают форму работы | Объясняет выполнение домашнего задания | Прием свободы выбора задания: учащимся предлагается творческое задание по составлению ребусов по теме «Плоды», ответить на вопросы после параграфа, сделать доклад о любом плоде, о роли человека в распространении плодов, приготовить загадки о плодах, стихи. | Регулятивные УУД Формировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно |
Технологическая карта с методической структурой урока
Дидактическая структура урока | Методическая структура урока | Признаки решения дидактических задач | ||||
Методы обучен. | Форма деятельности | Методические приемы и их содержание | Средства обучения | Способы организации деятельности | ||
1.Организационный момент | Словесный мотивации учебной деятельности | Групповая | Активация знаний о плодах | |||
2.Актуализация знаний | Наглядный словесный познавательный | Самостоятельная работа | Прием тестирования | Тетрадь | Индивидуальная | Мотивация учебной деятельности |
3.Изучение нового материала | Проблемный Самостоятельная работа с учебником, обсуждение | Наблюдение, дискуссия, беседа, самостоятельная работа с учебником | Приемы создания проблемной ситуации и ее решения 1.Побуждающий от проблемной ситуации диалог. | Учебник, тетрадь | ФронтальнаяГрупповая Индивидуальная
| Целевая установка. Активация знаний о плодах, как частях растения, развившихся из цветка и содержащих семена. Формировать умение описывать строение плода и его частей. |
Закрепление изученного материала | Самостоятельная работа | Учащиеся отвечают на вопросы с помощью учебника предложенные учителем | Тетрадь, ручка | Групповая | Применение полученных знаний о плоде и его строении при выполнении групповой работы | |
Подведение итогов | Метод взаимоконтроля словесный рефлексивный | беседа Учитель комментирует задания и выставляет оценки | Анализ работы учащихся | Тетрадь, ручка, журнал, дневники | Парный фронтальный | Активация новых знаний о плодах |
Домашнее задание (дифференцированное) | Словесный, наглядный | Учитель объясняет выполнение домашнего задания | Прием свободы выбора задания: учащимся предлагается творческое задание по составлению ребусов по теме «Плоды», ответить на вопросы после параграфа, сделать доклад о любом плоде, о роли человека в распространении плодов, приготовить загадки о плодах, стихи. | Дневники, ручки | Фронтальный | Активизация познавательной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические задания по биологии для учащихся 6 класса на тему: «Строение и многообразие покрытосеменных растений»
материал можно использовать для разработки уроков по биологии в 6 классе...
Терминологический диктант по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений»
Проверочный тест по покрытосеменным (терминологический диктант)...
Рабочая программа элективного курса по биологии в 6 классе "строение и многообразие покрытосеменных растений"
Рабочая программа содержит дополнительный материал для полного освоения учащимися курса биологии 6 класса...
Проверочная работа по биологии в 6 классе по теме "Строение и многообразие покрытосеменных растений"
Материал содержит тестовые задания в двух вариантах, варианты ответов, критерии оценивания ответов, проверяемые результаты, шкалу перевода баллов в традиционные оценки, к учебнику В.В. Пасечника, &quo...
Обобщение по теме:«Строение и многообразие покрытосеменных растений».
Обобщение по теме: «Строение и многообразие покрытосеменных растений»....
Контрольная работа по теме: Строение и многообразие покрытосеменных растений.
Покрытосеменные растения...
Контрольная работа по теме: «Строение и многообразие покрытосеменных растений»
Контрольная работа по теме: «Строение и многообразие покрытосеменных растений» для 6 класс в соответствии с УМК В.В.Пасечника составлена в 2 вариантах. Может быть использована п...