урок по биологии в 6 классе "Условия прорастания семян"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
урок соответствует требованиям ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_biologii_v_6_klasse_na_temu.doc | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по биологии в 6 классе на тему " Условия прорастания семян"
Тема урока: Условия прорастания семян.
Цели урока:
1. Образовательные
- Сформировать и систематизировать знания об условиях прорастания семян, о необходимости определенной температуры, влажности, наличия воздуха, запасных питательных веществ, о глубине заделки семян в почву, световом режиме.
- Установить зависимость жизнедеятельности семян от условий среды, правила хранения семян, агротехнику посева семян.
2. Развивающие
- Развивать знания об условиях проращивания семян, общие биологические понятия, убеждения в естественном характере биологических явлений и материальной обусловленности их.
- Развивать знания техники эксперимента, умение наблюдать за процессом проращивания, фиксировать результаты, формулировать выводы
- Развивать умения пользоваться терминологией, работать с различными информационными источниками, проверять на практике верность теоретических знаний.
- Развивать интеллектуальные умения: умение наблюдать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
3. Воспитательные
- Воспитывать чувство ответственности, аккуратность, точность, заинтересованное отношение к учебе, познавательный интерес к предмету.
Задачи :1) развивать понятие о значении зародыша семян; 2) формировать у детей умения анализировать результаты опытов на примере опытов, выясняющих условия прорастания семян , зависимость процесса то факторов окружающей среды; 3) способствовать обогащению и развитию субъективных представлений учащихся о правилах посева семян, о росте и питании проростков;4) развивать у учащихся умения и навыки самостоятельной работы.
Оборудование:
Опыты заложенные во внеурочное время по выяснению условий, необходимых для прорастания семян; презентация «Условия прорастания семян» , карточки с заданиями для самостоятельной работы, тестовые задания, семена.
ХОД УРОКА
1. Организация учащихся на работу . Ребята, сегодня мы будем работать в минигруппах, по два человека, и оценивать свою работу вы будете сами. На столе у вас есть оценочный лист, после выполнения очередного задания не забывайте себе выставлять баллы. Мы начали изучать тему «Размножение живых организмов». На том занятии познакомились с видами бесполого размножения организмов. Давайте повторим домашний материал. Найдите на столе карточку «Домашнее задание». Работаем каждый самостоятельно. (2 мин)
2. Проверка домашнего задания . Предлагается самостоятельная работа по карточкам (2 мин)
После выполнения вместе с классом проверяем, дети работают с оценочным листом. (1мин)
3. Переход к изучению нового материала .
Ребята, у вас на столе находятся семена. Скажите, какую роль они играют для растений? А что нужно сделать с семенем, чтобы из него выросло новое растение? Давайте с вами сформулируем тему нашего урока: «Условия прорастания семян»
Пока семя находится в состоянии покоя, процессы жизнедеятельности в нем протекают вяло и их трудно заметить, но стоит семени попасть в благоприятные условия, как они активизируются, и семя прорастает. На сегодняшнем уроке наша задача выяснить, какие условия необходимы для прорастания семян. Кроме того, мы должны сформулировать правила посева. Тема урока... ( запись в тетрадь). (2мин)
4. Изучение нового материала.
Начинаем работу в минигруппах. Какие условия необходимы для прорастания семян, а затем мы с вами обсудим вместе. Ребята называют условия. На доске записывает учитель.
За 10-14 суток до урока экспертные группы учащихся под руководством учителя закладывают опыты, демонстрирующие условия, необходимые для прорастания семян. В течение времени эксперимента учащиеся наблюдают за прорастанием, ухаживают за прорастающими семенами и проростками, делают фотографии объектов изучения, готовят выступления в соответствии с заданиями.
- группа изучает необходимость воды и воздуха для прорастания семян
- группа: влияние температурных условий на прорастание семян
- группа: влияние количества запасных питательных веществ на прорастание семян
- группа: влияние света на прорастание семян
Ребята, работаем в группе, делаем соответствующие выводы и отчитываемся. (3мин)
Выступление первой группы экспертов. (2мин)
Влияние воды и воздуха на прорастание семян
Мы изучали необходимость воды и воздуха для прорастания семян. Для этого: в первый стакан поместили сухие семена тыквы, подсолнечника, во втором – семена чуть залили водой так, чтобы им был доступ воздуха, в третьем – семена залили водой, наполнив стакан до половины, так, чтобы слой воды не пропускал воздух к семенам. Спустя шесть дней, обнаружили: в первом стакане семена остались без изменений, во втором – у семян появились корешки, в третьем – семена погибли без доступа воздуха, загнили и вода издавала неприятный запах. Из эксперимента можно сделать вывод, что семена прорастают в присутствии воды при доступе воздуха. Вода необходима для растворения запасных питательных веществ, содержащихся в семени (в эндосперме или семядолях) для первоначального роста зародыша.
Выступление второй группы.
Влияние температурных условий на прорастание семян (2 мин)
Мы проводили эксперимент с теплолюбивым растением – тыквой. Одну часть семян поместили в теплое место при температуре +20 градусов, другую – в прохладное, при температуре +5 градусов.
Спустя пять дней наблюдали: в тепле семена быстро дали корешки, затем стебельки, а семена, находившиеся в прохладном месте, лишь слабо «проклюнулись»
Из эксперимента можно сделать вывод: при проращивании семян необходимо учитывать температурные условия, знать при какой температуре прорастают те или иные семена.
Выступление третьей группы.
Влияние количества запасных питательных веществ на прорастание семян(2мин).
Эндосперм однодольных и семядоли двудольных растений содержат питательные вещества для первоначального роста зародыша. Он использует их при прорастании. Мы исследовали влияние количества питательных веществ для прорастания семени.
В первую чашку поместили семена тыквы полноценные, с двумя семядолями, во вторую – семена, у которых удалили по одной семядоле.
Спустя пять дней, семена полноценные с двумя семядолями благополучно проросли, дали корешки, стебельки и семядольные листья. Во второй лишь часть семян с одной семядолей проросли, в не проросших семенах зародышу не хватило питательных веществ для прорастания.
Затем мы посадили проросшие семена в почву: в первый стакан – проросток, полученный из полноценного семени, во второй – проросток из семени с удаленной семядолей. Первый проросток был здоровым, крепким, развивался намного быстрее. Второй – маленький и слабый.
Из эксперимента сделали вывод: размер проростка зависит от запаса питательных веществ в семени. Чем больше веществ, тем крупнее проросток. Для посева необходимо отбирать крупные, здоровые семена.
.
Выступление четвертой группы.
Влияние света на прорастание семян).(2 мин)
Для эксперимента были одновременно посажены семена овса в двух горшках. Один горшок был помещен в темный шкаф, второй оставлен на свету. Через пять дней семена взошли с одинаковой скоростью как на свету так и в темноте. Таким образом, из эксперимента можно сделать вывод, что всхожесть семян не зависит от присутствия света, особенно это относится к семенам с темной кожурой, т. к. она не пропускает свет.
Но есть некоторые исключения. Некоторые семена относят только к темновсхожим, например рыжик мелкоплодный не даст всходы на свету, также не прорастут на свету фацелия, клоповник, персидская вероника.
Некоторые семена прорастаю только на свету. Это семена череды, табака, семена растений, произрастающих в чрезмерно увлажненных местах, болотах.
Но для большей части семян присутствие света необязательно.
Скажите, а глубина заделки семян будет влиять на развитие проростка?
Влияние глубины заделки семян в почву (учитель)(2 мин)
При посадке семян необходимо учитывать глубину заделки в почву. Для эксперимента мы взяли семена тыквы и посадили их в почву на разную глубину. В первом стакане семя поместили на глубину большую, чем требуют правила заделки, во втором – по правилам заделки на глубину до трех сантиметров. В первом случае семя дольше по времени всходило, во втором – быстрее и проросток развивался быстрее.
При посадке семян необходимо учитывать:
1. Глубина заделки зависит от размера семени:
а) чем крупнее семя, тем глубже его сеют.
б) мелкие семена заделывают в почву не очень глубоко, а некоторые даже сеют на поверхности почвы, слегка присыпав их слоем почвы не более 2 мм.
в) крупные сеют на глубину до 5 см
г) средних размеров – на глубину 2-3 см
2. Глубина заделки семян зависит от качества почвы.
В песчаную почву семена сеют глубже, чем в плотную глинистую, т.к. песчаная почва более рыхлая, чем глинистая, она быстрее теряет влагу и высыхает. В глинистой влаги достаточно, но уже на небольшой глубине в ней очень мало воздуха. В глинистой почве проросткам трудно пробиваться на поверхность к свету.
Выводы по экспериментальной работе делает учитель. Учащиеся фиксируют их в тетрадях.(2 мин)
Ребята, скажите зачем нужно знать условия прорастания семян, и где это можно применить. Сначала работаем в группах, затем обсуждаем. (2 мин)
В заключении урока составляются правила посева семян:
1. Использовать крупные семена с живым зародышем.
2. Сеять при соответствующей температуре.
3. Сеять на определенную глубину в соответствии с размерами семян и свойствами почвы.
4. Сеять на участке без сорняков.
5. Рыхление почвы перед посевом для сохранения влаги и воздуха.
5. Задание на дом. (1 мин)
- Всем учащимся используя текст параграфа 21 составить рассказ об условиях необходимых для прорастания семян.
6. Закрепление изученного материала. (5 мин)
Просмотр презентации «Условия прорастания семян»
(Работа с тестами с последующим обсуждением и рекомендациями учителя.)
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ (3мин)
1. Каково значение семядолей фасоли в развитии проростка?
А) защищают зародыш от повреждения;
Б) обеспечивают зародыш питательными веществами;
В) увеличивают поверхность соприкосновения семян с почвой;
Г) улучшают снабжение растений водой;
2. Какие условия необходимы для прорастания большинства семян?
А) наличие света;
Б) наличие минеральных солей;
В) наличие органических веществ;
Г) наличие влаги, воздуха, тепла.
3. Может ли вырасти новое растение пшеницы, если у него удалить весь эндосперм?
А) да;
Б) нет.
4. " На дороге грязь, так и овес князь" - эта пословица свидетельствует о том, что овес значительно нуждается в :
А) тепле;
Б) воздухе;
В) влаге.
5. Более высокая температура необходима для прорастания семян:
А) моркови;
Б) ржи;
В) огурца;
Г) редиса.
6. Семена гороха необходимо посеять на глубину:
А) 1-2 см.
Б) 2-4 см.
В) 4-5 см.
Правильные ответы
1-б
2-г
3-б
4-в
5-в
6-в
Рекомендации учителя.
Если учащиеся допустили ошибки в вопросах 1 и 3 , то им необходимо более подробно остановиться на изучении материала статьи " Как прорастают семена", если в 2, 4, 5 вопросах , то- статьи " Условия необходимые для прорастания семян", если в 6 вопросе- статьи " Посев семян".
Работа с оценочными листами, выставление оценок. (3 мин)
Спасибо за работу на уроке.
«Домашнее задание»Название организма | Форма бесполого размножения |
амеба | |
гидра | |
гриб | |
картофель | |
клубника |
«Домашнее задание»
Название организма | Форма бесполого размножения |
амеба | |
гидра | |
гриб | |
картофель | |
клубника |
«Домашнее задание»
Название организма | Форма бесполого размножения |
амеба | |
гидра | |
гриб | |
картофель | |
клубника |
«Домашнее задание»
Название организма | Форма бесполого размножения |
амеба | |
гидра | |
гриб | |
картофель | |
клубника |
Оценочный лист
Работа на уроке | баллы |
Домашнее задание | |
Работа при обсуждении материала | |
Работа в группе | |
оценка |
Оценочный лист
Работа на уроке | баллы |
Домашнее задание | |
Работа при обсуждении материала | |
Работа в группе | |
оценка |
Оценочный лист
Работа на уроке | баллы |
Домашнее задание | |
Работа при обсуждении материала | |
Работа в группе | |
оценка |
Оценочный лист
Работа на уроке | баллы |
Домашнее задание | |
Работа при обсуждении материала | |
Работа в группе | |
оценка |
Оценочный лист
Работа на уроке | баллы |
Домашнее задание | |
Работа при обсуждении материала | |
Работа в группе | |
оценка |
Оценочный лист
Работа на уроке | баллы |
Домашнее задание | |
Работа при обсуждении материала | |
Работа в группе | |
оценка |
Оценочный лист
Работа на уроке | баллы |
Домашнее задание | |
Работа при обсуждении материала | |
Работа в группе | |
оценка |
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
1. Каково значение семядолей фасоли в развитии проростка?
А) защищают зародыш от повреждения;
Б) обеспечивают зародыш питательными веществами;
В) увеличивают поверхность соприкосновения семян с почвой;
Г) улучшают снабжение растений водой;
2. Какие условия необходимы для прорастания большинства семян?
А) наличие света;
Б) наличие минеральных солей;
В) наличие органических веществ;
Г) наличие влаги, воздуха, тепла.
3. Может ли вырасти новое растение пшеницы, если у него удалить весь эндосперм?
А) да;
Б) нет.
4. " На дороге грязь, так и овес князь" - эта пословица свидетельствует о том, что овес значительно нуждается в :
А) тепле;
Б) воздухе;
В) влаге.
5. Более высокая температура необходима для прорастания семян:
А) моркови;
Б) ржи;
В) огурца;
Г) редиса.
6. Семена гороха необходимо посеять на глубину:
А) 1-2 см.
Б) 2-4 см.
В) 4-5 см.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока и презентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Условия прорастания семян"
Материал содержит конспект урока и презентацию по биологии для учащихся 6 класса по теме "Условия прорастания семян". Урок составлен на основе учебника В.В. Пасечника "Бактерии. Грибы. Растения"...
Урок по биологии "Распространение плодов и семян"
На уроке-исследовании создаются условия для самостоятельного усвоения учащимися знаний о приспособленности растений к распространению плодов и семян в природе....
Урок-исследование на тему "Условия прорастания семян" в 6 классе
Урок-исследование на тему "Условия прорастания семян" в 6 классе...
Технологическая карта урока по биологии на тему: "Прорастание семени" 6 класс. ФГОС. УМК В.В. Пасечник
Технологическая карта урока по биологии на тему: "Прорастание семени" 6 класс. ФГОС....
Прорастание семян. Условия, необходимые для прорастания семян.
Тема урока: Прорастание семян. Условия, необходимые для прорастания семян. Цель урока: Показать роль семени в индивидуальном развитии растений, познакомить учащихся с условиями прорастания семян,...
Разработка урока биологии на тему «Условия прорастания семян» для 6 класса учителя биологии ГБОУСОШ №68 Калиниского района Санкт-Петербурга
Цель: изучить особенности прорастания семян в зависимости от условий среды.ЗадачиОбразовательные:-систематизировать знания об условиях прорастания семян;- установить зависимость жизнедеятельност...
Технологическая карта урока по биологии 6 класс "Прорастание семян"
Технологическая карта урока по биологии 6 класс "Прорастание семян"...