Конспект урока по биологии по теме: "Условия прорастания семян" (6 класс)
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Копонова Светлана Алексеевна

Конспект урока с использовнием технологий ЛОО 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_usloviya_prorastaniya_semyan.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Условия прорастания семян.

Цель: Изучить условия прорастания семян.

Задачи:

Образовательные: 1. Дать понятие о живом и мертвом зародыше семени;

                                2. Познакомить учащихся с условиями, необходимыми для прорастания      

Воспитательная:  продолжить экологическое воспитание учащихся и формировать у них бережное отношение к природе.          

Развивающая:      развивать познавательный интерес учащихся к биологии.

Оборудование:    «сравнительная» таблица «Условия прорастания семян»; стаканы- 6штук                  пророщенные и непророщенные семена фасоли, пшеницы.

                               Ход урока.

  1. Организационный момент.

2. Проверка знаний и умений.

            1. Индивидуальный опрос по карточкам.         

                                                               Карточка № 1

  1. Рассмотрите рисунок и назовите части зерновки пшеницы, которые обозначены цифрами.
  2. С помощью каких опытов можно доказать наличие в семенах крахмала и растительного белка?

         Карточка №2

  1. Рассмотрите рисунок и назовите составные части семени фасоли, которые обозначены цифрами.
  2. С помощью каких опытов можно доказать наличие в семенах  воды и неорганических веществ.

        Карточка № 3

  1. Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

 -    какой цветок изображен на рисунке?

 -    какие части цветка обозначены цифрами?

2.    Дайте определение понятиям : однодомные цветки, двудомные цветки. Соцветия.

2. Фронтальный опрос / работа с терминами/.

         - ткань                                                        - оплодотворение

         - обоеполые цветки                                   - гаметы

         - разнополые цветки                                  - фотосинтез

         - двудольные растения                               - древесина

         - однодольные растения                             - луб

     - опыление                                              - камбий

3. Индивидуальный опрос у доски;

     1. Какие органические вещества содержатся в семенах растений? Как это доказать с       помощью опыта?

     2. Какие еще вещества содержатся в семенах растений? Докажите с помощью опыта.

3. Изучение нового материала.

Тема нашего сегодняшнего урока : «Условия прорастания семян».

Цель урока: изучить условия, благоприятные для прорастания семян.

А вообще мы сегодня с вами на уроке будем искать ошибки у хозяйки , которая никогда не проращивала семян, но очень хочет научиться этому.

                                Беседа                                                            

 Начнем с того что предупредим нашу хозяйку о том , что не каждое семечко может прорасти и дать начало новому растению. Почему так происходит? / Ребята могут ответить:   плохие семена, старые/.

Что значит – плохие семена? Что в этих семенах может отсутствовать? / Очень сухие, нет запаса питательных веществ, нет зародыша/.

                                          Рассказ                                                                                 Действительно зародыш может погибнуть от повреждения вредными насекомыми или плесневыми грибами, от пересыхания во время хранения и от других причин .Иногда зародыши  погибают и от слишком длительного хранения семян. Семена с погибшими

Зародышами теряют всхожесть, т.е. не могут прорастать./учащиеся записывают определение в тетради: всхожесть- способность семян к прорастанию/.

                                        Работа с таблицей.

А теперь посмотрим на доску. /На доске закреплена « сравнительная таблица». Все ее части закрыты чистыми листами/. Учитель открывает первую часть таблицы, где изображен стакан с  сухими семенами.

Смотрите, ребята, как поступила наша хозяйка. «Хозяйку» можно выбрать из класса, а можно говорить о ней в третьем лице. Комментируется первый рисунок таким образом: «хозяйка» взяла сухие семена гороха и положила их в стакан, поставила стакан с семенами в теплое место.

        Беседа.

Ребята, как вы думаете, какую ошибку допустила здесь хозяйка? /Забыла налить воды/.

Прорастут ли эти семена, даже, если будут находиться в тепле. Посмотрите, ведь на градуснике температура + 10С, а семена гороха прорастают уже при  +2 С ./Нет, нужна вода/.

Верно, чтобы семена проросли, они сначала должны набухнуть. Набухание семян вызывает вода, которая проникает внутрь семени. Набухают как всхожие, так и невсхожие семена. Набухшие невсхожие семена загнивают, а всхожие – прорастают.

                                  Работа в группах./ по 4человека/

Задание группам:

Используя раскладку пророщенных семян фасоли, а так же таблицу «Последовательность прорастания семян» составьте рассказ о том, как прорастают семена. Ответьте на вопросы карточки с буквой «А».

                               Рассказ учащихся.

При прорастании семян фасоли разрывается кожура и появляется молодой корень, развивающийся из зародышевого корешка. Он быстро растет и укрепляется в почве. Затем начинает расти зародышевый стебелек, который поднимает над поверхностью почвы семядоли и почечку. Из нее развивается надземный стебель фасоли с листьями. У гороха и некоторых других растений семядоли остаются в почве. Надземный развивается из почечки зародышей.

                                      Беседа.

Семена могут долго лежать в бумажных пакетах, в мешках из ткани, в зернохранилищах, не прорастая.  Но стоит семенам попасть в землю или просто на влажное /мокрое/ место, они быстро набухают и прорастают.

Как можно доказать, что сухие семена не прорастут, а с водой дадут всходы. /С помощью опыта/.

Первое звено учащихся отчитывается по закладке опыта / опыт закладывается за 4-5 дней до урока/.

                     

                                            Опыт № 1

В два стакана помещают одинаковое количество крупных всхожих семян огурцов или зерновок пшеницы. В первом стакане семена оставляют сухими. Во второй на дно наливают немного воды. Оба стакана закрывают стеклом и ставят в теплое место.

Что наблюдали: через 3-4 суток в стакане, где была вода,  семена  проросли. В стакане без воды семена не изменились.

Вывод: семена для прорастания нужна вода.

Учитель подводит итог проведенного опыта: Итак, с помощью опыта мы доказали, что для прорастания семян нужна вода. Это первое условие , которое мы с вами установили с помощью данного опыта. Запишите в тетрадях следующее:

                          

 Условия прорастания семян.  

                           

                        Вода

                                 

Беседа

После этого учитель задает вопрос : Что же происходит в семени под действием воды? /обычно ребята затрудняются дать ответ на этот вопрос/. Тогда учитель предлагает  вспомнить одно очень важное свойство воды. /Учащиеся обычно перечисляют все свойства воды и одним из них называют: вода, как хороший растворитель/.

Вы перечислили все свойства воды верно. Но нам важно свойство воды, как хорошего растворителя. Что же вода растворяет в семени? /В эндосперме питательные вещества/.

Верно, ребята, вода необходима для прорастания семян, так как зародыш может потреблять только растворенные питательные вещества.

                            Работа с таблицей.

Ну, хорошо, а теперь давайте посмотрим, что сделала наша хозяйка, исправила ли она свою ошибку./Учитель снимает чистый лист на сравнительной таблице и открывает следующую ее часть, где изображен стакан с семенами, доверху заполненный водой/.

Комментарий рисунка:  хозяйка взяла стакан с семенами и налила в него воды, поставила в теплое место, чтобы семена проросли.

                        Беседа

Ну, что, ребята, условие наличия воды выполнено. Но, как вы думаете, семена захотят прорастать в таких условиях? /Да и нет могут ответить учащиеся. Рассматриваем  каждую версию/.

Почему « Да»? /Потому что есть вода, тепло/.

А почему «Нет»? /Потому что воды очень много/.

А почему, когда очень много воды семена не прорастают? /Этот вопрос может вызвать затруднение, и ученики ничего не ответят/.

Хорошо, я помогу вам. Когда очень большое количество воды семена просто задохнутся под водой. А теперь сможете ответить , почему семена не прорастут, чего им не хватает?. /Потому что воздуха не хватает, им нечем  дышать/.

Правильно, семена нечем дышать. Значит, чтобы поступал к семенам воздух, нужно немного воды, чтобы все семена были смочены, но не полностью были покрыты водой. Над поверхностью семян допустимо оставить не более 0,5 – 1см воды /для различных семян по- разному /. Для прорастания семян разных растений требуется различное количество воды. Например, семена гороха поглощают воды в 1.5 раза больше своей

массы. Поэтому семена гороха и некоторых овощных растений перед посевом обязательно намачивают. Зерновка кукурузы воды требуется в 2 раза меньше их массы.

Как мы можем доказать наше утверждение, что большое количество воды не нужно для прорастания семян, но зато необходим воздух, чтобы дышать?

Доклад делает 2-е звено по закладке опыта.

                           

Опыт № 2

В два стакана поместили немного зерновок пшеницы. Первый стакан наполнили до краев водой . Во втором стакане зерновки лишь смочили. Стаканы прикрыли стеклом и поставили в теплое место.

Что наблюдали: через 3-4 суток в стакане с небольшим количеством воды семена проросли. В стакане, наполненном водой, семена набухли, но не проросли. Вода вытеснила воздух ,и семена задохнулись.

Вывод: Для прорастания семян необходим воздух.

                       

Работа со схемой на доске.

А теперь, ребята вернемся к нашей схеме и поставим вторую стрелочку, это второе условие, необходимое для прорастания семян.

                       

Условие прорастания семян

                                 Вода                         воздух

                           

Беседа.

Но нужно учитывать, семена разных растений необходимо различное количество воздуха. Семена риса и тимофеевки прорастут даже под водой при очень малом количестве воздуха, растворенного в ней. Семена большинства цветковых растений нуждаются в обилии воздуха и под водой не прорастают.

Значит, что мы порекомендуем нашей хозяйки сделать, чтобы она смогла прорастить семена./ Взять стакан, положить туда семена, налить немного воды и поставить в теплое место/.

                   Работа с  таблицей.

Верно. /Учитель открывает на сравнительной таблице третью часть с правильным изображением./ Вот теперь мы видим, что она сделала все правильно.

А если мы поступим с семенами таким образом. /Учитель открывает четвертый рисунок сравнительной таблицы, где не соблюдается условие тепла- термометр показывает 0 0С/.

Прорастут ли семена в таком случае? /Нет/

Почему? /Низкая температура/. Как можно это доказать? /С помощью опыта/.

Третье звено учащихся делает доклад по проведенному опыту.

Опыт № 3

В два стакана поместили семена пшеницы. На дно каждого стакана нальем немного воды, чтобы семена могли прорасти. Стаканы накрыли стеклами. Один стакан поместили в теплое место, другой- на холод /холодильник/.

Что наблюдали: когда семена , помещенные в теплое место проросли, сравнили их с семенами, выставленными на холод. Мы увидели, что на холоде семена не проросли.

Вывод: прорастающим семенам, так же как вода и воздух, необходимо тепло

                         

 Работа со схемой на доске

Обратимся снова к нашей схеме и закончим ее:

                        

                              Условия прорастания семян

           

                      Вода                    воздух              тепло

Если семена достаточно воды и воздуха, но не хватает тепла, они не прорастут и в конце концов погибнут. Правда, семена некоторых растений, например, ржи могут прорастать уже при +1 С . Семена большинства растений прорастают при температуре +10 – 15С и выше. Об этом говорится в вашем учебнике на странице 122 рисунок 103.

                 

Работа в группах /по 4 человека/

Учащимся предлагается подумать и сделать выводы. Затем  заслушиваем выводы, сделанные каждой группой и выводим общий вывод урока

Выводы урока: 1. Для прорастания семян необходима вода, так как в ней растворяются питательные вещества, необходимые для роста проростков.

  1. Для прорастания семян необходим воздух, так как семена при прорастании дышат.
  2. Для прорастания семян необходимо тепло.

Поставленную цель урока мы с вами выполнили? /Выполнили/.

4.Закрепление материала

Вопросы параграфа.

Тестовая проверка.

Воспитательный момент.

Итак, ребята, сегодня мы с вами узнали, какие условия необходимы для прорастания семян, рассмотрели, как прорастают семена. Посмотрите еще раз, у вас на столах лежат проросшие семена пшеницы. Какие нежные, тонкие, беззащитные эти только что появившиеся растения. Любое не осторожное действие может привести к их гибели, поэтому я хочу закончить свой урок стихотворением  Ант. Баевой «Рождение березы». 

5.Домашнее задание.

6.Итоги урока

                                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект урока по биологии с использованием ЭОР "Витамины" 8 класс

Современный урок с использованием электронных образовательных ресурсов...

Конспект урока по биологии по теме "Скелет человека" 9 класс школы VIII вида

В нашей школе обучаются дети с ДЦП,с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Поэтому тема урока актуальна для них....

Конспект урока по биологии на тему "АДАПТАЦИИ ОРГАНИЗМОВ" 9 класс

Предлагаемый конспект привязан изначально к определённому учебнику. но может быть использован и в любой системе при изучении приспособлений организмов. Его можно использовать как в полном объёме в 9-1...

Конспект урока по физике на тему: "Условия равновесия твердого тела. Виды равновесия."

Урок начинается с фронтального обсуждения задачи, с целью мотивации и подготовки к объяснению новой темы. Изучение новой темы"Условия равновесия твердого тела. Виды равновесия" происходит в виде эврис...

Конспект урока по биологии на тему "Царство грибы" 5 класс

Задачи:•  познакомить учащихся с характерными признаками грибов, с их отличительными особенностями и чертами сходства с другими организмами;•  дать представление о строении грибов, о типах п...

Конспект урока по биологии "Яд животных - достижение эволюции", 10 класс

Урок по биологии в 10 классе "Яд животных - достижение эволюции" с применением кейс-технологии...

Конспект урока по биологии "Науки о человеке" для 8 класса.

Конспект урока по биологии "Науки о человеке" для 8 класса, авторы учебника- Драгомилов,Маш,Беляев....