Открытый урок по биологии в 6 классе по теме "Строение семян"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Открытый урок по биологии в 6 классе по теме "Строение семян"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 839.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Строение семян
Лабораторная работа №12 «Изучение органов (семени) цветкового растения»
Цели урока:
- Образовательная. Познакомить учащихся с особенностями строения семян растений и значением их в природе, закрепить умение проводить лабораторные исследования.
- Воспитательная. Прививать интерес к предмету, воспитание прилежности и аккуратности при выполнении лабораторной работы и заданий в тетради.
- Развивающая. Развивать навыки самостоятельной учебной работы, умение работать с книгой и рабочей тетрадью; продолжить учиться сравнивать, делать выводы. Развивать медиа-коммуникативные способности учащихся средствами компьютера.
Методы и приемы: объяснительно - иллюстративный, проблемный, лабораторная работа (исследовательский)
Тип урока: Изучение нового материала. Урок-презентация с использованием компьютера в демонстрационном режиме. Лабораторная работа
Оборудование урока:
- Компьютер для демонстрации презентации по теме урока, выполненной учителем в программе PowerPoint,.
- Оборудование для Лабораторной работы: семена фасоли и пшеницы сухие и набухшие, коллекция семян, препаровальные иглы, лупы
- таблицы «Семя фасоли», «Зерновка пшеницы», рельефная таблица «Зерновка»; демонстрационный материал «Пшеница», «Лещина», «Подсолнечник», «Дуб».
Распределение времени на уроке:
I. Организационный момент (1 мин)
II. Изучение нового материала
- Актуализация знаний (4 мин)
- Задачи урока (1 мин)
- Семена, их внешний вид (5 мин)
- Строение семян (5 мин)
- Лабораторная работа (15 мин)
III. Закрепление (10 мин)
IV. Домашнее задание (3 мин)
V. Итог урока (1 мин)
План-конспект урока:
- Организационный момент
- Изучение нового материала.
- Актуализация знаний.
(Создание учителем проблемной ситуации. Дети разгадывают кроссворд для её разрешения. Демонстрация слайдов № 2 – 11 презентации)
— С чего начинается жизнь растения? Чтобы ответить на этот вопрос, разгадайте кроссворд.
С | Ф | А | Г | Н | У | М | ||
Е | Л | Ь | ||||||
Л | А | М | И | Н | А | Р | И | Я |
Я | Г | Е | Л | Ь |
- Белый мох.
- Тенелюбивое голосеменное растение с пирамидальной кроной.
- Бурая водоросль.
- Лишайник тундры.
- Задачи урока
(Постановка учителем задачи урока. Слайд № 12)
— Познакомиться со строением семени и понять, почему же из него вырастает маленькое растеньице. Будем сравнивать строение семян разных растений и делать выводы. Для этого проведём лабораторную работу, продолжим учиться работать с учебником и рабочей тетрадью
— Записываем тему урока в тетрадях.
(Дети записывают тему урока в тетради. Слайд № 13)
- Семена, их внешний вид.
(Рассказ учителя, демонстрация семян из коллекции; дети пытаются угадать, семена каких растений демонстрирует учитель. Слайды № 14 – 15).
— Семена различают по форме, окраске, размерам, весу.
- Строение семян (Рассказ учителя с использованием таблиц и схемы.
Слайды № 16 – 17)
Семенная кожура защищает семена от высыханий и механических повреждений.
Зародыш – это зачаток будущего растения.
Семядоли – это первые листья зародыша.
Эндосперм – это запасающая ткань семени.
Однодольные растения – растения, в семенах которых 1 семядоля.
Двудольные – это растения, имеющие в зародыше две семядоли.
- Лабораторная работа № 7: Изучение строения семян двудольных и однодольных растений
Строение семян двудольных растений
(Постановка задачи учителем. Дети самостоятельно выполняют лаб. раб. Задание 7 лабораторной работы выполняется по рис. 57 на с. 86 учебника.
Учитель контролирует действия учащихся. Слайды № 18 – 23)
— Выполните самостоятельно задание сверху на странице 87.
Рубчик на внутренней стороне семени.
Микропиле – семявход.
— В рабочей тетради выполните задание 58 на с. 26.
Вывод: Семена фасоли имеют зародыш с двумя семядолями, значит это растение двудольное.
(По заданию учителя дети оформляют результаты первой части лаб. раб. Учитель помогает правильно сделать вывод. Слайд № 24)
Строение семян однодольных растений.
(Рассказ учителя с использованием таблиц. Слайд № 25)
У злаков кожистый околоплодник срастается с семенной кожурой. Такой плод называют зерновкой.
— Выполните самостоятельно задание внизу на странице 87 и на с. 88.
(Постановка задачи учителем. Дети самостоятельно продолжают выполнение лаб. раб. Задание 5 лабораторной работы выполняется по рис. 58 на с. 87 и тексту учебника [два первых абзаца после лаб. раб. на с. 88].
Учитель контролирует действия учащихся. Слайды № 26 – 27)
— В рабочей тетради выполните задание 59 на с. 26.
Вывод: Зерновка пшеницы имеет зародыш с одной семядолей, значит это растение однодольное.
(По заданию учителя дети оформляют результаты второй части лаб. раб.
Дети самостоятельно пытаются сделать вывод. Слайд № 28)
- Закрепление.
1. — Начертите схему «Строение семян» в тетради и заполните её. (Слайды № 29 – 30)
2. — Напишите в тетрадях, что обозначено цифрами на рисунках слайда презентации. (Слайды № 31 – 34)
3. — Назовите признаки сходства и отличия в строении семян одно- и двудольных растений. (Слайд № 35)
(При помощи самостоятельных работ учащихся учитель устанавливает степень усвоения ими нового материала, допущенные ошибки исправляются. При необходимости на отдельные вопросы внимание учащихся обращается ещё раз)
- Домашнее задание: § 18, вопросы после параграфа. Выполнить в рабочей тетради задание 60 на с. 27, прорастить семена для эксперимента. (Слайд № 36)
Задание-эксперимент:
— Можно ли в домашних условиях вырастить из проросших семян полноценное растение, способное зацвести и дать плоды?
Ребятам нужно высадить проросшие семена в почву в цветочные горшки, ухаживать за растениями. При выполнении данной работы ребята обязательно ведут дневник наблюдений, отмечая в нем все изменения, происходящие с растениями.
- Итог урока: Семена растений состоят из кожуры, зародыша и эндосперма. Зародыш – это зачаток будущего растения. В зародыше различают зародышевые корешок, стебелёк, почечку и семядоли. В семенах однодольных растений одна семядоля, двудольных — две. Запас питательных веществ у разных растений может находиться в эндосперме или в зародыше.
(Заключительное слово учителя о результатах урока. Слайд № 37)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/02/picture-148116-1357117180.jpg)
Открытый урок по биологии 8 класс по теме "Дыхание"
разработка открытого урока в 8 классе по теме "Дыхание" с использованием презентации...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/21/picture-176860-1361475810.jpg)
Конспект открытого урока по биологии 9 класс на тему: "Дигибридное скрещивание"
Конспект открытого урока по биологии 9 класс на тему: "Дигибридное скрещивание"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/21/picture-176860-1361475810.jpg)
Конспект открытого урока по биологии 9 класс на тему: "Дигибридное скрещивание"
Конспект открытого урока по биологии 9 класс на тему: "Дигибридное скрещивание"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/26/picture-270416-1372251494.jpg)
Открытый урок по биологии 7 класс: "Береги свою планету- ведь другой на свете нету!"
Урок КВН по зоологи, приурочен году окружающей среды и к неделе экологии в городе....
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/04/picture-276156-1375601602.jpg)
Открытый урок по биологии 6 класс "Строение и значение водорослей"
Урок географии проводится в 6 классе...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/02/picture-148116-1357117180.jpg)
Открытый урок по биологии 6 класс по теме "Растения отдела Покрытосеменные. Семейства класса Двудольные".
Открытый урок разработан по линии Пономарёвой. Проводился в 6 классе при сравнении классов Двудольные....