Разработка урока биологии в 5 классе "Шляпочные грибы"
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Данный урок был проведен в 5 классе с учетом требований ФГОС. К уроку прилагаются презентация, задния для самостоятельной работы, инструктивная карточка для лабораторной работы, листы самоконтроля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка урока шляпочные грибы 5 класс по программе Пасечника | 69.65 КБ |
30.01_2019_griby_urok.zip | 2.52 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок биологии в 5 классе по теме: «Шляпочные грибы»
учитель биологии Овсянникова Вера Александровна
Цели урока:
1. Образовательная: создание условий для самостоятельной и познавательной деятельности, направленной на изучение шляпочных грибов.
2. Развивающая: продолжить формирование учащихся работать с текстом учебника, раздаточным материалом; навык распознавания съедобных и ядовитых грибов, навык правильного сбора грибов.
3. Воспитательная: воспитание положительной мотивации учения, умение работать индивидуально и в группе, воспитание у школьников бережного отношения и любви к природе, экологической культуры.
Предполагаемые результаты:
Предметные знания: учащиеся знакомятся со строением и жизнедеятельностью шляпочных грибов
Личностные: учатся отличать грибы съедобные от ядовитых, осваивают приемы первой медицинской помощи при отравлении ядовитыми грибами.
Метапредметные: развитие умений работы с текстом и иллюстрациями учебника, таблицами.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: компьютер, медиапроектор, свежие грибы, компьютерная презентация по теме «Шляпочные грибы», инструкционные карточки, карточки для самостоятельно работы, таблица «Шляпочные грибы», опорный конспект «Шляпочные грибы», маркеры.
Содержательная часть урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Развиваемые УУД |
1.Оргмомент | Взаимные приветствия учителя и учащихся; организация внимания и внутренней готовности -Мы-умные, Мы-дружные, Мы-внимательные, Мы-старательные. Мы отлично учимся Все у нас получится. | Учащиеся эмоционально настраиваются на работу на уроке. слайд | Регулятивные: волевая саморегуляция на усвоение знаний. |
2. Актуализация знаний | Выяснить степень усвоения заданного на дом материала об общей характеристике царства грибов; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные нөдочёты. Проверка домашнего задания. Графический диктант. На прошлом уроке мы с вами начали изучать новое Царство Грибы. Давайте выполним задание. Утверждения: 1.Грибы относятся к царству растений -- 2. По способу питания грибы делятся на сапрофиты и паразиты + 3. Хитин – это вещество, входящее в состав клеток некоторых грибов+ 4.Грибы имеют признаки растений и животных+ 5. Грибы играют только положительную роль в природе и жизни человека- | Отвечают на вопросы Работа в тетради. Работают в паре. Взаимопроверка, оценка и обсуждение результата ( что необходимо сделать, чтобы лучше усвоить учебный материал?). | Регулятивные: оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Коммуникативные: оценка действий партнёра. |
3. Мотивация | Ребята, на урок я принесла волшебную корзину, в ней находится то, что мы будем сегодня изучать. Для того чтобы отгадать, что в ней лежит, я предлагаю ответить на загадку. Под сосною у дорожки ( отвечают) Открыть корзину и огласить тему урока. . | Предполагаемый ответ: | |
4. Изучение нового материала. | Формулируем тему и цель урока. Работа в парах по инструктивным карточкам. Составление опорного конспекта. 1.Лабораторная работа « Строение шляпочного гриба».стр.77 учебника Инструктивная карта:
2.Грибы трубчатые и пластинчатые 3.Образование спор. Жизнь царства короткая. В процессе развития под шляпкой каждого гриба появляются чёрные споры — будущие детки грибов. Когда споры попадут в землю, из них прорастут новая грибница, а на ней образуются мелкие бугорки — плодовые тела будущих грибов. Слайд: ведьмины круги Собирая грибы, люди давно обратили внимание на то, что некоторые из них растут, образуя правильной формы круг. И что самое удивительное — внутри этих кругов трава чахнет и засыхает, словно кто ее вытоптал. Грибы, образующие странные кольца, в старину не собирали. Вот и пошло по свету название — «ведьмины круги». Сегодня ученые объясняют это явление тем, что грибница в почве разрастается по кругу, отмирая в середине. По краям молодой нарастающей грибницы появляются плодовые тела — «грибы». Грибница потребляет большое количество питательных веществ, как органических, так и минеральных, и воды, особенно во время образования плодовых тел. Там, где растет грибница, и пища, и вода, необходимая зеленым растениям, становятся дефицитом. Вот почему в середине грибных кругов плохо растет трава. 4.Симбиоз грибов и растений Многие шляпочные грибы тесно привязаны к определенным древесным породам и не встречаются в отрыве от них. Подосиновик под осиной. Подберёзовик под берёзой. Вспомните как называется в природе тесная связь, полезная одному и другому организму? (симбиоз) Рассмотрите рис. 43, найдите незнакомое вам слово, биологический термин (грибокорень, микориза) Что вы должны сделать, чтобы узнать определение и значение термина? (прочитать) Сформулировать определение, записать в тетрадь: микориза-нити грибницы, проникающие в корень дерева. Слайд: симбиоз Физминутка: Дети утром рано встали, За грибами в лес пошли (шагают) Приседали. приседали Белый гриб в траве нашли(приседают) На пеньке растут опята, Наклонились к ним ребята Наклоняйся, раз-два-три И в лукошко собери! 5. Грибы съедобные и ядовитые. - Что вы знаете о съедобных грибах? - Какие съедобные грибы встречаются в наших лесах? - Какие грибы нельзя употреблять в пищу? - Какой гриб считают самым ядовитым? Грибы / \ Съедобные ядовитые ? ? Самостоятельная работа: по ходу демонстрации слайдов заполнять схему Информацию о ядовитых грибах вы найдёте на рис.45 При сборе грибов надо уметь отличать ядовитые от съедобных. (обьяснение) Внимательно прочитайте правила сбора грибов, стараясь запомнить …воспроизведите, что запомнили. 6.Выращивание грибов. | Записывают тему урока в тетрадь. Формулируют цель урока, предлагают план достижения цели. План: 1).Строение шляпочных грибов; 2).Жизнедеятельность грибов: А).образование спор; Б).Симбиоз грибов и растений; 3).Значение грибов: съедобные и ядовитые; 4).Выращивание грибов Анализ текста в учебнике стр.70-71 Самостоятельная работа. Составление схемы в тетради и в опорном конспекте Грибы↑ Трубчатые Пластинчатые Анализ Рис.42 стр.71 Самостоятельная работа Проговаривают определение вслух «Споры-особые клетки, с помощью которых грибы размножаются» слайд Анализ рисунка 43 стр.72 Вспоминают определение симбиоза Запись определения Грибокорень или микориза-это срастание нитей грибницы и корня дерева Самостоятельная работа: по ходу демонстрации слайдов заполнять схему. слайд слайд Демонстрация слайдов презентации Самостоятельная работа Анализ рисунков 47,48 стр.76 | Познавательные, общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные:
Познавательные, общеучебные: поиск и выделение необходимой информации Познавательные, общеучебные: поиск и выделение необходимой информации Логические: доказательство, построение логической цепи рассуждений. Познавательные, общеучебные: применение методов информационного поиска необходимой информации., умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные: постановка вопросов. |
5. Первичное закрепление | Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы по опорному конспекту | Воспроизводят изученный материал по опорному конспекту | Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещѐ подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения . |
6. Рефлексия учебной деятельности | Слайд: Сегодня я узнал…. Было интересно… Я научился… Я понял,что… Меня удивило… Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке в жизни? Людям каких профессий пригодятся знания о грибах? | Выбирают начало фразы и формулируют ответ | Познавательные, общеучебные: контроль и оценка процесса и результата деяьельности. |
7. Домашнее задание | 1. Прочитать параграф 14 2. Творческое: подготовить интересные факты о грибах, кроссворд, загадки, пословицы или поговорки | Познавательные, общеучебные: выбор наиболее эффективных способов подготовки д/з. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку биологии "Отдел Настоящие грибы"
Данная разработка составлена для 6 класса к уроку по теме: "Многообразие грибов".Структура урока содержит вопросы к самостоятельной работе, рассматривается классификация отдела Настоящие грибы, в през...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Урок биологии по теме «Грибы»
Урок биологии по теме «Грибы» (ФГОС)...
разработка урока биологии для 5 класса "Многообразие и значение грибов"
Конспект урока на основе системно-деятельностного метода обучения на тему: «Многообразие и значение грибов» 5 класс по ФГОС. В разработке урока частично использованы идеи педагогов с сайта...
Разработка урока биологии по теме "Плесневые грибы и дрожжи"
План-конспект урока биологии в 5 классе по теме "Плесневые грибы и дрожжи"...
Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Общая характеристика грибов"
Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме "Общая характеристика грибов"...
Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Царство грибы"
Методическая разработка урока по биологии в 6 классеУчитель: О.С. БоброваТема: Царство Грибы. Общая характеристика грибов....