Разработка урока биологии по теме "Плесневые грибы и дрожжи"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

План-конспект урока биологии в 5 классе по теме "Плесневые грибы и дрожжи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plesnevye_griby_i_drozhzhi.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Плесневые грибы и дрожжи.

Оборудование: световой микроскоп(3), электронный микроскоп(1), чашки Петре (3), предметное стекло - покровное стекло (3),  микропрепарат «Мукор», плесень, культура дрожжей, рабочие листы, задание для групп, энциклопедия по биологии.

Ход урока.

1.Орг. момент.

2.Актуализация знаний учащихся.

- Давайте немного поиграем. На слайде фотографии объектов живой природы. Выберите среди них лишнее и объясните свой выбор. (СЛАЙД №1)

- Почему вы считаете, что выбранные вами организмы не являются грибами? (не образуют плодовых тел)

- А какие грибы образуют плодовые тела? (шляпочные)

- К Ц. Грибов относятся не только шляпочные грибы, но и другие, которые сразу вы бы не назвали грибами. Некоторые из таких грибов я вырастила к сегодняшнему уроку. Как оказалось, это совсем не сложно. (СЛАЙД №2)

- Посмотрите, что вы видите у себя на столе? (плесень)

- Какой возникает вопрос? (почему плесень относится к грибам)

- Почему же? Какие возникают предположения?

- Она появилась на Земле 200 млн. лет назад. С тех пор она убивает и спасает от смерти.
Ее называют хлебом дьявола и плевком Бога. Она сказочно красива, но вызывает отвращение.
Она вездесуща и неистребима. Она способна управлять огромными
массами людей и менять ход истории. Если она объявит нам войну, у нас не будет шансов выжить. И мы даже не предполагаем, какие тайны и скрытые силы хранит эта проклятая и благословенная плесень.

 Видеосюжет

Плесень относится к микроскопическим грибам. Самые известные плесневые грибы – это мукор и пеницилл (СЛАЙД №3)

- Что бы вы хотели узнать об этих грибах?  (цели и задачи урока)

3.Исследовательская работа

- Сегодня на уроке нам предстоит провести исследовательскую работу, которая поможет нам ответить на все ваши вопросы.

- Каждая группа получает инструктивную карту для проведения исследований.

- Выберите лидера в группе, распределите роли и задачи каждого участника группы.

1 группа проводит исследование микроскопического плесневого гриба мукор. Свою работу проводите с использованием электронного микроскопа.

2 группа изучает микроскопический гриб пеницилл. Для исследований вы используете энциклопедию по биологии.

3 группа тоже проводит исследовательскую работу, но объект исследования оставим пока втайне.

              1 группа – исследование микроскопического плесневого гриба Мукор

  1. Рассмотрите внешнее строение гриба Мукор с помощью лупы. Что наблюдаете?  Найдите головки со спорами, определите, где расположен мицелий.
  2. Приготовьте микропрепарат плесневого гриба Мукор.
  3. Рассмотрите микропрепарат при малом и большом увеличении. Найдите грибницу, спорангии и споры.
  4. Используя материал учебника, заполните таблицу в графе Мукор:

Характеристика плесневых грибов и дрожжей

Параметры сравнения

Мукор

Пеницилл

Дрожжи

1.Строение

2.Где живет

3.Чем питается

4.Как размножается

5.Значение

  1. Сделайте вывод о принадлежности Мукора к царству Грибов.

2 группа – исследование микроскопического плесневого гриба Пеницилл

  1. Рассмотрите внешнее строение гриба Пеницилл  с помощью лупы. Какой имеет цвет, равномерно ли окрашена?
  2. Найдите в учебнике  информацию об особенностях строения мицелия Пеницилла, процессах жизнедеятельности.
  3. Используя материал учебника заполните таблицу в графе Пеницилл:

Параметры сравнения

Мукор

Пеницилл

Дрожжи

1.Строение

2.Где живет

3.Чем питается

4.Как размножается

5.Значение

  1. В энциклопедии найдите информацию о создании и применении лекарства «Пенициллин».
  2. Сделайте вывод о принадлежности пеницилла к царству Грибов.

3 группа – исследование микроскопического гриба Дрожжи

  1. Возьмите каплю жидкости с культурой дрожжей, поместите ее на предметное стекло и накройте покровным.
  2. Рассмотрите клетки дрожжей при большом увеличении микроскопа. Отметьте одиночные и почкующиеся клетки.
  3. Используя материал учебника, заполните таблицу в графе Дрожжи:

Параметры сравнения

Мукор

Пеницилл

Дрожжи

1.Строение

2.Где живет

3.Чем питается

4.Как размножается

5.Значение

  1. Сделайте вывод о принадлежности микроскопического гриба Дрожжи к царству Грибов.

4.Выступление групп

- По ходу выступления ребят заполните  таблицу «Характеристика плесневых грибов и дрожжей в графе «Мукор».

- Выполните ЗАДАНИЕ №1 в рабочих листах, подпишите части в строении гриба Мукор.

- Что отметили? Молодцы!

- По ходу выступления ребят заполните  таблицу «Характеристика плесневых грибов и дрожжей в графе «Пеницилл».

- Выполните ЗАДАНИЕ №2 в рабочих листах, подпишите части в строении гриба Пеницилл.

- Что отметили? Молодцы!

Продолжение темы начинаем с загадки: Хозяйка решила испечь хлеб. Взяла пшеничной муки, добавила в нее воды и соли, замесила тесто. Смазала сверху яичным желтком. Поставила в печь. Вынула через определенное время хлеб из печи. Тесто хорошо пропеклось, покрылось румяной корочкой, только вместо пышного хлеба получилась жесткая лепешка. Отчего так получилось?

- По ходу выступления ребят заполните  таблицу «Характеристика плесневых грибов и дрожжей в графе «Дрожжи».

- Найдите черты сходства и отличия плесневых  грибов.

- Найдите черты сходства и отличия плесневых грибов и дрожжей.

- Относятся ли плесень и дрожжи к ц. Грибы?

-Почему?

5.Рефлексия.

- Вспомните о чем мы говорили сегодня на уроке и сформулируйте тему, запишите ее в рабочих листах.

- Что у вас получилось?

- Какие цели ставили перед собой?

-Получили ответы на свои вопросы?

-Какие задачи остались нерешенными?

-Что больше всего понравилось на уроке?

- С каким настроением уйдете с урока, покажите.

Найти следующую информацию: Возможно, вы слышали о "Проклятье Фараонов"? Какие организмы и почему получили такое название?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Плесневые грибы. Дрожжи."

Урок-игра в форме экспедиции «Покорение вершины»...

Модульный урок № 6 Тема: «Плесневые грибы и дрожжи. Грибы-паразиты».

Урок разработан с применением  модульной технологии, по авторской программе Пасечника....

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

разработка урока биологии для 5 класса "Многообразие и значение грибов"

Конспект урока на основе системно-деятельностного метода обучения на тему: «Многообразие и значение грибов» 5 класс по ФГОС. В разработке урока частично использованы идеи педагогов с сайта...

Разработка урока биологии в 5 классе "Шляпочные грибы"

Данный урок был проведен в 5 классе с учетом требований ФГОС. К уроку прилагаются презентация, задния для самостоятельной работы, инструктивная карточка для  лабораторной работы, листы самоконтро...

Конспект урока по теме: "Плесневые грибы и дрожжи"

Урок в 5 классе по теме: "Плесневые грибы и дрожжи"   УМК Пасечник В.В...

17.05.2021 Группа ПК1 Биология Тема "Плесневые грибы и дрожжи"

ЗАДАНИЕ:Посмотрите видеофильм: «Плесневые грибы и дрожжи».https://cloud.mail.ru/stock/h7RLSUZNfGMxi2ajZu9iNeEWОтветьте письменно на вопросыПочему А.В.Левенгук не определил, что дрожжи- это...