Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Царство грибы"
методическая разработка по биологии (6 класс)
Методическая разработка урока по биологии в 6 классе
Учитель: О.С. Боброва
Тема: Царство Грибы. Общая характеристика грибов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_tsarstvo_griby._obshchaya_harakteristika_gribov.doc | 121 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по биологии в 6 классе
Учитель: О.С. Боброва
Тема: Царство Грибы. Общая характеристика грибов.
Цели урока:
1. Деятельностная: формирование познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий в процессе знакомства с общей характеристикой Царства Грибы.
2. Предметно – дидактическая: познакомиться с характерными признаками грибов.
Планируемые результаты обучения:
1.Метапредметные: учатся работать с текстом, добывать необходимую информацию, работать в парах.
2. Предметные: выделяют существенные признаки грибов, объясняют роль грибов в природе и жизни человека.
3. Личностные: осознают важность бережного отношения к природе.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Методы обучения: проблемного изложения; частично-поисковый
Оборудование и средства обучения:учебник, рабочая тетрадь, муляжи шляпочных грибов, плесень мукора на хлебе, зеленая плесень на лимоне, компьютеры, мультимедийный проектор, экран, электронные образовательные ресурсы нового поколения, мультимедийная презентация, таблицы «Шляпочные грибы», «Плесневые грибы», «Грибы-паразиты», инструктивные карточки.
План урока:
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Мотивация учебной деятельности и целеполагание.
- Изучение нового материала.
- Закрепление новых знаний.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
Ход урока
- Организационный момент
Приветствие учащихся. Дорогие ребята! Создание психологической атмосферы урока:
1). Учитель предлагает учащимся выполнить ряд упражнений:
1. Сядьте ровно, прислонитесь к спинке стула, закройте глаза и сделайте 5 спокойных вдохов и выдохов.
2. Не открывая глаз, произнесите про себя: «Я спокоен, я не волнуюсь, у меня все будет хорошо».
2. Проверка домашнего задания
Учитель: на прошлом уроке мы с вами закончили изучение бактерий.
Проверьте себя – хорошо ли вы разобрались о строении бактериальной клетки, какова роль бактерий в природе и жизни человека. Для этого выполните задания:
- Какие утверждения верны?
- Бактерии – это прокариотические организмы.
- Бактерии возникли на Земле 3 млн. лет назад.
- Бактерии питаются только мертвыми органическими веществами.
- Многие бактерии имеют форму палочки.
- У бактерии цитоплазма неподвижна.
- Цианобактерии – гетеротрофы.
- В клетках бактерии нет оформленного ядра.
- Все бактерии размножаются спорами.
- Клетка бактерии находится в капсуле.
- Клеточная стенка бактерии непроницаема.
- Процесс квашения капусты осуществляют бактерии.
Правильные ответы: 1,4,5,7,9,11.Слайды № 4,5
3. Мотивация учебной деятельности и целеполагание.
Сегодня познакомимся еще с одной группой живых организмов. Догадайтесь, что это за организмы?
Подсказки:
– Уже в Древнем Риме люди знали и о вкусовых достоинствах этих существ, и об их ядовитых свойствах.
– Появление данных организмов после дождя человек считал сверхъестественным.
– Древние греки и римляне, китайцы и индусы верили в их божественное происхождение.
– Об этих организмах можно сказать «Самые знакомые и самые таинственные существа»?
Ответ учащихся: эти организмы называются грибы.
1). Что вы знаете о грибах?
2). Что вы хотели бы узнать о них?
Тема сегодняшнего урока «Общая характеристика грибов» – Слайд № 1 (Запись темы урока в тетрадь)
Сообщение целей урока – Слайд №2
Учитель: Проникнуть в тайны царства грибов нам поможет путешествие по страницам устного журнала «Загадочный мир грибов» – Слайд №7
4. Изучение нового материала
Учитель: Первая страница журнала – историческая. Сделав остановку на ней, мы совершим с вами экскурсию в историю микологии.
Задание для учащихся: выделить в учебнике и заданной тексте сообщении о развитии микологии самое главное и записать в тетрадь.
Сообщение учащегося о развитии микологии
Микология – наука, изучающая грибы. Название науки произошло от греческого слова «микос» – гриб. Зародилась микология на Балканском полуострове – Слайд №8.
Первое упоминание о грибах встречается в трудах великого врача Древней Греции Гиппократа и относится к 5 веку до н.э. Древнегреческий ученый Аристотель тоже интересовался грибами – Слайд №9
А один из его учеников, Теофраст, описал все известные ему грибы, разделив их на съедобные и ядовитые. Известный итальянский ботаник Микелли своими опытами доказал, что грибы размножаются спорами. Однако, даже такой великий знаток природы, как Карл Линней, долго не мог решить, куда отнести грибы – к животным, или к растениям – Слайд №10.
Учитель: продолжаем наше путешествие и вторая страница, на которой мы остановимся, называется исследовательская.
Проблема: грибы – это растения или животные? – Слайд №11
Учащиеся высказывают свои мнения по данной проблеме
Задания для учащихся: используя личный опыт, имеющиеся знания и текст учебника (п.52 на стр.197–200) выделить:
– признаки сходства грибов с растениями (1 пара)
– признаки сходства грибов с животными (2 пара)
– отличительные признаки грибов (3 пара).
Учащиеся представляют результаты своей работы
1 пара. Общие признаки грибов и растений – Слайд № 12
Растворенные вещества поглощают путем всасывания.
Не передвигаются.
Растут в течение всей жизни.
2 пара. Общие признаки грибов и животных – Слайд № 13
Питаются готовыми органическими веществами.
Сапрофиты и паразиты.
Клеточная оболочка содержит органическое вещество – хитин.
3 пара. Отличительные признаки грибов – Слайд № 14
Одноклеточные и многоклеточные организмы.
Тело гриба состоит из тонких белых нитей (гиф), образующих грибницу (мицелий)
Учитель: а теперь давайте сделаем вывод: что такое грибы?
Вывод учащихся: грибы – одноклеточные или многоклеточные организмы, тело которых состоит из тонких белых нитей (гиф), образующих грибницу (запись в тетрадь вывода)
Учитель: грибы, как и все живые организмы, размножаются. (Рассказ учителя о размножении грибов – Слайд №15)
Размножаются грибы бесполым (спорами и вегетативным путем - участками мицелия, почкованием (например, дрожжи)и половым.
Минутка здоровья - Слайд №16)
1.Сесть прямо, руками взяться за сидение стула. Потянуть сиденье стула вверх в течении 5–7 с., расслабиться, повторить 3–5 раз.
2.Сидя с прямой спиной изображаем аптечные весы: медленно поднимаем одно надплечье, опуская другое. Позвоночник и грудина неподвижны.
3.Посмотрите вдаль прямо перед собой 2–3 сек., затем переведите взгляд на кончик носа на 3–5 сек. (повтор 3–4 раза)
4.Встаньте, голова неподвижна. Поднимите глаза кверху, сделайте круговые движения по часовой стрелке (повтор 3–4 раза)
5.Сядьте. Глаза закройте, голова неподвижна. Поднимите глаза кверху, книзу, влево, вправо.
6.Поморгайте быстро-быстро и остановите взгляд.
Учитель: мир грибов гораздо богаче того, который мы видим в лесу. Сейчас известно более 100 тысяч видов грибов. Они отличаются друг от друга по строению и внешнему виду. Различают одноклеточные и многоклеточные грибы – Слайд 17 - 20.
Лабораторные работы
Учащиеся получают муляжи (гриба) и инструктивные карточки. Работа осуществляется по группам. Проводится инструктаж по технике безопасности.
Работа в парах
Задания для 1 пары:
1.Используя учебник и заданный текст «Грибы. Общая характеристика грибов», познакомьтесь со строением шляпочных грибов.
2.Подготовьте устные ответы на вопросы:
1). Из чего состоит шляпочный гриб?
2). Чем образовано плодовое тело?
3). Как называются грибы, у которых нижний слой шляпки образован трубочками?
3.Рассмотрите муляжи плодовых тел шляпочных грибов, найдите их шляпку и ножку. Определите, чем образована шляпка: пластинками или трубочками. Назовите эти грибы.Слайд№22
Задания для 2 пары:
1.Используя учебник и заданный текст «Грибы. Общая характеристика», выполните лабораторную работу № 17 «Изучение строения плесневых грибов».
2.Подготовьте устные ответы на вопросы:
1). Как называется плесневый гриб, который образует на продуктах питания белый налет?
2). Какое строение имеет мицелий мукора?
3). Из какого плесневого гриба получают антибиотик пенициллин?
3.Рассмотрите на хлебе невооруженным глазом белую плесень (мукор), а на лимоне – зеленую плесень (пеницилл). Слайд№21
Задания для 3 пары:
1.Используя учебник и заданный текст«Грибы. Общая характеристика», познакомьтесь с удивительными грибами – дрожжами.
2.Подготовьте устные ответы на вопросы:
1). Что такое дрожжи?
2). Где они живут?
3). Для чего человек разводит дрожжи?Слайд№23
Задание для 4 пары:
1.Найдите в учебнике и заданной тексте информацию о грибах-паразитах.
2.Подготовьте устные ответы на вопросы:
1). Что такое грибы-паразиты?
2). Приведите примеры грибов-паразитов.
3). Какой вред приносят грибы-паразиты?Слайд№24
(Каждая пара представляет результаты работы).
Учитель: Итак, мы подошли к следующей странице нашего устного журнала– Слайд 25.
« Лечебное и промышленное использование грибов».
Знаете – ли Вы, какими лечебными свойствами обладают грибы?
Ответы учащихся (короткие сообщения).
1. Из тонкой свинушки биохимиками получен экстракт, способствующий распаду некоторых видов злокачественных опухолей.
2. Желчный гриб обладает желчегонным действием. В нем содержатся
вещества, которые способствуют нормальному функционированию печени.
3. Из боровика получен алкалоид герцинин, повышающий жизнедеятельность организма. Лечебный препарат применяется при стенокардии, сердечной недостаточности.
4. Древнегреческие врачи считали, что африканские трюфели придают
человеку бодрость и силу.
В 1929 году английский микробиолог Александр Флеминг сделал одно из величайших открытий в области медицины (в 1955 году он был за это открытие удостоен Нобелевской премии). Оказалось, что существуют маленькие - маленькие грибы, которые выделяют очень важные химические вещества, способные нарушать жизнедеятельность различных бактерий – в частности болезнетворных.(это антибиотики, первым из которых был открыт пеницилл.
Учитель: Грибы полезны не только лечебными свойствами. Грибы имеют и промышленное использование.
Учащиеся: Из многоцветной губчатой мякоти трутовика народные умельцы изготавливают забавные вещи: шкатулки, игрушки.
Голландский сыр получают под действием молочно - кислых бактерий и добавляют белую грибную плесень, а в рокфор – зеленую плесень.
Грибы человек использует в приготовлении кисло – молочных продуктов, силосовании, хлебопечении, медицине. Съедобные грибы – ценный пищевой продукт. По содержанию белков они превосходят все известные виды овощей и приближаются по этому показателю к мясу и рыбе. Грибы содержат много витаминов.
Следующая страница - «Осторожно, опасные грибы!»
Я старушка вредная,
На мне шляпка бледная,
А нога в ботинке,
На чулке – пестринки.
Вокруг ворота –
Пораспорото.
Кто меня коснется
Тот уж не проснется. (бледная поганка)
Учитель: Но особенно хорошо нужно знать ядовитые грибы. Ведь отравление может привести к летальному исходу. Самым ядовитым грибом в наших лесах считается бледная поганка. Яд этого гриба действует подобно змеиному и отравление этим грибом обычно оканчивается смертью. Шляпка гриба может быть бледно – зеленой, белой, желтоватой, или оливково – зеленой. В диаметре 7 – 10 сантиметров. По форме она вначале кольчатая, затем слегка выпуклая. Пластинки белые, частые. Ножка высотой 8 – 12 сантиметров, белая или слегка зеленоватая к верху суженая. У основания ножки клубневидное утолщение, окруженное белым или зеленоватым мешочком. Мякоть белая, сладковатая. Слизни поедают поганку и не погибают.
Чуть менее ядовитыми считаются мухомор вонючий, мухомор красный. Характерными признаками мухоморов являются булавовидное утолщение и чехол на нижней части ножки гриба. Появляющийся на земле гриб находится как бы в мешочке. Увеличиваясь в размерах, он разрывает этот мешочек, кусочки его иногда остаются в виде «юбочки» под шляпкой.
Признаки отравления грибами.
Резко возникает слабость, недомогание. Появляется бледность кожных и слизистых покровов, наблюдается нарушение сердечного ритма и дыхания, возникают боли в области желудка, печени, кишечника. Появляется тошнота, рвота.
Первая помощь при отравлении
- без промедления обратиться за помощью в ближайшее медицинское учреждение;
- до прибытия врача вызвать у пострадавшего рвоту и сделать клизму, чтобы удалить недоброкачественную пищу из желудка
- заставить пострадавшего выпить 1 – 2 стакана теплой воды и повторять процедуру до тех пор, пока при рвотных движениях станет выходить вода без примеси пищи.
- дать пострадавшему таблетки активированного угля из расчета 1 таблетка на 10 килограммов массы тела.
5.Закрепление новых знаний.
Учитель: наше путешествие по страницам устного журнала «Загадочный мир грибов» подошло к концу, я предлагаю вам выполнить тест «Выберите один правильный ответ»
- Раздел биологии, изучающий грибы это:
А). Дендрология Б). Микология В). Вирусология
- Грибы представляют собой:
А). Отдельную группу растений Б). Отдельную группу животных В). Особую группу живых организмов
- Грибы отличаются от животных тем, что они:
А). Имеют клеточное строение Б). Всасывают из почвы воду и минеральные соли В). Питаются готовыми органическими веществами
- С растениями грибы объединяет:
А). Неподвижность и наличие клеточной стенки Б). Неподвижность и верхушечный рост В). Неподвижность, наличие клеточной стенки, верхушечный рост
- Мицелий гриба образован:
А). Гифами Б). Спорами В). Ризоидами
(учащиеся выполняют тест – слайд № 26, затем осуществляют самопроверку, используя ключ с ответами – слайд №27)
6. Домашнее задание – Слайд № 28
1. Изучить п.52,53, выполнить задания 4 -6 в рабочей тетради.
2. Творческие задания на выбор: составить синквейн на тему «Царство грибы», подготовить сообщения о грибах-рекордсменах; составить кроссворд по теме: «Грибы»; подобрать пословицы, поговорки, стихи и загадки о грибах; оформить галерею грибника: нарисовать шляпочные грибы и дать к ним краткие пояснения.
7.Рефлексия
Вопросы учителя:
1). Как вы считаете, удалось ли нам достичь поставленных целей?
2). Что нового и важного вы узнали для себя?
3). Чему научились сегодня на уроке?
4). Что на уроке было интересным? Слайд № 29
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемное обучение. Методические разработки уроков биологии /10 класс/ профильный уровень
Основное содержание уроков в предлагаемых конспектах отражено в табличном варианте, что упрощает усвоение учебного материала школьниками...
Методическая разработка урока в 6 классе с презентацией "Грибы-паразиты"
Методическая разработка урока с презентацией в 6 классе по теме "Грибы-паразиты" к учебнику В.В. Пасечника....
Методическая разработка урока биологии. 8 класс. Тема "Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ".
урок биологии 8 класс: Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ....
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка урока биологии 5 класс "Живые организмы. Что это такое?"
Данная методическая разработка - это один из вариантов проведения урока по теме "Живые организмы. Что это такое?" по учебнику Природоведение. Введение в биологию. 5 кл. Здесь отражена попытка реализо...
Методическая разработка урока биологии 8 класса по теме: «Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний» с использованием ИКТ
Тема урока: "Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"...
Презентация к методической разработке урока биологии 6 класс "Растительные ткани"
Презентация к методической разработке урока биологии 6 класс "Растительные ткани" к учебнику Н.И. СонинаПо причине большого объема файла данная презентация доступна для скачивания по ссылке:...