разработка урока биологии для 5 класса "Многообразие и значение грибов"
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Конспект урока на основе системно-деятельностного метода обучения на тему: «Многообразие и значение грибов» 5 класс по ФГОС. В разработке урока частично использованы идеи педагогов с сайта "Фестиваль педагогических идей".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
griby.pptx | 2.86 МБ |
kartochki_kak_otlichat_griby.docx | 400.09 КБ |
kartochki_s_gribami-dvoynikami.docx | 167.32 КБ |
na_dosku.docx | 163.31 КБ |
urok_mnogoobrazie_i_znachenie_gribov_obrabotan.doc | 485 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ШЛЯПКА НОЖКА грибница ПЛОДОВОЕ ТЕЛО СТРОЕНИЕ ГРИБА Какие части гриба вы знаете?
1 группа: вставить пропущенные слова в статью «Общая характеристика грибов» Грибы обитают всюду, где имеются органические вещества. По характеру питания их делят на две группы: паразиты и сапрофиты . Грибы- сапрофиты питаются органическими веществами мертвых тел . Грибы- паразиты питаются за счет живых организмов. Тело гриба похоже на ветвящиеся нити, которые образуют мицелий или грибницу . Грибница может быть одноклеточной с большим числом ядер, но чаще грибница бывает многоклеточной. В состав клеточной оболочки грибов входит органическое вещество хитин , характерное для животных. Высшие грибы образуют плодовые тела. Шляпочные грибы с корнями деревьев вступают в симбиоз , принося друг другу пользу. При этом между корнями дерева и грибницей образуется микориза или грибокорень .
2 группа: заполнить кольца Венна «Признаки грибов» Сходство с растени-ями Сходство с живот-ными Индиви-дуальные признаки грибов 1.неограниченный рост; 2.неподвижность 3.прочные клеточные стенки; 4.синтезируют витамины. 1. не имеют хлорофилла; 2.гетеротрофы; 3.в клеточных стенках содержится хитин; 4.углеводы запасаются в виде гликогена. 1.Тело состоит из гиф и называется грибница или мицелий. 2.У высших грибов образуется плодовое тело.
3 группа: дополнить схему «Размножение грибов» гаметами Образуются специализированные клетки Образуется на особых гифах-споранженосцах Возникает новый мицелий спорами частью грибницы половое Размножение бесполое
вода с растворенными минеральными солями питательные вещества, вырабатываемые на свету – сахар и крахмал ПОЧЕМУ ГРИБЫ ОБИТАЮТ ВБЛИЗИ ДЕРЕВЬЕВ? ВЫВОД: ГРИБЫ С РАСТЕНИЯМИ НАХОДЯТСЯ ВО ВЗАИМОВЫГОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ СИМБИОЗ
Тема : МНОГООБРАЗИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ГРИБОВ
Контрольный вопрос ГРИБЫ – ВРАГИ ИЛИ ДРУЗЬЯ ?
Представители Роль в природе Роль в жизни человека Представители Роль в природе Роль в жизни человека
«Всякий гриб в руки берут, Да не всякий в кузовок кладут» КАК ПОНИМАЕШЬ ПОговорку :
физминутка Грибное коварство известно в народе. Грибы-двойники существуют в природе. Грибы ядовитые выучи, знай, В лесу безошибочно их узнавай.
Сравни! Белый гриб Желчный гриб Сатанинский гриб
Правила сбора грибов Не выдёргивайте гриб, чтобы не разрушить грибницу . Никогда не собирайте те грибы, в которых сомневаетесь. Не собирайте грибы вдоль дорог. Не собирайте старые грибы.
Экологическая задача ВЫВОД в природе нужны все грибы: и ядовитые, и съедобные.
Контрольный вопрос ГРИБЫ - ВРАГИ ИЛИ ДРУЗЬЯ?
Домашнее задание: 1. Параграф 14.Выписать определения в тетрадь со стр.61 2.Подготовить презентацию о грибах. 3.Сочинить сказку, кроссворд, загадки, подготовить сообщение на тему «Первая помощь при отравлении грибами.», « Ведьмины круги» 1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был 7.Домашнее задание мне кажется активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезным / бесполезным интересным / скучным легким / трудным
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Белый гриб, или боровик
Окраска шляпки самая различная – от белой до темно-бурой с фиолетовым оттенком. Это зависит от того, в каком лесу грибы растут. Трубчатый слой вначале белый, затем желтый и зеленоватый. Ножка беловатая или светло-буроватая, с белым сетчатым рисунком. Мякоть белая, плотная, на изломе не меняет цвета, без особого вкуса но с приятным грибным запахом.
Желчный гриб ( ложный белый)
Очень похож на боровик. В литературе этот гриб называют желчным. Отличается от боровика и подберезовика грязно-розовым трубчатым слоем( у боровика он белый, желтый, зеленоватый: у подберезовика – серый) и на сломе мякоть краснеет. Ножка имеет темный сетчатый рисунок (у боровика сеточка белая, у подберезовика сеточки вообще нет), у земли слегка клубневидная. Главное отличие – горький вкус, который не исчезает при любой обработке.
Белый гриб, или боровик
Окраска шляпки самая различная – от белой до темно-бурой с фиолетовым оттенком. Это зависит от того, в каком лесу грибы растут. Трубчатый слой вначале белый, затем желтый и зеленоватый. Ножка беловатая или светло-буроватая, с белым сетчатым рисунком. Мякоть белая, плотная, на изломе не меняет цвета, без особого вкуса но с приятным грибным запахом.
Сатанинский гриб
Шляпка выпуклая, светло сероватой или зеленоватой окраски, в сырую погоду слизистая.
Трубчатый слой ярко-красного цвета с мелкими порами.
Ножка желтая, вверху красноватая, с красным сетчатым рисунком.
Мякоть крепкая, на изломе сначала краснеющая, потом синеющая, со сладковатым вкусом, но неприятным запахом.
В сыром виде гриб сильно ядовит.
Бледная поганка
Бледная поганка больше всего похожа на шампиньоны, сыроежки, зеленушки. Шляпка ее белая, бывает зеленоватая, желтоватая, с гладким краем. Пластинки, не прикрепленные к ножке, белые, мягкие. Ножка у поганки длиной до 15 см, толщиной до 2 см, белая или желтовато-зеленая, вверху с тонким пленчатым кольцом. От ножки съедобных грибов ее отличает клубневидное утолщение у основания, заключенное в белую или зеленоватую пленку – воротничок. Гриб смертельно опасен!
Шампиньон
Шляпка шаровидная, с глубоко загнутым внутрь краем, гладкая, сухая, шелковистая. Ножка 4 – 8 см, толщиной 1-2 см, прямая, ровная, с широким белым кольцом. У шампиньона нет у основания утолщения, похожего на клубень. Мякоть беля, плотная, на изломе сначала розовеет, с приятным запахом. Пластинки у шампиньона никогда не бывают белыми, а шляпка зеленоватой в отличие от поганок, которые могут быть и белыми и зеленоватыми. Пластинки у молодого шампиньона розовые, а у зрелого – темные, даже черные.
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование город Новороссийск
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 10
Конспект урока
на основе системно-деятельностного метода обучения
на тему: «Многообразие и значение грибов»
5 класс
Учитель биологии
МБОУ СОШ № 10
Семикоровкина О.В.
Новороссийск
2021 г
Тема урока: Многообразие и значение грибов
Тип урока: комбинированный
Цель урока (для учителя):продолжить формировать представление о грибах как об особом царстве, их разнообразии и роли в природе и жизни человека; закрепить умение различать ядовитые и съедобные грибы, познакомить с мерами профилактики отравлений; закрепить понятия «симбионты», «паразиты», «сапрофиты», «грибокорень».
Задачи урока:
Воспитывающая: формировать понятия о необходимости соблюдения правил сбора грибов учащимися, необходимость охраны представителей данного царства.
Развивающая: развитие познавательных интересов и инициативы учащихся, развитие произвольного внимания и памяти, научить находить сходство и отличия различных групп грибов.
Обучающая: изучить значение грибов в природе и в жизни человека; познакомить с основными правилами сбора грибов в пищу; профилактикой отравлений.
Планируемый результаты (для учащихся):
Личностные: осознание ценности биологического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение организовывать свою работу на уроке, определять её цели и задачи, выбирать средства, умение вести самостоятельный поиск, анализзировать и отбирать нужную информацию; умение использовать таблицы, карты, схемы, ЭОР, ПК; умение взаимодействовать с одноклассниками и работать в коллективе; умение ориентироваться в окружающем мире.
Предметные: усвоение понятий «гетеротрофы», «сапрофиты», «паразиты», «симбионты», «микориза», «грибокорень», «мицелий»; овладение умениями читать и составлять, таблицы, схемы, рисунки по разнообразию организмов и насыщенности ими природных пространств; развитие способностей делать выводы о значении грибов и их мнообразии.
Универсальные учебные действия:
Личностные: осознать единство и целостность окружающего мира.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: извлекать информацию об особенностях царства Грибы, выявить их роль в природе и жизни человека, овладеть умением различать ядовитые и съедобные грибы, познакомиться с мерами профилактики отравлений; научиться работать с текстом учебника,с таблицами, схемами, рисунками делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата, формировать познавательные интерес и мотивизацию на изучение роли грибов. Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютер, диск Кирилла и Мефодия «Растения. Бактерии. Грибы.» урок №32, презентация, таблицы: «Многообразие грибов», «Строение гриба». Таблицы по теме «Грибы» («Шляпочные грибы», «Плесневые грибы», «Грибы – паразиты», «Ядовитые и съедобные грибы»). Коллекция муляжей шляпочных грибов; плодовые тела трутовиков. Кусочки хлеба с плесенью. Дидактические карточки о грибах.
Описание хода урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Разработка урока биологии для 8 класса "Значение пищи и её состав"
Урок разработан с использованием ЦОР к учебнику Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: Человек: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений: В 2 ч. - 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Гра...
Разработка урока биологии для 8 класса "Значение пищи и её состав"
Урок разработан с использованием ЦОР к учебнику Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: Человек: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений: В 2 ч. - 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Гра...
Разработка урока биологии для 8 класса "Значение пищи и её состав"
Урок разработан с использованием ЦОР к учебнику Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: Человек: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений: В 2 ч. - 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Гра...
Разработка урока биологии по теме "Плесневые грибы и дрожжи"
План-конспект урока биологии в 5 классе по теме "Плесневые грибы и дрожжи"...
Разработка урока биологии в 5 классе "Шляпочные грибы"
Данный урок был проведен в 5 классе с учетом требований ФГОС. К уроку прилагаются презентация, задния для самостоятельной работы, инструктивная карточка для лабораторной работы, листы самоконтро...
Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Общая характеристика грибов"
Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме "Общая характеристика грибов"...