Тема: Три среды обитания организмов.
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Цели урока:
Обучающие:
• закрепить знания о многообразии живых организмов, о значении благоприятных природных условий для жизни организма;
• сформировать представление об отличительных особенностях разных сред обитания организмов и их приспособленности к жизни в этих средах.
Развивающие:
• учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи развивать воображение учащихся;
• развивать поисково-информационные умения: работать с конспектом урока.
Воспитательные:
• формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;
• прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stroenie_yadra_kletki.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
- Фамилия, имя отчество автора: Марышева Екатерина Александровна
- Год, месяц, день рождения: 1984, ноябрь, 13
- Место работы: г. Верхняя Пышма, МОУ СОШ №22
- Должность: учитель
- Педагогический стаж работы: 5 лет
- Преподаваемый предмет: биология
- Название работы, подаваемой на конкурс: Строение и функции ядра клетки.
Класс: 9,10 класс
Предмет: общая биология
Тема урока: Строение и функции ядра клетки.
Цель урока: продолжить изучение клеточного уровня организации жизни; рассмотреть особенности строения и выполняемые функции ядра.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжить изучение клеточного уровня организации жизни
- Рассмотреть особенности строения и выполняемые функции ядра клетки
- Продолжить формирование эволюционных представлений о развитии органического мира и его делении на прокариотические и эукариотические организмы.
- Повторить материал по теме «Органоиды клетки».
Развивающие:
- Развивать абстрактное мышление, умение сравнивать и анализировать и сопоставлять, применять полученную информацию при выполнении учебного задания
- Развивать потребности в творческой самореализации, самообразовании, организации рабочего времени на уроке; продолжить формирование умений быстро работать с текстом учебника, слушать одноклассников, оценивать себя и других.
Воспитательные:
- Формировать научное мировоззрение, воспитание восприятия живого, как уникального творения природы
- Формирование умения видеть прекрасное в малом.
Планируемый результат: учащиеся должны знать основные структуры ядра, уметь охарактеризовать его функции.
Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления новых знаний.
Методы обучения: информационный, частично поисковый.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальный, фронтальный(диалог в процессе урока, монолог учащихся в процессе проверки домашнего задания).
Оборудование: учебная программа POWER POINT, таблица «Строение растительной и животной клетки», инструктивные карточки, учебники С.Г. Сонин, В.Б. Захаров, Н, И. Сонин, «Биология. Общие закономерности», М., 2003.
Ход урока.
- Организационный.
- Здравствуйте! Садитесь.
- Назовите отсутствующих.
2. Проверка домашнего задания.
Работа у доски одного ученика с карточкой.
(ответ: пластиды, митохондрии)
(скелетные образования в виде микротрубочек и пучков белковых волокон)
(митохондрии)
(хлоропласты, лейкопласты, хромопласты)
(гладкая и шероховатая) |
Пока ученик работает у доски – учащиеся отвечают на вопросы устно.
- Охарактеризуйте роль клеточной мембраны.
Предполагаемый ответ учащихся: ограничивает внутреннее содержимое клетки, регулирует обмен веществ, способствует соединению клеток между собой.
- В чем отличие между пиноцитозом и фагоцитозом?
Предполагаемый ответ учащихся: пиноцитоз - поглощение молекул воды, фагоцитоз – поглощение крупных молекул.
- Какие органоиды вы знаете, и какие функции они выполняют?
Предполагаемый ответ учащихся: цитоплазма - взаимосвязь органоидов, транспорт веществ, ЭПС – синтез белков, перенос веществ в клетке, рибосомы – синтез белков, митохондрии – энергия в клетке, синтез АТФ, комплекс Гольджи – накопление веществ в клетке, образование лизосом, лизосомы – пищеварение, самоуничтожение клетки.
- Чем растительная клетка отличается от животной?
Предполагаемый ответ учащихся: Растительная клетка клеточная оболочка, вакуоли, пластиды, животная клетка – нет вакуолей пластид.
- Представьте, что в клетках организма прекратилось образование лизосом. К каким последствиям и почему это могло привести?
Предполагаемый ответ учащихся: расщепление органических веществ, разрушение отмерших органоидов клетки, уничтожение отработавших клеток
- Почему лежащий долгое время клубень картофеля зеленеет?
Предполагаемый ответ учащихся: пластиды способны превращаться друг в друга
- Какие органоиды клетки находятся в цитоплазме?
Предполагаемый ответ учащихся: ЭПС, вакуоль, пластиды, комплекс Гольджи, митохондрии, лизосомы.
Проверяем учащегося у доски, отмечаем ошибки и комментируем их.
- Изучение нового материала.
Мы познакомились с основными органоидами клетки. О какой же важной части клетки у нас сегодня пойдет речь?
Предполагаемый ответ учащихся: о ядре.
Слайд 1. Откроем тетради и запишем тему урока. Строение и функции ядра клетки.
Учитель: Как вы считаете, в клетке должно быть только одно ядро, или бывают многоядерные клетки?
Предполагаемый ответ учащихся: в клетках печени 2-3 ядра, многоядерные клетки у некоторых простейших, клетки грибов имеют несколько ядер
Учитель: Ядро (от латинского -nucleus и греческого - karion) один из структурных компанентов эукариотической клетки, содержащей генетическую информацию в форме молекул ДНК. Органелла несущая генетическую информацию. Ядро обнаружил в клетке английский ботаник Роберт Броун в 1831 году.
Это наиболее важный органоид эукариотической клетки. Большинство клеток имеют ядро, но встречаются многоядерные (лейкоциты, поперечнополосатая мышечная ткань, инфузории, грибная клетка). Некоторые узкоспециализированные клетки утратили ядра (клетки ситовидных трубок у цветковых растений, эритроциты).
Слайд 2. Форма и размер ядер клеток разнообразны. Встречаются ядра шаровидной, овальной, веретеновидной и сегментированной формы. Размер ядра колеблется от 3 до 10 мкм.
Всю полученную сегодня важную информацию мы будем заносить в таблицу, которая предложена на доске. Перенесите, пожалуйста, в тетрадь шапку таблицы.
Деятельность учащихся: перечерчивают шапку таблицы с доски в тетрадь.
Учитель: Запишем в таблицу данные о форме и размерах ядра.
Ядро и его элементы | Строение | Функции |
Округлой или овальной формы | Центральная часть клетки, благодаря которой осуществляются процессы биологического синтеза и передачи наследственной информации |
Деятельность учащихся: заполняем таблицу совместно.
Слайд 3. Учитель. В состав ядра входит:
- ядерная оболочка
- кариоплазма: ядерный сок, хроматин и ядрышко.
Давайте разберем подробнее ядерную оболочку.
Деятельность учащихся: переписывают со слайда состав ядра
Слайд 4. Учитель: Ядро ограничивается от цитоплазмы ядерной оболочкой, состоящей из двух мембран.
?учащимся: Перечислите функции мембраны клетки.
Предполагаемый ответ учащихся: ограничивает внутреннее содержимое клетки, регулирует обмен веществ, способствует соединению клеток между собой.
Учитель: между мембранами ядра имеется узкая щель, заполненная полужидким веществом. В некоторых местах обе мембраны сливаются друг с другом, образуя ядерные поры, через которые осуществляется обмен веществ между ядром и цитоплазмой. Через поры поступают молекулы транспортной РНК, информационной РНК, а в ядро – белки, ферменты, нуклеотиды, АТФ, вода, различные ионы. Наружная мембрана со стороны, обращенной в цитоплазму, покрыта рибосомами, придающими ей шероховатость, а внутренняя мембрана – гладкая.
?учащимся: Попытайтесь предположить, какие функции выполняет ядерная оболочка?
Предполагаемый ответ учащихся: отделяет ядро от цитоплазмы, регулирует транспорт веществ из ядра в цитоплазму и обратно.
Учитель: Запишем в таблицу данные о ядерной мембране.
Деятельность учащихся: заполняют таблицу.
Ядро и его элементы | Строение | Функции |
Ядерная оболочка состоит из двух мембран (наружной и внутренней) с порами |
|
Слайд 5. Учитель: Кариоплазма – внутреннее содержимое ядра, в котором располагается хроматин и одно или несколько ядрышек. В состав ядерного сока входят разные белки (в том числе ферменты ядра), свободные нуклеотиды.
?учащимся: Попытайтесь определить функции ядерного сока.
Предполагаемый ответ учащихся: транспорт веществ, так как среда жидкая
Учитель: Запишем в таблицу данные о ядерном соке.
Деятельность учащихся: заполняют таблицу.
Ядро и его элементы | Строение | Функции |
Ядерный сок, или кариоплазма – полужидкое вещество | Среда, в которой находятся ядрышки и хромосомы |
Слайд 6. Учитель: Ядрышко представляет собой округлое плотное тельце, погруженное в ядерный сок. Количество ядрышек зависит от функционального состояния ядра и может колебаться от 1 до 7 и более.
Ядрышки обнаруживаются только в неделящихся ядрах, во время митоза они исчезают.
?учащимся: Вспомните, что такое митоз?
Предполагаемый ответ учащихся: простое деление клетки надвое
Учитель: После завершения деления возникает вновь ядрышко.
Ядрышко не является самостоятельной структурой ядра. Оно образуется в результате концентрации в определенном участке кариоплазмы участков хромосом, несущих информацию о структуре рибосомальной РНК. Они содержат многочисленные копии генов, кодирующих рибосомальную РНК. Так как в ядрышке интенсивно идет процесс синтеза рибосомальной РНК и формирование субъединиц рибосом, можно сказать – ядрышко – это скопление рибосомальной РНК и рибосомальных субъединиц на разных этапах формирования.
Учитель: Запишем в таблицу данные о ядрышке.
Деятельность учащихся: заполняют таблицу.
Ядро и его элементы | Строение | Функции |
Ядрышко сферической или неправильной формы | Принимает участие в синтезе белка |
Слайд 7. Учитель: Хроматином (от греческого – хрома – окраска, цвет) называют глыбки, гранулы и сетевидные структуры ядра, интенсивно окрашивающиеся некоторыми красителями и отличающиеся по форме от ядрышка. Хроматин состоит из ДНК и белков, и представляет собой спирализованные и уплотненные участки хромосом. Спирализованные участки хромосом в генетическом отношении не активны. Свою специфическую функцию – передачу генетической информации – могут осуществлять только раскрученные, которые не видны в световой микроскоп. В делящихся клетках все хромосомы сильно спирализуются, укорачиваются и приобретают размеры и форму. Число хромосом зависит от уровня организации вида и не всегда указывает его родственные связи.
Работа с учебником: на странице 135 рассмотрите хромосомы организмов разных видов.
Деятельность учащихся: рассматривают хромосомы по учебнику.
Учитель: Совокупность количественных (число и размеры) и качественных (форма) признаков набора соматической клетки называют кариотипом.
?учащимся: Попытайтесь сформулировать функции хромосом в клетке.
Предполагаемый ответ учащихся: передача наследственной информации.
Учитель: Запишем в таблицу данные о хромосомах.
Деятельность учащихся: заполняют таблицу.
Ядро и его элементы | Строение | Функции |
Хромосомы плотные, удлиненные, или нитевидные образования, видимые только при делении клетки | Содержат ДНК, в которой заключена наследственная информация, передающаяся из поколения в поколение |
Учитель: таблица закончена, можете отложить тетради.
Слайд 8. Учитель: Давайте сформулируем функции ядра клетки.
Функции ядра:
- хранение наследственной информации и передача ее дочерним клеткам в процессе деления
- регуляция жизнедеятельности клетки путем регуляции синтеза различных белков
- место образования субъединиц рибосом.
- Закрепление изученного материала.
Беседа по вопросам:
- Опишите строение ядра эукариотической клетки.
- Что такое ядрышко?
- Что такое хроматин?
- Что такое кариотип?
Объявление итога урока: На уроке мы познакомились со строением ядра клетки, изучили компоненты ядра и их функции.
5.Домашнее задание. &27, изучить записи в тетради, подготовиться к проверочной работе по теме «Органоиды клетки».
Результативность урока. Цели урока достигнуты, учащиеся познакомились с материалом урока по теме «Строение и функции ядра клетки». Учащиеся продолжают знакомиться с научным мировоззрением, восприятием живого, как уникального творения природы. Учащиеся на уроке активны, материал воспринимался эмоционально. Урок был насыщен информацией. Время во время урока расходуется рационально.
Учащиеся знакомятся со строением и функциями ядра, продолжают формировать умения анализировать, сравнивать, делать выводы. Недостатками урока является недостаточное количество времени по программе, так как информация трудна для восприятия и требует больше времени для учвоения.
Методическая литература:
- С.Г. Сонин, В.Б. Захаров, Н, И. Сонин, «Биология. Общие закономерности», М., 2003.
- Общая биология, под ред. Д.К. Беляева, Просвещение,2000.
- Уроки общей биологии, под ред. В.М. Корсунской, М., Просвещение, 1977.
- Уроки общей биологии, под ред. В.М. Корсунской, М.,Просвещение, 1970.
- Биология 10класс, тематические тестовые задания для подготовки к ЕГЭ, Ярославль,2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок природоведения «Три среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания».
Урок природоведения для 5 класса.Цели и задачи:-способствовать формированию представлений о среде обитания, необходимой для жизни организмов;-выявить особенности каждой среды обитания;-определить, как...
Тема урока: “Среды обитания организмов”.
Планируемые результаты: Предметные:закрепить знания о многообразии живых организмов, о значении благоприятных природных условий для жизни организма;сформировать представление об отличительных осо...
Тема: Три среды обитания организмов.
Цели урока:Обучающие:• закрепить знания о многообразии живых организмов, о значении благоприятных природных условий для жизни организма;&bull...
Методическая разработка урока для 5 класса по теме «Среды обитания организмов . особенности сред обитания организмов».
Урок освоения новых знаний и умений. На уроке предусмотрено использование:Учебник Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С. и др. / Под ред. Пасечника В. В. «Просвещение»...
Презентация к уроку Представители сред обитания. Особенности сред обитания организмов
Представители сред обитания.Особенности сред обитания организмов...
Тема: Представители сред обитания. Особенности сред обитания организмов Конспект
Тема: Представители сред обитания. Особенности сред обитания организмов...
Проверочная работа для 5 класс по теме Почвенная среда обитания организмов
Проверочная работа для 5 класс по теме Почвенная среда обитания организмов...