Тема: Три среды обитания организмов.
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Марышева Екатерина Александровна

Цели урока:

Обучающие:

•        закрепить знания о многообразии живых организмов, о значении благоприятных природных условий для жизни организма;

•        сформировать представление об отличительных особенностях разных сред обитания организмов и их приспособленности к жизни в этих средах.

Развивающие:

•        учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи развивать воображение учащихся;

•        развивать поисково-информационные умения: работать с конспектом урока.

Воспитательные:

•        формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;

•        прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stroenie_yadra_kletki.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Фамилия, имя отчество автора:  Марышева Екатерина Александровна
  2. Год, месяц, день рождения: 1984, ноябрь, 13
  3. Место работы:  г. Верхняя Пышма, МОУ СОШ №22
  4. Должность: учитель
  5. Педагогический стаж работы: 5 лет
  6. Преподаваемый предмет: биология
  7. Название работы, подаваемой на конкурс: Строение и функции ядра клетки.

Класс: 9,10 класс

Предмет: общая биология

Тема урока: Строение и функции ядра клетки.

Цель урока: продолжить изучение клеточного уровня организации жизни; рассмотреть особенности строения и выполняемые функции ядра.

Задачи:

Образовательные:

  1. Продолжить изучение клеточного уровня организации жизни
  2. Рассмотреть особенности строения и выполняемые функции ядра клетки
  3. Продолжить формирование эволюционных представлений о развитии органического мира и его делении на прокариотические и эукариотические организмы.
  4. Повторить материал по теме «Органоиды клетки».

Развивающие:

  1. Развивать  абстрактное мышление, умение сравнивать и анализировать и сопоставлять, применять полученную информацию при выполнении учебного задания
  2. Развивать потребности в творческой  самореализации, самообразовании, организации рабочего времени на уроке; продолжить формирование умений быстро работать с текстом учебника, слушать одноклассников, оценивать себя и других.

Воспитательные:

  1. Формировать научное мировоззрение, воспитание восприятия живого, как уникального творения природы
  2. Формирование умения видеть прекрасное в  малом.

Планируемый результат: учащиеся должны знать основные структуры ядра, уметь охарактеризовать его функции.

Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления новых знаний.

Методы обучения: информационный, частично поисковый.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальный, фронтальный(диалог в процессе урока, монолог учащихся в процессе проверки домашнего задания).

Оборудование: учебная программа POWER  POINT, таблица «Строение растительной и животной клетки», инструктивные карточки, учебники С.Г. Сонин, В.Б. Захаров, Н, И. Сонин, «Биология. Общие закономерности», М., 2003.

Ход урока.

  1. Организационный.

- Здравствуйте! Садитесь.

- Назовите отсутствующих.

     2. Проверка домашнего задания.

Работа у доски одного ученика с карточкой.

  1. Какие органоиды имеют снаружи две мембраны?

(ответ: пластиды, митохондрии)

  1. Какой органоид отвечает за образование цитоскелета?

(скелетные образования в виде микротрубочек и пучков белковых волокон)

  1. Какой органоид отвечает за обеспечение клетки энергией?

(митохондрии)

  1. Какие виды пластид различают у растительной клетки?

(хлоропласты, лейкопласты, хромопласты)

  1. Какие виды ЭПС различают в клетке?

(гладкая и  шероховатая)

Пока ученик работает у доски – учащиеся отвечают на вопросы устно.

  1. Охарактеризуйте роль клеточной мембраны.

Предполагаемый ответ учащихся: ограничивает внутреннее содержимое клетки, регулирует обмен веществ, способствует соединению клеток между собой.

  1. В чем отличие между пиноцитозом и фагоцитозом?

Предполагаемый ответ учащихся: пиноцитоз - поглощение молекул воды, фагоцитоз – поглощение крупных молекул.

  1. Какие органоиды вы знаете, и какие функции они  выполняют?

Предполагаемый ответ учащихся: цитоплазма  - взаимосвязь органоидов, транспорт веществ, ЭПС – синтез белков, перенос веществ в клетке, рибосомы – синтез белков, митохондрии – энергия в клетке, синтез АТФ, комплекс Гольджи – накопление веществ в клетке, образование лизосом, лизосомы – пищеварение, самоуничтожение клетки.

  1. Чем растительная клетка отличается от животной?

Предполагаемый ответ учащихся: Растительная клетка клеточная оболочка, вакуоли, пластиды, животная клетка – нет вакуолей пластид.

  1. Представьте, что в клетках организма прекратилось образование лизосом. К каким последствиям и почему это могло привести?

Предполагаемый ответ учащихся: расщепление органических веществ, разрушение отмерших органоидов клетки, уничтожение отработавших клеток

  1. Почему лежащий долгое время клубень картофеля зеленеет?

Предполагаемый ответ учащихся: пластиды способны превращаться друг в друга

  1. Какие органоиды клетки находятся в цитоплазме?

Предполагаемый ответ учащихся: ЭПС, вакуоль, пластиды, комплекс Гольджи, митохондрии, лизосомы.

Проверяем учащегося у доски, отмечаем ошибки и комментируем их.

  1. Изучение нового  материала.

Мы познакомились с основными органоидами клетки. О какой же важной части клетки у нас сегодня пойдет речь?

Предполагаемый ответ учащихся: о ядре.

Слайд 1. Откроем тетради и запишем тему урока. Строение и функции ядра клетки.

Учитель: Как вы считаете, в клетке должно быть только одно ядро, или бывают многоядерные клетки?

Предполагаемый ответ учащихся: в клетках печени 2-3 ядра, многоядерные клетки у некоторых простейших, клетки грибов имеют несколько ядер

Учитель: Ядро (от латинского -nucleus и греческого - karion) один из структурных компанентов эукариотической клетки, содержащей генетическую информацию в форме молекул ДНК. Органелла несущая генетическую информацию. Ядро обнаружил в клетке английский ботаник Роберт Броун в 1831 году.

Это наиболее важный органоид эукариотической клетки. Большинство клеток имеют ядро, но  встречаются многоядерные (лейкоциты, поперечнополосатая мышечная ткань, инфузории, грибная клетка). Некоторые узкоспециализированные клетки утратили ядра (клетки ситовидных трубок у цветковых растений, эритроциты).

Слайд 2. Форма и размер ядер клеток разнообразны. Встречаются ядра шаровидной, овальной, веретеновидной и сегментированной формы. Размер ядра колеблется от 3 до 10 мкм.

Всю полученную сегодня важную информацию мы будем заносить в таблицу, которая предложена на доске. Перенесите, пожалуйста, в тетрадь шапку таблицы.

Деятельность учащихся: перечерчивают шапку таблицы с доски в тетрадь.

Учитель: Запишем в таблицу данные о форме и размерах ядра.

Ядро и его элементы

Строение

Функции

Округлой или овальной формы

Центральная часть клетки, благодаря которой осуществляются процессы биологического синтеза и передачи наследственной информации

Деятельность учащихся: заполняем таблицу совместно.

Слайд 3. Учитель. В состав ядра  входит:

  1. ядерная оболочка
  2. кариоплазма: ядерный сок, хроматин и ядрышко.

Давайте разберем подробнее ядерную оболочку.

Деятельность учащихся: переписывают со слайда состав  ядра

Слайд 4. Учитель: Ядро ограничивается от цитоплазмы ядерной оболочкой, состоящей из двух мембран.

?учащимся: Перечислите функции мембраны клетки.

Предполагаемый ответ учащихся: ограничивает внутреннее содержимое клетки, регулирует обмен веществ, способствует соединению клеток между собой.

Учитель: между мембранами ядра имеется узкая щель, заполненная полужидким веществом. В некоторых местах обе мембраны сливаются друг с другом, образуя ядерные поры, через которые осуществляется обмен веществ между ядром и цитоплазмой. Через поры поступают молекулы транспортной РНК, информационной РНК, а в ядро – белки, ферменты, нуклеотиды, АТФ, вода, различные ионы. Наружная мембрана со стороны, обращенной в цитоплазму, покрыта рибосомами, придающими ей шероховатость, а внутренняя мембрана – гладкая.

?учащимся: Попытайтесь предположить, какие функции выполняет ядерная оболочка?

Предполагаемый ответ учащихся: отделяет ядро от цитоплазмы, регулирует транспорт веществ из ядра в цитоплазму и обратно.

Учитель: Запишем в таблицу данные о ядерной мембране.

Деятельность учащихся: заполняют таблицу.

Ядро и его элементы

Строение

Функции

Ядерная оболочка состоит из двух мембран (наружной и внутренней) с порами

  1. ограничивает ядро от цитоплазмы
  2. дает возможность осуществляться обмену между ядром и цитоплазмой

Слайд 5. Учитель: Кариоплазма – внутреннее содержимое ядра, в котором располагается хроматин и одно или несколько ядрышек. В состав ядерного сока входят разные белки (в том числе ферменты ядра), свободные нуклеотиды.

?учащимся: Попытайтесь определить функции ядерного сока.

Предполагаемый ответ учащихся: транспорт веществ, так как среда жидкая

Учитель: Запишем в таблицу данные о ядерном соке.

Деятельность учащихся: заполняют таблицу.

Ядро и его элементы

Строение

Функции

Ядерный сок, или кариоплазма – полужидкое вещество

 Среда, в которой находятся ядрышки и хромосомы

Слайд 6. Учитель: Ядрышко представляет собой округлое плотное тельце, погруженное в ядерный сок. Количество ядрышек зависит от функционального состояния ядра и может колебаться от 1 до 7 и более.

Ядрышки обнаруживаются только в  неделящихся ядрах, во время митоза они исчезают.

 ?учащимся: Вспомните, что такое митоз?

Предполагаемый ответ учащихся: простое деление клетки надвое

Учитель: После завершения деления возникает вновь ядрышко.

Ядрышко не является самостоятельной структурой ядра. Оно образуется в результате концентрации в определенном участке кариоплазмы участков хромосом, несущих информацию о структуре рибосомальной РНК. Они содержат многочисленные копии генов, кодирующих рибосомальную РНК. Так как  в ядрышке интенсивно идет процесс синтеза рибосомальной РНК и формирование субъединиц рибосом, можно сказать – ядрышко – это скопление рибосомальной РНК и рибосомальных субъединиц на разных этапах формирования.

Учитель: Запишем в таблицу данные о ядрышке.

Деятельность учащихся: заполняют таблицу.

Ядро и его элементы

Строение

Функции

Ядрышко сферической или неправильной формы

Принимает участие в синтезе белка

Слайд 7. Учитель: Хроматином (от греческого – хрома – окраска, цвет) называют глыбки, гранулы и сетевидные структуры ядра, интенсивно окрашивающиеся некоторыми красителями и отличающиеся по форме от ядрышка. Хроматин состоит  из ДНК и белков, и представляет  собой спирализованные и уплотненные участки хромосом. Спирализованные участки хромосом в генетическом отношении не активны. Свою специфическую функцию – передачу генетической информации – могут осуществлять только раскрученные, которые не видны в световой микроскоп. В делящихся клетках все хромосомы сильно спирализуются, укорачиваются и приобретают размеры и форму. Число хромосом зависит от уровня организации вида и не всегда указывает его родственные связи.

Работа с учебником: на странице 135 рассмотрите хромосомы организмов разных видов.

Деятельность учащихся: рассматривают хромосомы по учебнику.

Учитель: Совокупность количественных (число и размеры) и качественных (форма) признаков набора соматической клетки называют кариотипом.

?учащимся: Попытайтесь сформулировать функции хромосом в клетке.

Предполагаемый ответ учащихся: передача наследственной информации.

Учитель: Запишем в таблицу данные о хромосомах.

Деятельность учащихся: заполняют таблицу.

Ядро и его элементы

Строение

Функции

Хромосомы плотные, удлиненные, или нитевидные образования, видимые только при делении клетки

Содержат ДНК, в которой заключена наследственная информация, передающаяся из поколения в поколение

Учитель: таблица закончена, можете отложить тетради.

Слайд 8. Учитель: Давайте сформулируем функции ядра клетки.

Функции ядра:

  1. хранение наследственной информации и передача ее дочерним клеткам в процессе деления
  2. регуляция жизнедеятельности клетки путем регуляции синтеза различных белков
  3. место образования субъединиц рибосом.

  1. Закрепление изученного материала.

Беседа по вопросам:

  1. Опишите строение ядра эукариотической клетки.
  2. Что такое ядрышко?
  3. Что такое хроматин?
  4. Что такое кариотип?

Объявление итога урока: На уроке мы познакомились со строением ядра клетки, изучили компоненты ядра и их функции.

5.Домашнее задание. &27, изучить записи в  тетради, подготовиться к проверочной работе по  теме «Органоиды клетки».

Результативность урока. Цели урока достигнуты, учащиеся познакомились с материалом урока по теме «Строение и функции ядра клетки». Учащиеся продолжают знакомиться с научным мировоззрением, восприятием живого, как уникального творения природы. Учащиеся на уроке активны, материал воспринимался эмоционально. Урок был насыщен информацией. Время во время урока расходуется рационально.

 Учащиеся знакомятся со строением и функциями ядра, продолжают формировать умения анализировать, сравнивать, делать выводы. Недостатками урока является недостаточное количество времени по программе, так как информация трудна для восприятия и требует больше времени для учвоения.

Методическая литература:

  1. С.Г. Сонин, В.Б. Захаров, Н, И. Сонин, «Биология. Общие закономерности», М., 2003.
  2. Общая биология, под ред. Д.К. Беляева, Просвещение,2000.
  3. Уроки общей биологии, под ред. В.М. Корсунской, М., Просвещение, 1977.
  4. Уроки общей биологии, под ред. В.М. Корсунской, М.,Просвещение, 1970.
  5. Биология   10класс, тематические тестовые задания для подготовки к ЕГЭ, Ярославль,2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок природоведения «Три среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания».

Урок природоведения для 5 класса.Цели и задачи:-способствовать формированию представлений о среде обитания, необходимой для жизни организмов;-выявить особенности каждой среды обитания;-определить, как...

Тема урока: “Среды обитания организмов”.

Планируемые результаты: Предметные:закрепить знания о многообразии живых организмов, о значении благоприятных природных условий для жизни организма;сформировать представление об отличительных осо...

Тема: Три среды обитания организмов.

Цели урока:Обучающие:•        закрепить знания о многообразии живых организмов, о значении благоприятных природных условий для жизни организма;&bull...

Методическая разработка урока для 5 класса по теме «Среды обитания организмов . особенности сред обитания организмов».

Урок освоения новых знаний и умений. На уроке предусмотрено использование:Учебник Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С. и др. / Под ред. Пасечника В. В. «Просвещение»...

Презентация к уроку Представители сред обитания. Особенности сред обитания организмов

Представители сред обитания.Особенности сред обитания организмов...

Тема: Представители сред обитания. Особенности сред обитания организмов Конспект

Тема: Представители сред обитания. Особенности сред обитания организмов...

Проверочная работа для 5 класс по теме Почвенная среда обитания организмов

Проверочная работа для 5 класс по теме Почвенная среда обитания организмов...