Тема: Три среды обитания организмов.
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Марышева Екатерина Александровна

Цели урока:

Обучающие:

•        закрепить знания о многообразии живых организмов, о значении благоприятных природных условий для жизни организма;

•        сформировать представление об отличительных особенностях разных сред обитания организмов и их приспособленности к жизни в этих средах.

Развивающие:

•        учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи развивать воображение учащихся;

•        развивать поисково-информационные умения: работать с конспектом урока.

Воспитательные:

•        формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;

•        прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_tri_sredy_obitaniya.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Три среды обитания организмов.

Цели урока:

Обучающие:

•        закрепить знания о многообразии живых организмов, о значении благоприятных природных условий для жизни организма;

•        сформировать представление об отличительных особенностях разных сред обитания организмов и их приспособленности к жизни в этих средах.

Развивающие:

•        учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи развивать воображение учащихся;

•        развивать поисково-информационные умения: работать с конспектом урока.

Воспитательные:

•        формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;

•        прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле.

Задачи урока:

1.    Познакомить учащихся с различными средами обитания организмов.

2.    Выяснить особенности приспособленности организмов к среде обитания.

3.    Определить уровень усвоения школьниками учебного материала по теме урока.

ХОД УРОКА

I.        Организационный этап.

- Приветствие

II.        Повторение пройденного на прошлом уроке.

Вопросы:

1.        На какие царства учёные делят живую природу?( Царства живых организмов: Бактерии,  Растения,  Грибы,  Животные,  Простейшие)

2.        Какие из них относятся  к одноклеточным и почему?(состоят из одной клетки)

3.        Какие царства относятся  к многоклеточным?(имеют сложное строение, деление на органы и системы органов)

4.        Что общего у бактерий и простейших  животных и чем они отличаются друг от друга?(состоят из одной клетки, бактерии не имеют ядра)

5.        Чем отличается царство растений от других многоклеточных организмов?(ведут прикрепленный образ жизни, неограниченный рост, способны производить органические вещества сами)

6.         На какие группы делят растения? (одноклеточные, многоклеточные, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, покрытосеменные)

7.         Какое царство живых организмов самое многочисленное и почему?(животных, распространены повсеместно)

8.         Какие группы животных выделяют учёные и почему?(беспозвоночные- кишечнополостные, черви, моллюски, насекомые, паукообразные, ракообразные, позвоночные- рыбы, амфибии, рептилии, птицы, млекопитающие)

9.         Перечислите группы беспозвоночных  животных  и приведите примеры.

Индивидуальные задания:

№1. Распределите следующих животных по группам ( позвоночные или беспозвоночные). Белка, голубь, улитка, пчела, дельфин, осьминог, акула, дождевой червь. По каким признакам их делят на эти две группы?

№2. Определите принадлежность следующих организмов к определённому царству: Кишечная палочка, подосиновик, ель, водоросль, лиса, кальмар, карась, паук, молочнокислые бактерии, плесневые грибы, берёза.

№3. Карточка (распределите признаки по царствам): Растения, Животные, Грибы, Бактерии

1.        одна или множество клеток;

2.        клетки имеют ядро;

3.        используют готовые органические вещества;

4.        содержат хлорофилл;

5.        создают органические вещества;

6.        состоят из одной клетки;

7.        активно передвигаются;

8.        клетки не имеют ядра.

III Этап подготовки к активному сознательному усвоению знаний.

Тема урока: Три среды обитания организмов(запись в тетради). Приспособленность организмов к жизни в них.

– Как вы думаете, как можно сформулировать цели урока?

Что нам предстоит изучить? С чем познакомиться?

Цели урока.

- Узнать, что такое среда обитания организмов;

- Познакомиться с отличительными особенностями разных сред обитания организмов;

- Найти отличия между условиями жизни в разных средах и определить черты приспособленности организмов к жизни в них.

– Много интересного, необычного и загадочного таит в себе прекрасный мир живой природы.

Сегодня я расскажу вам сказку! Сказку о волшебных королевствах, о необычных жителях волшебных королевств…

Начну я сказывать сама, а вы мне помогать будете.

Давным-давно случилась-приключилась такая волшебная история… (рисунки древнейших организмов). Никто сегодня точно не знает когда это было, как это было.… Но на одной из планет в необъятной Вселенной, в Галактике Млечный путь произошло чудо чудесное. В огромном океане зародились живые существа. Существа эти в отличие от неживых тел Природы обладали необычными чудесными волшебными качествами.

- Что за свойства отличали их от других неживых тел? (дыхание, размножение, раздражимость, питание, выделение, рост и развитие, обмен веществ.)

Правильно, да вы знаете эти существа, имя им на планете – живые организмы. До сегодняшнего дня живут они на той Планете Земля, хоть многие и изменились с тех давних-давних времен, некоторые не дожили до Настоящего, канули в прошлом Лихолетье…

Но и сегодня их немало - 5 миллионов видов! И разные они – и огромные и микроскопические, и мохнатые и перьями покрытые, хищные - кровожадные и безобидные - растительноядные, неподвижные и стремительно – быстрые…

IV. Этап перехода учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

- Почему же все живые организмы разные? Почему отличаются друг от друга?

- Организмы так не похожи друг на друга, потому что живут в различных условиях.

В самом деле, условия обитания влияют на внешний вид, внутреннее строение, особенности поведения существ.

Среда — это часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие. Из среды организмы получают все необходимое для жизни и в нее же выделяют продукты обмена веществ.

Среда обитания – условия, окружающие организм (запись в тетради).

 Существует несколько сред обитания: водная, почвенная, наземно-воздушная.

Жизнь в каждой среде имеет свои особенности.

Важнейшие факторы для любого организма – свет, тепло и влага. С детства нам знакомо: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!». Можно сюда добавить кислород – для животного мира, и углекислый газ – для растений. Каково же влияние каждого из них на живые организмы?

Попробуем охарактеризовать каждую из этих сред по следующим показателям:

- свет

- температура

- наличие кислорода

- влажность(наличие воды).

В какой среде обитания света больше, в каком меньше?(обсуждается вопрос, данные заносятся в таблицу).

Условия жизни

Наземно-воздушная

Водная

Почвенная

1.

Кислород

Достаточно

Не хватает

Меньше

2.

Вода

Не всегда хватает

Достаточно

Бывает много

3.

Температура

Значительные

Более ровная

Более ровная

4.

Свет

Достаточно

Меньше

Свет не проникает

  В водной среде:

1. Обтекаемая форма тела встречается у представителей различных групп организмов, обитающих в воде, - дельфинов (млекопитающих), костистых и хрящевых рыб  для снижения лобового сопротивления, что приводит к снижению энергозатрат на плавание.  

2. Высокая плотность воды является также причиной того, что механические колебания (вибрации) хорошо распространяются в водной среде. Это имело важное значение в эволюции органов чувств, ориентации в пространстве и коммуникации между водными обитателями. Вчетверо большая, чем в воздухе, скорость звука в водной среде определяет более высокую частоту эхолокационных сигналов.

3. В связи с высокой плотностью водной среды ее обитатели лишены обязательной связи с субстратом, которая характерна для наземных форм и связана с силами гравитации. Поэтому есть целая группа водных организмов (как растений, так и животных), существующих без обязательной связи с дном или другим субстратом, "парящих" в водной толще.

4. Электропроводность открыла возможность эволюционного формирования электрических органов чувств, обороны и нападения.

Самая заметная особенность многих водных животных - приспособления для плавания: у моржей и тюленей – ласты.  У бобров, выдр, водоплавающих птиц, лягушек – перепонки между пальцами.

У жуков-плавунцов – плавательные ножки, похожие на весла.

Только в водной среде встречаются неподвижные, ведущие прикрепленный образ жизни животные: гидроиды, коралловые полипы, морские лилии , двустворчатые моллюски и др.

Записи в тетради:

Приспособления к водной среде обитания

•        обтекаемая форма тела

•        наличие слизи на теле

•        плавники,

•        ласты

•        подкожный слой жира.

К наземно-воздушной среде обитания.

Животные в наземно-воздушной среде передвигаются по почве или по воздуху (птицы, насекомые), а растения укореняются в почве. В связи с этим, у животных появились легкие и трахеи, а у растений – устьичный аппарат, т.е. органы, которыми сухопутные обитатели планеты усваивают кислород прямо из воздуха. Сильное развитие получили скелетные органы, обеспечивающие автономность передвижения по суше: ноги одних приспособлены к бегу (страус, гепард, зебра), других – к прыжках (кенгуру, тушканчик). Из каждых ста обитающих в этой среде видов животных 75 умеют летать. Это большинство насекомых, птиц и некоторые звери (летучие мыши).

Приспособительные особенности животных и растений:

•        крылья;

•        конечности для передвижения по твердой поверхности;

•        шерсть;

•        перья;

•        приспособления для экономного расходования влаги;

•        приспособления для опыления растений.

Обратить внимание на организмы, обитающие в двух и более средах: бактерии, лягушки, мыши.

Почвенная среда.

Для почвенных организмов характерны специфические органы и типы движения (роющие конечности у млекопитающих; способность к изменению толщины тела; наличие специализированных головных капсул у некоторых видов); формы тела (округлая, вольковатая, червеобразная); прочные и гибкие покровы; редукция глаз и исчезновение пигментов. Среди почвенных обитателей широко развита сапрофагия - поедание трупов других животных, гниющих остатков и т.д.

Приспособления к почвенной среде обитания.

•        округлая, червеобразная форма тела

•        способность к изменению толщины тела

•        роющие конечности

•        маленькие глаза или вовсе нет органа зрения.

V этап. Практическая работа. Приспособление организмов к различным средам обитания. стр.118 – 119.

Цель работы: выявить черты приспособления различных животных к водной, почвенной и наземно-воздушной средам обитания.

                                                ПЛАН РАБОТЫ:

1.заполнить таблицу

среда обитания

черты приспособленности к среде обитания

примеры животных

Наземно-воздушная

водная

почвенная

2.сделать вывод: какая среда наиболее заселена?

VI этап. Закрепление.

Игра «Эстафета»

•        Назовите среду обитания в котором много кислорода, мало воды и резкие колебания температуры.  (наземно-воздушная).

•        Это среда обитания в котором мало кислорода, много воды, температура ровная, в глубинах меньше проникает света.    (водная).

•        В этой среде обитают черви, личинки насекомых, и имеются гифы грибов, бактерии.  (почвенная).

•        Назвать название среды обитания тех или иных организмов: кенгуру, дельфин, кобра, муха, утка, рыба, стрекоза, дождевой червь, летучая мышь, тигр, щука, сова, крот, сом, слепыш.

Игра «Третий лишний».

•        Дождевой червь, пиявка, крот. (обитают в почвенной среде).

•        Бабочка, аист, щука.      (наземно-воздушная среда).

•        Кит, шмель, акула.        (водная среда).

•        Олень, крот, кролик.           (наземно-воздушная среда).

VII Домашнее задание:

Приготовить рассказ по тексту на стр.118 – 119.

Составление альбома по средам обитания.

Дополнительный материал.

Задание №1 Вставьте пропущенные слова

Наземно-воздушная среда характеризуется ………………….. количеством кислорода, но нередко в наземно-воздушной среде не хватает……..…......…Поэтому растения и животные, обитающие в засушливых местах, имеют приспособления для добывания, запасания воды. Например,……………… запасает влагу в своем теле. Для наземно-воздушной среды характерны изменения…………….. в течение года, в связи с этим меняется и жизнь организмов. Например, осенью опадает листва, перелетные ……………улетают в теплые края, шерсть животных меняется на более теплую. В наземно-воздушной среде обитания животные передвигаются по воздуху и по………………...

Пропущенные слова: достаточным, кактус, влаги, температуры, птицы, земле

Задание №2 Вставьте пропущенные слова

Водная среда характеризуется достаточным количеством…………. Температура ……….не так значительно, как в наземно-воздушной среде, кислорода нередко не хватает. Некоторые организмы могут существовать только в богатой ……………….воде, другие могут выдержать недостаток кислорода. В водной среде меньше…………., чем в наземно-воздушной. В водной среде организмы могут передвигаться в воде или по дну. Характерная особенность большинства водных животных - приспособления для плавания. Это ………….(у рыб, китов, дельфинов), ласты (у тюленей, моржей), перепонки между пальцами (у выдр, бобров, лягушек, водоплавающих птиц)

Пропущенные слова: воды, меняется, света, кислородом, плавники

Задание №3 Вставьте пропущенные слова

Почвенная среда нередко характеризуется большим количеством воды, углекислого газа, недостатком…………... Температура более ровная, чем на поверхности земли, …………практически не проникает. Обитатели почвенной среды имеют…………… глаза или лишены органов зрения, зато обладают хорошо развитыми ……………и осязанием.

Пропущенные слова: кислорода, маленькие , свет, обонянием.

Задание №4. Какие утверждения верны? Поставьте знак «+» или «-».

1. Различают 2 среды обитания: наземно-воздушную и водную.

2. Чтобы легче было передвигаться в толще воды, большинство рыб имеют обтекаемую форму тела.

3. Крупные кенгуру совершают прыжки в длину до 9 метров.

4. Передние лапы этого животного плоские, как лопаты. Тело овальное, компактное. Живет это животное в воздушной среде.

5. Дельфины, как и водные жуки, поднимаются на поверхность воды, захватывают воздух и снова ныряют.

6. Есть такие животные, которые поселяются в организме человека и вызывают различные заболевания.

                        (-, +, +, -, +, +        взаимопроверка)

Задание №5.        По описанию определи, о какой среде идет речь. Ответ запиши.

1.        Эта среда  довольно плотная, и в ней передвигаться нелегко. Зачастую в ней не хватает кислорода для дыхания животных. Обитатели этой среды часто имеют плавники как приспособления к движению.

2.        Дом для животных, имеющих крылья. Легкая, неплотная среда.

3.        В эту среду проникает мало света, а на большую глубину свет совсем не проникает.

4.        Ноги животных этой среды приспособлены к бегу, прыжкам.

5.        Эта среда может изменяться, расти, дышать, умирать, давать себе подобных.

(водная, наземно-воздушная, водная, наземно-воздушная, живой организм).

Карточка задание

Фамилия __________________ Имя ________________Класс______

Три среды обитания.

Задание 1.

№1. Распределите следующих животных по группам ( позвоночные или беспозвоночные). Белка, голубь, улитка, пчела, дельфин, осьминог, акула, дождевой червь. По каким признакам их делят на эти две группы?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№2. Определите принадлежность следующих организмов к определённому царству: Кишечная палочка, подосиновик, ель, водоросль, лиса, кальмар, карась, паук, молочнокислые бактерии, плесневые грибы, берёза.

____________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Среда обитания –____________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Заполните таблицу.

Условия жизни

Наземно-воздушная

Водная

Почвенная

1.

Кислород

2.

Вода

3.

Температура

4.

Свет

Задание 4. Практическая работа.

Цель работы: выявить черты приспособления различных животных к водной, почвенной и наземно-воздушной средам обитания.

                                             

  ПЛАН РАБОТЫ:

1.заполнить схему (используй конверт с изображением обитателей разных сред)

2.сделать вывод: какая среда наиболее заселена? поясните

среда обитания

Наземно-воздушная

Водная

1.

2.

3.

4.

5.

Почвенная

1.

2.

3.

4.

5.

Вывод.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

По описанию определи, о какой среде идет речь. Ответ запиши.

1.        Эта среда  довольно плотная, и в ней передвигаться нелегко. Зачастую в ней не хватает кислорода для дыхания животных. Обитатели этой среды часто имеют плавники как приспособления к движению.

2.        Дом для животных, имеющих крылья. Легкая, неплотная среда.

3.        В эту среду проникает мало света, а на большую глубину свет совсем не проникает.

4.        Ноги животных этой среды приспособлены к бегу, прыжкам.

5.        Эта среда может изменяться, расти, дышать, умирать, давать себе подобных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок природоведения «Три среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания».

Урок природоведения для 5 класса.Цели и задачи:-способствовать формированию представлений о среде обитания, необходимой для жизни организмов;-выявить особенности каждой среды обитания;-определить, как...

Тема урока: “Среды обитания организмов”.

Планируемые результаты: Предметные:закрепить знания о многообразии живых организмов, о значении благоприятных природных условий для жизни организма;сформировать представление об отличительных осо...

Тема: Три среды обитания организмов.

Цели урока:Обучающие:•        закрепить знания о многообразии живых организмов, о значении благоприятных природных условий для жизни организма;&bull...

Методическая разработка урока для 5 класса по теме «Среды обитания организмов . особенности сред обитания организмов».

Урок освоения новых знаний и умений. На уроке предусмотрено использование:Учебник Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С. и др. / Под ред. Пасечника В. В. «Просвещение»...

Презентация к уроку Представители сред обитания. Особенности сред обитания организмов

Представители сред обитания.Особенности сред обитания организмов...

Тема: Представители сред обитания. Особенности сред обитания организмов Конспект

Тема: Представители сред обитания. Особенности сред обитания организмов...

Проверочная работа для 5 класс по теме Почвенная среда обитания организмов

Проверочная работа для 5 класс по теме Почвенная среда обитания организмов...