УРОК ПО ТЕМЕ: «Водная среда обитания. Приспособление организмов к водной среде обитания»
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Шикинова Светлана Николаевна

Преподавание предмета в 5 классе осуществляется по УМК В.В. Пасечник .

Урок проводится в разделе «Организмы и среда обитания». Построен на основе системно- деятельностного подхода, что предполагает выполнение лабораторного опыта и учебных заданий. Обучающиеся развивают умения и навыки индивидуальной и парной работы, формируют умения анализировать, сравнивать, делать выводы; осуществлять самоконтроль и самокоррекцию в работе; создаются условия для развития познавательного интереса к предмету; воспитываются коммуникативные качества, умение высказывать собственное мнение, сотрудничать в паре. В урок включены различные формы учебной работы (фронтальная, индивидуальная, парная); эксперимент, практико-ориентированные задания естественнонаучной направленности. Особенности организации работы на уроке способствуют повышению его эффективности, мотивации на внутренние положительные мотивы школьника в соответствии с особенностями возраста, пониманию значимости знаний предмета для решения жизненных проблем, развитию естественнонаучной функциональной грамотности. Данный урок формирует базовые логические действия, а так же базовые исследовательские действия и практические навыки при выполнении эксперимента.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuzivnyy_urok.docx296.44 КБ
Файл prilozhenie_k_inklyuz_uroku.docx187.05 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ- СЦЕНАРИЙ УРОКА ПО БИОЛОГИИ

УРОК ПО ТЕМЕ: «Водная среда обитания. Приспособление организмов к водной среде обитания»

Шикинова Светлана Николаевна

Учитель биологии, химии

Высшая квалификационная категория

МБОУСОШ № 7

Пояснительная записка к уроку: Преподавание предмета в 5 классе осуществляется по УМК В.В. Пасечник .

Урок проводится в разделе «Организмы и среда обитания». Построен на основе системно- деятельностного подхода, что предполагает выполнение лабораторного опыта и учебных заданий. Обучающиеся развивают умения и навыки индивидуальной и парной работы, формируют умения анализировать, сравнивать, делать выводы; осуществлять самоконтроль и самокоррекцию в работе; создаются условия для развития познавательного интереса к предмету; воспитываются коммуникативные качества, умение высказывать собственное мнение, сотрудничать в паре. В урок включены различные формы учебной работы (фронтальная, индивидуальная, парная); эксперимент, практико-ориентированные задания естественнонаучной направленности. Особенности организации работы на уроке способствуют повышению его эффективности, мотивации на внутренние положительные мотивы школьника в соответствии с особенностями возраста, пониманию значимости знаний предмета для решения жизненных проблем, развитию естественнонаучной функциональной грамотности. Данный урок формирует базовые логические действия, а так же базовые исследовательские действия и практические навыки при выполнении эксперимента.

Урок разработан с целью освоения предполагаемой темы для учащихся с ОВЗ.

Для учащихся с ОВЗ характерны:

  • незрелость эмоционально-волевой сферы, замедленное психическое развитие
  • пониженная работоспособность, быстрая утомляемость, замедленный темп деятельности
  • низкий уровень общей осведомлённости
  • нарушение внимания и памяти, особенно слухоречевой и долговременной
  • недостаточность зрительного и слухового восприятия
  • слабая координация движения, недоразвитие моторики
  • негрубое недоразвитие речи (бедность и слабая дифференцированность словаря, нарушения звукопроизношения, ограниченный запас знаний, трудности усвоения логико-грамматических конструкция, недостаточность фонетико-фонематического восприятия)
  • снижение познавательной активности.

Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту.

Ввиду психологических особенностей детей с ОВЗ, с целью усиления практической направленности обучения на уроке проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления.

Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

  • развитие навыков каллиграфии;  

Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

  • развитие восприятия, представлений, ощущений;
  • развитие памяти;
  • развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов;
  • развитие пространственных представлений и ориентации;

Развитие различных видов мышления:

  • развитие наглядно-образного мышления;
  • развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

Развитие основных мыслительных операций:

  • развитие умения сравнивать, анализировать;
  • развитие умения работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;
  • развитие умения планировать деятельность.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

  • развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
  • формирование умения преодолевать трудности;
  • воспитание самостоятельности принятия решения;
  • формирование адекватности чувств;
  • формирование устойчивой и адекватной самооценки;
  • формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.

Коррекция – развитие речи:

  • коррекция монологической речи;
  • коррекция диалогической речи.

При организации учебного занятия с учащимися с ОВЗ :

1. Осуществляется индивидуальный подход к каждому учащемуся.

2. Предотвращается наступление утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и т.д.).

3. Используютя методы обучения, которые активизируют познавательную деятельность детей, развивают их речь и формируют необходимые навыки.

4. Корректируется деятельность учащихся.

5. Соблюдается повторность обучения на всех этапах урока.

6. Проявляется особый педагогический такт. Постоянно подмечаю и поощряю малейшие успехи детей, своевременно и тактично помогаю каждому ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и возможности.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы: частично-поисковый.

Цель урока: сформировать знания о водной среде обитания и о приспособлениях организмов водной среды обитания.

Задачи урока:

1.     Обучающая:    

– показать, что живые организмы имеют особые приспособления в зависимости от среды обитания.
– учить анализу, созданию образов и понятий

2.          Развивающая: продолжить развитие у обучающихся умения самостоятельно работать с информацией, делать выводы, высказывать и обосновывать свое мнение, привлекать информацию из дополнительных источников; развивать образную память, логическое мышление, речь учащегося. способствовать формированию у учащихся определённого набора компетенций в сфере практической деятельности; закреплять такие качества, как трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, бережливость, толерантность;

- активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся, устную речь, умение самостоятельно добывать знания;

- способствовать совершенствованию операций логического мышления.

- Формировать функциональную грамотность обучающихся

3.         Воспитывающая: продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником: отработка активного умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение работать в группах; формировать естественнонаучную грамотность школьников; развивать бережное отношение к природе и интерес к естествознанию.

Планируемые результаты обучения:1

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
          -  готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований , стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.

- ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических и географических закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;

-  понимание роли биологической  науки в формировании научного мировоззрения;

- развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности.
        - ориентация на применение естественно- научных  знаний при решении задач в области окружающей среды.

- готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

- принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании анализа биологической информации;

- планирование действий в новой ситуации на основании знаний биологических закономерностей.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Универсальные познавательные действия

Базовые логические действия:

- выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений);[1]

           -  устанавливать существенный признак классификации  объектов (явлений, процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

- с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

- выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

- выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

- самостоятельно выбирать способ решения учебной  задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

         -  проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный  эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей биологического объекта (процесса) изучения, причинно-следственных связей и зависимостей биологических объектов между собой;

- оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе наблюдения и эксперимента;

- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

Работа с информацией:

- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной биологической задачи;

- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

Универсальные коммуникативные действия

Общение:

- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения практических и лабораторных работ;

- выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

-  публично представлять результаты выполненного биологического опыта (эксперимента, исследования, проекта);

Совместная деятельность (сотрудничество):

- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной биологической

-проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной учебной задачи;

—  принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

Универсальные регулятивные действия

Самоорганизация:

- выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя биологические знания;

- ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

- самостоятельно составлять алгоритм решения  задачи  (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых биологических знаний об изучаемом биологическом объекте;

- делать выбор и брать ответственность за решение.

Самоконтроль (рефлексия):

- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

- оценивать соответствие результата цели и условиям.

Эмоциональный интеллект:

- различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

-регулировать способ выражения эмоций.

Принятие себя и других:

- осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

- признавать своё право на ошибку и такое же право другого;

- открытость себе и другим;

- осознавать невозможность контролировать всё вокруг;

- овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий, которая обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности), и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

-иметь представление о важнейших процессах и явлениях.

- иметь представление о свойствах воды и значении воды для живых организмов

- применять биологические  и географические термины и понятия – гидросфера, водная среда обитания -в соответствии с поставленной задачей и в контексте;

- раскрывать понятие о среде обитания , условиях среды обитания;

- приводить примеры, характеризующие приспособленность организмов к среде обитания, взаимосвязи организмов в сообществах;

-  выполнять практические работы и лабораторные работы (опыт с водой в стакане)

- применять методы биологии (наблюдение, описание, классификация, измерение,
эксперимент): проводить наблюдения за организмами, описывать биологические объекты, процессы и явления; выполнять биологический рисунок и измерение биологических объектов;

- использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу по биологии, справочные материалы, ресурсы Интернета;

Универсальные учебные действия:

Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: извлекать информацию из различных источников, делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Оборудование урока: учебник, мультимедийная установка.

Дидактический материал: раздаточный материал.

Конспект урока

Содержание урока

Формируемые УУД

1.Мотивационно- целевой этап.

Здравствуйте, ребята, приготовились к уроку.

Организационный момент.

- Все встали. Здравствуйте. Садитесь.

Настройтесь и раскрепоститесь.

Урок начнем мы, как всегда,

С вопроса: Все готовы?

Ученики. Да!

Вы пришли на самый интересный и загадочный урок – урок биологии.

Отгадайте загадку

« С горы сбегая без труда, она гремит как гром

В морозный день она тверда – руби хоть топором!

Нагрей ее – и к небесам она взлетит тогда

Теперь ты мне ответишь сам:  зовут ее вода»

(Вода)

 -    Таким образом, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

    Ответы учащихся

- Все верно, сегодня на уроке мы будем говорить о воде на Земле. Записываем тему урока «Вода на Земле и ее обитатели. Приспособление организмов к водной среде обитания».

«Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты - сама жизнь. Ты наполняешь нас невыразимой радостью… Ты – самое большое богатство на свете»»

Ребята, перед вами слова известного французского писателя, автора книги «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. Они станут эпиграфом нашего урока.

Как Вы думаете какие  задачи урока мы должны решить, исходя из темы урока?

 

  1. Дать определение понятий водная среда обитания, приспособления организмов водной среды обитания.
  2. Изучить свойства воды
  3. Приводить  примеры значения воды для жизни на Земле и для человека
  4. Знать основные приспособления организмов, необходимые для жизни в водной среде обитания.

2. Основной этап

Ежедневно мы встречаемся я с водой. Для чего нам нужна вода? (у каждого ребенка раздаточный материал (приложение 1), в карточке каждый ученик записывает ответы- пить, личная гигиена, приготовление пищи, тушение огня, поливать растения, для уборки помещения, развлечение на воде и в воде)

Зачем нужна вода? - Worksheets.ru - Окружающий мир

- Ребята, какая информация о воде вам уже известна?  Давайте вспомним основные свойства воды.  (Детям предлагаем провести исследование и сделать вывод

- На партах стоит стакан с водой и кусочек сахара. Дети должны посмотреть внимательно на воду, определить основные органолептические свойства, цвет, растворимость сахара, текучесть)

-Подведём итог: вода какая?

(Прозрачная, бесцветная жидкость, не имеет запаха, вода хороший растворитель, обладает текучестью.)

Ребята, существует выражение «Вода – самая загадочная жидкость на Земле!» (демонстрация воды в трех агрегатных состояниях)

-Если протереть мокрой тряпкой доску, то через несколько минут доска высохнет. -Куда вода исчезает? (Вода с доски испарилась, то есть превратилась в пар – прозрачный, бесцветный газ.)

- Водяной пар – это вода в газообразном состоянии. А если ведро воды вынести зимой на мороз, что произойдёт?

(вода превратится в лёд )

-Лёд и снег – это замёрзшая вода, вода в твердом агрегатном состоянии.

Итак, вода находится в природе в трёх состояниях: жидком, газообразном и твёрдом.

Вода повсеместно. Вода так же входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках и мы обнаружим влагу. В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. Много воды и в теле человека. Воду потребляют растения поля и леса. Без нее не могут жить живые организмы, ни звери, ни  птицы, ни  люди.

Практическое задание. Давайте подсчитаем количество воды в вашем организме.    «Содержания воды в организме  школьника»

mводы= mтела х 0,65

-Для многих организмов вода является средой обитания.

Назовите организмы, которые живут в воде?

C:\Users\Owner\OneDrive\Рабочий стол\skrinshot-22-05-2017-114840.jpg

(Ответ учеников : дельфин, рыбы, медузы)

- Определите организм и его среду обитания по описанию

(это рыба, водная среда битания, приспособления- обтекаемая форма тела, костная чешуя, жабры, плавники)

Дорисуйте представителя водной среды обитания и опишите, какие приспособления у данного животного есть к этой среде.

C:\Users\Owner\OneDrive\Рабочий стол\рис.jpg

(обтекаемая форма тела, наличие слизи на теле,плавники,

ласты, подкожный слой жира,чешуя)

3. Контроль

Тест по теме «Вода».                                                                                                

1. После испарения вода превращается в

А) снег

Б) пар

В) лед

2. Каковы основные свойства воды

А) прозрачность, соленость

Б) текучесть, бесцветность

В) мутность, непостоянство формы

3. Выберите организмы, обитающие в водной среде жизни:                                                                                                                            А) рыба    Б) лев    В) кабан    Г) рак    Д) медуза    Е) Фукус, водоросль    Ж) бабочка    И) черепаха                                                    4.Выберите приспособления организмов к водной среде обитания:                                                                                                          А) плавники                  Б) обтекаемая форма тела                 В) воздушные полости в корнях и стеблях растений                                Г) плотный шерстный покров                            Д) хорошо развитые корни                          Е) наличие жабр

5. Рассмотрите рисунок и выберите номера конечностей животных водной среды обитания

Конечности животных

Взаимопроверка. «5» - все правильно  «4» - одна ошибка, «3» - 2 ошибки Ответы.1 Б . 2  Б , 3  А,Г,Д,Е, И,  4 А, Б, В, Е 5. 1,3,7,10

5. Рефлексия. Продолжить одно из предложений:

- Сегодня на уроке я узнал …………

- Оказывается, что ………….

- Я считаю, что ………………

- Мне было непонятно …………..

Домашнее задание.

Творческое задание: Составить кроссворд «Водная среда обитания»

Познавательные

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Личностные

регулятивные

Познавательные, Базовые исследовательские действия

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Личностные, Базовые логические действия

Познавательные

Познавательные , Базовые логические действия, Базовые исследовательские действия

Познавательные

Коммуникативные, Базовые исследовательские действия

Познавательные

Регулятивные

Познавательные Регулятивные

Коммуникативные


[1] Из примерных образовательных программ по обновленным ФГОС ООО



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Раздаточный материал

1 задание

Зачем нужна вода? - Worksheets.ru - Окружающий мир

2 задание

Посчитайте содержания воды в вашем организме  по формуле

mводы= mтела х 0,65

3 задание

Назовите организмы, которые живут в водеC:\Users\Owner\OneDrive\Рабочий стол\skrinshot-22-05-2017-114840.jpg

4 задание

5 задание

Дорисуйте представителя водной среды обитания и опишите, какие приспособления у данного животного есть к этой среде.

C:\Users\Owner\OneDrive\Рабочий стол\рис.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение приспособленности организма к определенной среде обитания

Изучение приспособленности организма к определенной среде обитания...

Открытый урок по теме :"Водная среда обитания" по природоведению в 5 классе

Урок критического мышления, вполне соответствует требованиям ФГОС...

Презентация к уроку по экологии для 9 класса по теме "Приспособления организмов к водной среде обитания".

Представлена презентация к уроку по экологии для 9 класса по теме "Приспособления организмов к водной среде обитания"....

Методическая разработка лабораторной работы «Изучение приспособлений организмов к условиям среды обитания» (11 класс).

Методическая разработка лабораторной работы «Изучение приспособлений организмов к условиям среды обитания» (11 класс)....

ТЕМА УРОКА: «ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА КАК СРЕДА ОБИТАНИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ»

ТЕМА УРОКА: «ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА КАК СРЕДА ОБИТАНИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ» Цель: Изучение новых понятий «географическая оболочка» и «природный комплекс» За...

ИЗУЧЕНИЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ ЖИВОТНЫХ К ВОДНОЙ СРЕДЕ ОБИТАНИЯ

Бланк для заполнения данных лабораторной работы приспособления животных к водной среде обитания...