УРОК ПО ТЕМЕ: «Водная среда обитания. Приспособление организмов к водной среде обитания»
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Преподавание предмета в 5 классе осуществляется по УМК В.В. Пасечник .
Урок проводится в разделе «Организмы и среда обитания». Построен на основе системно- деятельностного подхода, что предполагает выполнение лабораторного опыта и учебных заданий. Обучающиеся развивают умения и навыки индивидуальной и парной работы, формируют умения анализировать, сравнивать, делать выводы; осуществлять самоконтроль и самокоррекцию в работе; создаются условия для развития познавательного интереса к предмету; воспитываются коммуникативные качества, умение высказывать собственное мнение, сотрудничать в паре. В урок включены различные формы учебной работы (фронтальная, индивидуальная, парная); эксперимент, практико-ориентированные задания естественнонаучной направленности. Особенности организации работы на уроке способствуют повышению его эффективности, мотивации на внутренние положительные мотивы школьника в соответствии с особенностями возраста, пониманию значимости знаний предмета для решения жизненных проблем, развитию естественнонаучной функциональной грамотности. Данный урок формирует базовые логические действия, а так же базовые исследовательские действия и практические навыки при выполнении эксперимента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inklyuzivnyy_urok.docx | 296.44 КБ |
prilozhenie_k_inklyuz_uroku.docx | 187.05 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ- СЦЕНАРИЙ УРОКА ПО БИОЛОГИИ
УРОК ПО ТЕМЕ: «Водная среда обитания. Приспособление организмов к водной среде обитания»
Шикинова Светлана Николаевна
Учитель биологии, химии
Высшая квалификационная категория
МБОУСОШ № 7
Пояснительная записка к уроку: Преподавание предмета в 5 классе осуществляется по УМК В.В. Пасечник .
Урок проводится в разделе «Организмы и среда обитания». Построен на основе системно- деятельностного подхода, что предполагает выполнение лабораторного опыта и учебных заданий. Обучающиеся развивают умения и навыки индивидуальной и парной работы, формируют умения анализировать, сравнивать, делать выводы; осуществлять самоконтроль и самокоррекцию в работе; создаются условия для развития познавательного интереса к предмету; воспитываются коммуникативные качества, умение высказывать собственное мнение, сотрудничать в паре. В урок включены различные формы учебной работы (фронтальная, индивидуальная, парная); эксперимент, практико-ориентированные задания естественнонаучной направленности. Особенности организации работы на уроке способствуют повышению его эффективности, мотивации на внутренние положительные мотивы школьника в соответствии с особенностями возраста, пониманию значимости знаний предмета для решения жизненных проблем, развитию естественнонаучной функциональной грамотности. Данный урок формирует базовые логические действия, а так же базовые исследовательские действия и практические навыки при выполнении эксперимента.
Урок разработан с целью освоения предполагаемой темы для учащихся с ОВЗ.
Для учащихся с ОВЗ характерны:
- незрелость эмоционально-волевой сферы, замедленное психическое развитие
- пониженная работоспособность, быстрая утомляемость, замедленный темп деятельности
- низкий уровень общей осведомлённости
- нарушение внимания и памяти, особенно слухоречевой и долговременной
- недостаточность зрительного и слухового восприятия
- слабая координация движения, недоразвитие моторики
- негрубое недоразвитие речи (бедность и слабая дифференцированность словаря, нарушения звукопроизношения, ограниченный запас знаний, трудности усвоения логико-грамматических конструкция, недостаточность фонетико-фонематического восприятия)
- снижение познавательной активности.
Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту.
Ввиду психологических особенностей детей с ОВЗ, с целью усиления практической направленности обучения на уроке проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- развитие навыков каллиграфии;
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие восприятия, представлений, ощущений;
- развитие памяти;
- развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов;
- развитие пространственных представлений и ориентации;
Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций:
- развитие умения сравнивать, анализировать;
- развитие умения работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;
- развитие умения планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
- развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
- формирование умения преодолевать трудности;
- воспитание самостоятельности принятия решения;
- формирование адекватности чувств;
- формирование устойчивой и адекватной самооценки;
- формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция – развитие речи:
- коррекция монологической речи;
- коррекция диалогической речи.
При организации учебного занятия с учащимися с ОВЗ :
1. Осуществляется индивидуальный подход к каждому учащемуся.
2. Предотвращается наступление утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и т.д.).
3. Используютя методы обучения, которые активизируют познавательную деятельность детей, развивают их речь и формируют необходимые навыки.
4. Корректируется деятельность учащихся.
5. Соблюдается повторность обучения на всех этапах урока.
6. Проявляется особый педагогический такт. Постоянно подмечаю и поощряю малейшие успехи детей, своевременно и тактично помогаю каждому ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и возможности.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы: частично-поисковый.
Цель урока: сформировать знания о водной среде обитания и о приспособлениях организмов водной среды обитания.
Задачи урока:
1. Обучающая:
– показать, что живые организмы имеют особые приспособления в зависимости от среды обитания.
– учить анализу, созданию образов и понятий
2. Развивающая: продолжить развитие у обучающихся умения самостоятельно работать с информацией, делать выводы, высказывать и обосновывать свое мнение, привлекать информацию из дополнительных источников; развивать образную память, логическое мышление, речь учащегося. способствовать формированию у учащихся определённого набора компетенций в сфере практической деятельности; закреплять такие качества, как трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, бережливость, толерантность;
- активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся, устную речь, умение самостоятельно добывать знания;
- способствовать совершенствованию операций логического мышления.
- Формировать функциональную грамотность обучающихся
3. Воспитывающая: продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником: отработка активного умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение работать в группах; формировать естественнонаучную грамотность школьников; развивать бережное отношение к природе и интерес к естествознанию.
Планируемые результаты обучения:1
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований , стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.
- ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических и географических закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
- понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения;
- развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности.
- ориентация на применение естественно- научных знаний при решении задач в области окружающей среды.
- готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
- принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании анализа биологической информации;
- планирование действий в новой ситуации на основании знаний биологических закономерностей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений);[1]
- устанавливать существенный признак классификации объектов (явлений, процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
- с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
- выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
- проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей биологического объекта (процесса) изучения, причинно-следственных связей и зависимостей биологических объектов между собой;
- оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе наблюдения и эксперимента;
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
Работа с информацией:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной биологической задачи;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
Универсальные коммуникативные действия
Общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения практических и лабораторных работ;
- выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
- публично представлять результаты выполненного биологического опыта (эксперимента, исследования, проекта);
Совместная деятельность (сотрудничество):
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной биологической
-проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной учебной задачи;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
- выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя биологические знания;
- ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых биологических знаний об изучаемом биологическом объекте;
- делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
- оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
- различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
-регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
- осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
- признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
- открытость себе и другим;
- осознавать невозможность контролировать всё вокруг;
- овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий, которая обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности), и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
-иметь представление о важнейших процессах и явлениях.
- иметь представление о свойствах воды и значении воды для живых организмов
- применять биологические и географические термины и понятия – гидросфера, водная среда обитания -в соответствии с поставленной задачей и в контексте;
- раскрывать понятие о среде обитания , условиях среды обитания;
- приводить примеры, характеризующие приспособленность организмов к среде обитания, взаимосвязи организмов в сообществах;
- выполнять практические работы и лабораторные работы (опыт с водой в стакане)
- применять методы биологии (наблюдение, описание, классификация, измерение,
эксперимент): проводить наблюдения за организмами, описывать биологические объекты, процессы и явления; выполнять биологический рисунок и измерение биологических объектов;
- использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу по биологии, справочные материалы, ресурсы Интернета;
Универсальные учебные действия:
Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: извлекать информацию из различных источников, делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Оборудование урока: учебник, мультимедийная установка.
Дидактический материал: раздаточный материал.
Конспект урока
Содержание урока | Формируемые УУД |
1.Мотивационно- целевой этап. Здравствуйте, ребята, приготовились к уроку. Организационный момент. - Все встали. Здравствуйте. Садитесь. Настройтесь и раскрепоститесь. Урок начнем мы, как всегда, С вопроса: Все готовы? Ученики. Да! Вы пришли на самый интересный и загадочный урок – урок биологии. Отгадайте загадку « С горы сбегая без труда, она гремит как гром В морозный день она тверда – руби хоть топором! Нагрей ее – и к небесам она взлетит тогда Теперь ты мне ответишь сам: зовут ее вода» (Вода) - Таким образом, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Ответы учащихся - Все верно, сегодня на уроке мы будем говорить о воде на Земле. Записываем тему урока «Вода на Земле и ее обитатели. Приспособление организмов к водной среде обитания». «Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты - сама жизнь. Ты наполняешь нас невыразимой радостью… Ты – самое большое богатство на свете»» Ребята, перед вами слова известного французского писателя, автора книги «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. Они станут эпиграфом нашего урока. Как Вы думаете какие задачи урока мы должны решить, исходя из темы урока?
2. Основной этап Ежедневно мы встречаемся я с водой. Для чего нам нужна вода? (у каждого ребенка раздаточный материал (приложение 1), в карточке каждый ученик записывает ответы- пить, личная гигиена, приготовление пищи, тушение огня, поливать растения, для уборки помещения, развлечение на воде и в воде) - Ребята, какая информация о воде вам уже известна? Давайте вспомним основные свойства воды. (Детям предлагаем провести исследование и сделать вывод - На партах стоит стакан с водой и кусочек сахара. Дети должны посмотреть внимательно на воду, определить основные органолептические свойства, цвет, растворимость сахара, текучесть) -Подведём итог: вода какая? (Прозрачная, бесцветная жидкость, не имеет запаха, вода хороший растворитель, обладает текучестью.) Ребята, существует выражение «Вода – самая загадочная жидкость на Земле!» (демонстрация воды в трех агрегатных состояниях) -Если протереть мокрой тряпкой доску, то через несколько минут доска высохнет. -Куда вода исчезает? (Вода с доски испарилась, то есть превратилась в пар – прозрачный, бесцветный газ.) - Водяной пар – это вода в газообразном состоянии. А если ведро воды вынести зимой на мороз, что произойдёт? (вода превратится в лёд ) -Лёд и снег – это замёрзшая вода, вода в твердом агрегатном состоянии. Итак, вода находится в природе в трёх состояниях: жидком, газообразном и твёрдом. Вода повсеместно. Вода так же входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках и мы обнаружим влагу. В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. Много воды и в теле человека. Воду потребляют растения поля и леса. Без нее не могут жить живые организмы, ни звери, ни птицы, ни люди. Практическое задание. Давайте подсчитаем количество воды в вашем организме. «Содержания воды в организме школьника» mводы= mтела х 0,65 -Для многих организмов вода является средой обитания. Назовите организмы, которые живут в воде? (Ответ учеников : дельфин, рыбы, медузы) - Определите организм и его среду обитания по описанию (это рыба, водная среда битания, приспособления- обтекаемая форма тела, костная чешуя, жабры, плавники) Дорисуйте представителя водной среды обитания и опишите, какие приспособления у данного животного есть к этой среде. (обтекаемая форма тела, наличие слизи на теле,плавники, ласты, подкожный слой жира,чешуя) 3. Контроль Тест по теме «Вода». 1. После испарения вода превращается в А) снег Б) пар В) лед 2. Каковы основные свойства воды А) прозрачность, соленость Б) текучесть, бесцветность В) мутность, непостоянство формы 3. Выберите организмы, обитающие в водной среде жизни: А) рыба Б) лев В) кабан Г) рак Д) медуза Е) Фукус, водоросль Ж) бабочка И) черепаха 4.Выберите приспособления организмов к водной среде обитания: А) плавники Б) обтекаемая форма тела В) воздушные полости в корнях и стеблях растений Г) плотный шерстный покров Д) хорошо развитые корни Е) наличие жабр 5. Рассмотрите рисунок и выберите номера конечностей животных водной среды обитания Взаимопроверка. «5» - все правильно «4» - одна ошибка, «3» - 2 ошибки Ответы.1 Б . 2 Б , 3 А,Г,Д,Е, И, 4 А, Б, В, Е 5. 1,3,7,10 5. Рефлексия. Продолжить одно из предложений: - Сегодня на уроке я узнал ………… - Оказывается, что …………. - Я считаю, что ……………… - Мне было непонятно ………….. Домашнее задание. Творческое задание: Составить кроссворд «Водная среда обитания» | Познавательные Личностные Регулятивные Познавательные Личностные регулятивные Познавательные, Базовые исследовательские действия Регулятивные Познавательные Коммуникативные Личностные, Базовые логические действия Познавательные Познавательные , Базовые логические действия, Базовые исследовательские действия Познавательные Коммуникативные, Базовые исследовательские действия Познавательные Регулятивные Познавательные Регулятивные Коммуникативные |
[1] Из примерных образовательных программ по обновленным ФГОС ООО
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Раздаточный материал
1 задание
2 задание
Посчитайте содержания воды в вашем организме по формуле
mводы= mтела х 0,65
3 задание
Назовите организмы, которые живут в воде
4 задание
5 задание
Дорисуйте представителя водной среды обитания и опишите, какие приспособления у данного животного есть к этой среде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение приспособленности организма к определенной среде обитания
Изучение приспособленности организма к определенной среде обитания...
Открытый урок по теме :"Водная среда обитания" по природоведению в 5 классе
Урок критического мышления, вполне соответствует требованиям ФГОС...
Урок по теме "Водная среда обитания". Природоведение. 5-й класс.
Тип урока: урок- путешествие....
Презентация к уроку по экологии для 9 класса по теме "Приспособления организмов к водной среде обитания".
Представлена презентация к уроку по экологии для 9 класса по теме "Приспособления организмов к водной среде обитания"....
Методическая разработка лабораторной работы «Изучение приспособлений организмов к условиям среды обитания» (11 класс).
Методическая разработка лабораторной работы «Изучение приспособлений организмов к условиям среды обитания» (11 класс)....
ТЕМА УРОКА: «ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА КАК СРЕДА ОБИТАНИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ»
ТЕМА УРОКА: «ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА КАК СРЕДА ОБИТАНИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ» Цель: Изучение новых понятий «географическая оболочка» и «природный комплекс» За...
ИЗУЧЕНИЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ ЖИВОТНЫХ К ВОДНОЙ СРЕДЕ ОБИТАНИЯ
Бланк для заполнения данных лабораторной работы приспособления животных к водной среде обитания...