технологическая карта урока "Гипотезы о происхождении эукариотических клеток", 11 класс, УМК Пономарёва И.Н., углублённый уровень
план-конспект урока по биологии (11 класс)
Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС и может быть использована при проведении урока в 11 классе (углублённый уровень)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gipotezy_o_proishozhdenii_eukarioticheskoy_kletki.docx | 23.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Гипотезы о происхождении эукариотической клетки.
Цель: создать условия для первичного восприятия информации о гипотезах происхождения эукариотической клетки.
Задачи урока: • сформировать понятие «гипотеза»;
• раскрыть сущность различных гипотез о происхождении клетки эукариот;
• показать значение гипотез для понимания происхождения эукариотической клетки. Средства обучения Таблица «Строение эукариотической клетки»; CD «Биологический энциклопедический словарь», «Большая энциклопедия» и «Энциклопедия животных» (изд. ООО «Кирилл и Мефодий»); ЭОРы (электронные образовательные ресурсы), представленные на порталах «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» и «Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов».
Планируемые результаты обучения:
предметные: • знание о различных гипотезах происхождения эукариотической клетки, их значении в понимании происхождения клетки эукариот; • умение выделять существенные признаки изучаемого объекта, приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, объяснять его свойства;
метапредметные: • умение сравнивать разные биологические объекты и явления, находить у них черты сходства и различия; • умение видеть проблему, ставить вопросы, обсуждать их, аргументировать свою точку зрения;
личностные: • сформированность представления о ценности многообразия форм жизни на Земле; • понимание исторического процесса происхождения и развития жизни на нашей планете и роли естественного отбора в становлении биологического разнообразия живых форм.
Этап урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ФОУД | Формирование УУД |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Я желаю вам успехов и хорошего настроения. | Приветствуют учителя. Настраиваются на урок. | Ф | Регулятивные, личностные, коммуникативные |
Актуализация и пробное учебное действие | Контроль и актуализация знаний о сходстве и различиях клеток прокариот и эукариот; о прокариотах как наиболее древней форме жизни | Ф И | Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: анализ. Знаково-символические действия:
Регулятивные: оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения | |
Выявление места и причины затруднения | Постановка проблемы: «Почему биологическая наука уделяет большое внимание проблеме происхождения эукариотической клетки?» (Выдвижение гипотез, их обсуждение.) | Осознание необходимости и возможности дополнить имеющиеся знания | Ф | Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решение задач. Регулятивные: прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением). |
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | - Определите цель урока (для устранения возникшего затруднения) - Предположите тему урока. - Постройте проект своих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели (задачи). | Согласовывают тему урока, строят план достижения цели и определяют средства алгоритмы, модели и т.д. | Ф | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. |
Реализация построечного проекта. |
2. Гипотеза симбиогенеза и её общепризнанный характер. Дискуссии о природе клетки-хозяина и происхождении ядра. Гипотезы образования ядерной мембраны. Появление ядра вследствие впячивания внутрь клетки участков плазматической мембраны с точками прикрепления хромосом | Беседа учителя с демонстрацией слайдов (Самостоятельная работа с текстом § 49 и рисунками 102, 103 учебника, обсуждение.) | ф П | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные: логические УУД постановки и решения проблем |
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | Закрепление знаний об эукариотах, о многообразии гипотез происхождения эукариот, о гипотезе симбиогенеза. материалам дополнительной литературы и Интернета. | обобщающая беседа. | Ф | Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Вопросы для контроля: 1. Какое значение имело появление эукариотической клетки? 2. Охарактеризуйте различные гипотезы происхождения эукариотической клетки. 3. Что общего имеют гипотезы о происхождении клетки эукариот? 4. Почему наиболее вероятной считают гипотезу симбиогенеза? | Самопроверка самооценка | П | Регулятивные: Познавательные:умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
Информация о домашнем задании | IV. Домашнее задание: изучить текст § 49 учебника и выполнить задания в конце параграфа. Творческое задание: подготовить сообщения о клетке как этапе эволюции живого | |||
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). | - Давайте вместе оценим нашу совместную работу (проводится пофамильно по вопросам): - Как работал на уроке?- мнение ученика и одноклассников - Какую (и почему) ставлю себе оценку? - Были ли ошибки в ответе (если да, то какие)? - Итоговая скорректированная учителем оценка) | Анализируют выполнение цели и задач урока. | Ф | Познавательные: общенаучные оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: саморегуляция. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта уроков английского языка в 5 классе с углублённым изучением английского языка
Технологическая карта уроков английского языка в 5 классе с углублённым изучением английского языка по темам "Способности. Развитие умений употреблять модальные глаголы" и "Пишем электронные письма. Р...
Технологическая карта урока по ФГОС "Строение клеток животных и грибов. Вирусы". 5 класс
Данный файл содержит разработку урока для учащихся 5 классов на тему "Строение клеток животных и грибов. Вирусы", который соответствует государственному образовательному стандарту. Материал будет поле...
Технологическая карта урока по биологии в 7 классе на тему «Происхождение и особенности организации членистоногих. Класс Ракообразные»
Тип урока: открытие новых знанийЦель: узнать о строении, многообразии и значении представителей Класса Ракообразных.Задачи:1) научиться называть признаки представит...
технологическая карта урока "Отличительные признаки живого", 5 клас, УМК Пономарёва И.Н.
Технологическая карта урока разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО...
технологическая карта урока "Организменный уровень жизни и его роль в природе. Обобщение и контроль знаний по теме "Царство Вирусы, его разнообразие и значение", 11 класс, УМК Пономарёва И.Н., углублённый уровень, ФГОС
Технологическая карта создана с использованием методического пособия у линии УМК под редакцией И.Н.Пономарёвой (углублённый уровень). Разработана в соответствии с ФГОС СОО...
технологическая карта урока по теме : "Многообразие клеток. Ткани растительного организма."
технологическая карта урока по теме : "Многообразие клеток. Ткани растительного организма."...
Технологическая карта урока «Экскурсия в мир клеток» 5 класс
к учебнику А. А. Плешакова «Введение в биологию»...