Технологическая карта урока по биологии в 7 классе на тему «Происхождение и особенности организации членистоногих. Класс Ракообразные»
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Суркова Лина Анатольевна

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: узнать о строении, многообразии и значении представителей Класса Ракообразных.

Задачи:

1)      научиться  называть признаки представителей типа Членистоногих

2)      уметь найти в тексте информацию о внешнем и внутреннем строении речного рака

3)      различать  низших и высших ракообразных,

4)      находить на рисунках системы органов ракообразных,

5)      называть значение ракообразных в биоценозах

Форма  проведения  урока: академический урок

Формы  работы  на  уроке: парная, коллективная.

Средства  обучения: дидактический материал, презентация  выполненная в Рower  Рoint

Предметные планируемые результаты:

·         знать общую характеристику типа Членистоногие;

·         различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выделять отличительные признаки биологических объектов;

·         устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и образом жизни членистоногих;

·         сравнивать биологические объекты, делать выводы на основе сравнения.

Метапредметные планируеиые  результаты (сформированность УУД):

Личностные - устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

Познавательные – умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; устанавливать причинно-следственные связи;

структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное.

Коммуникативные – умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в     сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

Регулятивные – умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_pechat.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая  карта  урока по биологии в 7 классе на тему

«Происхождение и особенности организации членистоногих.  Класс Ракообразные»

(урок показан на городском конкурсе «Лучший учитель по предмету» 27.02.2017г)

Предмет: биология

Класс:       7

Тема  урока: «Происхождение и особенности организации членистоногих.  Класс Ракообразные»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: узнать о строении, многообразии и значении представителей Класса Ракообразных.

Задачи:

  1. научиться  называть признаки представителей типа Членистоногих
  2. уметь найти в тексте информацию о внешнем и внутреннем строении речного рака
  3. различать  низших и высших ракообразных,
  4. находить на рисунках системы органов ракообразных,
  5. называть значение ракообразных в биоценозах

Форма  проведения  урока: академический урок

Формы  работы  на  уроке: парная, коллективная. 

Средства  обучения: дидактический материал, презентация  выполненная в Рower  Рoint

Предметные планируемые результаты:

  • знать общую характеристику типа Членистоногие;
  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выделять отличительные признаки биологических объектов;
  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и образом жизни членистоногих;
  • сравнивать биологические объекты, делать выводы на основе сравнения.

Метапредметные планируеиые  результаты (сформированность УУД):

Личностные - устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

Познавательные – умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; устанавливать причинно-следственные связи;

структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное.

Коммуникативные – умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в     сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

Регулятивные – умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

1.Организационный этап.

Мотивация к учебной деятельности. Целеполагание.

Предлагает выполнить задание.

Рак, Креветка, Осьминог, Дождевой червь, Жук, Бабочка, Большой прудовик, Аскарида.

По каким признакам вы разделили животных на 3 группы

 (ответ: внешнее строение, форма тела)

Рак, креветка, жук, бабочка - это представители типа Членистоногие.

Сегодня на уроке вы узнаете о строении, многообразии и значении представителей класса Ракообразные.

Задачи на экране или доске.

Сегодня мы

-узнаем признаки, по которым животных относят к типу Членистоногие

-научимся распознавать низших и высших раков

-называть органы и системы органов рака и их строение

Условные обозначения.

Познавательные УУД- П

Регулятивные УУД – Р

Коммуникативные УУД -К

Отвечают на вопросы учителя полным ответом.  П

Осуществляют целеполагание и прогнозирование –Р

Формулируют цель урока - П

2. Усвоение знаний

 Членистоногие включают следующие классы: Ракообразные, Паукообразные, Насекомые и Многоножки.

К ракообразным относятся: Высшие десятиногие раки- обитатели пресных водоёмов, морей и океанов (рак, омар, лангуст, креветка,краб); низшие раки – дафнии, циклопы – пресноводные обитатели, мокрицы- обитатели влажных почв.

На экране фото представителей Членистоногих

Несмотря на разнообразие внешней формы, у всех членистоногих имеются сходные черты строения.

Предлагает решить 1 учебную задачу. Используя текст на листочке №1. назовите признаки, на основании которых животных объединяют в тип членистоногие.

1.Членистые конечности

2.Сегментированное тело: в большинстве 3 отдела тела: голова, грудь, брюшко

3.Двусторонне-симметричные животные

4.Тело покрыто хитином

5.Происхождение от свобождноживущих примитивных многощетинковых червей

Работаем в паре.

Создание проблемной ситуации:

Речной рак имеет твёрдый покров,  состоящий из органического вещества – хитина. Лёгкий, но твёрдый хитиновый покров защищает мягкие части тела животного и является наружным скелетом.

Ответьте на вопрос: «Что происходит с хитиновым покровом в процессе развития и роста рака?» (ответ: хитиновый покров растёт )

Объяснив, что хитиновый покров практически нерастяжим, формулирую проблемный вопрос: «Каким же образом увеличиваются размеры тела рака, если хитиновый покров вырасти не может?» (ответ: происходит линька, во время линьки старый покров лопается, и рак освобождается от него. Линька происходит несколько раз. Когда рак достигнет взрослого состояния, его рост прекращается и хитиновый покров больше не меняется.

Учебная задача № 2. Перед вами представитель класса Ракообразных – Речной рак.

Рассмотрите внешнее строение рака. На рисунке подпишите части внешнего строения рака.

Проверьте правильность выполнения задания, сравнив с образцом.

На экране появляется рисунок рака с подписанными частями.

Все части внешнего строения рака подписаны правильно  - 1б

Допущены ошибки – 0 б

( На столе отдельный лист для оценивания. В графе «Части внешнего строения рака» поставьте набранный вами балл.

Кто испытывал затруднения при выполнении данного задания? Как вы справились с затруднением?

Предлагает решить 3 учебную задачу.

1.У речных раков головогрудные конечности, выполняют определённые функции. Рассмотрите рис.  на листочке № ? назовите конечности рака и функции, которые они выполняют, запишите в таблицу. Работайте в парах.

Название головогрудной конечности

Функции, которые выполняет конечность

Усики

Верхние и нижние челюсти

Ногочелюсти

Клешни

Ходильные ноги

Брюшные конечности

2.После выполнения задания один из пары называет свой ответ. На экране появляется правильный ответ. Все остальные учащиеся проверяют правильность выполнения задания.

3.Оцените свою работу по выполнению данного задания, используя  критерии (каждая пара).

Правильно нашли информацию о функции конечности речного рака – 3б.

Правильно нашли ответ о четырёх головогрудных конечностях

– 2 б

Выписали только о двух головогрудных конечностях -1б.

4 учебная задача.

1.Нужно найти информацию в тексте учебника о внутреннем строении речного рака и на рисунке указать соответствующую описанию систему органов.  Работаем в паре, но у каждой пары буде свое задание. Один из вас находит информацию в тексте, другой её записывает кратко в таблицу.

Система органов

Особенности строения

Пищеварительная система

Дыхательная система

Выделительная система

Кровеносная система

Нервная система

Органы чувств

Первая пара изучает пищеварительную систему.

Вторая – дыхательную систему и т.д.

Учитель даёт направление, где найти описание в тексте учебника.

2.После выполнения задания, один из пары называет строение системы органов рака. После каждого высказывания поэтапно на экране появляется правильный ответ. Все остальные учащиеся поэтапно записывают в свою таблицу. По ходу корректируются не правильно выбранные утверждения.

3.Оцените свою работу по выполнению данного задания, используя  критерии (каждая пара)

Правильно нашли предложение о строении органа и указали на рисунке – 3б.

Выписали не полные предложения, правильно нашли на рисунке -2б.

Не определили на рисунке систему органов и выписали не полные предложения – 1б.

 

Занесите нужный бал в колонку таблички «Внутреннее строение речного рака».

 4. Кому из вас было сложно выполнить данное задание? Как вы думаете почему?

Устно сделать вывод, что перечисленные особенности строения органов дыхания, пищеварения, выделения связаны с водным образом жизни рака.

1. У З

Слушают учителя. П

Находят нужную информацию в тексте. П

Взаимодействуют с соседом по парте для получения общего результата .К

Контролируют. Р

Корректируют. Р

Рефлексируют. П

2 У.З.

Находят  нужную информацию в тексте. П

Выделяют главную мысль абзаца П

Структурируют знания, заполняя таблицу.  П

Взаимодействуют друг с другом для получения общего результата К

Контролируют. Р

Корректируют. Р

Оценивают. Р

Рефлексируют.  П

3 У.З.

Находят  нужную информацию в тексте. П

Выделяют главную мысль абзаца П

Структурируют знания, заполняя таблицу.  П

Взаимодействуют друг с другом для получения общего результата К

Контролируют. Р

Корректируют. Р

Оценивают. Р

Рефлексируют.  П

4 У.З.

Находят  нужную информацию в тексте. П

Выделяют главную мысль абзаца П

Структурируют знания, заполняя таблицу.  П

Взаимодействуют друг с другом для получения общего результата К

Контролируют. Р

Корректируют. Р

Оценивают. Р

Рефлексируют.  П

Ракообразные имеют огромное значение в биогеоценозах и для человека. Домашним заданием для вас будет из дополнительных источников найти информацию о значении ракообразных и составить схему «Значение ракообразных»

Рассматривают рисунки, сравнивают. П

Прогнозируют – Р

Формулируют свое мнение.  П

3.Подведение итогов урока.

Подводит итог урока, задавая вопросы.

Мы сегодня достигли поставленной цели? Все ли задачи мы решили?

Предлагает оценить выполнение заданий на уроке обучающимися.

Если за три задания ваша пара набрала 7 баллов, то вы отлично справились с заданиями.

Рефлексируют всю свою деятельность на уроке:

причину успеха и неуспеха. П

4.Домашнее задание

П.Узнать из дополнительных источников информации о значении ракообразных и составить схему

«Значение ракообразных».

Записывают домашнее задание.

Заместитель директора по УВР                _____________________/ (Н.М.Завёрткина)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии в 11 классе по теме "Происхождение человека"

Урок  биологии в 11 классе по теме "Происхождение человека" Цель: Создать условия для формирования представлений  учащихся о предках человека, их развитии и становлении вида – человек...

Урок биологии в 10 классе по теме "Происхождение человека"

Целью  урока с позиций метапредметного подхода является: формирование информационной компетенции на основе элементов технологии критического мышления....

Урок – путешествие. Тема: Царство Грибы. Особенности организации грибов, их роль в природе, жизни человека.

Урок биологии в  7 классе по теме «Царство  Грибы». ( УМК Сонина Н.И.) Цель урока – дать основные понятия о Царстве Грибы, показать практическую значимость данного царства для человека. Испо...

Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений

Конспект занятия по теме Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений с использованием ПЦТО...

Биология 9 класс. Тест "Закономерности происхождения и развития жизни на Земле"

Обобщающий тест по главе 3 "Закономерности происхождения и развития жизни на Земле"...

План-конспект урока биологии в 11 классе на тему:" Происхождение человека"

Тема: Происхождение человекаКласс: 11.Тип урока: комбинированный.Цель:Создать условия для формирования представлений  о происхождении человека, о предках человека, их развитии и становлении вида ...

Урок по биологии в 7 классе по теме "Происхождение птиц"

Урок-путешествие по теме "Происхождение птиц"....