технологическая карта урока "Организменный уровень жизни и его роль в природе. Обобщение и контроль знаний по теме "Царство Вирусы, его разнообразие и значение", 11 класс, УМК Пономарёва И.Н., углублённый уровень, ФГОС
план-конспект урока по биологии (11 класс) на тему

Шинкарь Лидия Ивановна

Технологическая карта создана с использованием методического пособия у линии УМК под редакцией И.Н.Пономарёвой (углублённый уровень). Разработана в соответствии с ФГОС СОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizmennyy_uroven_zhizni_i.docx22.05 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Шинкарь Л.И.     Дата:14.12.18

Тема: Организменный уровень жизни и его роль в природе. Обобщение и контроль знаний по теме « Царство Вирусы, его разнообразие и значение»

Цель: создать условия для усвоения информации об организменном уровне жизни и его роль в природе,  обобщения и систематизации знаний по теме «Царство Вирусы, его разнообразие и значение»

Задачи:

  • Применять знания об организме как биосистеме особого уровня структурной сложности, о его свойствах и значении среди других уровней в живой природе;
  • умение характеризовать особенности отдельных структурных уровней организации жизни, сравнивать их между собой и устанавливать взаимосвязи между ними
  • Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

Средства обучения:  ЭНП «Вирусы», таблица «Вирусы», презентация

Этап урока

Содержание учебного материала

                       Деятельность  учителя

Деятельность

обучающихся

Форма работы

Формирование УУД

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами.  Я желаю вам успехов и хорошего настроения.

Приветствуют учителя. Настраиваются на урок.

Ф

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: смыслообразования

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

Актуализация и пробное учебное действие 

  1. Строение вируса, бактериофага
  2. Сравните их
  3. Контроль и актуализация знаний об опасности, которую несут в себе вирусы, о значении вирусологии, о вирусе как организме (вопросы учебника стр. 172)

По таблице

Устное  объяснение

Беседа с учителем.

И

Ф

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания

логические: сравнение

Коммуникативные: коррекция,  оценка действий партнёра.

Выявление места и причины затруднения

Почему по Вернадскому «Организм – это биохимическая отдельность как составляющая живого вещества биосферы»?

-Каким способом можно получить информацию?

Осознание необходимости и возможности получить необходимую информацию

Ф

Познавательные: 

общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решение задач

Регулятивные: прогнозирование (при анализе пробного действия

перед его выполнением).

Целеполагание ипостроение проекта выхода из затруднения

- Определите  цель урока (для устранения возникшего затруднения)

- Предположите тему урока.

- Постройте  проект своих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели (задачи).                                                                  

Согласовываю тему урока, определяют средства алгоритмы,

Ф

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

УУД постановки и решения проблем

Реализация построечного проекта.

  1. Организм как целостная природная надклеточная биосистема. Особь (организм) — элементарная единица организменного уровня. Организм как определённый дискретный представитель живой природы, живое существо с индивидуальными свойствами. Организм как реальный носитель жизни, характеризующийся всеми её свойствами. Многообразие форм организмов на Земле.

Постановка проблемы:

 «Почему организменный уровень можно назвать „выразителем свойств популяций и видов“?»

2. Особенности организменного уровня жизни: обмен веществ, питание, пищеварение, дыхание, выделение, раздражимость, нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности, размножение, поведение, образ жизни, адаптация к среде обитания. Новые свойства организменного уровня. Структурные элементы, основные процессы и организация организменного уровня

3. Значение организменного уровня. Появление первичной дискретной, самостоятельной и свободно живущей живой единицы. Появление процессов, выражающих сущность жизни. Процесс индивидуального развития особи — процесс реализации наследственной информации и оценка естественным отбором жизнеспособности особи. Двунаправленность стратегии жизни на организменном уровне. Организм как выразитель свойств популяций и видов. Образование в биосфере особой среды жизни — биотической.

Беседа с опорой знания учащихся, демонстрация CD «Красная книга России. Животные».

 Выдвижение гипотез, их обсуждение

. Самостоятельная работа учащихся с текстом § 36 учебника, обсуждение, запись в тетради

Беседа с элементами объяснения, демонстрация таблиц и портретов учёных-биологов

Ф

Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Вопросы для контроля:

1. Что является элементарной единицей организменного уровня?

2. Какими особенностями характеризуется организменный уровень?

3. Какие основные процессы протекают на организменном уровне?

 4. Какую организацию имеет организменный уровень?

 5. В чём состоит значение организменного уровня живой материи?

 Выполняют задания

П

Коммуникативные:

управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Обобщение и контроль знаний

Работа по заданиям «Подведём итоги» по теме « Царство Вирусы, его разнообразие и значение»стр.175-176

Опрос с обсуждением

Ф

Включение в систему знаний и повторение.

Решение заданий с сайта ФИПИ

Решение биологических задач

Ф

Регулятивные: прогнозирование

Информация о домашнем задании

изучить текст § 36 учебника и выполнить задания в конце параграфа. Творческое задание: подготовить реферат по темам, указанным в рубриках «Темы рефератов» и «Темы самостоятельных исследований» учебника. Подготовка к промежуточному контролю «Организменный уровень организации жизни»

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

- Достигнуты ли цель и задачи урока?        

- Я узнал (а)…

- Меня удивило…

- Работая в группе, я  …

- Мне трудно представить, что…                                

 Оценка деятельности учащихся.

Анализируют выполнение цели и задач урока.

Ф

Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организменный уровень жизни, его роль в природе.

Презентация к уроку " Организменный уровень жизни, его роль в природе". Биология 11 класс. Первый урок по программе Пономаревой И. Н. , целью которого является  обобщение  и систем...

Технологическая карта урока химии в 9 классе по теме: "Обобщение и систематизация знаний по теме «Азот и фосфор» (учебник Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г.)

Размещена технологическая карта обобщающего урока химии по теме "Азот и фосфор", отражающая элементы содержания образования, межпредметные связи, основные средства обучения, планируемые (предметные и ...

Технологическая карта урока на тему «Роль бактерий в природе и жизни человека» ( Биология 5 класс)

Данный материал может быть использован на уроках биологии (ФГОС) 5 класс...

Технологическая карта урока химии в 10 классе "Систематизация и обобщение знаний по теме «Спирты и фенолы». Применение спиртов и фенолов." ФГОС , профильный уровень

Последний урок в теме «Спирты и фенолы», раздел «Кислородсодержащие органические вещества» Урок- практикум. Технологическая карта урока составлена в соответствии с требов...

Технологическая карта. Урок география. ФГОС. 9 класс. Тема: "Природа Центральной России".

Интегрированный урок - практикум по географии. ФГОС.  Разработан совместно с  учителями   МОБУ СОШ № 2: химии - Орешкиной Галиной Петровной и биологии - Применко Галина Иванов...

Технологическая карта урока на тему «Роль бактерий в природе и жизни человека »

Тип урока: Урок открытия нового знания Технология: Здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, групповой деятельности, развития критического мышления, интерактивных форм рабо...

Технологическая карта урока на тему «Роль бактерий в природе и жизни человека »

Тип урока: Урок открытия нового знания Технология: Здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, групповой деятельности, развития критического мышления, интерактивных форм рабо...