Рабочая программа по внеурочной деятельности «Живая планета» для 7 класса
рабочая программа по биологии (7 класс)
Цель программы: создать условия для социального, культурного, профессионального самоопределения, реализации творческих способностей учащихся, формирования представлений о взаимосвязи живой и неживой природы,развития познавательного интереса к изучению животных, формирования исслледовательских умений.В программе указаны личностные, метапредметные и предметные результаты.Содержание курса расширяет представления о строении, жизнедеятельности животных, имеет занимательный характер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vp_zhivaya_planeta.docx | 47.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
к основной образовательной программе
среднего общего образования
приказ № 488ос от 30.08.2018г.
Тюменская область Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Нижневартовский район Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новоаганская общеобразовательная средняя школа имени маршала Советского Союза Г.К. Жукова»
|
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Живая планета»
для 7 класса
на 2018-2019 учебный год
Направление: научно-познавательное
Составитель: Кузнецова Альфреда Накиповна
учитель биологии и химии
I категории
2018 г
1.Пояснительная записка
Данная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Живая природа» разработана в соответствии
- приказа МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Цель программы:
Создать условия для социального, культурного, профессионального самоопределения, творческой реализации личности, для формирования у учащихся представления о взаимосвязи живой и неживой природы, развития познавательного интереса к изучению животных; формирования исследовательских умений.
Реализация программы рассчитана на 1 год обучения – 35 часов, 1 час в неделю. Продолжительность занятия 45 минут.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы:
подростки (7 класс).
Актуальность программы: программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
2. Планируемые результаты освоения программы курса
При освоении данной программы учащиеся должны достигнуть следующих личностных результатов:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.
Метапредметными результатами освоения данной программы являются:
-умение работать с разными источниками информации;
-овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, , делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
-умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать - определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
-способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
-умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения данной программы являются формирование представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; формирование исследовательских умений.
1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- приведение доказательств взаимосвязи человека и экологического состояния окружающей среды; необходимости защиты животного мира;
- объяснение роли растений в жизни животных;
- выявление приспособлений животных к среде обитания;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
-знание основных правил поведения в природе;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
3. В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы во время трудовых десантов.
4. В эстетической сфере:
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы
3.Содержание курса внеурочной деятельности.
Программа рассчитана на 35 ч. (1ч. в неделю)
Тема 1. Среды жизни и их обитатели (4 ч).
Обитатели водной, наземно-воздушной, почвенной, организменной сред.
Занятие 1. Среды жизни. Живущие в море.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: беседа
Основные виды деятельности: фронтальная
Занятие 2. Кто живет в почве, а кто живет во мне?
Формы организации занятий внеурочной деятельности: конференция
Основные виды деятельности: парная
Занятие 3. Освоившие сушу.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: беседа
Основные виды деятельности: фронтальная
Занятие 4. Небесные жители.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: конференция
Основные виды деятельности: групповая
Тема 2. Гиганты моря и карлики в мире животных (4 ч).
Гиганты океана (акулы и киты) и суши (слоны, жирафы, бегемоты, носороги, медведи).
Занятие 5. Гиганты моря. Рыбы.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа с интернетом и литературой по поиску информации
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 6. Гиганты моря. Млекопитающие..
Формы организации занятий внеурочной деятельности: Активная лекция
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 7. Гиганты суши.
Класс Млекопитающие. Отряд хоботные. Отряд Хищные. Семейство медвежьи.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: Исследовательская работа
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 8. Гиганты суши.
Класс Млекопитающие. Отряд Парнокопытные. Жирафы и бегемоты. Отряд Непарнокопытные. Носороги
Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа с интернет-ресурсами и литературой по поиску информации
Основные виды деятельности: индивидуальная и парная
Тема 3. Одетые в броню. Рождающие мел. (3 ч).
Моллюски, броненосцы, черепахи, рыбы. Защитные покровы животных. Надежность и уязвимость защиты.
Занятие 9. Защитные покровы одноклеточных и моллюсков.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: Активная лекция
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 10. Панцири броненосцев и черепах.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: Исследовательская работа
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 11. Покровы рыб.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа с интернетом и литературой по поиску информации. Проектная деятельность.
Основные виды деятельности: групповая
Тема 4. Ядовитые животные (6 ч).
Яды для защиты и нападения. Расположение ядовитых желез. Медузы, пчелы, осы, пауки, земноводные, змеи. Меры предосторожности, первая помощь при попадании яда в организм человека.
Занятие 12. Медузы.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: рассказ с элементами беседы.
Основные виды деятельности: фронтальная
Занятие13. Битвы насекомых.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: рассказ с элементами беседы.
Основные виды деятельности: групповая
Занятие14. Битвы пауков и клещей.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа с интернетом и литературой по поиску информации. Проектная деятельность.
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 15. Ядовитые лягушки.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа с интернетом и литературой по поиску информации. Проектная деятельность.
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 16. Змеи.
Меры предосторожности, первая помощь при попадании яда в организм человека
Формы организации занятий внеурочной деятельности: рассказ с элементами беседы.
Основные виды деятельности: парная
Тема 5. Животные рекордсмены (2 ч).
Сокол, кенгуру, муравей, кузнечик, гепард. Спортивные рекорды в сравнении с рекордами животных.
Занятие 17 . Рекорды беспозвоночных животных - кузнечика и муравья.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: Исследовательская работа
Основные виды деятельности: групповая, индивидуальная
Занятие 18. Быстрее и дальше всех.
(Сокол сапсан – рекордсмен полета. Кенгуру – рекордсмен по прыжкам. Гепард рекордсмен по бегу. Спортивные рекорды в сравнении с рекордами животных).
Формы организации занятий внеурочной деятельности: Исследовательская работа
Основные виды деятельности: групповая, индивидуальная
Тема 6. Животные - строители (2 ч). Пауки, пчелы, птицы, бобры.
Занятие 19. Животные строители среди беспозвоночных – пчелы и пауки.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: рассказ с элементами беседы.
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 20. Строители среди позвоночных животных. Гнездование для птиц, хатки бобров.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: Исследовательская работа
Основные виды деятельности: групповая, индивидуальная
Тема 7. Заботливые родители(3 ч).
Колюшка, пипа, питон, пеликан, волки. Забота о потомстве у беспозвоночных, некоторых рыб, земноводных, пресмыкающихся, подавляющего большинства птиц и млекопитающих.
Занятие 21. Забота о потомстве у беспозвоночных - осьминоги, перепончатокрылые.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: рассказ с элементами беседы.
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 22. Забота о потомстве у позвоночных среди рыб и земноводных.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: рассказ с элементами беседы.
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 23. Забота о потомстве у позвоночных среди пресмыкающихся. Птиц и млекопитающих.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: рассказ с элементами беседы.
Основные виды деятельности: групповая
Тема 8.Язык животных (4 ч).
Танец пчел, ультразвуки летучих мышей, дельфинов, пение птиц, общение млекопитающих. Химический язык, его расшифровка и использование человеком.
Занятие 24. Зачем танцуют муравьи пчелы.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: лекция с элементами беседы.
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 25.Первая сигнальная система. Ультразвуки в мире животных. Летучие мыши и дельфины.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: лекция с элементами беседы.
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 26. Значение пения птиц, общение млекопитающих.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа в группах.
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 27. Химический язык животных.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: исследовательская работа
Основные виды деятельности: групповая
Тема 9.Животные – понятливые ученики. (2 ч).
Безусловные рефлексы, инстинкты, условные рефлексы. Этология. Обучение в мире животных. Выработка условных рефлексов у домашних животных
Занятие 28. Безусловные рефлексы, инстинкты, условные рефлексы. Этология.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: рассказ с элементами беседы.
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 29. Обучение в мире животных. Выработка условных рефлексов у домашних животных.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа в группах.
Основные виды деятельности: групповая
Тема 10.Герои песен, сказок и легенд(2 ч).
Занятие 30. Животные – герои песен и сказок.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа в группах.
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 31. Животные – герои легенд.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа в группах.
Основные виды деятельности: групповая
Тема 11.Животные – символы (2 часа)
Занятие 32. Животные символы стран Египет (кошка), Индия (корова) и др.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа в группах.
Основные виды деятельности: групповая
12.Бионика - перспективы развития (2 часа)
Занятие 33. Бионика как наука.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа в группах.
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 34.Животные -роботы.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа в группах.
Основные виды деятельности: парная
Занятие 35. Роботы в жизни человека.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа в группах.
Основные виды деятельности: групповая
4.Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Раздел/тема | Кол-во часов | Содержание занятия | Дата проведения | |
план | факт | ||||
Тема 1. Среды жизни и их обитатели (4 ч) | |||||
1 | Среды жизни. Живущие в море. | 1 | Среды жизни. Характеристика водной, наземно-воздушной среды. Приспособления организмов к этим средам | ||
2 | Кто живет в почве, а кто живет во мне? | Характеристика почвенной среды и организм как среда для паразитов. Приспособления организмов к этим средам | |||
3 | Освоившие сушу. | Характеристика наземно-воздушной среды и приспособления организмов к ней. | |||
4 | Небесные жители | 1 | Характеристика воздушной среды и приспособления организмов к ней. | ||
Тема 2. Гиганты моря и карлики в мире животных (4 ч). | |||||
5 | Гиганты моря. Рыбы. | 1 | Надкласс Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Отряд Акулы и Скаты. | ||
6 | Гиганты моря. Млекопитающие. | 1 | Класс Млекопитающие. Отряд китообразные. | ||
7 | Гиганты суши. | 1 | Класс Млекопитающие. Отряд хоботные. Отряд Хищные. Семейство медвежьи | ||
8 | Гиганты суши. | 1 | Класс Млекопитающие. Отряд Парнокопытные. Жирафы и бегемоты. Отряд Непарнокопытные. Носороги | ||
Тема 3. Одетые в броню. Рождающие мел. (3 ч). | |||||
9 | Защитные покровы одноклеточных и моллюсков. | 1 | Раковины, рогоподобное вещество. | ||
10 | Панцири броненосцев и черепах. | 1 | Панциры: состав, формы, роль | ||
11 | Покровы рыб. | 1 | Чешуя, слизь. Типы чешуи. | ||
Тема 4. Ядовитые животные (6 ч) | |||||
12 | Медузы. | 1 | Яды для защиты и нападения. Расположение ядовитых желез. | ||
13 | Битвы насекомых. | 1 | Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Пчелы. Осы. | ||
14 | Битвы пауков и клещей. | 1 | Тип Членистоногие. Класс Паукообразные. Клещи. | ||
15 | Ядовитые лягушки. | 1 | Тип Хордовые. Класс Земноводные. | ||
16 | Змеи. | 1 | Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся. Меры предосторожности, первая помощь при попадании яда в организм человека. | ||
Тема 5. Животные рекордсмены (2 ч) | |||||
17 | Рекорды беспозвоночных животных - кузнечика и муравья. | 1 | Рекорды в прыжках, подъеме грузов. | ||
18 | Быстрее и дальше всех.
| 1 | Сокол сапсан – рекордсмен полета. Кенгуру – рекордсмен по прыжкам. Гепард рекордсмен по бегу. Спортивные рекорды в сравнении с рекордами животных. | ||
Тема 6. Животные - строители (2 ч). | |||||
19 | Животные строители среди беспозвоночных – пчелы и пауки. | 1 | Животные строители среди беспозвоночных – пчелы и пауки. | ||
20 | Строители среди позвоночных животных. | 1 | Гнездование для птиц, хатки бобров. | ||
Тема 7. Заботливые родители(3 ч). | |||||
21 | Забота о потомстве у беспозвоночных. | 1 | Забота о потомстве у беспозвоночных - осьминоги, перепончатокрылые. | ||
22 | Забота о потомстве среди рыб и земноводных. | 1 | Забота о потомстве у позвоночных среди рыб и земноводных. | ||
23 | Забота о потомстве пресмыкающихся, птиц и млекопитающих. | 1 | Забота о потомстве у позвоночных среди пресмыкающихся. Птиц и млекопитающих. | ||
Тема 8.Язык животных (4 ч). | |||||
24 | Зачем танцуют муравьи пчелы. | 1 | Язык животных. Танец пчел, муравьев. | ||
25 | Ультразвуки в мире животных. Летучие мыши и дельфины. | 1 | Первая сигнальная система. Ультразвуки в мире животных. Летучие мыши и дельфины. | ||
26 | Значение пения птиц, общение млекопитающих. | 1 | Значение пения птиц, общение млекопитающих | ||
27 | Химический язык животных. | 1 | Химический язык, его расшифровка и использование человеком. | ||
Тема 9.Животные – понятливые ученики. (2 ч). | |||||
28 | Этология. | 1 | Безусловные рефлексы, инстинкты, условные рефлексы. | ||
29 | Обучение в мире животных. | 1 | Выработка условных рефлексов у домашних животных. | ||
Тема 10.Герои песен, сказок и легенд(2 ч). | |||||
30 | Животные – герои песен и сказок. | 1 | Животные в литературе, народном творчестве. | ||
31 | Животные – герои легенд. | 1 | Животные мифов и легенд народов мира и ХМАО. | ||
Тема 11.Животные – символы (2 часа) | |||||
32 | Животные символы стран. | 1 | Животные символы стран Египет (кошка), Индия (корова) и др. | ||
33 | Бионика как наука. | 1 | Предмет и задачи науки бионики | ||
34 | Животные - роботы. | 1 | Применение знаний бионики для конструирования роботов | ||
35 | Роботы в жизни человека | 1 | Роботы с человеческим обликом, нейронные сети. | ||
Всего: | 35 ч |
Информационно-техническое обеспечение
- Электронное приложение к учебнику (СD) «Биология. Живой организм» Просвещение 2007 г.
- Образовательный комплекс "Биология, 6 кл. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники" создан на основе УМК под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. (М., Издательский центр «Вентана-Граф»).
- Образовательный комплекс «Биология, 7 кл. Животные» создан на основе УМК под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. (М., Издательский центр «Вентана-Граф»).
- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
- Полный интерактивный курс биологии «Открытая биология» Физикон 2005 г
- Мультимедийное учебное пособие нового образца БИОЛОГИЯ. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс Просвещение- Медиа 2005
Ресурсы Интернета
1.http://bio.1september.ru
3. http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»
4. www.bio.nature.ru - научные новости биологии
5. www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования.
6. www.km.ru/education -Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Живая планета"
Программа направлена на воспитание мировоззренческих, нравственно-философских принципов , формирование у школьников экологической культуры, воспитание гуманной, творческой, социально...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Живая планета» 5,6 клас
Целью изучения предмета "Экология" является формирование сознательно-научного, нравственно-этического отношения учащихся к окружающей среде на интеллектуальной и эмоционально-чувственной осн...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Живая планета"
Программа курса внеурочной деятельности «:Живая планета» предназначена для учащихся 5-9 классов. Курс обладает широкими возможностями для формирования у учащихся фундамента экологиче...
Программа внеурочной деятельности "Живая планета"
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе естественных наук....
рабочая программа внеурочной деятельности "Живая классика", 6 класс
рабочая прогграмма...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Живая планета"
Духовно-нравственное направление...