Рабочая программа по внеурочной деятельности «Живая планета» для 7 класса
рабочая программа по биологии (7 класс)

Кузнецова Альфреда Накиповна

Цель программы: создать условия для социального, культурного, профессионального самоопределения, реализации творческих способностей учащихся, формирования представлений о взаимосвязи живой и неживой природы,развития познавательного интереса к изучению животных, формирования исслледовательских умений.В программе указаны личностные, метапредметные и предметные результаты.Содержание курса расширяет представления о строении, жизнедеятельности животных, имеет занимательный характер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vp_zhivaya_planeta.docx47.61 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

к основной образовательной программе

среднего общего образования

приказ № 488ос от 30.08.2018г.

Тюменская  область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новоаганская  общеобразовательная средняя школа

имени маршала Советского Союза Г.К. Жукова»

 

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Живая планета»

для 7 класса

на 2018-2019 учебный год

Направление: научно-познавательное

Составитель: Кузнецова Альфреда Накиповна

учитель биологии и  химии

I категории

2018 г

1.Пояснительная записка

             Данная  рабочая программа  курса внеурочной деятельности «Живая природа» разработана в соответствии

- приказа МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

Цель программы:

Создать условия для социального, культурного, профессионального самоопределения, творческой реализации личности,  для формирования  у  учащихся  представления о взаимосвязи  живой и неживой природы,  развития познавательного интереса к изучению   животных; формирования исследовательских умений.

Реализация программы рассчитана на 1 год обучения – 35 часов, 1 час в неделю. Продолжительность занятия 45 минут.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы:

 подростки (7 класс).

Актуальность программы: программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

2. Планируемые результаты освоения программы курса

При освоении данной программы учащиеся должны достигнуть следующих личностных результатов: 

-  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

 - ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

 - способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.

            Метапредметными результатами освоения данной программы являются:

-умение работать с разными источниками информации;

-овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, , делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

-умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать - определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

-способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

-умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения данной программы являются формирование представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; формирование исследовательских умений.

1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:

- приведение доказательств взаимосвязи человека  и экологического состояния окружающей среды; необходимости защиты животного мира;

- объяснение  роли растений в жизни животных;

- выявление приспособлений животных к среде обитания;

- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

-знание основных правил поведения в природе;

- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

3. В сфере трудовой деятельности:

знание и соблюдение правил работы  во время трудовых десантов.

4. В эстетической сфере:

овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы

3.Содержание курса внеурочной деятельности.

Программа рассчитана на 35 ч. (1ч. в неделю)

Тема 1. Среды  жизни и их обитатели (4 ч).

Обитатели водной, наземно-воздушной, почвенной, организменной сред.

Занятие 1. Среды  жизни. Живущие в море. 

Формы  организации занятий внеурочной деятельности: беседа

Основные виды деятельности: фронтальная

Занятие 2. Кто живет в почве, а  кто живет во мне?

Формы  организации занятий внеурочной деятельности: конференция

Основные виды деятельности: парная

Занятие 3. Освоившие сушу.

Формы  организации занятий внеурочной деятельности: беседа

Основные виды деятельности: фронтальная

Занятие 4. Небесные жители.

Формы  организации занятий внеурочной деятельности: конференция

Основные виды деятельности: групповая

Тема 2. Гиганты моря  и карлики в мире животных (4 ч).

Гиганты океана (акулы и киты) и суши  (слоны, жирафы,  бегемоты, носороги, медведи).

Занятие  5.  Гиганты  моря.  Рыбы.

Формы  организации занятий внеурочной деятельности: работа с интернетом и литературой по поиску информации

Основные виды деятельности: групповая

Занятие  6. Гиганты  моря. Млекопитающие..

Формы  организации занятий внеурочной деятельности: Активная лекция

Основные виды деятельности: групповая

Занятие 7. Гиганты  суши.  

Класс Млекопитающие. Отряд  хоботные. Отряд  Хищные. Семейство медвежьи.

Формы  организации занятий внеурочной деятельности: Исследовательская работа

Основные виды деятельности: групповая

Занятие 8. Гиганты  суши.

Класс  Млекопитающие. Отряд Парнокопытные.  Жирафы  и бегемоты. Отряд Непарнокопытные. Носороги

Формы  организации занятий внеурочной деятельности: работа с интернет-ресурсами и литературой по поиску информации

Основные виды деятельности: индивидуальная и парная

Тема 3. Одетые в броню. Рождающие мел. (3 ч).        

 Моллюски, броненосцы, черепахи, рыбы.  Защитные покровы животных.  Надежность и уязвимость  защиты.

        

Занятие 9. Защитные покровы одноклеточных и моллюсков.

 Формы  организации занятий внеурочной деятельности: Активная лекция

Основные виды деятельности: групповая

Занятие 10. Панцири  броненосцев и черепах.

Формы  организации занятий внеурочной деятельности: Исследовательская работа

Основные виды деятельности: групповая

Занятие 11. Покровы рыб.

Формы  организации занятий внеурочной деятельности: работа с интернетом и литературой по поиску информации. Проектная деятельность.

Основные виды деятельности: групповая

Тема 4. Ядовитые животные (6 ч).

Яды для  защиты  и нападения.  Расположение  ядовитых желез.  Медузы, пчелы, осы, пауки, земноводные,  змеи.  Меры предосторожности, первая  помощь  при попадании  яда  в организм  человека.

Занятие 12. Медузы.

 Формы  организации занятий внеурочной деятельности: рассказ с элементами беседы.

Основные виды деятельности: фронтальная

Занятие13. Битвы насекомых.

Формы  организации занятий внеурочной деятельности: рассказ с элементами беседы.

Основные виды деятельности: групповая

Занятие14. Битвы пауков и клещей.

Формы  организации занятий внеурочной деятельности: работа с интернетом и литературой по поиску информации. Проектная деятельность.

Основные виды деятельности: групповая

Занятие 15. Ядовитые лягушки.

Формы  организации занятий внеурочной деятельности: работа с интернетом и литературой по поиску информации. Проектная деятельность.

Основные виды деятельности: групповая

Занятие 16. Змеи.

Меры предосторожности, первая  помощь  при попадании  яда  в организм  человека

Формы  организации занятий внеурочной деятельности: рассказ с элементами беседы.

Основные виды деятельности: парная

Тема 5. Животные рекордсмены (2 ч).

Сокол, кенгуру, муравей, кузнечик, гепард.  Спортивные  рекорды  в сравнении  с рекордами  животных.

Занятие 17 . Рекорды  беспозвоночных  животных  - кузнечика и муравья.

Формы  организации занятий внеурочной деятельности: Исследовательская работа

Основные виды деятельности: групповая, индивидуальная

Занятие 18. Быстрее и дальше всех.

(Сокол сапсан – рекордсмен полета.   Кенгуру – рекордсмен по прыжкам. Гепард  рекордсмен по бегу. Спортивные  рекорды  в сравнении  с рекордами  животных).

Формы  организации занятий внеурочной деятельности: Исследовательская работа

Основные виды деятельности: групповая, индивидуальная

Тема 6. Животные - строители (2 ч). Пауки,  пчелы, птицы,  бобры.

Занятие 19. Животные строители среди беспозвоночных – пчелы и  пауки.

Формы  организации занятий внеурочной деятельности: рассказ с элементами беседы.

Основные виды деятельности: групповая

Занятие 20. Строители среди позвоночных животных.  Гнездование для птиц,  хатки бобров.

Формы  организации занятий внеурочной деятельности: Исследовательская работа

Основные виды деятельности: групповая, индивидуальная

Тема 7. Заботливые родители(3 ч).

Колюшка, пипа, питон, пеликан,  волки.  Забота о потомстве у беспозвоночных, некоторых рыб, земноводных, пресмыкающихся, подавляющего  большинства птиц и млекопитающих.

Занятие 21. Забота о потомстве у беспозвоночных  - осьминоги,  перепончатокрылые.

Формы  организации занятий внеурочной деятельности: рассказ с элементами беседы.

Основные виды деятельности: групповая

Занятие 22. Забота о потомстве у позвоночных среди рыб и земноводных.  

Формы  организации занятий внеурочной деятельности: рассказ с элементами беседы.

Основные виды деятельности: групповая

Занятие 23. Забота о потомстве у позвоночных среди  пресмыкающихся. Птиц и млекопитающих.

Формы  организации занятий внеурочной деятельности: рассказ с элементами беседы.

Основные виды деятельности: групповая

Тема 8.Язык животных (4 ч).

Танец  пчел,  ультразвуки  летучих мышей,  дельфинов,  пение птиц, общение млекопитающих.  Химический  язык, его расшифровка и использование  человеком.

Занятие 24. Зачем танцуют муравьи пчелы.

Формы  организации занятий внеурочной деятельности: лекция с элементами беседы.

Основные виды деятельности: групповая

Занятие 25.Первая сигнальная система. Ультразвуки в мире животных. Летучие мыши и дельфины.

Формы  организации занятий внеурочной деятельности: лекция с элементами беседы.

Основные виды деятельности: групповая

Занятие 26. Значение пения птиц, общение млекопитающих.

Формы  организации занятий внеурочной деятельности: работа в группах.

Основные виды деятельности: групповая

Занятие 27. Химический  язык животных.  

Формы  организации занятий внеурочной деятельности: исследовательская работа

Основные виды деятельности: групповая

Тема 9.Животные – понятливые ученики. (2 ч).

Безусловные  рефлексы, инстинкты, условные  рефлексы. Этология.  Обучение  в  мире животных.  Выработка  условных рефлексов  у домашних  животных

Занятие 28. Безусловные  рефлексы, инстинкты, условные  рефлексы. Этология.  

Формы  организации занятий внеурочной деятельности: рассказ с элементами беседы.

Основные виды деятельности: групповая

Занятие 29. Обучение  в  мире животных.  Выработка  условных рефлексов  у домашних  животных.

Формы  организации занятий внеурочной деятельности: работа в группах.

Основные виды деятельности: групповая

Тема 10.Герои  песен, сказок и легенд(2 ч).

Занятие 30. Животные – герои  песен и сказок.

Формы  организации занятий внеурочной деятельности: работа в группах.

Основные виды деятельности: групповая

Занятие 31. Животные – герои  легенд.

Формы  организации занятий внеурочной деятельности: работа в группах.

Основные виды деятельности: групповая

Тема 11.Животные – символы (2 часа)

Занятие 32. Животные символы  стран  Египет  (кошка),  Индия (корова)  и др.

Формы  организации занятий внеурочной деятельности: работа в группах.

Основные виды деятельности: групповая

12.Бионика  - перспективы  развития (2 часа)

Занятие 33. Бионика как наука.

Формы  организации занятий внеурочной деятельности: работа в группах.

Основные виды деятельности: групповая

Занятие 34.Животные -роботы.

Формы  организации занятий внеурочной деятельности: работа в группах.

Основные виды деятельности: парная

 Занятие 35. Роботы в жизни человека.

Формы  организации занятий внеурочной деятельности: работа в группах.

Основные виды деятельности: групповая

4.Календарно-тематическое планирование.

п/п

Раздел/тема

Кол-во

часов

Содержание занятия

Дата

проведения

план

факт

Тема 1. Среды  жизни и их обитатели (4 ч)

1

Среды  жизни. Живущие в море.         

1

Среды  жизни. Характеристика водной, наземно-воздушной среды. Приспособления организмов к  этим средам

2

Кто живет в почве, а  кто живет во мне?

Характеристика  почвенной среды  и организм как среда для паразитов. Приспособления организмов к  этим средам

3

Освоившие сушу.

Характеристика  наземно-воздушной  среды  и приспособления организмов к  ней.

4

Небесные жители

1

Характеристика  воздушной  среды  и приспособления организмов к  ней.

Тема 2. Гиганты моря  и карлики в мире животных (4 ч).

5

Гиганты  моря.   Рыбы.

1

Надкласс Рыбы. Класс Хрящевые рыбы.    Отряд Акулы  и Скаты.

6

Гиганты  моря.  Млекопитающие.

1

Класс Млекопитающие. Отряд китообразные.

7

Гиганты  суши.  

1

Класс Млекопитающие. Отряд  хоботные. Отряд  Хищные. Семейство медвежьи

8

Гиганты  суши.

1

Класс  Млекопитающие. Отряд Парнокопытные.  Жирафы  и бегемоты. Отряд Непарнокопытные. Носороги

Тема 3. Одетые в броню. Рождающие мел. (3 ч).

9

Защитные покровы одноклеточных и моллюсков.

1

Раковины, рогоподобное вещество.

10

Панцири  броненосцев и черепах.

1

Панциры: состав, формы, роль

11

Покровы рыб.

1

Чешуя, слизь. Типы чешуи.

Тема 4. Ядовитые животные (6 ч)

12

Медузы.  

1

Яды  для защиты и нападения. Расположение ядовитых желез.

13

Битвы насекомых.

1

Тип Членистоногие.  Класс Насекомые. Пчелы.  Осы.

14

Битвы пауков и клещей.

1

Тип Членистоногие.  Класс Паукообразные. Клещи.

15

Ядовитые лягушки.

1

Тип Хордовые. Класс Земноводные.

16

Змеи.

1

Тип  Хордовые. Класс Пресмыкающиеся.

Меры предосторожности, первая  помощь  при попадании  яда  в организм  человека.

Тема 5. Животные рекордсмены (2 ч)

17

Рекорды  беспозвоночных  животных  - кузнечика и муравья.

1

Рекорды в прыжках, подъеме грузов.

18

Быстрее и дальше всех.

 

1

Сокол сапсан – рекордсмен полета.   Кенгуру – рекордсмен по прыжкам. Гепард  рекордсмен по бегу. Спортивные  рекорды  в сравнении  с рекордами  животных.

Тема 6. Животные - строители (2 ч).

19

Животные строители среди беспозвоночных – пчелы и  пауки.  

1

Животные строители среди беспозвоночных – пчелы и  пауки.  

20

Строители среди позвоночных животных.  

1

Гнездование для птиц,  хатки бобров.

Тема 7. Заботливые родители(3 ч).

21

Забота о потомстве у беспозвоночных.

1

Забота о потомстве у беспозвоночных  - осьминоги,  перепончатокрылые.

22

Забота о потомстве  среди рыб и земноводных.  

1

Забота о потомстве у позвоночных среди рыб и земноводных.  

23

Забота о потомстве пресмыкающихся, птиц и млекопитающих.

1

Забота о потомстве у позвоночных среди  пресмыкающихся. Птиц и млекопитающих.

Тема 8.Язык животных (4 ч).

24

Зачем танцуют муравьи пчелы.

1

Язык животных.  Танец пчел, муравьев.

25

Ультразвуки в мире животных. Летучие мыши и дельфины.

1

Первая сигнальная система. Ультразвуки в мире животных. Летучие мыши и дельфины.

26

Значение пения птиц, общение млекопитающих.  

1

Значение пения птиц, общение млекопитающих

27

Химический  язык животных.

1

Химический  язык, его расшифровка и использование  человеком.

Тема 9.Животные – понятливые ученики. (2 ч).

28

Этология.  

1

Безусловные  рефлексы, инстинкты, условные  рефлексы.

29

Обучение  в  мире животных.  

1

Выработка  условных рефлексов  у домашних  животных.

Тема 10.Герои  песен, сказок и легенд(2 ч).

30

Животные – герои  песен и сказок.

1

Животные в  литературе, народном творчестве.

31

Животные – герои  легенд.

1

Животные мифов и легенд народов мира и ХМАО.

Тема 11.Животные – символы (2 часа)

32

Животные символы  стран.

1

Животные символы  стран  Египет  (кошка),  Индия (корова)  и др.

33

Бионика как наука.

1

Предмет и задачи науки бионики

34

Животные - роботы.

1

Применение знаний бионики для  конструирования роботов

35

Роботы в жизни человека

1

Роботы с человеческим обликом, нейронные сети.

Всего:

35 ч

Информационно-техническое обеспечение

  1. Электронное  приложение  к  учебнику  (СD)  «Биология.  Живой  организм»  Просвещение  2007 г.
  2. Образовательный комплекс "Биология, 6 кл. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники" создан на основе УМК под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. (М., Издательский центр «Вентана-Граф»).
  3. Образовательный комплекс «Биология, 7 кл. Животные» создан на основе УМК под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. (М., Издательский центр «Вентана-Граф»).
  4. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
  5. Полный интерактивный  курс  биологии  «Открытая  биология» Физикон  2005 г
  6. Мультимедийное   учебное  пособие  нового  образца  БИОЛОГИЯ.  Растения.  Бактерии.  Грибы.  Лишайники.   6  класс   Просвещение- Медиа   2005

Ресурсы Интернета

1.http://bio.1september.ru

2. http://www.cultinfo.ru

3.  http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

4.    www.bio.nature.ru - научные новости биологии

      5.    www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования.

      6. www.km.ru/education -Учебные материалы и         словари на сайте «Кирилл и Мефодий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Живая планета"

Программа направлена на  воспитание мировоззренческих, нравственно-философских принципов , формирование  у школьников экологической культуры, воспитание гуманной, творческой, социально...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Живая планета» 5,6 клас

Целью изучения предмета "Экология" является формирование сознательно-научного, нравственно-этического отношения учащихся к окружающей среде на интеллектуальной и эмоционально-чувственной осн...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Живая планета"

Программа курса внеурочной деятельности  «:Живая планета» предназначена для учащихся 5-9 классов. Курс обладает широкими возможностями для формирования у учащихся фундамента экологиче...

Программа внеурочной деятельности "Живая планета"

Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе естественных наук....