Программа внеурочной деятельности "Живая планета"
методическая разработка по биологии (5 класс)
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе естественных наук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_biol_5_kl.docx | 51.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности
«Живая планета»
социального направления
Содержание
- Пояснительная записка 3 стр.
- Тематическое планирование 8 стр.
- Содержание программы 8 стр.
- Учебно-тематическое планирование 10 стр.
- Список литературы 15 стр.
Программа внеурочной деятельности по биологии
«Живая планета» 5 класс
Пояснительная записка
Нормативно-правовая основа реализации внеурочной деятельности
1. Закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
- Национальная образовательная инициатива «Наша Новая школа».
- ФГОС основного общего образования – Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011, рег. №19644).
- Распоряжение Правительства РФ от 07.09.10 №1507-р «О плане действий по модернизации общего образования на 2011/15 годы».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрирован в Минюсте России 3 марта 2011 года).
- Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03-296 Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ№3 г.Льгова» Курской области
- Рабочие программы внеурочной деятельности по реализации Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни (под ред. Е.Н. Дзятковской. М.: Образование и экология, 2013).
Актуальность программы
Еще сто лет назад выдающийся философ и психолог Уильям Джеймс писал, что «Я» человека состоит не только из его физических и душевных качеств, но включает и одежду, и дом, и семью, и друзей, и результаты его труда — в общем, все то, к чему человек неравнодушен и за что он чувствует себя ответственным. Чем больше вокруг таких вещей, к которым человек причастен и привязан, чем больше в окружающем мире происходит событий, за которые он осознает свою ответственность и которые вызывают в нем глубокие переживания, тем богаче его духовная жизнь.
Через осознание собственного «Я», своего места в этом мире, через осознание многообразных взаимосвязей с окружающим миром человек приходит к пониманию законов всеобщего единства и необходимости сохранения природного равновесия. Изменения, происходящие в окружающем мире, влияют на человека. Разрушая природу или равнодушно наблюдая, как ее разрушают другие, человек, тем самым разрушает свое духовное и физическое «Я». Человек — часть природы, но как носитель разума, именно он несет ответственность за свои действия по отношению к природе.
Уникальность экологического образования заключается именно в его мировоззренческой функции, в том, что в его рамках формируется новый, экоцентрический тип сознания, когда человек не только знает, но и мыслит, и поступает, исходя из принципов экологической целесообразности.
При этом знания и ценности перестают противоречить друг другу. Экологическая компетентность — необходимое достояние человека, действенная предпосылка для предотвращения экологически безнравственных поступков. Путь к экологической компетентности — придание экологическим правилам нормы поведения. Соблюдение последних — требование к каждому человеку, начиная с детства и кончая старостью.
Основные цели и задачи
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе естественных наук.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно - полезной деятельности. Система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Цель внеурочной деятельности по биологии:
Развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности; формирование основ экологической грамотности через социальную значимую деятельность в микрорайоне.
Задачи:
- Продолжить работу по развитию индивидуальных способностей школьников посредством внедрения приемов личностно - ориентированного образования, использования дифференцированных форм обучения во внеурочной деятельности по биологии и экологии;
- Включение обучающихся в разностороннюю деятельность.
- Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
- Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
- Углубление содержания, форм и методов в работе по экологическому воспитанию:
- Сформировать экологические понятия.
- Развивать умения ухода за растениями.
- Сформировать умения прогнозировать и моделировать свои действия в различных экологических ситуациях.
- Сформировать навыки поиска, обработки и представление информации.
- Прививать любовь к природе, родному краю, Родине.
- Сформировать умение критически мыслить.
Занятия внеурочной деятельности проводятся в 5 классе, рассчитаны на 1 час в неделю по одному часу, всего 34 часа.
Реализация программы опирается на содержание следующих предметов: биология, технология, география, ИЗО, литература, информатика.
Принципы реализации программы:
- Научность.
- Доступность
- Наглядность;
- Связь теории с практикой;
- Принцип социального заказа;
- Принцип личностно-деятельностного подхода;
- Принцип детоцентризма (в центре находится личность ребенка);
- Учёт возрастных особенностей;
- Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;
Планируемые результаты
Содержание программы внеурочной экологической деятельности «Живая планета» , формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:
Личностные
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
- предвосхищать результат.
- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
- запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
- установление причинно-следственных связей;
Обучающиеся смогут:
- раскрывать содержание понятий экология, экологическая культура;
- обеспечивать уход за растениями в учебном кабинете;
- прогнозировать воздействие факторов на окружающую среду;
- смоделировать экологическую ситуацию;
- приводить до трёх примеров негативных факторов окружающей среды;
- аргументировать позицию в отношении поступков других людей к окружающей среде;
- взаимодействовать в группах;
- находить необходимую информацию на различных носителях;
- демонстрировать результаты своей работы;
- соблюдать правила поведения в природе.
Формы организации занятий:
- Агитбригада
- акция
- встреча
- демонстрация
- диспут
- игра
- проект
- круглый стол
- коллективно-творческое дело
- журнал
- трудовой десант
- экскурсия.
Формы контроля:
- Анализ
- анкетирование
- выставка
- собеседование.
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов |
1 | Экология – наука об окружающей среде. | 2 ч. |
2 | История взаимоотношений человека и природы | 4 ч. |
3 | Моя окружающая среда: дома, в школе, на улице, на природе. | 7 ч. |
4 | О городах и горожанах: человек в городе | 10 ч. |
5 | Пропаганда экологических знаний. | 6 ч. |
6 | Озеленение микрорайона и школы. | 5 ч. |
Итого: 34 ч. |
Содержание программы « Живая планета»
1. Экология – наука об окружающий среде. (2 ч.)
Общие представления о науки экология. Методы исследования. Экологическая безопасность. Модели поведения.
2. Экологический опыт прошлых лет. (4 ч.)
Экологические традиции народов России. Экологическая культура разных народов.
Экологическая культура коренных жителей Орловской области. Использование традиций прошлого в современном мире.
3. Моя окружающая среда: дома, в школе, на улице, на природе. (7ч.)
Понятие о доме в его прямом и переносном смысле: дом человека, убежище животных, планета — дом всего человечества. От чего зависит порядок и уют в доме, как их поддерживать.
Что должен уметь каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего «дома» — планеты Земля. Экология человека — наука, изучающая взаимоотношения и взаимное влияние человека и окружающей его среды.
Человек защищается от воздействия окружающей среды: появление одежды и жилищ. Жилища первобытных людей. Как и из каких материалов строят дома различные народы.
Элементарные представления об экологии жилища. Как выглядел городской дом в разные эпохи. Появление многоэтажных домов. Новые строительные и отделочные материалы: бетон и железобетон, асбест, древесно-стружечные плиты (ДСП), линолеум, стекловолокно и др. Влияние синтетических материалов на окружающую среду и здоровье человека.
Как городской дом обеспечивается водой и электроэнергией. Увеличение потребления воды и электроэнергии — одна из причин возникновения экологических проблем. Экономное использование ресурсов - одно из условий сохранения окружающей среды.
Наблюдения: изучение убежищ различных видов животных, встречающихся в городе, насекомых (муравьёв, ос), птиц (ласточек, стрижей, воробьёв, ворон), млекопитающих (белок, домашних хомячков и др.).
Практические работы: «Дом, в котором я бы хотел жить» (разработка проекта). Наблюдение за расходом воды в школе и дома.
4. О городах и горожанах: человек в городе. (9 ч.)
Глобальные экологические проблемы: сокращение многообразия видов живых организмов; истощение природных ресурсов; загрязнение окружающей среды; продовольственная проблема.
Пути решения экологических проблем (на примере борьбы с загрязнением окружающей среды бытовыми отходами). Переработка и повторное использование бытовых отходов.
Охраняемые природные территории и объекты: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Что может сделать каждый из нас для сохранения окружающей среды: изменение повседневного образа жизни, продуманное отношение к приобретению товаров, участие в различных экологических движениях и т. п. Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде.
Наблюдения: выявление наиболее замусоренных территорий в городе (микрорайоне); установление причин замусоренности (основные виды мусора, кто больше мусорит и т. п.).
Практические работы: «Вода, которую мы теряем»: насколько рационально используется вода дома и в школе; способы её экономии.
5. Пропаганда экологических знаний.(6 ч.)
Правила поведения в лесу. Правила поведения на берегу реки. Экологическая сказка «Грустная история». Берегите природу родного края! Пожары и человек. Дом, в котором мы живем.
6. Озеленение микрорайона и школы (5 ч.)
Роль комнатных растений в жизни человека. Мои зелёные друзья. Уход за комнатными растениями и растениями пришкольного участка. Озеленение классных комнат и пришкольного участка. Цветочная мелодия. Городские цветы.
Учебно-тематическое планирование
№ | Название темы | Всего часов | Часы | УУД | Формы занятий | Формы контроля | |||
Аудитор ных | Внеауди торных | ||||||||
| |||||||||
1. | Вводное занятие. Я – и экология! | 1 | 1 | Личностные УУД мотивация учения. Регулятивные УУД постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. | Собеседо- вание | ||||
2 | Экологическая безопасность. Модели поведения. | 1 | 1 | Экскурсия | |||||
| |||||||||
3 | Экологическая культура разных народов. | 1 | 1 | Познавательные УУД умение определять понятие, строить логическое рассуждение, умозаключения, делать выводы. ,Личностные УУД формирование основ гражданской идентичности личности | Журнал | Выставка | |||
4 | Экологические традиции народов России. | 1 | 1 | Экскурсия | Собеседо- вание | ||||
5 | Экологическая культура коренных жителей Орловской области. | 1 | 1 | Встреча | Собеседо- вание | ||||
6 | Использование традиций прошлого в современном мире. | 1 | 1 | Диспут | Анализ | ||||
| |||||||||
7 | Понятие о доме в его прямом и переносном смысле: дом человека, убежище животных, планета — дом всего человечества. | 1 | 1 | Познавательные УУД поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование. Личностные УУД уметь находить ответ Коммуникативные УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. | Беседа | Собеседо- вание | |||
8 | Что должен уметь каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего «дома» — планеты Земля. | 1 | 1 | Агитбригада | |||||
9 | Человек защищается от воздействия окружающей среды: появление одежды и жилищ. | 1 | 1 | Демонст рация | |||||
10 | Элементарные представления об экологии жилища. | 1 | 1 | Экскурсия | |||||
11 | Как городской дом обеспечивается водой и электроэнергией? | 1 | 1 | Круглый стол | Собеседо- вание | ||||
12 | Как научиться экономить энергию? | 1 | 1 | Акция | Творческий отчёт | ||||
13 | Наблюдение за расходом воды в школе и дома. | 1 | 1 | Беседа | Анализ | ||||
| |||||||||
14 | Глобальные экологические проблемы | 1 | 1 | Познавательные УУД поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование. Личностные УУД уметь находить ответ Коммуникативные УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. | Беседа | Собеседо- вание | |||
15 | Пути решения экологических проблем (на примере борьбы с загрязнением окружающей среды бытовыми отходами). | 1 | 1 | Трудовой десант | Творческий отчёт | ||||
16 | Как разлагается мусор? | 1 | 1 | Круглый стол | Анализ | ||||
17 | Переработка и повторное использование бытовых отходов. | 1 | 1 | Беседа, проект | Собеседо- вание | ||||
18 | Новинки из мусорной корзинки. | 1 | 1 | Коллективно- творческое дело | Творческий отчёт | ||||
19 | Охраняемые природные территории и объекты | 1 | 1 | Беседа | Собеседо- вание | ||||
20 | Что может сделать каждый из нас для сохранения окружающей среды | 1 | 1 | Круглый стол | Собеседо- вание | ||||
21 | Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде. | 1 | 1 | Агитбригада | |||||
22 | Мусорный бум. | 1 | 1 | Акция | Творческий отчёт | ||||
23 | Правила утилизации бытовых отходов | 1 | 1 | Игра | |||||
| |||||||||
24 | Правила поведения в лесу, | 1 | 1 | Познавательн. УУД самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникатив. УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Личностные УУД формирование основ гражданской идентичности личности | Круглый стол | Анкетиро- вание | |||
25 | Правила поведения на берегу реки. | 1 | 1 | Встреча | Собеседо- вание | ||||
26 | Экологическая сказка «Грустная история». | 1 | 1 | Игра | |||||
27 | Берегите природу родного края! | 1 | 1 | Проект Наказ | |||||
28 | Пожары и человек. | 1 | 1 | Встреча | Собеседо- вание | ||||
29 | Дом, в котором мы живем | 1 | 1 | Праздник Конкурс | |||||
| |||||||||
30 | Роль комнатных растений в жизни человека. | 1 | 1 | Личностные УУД мотивация учения. Регулятивные УУД постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. | Беседа | Собеседо- вание | |||
31 | Мои зелёные друзья. | 1 | 1 | Игра | |||||
32 | Уход за комнатными растениями и растениями пришкольного участка. | 1 | 1 | Проект | Творческий отчёт | ||||
33 | Озеленение классных комнат и пришкольного участка. | 1 | 1 | Проект | Творческий отчёт | ||||
34 | Цветочная мелодия. Городские цветы. | 1 | 1 | Праздник |
Список литературы:
Список литературы для учителя
1.Ганичкина О.Все о любимых цветах. М.: Издат. Оникс ,2007
2.Кудрявец Д.Б., Петренко Н.А.Как вырастить цветы: кн. для учащихся М.: Просвещение,1993
3. Лесные травянистые растения. Биология и охрана: справочник. — М.: Агропромиздат, 1988.
4. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. — 2-е изд., доп. — М. : Просвещение,2007.
5. Самкова В.А. Мы изучаем лес. Задания для учащихся 5–7 классов //Биология в школе. — 2003. — № 7; 2004. — № 1, 3, 5, 7.
6. Самкова В.А Интегрированный курс Экология 5-9 классы для учащихся 5-9 классов основной школы: Концепция. Программа. Тематическое планирование. — М. : Академкнига/учебник, 2011. — 46 с.
Список литературы для обучающихся
1.Батурицкая Н.В. Фенчук Т.Д.Удивительные опыты с растениями: кн. Для учащихся . -Минск : Нар. Света,1991
2. Воробьёв Г.И. Лесная энциклопедия: в 2 т. — М. : Сов. энциклопедия, 2005.
3.Ганичкина О.Все о любимых цветах. М.: Издат. Оникс ,2007
4. Рогов А.П. Кладовая радости: юному читателю о русском народном
искусстве и его творцах. — М. : Просвещение, 2009.
Интернет-ресурсы
1. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.
2. http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).
3. http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.
4. http://www.forest.ru — интернет-портал Forest.ru — всё о российских лесах.
5. http://www.kunzm.ru — кружок юных натуралистов зоологического
музея МГУ.
6. http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности младших школьников/ Вокальная студия "Планета песни"
Содержание программ носит краткий, сжатый характер и нацелено на первоначальное знакомство и овладением простейшими приёмами работы, или же более углубленное и расширенное изучение, применяемое только...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Планета здоровья ». для 1- 4 класса.
Общеобразовательная школа является одним из важнейших звеньев в цепи формирования основ здорового образа жизни учащихся. Физкультурно-оздор...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по планете Земля"
Рабочая программа внеурочной деятельности научно-познавательного направления для 5 класса ОУ....
Рабочая программа по внеурочной деятельности Планета загадок. (в начальных классах)
Рабочая программа разработана для работы во внеурочной деятельности для начальной школы. В ней предлагается материал о природе нашей Земли.Рельеф, животный и растительный мир....
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Планета загадок»
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельности общеинтеллектуального направления«Планета загадок»...
Программа внеурочной деятельности: Планету открываем сообща
Программа внеурочной деятельности : "Планету открываем сообща" предназначена для учащихся 5-6 классов. Содержание программы связано с курсом: "Географии" в этих классах. Цель программы: научить ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Планета КВН"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Планета КВН" общекультурное направление...