Рабочая программа по внеурочной деятельности " Живая планета"
рабочая программа по экологии (5 класс) на тему

 

Программа направлена на  воспитание мировоззренческих, нравственно-философских принципов , формирование  у школьников экологической культуры, воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно относящуюся к богатствам природы, и общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx38.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №  2»

«Согласовано»                                                                  «Утверждаю»

Зам по УВР                                                                 Директор  МБОУ СОШ №2                                                                            _____________                                                            __________      В.А Базанов                    

  К. С. Кочарова

Рабочая программа

Внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению

«Живая планета

         для  учащихся    5 класса

                               Рабочая программа рассчитана на 35 часов

Составитель рабочей программы

                                                                                                       Лазарева Наталия Сергеевна,

 учитель химии и биологии,

   первая    квалификационная категория                                                                  

г. Радужный, 2015

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА « ЭКОЛОГИЯ» ФГОС ООО 5  КЛАСС

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы по курсу экология. Авторы: В.А.Самкова, Л.И.Шурхал изд. « Академкнига» 2011 год.

Согласно учебного плана МБОУ СОШ № 2 на 2015-2016 учебный год, в 5-классе на изучение курса «Экология» учебным планом школы отводится 1 час в неделю, что при продолжительности учебного года в 35 учебных недель составляет 35 часов в год. Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе.

Предполагаемая рабочая  программа составлена на основе авторской программы авторов: В.А.Самковой,  ,Л.И.Шурхал

 Место курса в учебном плане составляет  35 часов, 1 час в неделю.

Цель: создание благоприятных условий у обучающихся для воспитания мировоззренческих, нравственно-философских принципов технократической цивилизации, нацеленные на дальнейшее и все большее усиливающееся влияние человека на природу, формирование  у школьников экологической культуры, воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно относящуюся к богатствам природы, и общества.

Задачи:

- получение знаний об экологических системах и их особенностях функционирования;

-овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль экологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных   технологий;

-определять состояние экологических систем в природе и в условиях городских и сельских поселений;

-проводить наблюдения за природными и искусственными экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения экологии;

-путей развития природоохранной деятельности; в ходе работы с различными источниками информации;

- воспитание убежденности в необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении экологических  проблем;

- использование приобретенных знаний и умений по экологии в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью;

- соблюдению правил поведения в природе

В основу данного курса положен системно — деятельностный подход и личностно-ориентированный метод обучения. Обучающиеся вовлекаются в проектную деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.

Экология является уникальной областью человеческого знания в силу того, что экологическое знание само по себе уже имеет ценностный характер. С методологической точки зрения экологическое образование занимает лидирующее положение среди других образовательных областей в плане его соответствия целям и ценностям человечества и может быть названо наиболее современным.

Целесообразно шире использовать в преподавании развивающие, исследовательские, личностно-ориентированные, проектные и групповые педагогические технологии. Целесообразно также проведение региональных модулей, обеспечивающих в зависимости от существующих в регионе образовательных и воспитательных приоритетов деятельностиучащихся по изучению и сохранению природы родного края, по защите и укреплению своего здоровья, наблюдению и оценке состояния окружающей среды.

Рабочая программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений,  творческие работы. Это позволяет вовлечь обучающихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний.

Цель экологического образования требует уточнения и конкретизации в соответствии с основными этапами обучения. Так, на уровне начального образования (1—4 классы) педагогическая деятельность направлена на формирование у ребенка элементарных научных и образных представлений о взаимосвязях человека и окружающей его среды; освоение младшим школьником нравственных ограничений и предписаний по отношению к окружающей его среде; приобретение начального опыта экологически грамотного взаимодействия с природной средой.

Основная школа (5—9 классы) — это этап становления экологической культуры как культуры разумного потребления, здорового образа жизни и деятельности, основанной на соблюдении экологического императива, на понимании опасности потери природной средой жизнеобеспечивающих качеств.

Планируемые результаты освоения учебной программы по биологии в 5 классе:

Личностными результатами изучения предмета «Живая планета» являются:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
  • Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами изучения курса «Живая планета» является (УУД).

Регулятивные УУД

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
  • Вычитывать все уровни текстовой информации.
  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Обучающиеся  научаться:

ОПИСЫВАТЬ:

грамотно использовать основные научные категории, необходимые для выполнения учебной исследовательской работы: проблема, объект и предмет исследования; цель, задачи, гипотеза; методы исследования;

владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии: экосистема, элементы экосистемы, экологическое взаимодействие, экологическое равновесие, развитие экосистем, экологический мониторинг;

определять типы наземных и водных экосистем своей местности;

ОБЪЯСНЯТЬ:

экологические взаимодействия в экосистемах своей местности;

изменения, происходящие в экосистемах в результате саморазвития или под воздействием антропогенного фактора;

необходимость сохранения естественных экосистем своей местности;

зависимость здоровья человека от качества окружающей среды.

ПРОГНОЗИРОВАТЬ И ПРОЕКТИРОВАТЬ:

анализировать данные, полученные при изучении состояния экосистем своей местности;

сравнивать результаты своих исследований с литературными данными;

прогнозировать дальнейшие изменения экосистем своей местности;

планировать мероприятия, направленные на улучшение состояния экосистем местного уровня;

оформлять результаты исследований в виде творческих отчетов, научных сообщений, рефератов, проектов.

Обучающиеся получать возможность научиться:

Использовать приборы, необходимые для изучения экологических факторов и компонентов экосистем: термометр, барометр, гигрометр, анемометр, люксметр; бинокулярная лупа, микроскоп.

Составлять простые модели и моделировать процессы происходящие на Земле.

Содержание учебного предмета 5 класс

Введение в экологию: Живая планета

(35; 1 ч в неделю)

Цели изучения предмета «Живая планета» в 5 классе:

сформировать у школьников элементарные представления о научных основах экологии, об особенностях структуры и функционирования природных и искусственных экосистем, в том числе городских;

на примере своего региона раскрыть доступные для понимания пятиклассников особенности окружающей человека среды, факторы и пути ее формирования, наиболее важные экологические проблемы, в том числе экологические проблемы городов.

Задачи:

способствовать становлению у обучающихся системы экологически ориентированных личных ценностей (установок, убеждений, интересов, стремлений и т.д.) и отношений;

формировать у обучающихся знания о закономерностях структуры и функционирования биосферы и экосистем разного уровня, о видах и формах взаимоотношений в природе, в том числе, и на основе раскрытия истории взаимоотношений человека и природы;

формировать у школьников знания об экологической обстановке и тенденциях развития взаимоотношений природы и социума своего региона, умения адаптироваться в социоэкосистеме;

знакомить обучающихся с экологическими проблемами своего региона, формировать у них видение своей роли в решении как проблем, существующих сегодня, так и тех, которые будут стоять перед ними как москвичами в будущем;

развивать чувство личной ответственности за состояние окружающей среды, проявляющемся в умении принимать компетентные решения в ситуации выбора и действовать в соответствии с ними;

вовлекать обучающихся в реальную педагогически организованную практическую деятельность в области экологии, развивать необходимые для этого умения и навыки;

знакомить школьников с правовой информацией в сфере экологии, с тем, что гражданину необходимо знать для осуществления экологической деятельности.

Введение (1 ч)

Обобщение и систематизация знаний учащихся о взаимосвязи человека и природы. Экология — наука о взаимосвязях живых организмов, в том числе и человека, с окружающей средой.

Тема 1. Основные понятия экологии (10 ч)

Экология — наука, изучающая взаимоотношения живых организмов друг с другом и с окружающей средой, «наука о доме». Значение экологических знаний в жизни современных людей.

Понятие «экосистема», общая характеристика. Основные компоненты экосистем. Экологические связи, простейшая классификация: взаимосвязи между живыми, а также живыми и неживыми компонентами экосистемы. Биосфера Земли — самая крупная природная экосистема. Биологическое разнообразие биосферы. Повсеместность распространения жизни на Земле. Роль растений в биосфере. Влияние живых организмов на неживую природу.Человек в биосфере. Положительное и отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на биосферу. Охрана биосферы — условие сохранения жизни на Земле.

Разнообразие условий жизни на Земле, его причины. Зависимость распространения живых организмов от распределения света и тепла, наличия или отсутствия воды. Ледяные пустыни, тундра, хвойные, смешанные, широколиственные и тропические леса, степи, пустыни: природные условия, их влияние на биологическое разнообразие, приспособленность живых организмов к условиям окружающей среды.

Тема 2. Организмы и среды их обитания (5 ч)

Среды жизни. Средообразующая деятельность организмов. Среда обитания. Понятие об экологическом факторе как элементе среды, оказывающем воздействие на живой организм. Факторы живой и неживой природы. Антропогенные факторы — факторы, связанные с деятельностью человека. Опустынивание. Гибель цивилизаций. Изменение характера природопользования в процессе развития человеческого общества. Человек и природа в настоящем. Прямое и косвенное воздействие хозяйственной деятельности человека на природу. Источники энергии (исчерпаемые и неисчерпаемые). «Экологический бумеранг». Необходимость бережного отношения к окружающей среде.

Тема 3. Сообщества и экосистемы (12 ч)

Сообщество живых организмов — важнейший компонент экосистемы. Специфичность видового состава сообществ различных экосистем (на примере экосистем лес и болото). Взаимосвязи и взаимозависимость растений, животных, грибов и бактерий в сообществе. Природные и искусственные сообщества живых организмов.

Группы организмов в природном сообществе. Производители (продуценты) — организмы, обеспечивающие органическими веществами и накопленной в них энергией все другие компоненты сообщества. Потребители (консументы) — организмы, потребляющие и преобразующие органические вещества, созданные производителями. Разрушители (редуценты) — организмы, разлагающие сложные органические вещества до более простых соединений.

Круговорот органических веществ в сообществе живых организмов. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания: выедания, разложения, паразитические, их роль в жизни экосистем. Пищевые сети.

Природные и искусственные экосистемы, сравнительная характеристика (на примере поля и луга).

Городские экосистемы, общая характеристика. Природные и искусственные компоненты экосистемы города. Население города и его деятельность как главный компонент городской экосистемы. Деление городов по численности жителей: малые, средние, крупные, крупнейшие, миллионеры. Влияние деятельности людей на окружающую среду в городе: изменение природной (естественной) среды, загрязнение. Влияние городской среды на здоровье людей.

Тема 4. Мой край - Югра (8 ч,  регионального компонента)

ХМАО – Югра мой край, особенности географического положения, территория и границы. Природа  в прошлом. Изменение природы ХМАО человеком, его причины. Современный рельеф края.

Полезные ископаемые края. Использование полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека.

Погодные условия края. Причины изменения климатических условий и погоды в городе (загрязнение воздуха, утепляющее «дыхание» города, «роза ветров»). Особенности погоды в Краснодарском крае (число солнечных дней, температура воздуха, количество осадков). Изменчивость погоды и ее влияние на растительность города. Опасные погодные явления в крае

Воздух и его основные загрязнители. Загрязнение воздуха и здоровье жителей столицы. Меры борьбы с загрязнением воздуха в крае. Роль растений города в защите воздуха от загрязнения.

Водные ресурсы ХМАО - Югры, их значение в истории развития столицы. Зеленые насаждения края. Леса региона, их разнообразие и значение в истории и современной жизни жителей ХМАО – Югры. Мероприятия по охране.

Парки культуры и отдыха как центры истории и культуры. Спортивные парки. Бульвары. Скверы. Роль парков, бульваров и скверов в создании комфортной среды для горожанина: снижение загрязненности воздуха, шума, улучшение эстетических качеств городской среды. Причины угнетения природных территорий края. Красные книги ХМАО - Югры. Правила поведения в природе.

5 класс

Введение в экологию: Живая планета

(35 часов;)

1 Основные понятия экологии

2. Организмы и среды их обитания

4. Сообщества и экосистемы

5. Край, где ты живешь (резервные часы на региональный компонент)

Календарно-тематическое планирование

№ п\п

Тема

Количество

часов

Дата

Корректировка

даты

Проекты

1

Тема 1. Основные понятия экологии (10 ч)

1.Что такое экология?

1

2

2. Биосфера Земли

1

3

3.Роль растений в биосфере.

1

4

4.Влияние живых организмов на природу.

1

5

5.Человек в биосфере.

1

6

6.Охрана биосферы

1

7

7.Среда обитания

1

8

8.Антропогенный фактор

1

9

9. Живые и неживые компоненты экосистемы

1

10

10. Биологическое разнообразие биосферы.

1

Проект по теме: « Человек и биосфер»

11

Тема 2 Организм и среды обитания(5 ч)

1.Среды жизни

1

12

2. Средообразующая деятельность организмов

1

13

3.Особенности строения организмов от среды обитания

1

14

4.Экологический бумеранг

1

15

5.Берегите наши земли

Проект: « Берегите наши Земли»

16

Тема 3. Сообщества и экосистемы (12 ч)

1. Сообщество живых организмов.

1

17

2. Природные и искусственные сообщества

1

18

3.Продуценты

1

19

4.Консументы

1

20

5.Редуценты

1

21

6.Круговорот веществ в природе

1

22

7.Цепи питания

1

23

8. Природные и искусственные экосистемы

1

24

9. Городские экосистемы

1

25

10.Городской ландшафт.

1

26

11 Влияние деятельности людей на окружающую среду в городе

1

27

12. Влияние городской среды на здоровье людей

1

Проект по теме: « Здоровье главное богатство нации»

28

Тема 4. Мой край - Югра( 8ч)

1. ХМАО – Югра мой край

1

29

2. Полезные ископаемые края

1

30

3.Опасные погодные явления в крае

1

31

4. Воздух и его основные загрязнители

1

32

5. Водные ресурсы ХМАО - Югры

1

33

6. Леса региона

1

34

7. Мероприятия по охране

1

Проект по теме: « Охраняя леса охраняем человечество»

35

8.Заключительное занятие

1

Формы контроля

  • Текущий
  • Проекты обучающихся
  • Сообщения

Учебно-методический комплекс

1.Авторской программы по курсу экология. Авторы: В.А.Самкова, Л.И.Шурхал изд. « Академкнига» 2011 год

2.Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. 383С.: ил.

3.Алексеев С.В. « Практическая экология для всех» - СПО – 2005.

4.«Я познаю мир: Детская энциклопедия» под редакцией Е.М. Ивановой, 2000 год;

5.«Энциклопедия для детей. Биология» под редакцией М.Д. Аксеновой - 2000 год; – М.: Аванта +, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Живая математика» в условиях перехода на ФГОС ОО 5 класс

Внеурочная деятельность «Живая математика» предназначена  для внеурочной работы и рассчитана на учащихся 5-х классов, интересующихся математикой. Согласно ФГОС нового поколения, проведение такого...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живая математика"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живая математика"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Живая планета» 5,6 клас

Целью изучения предмета "Экология" является формирование сознательно-научного, нравственно-этического отношения учащихся к окружающей среде на интеллектуальной и эмоционально-чувственной осн...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Живая планета» для 7 класса

Цель программы: создать условия для социального, культурного, профессионального самоопределения, реализации творческих способностей учащихся, формирования представлений о взаимосвязи живой и неживой п...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Живая планета"

Программа курса внеурочной деятельности  «:Живая планета» предназначена для учащихся 5-9 классов. Курс обладает широкими возможностями для формирования у учащихся фундамента экологиче...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Эхо планеты" 7-8 класс

Занятия внеурочной деятельностью по курсу "Эхо планеты" помогают развить кругозор, совершенствовать навыки общения на английском языке....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Эхо планеты" 6 класс

Рабочая программа по внеуроурочной деятелности "Эхо планеты" 6 класс...