Рабочая программа по внеурочной деятельности " Живая планета"
рабочая программа по экологии (5 класс) на тему

 

Программа направлена на  воспитание мировоззренческих, нравственно-философских принципов , формирование  у школьников экологической культуры, воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно относящуюся к богатствам природы, и общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx38.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №  2»

«Согласовано»                                                                  «Утверждаю»

Зам по УВР                                                                 Директор  МБОУ СОШ №2                                                                            _____________                                                            __________      В.А Базанов                    

  К. С. Кочарова

Рабочая программа

Внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению

«Живая планета

         для  учащихся    5 класса

                               Рабочая программа рассчитана на 35 часов

Составитель рабочей программы

                                                                                                       Лазарева Наталия Сергеевна,

 учитель химии и биологии,

   первая    квалификационная категория                                                                  

г. Радужный, 2015

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА « ЭКОЛОГИЯ» ФГОС ООО 5  КЛАСС

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы по курсу экология. Авторы: В.А.Самкова, Л.И.Шурхал изд. « Академкнига» 2011 год.

Согласно учебного плана МБОУ СОШ № 2 на 2015-2016 учебный год, в 5-классе на изучение курса «Экология» учебным планом школы отводится 1 час в неделю, что при продолжительности учебного года в 35 учебных недель составляет 35 часов в год. Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе.

Предполагаемая рабочая  программа составлена на основе авторской программы авторов: В.А.Самковой,  ,Л.И.Шурхал

 Место курса в учебном плане составляет  35 часов, 1 час в неделю.

Цель: создание благоприятных условий у обучающихся для воспитания мировоззренческих, нравственно-философских принципов технократической цивилизации, нацеленные на дальнейшее и все большее усиливающееся влияние человека на природу, формирование  у школьников экологической культуры, воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно относящуюся к богатствам природы, и общества.

Задачи:

- получение знаний об экологических системах и их особенностях функционирования;

-овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль экологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных   технологий;

-определять состояние экологических систем в природе и в условиях городских и сельских поселений;

-проводить наблюдения за природными и искусственными экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения экологии;

-путей развития природоохранной деятельности; в ходе работы с различными источниками информации;

- воспитание убежденности в необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении экологических  проблем;

- использование приобретенных знаний и умений по экологии в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью;

- соблюдению правил поведения в природе

В основу данного курса положен системно — деятельностный подход и личностно-ориентированный метод обучения. Обучающиеся вовлекаются в проектную деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.

Экология является уникальной областью человеческого знания в силу того, что экологическое знание само по себе уже имеет ценностный характер. С методологической точки зрения экологическое образование занимает лидирующее положение среди других образовательных областей в плане его соответствия целям и ценностям человечества и может быть названо наиболее современным.

Целесообразно шире использовать в преподавании развивающие, исследовательские, личностно-ориентированные, проектные и групповые педагогические технологии. Целесообразно также проведение региональных модулей, обеспечивающих в зависимости от существующих в регионе образовательных и воспитательных приоритетов деятельностиучащихся по изучению и сохранению природы родного края, по защите и укреплению своего здоровья, наблюдению и оценке состояния окружающей среды.

Рабочая программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений,  творческие работы. Это позволяет вовлечь обучающихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний.

Цель экологического образования требует уточнения и конкретизации в соответствии с основными этапами обучения. Так, на уровне начального образования (1—4 классы) педагогическая деятельность направлена на формирование у ребенка элементарных научных и образных представлений о взаимосвязях человека и окружающей его среды; освоение младшим школьником нравственных ограничений и предписаний по отношению к окружающей его среде; приобретение начального опыта экологически грамотного взаимодействия с природной средой.

Основная школа (5—9 классы) — это этап становления экологической культуры как культуры разумного потребления, здорового образа жизни и деятельности, основанной на соблюдении экологического императива, на понимании опасности потери природной средой жизнеобеспечивающих качеств.

Планируемые результаты освоения учебной программы по биологии в 5 классе:

Личностными результатами изучения предмета «Живая планета» являются:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
  • Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами изучения курса «Живая планета» является (УУД).

Регулятивные УУД

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
  • Вычитывать все уровни текстовой информации.
  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Обучающиеся  научаться:

ОПИСЫВАТЬ:

грамотно использовать основные научные категории, необходимые для выполнения учебной исследовательской работы: проблема, объект и предмет исследования; цель, задачи, гипотеза; методы исследования;

владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии: экосистема, элементы экосистемы, экологическое взаимодействие, экологическое равновесие, развитие экосистем, экологический мониторинг;

определять типы наземных и водных экосистем своей местности;

ОБЪЯСНЯТЬ:

экологические взаимодействия в экосистемах своей местности;

изменения, происходящие в экосистемах в результате саморазвития или под воздействием антропогенного фактора;

необходимость сохранения естественных экосистем своей местности;

зависимость здоровья человека от качества окружающей среды.

ПРОГНОЗИРОВАТЬ И ПРОЕКТИРОВАТЬ:

анализировать данные, полученные при изучении состояния экосистем своей местности;

сравнивать результаты своих исследований с литературными данными;

прогнозировать дальнейшие изменения экосистем своей местности;

планировать мероприятия, направленные на улучшение состояния экосистем местного уровня;

оформлять результаты исследований в виде творческих отчетов, научных сообщений, рефератов, проектов.

Обучающиеся получать возможность научиться:

Использовать приборы, необходимые для изучения экологических факторов и компонентов экосистем: термометр, барометр, гигрометр, анемометр, люксметр; бинокулярная лупа, микроскоп.

Составлять простые модели и моделировать процессы происходящие на Земле.

Содержание учебного предмета 5 класс

Введение в экологию: Живая планета

(35; 1 ч в неделю)

Цели изучения предмета «Живая планета» в 5 классе:

сформировать у школьников элементарные представления о научных основах экологии, об особенностях структуры и функционирования природных и искусственных экосистем, в том числе городских;

на примере своего региона раскрыть доступные для понимания пятиклассников особенности окружающей человека среды, факторы и пути ее формирования, наиболее важные экологические проблемы, в том числе экологические проблемы городов.

Задачи:

способствовать становлению у обучающихся системы экологически ориентированных личных ценностей (установок, убеждений, интересов, стремлений и т.д.) и отношений;

формировать у обучающихся знания о закономерностях структуры и функционирования биосферы и экосистем разного уровня, о видах и формах взаимоотношений в природе, в том числе, и на основе раскрытия истории взаимоотношений человека и природы;

формировать у школьников знания об экологической обстановке и тенденциях развития взаимоотношений природы и социума своего региона, умения адаптироваться в социоэкосистеме;

знакомить обучающихся с экологическими проблемами своего региона, формировать у них видение своей роли в решении как проблем, существующих сегодня, так и тех, которые будут стоять перед ними как москвичами в будущем;

развивать чувство личной ответственности за состояние окружающей среды, проявляющемся в умении принимать компетентные решения в ситуации выбора и действовать в соответствии с ними;

вовлекать обучающихся в реальную педагогически организованную практическую деятельность в области экологии, развивать необходимые для этого умения и навыки;

знакомить школьников с правовой информацией в сфере экологии, с тем, что гражданину необходимо знать для осуществления экологической деятельности.

Введение (1 ч)

Обобщение и систематизация знаний учащихся о взаимосвязи человека и природы. Экология — наука о взаимосвязях живых организмов, в том числе и человека, с окружающей средой.

Тема 1. Основные понятия экологии (10 ч)

Экология — наука, изучающая взаимоотношения живых организмов друг с другом и с окружающей средой, «наука о доме». Значение экологических знаний в жизни современных людей.

Понятие «экосистема», общая характеристика. Основные компоненты экосистем. Экологические связи, простейшая классификация: взаимосвязи между живыми, а также живыми и неживыми компонентами экосистемы. Биосфера Земли — самая крупная природная экосистема. Биологическое разнообразие биосферы. Повсеместность распространения жизни на Земле. Роль растений в биосфере. Влияние живых организмов на неживую природу.Человек в биосфере. Положительное и отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на биосферу. Охрана биосферы — условие сохранения жизни на Земле.

Разнообразие условий жизни на Земле, его причины. Зависимость распространения живых организмов от распределения света и тепла, наличия или отсутствия воды. Ледяные пустыни, тундра, хвойные, смешанные, широколиственные и тропические леса, степи, пустыни: природные условия, их влияние на биологическое разнообразие, приспособленность живых организмов к условиям окружающей среды.

Тема 2. Организмы и среды их обитания (5 ч)

Среды жизни. Средообразующая деятельность организмов. Среда обитания. Понятие об экологическом факторе как элементе среды, оказывающем воздействие на живой организм. Факторы живой и неживой природы. Антропогенные факторы — факторы, связанные с деятельностью человека. Опустынивание. Гибель цивилизаций. Изменение характера природопользования в процессе развития человеческого общества. Человек и природа в настоящем. Прямое и косвенное воздействие хозяйственной деятельности человека на природу. Источники энергии (исчерпаемые и неисчерпаемые). «Экологический бумеранг». Необходимость бережного отношения к окружающей среде.

Тема 3. Сообщества и экосистемы (12 ч)

Сообщество живых организмов — важнейший компонент экосистемы. Специфичность видового состава сообществ различных экосистем (на примере экосистем лес и болото). Взаимосвязи и взаимозависимость растений, животных, грибов и бактерий в сообществе. Природные и искусственные сообщества живых организмов.

Группы организмов в природном сообществе. Производители (продуценты) — организмы, обеспечивающие органическими веществами и накопленной в них энергией все другие компоненты сообщества. Потребители (консументы) — организмы, потребляющие и преобразующие органические вещества, созданные производителями. Разрушители (редуценты) — организмы, разлагающие сложные органические вещества до более простых соединений.

Круговорот органических веществ в сообществе живых организмов. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания: выедания, разложения, паразитические, их роль в жизни экосистем. Пищевые сети.

Природные и искусственные экосистемы, сравнительная характеристика (на примере поля и луга).

Городские экосистемы, общая характеристика. Природные и искусственные компоненты экосистемы города. Население города и его деятельность как главный компонент городской экосистемы. Деление городов по численности жителей: малые, средние, крупные, крупнейшие, миллионеры. Влияние деятельности людей на окружающую среду в городе: изменение природной (естественной) среды, загрязнение. Влияние городской среды на здоровье людей.

Тема 4. Мой край - Югра (8 ч,  регионального компонента)

ХМАО – Югра мой край, особенности географического положения, территория и границы. Природа  в прошлом. Изменение природы ХМАО человеком, его причины. Современный рельеф края.

Полезные ископаемые края. Использование полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека.

Погодные условия края. Причины изменения климатических условий и погоды в городе (загрязнение воздуха, утепляющее «дыхание» города, «роза ветров»). Особенности погоды в Краснодарском крае (число солнечных дней, температура воздуха, количество осадков). Изменчивость погоды и ее влияние на растительность города. Опасные погодные явления в крае

Воздух и его основные загрязнители. Загрязнение воздуха и здоровье жителей столицы. Меры борьбы с загрязнением воздуха в крае. Роль растений города в защите воздуха от загрязнения.

Водные ресурсы ХМАО - Югры, их значение в истории развития столицы. Зеленые насаждения края. Леса региона, их разнообразие и значение в истории и современной жизни жителей ХМАО – Югры. Мероприятия по охране.

Парки культуры и отдыха как центры истории и культуры. Спортивные парки. Бульвары. Скверы. Роль парков, бульваров и скверов в создании комфортной среды для горожанина: снижение загрязненности воздуха, шума, улучшение эстетических качеств городской среды. Причины угнетения природных территорий края. Красные книги ХМАО - Югры. Правила поведения в природе.

5 класс

Введение в экологию: Живая планета

(35 часов;)

1 Основные понятия экологии

2. Организмы и среды их обитания

4. Сообщества и экосистемы

5. Край, где ты живешь (резервные часы на региональный компонент)

Календарно-тематическое планирование

№ п\п

Тема

Количество

часов

Дата

Корректировка

даты

Проекты

1

Тема 1. Основные понятия экологии (10 ч)

1.Что такое экология?

1

2

2. Биосфера Земли

1

3

3.Роль растений в биосфере.

1

4

4.Влияние живых организмов на природу.

1

5

5.Человек в биосфере.

1

6

6.Охрана биосферы

1

7

7.Среда обитания

1

8

8.Антропогенный фактор

1

9

9. Живые и неживые компоненты экосистемы

1

10

10. Биологическое разнообразие биосферы.

1

Проект по теме: « Человек и биосфер»

11

Тема 2 Организм и среды обитания(5 ч)

1.Среды жизни

1

12

2. Средообразующая деятельность организмов

1

13

3.Особенности строения организмов от среды обитания

1

14

4.Экологический бумеранг

1

15

5.Берегите наши земли

Проект: « Берегите наши Земли»

16

Тема 3. Сообщества и экосистемы (12 ч)

1. Сообщество живых организмов.

1

17

2. Природные и искусственные сообщества

1

18

3.Продуценты

1

19

4.Консументы

1

20

5.Редуценты

1

21

6.Круговорот веществ в природе

1

22

7.Цепи питания

1

23

8. Природные и искусственные экосистемы

1

24

9. Городские экосистемы

1

25

10.Городской ландшафт.

1

26

11 Влияние деятельности людей на окружающую среду в городе

1

27

12. Влияние городской среды на здоровье людей

1

Проект по теме: « Здоровье главное богатство нации»

28

Тема 4. Мой край - Югра( 8ч)

1. ХМАО – Югра мой край

1

29

2. Полезные ископаемые края

1

30

3.Опасные погодные явления в крае

1

31

4. Воздух и его основные загрязнители

1

32

5. Водные ресурсы ХМАО - Югры

1

33

6. Леса региона

1

34

7. Мероприятия по охране

1

Проект по теме: « Охраняя леса охраняем человечество»

35

8.Заключительное занятие

1

Формы контроля

  • Текущий
  • Проекты обучающихся
  • Сообщения

Учебно-методический комплекс

1.Авторской программы по курсу экология. Авторы: В.А.Самкова, Л.И.Шурхал изд. « Академкнига» 2011 год

2.Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. 383С.: ил.

3.Алексеев С.В. « Практическая экология для всех» - СПО – 2005.

4.«Я познаю мир: Детская энциклопедия» под редакцией Е.М. Ивановой, 2000 год;

5.«Энциклопедия для детей. Биология» под редакцией М.Д. Аксеновой - 2000 год; – М.: Аванта +, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Живая математика» в условиях перехода на ФГОС ОО 5 класс

Внеурочная деятельность «Живая математика» предназначена  для внеурочной работы и рассчитана на учащихся 5-х классов, интересующихся математикой. Согласно ФГОС нового поколения, проведение такого...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живая математика"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живая математика"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живая математика" для 5 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живая математика" для 5 класса...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Живая планета» 5,6 клас

Целью изучения предмета "Экология" является формирование сознательно-научного, нравственно-этического отношения учащихся к окружающей среде на интеллектуальной и эмоционально-чувственной осн...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Живая планета» для 7 класса

Цель программы: создать условия для социального, культурного, профессионального самоопределения, реализации творческих способностей учащихся, формирования представлений о взаимосвязи живой и неживой п...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Живая планета"

Программа курса внеурочной деятельности  «:Живая планета» предназначена для учащихся 5-9 классов. Курс обладает широкими возможностями для формирования у учащихся фундамента экологиче...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Эхо планеты" 7-8 класс

Занятия внеурочной деятельностью по курсу "Эхо планеты" помогают развить кругозор, совершенствовать навыки общения на английском языке....