Рабочая программа по внеурочной деятельности " Живая планета"
рабочая программа по экологии (5 класс) на тему
Программа направлена на воспитание мировоззренческих, нравственно-философских принципов , формирование у школьников экологической культуры, воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно относящуюся к богатствам природы, и общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 38.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
«Согласовано» «Утверждаю»
Зам по УВР Директор МБОУ СОШ №2 _____________ __________ В.А Базанов
К. С. Кочарова
Рабочая программа
Внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению
«Живая планета
для учащихся 5 класса
Рабочая программа рассчитана на 35 часов
Составитель рабочей программы
Лазарева Наталия Сергеевна,
учитель химии и биологии,
первая квалификационная категория
г. Радужный, 2015
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА « ЭКОЛОГИЯ» ФГОС ООО 5 КЛАСС
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы по курсу экология. Авторы: В.А.Самкова, Л.И.Шурхал изд. « Академкнига» 2011 год.
Согласно учебного плана МБОУ СОШ № 2 на 2015-2016 учебный год, в 5-классе на изучение курса «Экология» учебным планом школы отводится 1 час в неделю, что при продолжительности учебного года в 35 учебных недель составляет 35 часов в год. Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе.
Предполагаемая рабочая программа составлена на основе авторской программы авторов: В.А.Самковой, ,Л.И.Шурхал
Место курса в учебном плане составляет 35 часов, 1 час в неделю.
Цель: создание благоприятных условий у обучающихся для воспитания мировоззренческих, нравственно-философских принципов технократической цивилизации, нацеленные на дальнейшее и все большее усиливающееся влияние человека на природу, формирование у школьников экологической культуры, воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно относящуюся к богатствам природы, и общества.
Задачи:
- получение знаний об экологических системах и их особенностях функционирования;
-овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль экологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий;
-определять состояние экологических систем в природе и в условиях городских и сельских поселений;
-проводить наблюдения за природными и искусственными экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения экологии;
-путей развития природоохранной деятельности; в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убежденности в необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении экологических проблем;
- использование приобретенных знаний и умений по экологии в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью;
- соблюдению правил поведения в природе
В основу данного курса положен системно — деятельностный подход и личностно-ориентированный метод обучения. Обучающиеся вовлекаются в проектную деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.
Экология является уникальной областью человеческого знания в силу того, что экологическое знание само по себе уже имеет ценностный характер. С методологической точки зрения экологическое образование занимает лидирующее положение среди других образовательных областей в плане его соответствия целям и ценностям человечества и может быть названо наиболее современным.
Целесообразно шире использовать в преподавании развивающие, исследовательские, личностно-ориентированные, проектные и групповые педагогические технологии. Целесообразно также проведение региональных модулей, обеспечивающих в зависимости от существующих в регионе образовательных и воспитательных приоритетов деятельностиучащихся по изучению и сохранению природы родного края, по защите и укреплению своего здоровья, наблюдению и оценке состояния окружающей среды.
Рабочая программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, творческие работы. Это позволяет вовлечь обучающихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний.
Цель экологического образования требует уточнения и конкретизации в соответствии с основными этапами обучения. Так, на уровне начального образования (1—4 классы) педагогическая деятельность направлена на формирование у ребенка элементарных научных и образных представлений о взаимосвязях человека и окружающей его среды; освоение младшим школьником нравственных ограничений и предписаний по отношению к окружающей его среде; приобретение начального опыта экологически грамотного взаимодействия с природной средой.
Основная школа (5—9 классы) — это этап становления экологической культуры как культуры разумного потребления, здорового образа жизни и деятельности, основанной на соблюдении экологического императива, на понимании опасности потери природной средой жизнеобеспечивающих качеств.
Планируемые результаты освоения учебной программы по биологии в 5 классе:
Личностными результатами изучения предмета «Живая планета» являются:
- Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
- Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
- Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
- Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
- Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
- Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса «Живая планета» является (УУД).
Регулятивные УУД
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
- Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- Вычитывать все уровни текстовой информации.
- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Обучающиеся научаться:
ОПИСЫВАТЬ:
грамотно использовать основные научные категории, необходимые для выполнения учебной исследовательской работы: проблема, объект и предмет исследования; цель, задачи, гипотеза; методы исследования;
владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии: экосистема, элементы экосистемы, экологическое взаимодействие, экологическое равновесие, развитие экосистем, экологический мониторинг;
определять типы наземных и водных экосистем своей местности;
ОБЪЯСНЯТЬ:
экологические взаимодействия в экосистемах своей местности;
изменения, происходящие в экосистемах в результате саморазвития или под воздействием антропогенного фактора;
необходимость сохранения естественных экосистем своей местности;
зависимость здоровья человека от качества окружающей среды.
ПРОГНОЗИРОВАТЬ И ПРОЕКТИРОВАТЬ:
анализировать данные, полученные при изучении состояния экосистем своей местности;
сравнивать результаты своих исследований с литературными данными;
прогнозировать дальнейшие изменения экосистем своей местности;
планировать мероприятия, направленные на улучшение состояния экосистем местного уровня;
оформлять результаты исследований в виде творческих отчетов, научных сообщений, рефератов, проектов.
Обучающиеся получать возможность научиться:
Использовать приборы, необходимые для изучения экологических факторов и компонентов экосистем: термометр, барометр, гигрометр, анемометр, люксметр; бинокулярная лупа, микроскоп.
Составлять простые модели и моделировать процессы происходящие на Земле.
Содержание учебного предмета 5 класс
Введение в экологию: Живая планета
(35; 1 ч в неделю)
Цели изучения предмета «Живая планета» в 5 классе:
сформировать у школьников элементарные представления о научных основах экологии, об особенностях структуры и функционирования природных и искусственных экосистем, в том числе городских;
на примере своего региона раскрыть доступные для понимания пятиклассников особенности окружающей человека среды, факторы и пути ее формирования, наиболее важные экологические проблемы, в том числе экологические проблемы городов.
Задачи:
способствовать становлению у обучающихся системы экологически ориентированных личных ценностей (установок, убеждений, интересов, стремлений и т.д.) и отношений;
формировать у обучающихся знания о закономерностях структуры и функционирования биосферы и экосистем разного уровня, о видах и формах взаимоотношений в природе, в том числе, и на основе раскрытия истории взаимоотношений человека и природы;
формировать у школьников знания об экологической обстановке и тенденциях развития взаимоотношений природы и социума своего региона, умения адаптироваться в социоэкосистеме;
знакомить обучающихся с экологическими проблемами своего региона, формировать у них видение своей роли в решении как проблем, существующих сегодня, так и тех, которые будут стоять перед ними как москвичами в будущем;
развивать чувство личной ответственности за состояние окружающей среды, проявляющемся в умении принимать компетентные решения в ситуации выбора и действовать в соответствии с ними;
вовлекать обучающихся в реальную педагогически организованную практическую деятельность в области экологии, развивать необходимые для этого умения и навыки;
знакомить школьников с правовой информацией в сфере экологии, с тем, что гражданину необходимо знать для осуществления экологической деятельности.
Введение (1 ч)
Обобщение и систематизация знаний учащихся о взаимосвязи человека и природы. Экология — наука о взаимосвязях живых организмов, в том числе и человека, с окружающей средой.
Тема 1. Основные понятия экологии (10 ч)
Экология — наука, изучающая взаимоотношения живых организмов друг с другом и с окружающей средой, «наука о доме». Значение экологических знаний в жизни современных людей.
Понятие «экосистема», общая характеристика. Основные компоненты экосистем. Экологические связи, простейшая классификация: взаимосвязи между живыми, а также живыми и неживыми компонентами экосистемы. Биосфера Земли — самая крупная природная экосистема. Биологическое разнообразие биосферы. Повсеместность распространения жизни на Земле. Роль растений в биосфере. Влияние живых организмов на неживую природу.Человек в биосфере. Положительное и отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на биосферу. Охрана биосферы — условие сохранения жизни на Земле.
Разнообразие условий жизни на Земле, его причины. Зависимость распространения живых организмов от распределения света и тепла, наличия или отсутствия воды. Ледяные пустыни, тундра, хвойные, смешанные, широколиственные и тропические леса, степи, пустыни: природные условия, их влияние на биологическое разнообразие, приспособленность живых организмов к условиям окружающей среды.
Тема 2. Организмы и среды их обитания (5 ч)
Среды жизни. Средообразующая деятельность организмов. Среда обитания. Понятие об экологическом факторе как элементе среды, оказывающем воздействие на живой организм. Факторы живой и неживой природы. Антропогенные факторы — факторы, связанные с деятельностью человека. Опустынивание. Гибель цивилизаций. Изменение характера природопользования в процессе развития человеческого общества. Человек и природа в настоящем. Прямое и косвенное воздействие хозяйственной деятельности человека на природу. Источники энергии (исчерпаемые и неисчерпаемые). «Экологический бумеранг». Необходимость бережного отношения к окружающей среде.
Тема 3. Сообщества и экосистемы (12 ч)
Сообщество живых организмов — важнейший компонент экосистемы. Специфичность видового состава сообществ различных экосистем (на примере экосистем лес и болото). Взаимосвязи и взаимозависимость растений, животных, грибов и бактерий в сообществе. Природные и искусственные сообщества живых организмов.
Группы организмов в природном сообществе. Производители (продуценты) — организмы, обеспечивающие органическими веществами и накопленной в них энергией все другие компоненты сообщества. Потребители (консументы) — организмы, потребляющие и преобразующие органические вещества, созданные производителями. Разрушители (редуценты) — организмы, разлагающие сложные органические вещества до более простых соединений.
Круговорот органических веществ в сообществе живых организмов. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания: выедания, разложения, паразитические, их роль в жизни экосистем. Пищевые сети.
Природные и искусственные экосистемы, сравнительная характеристика (на примере поля и луга).
Городские экосистемы, общая характеристика. Природные и искусственные компоненты экосистемы города. Население города и его деятельность как главный компонент городской экосистемы. Деление городов по численности жителей: малые, средние, крупные, крупнейшие, миллионеры. Влияние деятельности людей на окружающую среду в городе: изменение природной (естественной) среды, загрязнение. Влияние городской среды на здоровье людей.
Тема 4. Мой край - Югра (8 ч, регионального компонента)
ХМАО – Югра мой край, особенности географического положения, территория и границы. Природа в прошлом. Изменение природы ХМАО человеком, его причины. Современный рельеф края.
Полезные ископаемые края. Использование полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека.
Погодные условия края. Причины изменения климатических условий и погоды в городе (загрязнение воздуха, утепляющее «дыхание» города, «роза ветров»). Особенности погоды в Краснодарском крае (число солнечных дней, температура воздуха, количество осадков). Изменчивость погоды и ее влияние на растительность города. Опасные погодные явления в крае
Воздух и его основные загрязнители. Загрязнение воздуха и здоровье жителей столицы. Меры борьбы с загрязнением воздуха в крае. Роль растений города в защите воздуха от загрязнения.
Водные ресурсы ХМАО - Югры, их значение в истории развития столицы. Зеленые насаждения края. Леса региона, их разнообразие и значение в истории и современной жизни жителей ХМАО – Югры. Мероприятия по охране.
Парки культуры и отдыха как центры истории и культуры. Спортивные парки. Бульвары. Скверы. Роль парков, бульваров и скверов в создании комфортной среды для горожанина: снижение загрязненности воздуха, шума, улучшение эстетических качеств городской среды. Причины угнетения природных территорий края. Красные книги ХМАО - Югры. Правила поведения в природе.
5 класс
Введение в экологию: Живая планета
(35 часов;)
1 Основные понятия экологии
2. Организмы и среды их обитания
4. Сообщества и экосистемы
5. Край, где ты живешь (резервные часы на региональный компонент)
Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Тема | Количество часов | Дата | Корректировка даты | Проекты | |
1 | Тема 1. Основные понятия экологии (10 ч) | 1.Что такое экология? | 1 | |||
2 | 2. Биосфера Земли | 1 | ||||
3 | 3.Роль растений в биосфере. | 1 | ||||
4 | 4.Влияние живых организмов на природу. | 1 | ||||
5 | 5.Человек в биосфере. | 1 | ||||
6 | 6.Охрана биосферы | 1 | ||||
7 | 7.Среда обитания | 1 | ||||
8 | 8.Антропогенный фактор | 1 | ||||
9 | 9. Живые и неживые компоненты экосистемы | 1 | ||||
10 | 10. Биологическое разнообразие биосферы. | 1 | Проект по теме: « Человек и биосфер» | |||
11 | Тема 2 Организм и среды обитания(5 ч) | 1.Среды жизни | 1 | |||
12 | 2. Средообразующая деятельность организмов | 1 | ||||
13 | 3.Особенности строения организмов от среды обитания | 1 | ||||
14 | 4.Экологический бумеранг | 1 | ||||
15 | 5.Берегите наши земли | Проект: « Берегите наши Земли» | ||||
16 | Тема 3. Сообщества и экосистемы (12 ч) | 1. Сообщество живых организмов. | 1 | |||
17 | 2. Природные и искусственные сообщества | 1 | ||||
18 | 3.Продуценты | 1 | ||||
19 | 4.Консументы | 1 | ||||
20 | 5.Редуценты | 1 | ||||
21 | 6.Круговорот веществ в природе | 1 | ||||
22 | 7.Цепи питания | 1 | ||||
23 | 8. Природные и искусственные экосистемы | 1 | ||||
24 | 9. Городские экосистемы | 1 | ||||
25 | 10.Городской ландшафт. | 1 | ||||
26 | 11 Влияние деятельности людей на окружающую среду в городе | 1 | ||||
27 | 12. Влияние городской среды на здоровье людей | 1 | Проект по теме: « Здоровье главное богатство нации» | |||
28 | Тема 4. Мой край - Югра( 8ч) | 1. ХМАО – Югра мой край | 1 | |||
29 | 2. Полезные ископаемые края | 1 | ||||
30 | 3.Опасные погодные явления в крае | 1 | ||||
31 | 4. Воздух и его основные загрязнители | 1 | ||||
32 | 5. Водные ресурсы ХМАО - Югры | 1 | ||||
33 | 6. Леса региона | 1 | ||||
34 | 7. Мероприятия по охране | 1 | Проект по теме: « Охраняя леса охраняем человечество» | |||
35 | 8.Заключительное занятие | 1 |
Формы контроля
- Текущий
- Проекты обучающихся
- Сообщения
Учебно-методический комплекс
1.Авторской программы по курсу экология. Авторы: В.А.Самкова, Л.И.Шурхал изд. « Академкнига» 2011 год
2.Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. 383С.: ил.
3.Алексеев С.В. « Практическая экология для всех» - СПО – 2005.
4.«Я познаю мир: Детская энциклопедия» под редакцией Е.М. Ивановой, 2000 год;
5.«Энциклопедия для детей. Биология» под редакцией М.Д. Аксеновой - 2000 год; – М.: Аванта +, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Живая математика» в условиях перехода на ФГОС ОО 5 класс
Внеурочная деятельность «Живая математика» предназначена для внеурочной работы и рассчитана на учащихся 5-х классов, интересующихся математикой. Согласно ФГОС нового поколения, проведение такого...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живая математика"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живая математика"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живая математика" для 5 класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живая математика" для 5 класса...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Живая планета» 5,6 клас
Целью изучения предмета "Экология" является формирование сознательно-научного, нравственно-этического отношения учащихся к окружающей среде на интеллектуальной и эмоционально-чувственной осн...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Живая планета» для 7 класса
Цель программы: создать условия для социального, культурного, профессионального самоопределения, реализации творческих способностей учащихся, формирования представлений о взаимосвязи живой и неживой п...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Живая планета"
Программа курса внеурочной деятельности «:Живая планета» предназначена для учащихся 5-9 классов. Курс обладает широкими возможностями для формирования у учащихся фундамента экологиче...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Эхо планеты" 7-8 класс
Занятия внеурочной деятельностью по курсу "Эхо планеты" помогают развить кругозор, совершенствовать навыки общения на английском языке....