рабочая программа внеурочной деятельности "Живая классика", 6 класс
рабочая программа (6 класс)
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Живая классика»
Для 6 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Нормативно-правовая база
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Живая классика» составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён приказом Минобрнауки России от 6.10.2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2009 г., регистрационный номер 15785) с изменениями (утверждены приказами Минобрнауки России от 26.11.2010 г. № 1241, зарегистрирован в Минюсте России 04.02.2011 г., регистрационный номер 19707, от 22.09.2011 г №2357, зарегистрирован в Минюсте России 12.12.2011 г., регистрационный номер 22540)
- Основной образовательной программы основного общего образования муниципального общеобразовательного казённого учреждения «Лопчинская средняя общеобразовательная школа» Тындинского района на 2015-2019 гг.
- Письма Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
Авторской программы Л.А. Ефросининой «В мире книг» (Сборник программ внеурочной деятельности : под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011)
1.2.Главная цель:
формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека готового к творческой деятельности
1.3.Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Живая классика» .
Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Занятия по курсу внеурочной деятельности «Живая классика» осуществляются по 4 направлениям: духовно – нравственное, общекультурное, социальное и общеинтеллектуальное, которые содействуют формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота, развитию творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на занятиях внеурочной деятельности необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью.
Реализация программы обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивно и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты
- осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
- понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
- обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;
- развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
- овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
1.4.Место занятия в учебном плане.
Проводится 1 час в неделю. За год 35 часов.
2.Содержание курса внеурочной деятельности «Живая классика»
Русская классика 1.Басни В. Тридиаковского, А. Сумарокова, В. Майкова, И. Хемницера (на выбор). Басня: история и особенности жанра, односюжетные басни, нравственный урок басен. 2. Н. В. Гоголь. Страшная месть. Поэтизация народной жизни в повести. Реальность и фантастика.
3. Д. В. Григорович. Гуттаперчевый мальчик. Художественные произведения о сверстниках. 4. И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе, рассказ «Бежин луг». Особенности жанра стихотворения в прозе. "Стихотворения в прозе И.С. Тургенева - гимн вечной жизни" 5. Л. Н. Толстой. Севастопольские рассказы (на выбор). Осмысление авторской позиции по отношению к войне, проблема истинного и ложного патриотизма.
6. А. Н. Островский. Снегурочка. Проблема жанра. Фольклорная основа пьесы. 7. П.П.Бажов. «Малахитовая шкатулка». 8. М. Горький. Дети Пармы. Из «Сказок об Италии». Поэтизация труда и жизнелюбия. 9. А. И. Куприн. Чудесный доктор. Особенностями композиции произведения – “рассказ в рассказе”, сострадание и милосердие в произведениях русской классической литературы 19-20 вв. 10. Кир Булычев. «Заповедник сказок» 11. Е. И. Носов. Варька. Милосердие и гуманизм в художественной литературе. 12. С.Я.Маршак. Пьесы-сказки: «Горя бояться – счастья не видать», «Умные вещи»
Зарубежная классика 1.Дж. Родари. «Путешествие Голубой Стрелы». 2. Э.Сетон-Томпсон. Рассказы о животных. 3. Туве Янсон. «Последний в мире дракон» 4. Р. Киплинг. «Сказки джунглей» 5. И.В.Рак. «В царстве пламенного Ра: мифы, легенды и сказки Древнего Египта». 6. О. Уайльд. «Мальчик-звезда». 7. Ч.Диккенс. «Тайна Эдвина Друда». 8. А.Конан Дойл. «Записки Шерлока Холмса».
3. Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Живая классика» в 6классе
№ | дата | Тема занятия | |
план | факт | ||
1 | 07.09 | Басни В. Тридиаковского, А. Сумарокова, В. Майкова, И. Хемницера .Повторять понятия: басня, мораль, рассказ, аллегория, олицетворение .Выставка книг.Презентация.Памятка.«Читать выразительно» | |
2 | 14.09 | Басни В. Тридиаковского, А. Сумарокова, В. Майкова, И. Хемницера .Уметь слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли. | |
3 | 21.09 | Н. В. Гоголь. Страшная месть.Читать тексты произведений с соблюдением знаков препинания, расстановкой пауз и выделением ключевых слов в предложениях. | |
4 | 28.09 | Н. В. Гоголь. Страшная месть.Применять умение самостоятельно оценивать свою начитанность | |
5 | 05.10 | Д. В. Григорович. Гуттаперчевый мальчик.Выделять основное содержание произведения и слушать произведение | |
6 | 12.10 | Д. В. Григорович. Гуттаперчевый мальчик.Уметь слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли | |
7 | 19.10 | И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе.Выбирать и использовать интонационные средства выразительности: тон, темп, паузы и логические ударении | |
8 | 26.10 | И. С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг».Выявлять основное содержание текста, тему произведения, выделять основную мысль произведения | |
9 | 02.11 | Л. Н. Толстой. Севастопольские рассказы (на выбор).Готовить аргументированные ответы на вопросы, читать, доказывать, объяснять | |
10 | 16.11 | А. Н. Островский. Снегурочка.Воспринимать на слух произведения, понимать их содержание, определять жанр | |
11 | 23.11 | А. Н. Островский. Снегурочка.Готовить аргументированные ответы на вопросы, читать, доказывать, объяснять . | |
12 | 30.11 | П.П.Бажов. «Малахитовая шкатулка».Уметь слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли. | |
13 | 07.12 | М. Горький. Дети Пармы. Из «Сказок об Италии».Уметь договариваться, вести дискуссию. | |
14 | 14.12 | А. И. Куприн. Чудесный доктор.Слушать чтение одноклассников, моделировать обложку, сравнивать басни по структуре | |
15 | 21.12 | Кир Булычев. «Заповедник сказок» Сравнивать басни разных авторовТаблица по литературному чтению | |
16 | 28.12 | Е. И. Носов. Варька.Уметь слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли. | |
17 | 11.01 | .Я.Маршак. Пьеса-сказка: «Горя бояться – счастья не видать».Повторять понятие: пьеса. Выбирать и использовать интонационные средства выразительности: тон, темп, паузы и логические ударения. | |
18 | 18.01 | С.Я.Маршак. Пьеса-сказка: «Умные вещи».Готовить аргументированные ответы на вопросы, читать, доказывать, объяснять | |
19 | 25.01 | Зарубежная классика. Дж. Родари. «Путешествие Голубой Стрелы».Выявлять основное содержание текста, тему произведения, выделять основную мысль произведения.Портрет автора | |
20 | 01.02 | Дж. Родари. «Путешествие Голубой Стрелы».Выбирать и использовать интонационные средства выразительности: тон, темп, паузы и логические ударения. | |
21 | 08.02 | Э.Сетон-Томпсон. Рассказы о животных.Анализировать структуру текста: выделять смысловые части, определять их главную мысль и озаглавливать, составлять план. | |
22 | 15.02 | Э.Сетон-Томпсон. Рассказы о животных.Готовить аргументированные ответы на вопросы, читать, доказывать, объяснять | |
23 | 22.02 | Туве Янсон. «Последний в мире дракон».Анализировать структуру текста: выделять смысловые части, определять их главную мысль и озаглавливать, составлять план. | |
24 | 01.03 | Туве Янсон. «Последний в мире дракон».Готовить аргументированные ответы на вопросы, читать, доказывать, объяснять | |
25 | 07.03 | Р. Киплинг. «Сказки джунглей».Читать наизусть стихотворения поэтаПортрет писателя | |
26 | 14.03 | Р. Киплинг. «Сказки джунглей».Воспринимать на слух художественно-публицистический текст, высказывать своё мнение о произведении | |
27 | 21.03 | И.В.Рак. «В царстве пламенного Ра: мифы, легенды и сказки Древнего Египта». Воспринимать на слух художественно-публицистический текст, высказывать своё мнение о произведении | |
28 | 04.04 | И.В.Рак. «В царстве пламенного Ра: мифы, легенды и сказки Древнего Египта». Анализировать структуру текста: выделять смысловые части, определять их главную мысль и озаглавливать, составлять план. | |
29 | 11.04 | О. Уайльд. «Мальчик-звезда». Анализировать структуру текста: выделять смысловые части, определять их главную мысль и озаглавливать, составлять план. | |
30 | 18.04 | О. Уайльд. «Мальчик-звезда». Анализировать структуру текста: выделять смысловые части, определять их главную мысль и озаглавливать, составлять план. | |
31 | 25.04 | Ч.Диккенс. «Тайна Эдвина Друда». Готовить аргументированные ответы на вопросы, читать, доказывать, объяснять | |
32 | 02.05 | Ч.Диккенс. «Тайна Эдвина Друда». Воспринимать на слух стихотворные произведения, высказывать своё мнение о произведении | |
33 | 16.05 | А.Конан Дойл. «Записки Шерлока Холмса».Воспринимать на слух стихотворные произведения, высказывать своё мнение о произведенииПортрет поэта | |
34 | 23.05 | А.Конан Дойл. «Записки Шерлока Холмса»..Воспринимать целостно художественное произведение: слушать чтение учителя, высказывать своё впечатление, формулировать ответы на вопросы | |
35 | 30.05 | Викторина по повторению изученного |
4.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса
- Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. –М. : Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения). (Литература 5-9 классы. Рабочие программы к предметной линии учебников под редакцией В.Я.Коровиной 5-9 классы. М.: Просвещение, 2011.)
- Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 5 класс. –М.: ВАКО, 2011. – 416 с.
- Литература в таблицах : 5-11 кл.: справ. материалы / Н.А. Миронова. – М.: АСТ: Астрель, 2011.
- Компьютерная техника: интерактивный комплекс (АРМ учителя, интерактивная доска, видеопроектор)
4.1.Интернет-ресурсы для ученика и учителя
Художественная литература:
- http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы
2. http://www.100bestbooks.ru/index.php?tag_id=1 — Лучшие классические книги
Справочно-информационные и методические материалы:
- http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
- http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)
- http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература»
- www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия»
- www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет»
- www.slovari.ru Электронные словари
- www.rubricon.ru Энциклопедия «Рубрикон»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"
Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...
рабочая программа внеурочной деятельности 6 класс "Географический образ Кемеровской области"
программа по краеведению в 6 классе по ФГОС...
Рабочая программа внеурочных занятий. 7 класс. "Мир под микроскопом"
Рабочая программа разработана с учетом требований ФГОС...
Рабочая программа внеурочных занятий. 5 класс. "В мире комнатных растений"
Программа внеурочного занятия «В мире комнатных растений» направлена на формирование, как теоретических знаний, так и практических умений и навыков по выращиванию комнатных растений и уходу за н...
Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класса по истории "Чудеса и тайны древних цивилизаций"
Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса История Древнего мира 5 класс. Оно восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим вопросам, которые не з...
рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс 2016 г
рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Шахманая азбука" (66 часов)
Программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» адресована учащимся 1-х классов и соответствует требованиям , рассчитана на весь учебный год: 2 часа в неделю.Данная программа внеурочной...