Рабочая программа внеурочной деятельности "Живая планета"
рабочая программа
Духовно-нравственное направление
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_zhivaya_planeta_2_klass_ushakova_r._n.docx | 45.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Ьо КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ,
РЕАЛИЗУЮЩЕЕ АДАПТИРОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 9»
(КГКОУ ШИ 9)
|
РАССМОТРЕНО на МО учителей начальных классов Руководитель МО ______ Р. Н. Ушакова Протокол № ___ «__» ______ 2019 г | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР __________ В.А. Савочка «____» __________ 2019 г
| УТВЕРЖДАЮ Директор КГКОУ ШИ 9 ________ Т.К. Волкова «___»__________ 2019 г |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Живая планета»
духовно-нравственное направление
2 класс
Составитель Ушакова Р. Н., учитель начальных классов |
р. п. Переяславка
2019
Содержание
- Пояснительная записка 3
- Актуальность программы 4
- Педагогическая целесообразность программы 4
- Цели и задачи программы 4
- Отличительная особенность программы 5
- Формы, методы, технологии проведения занятий 5
- Содержание программы 6
- Планируемые результаты внеурочной деятельности 7
- Календарно-тематическое планирование 8
- Таблица оценивания навыков и приемов 9
- Список литературы 10
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Живая планета» направлена на воспитание нравственных основ личности через формирование бережного отношения к окружающей природе, воспитание умения сочувствовать, сопереживать живому миру. Программа имеет экологическую направленность, так как способствует формированию у обучающихся экологического мышления и навыков экоориентированной деятельности, а также здорового и безопасного образа жизни.
Нормативно-правовое обеспечение рабочей программы внеурочной деятельности «Живая планета»:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (далее - ЕКС);
- Приказ Минобрнауки России № 1040 от 22 сентября 2015 г. «Об утверждении общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1039 «О государственной аккредитации образовательной деятельности»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015) (далее - Порядок № 1015);
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (от 29 декабря 2010 г., № 189 в редакции изменений № 3, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 ноября 2015 г. № 81);
- СанПиН 2.4.2. 3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ»;
-Приказ Росстата от 17 августа 2016 г. № 429 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством образования и науки Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью организаций, осуществляющих подготовку по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Устав КГКОУ ШИ 9 р. п. Переяславка;
- Адаптированная основная общеобразовательная программа КГКОУ ШИ 9 (вариант 1);
- Положение о рабочей программе учебных предметов в КГКОУ ШИ 9;
- Календарный график КГКОУ ШИ 9 на 2019/2020 учебный год;
- Учебный план КГКОУ ШИ 9 на 2019 - 2020 учебный год.
Актуальность программы. В современных условиях наблюдается резкое ухудшение экологической ситуации в мире, растет негативное воздействие природных факторов на человеческий организм. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, снизить масштабы экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. Полноценная социальная адаптация умственно отсталых детей невозможна без формирования системы их нравственно-правового сознания и соответствующего социального поведения, включающего в себя и экологическое воспитание. В процессе него обучающиеся с умственной отсталостью получают конкретные знания и представления об окружающей среде и взаимосвязях в ней, элементарные умения, ценностные, нравственные, эстетические ориентации к объектам природы, обеспечивающим бережное отношение к ним.
Педагогическая целесообразность. Данный курс будет являться продолжением курса окружающего мира начальной школы с целью расширения знаний по предмету «Окружающий мир». Для школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые не в состоянии самостоятельно отделить плохое от хорошего, составить себе шкалу нравственных ценностей, особенно важно возродить чувство истинной любви к природе, к окружающему миру в целом.
Экологическое воспитание умственно отсталых детей младшего школьного возраста предполагает наличие следующих направлений работы: воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание); формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие); развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её); участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Цель: создание условий для формирования ответственного отношения к окружающей среде обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с соблюдением нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей осознание ценности природы как источника духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.
Задачи:
-формирование разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарная ориентировка в доступных экологических понятиях;
-формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
-воспитание уважительного отношения ко всем без исключения видам организмов;
-воспитание умения сочувствовать, сопереживать живому миру;
-формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;
-формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
-формирование умения рационально использовать природные богатства;
-укрепление здоровья обучающихся посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.
Отличительная особенность программы заключается в том, что при определении содержания программы были учтены основные требования ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и компоненты экологического образования: познавательный, нормативный, ценностный, эмоционально-эстетический, деятельностный, креативный. Системный подход при формировании экологических представлений у особенных детей позволяет снизить силу цинизма, дурного примера и, наоборот, усилить ориентацию на развитие нравственных интересов и способностей. Приоритетом воспитания и обучения следует считать развитие бережного отношения к природе, которое должно проявляться в осознании элементарных экологических законов природы, понимания причин противоречий в системе «человек-общество-природа», в выборе адекватной деятельности, направленной на проявление отношения человека к своей среде жизнедеятельности.
Формы проведения занятий: практические работы, игры, викторины, конкурсы, экскурсии, экологические акции, праздники, выставки творческих работ.
Методы проведения занятий: объяснительно-иллюстративное обучение, интерактивное обучение, проектное обучение.
Технологии: здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии, моделирующая деятельность; коллективная работа; групповая работа.
Срок реализации программы 1 учебный год. Программа рассчитана на 33 часа и составляет 1 час в неделю.
Содержание программы
Введение (1 ч)
Что такое экология? Знакомство с правилами поведения при проведении экскурсий. Выявление простейших связей в природе.
Раздел 1. «Золотая осень – «рыжая хозяйка» (15 ч)
Приметы и признаки осени. Народные приметы осени. Осенние изменения в неживой и живой природе.
Листопад в жизни растений, сравнение и сбор осенних листьев. Сезонные изменения деревьев в природе.
Наши леса. Многообразие растений нашей местности. Знакомство с внешним видом и распознавание местных видов древесных растений (всего 3–5 видов).
Берёза — символ России.
Растения в нашем парке. Что мы знаем о липе? Зачем сажать деревья?
Ядовитые растения. Знакомство с гербарными экземплярами.
«Зелёная» аптека. Подорожник, крапива, мать-и-мачеха.
Сьедобные и ядовитые грибы. Распознавание грибов. Польза и вред грибов.
Необычные растения. Растения — паразиты.
Растения “Красной книги».
Кто живет в наших лесах? Знакомство с многообразием животного мира.
Многообразие птиц нашего края. Голоса птиц.
Животные и птицы «Красной книги».
Раздел 2. «Зимушка-зима» (6 ч)
Признаки и приметы зимы. Какое явление природы бывает только зимой? Музыка природы в зимнее время года.
Снег. Роль снега в природе. Из чего состоит снег?
Опасные явления природы зимой в нашем крае. Гололёд, снегопад.
Кто как зимует. Защитные приспособления животных зимой. Зимующие птицы. Приспособления птиц к низким температурам.
Забота о птицах зимой. Изготовление кормушек для птиц.
Раздел 3. «Весна пришла» (4 ч)
Приметы и признаки весны. Весенние явления в жизни природы. Проращивание почек на срезанных веточках тополя, сирени. Наблюдение за набуханием почек в классе и в природе.
Первоцветы. Многообразие раннецветущих растений. Легенды о раннецветущих растениях.
Перелётные птицы нашего края. Прилет птиц. Гнездование.
22 апреля — Всемирный День Земли. Раздел 4. «Лето – пора прогулок» (7 ч)
Лес — наше богатство! Охрана лесов. Правила поведения в лесу.
Роль дождя и ветра в природе. «Подарки» с неба.
Опасные явления природы летом в нашем крае, их последствия. «Шутки» молнии. Град, ливень, наводнение, смерч, засуха.
Река нашего посёлка. Где берёт начало, куда впадает, длина, её обитатели.
Экскурсия на пруд «Кто живёт в пруду?».
Изучаем растения на лугу (всего 3 - 5 видов).
Планируемые результаты внеурочной деятельности
Личностные результаты
-ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, своему посёлку, народу, России;
-осознание себя как члена общества, жителя Хабаровского края;
-уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;
-готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и трудовой деятельности;
-понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности;
-развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;
-расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения;
мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
-знание понятия «экологическое поведение», основ экологического поведения;
-знание основных видов растений и животных, исчезающих растений Хабаровского края;
-умение характеризовать роль и значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
-понимание важности и объяснение содержания профессии озеленителя;
-умение заботиться об оздоровлении окружающей природной среды доступными способами и видами деятельности;
-наблюдение предметов и явлений природы по предложенному плану или схеме.
Достаточный уровень:
-оформление результатов наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
-осуществление экологически сообразных поступков в окружающей среде и проявлять нетерпимость к экологически неграмотным действиям;
-соблюдение правил поведения и предупреждения травматизма;
-умение адекватно воспринимать замечания, предложения и оценку учителя, товарищей, других людей;
-проявление инициативы в творческом сотрудничестве при изготовлении кормушек, в игровых ситуациях, создании тематических коллажей и стенгазет;
-умение задавать вопросы, необходимые для выполнения заданий творческого характера в сотрудничестве с партнёром;
-выражение своего отношения к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисунков, поделок, составлении сказок, оформлении выставок.
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
«Живая планета»
2 класс (29 часов)
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
1 | Введение. Что изучает экология? Игра: «Природа - не природа, живая - не живая» | 1 | 2.09 |
Раздел 1 «Золотая осень – «рыжая хозяйка» | |||
2 | Приметы и признаки осени. Интеллектуальная игра | 1 | 9.09 |
3 | Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов | 1 | 16.09 |
4 | Листопад в жизни растений, сравнение и сбор осенних листьев. Экскурсия | 1 | 23.09 |
5 | Творческая мастерская. Изготовление поделок из природного материала | 1 | 30.09 |
6 | Этажи леса. Знакомство с разными видами растений. Берёза — символ России. Экскурсия | 1 | 7.10 |
7 | Растения в нашем парке. Что мы знаем о липе? Экскурсия | 1 | 14.10 |
8 | Ядовитые растения. Знакомство с гербарным материалом | 1 | 21.10 |
9 | «Зелёная» аптека. Знакомство с гербарным материалом | 1 | 11.11 |
10 | Необычные растения. Просмотр презентации | 1 | 18.11 |
11 | Растения “Красной книги ”. Просмотр презентации | 1 | 25.11 |
12 | Викторина «Цветы и травы» | 1 | 2.12 |
13 | Кто живет в наших лесах? Конкурс рисунков | 1 | 9.12 |
14 | Многообразие птиц нашего края. Просмотр презентации | 1 | 16.12 |
15 | Животные и птицы «Красной книги» | 1 | 23.12 |
16 | Подготовка к участию в конкурсе «Человек и природа» | 1 | 13.01 |
Раздел 2 «Зимушка-зима» | |||
17 | Признаки и приметы зимы. Интеллектуальная игра | 1 | 20.01 |
18 | Снег. Роль снега в природе | 1 | 27.01 |
19 | Опасные явления природы зимой в нашем крае | 1 | 3.02 |
20 | Кто как зимует. Защитные приспособления животных зимой | 1 | 10.02 |
21 | Забота о птицах зимой. Изготовление кормушек для птиц | 1 | 17.02 |
22 | Игра — викторина «Лесные заморочки» | 1 | 2.03 |
Раздел 3 «Весна пришла» | |||
23 | Приметы и признаки весны. Экскурсия в весенний парк | 1 | 16.03 |
4 четверть | |||
24 | Первоцветы. Викторина «Узнай цветок» Перелётные птицы нашего края | 1 | 13.04 |
25 | 22 апреля — Всемирный День Земли! Конкурс рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету» | 1 | 20.04 |
26 | Лес — наше богатство! Правила поведения в лесу | 1 | 27.04 |
Раздел 4 «Лето – пора прогулок» | |||
27 | Роль дождя и ветра в природе. Опасные явления природы летом в нашем крае. «Шутки» молнии. «Подарки» с неба | 1 | 11.05 |
Таблица оценивания навыков и приемов работы обучающихся
внеурочной деятельности «Живая планета»
№ | Приемы и навыки работы | усвоение | неусвоение |
1 | Знание понятия «экологическое поведение», основ экологического поведения | ||
2 | Знание основных видов растений и животных, исчезающих растений Хабаровского края | ||
3 | Умение характеризовать роль и значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода | ||
4 | Понимание важности и объяснение содержания профессии озеленителя | ||
5 | Умение заботиться об оздоровлении окружающей природной среды доступными способами и видами деятельности | ||
6 | Наблюдение предметов и явлений природы по предложенному плану или схеме | ||
7 | Оформление результатов наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов | ||
8 | Осуществление экологически сообразных поступков в окружающей среде | ||
9 | Проявление нетерпимости к экологически неграмотным действиям | ||
10 | Соблюдение правил поведения и предупреждения травматизма | ||
11 | Умение адекватно воспринимать замечания, предложения и оценку учителя, товарищей, других людей | ||
12 | Проявление инициативы в творческом сотрудничестве при изготовлении кормушек | ||
13 | Проявление инициативы в творческом сотрудничестве в игровых ситуациях | ||
14 | Проявление инициативы в творческом сотрудничестве при создании тематических коллажей и стенгазет | ||
15 | Умение задавать вопросы, необходимые для выполнения заданий творческого характера в сотрудничестве с партнёром | ||
16 | Выражение своего отношения к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисунков, поделок, составлении сказок, оформлении выставок |
Список литературы
- М.В.Лугич. Прогулки с детьми в природу. Москва, 2006 г.
- А.Клепинина. Тайны окружающего мира. Москва, издательство "Ювента", 2005 г.
- Е.М.Елизарова. Такие незнакомые и знакомые растения. В-д, "Панорама", 2006 г.
- А.А.Плешаков. Экология для младших школьников. Москва, изд-во "Дрофа", 2003г.
- "Азбука природы", Издательский дом "Ридерс Дайджест", 2003 г.
- Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.
- Клепинина, А. Тайны окружающего мира. Москва, издательство «Ювента», 2005 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по УМК "Планета знаний" в соответствии с авторской программой 1 класс
Рабочая программа составлена в соответствии с авторской общеобразовательной программой по УМК "Планета знаний" 1 класс для гимназии...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по планете Земля"
Рабочая программа внеурочной деятельности научно-познавательного направления для 5 класса ОУ....
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Программа внеурочной деятельности: Планету открываем сообща
Программа внеурочной деятельности : "Планету открываем сообща" предназначена для учащихся 5-6 классов. Содержание программы связано с курсом: "Географии" в этих классах. Цель программы: научить ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Планета КВН"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Планета КВН" общекультурное направление...
Пояснительная записка программы внеурочной деятельности "Планета КВН"
КВН – это замечательная игра, которая стала популярной давно. То, что доступно, быстро подхватывает самодеятельность. Темой игры может стать любой предмет и абсолютно все, что только может прийт...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...