конспект урока по теме «Вакцинация: за и против»
план-конспект урока по биологии (9 класс)
Вакцинопрофилактика -направление в медицине, котрое активно развивается и в связи с этимсуществует много проблем, которые волнуют каждого человека т.к это связано с сохранением здоровья. урок можетбыть проведёнв теме иммунитет в разделе курса биологии "Человек и его здоровье" и в курсе "Общая биология" при изучении бактерий и вирусов.тип урока - проблемно- поисковый, педагогическая технология - дебаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_debaty_vaktsinoprofilaktika.docx | 31.31 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 16 с углубленным изучением отдельных предметов»
Урок по теме «Вакцинация: за и против»
Автор О.В. Любомирова
учитель биологии
Арзамас, 2015
Предмет: биология. Учитель МБОУ СШ №16» г. Арзамаса
Тема урока: «Вакцинопрофилактика: за и против»"
Тип урока: проблемно-поисковый
Педагогические технологии: технология Дебаты.
Организация пространства: групповая работа.
Оснащение урока: компьютер, мультимедиапроектор, оценочные листы, звонок.
Планируемое формирование и развитие УУД:
Познавательные: анализ фактов, оценка их справедливости и значимости с позиции имеющихся биологических знаний.
Личностные: понимать важность знаний и активной жизненной позиции. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения здоровьесбережения и сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле, оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные: формировать умение постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения; формировать способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации конфликта и к преодолению препятствий.
Коммуникативные:
умение самостоятельно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из выступления одноклассников, определение основной и второстепенной информации, умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Задачи:
Обучающая: изучить данные свидетельствующие о противоположных точках зрения на вакцинацию, существующих в науке и обществе.
Развивающая: отработка активного умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение работать в группах, развивать образную память, логическое мышление, речь учащегося.
Воспитывающая: воспитание интереса к познанию живой природы, воспитание патриотических чувств
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся, направленная на формирование УУД | Время |
Организационный этап | Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока. Здравствуйте. То есть будьте здоровы: физически, психологически, эмоционально. Мы снова вместе, в тёплом уютном классе, среди друзей. У нас есть прекрасная возможность общаться, спорить, познавать окружающий мир, учиться. | Р. Демонстрируют готовность к уроку. | 1 мин |
Постановка учебных задач | Сообщает тему урока: Сегодня тема нашего урока связана со здоровьем «Вакцинопрофилактика, за и против», как вы думаете какова цель вашей работы?» Объясняет функции участников игры Участники команды в соответствии с регламентом выдвигают последовательно аргументы, доказательства, вопросы другой команды в поддержание своей темы и опровержение темы команды оппонентов для доказательства выбранной темы. Спикер-таймер контролирует время и сообщает звуковым сигналом . Судейская коллегия ведёт протокол. Слушатели ведут опросный лист | К. Формулируют цель «Изучить и осмыслить все аргументы и факты о вакцинопрофилактике и сформировать собственное мнение о ней по итогам урока» Слушают | 2 мин |
Совместное открытие нового знания | Уточняет основной аспект разговора: «Итак, на наших дебатах сегодня речь пойдет о том что вакцинопрофилактика- основной способ защитить человечество от опасных инфекций», уточняет основные понятия названные каждой командой: вакцинопрофилактика, вакцина, иммунитет, Предлагает раунд вопросов, которые задают вторым спикерам игроки противоположной команды. Корректирует вопросы. Предлагает участникам команд выступить с новыми аргументами в защиту своего тезиса, если они у них есть. Каждый игрок имеет право высказать не более одного аргумента. Аргументы должны быть сформулированы в одно предложение. Делает резюме выступления обеих команд, выделяют ключевые проблемы обсуждения, обращает внимание на те моменты, которые стали камнем преткновения | 1 спикер команды утверждения. Представляет участников своей команды, обозначает, как они понимают тему и те аспекты, которые предлагают вынести на обсуждение. Предлагает ввести в игру ключевые понятия. Называет три важнейших аргумента в защиту своего тезиса. 1 спикер команды отрицания Представляет участников своей команды, обозначает, как они понимают тему, предлагает свои аспекты, которые хочет вынести на обсуждение. Соглашается с ключевыми понятиями команды оппонентов или предлагает ввести новые. Называет три важнейших аргумента в защиту своего тезиса Протоколист их фиксирует и представляет на экране. 2спикеры Дают развернутую аргументацию всех трех тезисов, названных первым 1спикером своей команды.
Задают вопросы (по 3 вопроса от команды) 3 спикеры. Опровергают доводы и аргументы команды соперников. Завершают свою речь повтором позиции своей команды 1 спикеры команд делают резюме выступления своей команды и называет те аргументы своих спикеров, которые наиболее ярко подчеркивают преимущество позиции своей команды. | 5мин 1 мин. 8 мин. 5 мин 8 мин. 1мин 3мин 1мин |
Рефлексия | Предлагает судейской коллегии подвести итоги Награждает как отдельных спикеров, так и команду-победительницу. Предлагает слушателям проголосовать и принять сторону той или иной команды. | Судейская коллегия подводит итоги. Выделяет ключевые проблемы обсуждения, сравнивает аргументацию команд, отмечает сильные и слабые места выступлений обеих команд, объективность приведенных аргументов и поддержек. | 2мин |
Домашнее задание | Задаёт и поясняет домашнее задание «Напишите мини-сочинение «Отношение и участие моей семьи к вакцинопрофилактике» | 2мин. |
Тема дебатов: «Вакцинопрофилактика - основной способ защиты населения от опасных инфекций»
Аспекты темы , рассматриваемые в дебатах: социальный , Биологический (медицинский),экономический.
Понятия темы:
- Вакцина́ция — введение антигенного материала с целью вызвать иммунитет к болезни, который предотвратит заражение или ослабит его отрицательные последствия.
- Антигены - бактерии, вирусы или их токсины(яды), а также переродившиеся клетки организма.
- Антитела – молекулы белка, синтезируемые в ответ на присутствие антигена. Каждое антитело распознаёт свой антиген.
- Лимфоциты (Т и В) – имеют на поверхности клеток рецепторы, распознающие «врага», образовывают комплексы «антиген- антитело» и обезвреживают антигены.
- Поствакцинальные побочные эффекты (AEFI) — это нежелательные побочные эффекты, возникающие после прививки. Другими словами, это временная местная или общая реакция организма на введенную вакцину.
Тезисы утверждающей команды:
- Плановая и массовая вакцинация населения против наиболее опасных инфекций (оспы, дифтерии, полиомиелита, коклюша и др.) привела к резкому снижению заболеваемости и смертности от них.
- Вакцинопрофилактика является весьма результативным (рентабельным) в экономическом отношении мероприятием
- Благодаря достижениям современной биологии: генной инженерии и микробиологии, улучшения биотехнологического производства постоянно совершенствуется качество вакцин, что обеспечивает их высокую эффективность и безопасность.
Тезисы отрицающей команды:
- Вакцинация достаточно часто сопровождается побочными эффектами.
- Участковые педиатры, также как и санитарные врачи и эпидемиологи, занимающиеся практикой иммунопрофилактики, мало знакомы с иммунологическими аспектами инфекционных болезней. Медицинские работники в силу своей загруженности (недостаток педиатров в стране) не успевают глубоко обследовать пациента перед вакцинацией.
- Промышленные компании, выпускающие вакцины заинтересованы не в качестве вакцинации а. в сверхприбыли, поэтому не всегда осуществляют должный контроль за качеством вакцины(это значительно удорожает препарат), навязывают процесс вакцинации через СМИ и органы власти на местах, даже когда прививки реально опасны для населения.
Урок проводился с использованием педагогической технологии «Дебаты». Урок готовится и проводится в течение недели. Игра требует серьезной информационной подготовки, поэтому состоит из нескольких этапов:
- Сбор участников команд, знакомство с идеей того, как будет проходить советы, как лучше к нему подготовиться, объяснение правил игры «Дебаты», формирование команд. В состав команды могут входить 6 человек. (Команды формировались с учётом желания детей, выдвижения коллектива, мнения педагогов). Способ формирования команд – жеребьевка.
- Встреча команд: обсуждение и выбор темы-тезиса. Тема должна соответствовать следующим условиям: четкость в формулировке, отсутствие разночтения, перспективность для обсуждения, значимость для участников и зрителей. Кроме того, тезис должен звучать так, чтобы простым прибавлением частицы «не» из него могло получиться противоположное утверждение. Тема вакцинации особенно актуальна в период эпидемии гриппа.
- Самостоятельная работа команд: формирование кейса – системы аспектов, аргументов, поддержек, которые пригодятся команде для доказательства правильности и обоснованности своей позиции. Поиск и отбор необходимой информации, посещение консультационных пунктов. Подготовка демонстрационных материалов (таблиц, карт, схем).
- Представление найденных материалов, обсуждение, распределение ролей на игру.
- Дебаты. Во время встречи одна из команд представляет систему доказательств (кейс) в защиту выдвинутого тезиса и пытается убедить участников и Судейскую коллегию в правильности своей позиции – это команда «Утверждение» («У»). Вторая команда критикует позицию оппонентов и стремится обосновать аргументами свою позицию – антитезис. Соответственно, эта команда – «Отрицание» («О»). В каждой команде выбирается по три спикера и по одному представителю направляется в состав Судейской коллегии. В ходе дебатов работает протоколист, который на доске фиксирует основные тезисы спикеров. Спикеры выступают по очереди, каждый из них ведет только свою часть спора, командам выделяется время для вопросов в определенное время.
- Подведение итогов игры, выступление судейской коллегии в которую входят по одному представителю от играющих команд и один внешний эксперт. Судейство в дебатах имеет важное значение, поэтому критерии оценок должны быть очень четкими. (судейский протокол в приложении)
Игра «Дебаты» помогает подросткам развить умения критически мыслить, рассуждать, продуктивно организовывать процесс дискуссии. «Дебаты» формируют готовность противостоять «информационному зомбированию» и умение самостоятельно, осознанно вырабатывать жизненную позицию. Игра позволяет тренировать навыки самостоятельной работы с литературой и источниками, отрабатывать умения ведения дискуссии и отстаивания собственной точки зрения, слышать и правильно воспринимать другого человека, помогает достичь понимания того, что другая позиция тоже имеет право на существование. Как командная, игра учит взаимодействию, работе в команде, развивает умение делиться с участниками команды своими идеями и соображениями, помогать и поддерживать друг друга.
Отличительными признаками дебатов являются: соблюдение строгого временного лимита, четкие ролевые предписания, разнообразие и объективность критериев оценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по теме: “Stories to Read, Stories to tell”. (Урок обобщающего повторения по теме “Stories”)
План-конспектурокапотеме: “Stories to Read, Stories to tell”. (Урок обобщающего повторения по теме “Stories”)...
Конспект урока по теме: «День Рождения», 2 класс. К методической теме: «Методы организации индивидуальной работы учащихся на уроке».
Главная дидактическая цель урока - определить уровень сформированности усвоения лексики по теме «День Рождения», писать поздравительные открытки, составить календарь, воспроизводить диалог и выс...
Методическая разработка. Конспект урока по теме: Раздел: Баскетбол. Тема урока: Бросок в кольцо с 2-х шагов.
Тема урока. Баскетбол. Бросок в кольцо с 2-х шагов.Тип урока: урок изучения нового материала, урок обучающе – развивающий.Оборудование урока: спортивный зал ПК «Энергия», детские баскетбол...
Конспект урока по баскетболу 10 класса: "Нападение против личной защиты"
КОНСПЕКТ УРОЧНОГО ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО БАСКЕТБОЛУДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-Х КЛАССОВ. ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «Сочетание приемов техники нападения: ловля, передача, ведение и броски мяча в корзину. Командн...
Конспект урока на тему: " Тактические особенности игры. Приёмы применяемые против броска, накрывание.", УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях (11 кл.).
Конспект урока на тему: " Освоение технических элементов баскетбола. Двухсторонняя игра баскетбол.", УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях (11 кл.)....
Конспект урока, литература, 5 класс "Протест героя против отношений барства и рабства по рассказу И. С. Тургенева "Муму".
Урок развития речи по литературе, 5 класс."Протест героя против отношений барства и рабства по рассказу И. С. Тургенева "Муму"....
Конспект урока 10 класс "Письмо "за и против""
Конспект урока 10 класс "Письмо "за и против""...