Конспект урока, литература, 5 класс "Протест героя против отношений барства и рабства по рассказу И. С. Тургенева "Муму".
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Урок развития речи по литературе, 5 класс.
"Протест героя против отношений барства и рабства по рассказу И. С. Тургенева "Муму".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mumu.docx | 15.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Сочинение по рассказу И. С. Тургенева «Муму».
5 класс.
Цели: обучать написанию сочинения по плану; развивать умения высказывать свою точку зрения, навыки письменной речи.
Планируемые результаты: умения писать сочинения, используя план; анализировать и оценивать результаты своей работы.
Ход урока
- Организационный момент.
- Работа по теме урока.
Сочинение по рассказу «Муму» - это первое сочинение по литературному произведению. Определяя тему сочинения, не стоит уделять большого внимания на вопросе о прототипах литературных героев и ставить вопрос: «Почему Тургенев изменил финал реальной истории?», уводящий нас от текста художественного произведения. Такая постановка вопроса не дает детям возможность отработать образец написания сочинения, смещает фокус внимания от наблюдателя за словом и мыслью автора в область, доступную только квалифицированным литературоведам. Без должной квалификации рассуждение о таких проблемах превратить в досужие домысла. Процесс литературного творчества и проблема соотношения персонажей и прототипов - это особая проблема литературоведения, не допускающая профанации.
- Подготовка к сочинению.
Определим тему сочинения так: «Герасим-главный герой рассказа И.С.Тургенева «Муму» ». Объединим урок литературы с уроком русского языка. На первом уроке подготовимся к сочинению и начнем писать, на втором закончим работу.
Вместе с учениками постараемся продумать логику изложения, составляя и записывая сложный план.
Пример сложного плана сочинения.
- Введение. Какое впечатление на меня произвел Герасим ?
- Главная часть. Герасим-главный герой рассказа «Муму».
- Кто такой Герасим?
- Как он выглядит?
- Какие поступки совершает?
- Какие качества Герасима проявляются в этих поступках?
- Чем Герасим отличается от остальных дворовых?
3.Заключение. Против чего протестует Герасим своим уходом в деревню.
Записав план на доске и в тетрадях, обсудим каждый пункт плана. При работе над вопросом « Как выглядит Герасим?» можно обратиться к иллюстрациям, данным в учебнике-хрестоматии.
Обсудив качества, которые проявляет Герасим , и запишем на доске и в тетрадях слова , обозначающие эти качества , проведем с ними словарную работу: сила , трудолюбие , аккуратность, надежность , ответственность , умение держать слово , честность в поступках , чувство собственного достоинства , способность любить, сострадание , великодушие , чуткость.
Тургенев хотел показать нам, что крепостное право порождает тип человека-лакея, прихвостня, прихлебателя, у которого отсутствует чувство собственного достоинства. Герасим протестует не просто против приказа барыни утопить Муму, но против таких отношений , при которых люди теряют свои лучшие качества ,против отношений барства и рабства.
Публикацией своего рассказа Тургенев достиг того, что многие читатели-дворяне, которые имели тоже своих крепостных крестьян, по-другому стали относиться к народу.
4. Домашнее задание.
Индивидуальное задание: подготовить небольшие сообщения о поэтах, стихотворения которых даны в учебнике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы «И. С. Тургенев «Записки охотника». Россия в цикле рассказов».
Конспект урока литературы в 10-м классе по творчеству И.С.Тургенева...
Конспект урока литературы в 9 классе. Тема: А. П. ЧЕХОВ. Слово о писателе. Рассказ А. П. ЧЕХОВА «Тоска». Трагизм судьбы героя рассказа.
Конспект урока литературы в 9 классе.Тема: А. П. ЧЕХОВ. Слово о писателе. Рассказ А. П. ЧЕХОВА «Тоска». Трагизм судьбы героя рассказа....
Конспект урока литературы 11 класс. Тема: «Тревожная совесть Владимира Тендрякова» (по рассказу «Хлеб для собаки»)
Цели:-способствовать пониманию историко-философского смысла рассказа;-воспитывать чувство ответственности за свои действия, быть внимательным по отношению к любому живому существу, прислушиватьс...
Конспект урока литературы в 5 классе: "А. П. Чехов. Рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа"
Используемые технологии: ТРКМ, технология смыслового чтенияТип урока: открытие новых знаний.Формы обучения: парная, фронтальная.Оборудование: компьютер для прослушивания аудиозаписи «Расск...
Конспект урока литературы в 7 классе «Чтобы сердце не ослепло….» (по рассказу А. П. Платонова «Юшка»)
Конспект урока литературы в 7 классе...
Конспект урока литературы в 5 классе. И.С.Тургенев. Реальная основа рассказа "Муму". Образ главного героя.
Знакомство с творчеством писателя, с историей создания рассказа "Муму", с портретом главного героя рассказа....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ «Научи меня, Боже, любить…» (по рассказу Н. С. Лескова «Дурачок»)
Раскрытие идейно - художественного своеобразия рассказа Н.С. Лескова "Дурачок"...