Конспект урока, литература, 5 класс "Протест героя против отношений барства и рабства по рассказу И. С. Тургенева "Муму".
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Бурмистрова Анна Сергеевна

Урок развития речи по литературе, 5 класс.

"Протест героя против отношений барства и рабства по рассказу И. С. Тургенева "Муму".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mumu.docx15.18 КБ

Предварительный просмотр:

Сочинение по рассказу И. С. Тургенева «Муму».

5 класс.

Цели: обучать написанию сочинения по плану; развивать умения высказывать свою точку зрения, навыки  письменной речи.

Планируемые результаты: умения писать сочинения, используя план; анализировать и оценивать результаты своей работы.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Работа по теме урока.

Сочинение по рассказу «Муму»  - это первое сочинение по литературному произведению. Определяя тему сочинения, не стоит уделять большого внимания на вопросе о прототипах литературных героев и ставить вопрос: «Почему Тургенев  изменил финал реальной истории?», уводящий нас от текста художественного произведения. Такая постановка вопроса не дает детям возможность отработать образец написания сочинения, смещает фокус  внимания от наблюдателя за словом и мыслью автора в область, доступную только квалифицированным литературоведам. Без должной квалификации рассуждение  о таких проблемах превратить в досужие домысла. Процесс литературного творчества и проблема соотношения персонажей и прототипов  - это особая проблема литературоведения, не допускающая профанации.

  1. Подготовка к сочинению.

Определим тему сочинения так: «Герасим-главный герой рассказа И.С.Тургенева «Муму» ». Объединим урок литературы с уроком русского языка. На первом уроке подготовимся к сочинению и начнем писать, на втором закончим работу.

Вместе с учениками постараемся продумать логику изложения, составляя и записывая сложный план.

Пример сложного плана сочинения.

  1. Введение.  Какое  впечатление  на меня произвел Герасим ?
  2. Главная часть. Герасим-главный герой рассказа «Муму».
  1. Кто такой Герасим?
  2. Как он выглядит?
  3. Какие поступки совершает?
  4. Какие качества Герасима проявляются в этих поступках?
  5. Чем Герасим отличается от остальных дворовых?

3.Заключение. Против чего протестует Герасим своим уходом в деревню.

 Записав план на доске и в тетрадях, обсудим каждый пункт плана. При работе над вопросом « Как выглядит Герасим?» можно обратиться к иллюстрациям, данным в учебнике-хрестоматии.

  Обсудив качества, которые проявляет Герасим , и запишем на доске и в тетрадях слова , обозначающие эти качества , проведем с ними словарную работу: сила , трудолюбие , аккуратность, надежность , ответственность , умение держать слово , честность в поступках , чувство собственного достоинства , способность любить, сострадание , великодушие , чуткость.

  Тургенев хотел показать нам, что крепостное право порождает тип человека-лакея, прихвостня, прихлебателя, у которого отсутствует чувство собственного достоинства. Герасим протестует не просто против приказа барыни утопить Муму,  но против таких отношений , при которых люди теряют свои лучшие качества ,против отношений барства и рабства.

   Публикацией своего рассказа Тургенев достиг того, что многие читатели-дворяне, которые имели тоже своих крепостных крестьян, по-другому стали относиться к народу.

        4.         Домашнее задание.

Индивидуальное задание: подготовить небольшие сообщения о поэтах, стихотворения которых даны в учебнике.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы «И. С. Тургенев «Записки охотника». Россия в цикле рассказов».

Конспект урока литературы в 10-м классе по творчеству И.С.Тургенева...

Конспект урока литературы в 9 классе. Тема: А. П. ЧЕХОВ. Слово о писателе. Рассказ А. П. ЧЕХОВА «Тоска». Трагизм судьбы героя рассказа.

Конспект урока литературы в 9 классе.Тема: А. П. ЧЕХОВ. Слово о писателе. Рассказ А. П. ЧЕХОВА «Тоска».  Трагизм судьбы героя рассказа....

Конспект урока литературы 11 класс. Тема: «Тревожная совесть Владимира Тендрякова» (по рассказу «Хлеб для собаки»)

Цели:-способствовать пониманию историко-философского смысла рассказа;-воспитывать чувство ответственности за свои действия, быть внимательным по отношению к любому живому существу, прислушиватьс...

Конспект урока литературы в 5 классе: "А. П. Чехов. Рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа"

Используемые технологии: ТРКМ, технология смыслового чтенияТип урока:  открытие новых знаний.Формы обучения: парная, фронтальная.Оборудование: компьютер для прослушивания аудиозаписи «Расск...

Конспект урока литературы в 5 классе. И.С.Тургенев. Реальная основа рассказа "Муму". Образ главного героя.

Знакомство с творчеством писателя, с историей создания рассказа "Муму", с портретом главного героя рассказа....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ «Научи меня, Боже, любить…» (по рассказу Н. С. Лескова «Дурачок»)

Раскрытие идейно - художественного  своеобразия рассказа  Н.С. Лескова "Дурачок"...