Технологическая карта урока "Строение клетки"
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Хлобыстова Карина Александровна

Технологическая карта урока "Строение клетки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hlobystovak.a.sovremennyyurok18-19uchebnyygod.docx54.06 КБ

Предварительный просмотр:

«Современный урок: преемственность в обучении»

Фамилия, имя, отчество

Хлобыстова Карина Александровна

Образовательное учреждение

МБОУ  г Владимира «СОШ № 43им. Ю.Б. Левитана»

Стаж работы

21 лет

Квалификационная категория

Высшая

Предмет

Биология

УМК

УМК Пасечника ВВ Биология (5-9 класс) Вертикаль

Ф. И. О. автора учебника

Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2012 г.

Тема урока

«Строение клетки»

Класс

5

Тип урока

Изучения нового материала

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Представленный урок- урок изучения нового материала, второй  в разделе «Клеточное строение организмов». Урок построен в логике системно - деятельностного подхода и использованием элементов технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).  В ходе урока формируются умения, связанные с пониманием эмпирических методов: понимание хода опыта, назначение отдельных частей экспериментальной установки, отдельных процедур и т.п. Формы работы и используемые методы  направлены на формирование умения планировать свою деятельность, организовывать себя, осуществлять самоанализ и самоконтроль,  умения обращаться с приборами  и лабораторным оборудованием.

Тема урока: «Строение клетки»

Тип урока: Изучения нового материала

Цель урока: Формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. 

задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие умения работать в группах.

- осознание единства и целостности окружающего мира

- формирование экологического мышления

задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

 - формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи;

- развитие умения работать с информацией;

- развитие операций мышления: сопоставления, анализа, обобщения, классификации;

- формировать умения оценивать свою деятельность;

-формирование умения грамотно строить речевые высказывания;

- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения;

задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

 

Оборудование: микроскоп, чашка Петри с препаровальной иглой,  предметным и покровным стеклом луковицей лука.

Литература для учителя:

  1. Под ред. Асмолова А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011. – 159с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. [Текст] – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – Стандарты второго поколения. - ISBN 978-5-09-023273-9

Технологическая карта урока

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Мотивационно - ориентировочный этап урока

Организационный этап

Приветствует учащихся. Проводит инструктаж техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием

Приветствуют учителя. Выслушивают инструктаж. Задают уточняющие вопросы.

Коммуникативные УУД:

-адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;

-задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение.

Этап актуализации

Обращает внимание на оборудование находящееся на рабочих столах учащихся.

Формулирует вопросы:

- Какие предметы, находящиеся на ваших партах вам известны?

-Расскажите о назначении  данного оборудования.

Рассматривают объекты.

Отвечают на вопросы учителя

Коммуникативные - умение слушать и вступать в диалог

Познавательные -

Регулятивные-  умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их

Этап проблематизации

Раздает по 4 цветных пустых конверта (цвета соответствуют цветам команд)  и дает задание:

-Распределите организмы на 4 группы.

-Объясните, по какому признаку вы разделили живые организмы.

-Предложите, как можно назвать тему нашего урока?

Определяют признак классификации. Распределяют организмы на обитателей разных сред жизни.

Капитаны команд на доске с помощью магнитов прикрепляют карточки с изображениями обитателей одной  из сред (соответствующих цвету конверта и цвету команды)

Проверяют правильность выполнения задания.

Исправляют выявленные ошибки

Формулируют тему урока записывают ее в тетрадь

Этап целеполагания

Помогает сформулировать задачи урока используя вопросы:

Что вы уже знаете о среде обитания?

Какие среды обитания вам известны?

 Где вы получили эти знания?

Что хотели бы узнать?

Предлагают формулировки задач урока:

- используя имеющиеся знания дать определения понятию «среда обитания»

- выяснить какие выделяют среды обитания (дать им верные  названия)

- назвать характерные черты каждой среды

- определить какие приспособления есть у живых организмов – типичных представителей каждой среды.

Коммуникативные - умение  грамотно выражать свои мысли

Познавательные – умение формулировать познавательные задачи.

Операционно-исполнительский

Изучение нового материала

А) Характеристика сред обитания

Организует работу с текстом параграфа

Координирует работу в парах

Определяет порядок учащихся для работы на доске.

Подводит итог выполнения задания.

(прием – кластер)

Читают параграф и заполняют схему в тетрадях (см. приложение № 3)

 Обсуждают результаты в парах

С помощью файла и электронной доски составляют  общую схему (по одному человеку от пары  в произвольном порядке)

А затем фронтально обсуждают полученную схему

Исправляют выявленные ошибки

Коммуникативные - совершенствование навыков работы в группе, умение осуществлять продуктивное сотрудничество со сверстниками

-владение монологической и диалогической формами речи

Познавательные – поиск и выделение необходимой информации в тексте

Регулятивные - работа по алгоритму, ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности  (работа со схемой)

Б) Приспособления организмов к среде обитания

 Организует работу с приложением  LearningApps   с целью выполнения задания по определению типичных приспособлений организмов к среде обитания.  Приспособления к среде обитания Хлобыстова К.А 

Выполняют задание

Регулятивные -овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

Первичное закрепление знаний

Предлагает составить синквейн по теме «Среда обитания»

Составляют синквейн (см. приложение № 2)

Познавательные – умение применять знания в новых ситуациях

Рефлексивно-оценочный этап

Этап рефлексии

Формулирует выводы совместно с учениками

Раздает задания этапа рефлексии (лист с вопросами)

До начала урока я не знал…

 На уроке я узнал и научился …

 Хочу еще узнать и научиться …

Выполняют задание

(письменно отвечают на вопросы)

Личностные – умение осознавать собственные достижения в процессе учения 

Коммуникативные умение грамотно выражать свои мысли

Познавательные – умение соотносить цель и результат

Регулятивные – осознание учащимся,  что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование

Оценочный этап

Отмечает наиболее активных учащихся выставляет отметки по результатам работы на уроке.

Слушают комментарии учителя.

Домашнее задание

Домашнее задание

Формулирует домашнее задание (параграф № 4 подготовить полный или краткий пересказ, ответить на вопрос  № 7 после & 4)

Дополнительное задание (по желанию)

 Из пластилина или полимерной глины  вылепить  вымышленный персонаж,  который сочетал бы в себе черты обитателей всех четырех сред, придумать ему имя и краткую историю про него.

Формулируют уточняющие вопросы, оформляют домашнее задание в дневнике.

Коммуникативные умение воспринимать текст с учетом поставленной задачи, выбирать вид пересказа с учетом поставленной задачи.

Познавательные – умение применять знания в новых ситуациях

Приложение

Приложение 1

Синквейн

Синквейн(от французского «5») – малая стихотворная форма, которая используется для фиксации оценок участников обучения Ученик сам себе дает отчет в том, принял он изучаемый материал или нет. Синквейн строится по следующим правилам:

1) в первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным);

 2) во второй строчке дается описание темы в двух словах (два прилагательных);

3) в третьей строчке дается описание действия в рамках данной темы тремя словами;

4) в четвертой строке – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме;

5) в пятой строке – повторение сути темы другим словом на эмоциональном или философско-обобщенном уровне.

Пример синквена

СЕРДЦЕ

мышечное, четырехкамерное

работает, сокращается, перекачивает

жизненно важный орган

МОТОР


Приложение 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по биологии 5 класс. "Строение клетки"

Технологическая карта урока построена с требованиями ФГОС....

Химический состав клетки - технологическая карта урока.

Данная разработка урока по теме «Химический состав клетки»  составлена для УМК Пономаревой И.Н. и соответствует  требованиям ФГОС второго поколения. Урок биологии разработан для учащихся 5 к...

Технологическая карта урока биологии в 5 классе «Химические вещества клетки»

Технологическая карта урока биологии в 5 классе "Химические вещества клетки" по учебнику Пономарёва И.Н. ( по требованиям ФГОС)....

Технологическая карта урока Жизненный цикл клетки: митоз и амитоз.

Предмет: биологияУровень образования: среднее общее образованиеТема урока: Жизненный цикл клетки: митоз и амитоз.Тип урока: комбинированныйФорма проведения урока: индивидуальная, групповая, самостояте...

Технологическая карта урока по теме «Особенности строения растительной клетки»

Подробная технологическая карта урока №2 "Особенности строения растительной клетки" в теме "Клеточное строение растений" в 6 классе...

Открытый урок с технологической картой по теме «Строение растительной клетки».

Задачи урока:1 –образовательные: определить уровень знаний по теме «Строение растительной клетки»; способствовать выработке умений применять полученные знания при работе со схемами, карточками – задан...