Технологическая карта урока "Строение клетки"
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Технологическая карта урока "Строение клетки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hlobystovak.a.sovremennyyurok18-19uchebnyygod.docx | 54.06 КБ |
Предварительный просмотр:
«Современный урок: преемственность в обучении»
Фамилия, имя, отчество | Хлобыстова Карина Александровна |
Образовательное учреждение | МБОУ г Владимира «СОШ № 43им. Ю.Б. Левитана» |
Стаж работы | 21 лет |
Квалификационная категория | Высшая |
Предмет | Биология |
УМК | УМК Пасечника ВВ Биология (5-9 класс) Вертикаль |
Ф. И. О. автора учебника | Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2012 г. |
Тема урока | «Строение клетки» |
Класс | 5 |
Тип урока | Изучения нового материала |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Представленный урок- урок изучения нового материала, второй в разделе «Клеточное строение организмов». Урок построен в логике системно - деятельностного подхода и использованием элементов технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). В ходе урока формируются умения, связанные с пониманием эмпирических методов: понимание хода опыта, назначение отдельных частей экспериментальной установки, отдельных процедур и т.п. Формы работы и используемые методы направлены на формирование умения планировать свою деятельность, организовывать себя, осуществлять самоанализ и самоконтроль, умения обращаться с приборами и лабораторным оборудованием.
Тема урока: «Строение клетки»
Тип урока: Изучения нового материала
Цель урока: Формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие умения работать в группах.
- осознание единства и целостности окружающего мира
- формирование экологического мышления
задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи;
- развитие умения работать с информацией;
- развитие операций мышления: сопоставления, анализа, обобщения, классификации;
- формировать умения оценивать свою деятельность;
-формирование умения грамотно строить речевые высказывания;
- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения;
задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
Оборудование: микроскоп, чашка Петри с препаровальной иглой, предметным и покровным стеклом луковицей лука.
Литература для учителя:
- Под ред. Асмолова А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011. – 159с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. [Текст] – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – Стандарты второго поколения. - ISBN 978-5-09-023273-9
Технологическая карта урока
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Мотивационно - ориентировочный этап урока | ||||
Организационный этап | Приветствует учащихся. Проводит инструктаж техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием | Приветствуют учителя. Выслушивают инструктаж. Задают уточняющие вопросы. | Коммуникативные УУД: -адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации; -задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение. | |
Этап актуализации | Обращает внимание на оборудование находящееся на рабочих столах учащихся. Формулирует вопросы: - Какие предметы, находящиеся на ваших партах вам известны? -Расскажите о назначении данного оборудования. | Рассматривают объекты. Отвечают на вопросы учителя | Коммуникативные - умение слушать и вступать в диалог Познавательные - Регулятивные- умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их | |
Этап проблематизации | Раздает по 4 цветных пустых конверта (цвета соответствуют цветам команд) и дает задание: -Распределите организмы на 4 группы. -Объясните, по какому признаку вы разделили живые организмы. -Предложите, как можно назвать тему нашего урока? | Определяют признак классификации. Распределяют организмы на обитателей разных сред жизни. Капитаны команд на доске с помощью магнитов прикрепляют карточки с изображениями обитателей одной из сред (соответствующих цвету конверта и цвету команды) Проверяют правильность выполнения задания. Исправляют выявленные ошибки Формулируют тему урока записывают ее в тетрадь | ||
Этап целеполагания | Помогает сформулировать задачи урока используя вопросы: Что вы уже знаете о среде обитания? Какие среды обитания вам известны? Где вы получили эти знания? Что хотели бы узнать? | Предлагают формулировки задач урока: - используя имеющиеся знания дать определения понятию «среда обитания» - выяснить какие выделяют среды обитания (дать им верные названия) - назвать характерные черты каждой среды - определить какие приспособления есть у живых организмов – типичных представителей каждой среды. | Коммуникативные - умение грамотно выражать свои мысли Познавательные – умение формулировать познавательные задачи. | |
Операционно-исполнительский | ||||
Изучение нового материала А) Характеристика сред обитания | Организует работу с текстом параграфа Координирует работу в парах Определяет порядок учащихся для работы на доске. Подводит итог выполнения задания. (прием – кластер) | Читают параграф и заполняют схему в тетрадях (см. приложение № 3) Обсуждают результаты в парах С помощью файла и электронной доски составляют общую схему (по одному человеку от пары в произвольном порядке) А затем фронтально обсуждают полученную схему Исправляют выявленные ошибки | Коммуникативные - совершенствование навыков работы в группе, умение осуществлять продуктивное сотрудничество со сверстниками -владение монологической и диалогической формами речи Познавательные – поиск и выделение необходимой информации в тексте Регулятивные - работа по алгоритму, ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности (работа со схемой) | |
Б) Приспособления организмов к среде обитания | Организует работу с приложением LearningApps с целью выполнения задания по определению типичных приспособлений организмов к среде обитания. Приспособления к среде обитания Хлобыстова К.А | Выполняют задание | Регулятивные -овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного | |
Первичное закрепление знаний | Предлагает составить синквейн по теме «Среда обитания» | Составляют синквейн (см. приложение № 2) | Познавательные – умение применять знания в новых ситуациях | |
Рефлексивно-оценочный этап | ||||
Этап рефлексии | Формулирует выводы совместно с учениками Раздает задания этапа рефлексии (лист с вопросами) До начала урока я не знал… На уроке я узнал и научился … Хочу еще узнать и научиться … | Выполняют задание (письменно отвечают на вопросы) | Личностные – умение осознавать собственные достижения в процессе учения Коммуникативные умение грамотно выражать свои мысли Познавательные – умение соотносить цель и результат Регулятивные – осознание учащимся, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование | |
Оценочный этап | Отмечает наиболее активных учащихся выставляет отметки по результатам работы на уроке. | Слушают комментарии учителя. | ||
Домашнее задание | ||||
Домашнее задание | Формулирует домашнее задание (параграф № 4 подготовить полный или краткий пересказ, ответить на вопрос № 7 после & 4) Дополнительное задание (по желанию) Из пластилина или полимерной глины вылепить вымышленный персонаж, который сочетал бы в себе черты обитателей всех четырех сред, придумать ему имя и краткую историю про него. | Формулируют уточняющие вопросы, оформляют домашнее задание в дневнике. | Коммуникативные умение воспринимать текст с учетом поставленной задачи, выбирать вид пересказа с учетом поставленной задачи. Познавательные – умение применять знания в новых ситуациях |
Приложение
Приложение 1
Синквейн
Синквейн(от французского «5») – малая стихотворная форма, которая используется для фиксации оценок участников обучения Ученик сам себе дает отчет в том, принял он изучаемый материал или нет. Синквейн строится по следующим правилам:
1) в первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным);
2) во второй строчке дается описание темы в двух словах (два прилагательных);
3) в третьей строчке дается описание действия в рамках данной темы тремя словами;
4) в четвертой строке – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме;
5) в пятой строке – повторение сути темы другим словом на эмоциональном или философско-обобщенном уровне.
Пример синквена
СЕРДЦЕ
мышечное, четырехкамерное
работает, сокращается, перекачивает
жизненно важный орган
МОТОР
Приложение 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по биологии 5 класс. "Строение клетки"
Технологическая карта урока построена с требованиями ФГОС....
Химический состав клетки - технологическая карта урока.
Данная разработка урока по теме «Химический состав клетки» составлена для УМК Пономаревой И.Н. и соответствует требованиям ФГОС второго поколения. Урок биологии разработан для учащихся 5 к...
Технологическая карта урока биологии в 5 классе «Химические вещества клетки»
Технологическая карта урока биологии в 5 классе "Химические вещества клетки" по учебнику Пономарёва И.Н. ( по требованиям ФГОС)....
Технологическая карта урока Жизненный цикл клетки: митоз и амитоз.
Предмет: биологияУровень образования: среднее общее образованиеТема урока: Жизненный цикл клетки: митоз и амитоз.Тип урока: комбинированныйФорма проведения урока: индивидуальная, групповая, самостояте...
Технологическая карта урока по теме «Особенности строения растительной клетки»
Подробная технологическая карта урока №2 "Особенности строения растительной клетки" в теме "Клеточное строение растений" в 6 классе...
Открытый урок с технологической картой по теме «Строение растительной клетки».
Задачи урока:1 –образовательные: определить уровень знаний по теме «Строение растительной клетки»; способствовать выработке умений применять полученные знания при работе со схемами, карточками – задан...