технологическая карта урока Биология 9 класс "Состав внутренней среды организма. Кровь - компонент внутренней среды организма человека."
методическая разработка по биологии (9 класс)
Урок – исследование. Комплексное применение знаний, умений, навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта к теме кровеносная система | 490.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока | |||||||
Используемый УМК (учебно-методический комплекс): УМК «Линия Жизни». В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов «Биология 8 класс», базовый уровень, учебник ФГОС. Под редакцией профессора В.В. Пасечника, 8-е изд. - Москва, «Просвещение», 2019 г. | |||||||
Учебный предмет: Биология | |||||||
Класс: 8 | |||||||
Учитель: Степанова Марина Аркадьевна, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 606 с углубленным изучением английского языка Пушкинского района Санкт-Петербурга. | |||||||
Тема урока: Состав внутренней среды организма. Кровь - компонент внутренней среды организма человека. | Тип: Урок – исследование. Комплексное применение знаний, умений, навыков. | ||||||
Цель урока: Исследование крови человека, изучение строения клеток крови как компонента организма человека. Задачи урока: Формирование знаний об особенностях строения клеток крови, ознакомление учащихся с разнообразием строения клеток крови. Формирование знаний учащихся о функциях, выполняемых эритроцитами, лейкоцитами и тромбоцитами. Совершенствование навыков работы с микроскопом и микропрепаратами. Формирование знаний об исследовании И.И. Мечникова в области фагоцитоза и иммунитета. | |||||||
Планируемые результаты: | |||||||
Предметные: - умение выявлять признаки биологических объектов; - знание строения клеток крови как компонента внутренней среды; - умение делать выводы по результатам выполненной работы; - знание и умение соблюдать правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ; - знание правил гигиены и их соблюдение. | Метапредметные: Познавательные: -умение анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; - умение отбирать необходимые источники информации. Регулятивные: - умение определять цель учебной деятельности; - умение использовать в работе инструменты и приборы. Коммуникативные: - умение высказывать свою точку зрения; умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи. | Личностные: - мотивация к получению новых знаний и дальнейшему изучению естественных наук. | |||||
Ресурсы урока: Учебник. В.В. Пасечник «Линия Жизни». Биология 8 класс – М: Просвещение, 2019. Биология. Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор. «Биология. В 3 томах», М.,2013. Интерактивный материал: Презентация к уроку: https://drive.google.com/file/d/1vJm8UIsu0n5aSbbs1u4FCpV__8KEKoB8/view?usp=sharing [1] Маршрутные карты: https://docs.google.com/document/d/1-Pcp1Pio-s6yVvmQ96jT04nPPcZT3TpV/edit https://docs.google.com/document/d/1yyU3OSPLAqMhfcAU0-T-jikIWve-p6P8/edit https://docs.google.com/document/d/1gu2DCkz8R4HJVMbISywbmZqnhWZEchC2/edit https://docs.google.com/document/d/17o9_RbENf_jVrZu35yMMkUZvyC2hird3/edit Интерактивная доска, занятие проходит с использованием ноутбуков мобильного компьютерного класса с возможностью выхода в сеть Интернет, презентация урока и маршрутные карты опубликованы на GOOGLE CLASSROOM Код курса 7sque7c , на google диске [2] Материалы и инструменты: ноутбуки, микроскопы, готовые микропрепараты. Формы работы: фронтальная; групповая | |||||||
Ход урока: | |||||||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учеников | ||||||
Мотивация к деятельности | |||||||
Зинаида Гиппиус Кровь Я призываю Любовь, Я открываю Ей сердце. Алая, алая кровь, Тихое, тихое сердце. Руку мою приготовь, Верой овей мое сердце. Алая, алая кровь, Тихое, тихое сердце. Тайному не прекословь. В Тайне теперь мое сердце. Алая, алая кровь, Тихое, тихое сердце. Источник: [3] | Ученики рассуждают, отвечают на вопросы учителя. | ||||||
Актуализация необходимых знаний | |||||||
На эти и другие вопросы мы будем искать ответы сегодня на уроке.
Создание проблемной ситуации. Кровь – удивительная жидкость, которую философы Древней Греции считали носителем души, ею скрепляли священные клятвы, ее приносили в жертву богам. С древних времен интерес к этой красной жидкости организма не случаен. Значительная кровопотеря при ранении была причиной угасания жизни человека. Доноры своей кровью спасают другие жизни. В наше время донорскую кровь, содержащую антитела, используют для лечения людей переносящих Covid-19 в тяжелой форме. Почему можно поставить знак равенства между понятиями «кровь» и «жизнь»? Почему существование клеток нашего организма связано с жидкой средой? Почему так важно присутствие крови в организме? На какие вопросы нам необходимо найти ответ, чтобы понять эту ситуацию? На доске цели урока:
| Учащиеся отвечают на вопросы, используя свои знания, наблюдения и опыт, заполняют первые две графы таблицы:
| ||||||
Организация познавательной деятельности | |||||||
Исследование. Работа в группах (15 мин.). Класс делится на 4 группы. К каждой группе прикрепляется помощник учителя. Помощники учителя должны заранее подготовиться к данной работе. При выполнении заданий помощники следят за индивидуальной работой учеников во время работы в группах, ведут подсчёт баллов. Для каждой группы подготовлен маршрутный лист с заданиями. Маршрутные листы опубликованы на Classroom и google диске. Все задания выполняют с использованием интернет – ресурсов. Ссылки на задания и маршрутный лист опубликованы на GOOGLE CLASSROOM [4] Код курса 7sque7c Маршрутные карты: https://docs.google.com/document/d/1-Pcp1Pio-s6yVvmQ96jT04nPPcZT3TpV/edit https://docs.google.com/document/d/1yyU3OSPLAqMhfcAU0-T-jikIWve-p6P8/edit https://docs.google.com/document/d/1gu2DCkz8R4HJVMbISywbmZqnhWZEchC2/edit https://docs.google.com/document/d/17o9_RbENf_jVrZu35yMMkUZvyC2hird3/edit Совместным продуктом работы каждой группы являются презентации, состоящие из трех слайдов, подготовленные по результатам выполнения заданий. | Работа в группах. Учитель и четыре помощника учителя координируют работу групп. Учащиеся занимаются постановкой целей и задач, формулируют проблему, выдвигают гипотезы решения вопросов, поставленных перед ними, выполняют лабораторные наблюдения, делают анализ выполненных исследований и выводы. Далее учащиеся заполняют графу таблицы «Что мы узнали».
| ||||||
Обмен информацией. Сортировка и классификация информации. Каждая группа в течение 5 минут представляет результаты исследования по одному из заданий. Помощник учителя, работающий с данной группой, выводит на интерактивную доску продукт, выполненный выступающей группой. После коллективного обсуждения учитель выводит на доску варианты ответов других групп. Делается вывод по каждому заданию. | - Каждая группа по очереди представляет свой проект в виде трех слайдов презентации (результат исследования по одному из заданий). Участники других групп комментируют, обсуждают, соглашаются, спорят. Учащиеся исправляют ошибки, дополняют ответы своих групп. | ||||||
Задание № 1 | |||||||
Задание № 2 Работа с микропрепаратом.
| |||||||
Задание № 3 Работа с микропрепаратами.
| |||||||
Задание № 4 Работа с микропрепаратом.
Задание №5 Работа с микропрепаратом.
| |||||||
Связывание информации (10 мин.).
| Дети рассуждают. | ||||||
Сверим наши предположения о строении и функциях клеток крови с предложенными схемами, таблицами и выводами, сделанными в презентации. [13] | Учащиеся читают, дают заключение:
Наши выводы совпали, / не совпали. | ||||||
Рефлексия деятельности | |||||||
Самоанализ и самооценка ученика Самоанализ Задание на самоанализ. Найдите ошибку в тексте: Эритроциты – красные кровяные клетки. Они очень малы. В 1 мм3 их 10 млн. Зрелые эритроциты имеют мелкие ядра. Это клетки шаровидной формы, не способные к самостоятельному движению. Внутри клеток находится гемоглобин – соединение белка и меди. Основная функция эритроцитов – транспорт питательных веществ. Эритроциты человека имеют размер значительно меньше эритроцитов лягушки. Лейкоциты мельче эритроцитов, имеют нитевидное тело и хорошо выраженное ядро. В 1 мм3 крови их от 9 до 15 тыс. Как и эритроциты, лейкоциты не способны самостоятельно передвигаться. Лейкоциты пожирают бактерии, попавшие в организм. Такой способ питания называется пиноцитоз. Тромбоциты – это кровяные пластинки, отвечающие за иммунитет организма. Продолжительность их жизни 5-7 дней. Задание на самооценку. Закончите предложения. Я - не допустил ни одной ошибки, доволен(льна) ……………….. результатами сегодняшнего исследования. Я - допустил неточность, ……………….. надо постараться и успех обязательно будет! Ребятам выдаётся цветная бумага, предлагается в течение минуты выразить своё ощущение, настроение на уроке в виде рыбки. Затем все рыбки приклеиваются на общий лист. Информация о домашнем задании https://drive.google.com/file/d/1vJm8UIsu0n5aSbbs1u4FCpV__8KEKoB8/view?usp=sharing [1] слайд №21 | Ребята находят предложения с ошибками. Подводится итог урока. |
Список источников и литературы
В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов «Биология 8 класс»,
Учебник ФГОС. Под редакцией профессора В.В . Пасечника.- 8-е изд.- Москва, «Просвещение», 2019 г.).
Биология, Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ, Лернер Г.И., 2016
Большая энциклопедия, Тело человека, Кошевар Д.В., 2016
Человек, Лелюхина М.Д., Чудова А.В., 2015
Интересные факты о человеке, или Всё, что вы не знали о себе, Левинсон К., 2013
Приложение 1 Приложение 2
Приложение 3 Приложение 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"
Разработка урока...
Презентация к уроку анатомии Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.
Данная презентация может быть использована при проведении урока "Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма". Она содержит иллюстративный материал по теме. В целях сохранения здоровья уча...
презентация к уроку биологии 8 кл. по теме Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма
Презентация содержит материал для изучение новой темы и лабораторную работу по теме Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом...
Презентация к уроку "Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"
Презентация к уроку по программе В.В.Пасечника...
Разработка урока по теме "Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"
В данной разработке представлен урок-путешествие, в ходе которого учащиеся знакомятся с понятием внутренней среды организма и изучают ее основной компонент кровь....
Урок "Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"
Данный урок является первым по теме " Внутренняя среда организма" в цикле уроков по УМК по биологии для 8 класса " Человек", авторов Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев.Цель ...