технологическая карта урока Биология 9 класс "Состав внутренней среды организма. Кровь - компонент внутренней среды организма человека."
методическая разработка по биологии (9 класс)

Степанова Марина Аркадьевна

Урок – исследование. Комплексное применение знаний, умений, навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Используемый УМК (учебно-методический комплекс):

УМК «Линия Жизни». В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов «Биология 8 класс», базовый уровень, учебник ФГОС. Под редакцией профессора В.В. Пасечника, 8-е изд. - Москва,        «Просвещение», 2019 г.

Учебный предмет:

Биология

Класс:

8

Учитель: Степанова Марина Аркадьевна, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 606 с углубленным изучением английского языка Пушкинского района Санкт-Петербурга.

Тема урока: Состав внутренней среды организма. Кровь -  компонент внутренней среды организма  человека.

Тип: Урок – исследование. Комплексное применение знаний, умений, навыков.

Цель урока: 

Исследование  крови человека, изучение строения клеток крови  как компонента  организма человека.

Задачи урока:

Формирование знаний об особенностях строения клеток крови, ознакомление учащихся с разнообразием строения клеток крови.

Формирование знаний учащихся о функциях, выполняемых эритроцитами, лейкоцитами и тромбоцитами.

Совершенствование  навыков работы с микроскопом и микропрепаратами.

Формирование знаний об исследовании И.И. Мечникова в области фагоцитоза и  иммунитета.

Планируемые результаты:

Предметные:

- умение выявлять признаки биологических объектов;

- знание строения клеток крови  как компонента  внутренней среды;

- умение делать выводы по результатам выполненной работы;

- знание и умение соблюдать правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ;

- знание правил гигиены и их соблюдение.

Метапредметные:

Познавательные:

-умение анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- умение отбирать необходимые источники информации.

Регулятивные:

- умение определять цель учебной деятельности;

- умение использовать в работе инструменты и приборы.

Коммуникативные:

- умение высказывать свою точку зрения;

­ умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Личностные:

- мотивация к получению новых знаний и  дальнейшему изучению естественных наук.

Ресурсы урока:

Учебник.  В.В. Пасечник «Линия Жизни». Биология 8 класс – М: Просвещение, 2019.

Биология. Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор. «Биология. В 3 томах», М.,2013.

Интерактивный материал: 

Презентация к уроку:

 https://drive.google.com/file/d/1vJm8UIsu0n5aSbbs1u4FCpV__8KEKoB8/view?usp=sharing  [1]

Маршрутные карты:

https://docs.google.com/document/d/1-Pcp1Pio-s6yVvmQ96jT04nPPcZT3TpV/edit

https://docs.google.com/document/d/1yyU3OSPLAqMhfcAU0-T-jikIWve-p6P8/edit

https://docs.google.com/document/d/1gu2DCkz8R4HJVMbISywbmZqnhWZEchC2/edit

https://docs.google.com/document/d/17o9_RbENf_jVrZu35yMMkUZvyC2hird3/edit

Интерактивная доска, занятие проходит с использованием ноутбуков мобильного компьютерного класса  с возможностью выхода в  сеть Интернет, презентация урока и маршрутные карты опубликованы на GOOGLE CLASSROOM Код курса

7sque7c   , на google диске [2]

Материалы и инструменты: ноутбуки, микроскопы,  готовые микропрепараты.

Формы работы: фронтальная;  групповая

Ход урока:

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учеников

Мотивация к деятельности

Зинаида Гиппиус

Кровь

Я призываю Любовь,

Я открываю Ей сердце.

Алая, алая кровь,

Тихое, тихое сердце.

Руку мою приготовь,

Верой овей мое сердце.

Алая, алая кровь,

Тихое, тихое сердце.

Тайному не прекословь.

В Тайне теперь мое сердце.

Алая, алая кровь,

Тихое, тихое сердце.

Источник: [3]

Ученики рассуждают, отвечают на вопросы учителя.

Актуализация необходимых знаний

  •  назовите классы животных, для которых характерно два круга кровообращения, 4 камеры в сердце, теплокровность (млекопитающие и птицы);
  •  для каких классов животных характерно смешивание артериальной и венозной крови (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся);
  • какие структуры организма человека непосредственно контактируют с окружающей средой (эпителиальная ткань, кожа, дыхательная система, анализаторы, рецепторы);
  • какие образования относятся к соединительной ткани (кровь, лимфа);
  •  с помощью каких систем осуществляется транспортировка гормонов, биологически активных веществ к органам и тканям (с помощью кровеносной системы и крови).

На эти и другие вопросы мы будем искать ответы  сегодня на уроке.

 

Создание проблемной ситуации.

Кровь – удивительная жидкость, которую философы Древней Греции считали носителем души, ею скрепляли священные клятвы, ее приносили в жертву богам. С древних времен интерес к этой красной жидкости организма не случаен. Значительная кровопотеря при ранении была причиной угасания жизни  человека. Доноры своей кровью спасают другие жизни. В наше время донорскую кровь, содержащую антитела, используют для лечения людей переносящих  Covid-19 в тяжелой форме.

           Почему можно поставить знак равенства между понятиями «кровь» и «жизнь»?

Почему существование клеток нашего организма связано с жидкой средой?

           Почему  так важно присутствие крови в организме? 

           На какие вопросы нам необходимо найти  ответ, чтобы                 понять эту ситуацию?

На доске цели урока:

  • Исследовать строение клеток крови человека.
  • Доказать, что клетки крови-эритроциты,  выполняют функцию переноса кислорода и углекислого газа.
  • Доказать, что клетки крови лейкоциты (фагоциты) участвуют в создании иммунитета.
  • Определить строение и функцию тромбоцитов.

Учащиеся отвечают на вопросы, используя свои знания, наблюдения и опыт, заполняют  первые две графы таблицы:

Что мы знаем

Что мы хотим узнать

Что мы узнали

Организация познавательной деятельности

Исследование. Работа в группах (15 мин.).

Класс делится на 4 группы. К каждой группе прикрепляется помощник учителя. Помощники учителя должны заранее подготовиться к данной работе. При выполнении заданий помощники следят за  индивидуальной работой учеников во время работы в группах, ведут подсчёт баллов. 

Для каждой группы подготовлен маршрутный лист с заданиями. Маршрутные листы опубликованы на Classroom и  google диске. Все задания  выполняют с использованием интернет – ресурсов. Ссылки на  задания  и маршрутный лист опубликованы на GOOGLE CLASSROOM  [4]   

Код курса

7sque7c

Маршрутные карты:

https://docs.google.com/document/d/1-Pcp1Pio-s6yVvmQ96jT04nPPcZT3TpV/edit

https://docs.google.com/document/d/1yyU3OSPLAqMhfcAU0-T-jikIWve-p6P8/edit

https://docs.google.com/document/d/1gu2DCkz8R4HJVMbISywbmZqnhWZEchC2/edit

https://docs.google.com/document/d/17o9_RbENf_jVrZu35yMMkUZvyC2hird3/edit

Совместным продуктом работы каждой группы являются  презентации, состоящие из трех слайдов, подготовленные по результатам выполнения заданий.

Работа в группах.

Учитель и четыре помощника учителя координируют работу групп.

 Учащиеся занимаются постановкой целей и задач, формулируют  проблему, выдвигают  гипотезы решения вопросов, поставленных перед ними, выполняют лабораторные  наблюдения, делают анализ выполненных исследований и выводы.

Далее учащиеся заполняют графу таблицы «Что мы узнали».

Что мы знаем

Что мы хотим узнать

Что мы узнали

Обмен информацией. Сортировка и классификация информации.

Каждая группа  в течение 5 минут представляет результаты исследования по одному из заданий.

 Помощник учителя, работающий с данной группой, выводит на интерактивную доску  продукт, выполненный выступающей группой. После коллективного обсуждения  учитель выводит на доску варианты ответов других групп. Делается вывод по каждому заданию.

- Каждая группа по очереди представляет свой проект в виде трех слайдов презентации (результат исследования по одному из заданий). Участники других групп комментируют, обсуждают, соглашаются, спорят. Учащиеся  исправляют ошибки, дополняют ответы своих групп.

Задание № 1

  • Изучите структуру и состав "внутренней среды организма человека".
  • Составьте схему компонентов  внутренней среды человека.
  • Дайте определения и запишите функции жидкостей, составляющих  внутреннюю среду организма.    [5] [6]

Задание № 2

Работа с микропрепаратом.

  • Выполните практическую работу "Изучение микропрепарата мазок крови человека".
  • Ответьте на вопросы учебника (страница 65, вопросы№ 1.2,3).
  • Зарисуйте рисунок «мазок крови человека», подпишите клетки крови, сделайте выводы и результаты исследования о строении и функциях, запишите в тетрадь .  [7]

Задание № 3

Работа с микропрепаратами.

  • Выполните практическую работу "Изучение микропрепарата «Строение эритроцитов крови человека и лягушки»".
  • Ответьте на вопросы учебника (страница68, вопросы №1.2,3) , запишите результаты исследования в тетрадь.
  • Сделайте вывод по отличительным признакам эритроцитов человека и лягушки (строение и связанные со строением выполняемые функции).

[8]

Задание № 4

Работа с микропрепаратом.

  • Выполните практическую работу "Изучение микропрепарата мазок крови человека-строение лейкоцитов".

  • Изучите строение лейкоцитов, работу И.И. Мечникова по фагоцитозу.

[9] [10]

  • Сделайте рисунок препарата «мазок крови человека», подпишите лейкоциты.
  • Сформулируйте  выводы, результаты исследования о строении и выполняемых функциях лейкоцитов, запишите в тетрадь.

Задание №5

Работа с микропрепаратом.

  • Выполните практическую работу "Изучение микропрепарата мазок крови человека-строение тромбоцитов"[11].
  • Прочитайте статью учебника о строении и функциях тромбоцитов на  странице 66.
  • Ответьте на вопрос №1, зарисуйте рисунок «мазок крови человека», подпишите тромбоциты. Выводы и результаты исследования о строении и функциях запишите в тетрадь.

Связывание информации (10 мин.).

  • Прочитайте тему и цели нашего урока.
  • Какие жидкости входят в состав внутренней среды организма?
  • Можно ли сказать, что кровь является защитным барьером   организма человека?
  • Сравните сделанные вами выводы с опубликованными в презентации выводами [12].
  • Совпали ли они?
  • На все ли вопросы мы сегодня нашли ответ?
  • Что вы можете сказать о явлениях: «фагоцитоз», «иммунитет»  и причинах их возникновения у человека?

Дети рассуждают.

Сверим наши предположения о строении и  функциях клеток крови с предложенными схемами, таблицами и выводами, сделанными в презентации. [13]

Учащиеся читают, дают заключение:

  • внутренняя среда организма состоит из трёх жидкостей;
  • кровь – это жидкая соединительная ткань красного цвета, состоящая из межклеточного вещества-плазмы и форменных элементов  крови;
  • эритроциты лягушки значительно крупнее, чем эритроциты человека;
  • количество эритроцитов в 1мм3 крови человека во много раз больше, эритроциты человека имеют форму двояковогнутого диска, а у лягушки они овальной формы;
  • в зрелых эритроцитах человека отсутствуют ядра, тогда как в эритроцитах лягушки ядра есть.
  •  фагоцитоз- активный захват и поглощение живых клеток и неживых частиц особыми клетками-фагоцитами.

 Наши выводы совпали, / не совпали.

Рефлексия деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Самоанализ

Задание на самоанализ.

Найдите ошибку в тексте:

Эритроциты – красные кровяные клетки. Они очень малы. В 1 мм3 их 10 млн. Зрелые эритроциты имеют мелкие ядра. Это клетки шаровидной формы, не способные к самостоятельному движению. Внутри клеток находится гемоглобин – соединение белка и меди. Основная функция эритроцитов – транспорт питательных веществ. Эритроциты человека имеют размер значительно меньше эритроцитов лягушки.

Лейкоциты  мельче эритроцитов, имеют нитевидное тело и хорошо выраженное ядро. В 1 мм3 крови их от 9 до 15 тыс. Как и эритроциты, лейкоциты не способны самостоятельно передвигаться. Лейкоциты пожирают бактерии, попавшие в организм. Такой способ питания называется  пиноцитоз. Тромбоциты – это кровяные пластинки, отвечающие за иммунитет организма. Продолжительность их жизни 5-7 дней.

 Задание на самооценку. Закончите предложения.

Я - не допустил ни одной  ошибки,  доволен(льна) ……………….. результатами сегодняшнего исследования.

Я - допустил неточность, ……………….. надо постараться и успех обязательно будет!

Ребятам выдаётся цветная бумага, предлагается   в течение минуты выразить своё ощущение, настроение на уроке в виде рыбки. Затем все рыбки приклеиваются на общий лист.

Информация о домашнем задании

https://drive.google.com/file/d/1vJm8UIsu0n5aSbbs1u4FCpV__8KEKoB8/view?usp=sharing  [1]

слайд №21

Ребята находят предложения с ошибками. Подводится итог урока.

Список источников и литературы

В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов «Биология 8 класс»,

Учебник ФГОС. Под редакцией профессора В.В . Пасечника.- 8-е изд.- Москва,               «Просвещение», 2019 г.).

Биология, Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ, Лернер Г.И., 2016

Большая энциклопедия, Тело человека, Кошевар Д.В., 2016

Человек, Лелюхина М.Д., Чудова А.В., 2015

Интересные факты о человеке, или Всё, что вы не знали о себе, Левинсон К., 2013

Приложение 1        Приложение 2

C:\Users\Учитель\Desktop\IMG_1898.JPG
C:\Users\Учитель\Desktop\IMG_1901 (1).JPGC:\Users\Учитель\Desktop\IMG_1900.JPG


Приложение 3                                                                  Приложение 4C:\Users\Учитель\Desktop\IMG_1924.JPGC:\Users\Учитель\Desktop\IMG_1921.JPG

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку анатомии Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

Данная презентация может быть использована при проведении урока "Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма". Она содержит иллюстративный материал по теме. В целях сохранения здоровья уча...

презентация к уроку биологии 8 кл. по теме Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма

Презентация содержит материал для изучение новой темы и лабораторную работу по теме Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом...

Разработка урока по теме "Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"

В данной разработке представлен урок-путешествие, в ходе которого учащиеся знакомятся с понятием внутренней среды организма и изучают ее основной компонент кровь....

Урок "Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"

Данный урок является первым по теме " Внутренняя среда организма" в цикле уроков по УМК по биологии  для 8 класса " Человек", авторов Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев.Цель ...