Технологическая карта урока "Среды жизни планеты Земля"
методическая разработка по биологии (5 класс)

Жалсараева Марина Анатольевна

Технологическая карта.   Тема урока: “Среды жизни  планеты Земля”.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта.   Тема урока: “Среды жизни  планеты Земля”.

Этап урока

Содержание учебного материала

Функции и виды деятельности учителя

Формы и виды деятельности учащихся

Планируемые результаты УУД

I.Организационный этап

СЛАЙД.

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на работу.

У каждого ученика имеются сигнальные карточки, лист оценивания (Заполняется самостоятельно в процессе урока).

Личностные УУД:

создание    условий   для возникновения  внутренней потребности включения в учебную деятельность; 

Коммуникативные УУД:

сотрудничество с учителем и сверстниками 

II.Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

Письменный блиц- опрос.

Сообщение темы и целей урока.

Постановка цели и задач урока

Представьте такую ситуацию: вы все являетесь сотрудниками общества «Юные биологи», и вас просят дать интервью на тему: «Значение живых организмов в природе и жизни человека». В роли журналиста буду выступать я,  так как вы еще пока «юные биологи».  Помните, что в интервью всегда формулируются краткие, но четкие ответы. Итак, начнѐм:

Карточка №1.

СЛАЙД : Тема урока: Среды жизни планеты Земля. Приспособленность к среде обитания.

. – Как вы думаете, как можно сформулировать цели урока?

Что нам предстоит изучить?

 С чем познакомиться?

СЛАЙД: Цели урока: Узнать какие среды жизни существуют на нашей планете, кто её обитатели

Задачи урока:

-Что такое среда жизни / среда обитания

-Какие среды жизни существуют на Земле

- Каковы условия жизни в этих средах

-Что позволяет живым организмам обитать в той или иной среде, каковы их приспособления.

А для чего нам эта информация? (Мотивация)

Вопросы :

1. При изучении чего-либо человек всегда оценивает пользу и возможный вред. Существуют ли в природе живые организмы, вредные для человека? В чѐм заключается их вредное воздействие?

 2. Какие живые организмы полезны человеку?

3. Существуют ли организмы для человека вредные, но в природе – полезные? Докажите.

4. Почему же в природе не бывает вредных организмов?

5. Почему важно охранять и вредных и полезных живых организмов (биологическое разнообразие)?

Обобщает ответы учеников, устно оформляется вывод о приспособлениях к различным средам обитания жизни.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

А теперь, как вы думаете, какой будет тема нашего урока?

 Озвучивание темы.

Вопрос к классу.

(Мотивация )

Задает вопрос классу

Отвечают.

Выполняют задание, выполняют взаимопроверку, оценку выводят по критериям.

Из полученных слов выводят словосочетания.

 Формулируют  тему, Определяют цель и задачи урока.

Записывают тему себе в тетрадь.

Составляют план своей деятельности на уроке (определяют основные задачи)

Ответы учащихся.

Коммуникативные

организовать постановку проблемы через побуждающий от проблемной ситуации диалог 

Познавательные УУД

-Развиваем умения ориентироваться в своей системе знаний: - отличать новое от уже известного с помощью учителя  

Регулятивные УУД

-Высказывать своё предположение

Предметные:

-повторение изученного материала, необходимого «для открытия нового знания».

Познавательные УУД

-Продолжить формирование умения работать  с учебником и дополнительной литературой

-Продолжить формирование умения находить  отличия, работать с информационными текстами,    объяснять значения новых слов,  сравнивать и выделять признаки, заполнять таблицы  

Коммуникативные УУД

-Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе,  умения слушать товарища и обосновывать свое мнение,

умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД        

-Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

Личностные УУД

- Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

III. Изучение нового материала.

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).

СЛАЙД.  Демонстрация живых организмов на экране.

 Посмотрите на изображения различных живых организмов.  

Почему они такие разные? Почему так отличаются друг от друга? Значит, среда жизни - это и есть те условия, в которых обитает организм ?

Сформулируйте чѐтко: Что такое среда обитания или среда жизни? Среда жизни – это условия, окружающие организм. (запись в тетради) ? Какие среды жизни вы знаете? Давайте обсудим те условия, которые имеются в данных средах.

Карточки №2 с таблицей. Один вариант заполняют вместе с учителем,  остальные заполняют индивидуально.

Опираясь на данные таблицы, обозначьте чѐтко условия жизни в водной среде. Учащиеся дают описание  условия существования в водной среде  жизни и других.

Все эти условия жизни подходят организму, изображѐнному на экране (осьминог).

СЛАЙД. Скажите, встречали ли вы осьминогов в Байкале или озѐрах нашего района? Почему? Значит очень важным условием является?????….. (солѐность воды) ???

 Назовите обитателей пресных водоѐмов

Назовите обитателей солѐных вод.

Обобщает ответы учеников, устно оформляется вывод о приспособлениях к различным средам обитания жизни.

Задает проблемный вопрос.

отвечают на вопросы учителя.

потому, что они живут в разных условиях, в разных средах.

-водная - почвенная -наземно-воздушная –организменная.

Отвечают.

Учащиеся делают запись в карточках

Называют обитателей пресных и соленных водоемов, делают выводы о условиях существования.

 

Познавательные УУД:  умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Коммуникативные УУД:

Аргументация своего мнения и позиции в  коммуникации.

Познавательные УУД:

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;

– подведение под понятие;

Физкультминутка.

Руки тянем в потолок,

Будто к солнышку цветок.

(потягивание, руки вверх)

Мы попрыгаем немного.

(прыжки на месте)

И пройдемся по дороге.

(ходьба на месте)

За столы садимся дружно-

Нам теперь учиться нужно.

(дети садятся за парты)

Включает музыку.

.

Формирование коммуникативных умений.

СЛАЙД   Характеристика обитателей водной среды.

Приспособления к водной среде обитания

обтекаемая форма тела, наличие слизи на теле, плавники,

ласты, подкожный слой жира

Приспособительные особенности животных и растений:

крылья; конечности для передвижения по твердой поверхности; шерсть; перья;

приспособления для экономного расходования влаги;

приспособления для опыления растений.

СЛАЙД : Земноводные – организмы, живущие в наземно-воздушной и водной среде.

Обратить внимание на организмы, обитающие в двух и более средах: бактерии, лягушки, мыши.

СЛАЙД : Обитатели почвенной среды

В таблице у нас осталось три незаполненных столбца. Предлагаю вам заполнить их самостоятельно, опираясь на материал учебника.

Группа 1  с. 75 текст + рис. 64 Почвенная среда,

Группа  2  с. 76 текст + рис. 64 Наземно – воздушная среда,

Группа  3  с. 77 текст + рис. 64-65 Организменная среда.  

Вопрос к классу.

Контролирует работу в группах

отвечают на вопросы учителя.

Обозначают обитателей для данной среды,  слушают и обсуждают  полученные результаты, записывают в свои  таблицы.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы

IV. Этап закрепления знаний

(Закрепление)

Исследование. Проведем его на примере животных. На столе у каждой группы имеется иллюстрации.  Изучите все  иллюстрации и выясните, обитатели какой среды вам даны и какие приспособления есть у животных для обитания в этой среде. Обсуждение с представителем каждой группы.

 Почему так важно наличие этих приспособлений?

Выводы: 1. Какие среды жизни есть на Земле?

 2. Одинаковы ли эти среды по условиям обитания?

3. Почему живые организмы живут в строго определѐнной среде?

Слайды.

Мы хорошо с вами поработали, давайте отдохнѐм.  На экране появляются изображения организмов, нужно определить среду обитания каждого (устно).

Последний слайд – сорока (наземно-воздушная среда ). Ребята, интересно ли вам, какой птицей мог бы стать каждый из вас?

Выставление оценок с комментариями.

Обсуждают в группах.

( без них жизнь в данной среде будет невозможна)

отвечают – в  какой среде обитает данный организм.

Познавательные УУД:

Анализируют, обобщают координирование в сотрудничестве разных позиций;

– разрешение конфликтов – контроль;

– коррекция;

– оценка.

Рефлексия

Домашнее задание

ЧТО Я ЗА ПТИЦА? (на экране) Оцени себя.

Критерий

3 балла

2 балла

1 балл

Моя активность на уроке

Высокая

средняя

низкая

Материал урока

Хорошо усвоил

Усвоил частично

Плохо усвоил

Объяснить тему

Могу сам

Могу с подсказкой

Затрудняюсь

А теперь узнаем, что же вы за птицы. Если вы набрали

3-5 баллов – вы воробей, вы собираете знания по зѐрнышку

6-7 баллов – вы соловей, поведайте о своих знаниях другим

 8-9 баллов – вы орѐл, для вас открылись все тайны знаний.

Если ты воробей – параграф – 17, задание 2,3 в рабочей тетради.

Если ты соловей - параграф – 17, задание 4,5 в рабочей тетради.

Если ты орел - написать мини-сочинение об одном из обитателей водной, наземной или почвенной среды.

В начале урока мы составляли ЭКРАН НАСТРОЕНИЯ. Прошу вас оценить цветом своѐ настроение в настоящий момент и поднять карточки. Урок закончен. Спасибо.

Регулятивные УУД:

- осознание того, что уже усвоено

-уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.  

Личностные УУД:

-организовать рефлексию собственной учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока географии в 5 классе "Уникальность планеты Земля".

Технологическая карта урока географии 5 класса "Уникальность планеты Земля."...

Технологическая карта урока "Атмосфера и климаты Земли"

Данный урок проводится в курсе изучения географии 6 класса....

Технологическая карта урока Возникновение жизни на Земле

Технологическая карта урока Возникновение жизни на Земле позволяет учитею выстроить план урока, использовать ее как методический материал для организации занятия. В качестве приложений к технологическ...

Технологическая карта урока на тему "Рельеф Земли.Равнины." 5 класс ФГОС.

Конспект урока в виде технологической карты по теме "Рельеф Земли. Равнины." 5-6 класс учебник " Полярная звезда"....

Технологическая карта на тему "Рельеф Земли.Горы," ФГОС 5класс.

Предлагаю технологическую карту урока в 5 классе по учебнику "Полярная Звезда"....

Технологическая карта урока "Строение Земли.Горные породы"

Технологическая карта урока "Строение Земли.Горные породы" для 5 класса...

Технологическая карта урока "Вулканы Земли". 5 класс

Технологическая карта урока "Вулканы Земли". 5 класс...