II.Актуализация знаний. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
Письменный блиц- опрос.
Сообщение темы и целей урока.
Постановка цели и задач урока
|
Представьте такую ситуацию: вы все являетесь сотрудниками общества «Юные биологи», и вас просят дать интервью на тему: «Значение живых организмов в природе и жизни человека». В роли журналиста буду выступать я, так как вы еще пока «юные биологи». Помните, что в интервью всегда формулируются краткие, но четкие ответы. Итак, начнѐм:
Карточка №1.
СЛАЙД : Тема урока: Среды жизни планеты Земля. Приспособленность к среде обитания.
. – Как вы думаете, как можно сформулировать цели урока?
Что нам предстоит изучить? С чем познакомиться?
СЛАЙД: Цели урока: Узнать какие среды жизни существуют на нашей планете, кто её обитатели Задачи урока: -Что такое среда жизни / среда обитания -Какие среды жизни существуют на Земле - Каковы условия жизни в этих средах -Что позволяет живым организмам обитать в той или иной среде, каковы их приспособления.
А для чего нам эта информация? (Мотивация)
| Вопросы : 1. При изучении чего-либо человек всегда оценивает пользу и возможный вред. Существуют ли в природе живые организмы, вредные для человека? В чѐм заключается их вредное воздействие? 2. Какие живые организмы полезны человеку? 3. Существуют ли организмы для человека вредные, но в природе – полезные? Докажите. 4. Почему же в природе не бывает вредных организмов? 5. Почему важно охранять и вредных и полезных живых организмов (биологическое разнообразие)?
Обобщает ответы учеников, устно оформляется вывод о приспособлениях к различным средам обитания жизни.
Мотивация учебной деятельности учащихся. А теперь, как вы думаете, какой будет тема нашего урока?
Озвучивание темы.
Вопрос к классу.
(Мотивация ) Задает вопрос классу
| Отвечают.
Выполняют задание, выполняют взаимопроверку, оценку выводят по критериям.
Из полученных слов выводят словосочетания.
Формулируют тему, Определяют цель и задачи урока.
Записывают тему себе в тетрадь.
Составляют план своей деятельности на уроке (определяют основные задачи)
Ответы учащихся.
|
Коммуникативные организовать постановку проблемы через побуждающий от проблемной ситуации диалог Познавательные УУД -Развиваем умения ориентироваться в своей системе знаний: - отличать новое от уже известного с помощью учителя Регулятивные УУД -Высказывать своё предположение Предметные: -повторение изученного материала, необходимого «для открытия нового знания».
Познавательные УУД -Продолжить формирование умения работать с учебником и дополнительной литературой -Продолжить формирование умения находить отличия, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки, заполнять таблицы Коммуникативные УУД -Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе, умения слушать товарища и обосновывать свое мнение, умения выражать свои мысли и идеи. Регулятивные УУД -Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
Личностные УУД - Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
|
III. Изучение нового материала. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).
| СЛАЙД. Демонстрация живых организмов на экране. Посмотрите на изображения различных живых организмов.
Почему они такие разные? Почему так отличаются друг от друга? Значит, среда жизни - это и есть те условия, в которых обитает организм ? Сформулируйте чѐтко: Что такое среда обитания или среда жизни? Среда жизни – это условия, окружающие организм. (запись в тетради) ? Какие среды жизни вы знаете? Давайте обсудим те условия, которые имеются в данных средах.
Карточки №2 с таблицей. Один вариант заполняют вместе с учителем, остальные заполняют индивидуально. Опираясь на данные таблицы, обозначьте чѐтко условия жизни в водной среде. Учащиеся дают описание условия существования в водной среде жизни и других. Все эти условия жизни подходят организму, изображѐнному на экране (осьминог). СЛАЙД. Скажите, встречали ли вы осьминогов в Байкале или озѐрах нашего района? Почему? Значит очень важным условием является?????….. (солѐность воды) ??? Назовите обитателей пресных водоѐмов Назовите обитателей солѐных вод.
| Обобщает ответы учеников, устно оформляется вывод о приспособлениях к различным средам обитания жизни.
Задает проблемный вопрос.
| отвечают на вопросы учителя.
потому, что они живут в разных условиях, в разных средах.
-водная - почвенная -наземно-воздушная –организменная.
Отвечают.
Учащиеся делают запись в карточках
Называют обитателей пресных и соленных водоемов, делают выводы о условиях существования.
| Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.
Коммуникативные УУД: Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.
Познавательные УУД: Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; – подведение под понятие; |
| СЛАЙД Характеристика обитателей водной среды.
Приспособления к водной среде обитания обтекаемая форма тела, наличие слизи на теле, плавники, ласты, подкожный слой жира Приспособительные особенности животных и растений: крылья; конечности для передвижения по твердой поверхности; шерсть; перья; приспособления для экономного расходования влаги; приспособления для опыления растений. СЛАЙД : Земноводные – организмы, живущие в наземно-воздушной и водной среде. Обратить внимание на организмы, обитающие в двух и более средах: бактерии, лягушки, мыши. СЛАЙД : Обитатели почвенной среды
В таблице у нас осталось три незаполненных столбца. Предлагаю вам заполнить их самостоятельно, опираясь на материал учебника. Группа 1 с. 75 текст + рис. 64 Почвенная среда, Группа 2 с. 76 текст + рис. 64 Наземно – воздушная среда, Группа 3 с. 77 текст + рис. 64-65 Организменная среда.
| Вопрос к классу.
Контролирует работу в группах | отвечают на вопросы учителя.
Обозначают обитателей для данной среды, слушают и обсуждают полученные результаты, записывают в свои таблицы.
| Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы
|
IV. Этап закрепления знаний
(Закрепление)
|
Исследование. Проведем его на примере животных. На столе у каждой группы имеется иллюстрации. Изучите все иллюстрации и выясните, обитатели какой среды вам даны и какие приспособления есть у животных для обитания в этой среде. Обсуждение с представителем каждой группы. Почему так важно наличие этих приспособлений?
Выводы: 1. Какие среды жизни есть на Земле? 2. Одинаковы ли эти среды по условиям обитания? 3. Почему живые организмы живут в строго определѐнной среде? Слайды. Мы хорошо с вами поработали, давайте отдохнѐм. На экране появляются изображения организмов, нужно определить среду обитания каждого (устно). Последний слайд – сорока (наземно-воздушная среда ). Ребята, интересно ли вам, какой птицей мог бы стать каждый из вас?
| Выставление оценок с комментариями.
| Обсуждают в группах.
( без них жизнь в данной среде будет невозможна)
отвечают – в какой среде обитает данный организм.
| Познавательные УУД: Анализируют, обобщают координирование в сотрудничестве разных позиций; – разрешение конфликтов – контроль; – коррекция; – оценка. |
Рефлексия
Домашнее задание
|
ЧТО Я ЗА ПТИЦА? (на экране) Оцени себя. Критерий | 3 балла | 2 балла | 1 балл | Моя активность на уроке | Высокая | средняя | низкая | Материал урока | Хорошо усвоил | Усвоил частично | Плохо усвоил | Объяснить тему | Могу сам | Могу с подсказкой | Затрудняюсь |
А теперь узнаем, что же вы за птицы. Если вы набрали 3-5 баллов – вы воробей, вы собираете знания по зѐрнышку 6-7 баллов – вы соловей, поведайте о своих знаниях другим 8-9 баллов – вы орѐл, для вас открылись все тайны знаний.
Если ты воробей – параграф – 17, задание 2,3 в рабочей тетради. Если ты соловей - параграф – 17, задание 4,5 в рабочей тетради. Если ты орел - написать мини-сочинение об одном из обитателей водной, наземной или почвенной среды.
В начале урока мы составляли ЭКРАН НАСТРОЕНИЯ. Прошу вас оценить цветом своѐ настроение в настоящий момент и поднять карточки. Урок закончен. Спасибо.
|
|
| Регулятивные УУД: - осознание того, что уже усвоено -уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные УУД: -организовать рефлексию собственной учебной деятельности.
|