Проект тьюторского сопровождения ученицы 6 класса.
план-конспект занятия по биологии (6 класс) по теме

Перова Елена Тимофеевна

Целью индивидуальной образовательной программы является поэтапное усвоение темы «Семя», что позволит систематизировать учебный материал, стимулировать самостоятельность процесса познания. Применение фактического материала обеспечивается выполнением заданий, приведенных в тренировочной части. Самоконтроль усвоения знаний обеспечивается выполнением тестов и других видов контролирующих заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perovaet_marshrut.docx129.44 КБ

Предварительный просмотр:

Проект тьюторского сопровождения ученицы 6 класса

 1. Общая характеристика ребенка, в отношении которого осуществляется тьюторское сопровождение

Ученица; 12 лет. Учебные достижения по разным предметам отличаются, имеет склонность к естественным наукам. В классе не является лидером, скорее отвергаемая, взаимоотношения с одноклассниками сложные, близкая подруга только одна, с которой общается в основном в школе. Отношения с педагогами разные – от равнодушных до приветливых и уважительных. Состояние здоровья – удовлетворительное. Психолого-педагогические особенности, которые желательно учитывать при осуществлении тьюторского сопровождения – талантливый ребёнок, но требует подхода, если не заинтересуется изучаемым вопросом – не станет делать ничего. Особенности семейного окружения, которые могут оказаться существенными с точки зрения реализации познавательных интересов и запросов ребенка – воспитанием занимается в основном бабушка, которая является и авторитетом, и подругой.

 2. Характеристика познавательных интересов ребенка

Приоритетные сферы познавательных и практических интересов ученицы естественные науки; с удовольствием участвует в исследовательской деятельности, нравится готовить дополнительные сообщения, презентации и выступать перед одноклассниками.

 3. Цель индивидуальной образовательной программы

Целью индивидуальной образовательной программы является поэтапное усвоение темы «Семя», что позволит систематизировать учебный материал, стимулировать самостоятельность процесса познания. Применение фактического материала обеспечивается выполнением заданий, приведенных в тренировочной части. Самоконтроль усвоения знаний обеспечивается выполнением тестов и других видов контролирующих заданий.

 4. Задачи индивидуальной образовательной программы

1) изучение биологии на повышенном уровне и получение дополнительной подготовки для сдачи ЕГЭ;

2) углубленное изучение биологии;

3) удовлетворение познавательных интересов в биологической дисциплине.

 5. Карта образовательных ресурсов

А) Учебная литература

  1. Биологические экскурсии/И.В. Измайлов, В.Е. Михлин, Э.В. Шашков и др. — М.: Просвещение, 1983.
  2. Бобров Р.Н. Зеленый патруль: Пособие для учителей.— М.: Просвещение, 1984.
  3. Генке ль П.А. Физиология растений.— М.: Просвещение, 1984.
  4. Емцев В.Т. Рубежи биотехнологии. — М.: Агропромиздат, 1986.
  5. Жизнь растений: В 6 т. — М.: Просвещение, 1976—1982.
  6. Захлебный А.Н., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Охрана природы в школьном курсе биологии. — М.: Просвещение, 1977.
  7. Трайтак Д.И. «Книга для чтения по ботанике»,М. «Просвешение»  1995
  8.  Рохлов В. Теремов А «Занимательная ботаника»,М., «Аст-Пресс»,2002
  9. Клинковская Н.П., Пасечник В.В. Комнатные растения в школе. — М.: Просвещение, 1986.

Б) Внутришкольные ресурсы

  • Исследовательская работа с представлением результатов на районных Вернадовских чтениях.

В) Важнейшие интернет-ресурсы

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/b9d643bb-6185-4142-acbf-ddfde405ee13/

http://iclass.home-edu.ru

http://www.botaniki.ru/

http://plant.geoman.ru

http://www.herba.msu.ru/russian/index.html

http://www.ecosystema.ru

http://www.biolog188.narod.ru

http://www.learnbiology.ru

6. Перечень возможных тем проектов в рамках реализации ИОП

  • проект «Процент всхожести семян»;
  • проект «Условия, необходимые для прорастания семян»;
  • проект «Семя растений – будущая жизнь?».

7. Планируемые образовательные события

Ожидаемый результат:

Успешное освоение темы «Семя» в объеме, предусмотренном выбранным общим учебным планом. Овладение навыками самостоятельной работы. Развитие привычки к самоконтролю и самооценке.  Образовательная составляющая модулей ориентирована на более глубокое и осмысленное изучение практических и теоретических вопросов темы «Семя», демонстрирует значение информационных технологий в обучении биологии.

В результате изучения темы в рамках Программы ученик должен:

- изучить строение и состав семян однодольных и двудольных растений;

- узнать о процессах жизнедеятельности в семени;

- выяснить условия прорастания семян;

уметь:

- распознавать и описывать строение семян однодольных и двудольных растений;

- устанавливать соответствие между частями семени и органами растения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения правил хранения и посева семян.

Планирование учебного материала

Тема

ЗУН

ОУУН

Задания, способы работы

Сроки

Форма контроля

Отметка о выполнении

Многообразие семян. Строение и состав семян.

Знать строение, состав и многообразие семян, значение семян в жизни растений, преимуществам семян перед спорами

Наблюдать,  делать выводы на основе эксперимента, находить главные мысли в учебнике.

Задание 1.

29.02

Рассказ, составление схемы, демонстрация опыта. Самостоятельная работа с текстом учебника по заданиям, выводы.

Строение семян двудольных растений.

Знать строение семян однодольных растений.

Наблюдать составлять схему, зарисовывать, обобщать, делать выводы.

Задание 2

01.03

Проверка заданий и  лабораторной работы.

Строение семян однодольных растений

Знать строение семян двудольных растений.

Работать по инструкции, составлять схему, зарисовывать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Задание 3

03.03

Проверка заданий и  лабораторной работы.

Дыхание семян. Покой семян

Знать материал о дыхании семян,  различии и взаимосвязи процессов дыхания и фотосинтеза, о необходимости сохранения чистоты воздуха. 

Работать по инструкции, составлять схему, зарисовывать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Задание 4.  

05.03

Анализ результатов опытов, выводы.

Сравнение процессов.

Самостоятельная работа с заполнением таблицы.

Прорастание семян. Распространение семян.

Совершенствовать методику постановки отчетов. Учиться анализировать результаты, на их основе делать выводы делать выводы.

Задание 5.

06.03

Составление схем по строению семян.

Анализ результатов опытов, выводы.

Самостоятельная работа с рисунками учебника.

Заключительное тестирование по теме. Задание 6. Подведение итогов.

Что ты должен знать и уметь, усвоив материал этого раздела:

Содержание темы

Семенные растения появились на нашей планете в процессе длительной эволюции, связанной с утверждением все более совершенных путей размножения, распространения и сохранения потомства. С появлением семян растения не только обрели новые способы расселения в «удобной упаковке», но и новые возможности сохранения потомства в наименее уязвимой форме и заботы о нем на ранних стадиях развития. Семя – это зародышевая стадия жизни растительного организма. Оно концентрирует в себе сложнейшую программу роста и развития, отточенную и отшлифованную обстоятельствами и временем.

 Строение семян

Жизнь цветкового растения начинается с семян. Семена растений различаются по форме, окраске, размерам, весу, но все они имеют сходное строение.

Семя состоит из кожуры, зародыша и содержит запас питательных веществ. Зародыш — зачаток будущего растения. Запас питательных веществ семени находится в особой запасающей ткани — эндосперме (от греческих слов «эндос» — внутри и «сперма»). В зародыше различают зародышевые корешок, стебелек, почечку и семядоли. Семядоли — это первые листья зародыша растения. Растения, имеющие в зародыше семени одну семядолю, называют однодольными. К однодольным относят пшеницу, кукурузу, лук и другие растения.

У фасоли, гороха, яблони и многих других зародыши семян имеют две семядоли. Эти растения называют двудольными.

Семена многих растений, например пшеницы, лука, ясеня, имеют маленький зародыш. Почти весь объем их семени занимает запасающая ткань — эндосперм. У других, как у яблони, миндаля, наоборот, зародыш ко времени созревания семени разрастается настолько, что вытесняет и поглощает эндосперм, от которого остается лишь небольшой слой клеток под семенной кожурой. У тыквы, фасоли, стрелолиста, частухи зрелое семя состоит лишь из зародыша и семенной кожуры. У таких семян запас питательных веществ находится в клетках зародыша, в основном в семядолях.

Строение семян однодольных растений. Семена однодольных растений имеют иное строение. Рассмотрим его на примере семян хлебных злаков (пшеница, рожь, кукуруза).

Семя пшеницы одето золотисто-желтым кожистым околоплодником. Он так плотно сросся с семенной кожурой, что разделить их невозможно. Поэтому правильнее говорить не семя пшеницы, а плод, называемый зерновкой.

Семена других однодольных растений, например лука, ландыша, тоже имеют эндосперм, но он окружает зародыш, а не прилегает к нему с той стороны, как у пшеницы и других злаков.

У частухи созревшие семена эндосперма не имеют. Подкововидное семя состоит из тонкой кожуры и зародыша, в семядоле которого сосредоточены все запасы, накопленные при созревании семени.

Итак, семена имеют семенную кожуру и зародыш. У двудольных растений зародыш содержит две семядоли, а запасные питательные вещества обычно находятся либо в самом зародыше, либо в эндосперме. Зародыш однодольных имеет только одну семядолю, а питательные вещества находятся, как правило, в эндосперме.

На суше нашей планеты в современную эпоху, безусловно, доминируют семенные растения, хотя так было далеко не всегда. И здесь одно из существенных, хотя и не самое главное, отличий растений от животных, которые свободно перемещаются в течение всей жизни в пределах ареала, – это постоянное место жительства. Вопрос, что лучше, не уместен: каждому – свое! Зато оседлый образ жизни растений и следовательно, стабильный зеленый покров – непременное условие, большое благо и надежная основа для существования всех прочих форм жизни. Но жизнь не может развиваться, не распространяясь по территории, где есть хоть сколько-нибудь подходящие условия. И тут главную роль играют семена. Мы уже говорили, что семя – это наименее уязвимая форма сохранения жизни в неблагоприятных условиях и наиболее удобная форма для ее распространения. Причем сроки сохранения ее в виде семян зачастую намного превосходят время жизни самой вегетирующей особи, а иногда достигают фантастической продолжительности в тысячи лет. Так, стараниями ученых ожил лотос, пролежавший в торфяниках Манчжурии 2000 лет! В связи с этим встает вопрос: каким образом семена могут сохраняться столь долгий срок?

Забота о потомстве – важнейшая составляющая в жизни всех существ. Нежная, самоотверженная и даже жертвенная забота животных очевидна, наглядна, трогает нас и вызывает умиление. Что же касается растений, то здесь мы воочию наблюдаем активное отторжение потомства. Где же тут забота? Растения пошли иным путем. Если у высокоорганизованных животных оплодотворенная яйцеклетка (за редким исключением) далее непременно должна развиваться поступательно, то растения, если можно так выразиться, «консервируют» зародышевую жизнь. В этом случае срабатывает биохимический механизм, когда в семени вырабатываются специальные вещества (ингибиторы), тормозящие процесс развития до наступления благоприятных условий. Эта защита присуща тем растениям, которым целесообразно приостановить прорастание семени. Оно само в нужное время чутко определит подходящий момент или погибнет по истечении срока всхожести. Защитив потомство таким образом, можно отпустить семена искать счастья по белому свету.

Способы распространения могут быть самыми разнообразными с использованием всех сил живой и так называемой неживой природы. С завидным упорством семенные растения расселяются по земле, преодолевая жару и морозы, засуху и переувлажнение, расстояния и преграды, неся потери и щедро раздавая плоды своего неутомимого молчаливого труда. Не преследуя цели рассмотреть все возможные варианты распространения, давайте обратим внимание на некоторые из них.

Весна не только пробуждает к активной жизни «заснувшие» на зиму растения, но и стимулирует у большинства из них весеннее или раннелетнее цветение. Летом же, во время буйной вегетативной жизни, идет активное производство питательных веществ, а к завершению цикла – накопление их в семенах ради сильного здорового и прекрасного потомства. В жизни природы неизменно и несокрушимо действует принцип: «Все лучшее – будущим поколениям!» А в цепи многочисленных пищевых связей в природе плоды или семена в силу своей питательности и замечательных целебных качеств стали нужной и необходимой пищей и оздоровительным средством для множества других живых существ, в том числе и людей, при этом далеко не всегда без явной выгоды для растений. Возьмем нашу обыкновенную лесную рябину. Как она распространяется?  Ее разносят птицы, поедая ягоды с семенами. И полагаясь на них как на главных разносчиков, рябина одевает семена в жесткую оболочку, не поддающуюся перевариванию в пищеварительном тракте птиц. Давайте вспомним, у каких еще растений вызревают семена в окружении вкусной и питательной мякоти нередко привлекательно ярко окрашенных плодов (истинных или ложных, сейчас неважно), которые с удовольствием поедают животные.

Многие сухие плоды и семена не очень привлекательны для животных. На поверхности таких семян образуются многочисленные выросты, крючочки и прицепки, прикрепляющие их к шерсти животных. Другая находка природы – это, когда вырабатываются многочисленные механизмы разбрасывания семян из подсыхающего плода. Например, винтообразно скручиваются створки. Семена многих растений разносятся ветром. Так распространяются семена ели, сосны, плоды одуванчика и других сложноцветных со своими парашютиками, крылатки клена, опушенные семена кипрея (Иван-чая), маленькие семена тополей в пушистом одеянии (мы их называем тополиным пухом) и совсем крошечные и легкие семена орхидей и т.д.

Очень часто многочисленные способы действуют совместно в разнообразных комбинациях, и это способствует еще большему успеху. Нет предела фантазиям, изобретениям и находкам природы. Они не только могут соперничать с разумными решениями мыслящих существ, но и представляют собой неисчерпаемый источник знаний, зачастую становясь примером для подражания.

С появлением и развитием земледелия между людьми и растениями установились совершенно особые отношения, когда, ломая все временные критерии, чутко отзываясь на заботу, уход и внимание, растения при систематическом отборе в короткие сроки изменяют свою природу в соответствии с желаниями людей, поражая и радуя их своей щедростью. Семеноводство и селекция стали важными отраслями науки и сельскохозяйственной практики, обеспечивая население планеты необходимыми продуктами питания. А в целом семена – щедрый и неоценимый дар природы для всего сущего на Земле.

«Доброе семя – в добрую почву» – вот девиз и главный принцип земной жизни в прямом и переносном смысле.

Интересное о семенах!

1. Самые крупные семена двулопастной формы у пальмы.

Родом с Сейшельских островов. Их длина 30-45 см, вес до 15 кг в 30 млн. раз тяжелее ,чем у березы. Созревает семя в течение 7-10 лет, а прорастает 1-1,5 года. Молодое растение получает питательные вещества от него в течение 3-5 лет. Обычно семена не имеют периода покоя, при хранении быстро теряют всхожесть.

2. Самые мелкие, меньше мм., семена у орхидей, 50 000 таких семян весят 0,1 г. Очень мелкие семена у белозера(отдельное семя весит 0,00003 г), у осины – 50 000 семян весят – 4 г.Такие семена как пылинки подхватываются и разносятся ветром. Но мелкие семена имеют и маленький зародыш – у орхидей он состоит из 30 клеток, мало запасных питательных веществ, поэтому для прорастания требует идеальных условий и быстро теряют всхожесть.

Так семена грушанки и орхидей прорастают только с помощью микоризных грибов, а семена осины и тополя уже через несколько часов теряют всхожесть.

3. У подавляющего большинства цветковых растений созревшие семена не способны сразу прорастать. Они находятся в состоянии так называемого покоя. Обычный случай вынужденного – это сухие семена.

У некоторых растений сухие семена сохраняют всхожесть в течение нескольких лет, а иногда в течение десятков и даже сотен лет.

Если подсушенные семена хранить в герметических условиях, при температуре близкой к абсолютному нулю они сохраняют жизнедеятельность практически бесконечно.

4. Наибольшая долговечность свойственна “твердым семенам”. Так удалось прорастить семена лотоса, пролежавшие в торфянике Манжурии более 1000 лет. Еще большую долговечность обнаружили семена люпина, извлеченные из льдов(занесенных с почвой) Аляски – их возраст 10 000 лет.

Самостоятельная работа учащихся

Методические советы по выполнению самостоятельных работ.

Вначале необходимо хорошо проработать по учебнику и другой рекомендованной литературе весь материал темы «Семя», а затем выполнять самостоятельную работу.

В работе в письменном виде необходимо дать ответы на поставленные вопросы. Ответы должны быть краткими, но достаточно полно освещать современное понятие состояния вопроса. Решения задач должны сопровождаться схемами и ход решения полностью записываться в тетради.

Задания для самостоятельной работы учащегося.

Задание 1.

Изучить имеющийся материал по заданной теме, используя материал данного пособия, школьный учебник и имеющиеся у тебя дополнительные пособия.

Выполнить лабораторную работу «Выделение крахмала, белка (клейковины), жира из семян», руководствуясь инструктивной карточкой:

Прочтите материал в учебнике, выполните последовательно все изложенные в нем действия по обнаружению в семенах органических веществ: крахмала, белка, жира.

Самостоятельная работа с учебником: 1) найдите в тексте главное отличие органических веществ от неорганических; 2) заполните схему «Состав семян».

Задание 2

А) Выполните лабораторную работу «Строение семян двудольных растений», рассмотрев крупные семена фасоли.

  1. Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли. Сравните их размеры и форму.
  2. На вогнутой стороне семени найдите рубчик — место прикрепления семени к семяножке.
  3. Над рубчиком находится маленькое отверстие — микропиле (от греческих слов «микрос» — и «пиле» — ворота). Оно хорошо заметно у набухшего семени. Через микропиле в семя проникают воздух и вода.
  4. Снимите блестящую плотную кожуру. Изучите зародыш. Найдите семядоли, зародышевые корешок, стебелек, почечку.
  5. Зарисуйте семя и подпишите названия его частей.
  6. Выясните, в какой части семени фасоли находятся питательные вещества.
  7. Пользуясь учебником, выясните, в каких частях семени запасают питательные вещества другие двудольные растения.        
  8. Заполнить схему:

Б) Что находится на поверхности семени фасоли?____________.
Из зародышевого стебелька развивается________________.
Запас питательных веществ находится в двух __________.
Зародыш фасоли состоит из двух _____________, корешка,__________. и _____________.

 Задание 3

А) Лабораторная работа «Изучение строения семян однодольных растений». Рассмотреть сухие и наклюнувшиеся зерновки пшеницы, готовый микропрепарат «Зерновка ржи (продольный разрез)», используя следующую инструктивную карточку.

1. Рассмотрите сухие и «наклюнувшиеся» зерновки пшеницы. Попробуйте снять кожицу с набухшей зерновки. Объясните, почему это трудно сделать.

2. Рассмотрите готовый микропрепарат продольного разреза зерновки ржи. Руководствуясь рисунком учебника, найдите эндосперм и зародыш.

3. Рассмотрите зародыш и найдите корешок, стебелек, почку, семядолю.

4. Зарисуйте схему строения зерновки пшеницы в тетради:

Б) Выполни письменно задания в тетради:

Лист 10

В) Какими буквами на рисунке обозначены семена однодольного и двудольного растений? Подпишите части этих семян, отмеченные на рисунках цифрами.

Задание 4.  

Вставь пропущенные слова

Питание и рост проростков

При набухании семени семенная _________ разрывается. Одновременно с поглощением _________ начинается активная деятельность, связанная с переводом запасных питательных веществ в растворимое состояние: крахмала – в сахар (вот почему проросшие семена пшеницы сладкие на вкус), жирных масел – в глицерин и жирные кислоты, белков – в аминокислоты. ____________ всасывают питательные вещества, которые используются зародышем, и он начинает __________. В результате усиленного питания начинают разрастаться различные органы зародыша. Первым обычно выходит ___________, укрепляющий растение в почве и начинающий самостоятельно всасывать воду, необходимую для перевода питательных веществ семени в усвояемую форму. Благодаря усиленному росту и делению клеток зародыша он превращается в ___________. Проросток растет некоторое время, поглощая питательные вещества из эндосперма или семядолей, затем переходит на самостоятельное питание. Чем крупнее семя (запасающая ткань), тем ___________ и __________ будет проросток._______________________________________________

(Кожура; воды; семядоли; расти; корешок; проросток; сильнее и крепче.)

Задание 5.

А) Какой процесс изображен на рисунке? Перечисли условия, необходимые для осуществления этого процесса.

1 ________________.

2 ________________.

3 ________________.

Б) При прорастании семени фасоли первым появляется ________________.
Из зародышевого корешка развивается _________________.
У фасоли образуется ___________ корневая система, которая состоит из _________ корня и _____________ корней.
Зародыш фасоли состоит из двух _________ , корешка ,___________, и __________.
Семя фасоли сверху покрыто _____________.

Задание 6.  Выполни задания.

А) Рядом с названиями зверей, птиц и насекомых запишите названия тех растений из списка, семена или плоды которых, по вашим наблюдениям, предположениям и мнению, могут быть использованы ими в пищу. Список желательно продолжить.

Глухарь – _______________________________________________________________

Синица – _______________________________________________________________

Свиристель – ____________________________________________________________

Сойка – _________________________________________________________________

Дрозд – _________________________________________________________________

Клест – _________________________________________________________________

Дятел – _________________________________________________________________

Воробей –_______________________________________________________________

Белка – _________________________________________________________________

Бурундук – ______________________________________________________________

Медведь – _______________________________________________________________

Ёж – ____________________________________________________________________

Мыши – _________________________________________________________________

Летучие мыши –__________________________________________________________

Хомяк – _________________________________________________________________

Суслик – ________________________________________________________________

Муравьи – ______________________________________________________________

Осы – __________________________________________________________________

Растения: зерновые злаки; полевые злаки; горох; фасоль; мышиный горошек; чина полевая; ель; сосна; кедровая сосна; лещина; рябина; калина; ирга; яблоня; груша; слива; вишня; клён; дуб; кислица.

Б) Внимательно рассмотри рисунок и подумай, каким способом могли бы распространяться изображенные на рисунке семена и плоды.

Заполни таблицу.

Название растений

Способ распространения

 

 

Задание 7.

А) Тесты по теме «Семя»

Выбери один правильный ответ из нескольких предложенных.

1. Семя голосеменных и покрытосеменных растений образуется из:

а) зиготы;

б) триплоидной клетки зародышевого мешка;

в) зародышевого мешка;

г) семязачатка.

2. Семязачатки находятся:

а) в тычинке;

б) в завязи пестика;

в) в пыльнике;

г) на рыльце пестика.

3. Семя большинства покрытосеменных растений состоит из:

а) зародыша;

б) эндосперма;

в) семенной кожуры;

г) зародыша, эндосперма, семенной кожуры.

4. Значение семенной кожуры:

а) содержит питательные вещества;

б) обеспечивает семя водой;

в) защищает семя от высыхания и повреждения;

г) укрепляет семя в почве.

5. Значение эндосперма в семени:

а) обеспечивает зародыш питательными веществами;

б) обеспечивает зародыш водой;

в) защищает семя от высыхания и повреждения;

г) укрепляет семя в почве.

6. Зародыш семени покрытосеменных растений состоит из:

а) зародышевой почки;

б) зародышевого стебелька;

в) зародышевого корешка;

г) зародышевых листьев, стебелька, корешка, почки.

7. Семядоля – это зародышевый:

а) лист;

б) стебелек;

в) корешок;

г) почка.

8. Щиток в семенах злаков – это:

а) видоизмененный стебелек;

б) видоизмененный корешок;

в) почка;

г) видоизмененная семядоля.

9. Для прорастания большинства семян необходимы:

а) свет, тепло, вода;

б) свет, вода;

в) вода, воздух;

г) воздух, вода, тепло.

10. Для прорастания большинства семян не является обязательным:

а) тепло;

б) воздух;

в) свет;

г) вода.

11. При прорастании из семени первым появляется:

а) зародышевый корешок;

б) почечка;

в) семядоли;

г) зародышевый стебелек.

12. Выросты и мясистые придатки на семени нужны для:

а) его питания;

б) его распространения;

в) его дыхания;

г) красоты.

13. В семенах содержится воды (в % от общего веса):

а) 5–10%;

б) 30–40%;

в) 50–60%;

г) 90–100%.

Ответы: 1–г; 2–б; 3–г; 4–в; 5–а; 6–г; 7–а; 8–г; 9–г; 10–в; 11–а; 12–б; 13–а.

Б) Кроссворд «Семена»

1 – однодольное растение, в семени которого зародыш окружен эндоспермом; 2 – название зернового растения; 3 – органическое вещество семени; 4 – след семяножки от семени; 5 – составная часть зародыша семени; 6 – составная часть зародыша семени; 7 – растение на начальной стадии развития.

Ответы: 1 – лук; 2 – злак; 3 – белок; 4 – рубчик; 5 – корешок; 6 – стебелек; 7 – проросток.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Тьюторское сопровождение проектно-исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательной школе"

Проект прошёл успешную апробацию в течение нескольких лет.  Мониторинг результативности положителен. Материалы проекта могут быть использованы учителями в рамках осуществления дополнительного ест...

Проект «Тьюторское сопровождение развития профессиональных горизонтов учащихся 8 «В» класса».

Для учащихся основной школы должно быть создано пространство выбора для самоопределения с целью конкретного видения своих профессиональных планов: кем быть, где продолжать обучение после 9 класса....

Проект тьюторского сопровождения

Тьюторство возникает там и тогда, где и когда появляются потребность и необходимые условия перехода к вариативности и индивидуализации образовательных программ....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ТЕХНОЛОГИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЛЯ ОСОЗНАННОГО ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ТЕХНОЛОГИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЛЯ ОСОЗНАННОГО ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ»...

Программа тьюторского сопровождения_2 класс

Программа тьюторского сопровождения. Данная программа направлена на реализацию задачь СИПР - специальной индивидуальной программы обучающегося 2б класса....

Проект: «Ступени успеха» Тьюторское сопровождение профессионального становления молодого и начинающего педагога - учителя английского языка

Тип  проекта:            управленческийУчастники проекта: Кужугет Шораана Владимировна, учитель английского языка, руководитель творческой г...